Голубков Василий Васильевич
статья по литературе на тему
Предварительный просмотр:
Голубков В.В.
Творческое наследие
Академик, учитель, методист, автор многих программ и научных трудов. Школа академика Голубкова формировалась в МГПИ. Кафедра носит имя ученого. Им разработана теоретическая основа методики преподавания литературы, задачи которой он видел на общем историческом и культурном фоне. Теория познания, эстетика, педагогика, литературоведение, языкознание и психология – основа методики преподавания литературы. В первом печатном труде молодой учитель показывает пути преодоления схематизма, строит свою работу с учетом непосредственных впечатлений учащихся о литературном произведении. Без знания психологии ученика, его восприятие литературного произведения словесник не может рассчитывать на успех. В.В. Голубков учит видеть мир литературного героя, а значит, и каждого человека. Он исследует методы преподавания литературы и создает одну из классификаций, в основе которой лежит процесс совместной работы учителя и ученика. Лекционный метод, метод литературный беседы, метод самостоятельной работы. Виды уроков подразделяет: вступительное занятие, чтение, ориентировочная беседа, анализ текста, изучение дополнительных материалов, подведение итогов, контроль (учет). В 1946 году он издает хрестоматию «Преподавание литературы в дореволюционной школе». В это же время создает работы по формированию теоретико-литературных понятий у школьников. Направление деятельности в школе им определено как гуманизация и гуманитаризация образования. Высказывает замечания о развитии восприятия и мышления, взаимосвязи логического и образного мышления. Видит связь эстетического восприятия и эстетического чувства. Ученый дал ответ на вопрос: «Эстетическое чувство тесно связано с ощущением, с восприятием, с пониманием того, что мы называем художественной мерой, или единством содержания и формы». Эта художественная мера – характерная особенность его книг о писателях-классиках, созданных в 50-е годы, о И.С. Тургеневе, А.П. Чехове. Это жанровые особенности писателей. Роль сюжета. Композиция. Деталь. Новаторство. Одна из последних работ посвящена особенностям устной речи. Принципы обучения устной речи не устарели и сегодня: связь устной речи с жизнью, потребностями человека. Внимание к содержанию и форме речи. Умелое сочетание педагогического воздействия с самостоятельным речевым творчеством школьников. Организация контроля за собственной речью. Обращает внимание на факт – воздействие средств массовой информации на школьников. Много лет назад высказал ученый мысли, а они воспринимаются современно:
- в процессе чтения определяется отношение ученика к изучаемому произведению;
- важны воображение, творческая фантазия;
- выход в интенсификации работы, в повышении творческой активности учащихся и педагогического мастерства учителя;
- нельзя лишать «читательского права» учеников;
- предварительное изучение школьников.
Итак, в основе изучения литературы, общения учителя и ученика – процесс чтения. Возникшие в ходе чтения чувства. Мысли определяют отношение читателя-школьника к литературному произведению. Отсюда забота ученого об учете и сохранении конкретных представлений, которые возникают при первом чтении, о необходимости считаться с первоначальным восприятием. Его волнует необходимость сохранить эмоциональное, моральное и эстетическое воздействие литературного произведения на учащихся, не отказываясь при этом от анализа. Академик сформулировал три основные задачи: интенсификация работы, повышение творческой активности учащихся и педагогического мастерства учителя. Основной труд академика «Методика преподавания литературы» выдержал 6 изданий. Эта книга – часть нашей культуры.
Краткие хронологические сведения
Голубков Василий Васильевич
(1880-1968)
1880 родился 8 января ст. Вичуга Костромская губерния
1890 начало учебы в Шуйской гимназии
1898 начало учебы в МУ на историческом отделении историко-филологического факультета. Пишет сочинения о земских соборах под руководством профессора В.О. Ключевского
1903-1905 окончание университета. Преподавание литературы в мужской гимназии Костромы. Арест. Служба земским статистиком и сотрудничество в газете
1906-1908 переезд в Москву. Работа в частной гимназии Потоцкой
1909 начало научно-методической работы
1912 разработка методики письменных работ в школе
1914 преподавание в женской гимназии Львовых. Просветительская деятельность среди рабочих и занятия на Пречистенских курсах
1915 исследование системы анализа литературных произведений.
Декабрь 1916-январь 1917 доклад на 1 Всероссийском съезде преподавателей русского языка и литературы о письменных работах в старших классах
После 1917 работа в Практическом институте. Работа в ГПИ.
1924-1925 педагогические искания методиста
1925 преподает 2 МГУ, МГПИ. Создает кафедру методики преподавания русского языка и литературы. Подготовка учительских и научных кадров
30-е годы статьи «Виды уроков по литературе», «Современное литературоведение и школьная методика»
1938 работа над учебной программой (вместе с Рыбниковой М.А.). первое издание книги «Методика преподавания литературы»
40-50-е годы Профессор Педагогического института в Казани. Работа в МГПИ. Руководство кафедрой. Действительный член АПН. Участие в работе редколлегии журнала «Литература в школе». Издание научных трудов и методической литературы
1967 завершение труда «Мастерство устной речи».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Всероссийский конкурс "Недаром помнит вся Россия". "Сражения и события Отечественной войны 1812 года в произведениях Василия Васильевича Верещагина (1842-1904)"
Автор материала (ФИО)Сорокина Агнесса ИвановнаДолжностьУчитель изобразительного искусства, мировой художественной культуры, черченияОбразовательное учреждение«Муниципальное бюджетное общеобразов...
1150 летие Российской государственности «Сражения и события Отечественной войны 1812 года в произведениях Василия Васильевича Верещагина (1842-1904)»
«Сражения и события Отечественной войны 1812 года в произведениях Василия Васильевича Верещагина (1842-1904)»Publish at Calameo or read more publications.Ccылка на публикацию:http://www.calameo.com/bo...
«Белые голубки» России - сестры милосердия в Первой Мировой Войне (1914-1918)
Многие российские женщины на той, «забытой» войне становились сестрами милосердия....
Творчество поэта- земляка Шабанова Василия Васильевича
Этот классный час знакомит учащихся с жизнью и творчеством нашего поэта Шабанова В.В....
Урок памяти Лапшина Василия Васильевича
Урок-экскурсия в школьном музее, посвященной памяти Лапшина Василия Васильевича, ветерана Великой Отечественной войны, ветерана труда, 66 лет посвятившего воспитанию подрастающенго поколения....
Презентация к уроку памяти Лапшина Василия Васильевича
Презентация к уроку-экскурисии, посвященного памяти Лапшина Василия Васильевича...
"Моему прадеду Казачкову Василию Васильевичу посвящается"
Сочинение к юбилею Победы....