"слово о Тютчеве" . Заседание литературной гостиной
материал по литературе (10 класс) на тему

Федосеева Любовь Дмитриевна

Материал можно использовать на первом уроке - знакомство с биографией Ф.И. тютчева или во внеклассной работе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon slovo_o_tyutcheve.doc51.5 КБ

Предварительный просмотр:

Заседание литературной гостиной

«Слово о Тютчеве»

Мело, мело по всей земле,

Во все пределы.

Свеча горела на столе,

Свеча горела...

( Глинка ноктюрн «Разлука». Женский голос.)

Фото

Вед.1    Чуть колеблется пламя свечи, выхватывая из тьмы лицо уже немолодого человека. Скорбная дума легла на чело. Горькие складки очертили рот. Тяжёлый проницательный взгляд скрыт за стёклами очков...

Лицо философа, познавшего тайны бытия в их трагедии и восторге.

О чём молчит он?

О чём вопрошает нас оттуда, из 19 века?

( Глинка, самое начало, до льющихся аккордов.)

                                   

Вед. 2   Первая встреча с Тютчевым происходит слишком рано и безотчётно – в школьном детстве, - когда ещё не помнят авторов, а просто читают подряд стихотворные строки, наивно полагая, что написал их просто ПОЭТ, вообще ПОЭТ.

                    «Весенняя гроза» «Зима недаром злится...»

Чародейкою зимою

Околдован, лес стоит –

И под снежной бахромою,

Неподвижною, немою,

Чудной жизнью он блестит.

                                            ( Читают 6-классники ).

За этой безмятежной картиной зимнего леса трудно расслышать подлинный голос Тютчева, почувствовать «бездны и взлёты» его философской лирики. Поэтому будем считать, что сегодня состоится наша первая встреча с поэтом.

Фото 1

Вед. 3  Фёдор Иванович Тютчев родился 23 ноября 1803 года в самом центре России, в Орловской губернии. Будущий поэт получил блестящее образование в домашних стенах, а потом продолжил учёбу в Московском университете.

Фото 2.

Вед.2  После окончания университета 18-летний Фёдор Тютчев поступает на службу в Коллегию иностранных дел и почти сразу же в качестве дипломата уезжает в столицу Баварии Мюнхен.

Фото 3.

.Вед.3 Двадцать два долгих года проведёт Тютчев вдали от России. И самое удивительное, что там, находясь постоянно в иноязычной среде, будучи женатым на немке, не знавшей русского языка, пользуясь в обиходе почти исключительно французским, Тютчев сумеет овладеть тайной родной речи. За границей окрепнет и расцветёт поэтический талант Фёдора Ивановича Тютчева.

Вед.2 Он никогда не считал себя профессиональным поэтом. Стихи были необходимым средством самовыражения, тайной страстью этого блестящего дипломата, светского острослова. Он не стремился печататься, но под напором друзей изредка отправлял свои стихотворения в русские журналы и альманахи.

 

Вед.3 Пушкинская эпоха почти проглядела Тютчева, только не сам Пушкин. В 1836 году он опубликовал в своём журнале «Современник»  «Стихотворения, присланные из Германии», с таинственной подписью «Ф.Т.» Загадка господина Ф.Т. была раскрыта только в 50-е годы, благодаря Некрасову, и поэтический мир узнал о существовании замечательного русского лирика Ф.И.Тютчева.

                              Silencium

Вед.1 «Без Тютчева нельзя жить, » - говорил Лев Толстой.

«О Тютчеве не спорят. Кто его не чувствует, тем самым доказывает, что он не чувствует поэзии, » - писал Тургенев.

Стихи Тютчева поражают воображение величественной картиной мироздания.

Небесный свод, горящий славой звездной,

Таинственно глядит из глубины, -

И мы плывём, пылающею бездной

Со всех сторон окружены.

Природа в его поэзии живая, одухотворённая. Отвечая Базаровым всех времён, провозгласившим : «Природа не храм, а мастерская», Тютчев писал:

Не то, что мните вы природа...

Чтение ст-ия полностью.

За каждым явлением природы Тютчев умеет ощутить всю её колоссальную и загадочную жизнь – и в свете дня, и во тьме ночи, и в весеннем буйстве, и в смиренном увядании.

«Есть в осени первоначальной...»

«Осенний вечер».

Вед.3 Прекрасен этот видимый и осязаемый мир, но под ним таится древний и могучий Хаос, первозданная стихия, которая - рано или поздно – поглощает, растворяет в себе всё живое, и саму человеческую жизнь.

«О чём ты воешь, ветр ночной...»

Трагическое мироощущение поэта не разрешается унылым отчаянием. Напротив, в его стихах звучит мужественный голос борца:

«Два голоса».

Это стихотворение очень любил Александр Блок, русский поэт 20 века. Вслед за Тютчевым он мог бы повторить: «Блажен, кто посетил сей мир В его минуты роковые.»

Вед.2 Время, в которое выпало жить Тютчеву, не было спокойным. 50-годы 19 века. Поражение России в Крымской войне, нищета и бедствия народа, глупость и ничтожество правителей. Российская империя, которая ещё недавно казалась Тютчеву Утёсом и Великаном, трещит по всем швам. В одном из частных писем поэт назвал правление Николая I « 30-летним режимом глупости, развращённости и злоупотреблений».

Вед.1 В эти годы Тютчев дважды – на французский и русский – переводит знаменитое четверостишие Микельанджело, в котором звучит и горечь переводчика:

Молчи, прошу, не смей меня будить...

О, в этот век, продажный и постыдный,

Не жить, не чувствовать – удел завидный.

Отрадно спать – отрадней камнем быть.

В этот век люди были заражены безверием. Трагизм существования проецировался и на человеческие отношения, на любовь. В любви поэт всегда искал спасения от внешнего мира и от самого себя. Тютчев мог бы сказать о себе: «Любим – значит существую». Да, ему важно было ощущать рядом с собой преданное и нежное сердце. А благодарностью становились прекрасные стихи.

Романс «Я встретил вас...»

Медленный вальс.

Вед.2 Лучшее и самое значительное в любовной лирике Тютчева связано с именем Елены Александровны Денисьевой

Фото.

Елена Александровна Денисьева происходила из старого, но обедневшего дворянского рода. Мать её умерла рано. Отец женился вторично. Девушка жила у своей тётки, инспектрисы Смольного института. В Смольном Елена Александровна воспитывалась вместе с дочерьми Тютчева. Денисьевой было 24 года, Тютчеву 47, когда они полюбили друг друга.

С умудрённой проникновенностью, первым в нашей лирике, так как первый дожил, поэт поведал нам:

«О, как на склоне наших лет

Нежней мы любим и суеверней...»

  - чтение ст-ия «Последняя любовь»

Эта любовь длилась 14 лет, до самой смерти Денисьевой. Полюбив страстно и безоглядно, молодая женщина целиком отдалась своему чувству, пренебрегая общественным мнением. Как водится в таких случаях, свет бывает более снисходителен к мужчине и ничего не прощает женщине. Если в жизни Тютчева не произошло никаких видимых перемен, то Денисьевой пришлось испить всю горькую чашу отверженности. Её перестали принимать прежние светские знакомые, отец от неё отрёкся. Тётка вынуждена была уйти из института.

«О, как убийственно мы любим...»

«Не говори: меня он, как и прежде, любит... »

Двусмысленность положения, жестокость света, непомерные страдания подточили слабое здоровье Денисьевой. Она умерла от чахотки 4 августа 1864 года в возрасте 38 лет, оставив Тютчеву троих детей, младшему из которых не было и четырёх лет.

Вивальди. «Сицилиана» с льющейся мелодии 4 такта.

«Весь день она лежала в забытьи...

Вед.1 В эти страшные дни Тютчев писал: «Всё во мне убито: мысль, чувство, память – всё. Пустота, страшная пустота... И даже в смерти не предвижу облегчения. Ах, она мне на земле нужна, а не там где-то. Сердце пусто, мозг изнеможён, даже вспоминать о ней, вызывать её живую в памяти, как она была, глядела, говорила, и этого не могу.Страшно...Невыносимо... Писать более не в силах, да и что писать? » Тютчев уезжает за границу, но и путешествие не приносит успокоения. В письмах на Родину поэт вновь и вновь вызывает образ Денисьевой.

 Чтец.      «Не живётся... не живётся... гноится рана, не заживает. Только при ней и для неё был я личностью, только в её любви, в её беспредельной любви я сознавал себя... Теперь всё изведано, всё решено. Теперь я убедился на опыте, что этой страшной пустоты во мне ничто не наполнит. Ничто не помогло, ничто не утешило. Не живётся, не живётся, не живётся...»

«О, этот юг, о эта Ницца...»

Старшая дочь Тютчева Анна Фёдоровна, увидевшись с отцом в Германии, писала в своём дневнике:

Чтец «Он был в состоянии, близком к помешательству, повергнут в ту мучительную скорбь, в то же отчаяние об утрате земных радостей. Он всеми силами души был прикован к этой земной страсти, предмета которой не стало. И это горе, всё увеличиваясь, переходило в отчаяние, которое было недоступно утешениям религии и доводило его, по природе нежного и справедливого, до раздражения и несправедливости в отношении к его жене и ко всем нам. Я не могла больше верить, что Бог придёт на помощь его душе, жизнь которой была расстроена земной и незаконной страстью.»

( Отрывок из новеллы  Ю.Нагибина «Сон о Тютчеве». СС., т. 4, стр. 243-244 )

    ... Был тот час суток, который французы называют «между собакой и волком». Солнце ещё только погружалось в сизо-синюю тучу, застлавшую на западе горизонт, а уже в березняке церковной свечечкой затеплилась луна. Под небесной распрей затихла земля, ни звука в просторе, только слабые шаги Фёдора Ивановича по иссушённой земле...

                      Среди миров, в мерцании светил

                      Одной звезды я повторяю имя, -

сладко сказалось в сердце. Нет, для этих стихов ещё не настало время. Их скажут потом, лет через пятьдесят. Надо что-то оставить будущим поэтам, чтоб новыми голосами понесли в мир его слово.

                       И если мне сомненье тяжело,

                       Я у неё одной молю ответа...

    - Стоп! – пусть, пусть всё это скажет в свой час другой во утоление собственной боли.

       От жёсткого большака опять заломило ноги. Он перебрался через заросшую лопухами обочину и пошёл по обгорелой жёлтой траве, задевая не сдающийся засухе колючий чертополох с пунцовыми цветками.

      Он остановился, трудно дыша. И вдруг – от боли, от одиночества, от непоправимого своего сиротства в мире – заплакал. Дрожащей рукой вытащил из кармана носовой платок и прижал к глазам. Когда же отнял от лица совсем мокрый платок, вокруг было так темно, будто он все глаза выплакал. Нет, просто померкло ликующее небо, солнце скрылось, а луна, вставшая над рощей, давала свет тихий, приглушённый. Мокрые от слёз губы прошептали:

                      Вот бреду я вдоль большой дороги

                      В тихом свете гаснущего дня,

                      Тяжело мне, замирают ноги...

                      Друг мой милый, видишь ли меня?

           Ветер скользнул по лицу, остудив глаза, щёки, губы. Ему стало знобко, домой бы поворотить, но зазвучавшие в нём стихи вытеснили все другие соображения. Он продолжал, оглянув мглеющий простор:

                      Всё темней, темнее над землёю –

                      Улетел последний отблеск дня...

                      Вот тот мир, где жили мы с тобою,

                      Ангел мой, ты видишь ли меня?

           Он говорил с Еленой Александровной, с Лёлей. Обращение не было приёмом. Тут вообще не было никакой поэтической риторики. Душа стала словом и выражала себя напрямую.

                      Завтра день молитвы и печали,

                      Завтра память рокового дня...

                      Ангел мой, где б души ни витали,

                      Ангел мой, ты видишь ли меня?

      Глубокий голос Елены Александровны тихо и отчётливо произнёс: «Вижу, вижу, бедный друг мой, и слышу».

      -  Сим отпущаеши! – проговорил другой голос, почти шёпотом, но

словно бы под хрустальным куполом.

        И всё – тишина, сумрак, одинокий старик у дороги...

               Музыка. («Лунная»)

Вед.2 На девять лет пережил Ф.И.Тютчев Денисьеву. Нелёгкой была его жизнь, жизнь человека с мятущейся,страстной душой, вечно горящего « на высоком и чистом огне мысли.»

«Мотив Гейне».

Давайте помедлим немного, задержимся в прошлом, продлим очарование поэзии и музыки. Послушаем романсы на стихи поэтов 19 века, которые мог слушать Тютчев. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Заседание литературной гостиной "Н.А. Некрасов: исповедь, проповедь, покаяние"

Заседание литературной гостиной, посвящённое жизни и творчеству Н.А. Некрасова...

заседание литературной гостиной "Идет война священная..."

Заседание литературной гостиной ко Дню Победы...

Сценарий литературной гостиной, посвященный жизни и творчеству Ф.И.Тютчева

Сценарий литературной гостиной, посвященный жизни и творчеству Ф.И.Тютчева. Кажется, нет русского человека, который не знал бы со школьной скамьи «Весенней грозы», «Весенних вод», «Чародейкою Зимою…»....

Литературная гостиная по творчеству А.Фета и Ф.Тютчева " Единство духа, любви и боли"

Материал, представленный в методической разработке в форме литературной гостиной, позволит учащимся полнее узнать не только интересные факты биографии поэтов, но и рассмотреть особенность в изображени...

Заседание литературной гостиной, посвященной 200-летию со дня рождения М.Ю.Лермонтова "Пока свеча горит"

Разработка внеаудиторного мероприятия к юбилею М.Ю.Лермонтова.  Миниспектакль...

Фотоматериалы открытого заседания литературной гостиной, посвященной 200-летию со дня рождения М.Ю.Лермонтова "Пока свеча горит"

Презентация содержит фотографии  литературной гостиной с творческим названием "Пока свеча горит"...

Сценарий заседания литературной гостиной "Рождественские встречи о детях и для детей"

В сценарии рассказывается об  историях  из  Библии и илитературных произведениях о Рождестве...