Интеллектуальная игра по литературе в 10 классе "Видел я берега Кубани"
учебно-методический материал по литературе (10 класс) на тему
Данный урок по литературе позволяет повторить и закрепить изученный материал, связанный с творчеством А.С.Пушкина, развивает познавательный интерес учащихся, расширяет знания по истории Кубани.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
videl_ya_berega_kubani.doc | 45.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ СОШ №14
Туапсинский район
Краснодарский край
Интеллектуальная игра по литературе
в 10 классе
«Видел я берега Кубани»
Выполнила: Тахтаджян Л.В.
учитель русского языка и литературы
с.Кривенковское
2007 г.
Цель урока: повторение и закрепление изученного материала; развитие познавательного интереса; расширение знаний по истории Кубани.
Оборудование: портрет А.С. Пушкина, географическая карта Краснодарского края, сборники стихов А.С. Пушкина.
1 Гейм
«быстрее, быстрее!»
- Откуда взяты эти строки А.С. Пушкина о нашем крае: «Видел я берега Кубани и сторожевые станицы — любовался нашими казаками. Вечно верхом; вечно готовы драться; в вечной предосторожности!»?
- Кто был правнуком М.В. Ломоносова, участником Отечественной войны 1812 года, другом А.С. Пушкина и начальником Черноморской береговой линии?
Как увековечена память этого человека на Кубани?
- Какой эпизод войны 1812 года запечатлен в поэме «Кавказский пленник», когда поэт вспоминает об одном из своих знаменитых современников?
… Едва, едва расцвел и вслед отца — героя
В поля кровавые, под тучи вражьих стрел,
Младенец избранный, ты гордо полетел.
- Перед вами впечатления двух путешественников генерала Н.Н. Раевского и А.С. Пушкина. Что объединяет их зарисовки?
«Мы вышли на левый берег Дона, сели в кареты и пустились в путь, 200 верст ехали землями, принадлежащими Донскому войску, кои составляли степь безводную и необитаемую. (Н.Н. Раевский).
«Переход от Европы к Азии делается час от часу чувствительнее: леса исчезают, холмы сглаживаются, трава густеет являет большую силу растительности, показываются птицы, неведомые в наших лесах». (А.С. Пушкин).
2 гейм
Ты мне — я тебе.
- В письме к своему брату Льву Пушкину в сентябре года поэт упомянул, что он готовит записки о черноморских и донских казаках».
Почему он их не объединил одним словом — кубанские?
- Поэт не скрывает, что его Муза «любила бранные страницы».
Чем объясняется, что, характеризуя тогдашние кубанские страницы, он употребил это слово — бранные?
- В поэме «Кавказский пленник» современные исследователи находят несколько «кубанских» деталей.
Так ли это? Докажите.
- В этой же поэме есть строчки:
… И перед ним уже в туманах
Сверкали русские штыки,
И откликались на курганах
Сторожевые казаки.
В чем была необходимость казакам окликать друг друга в то время, когда они стояли на посту?
3 гейм
«Темная лошадка»
- Тазит — герой одноименной поэмы А.С. Пушкина из жизни горцев — рассказывает отцу, что он побывал: около станиц Кубани, близ лесных границ. Почему поэт написал «близ лесных границ», но не «близ полей»?
- Известно, что 12 августа 1820 года поэт был в Екатеринодаре. К этому времени у него была целая тетрадь записей о жизни казаков. По какой причине, находясь в главном казачьем городе, он не встретился ни с Захарием Чепигой, ни с Антоном Головатым — инициаторами и организаторами переселения запорожских казаков на Кубань?
4 гейм.
«Заморочки из бочки»
- После чего Пушкин мог написать такие строчки:
… А не в набегах отбивать
Коней с нагайскими быками.
И сбоя взятыми рабами
Суда в Анапе нагружать?
- А кто там у А.С. Пушкина «подговаривал некоторых казаков, населенных под Таганрогом, бежать за Кубань»?
- Назовите литературные произведения поэта, откуда взяты эти строчки о Кубани:
Простите, снежных гор вершины,
И вы, кубанские равнины;
Он едет к берегам иным,
Он прибыл из Тамани в Крым.
… Любила бранные станицы,
Тревоги смелых казаков,
Курганы, тихие гробницы,
И шум, и ржанье табунов.
… Ане набегах отбивать
Коней с нагайскими быками,
И с боя взятыми рабами
Суда в Анапе нагружать.
- Выделите из следующих произведений Пушкина, навеянных его поездкой по Кубани, то, что он осуществил, и то, что осталось в набросках: поэмы «Русская девушка и черкес», «Мстислав», «Тазит», «Кавказский пленник», а также «Путешествие Онегина» и «Роман на Кавказских водах».
5 гейм
«Гонки за лидером»
- Кто из литературных героев великого поэта побывал на Тамани?
- О каком древнерусском князе упомянутом в «Слове о полку Игореве», Пушкин хотел написать поэму после своего пребывания на Кубани?
- Известно, как поэт всегда дорожил своими друзьями и не скрывал своего сердечного отношения к ним. Но вот в книге очерков «Путешествие в Арзрум во время похода 1829 года» он с большой осторожностью пишет о своих прежних друзьях: «Многие из старых моих приятелей окружили меня. Как они переменились! Как быстро уходит время!»
Кто эти таинственныеы друзья поэта, о которых он пишет с такой осторожностью?
- В 1829 году Пушкин, направляясь на Кавказ по Черкасскому тракту (дорога проходила из Новочеркасска до Ставрополя частично проходила по северо-восточной части нашего края), заметил, что степные орлы сидят на кочках, означающих дорогу».
Известно, что именно по таким дорогам в слякоть и снежную непогоду путники часто блуждали.
Почему происходило такое?
- Что общего в военной службе М.Ю. Лермонтова и Льва Пушкина?
- Как увековечено имя А.С. Пушкина на карте нашего края?
- Подведение итогов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интеллектуальная игра по литературе "Что? Где? Когда?"
Это сценарий мной проведённого открытого мероприятия по русской литературе интеллектуальная игра "Что? Где? Когда?" Материалы к нему звон гонга и тд. у меня имеются, постараюсь их тоже поместить. Игра...
Интеллектуальная игра по литературе "Турнир эрудитов" по поэме Н. В. Гоголя "Мертвые души"
Интеллектуальная игра по литературе «Турнир эрудитов» проводится для учащихся 9 класса после изучения поэмы Н. В. Гоголя «Мертвые души». Все мероприятие занимает ≈45 минут и делится на два этапа: викт...
Интеллектуальная игра по литературе
Игра состоит из 5 разделов: 1 "Нобелевские лауреаты"; 2 "Искусство слова и государство"; 3. "Их так звали"; 4. "Перифразы"; 5. "Богатыри". В каждом разделе 5 вопросов с определённым количеством баллов...
Велика мудрость народа! Интеллектуальная игра по литературе в 5 классе.
Эта игра не только проверяет полученные на предыдущих уроках знания, но и расширяет кругозор пятиклассников (это разделы «Кстати…»). Также этот урок помогает привить интерес к своей народной кул...
Проект интеллектуальной игры по литературе в 6 классе по творчеству А.С. Пушкина "В мире пушкинских слов"
Литературная игра - это эффективная форма контроля знаний и умений учащихся. Школьников привлекает творческий характер заданий, неформальная обстановка, возможность проявить себе в каком-то новом каче...
Интеллектуальная игра по литературе в 8 классе «По произведениям русской литературы XIX века»
Цель: игра способствует формированию у учащихся внимательного отношения к деталям в художественном произведении, к ее роли и идейно-образной структуре.Правила игры: состоит из трех этапов, в ходе кото...
Интеллектуальная игра по литературе "Своя игра"
Интеллектуальная игра "Своя игра" для обучающихся 6 класса по повести А.С.Пушкина "Дубровский"...