Сквозные образы в мировой литературе
олимпиадные задания по литературе (10 класс) на тему
Образец выполнения олимпиадного задания
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
skvoznye_obrazy_v_mirovoy_literature.docx | 14.17 КБ |
Предварительный просмотр:
«Сквозные образы» в мировой литературе : Дон Жуан, Дон Кихот, Гамлет
В литературе XIX века появляются герои, похожие друг на друга. Это литературные «типы» («маленький» человек, «лишний» человек) или «двойники» (Ф. М. Достоевский «Преступление и наказание», «двойники» Раскольникова).Это герои одного периода или одного автора, но есть и «сквозные» персонажи, встречающиеся в произведениях писателей разных эпох, но имеющие сходство не только внутреннее и внешнее, но и похожие судьбы.
Наиболее яркими сквозными образами в мировой литературе являются Дон Жуан, Дон Кихот и Гамлет.
Гамлет, принц датский, - прекрасный образ гуманиста, который столкнулся с жестоким миром. Коварное убийство его отца раскрывает перед сыном зло, которое властвует в стране. Обязанность отомстить за убийство отца для Гамлета - не обычная, кровная месть. Она вырастает для него в общественный долг борьбы за правое дело, в большую и трудную историческую задачу. Однако в этой борьбе Гамлет медлит, порой жестоко упрекая себя за бездеятельность. Иногда высказывается мысль, что Гамлет есть слабодушный от природы человек, мыслителем и наблюдателем, не способным к решительным действиям. Но это не так. В трагедии герояпоказана и могущественная сила чувств, которой отличались люди эпохи Возрождения. Он тяжело переживает гибель отца, и позорный брак матери.
Образ Дон Кихота создан в начале 17 века. Бедный дворянин Алонсо Кехано — старый романтик и идеалист. Всю жизнь он прожил, не слишком обращая внимание на реальность, потому что реальными для него были литературные герои, благородные и бескорыстные рыцари, сражающиеся с несправедливостью, защищающие честь своих прекрасных дам. Наконец, состарившись, Алонсо Кехано словно спохватывается и решает сам пройти этот рыцарский путь. Пусть окружают его не прекраснодушные товарищи, а грубые односельчане с примитивным практицизмом и ограниченным здравым смыслом. Пусть дебелая Альдонса только в воображении Кехано — чистая и прекрасная дама. Пусть опасности надуманы, вместо драконов — ветряные мельницы, вместо боевого коня — смирная беспородная кляча, но настоящими были отвага, благородство, душевная красота и подлинное рыцарство Алонсо Кехано, великолепного Дон Кихота.
Не менее известный сквозной герой, Дон Жуан, стал символом человека, который пребывая в поиске мечты, теряет свою нравственность.
Женский соблазнитель, он бесчувственно разбивал сердца своим возлюбленным, после того, как не обнаруживал в их лице своего женского идеала. Образ Дон Жуана оказался настолько архетипным, что был включен более чем в 150 литературных произведений.
Гениальные книги неисчерпаемы, их герои снова и снова заставляют людей задумываться о главном: о себе, о человеческой судьбе и судьбе человечества.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Образы и идеи мировой литературы в русской культуре
Данная работа - попытка ещё раз осмыслить взаимовлияние и взаимопроникновение мировой литературы в русскую и наоборот.Сегодня, в эпоху межкультурного взаимодействия, очень важно изучать ту роль,котору...
Из опыта прочтения художетвенной литературы. Сквозной образ как средство выражения авторской идеи (по рассказу К.Г. Паустовского "Старый повар").
Раскрытие идеи рассказа К.Г. Паустовского "Старый повар" посредством сквозного образа музыки, введённого автором уже в экспозиции. Сотворение музыкой чуда очищения человеческой души, обретения покоя и...
«Образ учителя в русской литературе» («сквозная» тема на уроках литературы)
Методический комментарийУчитель… Школа… Начало начал. Здесь истоки характеров, идеалов, убеждений. Врачи и строители, лётчики и инженеры – всё начинается здесь. Какими сумеешь вырастить и ...
Образ Дон Жуана в мировой литературе и музыке.
" Образ Дон Жуана в мировой литературе и музыке" - интегрированный урок по литературе и музыкальной литературе....
Сквозные образы в русской литературе
Образец выполнения олимпиадного задания...
Из опыта изучения «Слова о полку Игореве» в 9 классе от сквозных образов тьмы, света, солнца и золота к мотиву мудрости.
При изучении в школе «Слова о полку Игореве» мы сталкиваемся с целым рядом трудностей, в частности, с тем, что произведение это ученикам непон...
Элективный курс "Сквозные образы и мотивы русской литературы"
Элективный курс "Сквозные образы и мотивы русской литературы"...