Крылов И.А. Басня "Ларчик". Презентация, контрольная работа (тест), викторина к уроку литературы в 6 кл.
учебно-методический материал по литературе (6 класс) по теме
Материалы к уроку литературы в 6 кл. по теме "И.А. Крылов. "Ларчик". Презентация, фонохрестоматия (читает В. Гафт), контрольная работа (тест) по теме "Басни", викторина.
Цели:
- продолжить изучение творчества И.А. Крылова;
- проанализировать басню "Ларчик" как пример критики "мнимого мудреца" и неумелого хвастуна;
- выявить общечеловеческие нравственные ценности, утверждающиеся в баснях;
- развить интерес к художественному слову;
- проверить знания по теме "Басня".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Контрольная работа (тест) по теме "Басни". К уроку литературы в 6 кл. Вариант 1,2 | 18.72 КБ |
Презентация. Фонохрестоматия. Крылов И.А. Басня "Ларчик" | 2.91 МБ |
Тест. Басни Крылова. 6 кл. | 18.57 КБ |
Викторина. Басни. 6 кл. | 16.41 КБ |
Предварительный просмотр:
6 класс.
Контрольная работа по теме «Басня».
Вариант 1.
- Мораль басни - это:
а) краткое изречение, которое автор помещает перед текстом, чтобы помочь читателю понять основную мысли произведения;
б) краткий поучительный вывод;
в) художественный приём, основанный на иносказательном изображении предметов и явлений;
г) та часть басни, в которой описываются основные события.
- Назовите автора басни «Муха»:
а) И.А. Крылов; б) Ж. де Лафонтен;
в) Эзоп; г) И.И. Дмитриев.
- В басне «Ларчик» И.А. Крылов высмеивает:
а) пустое мудрствование; б) жадность;
в) невежество; г) самолюбование.
- В какой басне говориться о том, что об искусстве часто берутся судить невежды?
а) «Листы и Корни»; б) «Ларчик»;
в) «Осёл и Соловей» г) «Ворона и Лисица».
- Из какой басни эти строки? Запишите автора и название:
От басни завсегда
Нечаянно дойдёшь до были.
Случалось ли подчас вам слышать, господа:
«МЫ сбили! МЫ решили»?____________________________________
- Какой художественный приём лежит в основе басни?_____________
- В чём заключается мораль басни «Листы и Корни»?
- Приведите примеры крылатых слов и выражений, вошедших в наш язык из произведений известных вам баснописцев.
_________________________________________________________
6 класс.
Контрольная работа по теме «Басня».
Вариант 2.
- Басня – это:
а) меткое народное выражение, вошедшее в нашу речь;
б) краткий иносказательный рассказ поучительного характера;
в) произведение устного народного творчества, повествование, основанное на вымысле;
г) краткий устный рассказ с остроумной концовкой.
- И.И. Дмитриев написал басню:
а) «Свинья под Дубом»; б) «Муха»;
в) «Осёл и Соловей»; г) «Листы и Корни».
- Найдите мораль басни «Ларчик»:
а) «А Ларчик просто открывался»;
б) «Избави Бог и нас от этаких судей»;
в) «От басни завсегда
Нечаянно дойдёшь до были.
Случалось ли подчас вам слышать, господа:
«Мы сбили! Мы решили!»?
г) «Случается нередко нам
И труд, и мудрость видеть там,
Где стоит только догадаться
За дело просто взяться».
- В чём иносказательный смысл басни «Листы и Корни»?
а) без корней дерево погибнет;
б) Листы справедливо считают, что они - «краса долины всей»;
в) Корни не умеют ценить красоту;
г) процветание государства зависит от всех социальных слоёв общества.
- Из какой басни эти строки? Запишите автора и название:
А та, поднявши нос,
В ответ ей говорит: «Откуда?- Мы пахали!»______________________
- Как называется иносказательное изображение предмета или явления с целью наглядно показать его существенные черты?________________
- В чём заключается мораль басни «Осёл и Соловей»?
- Приведите примеры крылатых слов и выражений из произведений И.А. Крылова.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
И.А. Крылов (1769-1844) О каких важных и интересных фактах из биографии писателя вы узнали из статьи?
И.А. Крылов - писатель-сатирик , издатель сатирических журналов, переводчик , баснописец , академик Императорской академии наук по отделению русского языка и словесности.
Какие произведения принесли известность Крылову?
Словарная работа: Басня - жанр литературы; короткий рассказ (чаще стихотворный), обычно про животных, говорящих и действующих по-человечески. Ларчик - небольшая шкатулка, маленький ларец.
Басня как жанр литературы Басня- жанр сатирической поэзии, небольшое произведение, преимущественно стихотворное, нравоучительного характера. Цель басни: осмеяние человеческих пороков, недостатков общественной жизни. Часто вводится диалог, придающий оттенок комедийности. Наличие морали (нравоучения): в начале или конце басни. Иногда мораль только подразумевается. Наличие аллегории: иносказательное изображение событий и героев Часто героями являются животные. Язык басни преимущественно разговорный.
Выразительное чтение басни «Ларчик»
Анализ басни «Ларчик» Над чем смеётся автор в басне? Выражено ли в тексте отношение Крылова к « механике мудрецу»? Какие пороки высмеивает писатель в этой басне? Найдите мораль басни.
Работа с иллюстрациями к басне. Как данные рисунки соотносятся с текстом басни? Какая из иллюстраций понравилась вам больше всего и почему? Такими ли вы представляли себе героев басни?
Попробуйте перечислить пороки человека, которые высмеивает Крылов в своих баснях.
Контрольная работа по теме «Басня» Вариант 1,2.
Д/З Басня «Ларчик»- выразительное чтение. Вопрос №4 из рубрики «Размышляем над прочитанным»- стр.43 Составить «Копилку крылатых слов и выражений», вошедших в язык из произведений Крылова.
Автор шаблона для данной презентации: Фокина Лидия Петровна учитель начальных классов МКОУ «СОШ ст. Евсино» Искитимского района Новосибирской области Сайт http://linda6035.ucoz.ru/
Предварительный просмотр:
6 класс.
Контрольная работа (тест) по теме: «Басни».
Вариант 1.
А1. Басня – это:
- меткое народное выражение, вошедшее в нашу речь,
- краткий иносказательный рассказ поучительного характера (может быть в стихотворной форме),
- произведение устного народного творчества, повествование, основанное на вымысле,
- краткий устный рассказ с остроумной концовкой.
А2. И.И. Дмитриев написал басню:
- «Муха», 3) «Осёл и Соловей»,
- «Свинья под Дубом», 4) «Листы и Корни».
А3. Найдите мораль басни «Ларчик»:
- «А ларчик просто открывался»,
- «Избави бог и нас от этаких судей»,
- «От басни завсегда
Нечаянно дойдёшь до были.
Случалось ли подчас вам слышать, господа:
,,Мы сбили! Мы решили!,,» ,
- «Случается нередко нам
И труд и мудрость видеть там,
Где стоит только догадаться
За дело просто взяться».
А4. В чём иносказательный смысл басни «Листы и Корни»?
- без корней дерево погибнет,
- Листы справедливо считают, что они «краса долины всей»,
- Корни не умеют ценить красоту,
- процветание государства зависит от всех социальных слоёв общества.
В1. Из какой басни эти строки? Запишите автора и название.
А та, поднявши нос,
В ответ ей говорит: «Откуда? Мы пахали!» ___________________________
В2. Как называется иносказательное изображение предмета или явления с целью наглядно показать его существенные черты? ____________________
С1. В чём заключается мораль басни «Осёл и Соловей»? ________________
_________________________________________________________________
6 класс.
Контрольная работа (тест) по теме: «Басни».
Вариант 2.
А1. Мораль басни – это:
- краткое изречение, которое автор помещает перед текстом, чтобы помочь читателю понять основную мысль произведения,
- краткий поучительный вывод,
- художественный приём, основанный на иносказательном изображении предметов и явлений,
- та часть басни, в которой описываются основные события..
А2. Назовите автора басни «Муха»:
- И.А. Крылов, 2) Ж. де Лафонтен,
- Эзоп, 4) И.И. Дмитриев.
А3. В басне «Ларчик» И.А. Крылов высмеивает:
- пустое мудрствование, 3) невежество,
- жадность, 4) самолюбование.
А4. В какой басне говорится о том, что об искусстве часто берутся судить невежды?
- «Листы и корни», 3) «Осёл и Соловей»,
- «Ларчик», 4) «Ворона и Лисица».
В1. Из какой басни эти строки? Запишите автора и название.
От басни завсегда
Нечаянно дойдёшь до были.
Случалось ли подчас вам слышать, господа:
«Мы сбили! Мы решили!» ___________________________
В2. Какой художественный приём лежит в основе басни? _________________________________________________________________
С1. В чём заключается мораль басни «Листы и Корни»? ________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Ключ к тесту.
Вариант 1:
А1-2, А2-1, А3-4, А4-4, В1- И.И. Дмитриев «Муха», В2- аллегория.
Вариант 2:
А1-2, А2-4, А3-1, А4-3, В1- И.И. Дмитриев «Муха», В2- аллегория.
Литература:
Н.Е. Егорова. Поурочные разработки по литературе. 6 кл.- М.: ВАКО, 2014 - стр.33-35.
Предварительный просмотр:
6 класс.
Викторина
«Знаешь ли ты басни И.А. Крылова»?
- Продолжи выражение:
1. А ларчик… (просто открывался).
2. А Васька слушает… (да ест).
3. А вы, друзья, как ни садитесь… (всё в музыканты не годитесь).
4. У сильного всегда… (бессильный виноват).
5. Кукушка хвалит петуха за то… (что хвалит он кукушку).
- Из какой басни эти слова? (Назовите басню)
1. У сильного всегда бессильный виноват. («Волк и Ягнёнок»)
2. Да только воз и ныне там. («Лебедь, Щука и Рак»)
3. Голубушка! Как хороша!
Ну что за шейка, что за глазки!
Рассказывать, так, право, сказки! («Ворона и Лисица»)
4. Вот то-то мне и духу придаёт,
Что я совсем без драки
Могу попасть в такие забияки! («Слон и Моська»)
5. А вы, друзья, как ни садитесь,
Всё в музыканты не годитесь. («Квартет»)
6. Бессильному не смейся
И слабого обидеть не моги! («Лев и Комар»)
7. А Васька слушает да ест. («Кот и Повар»)
8. Быть сильным хорошо, быть умным лучше. («Лев и Человек»)
9. Сильнее кошки зверя нет. («Мышь и Крыса»)
- Словарик крылатых выражений из басен И.А. Крылова. Объяснить значение выражения.
- Демьянова уха. (Чрезмерное угощение, что-то настойчиво предлагаемое)
- Как белка в колесе. (Употребляется по отношению к человеку, находящемуся в постоянных хлопотах, иногда безрезультатных)
- Мартышкин труд. (Бесполезный труд, напрасные страдания)
- Дразнить гусей. (Стараться не задеть кого-либо, не вызвать раздражения)
- А ларчик просто открывался. (Употребляется в отношении найденного просто решения, поначалу кажущегося сложным)
- А Васька слушает да ест. (Употребляется по отношению к человеку, который, не оспаривая обращённых к нему доводов, продолжает делать по-своему)
- Видит око, да зуб неймёт. (Употребляется по отношению к чему-нибудь видимому, но недостигаемому, недоступному)
- Избави бог и нас от этаких судей! (Употребляется по отношению к людям, высказывающим своё мнение по тем вопросам, в которых они совершенно некомпетентны)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Психологические тесты на уроках литературы
Как ни стараются составители программ по литературе превратить этот школьный предмет в нечто сугубо наукообразное, литература, на мой взгляд, по-прежнему призвана будоражить умы и души человечес...
из опыта работы по теме "Уроки литературы в малокомплектной школе"
В данном материале представлен обобщенный опыт работы по теме "Уроки литературы в малокомплектной школе"...
тесты к урокам литературы
Тесты к урокам литературы 9-11 классы, выполненные в программе My Test...
Организация исследовательской работы учащихся на уроках литературы через групповую форму организации ученической деятельности
В статье определены особенности организации групповой работы, изложены требования к учебному материалу, даны советы по комплектованию групп, обозначены функции учителя, предложен план групповой ...
Тест к уроку литературы в 8 классе "Знаете ли Вы содержание романа А. С. Пушкина "Капитанская дочка"?
Данный тест позволит проверить, насколько хорошо обучающиеся знают содержание романа...
Интерактивный тест к уроку литературы в 7 классе по стихотворению В.Маяковского "Необычайное происшествие, бывшее с В.Маяковским летом на даче"
Интерактивная презентация-тест к уроку литературы в 7 классе по стихотворению В.Маяковского "Необычайное происшествие, бывшее с В.Маяковским летом на даче". Данную презентацию можно использовать как и...
Тесты к урокам литературы
Мною разработаны тесты к урокам литературы для 10 классов...