И.А.Крылов, викторина
план-конспект занятия по литературе (5 класс) на тему

Мельник Наталья Владимировна

Материалы для проведения урока по басням И.Крылова

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vstrecha_s_i.a.krylovym_viktorina.doc38.5 КБ

Предварительный просмотр:

Встреча с И.А.Крыловым и его баснями.

Оформление. Портрет И.А.Крылова, иллюстрации к басням, выставка книг Крылова.

                                                                       Люблю, где случай есть пороки пощипать.

                                                                                                                        И.А.Крылов.

  1. Слово о писателе, баснописце драматурге И.А.Крылове.

Более двухсот лет прошло со дня рождения великого баснописца «дедушки Крылова», как любовно называет его народ, но басни его не устарели, учат нас понимать истинные нравственные ценности, народную мудрость, расширяют жизненный опыт.

Ведущий1. И.А.Крылов (1769-1844гг.) родился в Москве. Детство и отрочество его прошли в тяжелых условиях. Андрей Прохорович Крылов, отец будущего писателя, был армейским офицером. Своему сыну он оставил в наследство солдатский сундучок с книгами. Мать Крылова, Мария Алексеевна не знала грамоты, но была добра и умна от природы. После смерти отца Крыловы жили в глубокой нищете. Мать ходила читать и отпевать покойников в богатые дворянские и купеческие дома, а будущий баснописец начал служить в одном из казенных учреждений «подканцеляристом». Он рано познакомился с судейским произволом, взяточничеством, крючкотворством, унизительной атмосферой человеческого бесправия.

Ведущий 2. Будущий баснописец не учился в школе. Но в нем жила жажда знаний, а способностями он обладал исключительными. Он самоучкой овладел языками, математикой и стал высокообразованным для своего времени человеком.

Жизнь не баловала Крылова, и каждый шаг к успеху давался ему не даром. Крылов писал комедии для театра, выпускал журнал «Зритель». Но именно басня сделала его известным.

Ведущий 1. Крылов написал 205 басен. Он любил родину и считал своим долгом вести борьбу с недостатками общества. Интересы, навыки, привычки, выражения басенных персонажей близки и понятны самому широкому читателю. Из народного языка, из поговорок и пословиц черпал писатель многие свои сюжеты. По воспоминаниям одного из современников, Крылов «посещал с особенным удовольствием народные сборища, торговые площади, кулачные бои, где толкался между пестрою толпою, прислушиваясь с жадностью к речам простолюдинов…»

Ведущий 2. По определению Гоголя, басни Крылова – «книга мудрости самого народа». В.Г.Белинский высоко ценил творчество Крылова, говорил, что его будет читать весь русский народ. В наши дни басни Крылова переведены на 60 языков мира.

Ведущий 1. Иногда задумываешься: а что, если бы в баснях речь шла только о животных? Что, если бы персонажи и «мыслили» по-звериному? Или, напротив, действовали бы в них только люди? Пожалуй, все бы и пропало. Ведь «душа» крыловской басни в этом «органическом синтезе человеческого и звериного, соединении тонком, тактичном и потому никак не оскорбительном».

  1. Выступление учащихся.
  1. Крылов отрицательно относился к царю Александру1, который много обещал и ничего не сделал для народа. Царя и его министров высмеял в басне «Квартет».
  2. В 1810 году Александр 1 перестроил Государственный Совет, разделив его на четыре департамента. Во главе каждого из них стоял министр. Однако законов никаких для облегчения жизни народа не последовало. Крылов высмеял это бесплодное мероприятие.
  3. Басня никогда не бывает нудной, навязчивой. Она поучает незаметно, мудро, лукаво, весело. Некоторые басни похожи на спектакли, их легко инсценировать.
  1. Басня « Квартет» (учащиеся инсценируют басню, в руках инструменты – картонные скрипки, баса, альта).

Ведущий 1. Чему учит эта басня? (Разоблачает хвастунов, самоуверенных, берущихся не за свое дело.)

Ведущий 2. Есть у Крылова басни, в которых нет вывода, но сама сцена, коротенький сюжет заставляют задуматься.

  1. Басня «Демьянова уха» (Учащиеся инсценируют басню).

Ведущий 1. Какие слова из этой басни часто употребляются в нашей речи? (Сыт по горло, катился градом пот…)

  1. Выразительное чтение наизусть басни «Волк на псарне».

Ведущий 2. Какому событию посвящена басня? (Басня «Волк на псарне» была написана Крыловым во время Великой Отечественной войны 1812г. французы заняли Москву. Наполеон предложил Кутузову заключит мир, но предложение было отвергнуто, и вскоре началось изгнание французов из России. И.А.Крылов

  1. Каждая басня имеет своих действующих лиц.

Рассмотрим иллюстрации к басням какие строчки вспоминаются?

Ведущий 1. Сегодня были и артистами, и иллюстраторами, и знатоками басен И.А.Крылова, произведения которого останутся для нас умной и нужной книгой. Этим и дорог нам Крылов – актер, художник, музыкант. Он сам читал свои басни, и замечательно!

Ведущий 2. Стихотворение М.В.Исаковского о Крылове и его баснях.

              Кто не слыхал его живого слова?

                 Кто в жизни с ним не встретился своей?

                 Бессмертные творения Крылова

                 Мы с каждым годом любим все сильней.

                 Все знал и видел ум певца пытливый,

                 Всего сильней желая одного,

                 чтоб жили жизнью вольной и счастливой

                 Народ его и родина его.

Ведущий 1.Мы пригласили вас в театр,

          Чтоб рассказать, что знаем о Крылове,

          Раскрыть свой начинающий талант

          И показать, как исполняли роли.

  1. Заключительное слово.

Поэт Батюшков писал о Крылове: «Это человек – загадка, и великая!»

А великий критик Белинский восхищенно заметил: «Слава Крылова все будет расти и пышнее расцветать до тех пор, пока не умолкнет звучный и богатый язык в устах великого и могучего народа русского».

Дедушка Крылов по-прежнему безраздельно царствует в басенном мире.

Викторина по басням И.А.Крылова

  1. В каком городе баснописцу Крылову поставлен памятник?(В Петербурге, в Летнем саду).
  2. Что означает «квартет»? (Музыкальное произведение для четырех инструментов.)
  3. Из каких басен взяты эти строки?

А) Да только воз и ныне там. («Лебедь, рак и щука»)

Б) Не оставь меня, кум милый!

   Дай ты мне собраться с силой

   И до вешних только дней

   Покорми и обогрей! («Стрекоза и муравей»)

В) А вы, друзья, как ни садитесь,

   Все в музыканты не годитесь. («Квартет»)

Г) Вертит очками так и сяк:

   То к темю их прижмет,

   То их на хвост нанижет,

   То их понюхает, то их полижет;

   Очки не действуют никак. («Мартышка и очки»)

Д) У сильного всегда бессильный виноват:

   Тому в истории мы тьму примеров слышим,

   Но мы истории не пишем. («Волк и ягненок»)

Е) Голубушка! Как хороша!

Ну что за шейка, что за глазки!

Рассказывать, так, право, сказки! («Ворона и лисица»)

Ж) он порча, он чума, он язва здешних мест!

(А Васька слушает да ест) («Кот и повар»)

з) Вот то-то мне и духу придает,

что я совсем без драки,

могу попасть в большие забияки. («Слон и Моська»)

  1. Каждый герой басни олицетворяет собой определенные качества. Какие качества олицетворяют Волк, Осел, Ягненок, Лиса?
  2. Многие басни содержат выражения, ставшие пословицами и поговорками. Объясните их смысл.

А) «Слона-то я и не приметил»,

Б) «Кукушка хвалит петуха за то, что хвалит он Кукушку»,

В) «Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдет»,

Г) «На задних лапках я хожу»,

Д) «Чем кумушек считать трудиться, не лучше ль на себя, кума, оборотиться?»,

Е) «Да только воз и ныне там»,

Ж) «…рыльце у тебя в пуху».

  1. В каких случаях употребляется выражение «демьянова уха»?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

И.А.Крылов. "Пусть звери мои за меня говорят"

Цели урока: познакомить учащихся с биографией баснописца; указать на жанровые признаки басни; развивать умения понимать иносказательный подтекст басен и их мораль; познакомить учащихся с предшес...

Методическая разработка урока литературы в 5 классе по теме «Басни. И. А Крылов: "Звери мои за меня говорят". Басня "Волк на псарне"».

Урок литературы в 5 классе по программе Г.И. Беленького.Тема урока: «Басни. И. А Крылов. "Звери мои за меня говорят". Басня "Волк на псарне"».Цели: познакомить с биографией И. Крылова,...

А.И.Крылов.Жизнь и творчество.

Презентация сопровождает литературный праздник, посвященный великому русскому баснописцу....

И.А. Крылов. Узнай басни по иллюстрациям. Викторина

Эта презентация поможет учителю на уроках по творчеству И.А.Крылова вспомнить изученные басни....

Крылов И.А. Басня "Ларчик". Презентация, контрольная работа (тест), викторина к уроку литературы в 6 кл.

Материалы к уроку литературы в 6 кл. по теме "И.А. Крылов. "Ларчик". Презентация,  фонохрестоматия (читает В. Гафт),  контрольная работа  (тест)  по теме "Басни", викторина. Цели:...

Викторина для детей «Человек без родины, что птица без крыльев»

Викторина «Человек без родины, что птица без крыльев»...

Крылов И.А. викторина по биографии

Викторина по биографии И.Крылова...