Интеллектуальная игра по литературе в 10 классе "Видел я берега Кубани"
учебно-методический материал по литературе (10 класс) на тему

Тахтаджян Любовь Васильевна

Данный урок по литературе позволяет повторить и закрепить изученный материал, связанный с творчеством А.С.Пушкина, развивает познавательный интерес учащихся, расширяет знания по истории Кубани.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon videl_ya_berega_kubani.doc45.5 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ СОШ №14

Туапсинский район

Краснодарский край

Интеллектуальная игра по литературе

в 10 классе

«Видел я берега Кубани»

                                                        Выполнила: Тахтаджян Л.В.

                                                        учитель русского языка и литературы

с.Кривенковское

2007 г.

Цель урока: повторение и закрепление изученного материала; развитие познавательного интереса; расширение знаний по истории Кубани.

Оборудование: портрет А.С. Пушкина, географическая карта Краснодарского края, сборники стихов А.С. Пушкина.

1 Гейм

«быстрее, быстрее!»

  1. Откуда взяты эти строки А.С. Пушкина о нашем крае: «Видел я берега Кубани и сторожевые станицы — любовался нашими казаками. Вечно верхом; вечно готовы драться; в вечной предосторожности!»?
  2. Кто был правнуком М.В. Ломоносова, участником Отечественной войны 1812 года, другом А.С. Пушкина и начальником Черноморской береговой линии?

Как увековечена память этого человека на Кубани?

  1. Какой эпизод войны 1812 года запечатлен в поэме «Кавказский пленник», когда поэт вспоминает об одном из своих знаменитых современников?

… Едва, едва расцвел и вслед отца — героя

В поля кровавые, под тучи вражьих стрел,

Младенец избранный, ты гордо полетел.

  1. Перед вами впечатления двух путешественников генерала Н.Н. Раевского и А.С. Пушкина. Что объединяет их зарисовки?

«Мы вышли на левый берег Дона, сели в кареты и пустились в путь, 200 верст ехали землями, принадлежащими Донскому войску, кои составляли степь безводную и необитаемую. (Н.Н. Раевский).

«Переход от Европы к Азии делается час от часу чувствительнее: леса исчезают, холмы сглаживаются, трава густеет являет большую силу растительности, показываются птицы, неведомые в наших лесах». (А.С. Пушкин).

2 гейм

Ты мне — я тебе.

  1. В письме к своему брату Льву Пушкину в сентябре года поэт упомянул, что он готовит записки о черноморских и донских казаках».

Почему он их не объединил одним словом — кубанские?

  1. Поэт не скрывает, что его Муза «любила бранные страницы».

Чем объясняется, что, характеризуя тогдашние кубанские страницы, он употребил это слово — бранные?

  1. В поэме «Кавказский пленник» современные исследователи находят несколько «кубанских» деталей.

Так ли это? Докажите.

  1. В этой же поэме есть строчки:

… И перед ним уже в туманах

Сверкали русские штыки,

И откликались на курганах

Сторожевые казаки.

В чем была необходимость казакам окликать друг друга в то время, когда они стояли на посту?

3 гейм

«Темная лошадка»

  1. Тазит — герой одноименной поэмы А.С. Пушкина из жизни горцев — рассказывает отцу, что он побывал: около станиц Кубани, близ лесных границ. Почему поэт написал «близ лесных границ», но не «близ полей»?
  2. Известно, что 12 августа 1820 года поэт был в Екатеринодаре. К этому времени у него была целая тетрадь записей о жизни казаков. По какой причине, находясь в главном казачьем городе, он не встретился ни с Захарием Чепигой, ни с Антоном Головатым — инициаторами и организаторами переселения запорожских казаков на Кубань?

4 гейм.

«Заморочки из бочки»

  1. После чего Пушкин мог написать такие строчки:

… А не в набегах отбивать

Коней с нагайскими быками.

И сбоя взятыми рабами

Суда в Анапе нагружать?

  1. А кто там у А.С. Пушкина «подговаривал некоторых казаков, населенных под Таганрогом, бежать за Кубань»?
  2. Назовите литературные произведения поэта, откуда взяты эти строчки о Кубани:

Простите, снежных гор вершины,

И вы, кубанские равнины;

Он едет к берегам иным,

Он прибыл из Тамани в Крым.

… Любила бранные станицы,

Тревоги смелых казаков,

Курганы, тихие гробницы,

И шум, и ржанье табунов.

… Ане набегах отбивать

Коней с нагайскими быками,

И с боя взятыми рабами

Суда в Анапе нагружать.

  1. Выделите из следующих произведений Пушкина, навеянных его поездкой по Кубани, то, что он осуществил, и то, что осталось в набросках: поэмы «Русская девушка и черкес», «Мстислав», «Тазит», «Кавказский пленник», а также «Путешествие Онегина» и «Роман на Кавказских водах».

5 гейм

«Гонки за лидером»

  1. Кто из литературных героев великого поэта побывал на Тамани?
  2. О каком древнерусском князе упомянутом в «Слове о полку Игореве», Пушкин хотел написать поэму после своего пребывания на Кубани?
  3. Известно, как поэт всегда дорожил своими друзьями и не скрывал своего сердечного отношения к ним. Но вот в книге очерков «Путешествие в Арзрум во время похода 1829 года» он с большой осторожностью пишет о своих прежних друзьях: «Многие из старых моих приятелей окружили меня. Как они переменились! Как быстро уходит время!»

Кто эти таинственныеы друзья поэта, о которых он пишет с такой осторожностью?

  1. В 1829 году Пушкин, направляясь на Кавказ по Черкасскому тракту (дорога проходила из Новочеркасска до Ставрополя частично проходила по северо-восточной части нашего края), заметил, что степные орлы сидят на кочках, означающих дорогу».

Известно, что именно по таким дорогам в слякоть и снежную непогоду путники часто блуждали.

Почему происходило такое?

  1. Что общего в военной службе М.Ю. Лермонтова и Льва Пушкина?
  2. Как увековечено имя А.С. Пушкина на карте нашего края?

  • Подведение итогов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интеллектуальная игра по литературе "Что? Где? Когда?"

Это сценарий мной проведённого открытого мероприятия по русской литературе интеллектуальная игра "Что? Где? Когда?" Материалы к нему звон гонга и тд. у меня имеются, постараюсь их тоже поместить. Игра...

Интеллектуальная игра по литературе "Турнир эрудитов" по поэме Н. В. Гоголя "Мертвые души"

Интеллектуальная игра по литературе «Турнир эрудитов» проводится для учащихся 9 класса после изучения поэмы Н. В. Гоголя «Мертвые души». Все мероприятие занимает ≈45 минут и делится на два этапа: викт...

Интеллектуальная игра по литературе

Игра состоит из 5 разделов: 1 "Нобелевские лауреаты"; 2 "Искусство слова и государство"; 3. "Их так звали"; 4. "Перифразы"; 5. "Богатыри". В каждом разделе 5 вопросов с определённым количеством баллов...

Велика мудрость народа! Интеллектуальная игра по литературе в 5 классе.

Эта игра  не только проверяет полученные на предыдущих уроках знания, но и расширяет кругозор пятиклассников (это разделы «Кстати…»). Также этот урок помогает привить интерес к своей народной кул...

Проект интеллектуальной игры по литературе в 6 классе по творчеству А.С. Пушкина "В мире пушкинских слов"

Литературная игра - это эффективная форма контроля знаний и умений учащихся. Школьников привлекает творческий характер заданий, неформальная обстановка, возможность проявить себе в каком-то новом каче...

Интеллектуальная игра по литературе в 8 классе «По произведениям русской литературы XIX века»

Цель: игра способствует формированию у учащихся внимательного отношения к деталям в художественном произведении, к ее роли и идейно-образной структуре.Правила игры: состоит из трех этапов, в ходе кото...

Интеллектуальная игра по литературе "Своя игра"

Интеллектуальная игра "Своя игра" для обучающихся 6 класса по повести А.С.Пушкина "Дубровский"...