Конспект интегрированного урока по теме «Скатерть – самобранка. Путешествие в сказочную кулинарию»
методическая разработка по литературе (10, 11 класс) на тему
Методическая разработка интегрированного урока по УД "Русский язык и литература" и спецдисциплинам в группе,обучающейся профессии "Повар,кондитер"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_uchebnogo_zanyatiya_po_teme.docx | 54.83 КБ |
Предварительный просмотр:
План учебного занятия по теме
«Скатерть – самобранка. Путешествие в сказочную кулинарию»
Преподаватели: Фёдорова Т.В., преподаватель спецдисциплин по профессии «Повар, кондитер», Маслякова Е.В., преподаватель русского языка и литературы
Мастер производственного обучения Малиновская Т.А.
Интеграция профессиональных модулей и учебных дисциплин:
- ПМ 01 Приготовление блюд из овощей и грибов
- ПМ 02 Приготовление блюд и гарниров из круп, бобовых и макаронных изделий, яиц, творога, теста
- ПМ 03 Приготовление супов и соусов
- ПМ 04 Приготовление блюд из рыбы
- ПМ 05 Приготовление блюд из мяса и домашней птицы
Учебные дисциплины общеобразовательного цикла:
- русский язык и литература
Цели:
Образовательные:
- обобщение и систематизация знаний по модулям: ПМ 01 Приготовление блюд из овощей и грибов, ПМ 02 Приготовление блюд и гарниров из круп, бобовых и макаронных изделий, яиц, творога, теста, ПМ 03 Приготовление супов и соусов, ПМ 04 Приготовление блюд из рыбы, ПМ 05 Приготовление блюд из мяса и домашней птицы
- закрепление в игровой форме практических умений по указанным выше модулям
- определение уровня овладения знаниями по указанным модулям
- осуществление связи теории с практикой;
- расширение диапазона профессиональных знаний
- повторение темы «Лексика»
- повторение жанра сказка
Развивающие:
- развитие у обучающихся образного, логического и технологического мышления
- вторичное осмысление уже известных знаний, выработка умений по применению знаний и способов действий при решении практических задач и проблемных ситуаций
- развитие умения быть собранным, способности мобилизации знаний для достижения результата
- развитие умения анализировать, сравнивать и выделять главное
- развитие критического мышления
- развитие устной и письменной речи обучающихся
Воспитательные:
- привитие обучающимся интереса к выбранной профессии
- воспитание умения работы в группах, ответственности за общий результат, корректности при обсуждении вопросов
- вовлечение учащихся в соревнование;
- создание на занятии положительной культурно-речевой среды и атмосферы комфортного доверительного общения
- воспитание стремления к достижению более высоких результатов при получении профессии
- предоставление возможности учащимся для самовыражения как личности
Задачи:
- повторить элементы модулей: ПМ 01 Приготовление блюд из овощей и грибов, ПМ 02 Приготовление блюд и гарниров из круп, бобовых и макаронных изделий, яиц, творога, теста, ПМ 03 Приготовление супов и соусов, ПМ 04 Приготовление блюд из рыбы, ПМ 05 Приготовление блюд из мяса и домашней птицы
- систематизировать знания и способы действий по модулям
- совершенствовать ранее усвоенные знания и способы действий
- научить применять знания и способы действий при решении практических задач
- повышать компетентность обучающихся в решении практических жизненных задач, связанных с использованием знаний и умений
- способствовать повышению мотивации обучающихся на уроке, используя игровую форму работы
- воспитывать аккуратность и опрятность при выполнении практической работы
- продолжить работу над выразительным чтением
- способствовать:
- творческому самовыражению.
- повышению престижа профессии "Повар, кондитер";
- формированию творческих способностей учащихся;
- вовлечению учащихся в соревнование;
- расширению диапазона профессиональных знаний
Формирование профессиональных компетенций:
ПК 01. Производить первичную обработку, нарезку и формовку традиционных видов овоще и плодов, подготовку пряностей и приправ.
Готовить и оформлять основные и простые блюда и гарниры из традиционных видов овощей и грибов.
ПК 02. Производить подготовку зерновых продуктов, жиров, сахара, муки, яиц, молока для приготовления блюд и гарниров.
Готовить и оформлять каши и гарниры из круп и риса, простые блюда из бобовых и кукурузы.
Готовить и оформлять простые блюда и гарниры из макаронных изделий.
Готовить и оформлять простые блюда из яиц и творога.
Готовить и оформлять простые мучные блюда из теста с фаршем.
ПК03. Готовить бульоны и отвары.
Готовить простые супы.
Готовить отдельные компоненты для соусов и соусные полуфабрикаты.
Готовить простые холодные и горячие соусы.
ПК 04. Производить обработку рыбы с костным скелетом
Производить приготовление или подготовку полуфабрикатов из рыбы с костным скелетом.
Готовить и оформлять простые блюда из рыбы с костным скелетом.
ПК 05. Производить подготовку полуфабрикатов из мяса, мясных продуктов и домашней птицы.
Производить обработку и приготовление основных полуфабрикатов из мяса, мясопродуктов и домашней птицы.
Готовить и оформлять простые блюда из мяса и мясных продуктов.
Готовить и оформлять простые блюда из домашней птицы.
Формирование общих компетенций:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
Развивать эстетическую чувствительность, ощущать красоту создаваемого продукта профессиональной деятельности.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценивать и корректировать собственную деятельность, нести ответственность за результаты своей работы.
ОК 4. Осуществлять поиск и использовать информацию, необходимую для эффективного выполнения профессиональных задач
ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством и клиентами.
ОК 9 Создавать продукт, отличающийся новизной, оригинальностью, уникальностью.
Планируемые результаты:
Личностные:
- Понимание сущности и социальной значимости своей будущей профессии,
- Проявление к ней устойчивого интереса
Познавательные:
- Развитие способности осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач
Коммуникативные:
- Умение работать в команде, эффективно сотрудничать с однокурсниками
- преодоление неуверенности себе, приобретение навыков общения, выступления перед аудиторией
- Использование информационно – коммуникативных технологий в профессиональной деятельности
Методы обучения: практический, словесный, наглядный с применением презентации, работа с раздаточным материалом, словарная работа
Форма организации учебной деятельности обучающихся: групповая
Комплексно – методическое обеспечение:
- Презентация
- Блюда, приготовленные обучающимися (домашнее задание)
- Посуда, инвентарь, столовые приборы, скатерть, салфетки
- раздаточный материал, тест
Предварительная работа обучающихся:
1. Деление группы на две команды по желанию учащихся
2. Подготовка театрализованных сценок и выразительного чтения сказки
3. Подготовка сообщений «Кулинария – это наука», «Кулинария – это искусство»
4. Подготовка сообщения об употреблении алкоголя в России
5. Приготовления блюд
Содержательный этап
Основные этапы работы | Содержание деятельности участников образовательного процесса | |
1 | Организационный момент | Взаимное приветствие обучающихся и преподавателя Мотивация учебной деятельности. Прослушивание фрагмента песни В.Долиной «Пастораль» Сценка с участием обучающейся и преподавателя. Связь кулинарии и сказки (преподаватели) -Что такое скатерть-самобранка? Постановка цели и задач урока |
2 | Повторение, актуализация знаний | Проверка и закрепление профессиональных знаний по элементам модулей, проверка и оценка практических умений по модулям 1. Модуль 04 «Приготовление блюд из рыбы» – Что было одним из главных продуктов питания человека с незапамятных времён? – Назовите сказку, в которой из героини хотели сварить «добрую уху», да она откупилась – Не случайно мы начали урок именно с этой сказки, что общего у щуки со скатертью – самобранкой? Тест Представление обучающимися блюда из рыбы 2. Модуль 05 «Приготовление блюд из мяса и домашней птицы» Сценка с участием обучающихся – Назовите самую известную сказочную часть курицы, которая является частью строения? – Откуда они взялись, почему избушка на курьих ножках? Практическое задание: приготовить полуфабрикат «шницель столичный» (по одному обучающемуся из команды) Представление блюда из птицы обучающимися 3.Модуль 02 «Приготовление блюд и гарниров из круп, бобовых и макаронных изделий, яиц, творога, теста» – В каком произведении 19 века, которое мы читали на 1 курсе, тоже появляется скатерть – самобранка? (Н.А.Некрасов. Поэма «Кому на Руси жить хорошо») –Какие яства хотят получить от неё мужики? – Да, крепостным мужикам не хватало хлебушка. Между тем в «Домострое» (что это?) предписывалось «в скоромные дни давать хлеб решетный, щи каждый день да кашу с ветчиной жидкую». – В каких сказках появляются изделия из теста? Обучающиеся отвечают на вопросы, кто быстрее Представление блюда обучающимися – Какие блюда, как утверждает пословица, являются пищей нашей? Обучающиеся выполняют задания: 4. Модуль 03 «Приготовление супов и соусов» - Перечислите виды щей - Что используют в качестве жидкой основы для щей? - Удали лишнее – Из чего варил щи солдат в известной сказке? –Выразительное чтение обучающейся отрывка из сказки – Какие нарушения технологии допустил солдат при варке щей? – В чём мораль сказки? –Да, не по – научному варил кашу солдат, да получилась сказка – искусство. Что же такое кулинария – наука или искусство? Обучающиеся (по группам) приводят аргументы, доказывающие, что «Кулинария – это наука» или «Кулинария – это искусство» Представление блюда обучающимися 5. Модуль 02 «Приготовление блюд и гарниров из круп, бобовых и макаронных изделий, яиц, творога, теста» – Назовите пословицы о каше, кто больше Тест «Да – Нет» Составление технологической карты приготовления гречневой рассыпчатой каши Представление блюда обучающимися – Отгадайте, к какой сказке иллюстрация (открываем квадратики на слайде презентации)? («Курочка Ряба») Обучающиеся отвечают на вопросы по модулю 02 Представление блюда обучающимися 6. Модуль 01 «Приготовление блюд из овощей и грибов» Чёрный ящик. Отгадайте, что за продукт здесь находится (подсказки на слайдах) Обучающиеся отвечают на вопросы по модулю |
3 | Обобщение и актуализация знаний | – А теперь давайте составим сказочное меню. Какие сказки мы вспомнили сегодня на уроке? Какие блюда благодаря сказкам мы приготовили сегодня? – В песне, которой мы открыли урок, прозвучал фразеологизм «под сурдинку». – Что такое фразеологизм? – Что означает выражение «под сурдинку»? – Названия каких сказок стали крылатыми выражениями, фразеологизмами, каково их значение? – Не случайно А.С.Пушкин сказал: «Сказка ложь, да в ней намек! Добрым молодцам урок» – Ну а закончим мы наш урок – сказку известным рефреном русских народных сказок: «И я там был. Мед, пиво пил. По усам текло, а в рот не попало». Что это за мёд и пиво пили расскажет нам Сообщение обучающейся |
4 | Рефлексия | Сказочное гадание |
5 | Подведение итогов урока | Подведение итогов соревнования команд. Песня В.Долиной. Кулинария – искусство и наука, а также её роль в системе семейных ценностей. |
Ход урока
I. Организационная часть:
Деление группы на две команды по желанию учащихся.
II. Мотивация учебной деятельности
Звучит песня Вероники Долиной «Пастораль»
1. Маслякова Е.В.:
Эта песня Вероники Долиной, автора и исполнителя песен, переносит нас в сказку. Казалось бы, какая связь между сказкой и кулинарией?
2. Сценка с участием обучающихся:
– Мама, что у нас на обед?
– У-у, опять суп и курица. Не хочу!
– А что же ты хочешь?
– Ну, что-нибудь такое волшебное, сказочное!
3. Маслякова Е.В.:
Разве еда может быть сказочной? Сказки живут в книжках, ну, в крайнем случае, в детских спектаклях или фильмах, но уж никак не на кухне, скажет скептический читатель. И будет не прав! Конечно, в будни нам почти никогда не хватает времени на разные кулинарные изыски. Но иногда вполне можно побаловать семейство необычным, прямо таки сказочным обедом. Самое важное – создать волшебную атмосферу! Давайте вместе перечитаем старые детские сказки и попробуем создать сказку на нашей кухне.
4. Фёдорова Т.В.:
Как вы думаете, как питались герои братьев Гримм? Мне почему-то представляется, что их кормила уютная старушка в белоснежном чепце. Она хозяйничала в теплой, натопленной кухне, позвякивая начищенной до зеркального блеска посудой, мурлыкала под нос старинные песенки и ловко стряпала удивительно сытные сказочные кушанья.
5. Маслякова Е.В.:
Сказки! Веселые и грустные, страшные и смешные, они знакомы нам с детства. С ними связаны наши первые представления о мире, добре и зле, о справедливости.
Сказки любят и дети и взрослые. Они вдохновляют писателей и поэтов, композиторов и художников. По сказкам ставятся спектакли и кинофильмы, создаются оперы и балеты. Сказки пришли к нам из глубокой древности. Рассказывали их нищие странники, портные, отставные солдаты.
Сказка – один из основных видов устного народного творчества. Художественное повествование фантастического, приключенческого или бытового характера.
Любимый герой русских сказок – Иван-царевич, Иван-дурак, Иван – крестьянский сын. Это бесстрашный, добрый и благородный герой, который побеждает всех врагов, помогает слабым и завоевывает себе счастье.
Важное место в русских волшебных сказках отведено женщинам – красивым, добрым, умным и трудолюбивым. Это Василиса Премудрая, Елена Прекрасная, Марья Моревна или Синеглазка.
Издавна сказки были близки и понятны простому народу. Фантастика переплетается в них с реальностью. Живя в нужде, русские люди мечтали о коврах-самолетах, о дворцах, о скатерти-самобранке…
– Что такое скатерть – самобранка?
(Ска́терть - самобра́нка, хлебосолка – волшебная скатерть, на которой чудесным образом появляются кушанья. В сказках поход в тридесятое царство за царевной превращается в многотрудное утомительное испытание. Чтобы не растерять сил, герою надо время от времени подкрепляться. Роскошные яства всегда готова сотворить из ничего скатерть-самобранка, работающая по принципу «все включено». После окончания трапезы объедки и грязную посуду можно аккуратно сложить в скатерть и идти дальше.)
– Как вы думаете, почему народ придумал этот волшебный предмет?
(Самый мучительный страх средневекового человека - ужас голода, и поэтому он выдумывает такой волшебный предмет.)
Эта скатерть знаменита
Тем, что кормит всех досыта,
Что сама собой она
Вкусных кушаний полна.
– И сегодня мы частенько вспоминаем скатерть – самобранку, правда, иносказательно. В каком значении или каких значениях мы используем сегодня это выражение?
(1. Жарг. шк. Шутл. Повар в школьной столовой.
2. Сегодня «скатерть-самобранка» употребляется с долей юмора в ситуации неожиданно богатого угощения)
– Сегодня мы совершим путешествие и накроем свою скатерть – самобранку, составим своё сказочное меню. Сказочное меню, потому что оно будет состоять из названий сказок, которые мы будем называть сегодня на уроке, запоминайте их, чтобы в конце урока перечислить. А скатерть – самобранка у нас уже расстелена, осталось только появиться кушаньям.
6. Фёдорова Т.В.:
Сообщает тему, цели и задачи урока
III. Повторение, актуализация знаний
А
1. Маслякова Е.В.:
– Что было одним из главных продуктов питания человека с незапамятных времён? (Рыба)
– Назовите сказку, в которой из героини хотели сварить «добрую уху», да она откупилась.
2. Обучающаяся со слайда зачитывает отрывок из сказки:
«Слез Емеля с печки, обулся, оделся, взял ведра да топор и пошел на речку.
Прорубил лед, зачерпнул ведра и поставил их, а сам глядит в прорубь. И увидел Емеля в проруби щуку. Изловчился и ухватил щуку в руку:
- Вот уха будет сладка!
Вдруг щука говорит ему человечьим голосом:
- Емеля, отпусти меня в воду, я тебе пригожусь.
А Емеля смеется:
- На что ты мне пригодишься?.. Нет, понесу тебя домой, велю невесткам уху сварить. Будет уха сладка.
Щука взмолилась опять:
- Емеля, Емеля, отпусти меня в воду, я тебе сделаю все, что ни пожелаешь.»)
– Не случайно мы начали урок именно с этой сказки, что общего у щуки со скатертью – самобранкой?
(Сделает всё, что ни пожелаешь)
3. Фёдорова Т.В.:
Раздаёт тесты с вопросами по теме «Рыба» и цветные карточки по вариантам ответов, которые обучающиеся крепят на доску с помощью магнитов.
ТЕСТ
1) Назовите рыб семейства окунёвых:
а) судак, ёрш
б) судак, налим
2) Какие виды полуфабрикатов из рыбы используют при варке:
а) рыбу в целом виде, порционные полуфабрикаты, мелко – кусковые полуфабрикаты
б) рыбу в целом виде, порционные полуфабрикаты, кроме чистого филе
3) Какие виды панировки используют при приготовлении полуфабрикатов для жарения основным способом:
а) мучную, красную, белую хлебную
б) двойную, мучную, красную, белую хлебную
4) Какие ингридиенты входят в основной состав котлетной массы:
а) рыба, хлеб, соль, перец
б) чистое филе рыбы, хлеб без корок, жидкость, соль, перец
5) С какой целью в рыбную котлетную массу добавляют часть отварной рыбы:
а) для увеличения вязкости
б) для увеличения рыхлости
6) Чем отличаются полуфабрикаты котлет от полуфабрикатов биточков:
а) особенностями рецептуры
б) формой полуфабрикатов
7) С какой целью в рыбную котлетную массу добавляют хлеб:
а) для увеличения рыхлости
б) для повышения сочности
Проверка выполнения.
4. Маслякова Е.В.:
Интересно как сохраняли рыбу. "Поймавши рыбу, приколоть, обмакнуть в воду и валять в снегу, пока хорошенько вся обледенеет, и укладывать в воз, почему рыба, если ее сваришь, будет точно такая вкусом, как живая". Покрытая несколькими слоями льда, рыба сохранялась так хорошо, что, как писал один старинный журнал, "нужно иметь очень тонкий и привычный вкус, чтобы отличить такую рыбу от живой". Называли эту рыбу маканой.
5. Представление блюда из рыбы обучающимися: щука фаршированная «Щука загадочная»
Б
1. Фёдорова Т.В.:
Наряду с рыбой мясо служило важнейшим продуктом питания. Первым блюдом всегда были жареные лебеди. Сегодня мясо этой птицы не в ходу, его вполне заменяет мясо куры.
2. Сценка с участием обучающихся:
Кот Базилио и Лиса Алиса.
Лиса Алиса: Подайте бедным нищим коту и лисе на корочку хлеба и блюдечко молока…
Кот Базилио: На жареного гуся и молочного порося…
Лиса Алиса (одергивая кота): На крошечку картошечки и лучка немножечко…
Кот Базилио: На рака красного и куря прекрасного!
3. Маслякова Е.В.:
– Назовите самую известную сказочную часть курицы, которая является частью строения?
– Откуда они взялись, почему избушка на курьих ножках?
(Сказочные «курьи ножки» некогда были «курёными ножками», т.е. столбами (чаще дубовыми), частично вкопанными в землю, на которых изба строилась приподнятой от земли. Чтобы предохранить от гниения вкопанные в землю части столбов, их обязательно «курили» (или «обкуривали»), т.е. обжигали на огне до образования тонкого обугленного слоя. Затем врывали в землю так, чтобы 10-15 см обкуренной (обугленной) части были над уровнем земли (так в деревнях поступают и сейчас при постройках различных сараев). Затем в детских сказках «курёные» ножки превратились в «курьи», да еще и умеющие ходить – так было значительно сказочнее.)
4. Фёдорова Т.В.:
Практическое задание: приготовить полуфабрикат «шницель столичный» (по одному обучающемуся из команды)
5. Представление блюда из птицы обучающимися: шницель «Костяная нога»
В
1. Маслякова Е.В.:
– В каком произведении 19 века, которое мы читали на 1 курсе, тоже появляется скатерть – самобранка?
– Какие яства хотят получить от неё мужики?
"Не надо бы и крылышек,
Кабы нам только хлебушка
По полупуду в день,-
И так бы мы Русь-матушку
Ногами перемеряли!"-
Сказал угрюмый Пров.
"Да по ведру бы водочки",-
Прибавили охочие
До водки братья Губины,
Иван и Митродор.
"Да утром бы огурчиков
Соленых по десяточку",-
Шутили мужики.
"А в полдень бы по жбанчику
Холодного кваску".
"А вечером по чайничку
Горячего чайку..."
– Да, крепостным мужикам не хватало хлебушка. Между тем в «Домострое» (что это?) предписывалось «в скоромные дни давать хлеб решетный, щи каждый день да кашу с ветчиной жидкую».
(«в скоромные дни (О пище: запрещенный церковными правилами к употреблению во время постов (см. пост 2) - молочный, мясной. Скоромная пища. Скоромный стол. Скоромное масло (животное, не растительное))
Постная пища: О пище: употребляемый во время поста1, не мясной, не молочный. Есть постное (сущ.). Постное масло (растительное)
Хлеб решетный — из муки, просеянной через решето)
– В каких сказках появляются изделия из теста? (слайды)
(«Колобок», «Гуси – лебеди», «Маша и медведь», «Красная шапочка»)
2. Фёдорова Т.В.:
Обучающиеся отвечают на вопросы, кто быстрее
1. Какие виды сырья используют для приготовления дрожжевого теста?
2. Перечислите изделия из дрожжевого теста, приготовленного безопарным способом.
3. Из каких операций складывается процесс приготовления дрожжевого теста?
4. Что такое опара?
5. Как приготовить для замеса теста дрожжи (Команды тянут карточку с заданием):
а) сухие
б) прессованные
3. Маслякова Е.В.:
Какой болезнью, по-вашему, болеют профессиональные повара? В жизни не догадаетесь! Их мучит мания величия, а лавры Зураба Церетели просто не дают им покоя. Я поняла это, перелистывая книгу рекордов Гиннеса. А чем иначе объяснить, что чуть ли не каждый выпускник кулинарного техникума мечтает о создании чего-то такого грандиозного, монументального и величественного? Жаль только, что недолговечного. И ведь не честолюбивые планы движут этими самоотверженными людьми, поскольку неблагодарные потомки даже имен их не запомнят. Зато всю оставшуюся жизнь работники ножа и топора (кухонного, разумеется) будут рассказывать своим внукам, как они готовили омлет размером с небольшой стадион или сладкий гоночный автомобиль в натуральную величину для Михаила Шумахера.
Вот возьмем, к примеру, сандвич (разновидность бутерброда. Состоит из двух или нескольких ломтиков хлеба (часто булки) и одного или нескольких слоёв мяса и/или других начинок. Отличие от бутерброда. Бутерброд — это ломоть хлеба, на который кладутся ингредиенты. Классический бутерброд — это хлеб с маслом. Сэндвич (сандвич) состоит из начинки, помещенной между двумя ломтями хлеба). Казалось бы, что может быть проще и обыденнее? Однако и тут есть, где развернуться кулинарному монументализму. Самый большой в мире сандвич приготовили в Мексике на глазах сотен зрителей. Все сооружение весило три с лишним тонны, а каждая из его сторон составляла три с половиной метра в длину. Хлебную основу испекли в печах, специально построенных по этому случаю. Двадцать четыре повара положили на хлеб более ста кусков ветчины и сыра, несколько грядок салата и сотни упаковок майонеза.
Впрочем, как говорил один наш известный политик, «что вы заладили – сандвич, сандвич... Есть простое русское слово – бутерброд». Вот и московские специалисты решили дать достойный ответ буржуйскому сандвичу и изготовить простой русский бутерброд с красной икоркой. Приготовление заняло более семи часов. На создание бутерброда ушло 75 кг икры, 80 кг сливочного масла и 40 кг белого хлеба. В итоге получился гигант длиной более 10 м. На сей момент это самый длинный бутерброд с красной икрой.
Повара – гигантоманы извращаются, как могут! Размах их кулинарных порывов способен поразить даже самое смелое воображение. То итальянцы испекут пиццу (итальянское национальное блюдо в виде круглой открытой лепешки, покрытой в классическом варианте томатами и расплавленным сыром) длиной 130 метров (ее потом хватило на 2000 кусков), то киприоты соорудят кебаб (общее наименование популярных в странах Ближнего Востока, Закавказья и Центральной Азии блюд из жареного мяса) высотой в два метра и шириной в метр, то немцы завернут штрудель (вихрь, воронка, водоворот; австрийское мучное блюдо в виде рулета из скрученного трубкой листового теста с различной начинкой) длиною 1674 метра. И хорошо еще, если рекорд пойдет впрок – на благотворительные цели или просто будет роздан всем страждущим. А вот в Голландии недавно тамошние кондитеры, тоже одержимые манией величия, испекли свадебный торт (на свадьбу своего венценосного принца Вильяма-Александра и его избранницы Мазимы). Торт получился весом 5 тонн, а высотой 18 метров. Над этим чудом кулинарного искусства трудились 75 поваров в течение трех недель. Однако молодоженам так и не дали занести нож над своим свадебным тортом и попробовать хотя бы кусочек. Шутка ли дело – тортик трехнедельной свежести!
4. Представление блюда обучающимися: расстегаи «Гостинец для Бабы – яги»
Г
1. Фёдорова Т.В.:
– Какие блюда, как утверждает пословица, являются пищей нашей?
(Щи да каша – пища наша)
Первые два задания выполняют у доски, кто даст больше ответов и быстрее
1. Перечислите виды щей (щи, щи из свежей капусты с картофелем, щи по-уральски, щи из квашеной капусты с картофелем, щи суточные, вегетарианские, зелёные).
2. Что используют в качестве жидкой основы для щей? (бульоны: костный, мясо – костный, куриный, рыбный, грибной отвар)
Команды получают карточки с перечнем продуктов, задание – удали лишнее:
3. Перечислите продукты, входящие в щи суточные. Задание: убери лишнее:
Щи суточные: грудинка копченая, свинокопчености, бульон, томат-паста, перловая крупа, коренья и лук, квашеная капуста, чеснок.
4. Как приготовить тушёную капусту для щей суточных?
Капуста тушеная: капуста, вода, морковь, лук, сахар, белые коренья,уксус, мука, соль, томат-паста.
5. Какие продукты входят в состав зелёных щей?
Щи зеленые: вода или бульон, картофель, сырое яйцо, лук и петрушка, шпинат, щавель, картофель, капуста, соль.
2. Маслякова Е.В.:
– Из чего варил щи солдат в известной сказке?
У солдата тонкий нюх | В чугунок с водою кинул И ухватом в печь задвинул. |
– Какие нарушения технологии допустил солдат при варке щей?
– В чём мораль сказки? Сказка умная: находчивость славит, жадность осуждает. Да, не по – научному варил кашу солдат, да получилась сказка – искусство. Что же такое кулинария – наука или искусство?
3. Проверка домашнего задания: задание по группам – найти аргументы, доказывающие:
I группа: Кулинария – это наука,
II группа: Кулинария – это искусство.
4. Представление блюда обучающимися: щи суточные «Щи мудрые»
Д
1. Маслякова Е.В.:
– Назовите пословицы о каше, кто больше
("Каша - кормилица наша", "Без каши семью не накормишь", "Без каши обед не в обед", "Кашу маслом не испортишь", "Сам заварил кашу, сам и расхлебывай", " Один у каши сирота", "Хороша кашка, да мала чашка", "Заварил кашу, так не жалей и молока (и масла")!", Кашевар живет сытее князя", " Без каши обед не в обед", "С ним каши не сваришь")
2. Фёдорова Т.В.:
1) Тест «Да – Нет»
1. Манную крупу перед варкой промываем? (нет)
2. Перед варкой пшенную крупу промывают горячей водой? (да)
3. Рисовая крупа варится дольше всех? (нет)
4. Пудинги пышней запеканок? (да)
5. Для приготовления биточков из круп кашу варят рассыпчатую? (нет)
6. К щам суточным подают рассыпчатую рисовую кашу? (нет)
2) Составить технологическую карту приготовления гречневой рассыпчатой каши: поставить цифры в соответствии с порядком приготовления
Крупу подготавливаем | 1 |
Закладываем крупу | 3 |
В кипящую воду добавляем соль и сливочное масло | 2 |
Подаем с молоком, сливочным маслом, пассированным репчатым луком | 5 |
Варим при слабом кипении | 4 |
3. Маслякова Е.В.:
У восточнославянских племен был обычай – при заключении мирного договора с противником варить вместе с ним кашу и есть ее. Каша являлась символом союза, и без нее мирный договор не мог войти в силу. Даже брачные пиры называли «кашею».
4. Представление блюда обучающимися: каша гречневая рассыпчатая «Каша молодильная»
Е
1. Маслякова Е.В.:
– Отгадайте, к какой сказке иллюстрация (открываем квадратики)
2. Фёдорова Т.В.:
1. Как проверить яйца на доброкачественность?
2. Каким количеством яичного порошка можно заменить одно яйцо?
3. Назовите виды яиц в зависимости от сроков хранения.
4. Назовите время варки яиц «всмятку», «в мешочек», «вкрутую».
5. Какие блюда из яиц вы знаете?
6. Как приготовить омлет?
7. Какая связь существует между качеством яичницы – глазуньи и солью?
8. Почему нельзя удлинять продолжительность варки и жаренья яиц?
3. Представление блюда обучающимися: яйца фаршированные «Золотой век Курочки – рябы»
Ж
1. Маслякова Е.В.:
Чёрный ящик. Отгадайте, что за продукт здесь находится (подсказки на слайдах)
1. Была во избах она царицею стола
И всех она кормила от стара до мала
2. Её варили-жарили,
Её солили-парили,
Сушили и варенье варили из неё,
Её мариновали,
Да с квасом подавали...
3. Без неё дня не жили,
Довольны ею были.
Коль летом — прямо с грядки,
Коренья сочны, сладки;
Зимой кормила сытно, от хвори берегла
4. В Европе она не росла,
и голодно там было,
Вот потому Европа Америку открыла,
И привезла оттуда картофель и табак…
5. А вот теперь Наука
Открыла, что лимону до неё далеко.
Редиску с редькой тоже
она заткнёт за пояс
6. Пускай картошка широко
всему известна свету,
Про неё сказка есть у нас,
а про картошку — нету
– Добавлю, что все подсказки мы взяли из «Оды репе»!
– Прародительницей овощных культур, возделываемых на Руси, по праву можно считать репу. Многие русские старинные блюда готовились из нее.
2. Фёдорова Т.В.:
1. К какой группе овощей относится репа? (корнеплод)
2. Как используется репа в кулинарии? (для первых блюд и салатов)
3. Назовите способы нарезки репы для первых блюд (кубики)
4. Назвать способы тепловой обработки при приготовлении репы (варка, запекание, тушение)
3. Маслякова Е.В.:
Из огородных культур наряду с капустой широко использовалась в пищевом рационе русских репа. До XVIII века она имела то же значение, что сейчас картофель. Репа входила в состав почти всех кулинарных изделий, особенно щей, использовалась как начинка для пирогов, для популярного тогда блюда – ушного, а также в других блюдах. Ее употребляли в сыром, печеном и вареном виде. Даже квас делали из репы. Следы ее в меню наших предков уходят в глубокую старину – еще до возникновения Московского княжества. Собирали урожай обычно в сентябре, этот день именовался «репорезом».
IV. Обобщение
1. Маслякова Е.В.:
– А теперь давайте составим сказочное меню. Какие сказки мы вспомнили сегодня на уроке?
(«По щучьему велению», «Золотой ключик», «Колобок», «Гуси – лебеди», «Маша и медведь», «Красная шапочка», «Щи из топора», «Горшочек каши», «Курочка Ряба», «Репка»)
– В песне, которой мы открыли урок, прозвучал фразеологизм «под сурдинку».
– Что такое фразеологизм?
(устойчивое сочетание слов, в котором одно слово нельзя заменить другим, имеет переносно – образное значение. Крылатые слова — устойчивый фразеологизм образного или афористического характера)
– Что означает выражение «под сурдинку»?
( Сурдинка в языке музыкантов — небольшое приспособление, при помощи которого можно ослабить, приглушить звук того или другого музыкального инструмента. Слово это происходит от латинского «сурдус» — «глухой». Играть «под сурдиной» в музыке и значит пользоваться таким приспособлением. В общей же речи словосочетание «под сурдинку» применяется в смысле: украдкой, втихомолку, стараясь не привлекать к себе внимания.)
– Названия каких сказок стали крылатыми выражениями, фразеологизмами, каково их значение?
«По щучьему велению» Смысл: как по волшебству, чудом; как бы само собой. Говорят, когда что-то осуществляется как бы само собой, без особого труда и усилий с чьей-либо стороны. Иногда хотение заменяется словом прошение, т.е. по моей просьбе. Часто употребляется только первая часть выражения.
«Красная шапочка»
1. Коми. Гриб подосиновик. 2. Разг. Шутл. Дежурная в метро. 3. Арм. Военнослужащий внутренних войск. > По названию сказки Ш. Перро.
«Щи (каша) из топора»
– А ещё мы часто вспоминаем слово «колобок», в каком значении?
– Не случайно А.С.Пушкин сказал: «Сказка ложь, да в ней намек! Добрым молодцам урок»
– Ну а закончим мы наш урок – сказку известным рефреном русских народных сказок: «И я там был. Мед, пиво пил. По усам текло, а в рот не попало». Что это за мёд и пиво пили, расскажет нам
2. Обучающаяся:
Употребление алкоголя в России насчитывает тысячелетнюю историю. Славяне, а еще раньше скифы для получения спиртных напитков использовали березовый сок. Позднее сок был вытеснен питейным медом и пивом. В те давние времена возник известный рефрен русских народных сказок: «И я там был. Мед, пиво пил. По усам текло, а в рот не попало».
В дохристианскую эпоху на Руси алкоголь употреблялся главным образом на народных и княжеских пирах, игрищах, тризнах, или в корчме, как правило, при обильной трапезе. В то время основным сырьем для производства алкоголя был мед, и поэтому традиционные хмельные напитки – медовуха, пиво, брага, а с Х века – виноградное вино, были слабо-градусные.
До середины XVI века, заплатив «бражную пошлину» на солод, хмель и мед, каждый варил хмельное питье (5-8°) для себя сам, сколько нужно было для обихода.
V. Рефлексия
1. Маслякова Е.В.:
– Пока жюри подводит итоги – сказочное гадание. Человек есть то, что он ест. Выбрав в нашем списке продукты, которые вам больше по вкусу, вы узнаете кое-что интересное о себе:
Любите яблоки – вы отличаетесь усердием в учебе.
Предпочитаете клубнику – у вас утонченный вкус и потребность окружать себя красивыми вещами.
Обожаете землянику – любите покопаться в своих душевных переживаниях
Любите капусту – вы покладисты в споре.
Без ума от картофеля – ваши сильные стороны – уравновешенность и терпимость к чужой точке зрения.
Вы сладкоежка – любовь к сладкому свойственна романтикам, способным на самопожертвование.
Апельсин. Женщина - тиха и осторожна, совершенно не приспособлена к жизни. Мужчина - домосед, ему можно во всем доверять.
Груша. Она - мечтает о сильном, надежном мужчине, на плечо которого может опереться. Он - рассудителен, но абсолютно не способен к восторгу и восхищению.
Банан. Она - больше всего любит жертвовать собой. Мужчина - это о нем говорят: «В тихом омуте черти водятся».
Морковь. Женщина - и коня на скаку остановит, и в избу горящую войдет. Мужчина - тихий, покладистый, настоящая находка для любительниц покомандовать.
Чеснок. Она - открытая миру и людям. Он - любит и умеет жить красиво.
Помидор. Она - типичная зануда. Он добродушный и покладистый, а потому часто бывает козлом отпущения.
Салат. Женщина - оптимистка, у нее всегда есть новые идеи. Мужчина- трудоголик с разносторонними интересами.
Более надежны любители творога, сыра, сметаны. Они последовательны, мягкие, уступчивые, умерены и не склонны к конфликтам.
О чем говорит любовь к копченостям? О скрытом романтизме. Еда с привкусом дыма нравится бродягам, романтикам, мечтателям, путешественникам, фантазерам.
Кто любит сало? Ревнивые, беспокойные, недоверчивые.
Вареную колбасу предпочитают усидчивые, прилежные и обязательные. Свежие огурцы нравятся чувствительным натурам.
Кабачки и баклажаны - людям с развитым чувством юмора.
2. Маслякова Е.В.:
– Начали мы наш урок с песни Вероники Долиной. Эта песня о любви, но всем нам известна народная мудрость о том, что путь к сердцу мужчины лежит через желудок, да и любая женщина не откажется от блюда, приготовленного любимым мужчиной, эта песня о старой, патриархальной жизни с милыми добрыми традициями и теплотой, которых нам подчас не хватает в наш нелёгкий, наш нахальный, наш невинный добрый век, это песня о сказке, которую мы сами можем создать в нашей жизни, стоит только захотеть. И поможет нам в этом в том числе и искусство кулинарии, ведь ничто так не объединяет семью как общее застолье, недаром об этом сложено немало пословиц. (Слайд)
Трудолюбие – ценное дерево, а бережливость – скатерть-самобранка
Добрая жена да жирные щи - другого добра не ищи.
Не красна изба углами, а красна пирогами
Густая каша семьи не разгонит
Семейный горшок всегда кипит
За общим столом еда вкуснее
Да, кулинария – это и искусство, и наука.
3. Фёдорова Т.В.:
– Вот и собрали мы свою скатерть – самобранку, она получилась действительно волшебной, ведь вы проявили своё творчество, пусть вы ещё не волшебники, как говорил герой известной сказки, а только учитесь, но у вас всё впереди, главное, готовьте с радостью и любовью - и все у Вас получится!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект интегрированного урока по теме « Подготовка к сочинению.- описанию памятника воину-победителю ст. Старокорсунской» в 8 классе
интегрированный урок в рамках регионального компонента по Кубановедению...
Презентация к план-конспекту интегрированного урока по физике 7 класс "Путешествие в мир Силы тяжести"
Презентация может быть использована для проведения урока закрепления и обобщения материала по теме «Сила тяжести» с целью повышения познавательного интереса учащихся при изучении физики....
КОНСПЕКТ ИНТЕГРИРОВАННОГО УРОКА по информатике и географии «Путешествуем с помощью систем счисления»
КОНСПЕКТ ИНТЕГРИРОВАННОГО УРОКА по информатике и географии «Путешествуем с помощью систем счисления» разработан для учащихся с нарушениями слуха 10 класса. Это урок обобщающего ...
Конспект интегрированного урока по теме «Стихотворения Сергея Есенина на уроке русского языка. Текст»
Конспект интегрированного урока по теме «Стихотворения Сергея Есенина на уроке русского языка. Текст»Цель: вспомнить и привести в систему изученное о тексте, повторить основные сведения об изобр...
План - конспект интегрированного урока (география + физическая культура) «Кругосветное путешествие»
Нетрадиционный урок предполагает комплексное использование знаний и умений по географии и физической культуре. Урок проводится в форме игры-соревнования.Использование нетрадиционных методов обучения в...
Конспект интегрированного урока изобразительного искусства и истории "Путешествие в страну пирамид"
Конспект интегрированного урока изобразительного искусства и истории в 5 классе....
Конспект интегрированного урока по теме: Работа с текстами научного и художественного стилей на тему:"Антропогенное влияние на биосферу"
Урок проводится в течение 2 часов::40+40 минут....