Конспект урока "Восприятие, использование,оценка стихотворения Б.Пастернака "Снег идет""
план-конспект урока по литературе (11 класс) на тему
Цель: научить учащихся работать с поэтическим текстом Б.Пастернака, делать интерпретацию, повторить выразительные средства языка, вопистание любви к природным явлениям, умения чувствовать красоту снегопада.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sneg_idet.docx | 15.87 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Восприятие, использование , оценка стихотворения Б. Пастернака «Снег идет».(11 класс)
Цель: научить учащихся работать с поэтическим текстом Б.Пастернака, делать интерпретацию; повторить выразительные средства языка; воспитание любви в явлением природы, умения чувствовать красоту снегопада .
1)Б .Пастернак « Снег идет ». Стихотворение написано в 1957г. Делится на две части - пейзажные зарисовки и размышления автора о смысле жизни , ее быстротечности . Название «Снег идет » определяет тему стихотворения .
Снег идет . Снег идет - повтор.
С помощью этого приема мы представляем , как на землю падаю т тяжелые хлопья снега , размер стихотворения –хорей
2) В первой части : метафоры – олицетворения :
К белым звездочкам в буране
Тянутся цветы герани
За оконный переплёт…
Природа не умирает зимой, а лишь засыпает. Об этом напоминают комнатные растения (герань). Повторяющиеся глаголы показывают движение снежной вьюги, полёта. Здесь и антитеза: белый снег и «черной лестницы ступени».
Олицетворение- сравнение:
Словно падает не хлопья,
А в заплатанном салопе
сходит наземь небосвод.
Словно с видом чудака
с верхней лестничной площадки
, крадучись, играя в прятки,
сходит небо с чердака.
Салоп- устаревшее слово. Широкое женское пальто особого фасона. Носили в мещанско-купеческой среде.
3) Вторая часть стихотворения. Читаем. Комментируем. Это размышления лирического героя о смысле жизни, её быстротечности, конечности. Дни жизни пролетают так же быстро, как пушистые снежинки за окном. .. Основная мысль в риторических вопросах:
Или с той же быстротой,
может быть, проходит время?
Может быть, за годом в год
следуют, как снег идет,
Или как слова в поэме?
Кажется, что герой, наблюдая за снегопадом , сожалеет о прожитой жизни , промелькнувшей , как пушистые снежинки за окном. Может быть , не все удалось в его жизни , как хотелось
Читаем 8 строфу .
Последняя строфа перекликается с первой и со второй частью стихотворения . повторяющиеся слова наполняются новым смыслом « перекрестка поворот»(орук белдири) - это поворот судьбы (салым-чол) , то, что ждёт нас завтра (амыдыралдын оруу , белдири.)
А «убелённый пешеход » - это не просто человек, покрытый снежными хлопьями . это убелённый сединами , проживший жизнь одинокий странник . Что ждёт его за поворотом? Какая судьба? Об этом размышляет лирический герой.
4) Отсюда , о чем говорится в стихотворении Пастернака « Снег идет »? Не только об явлении зимней погоды (снегопад), но … Эти глаголы идет, тянутся , пускается , сходит, смотришь, проходит, следуют… - приводят человека на размышления о жизни. А движения снежинок … Это жизнь, это судьба человека ,
А цвет снега… Белый снег -это чистота , это седина волос , это движение – значит жизнь .
Д/з : 1) « Снег идет » - прочитать
2) Интерпретация стихотворения Пастернака « Любить иных - тяжелый крест …»
Снег идет , снег идет
К белым звездочкам в буране
Тянутся цветы герани
За оконный переплёт
Снег идет , и все в смятеньи ,
Все пускается в полет-
Черной лестницы ступени,
Перекрестка поворот.
Снег идет, снег идет,
Словно падают не хлопья,
А в заплатанном салопе
Сходит наземь небосвод.
Словно с видом чудака
С верхней лестничной площадки,
Крадучись, играя в прятки,
Сходит небо с чердака
Потому что жизнь не ждет
Не оглянешься - и святки
Только промежуток краткий
Смотришь, там и новый год.
Снег идет густой- густой
В ногу с ним, стопами теми,
В том же темпе, с ленью той
Или с той же быстротой,
Может быть, проходит время?
Может быть, за годом год
Следуют , как снег идет ,
Или как слова в поэме?
Снег идет, снег идет,
Снег идет , и все в смятеньи :
Убеленный пешеход
Удивленные растенья
Перекрестка поворот
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
план-конспект урока по анализу стихотворения Б.Пастернака "Февраль..."
Данный урок посвящен анализу стихотворения Б.Пастернака "Февраль.."...
Конспект урока: Выразительное чтение стихотворения Н. И. Рыленкова «Деревья»
Конспект урока: Выразительное чтение стихотворения Н. И. Рыленкова «Деревья»...
Конспект урока "Сравнительный анализ стихотворений Жуковского, Пушкина, Тютчева"
В ходе урока идет сравнение творческого мастерства поэтов 19 века...
План-конспект урока "Энциклопедия одного стихотворения. М.Ю. Лермонтов «Нищий»"
Изучение лирических произведений занимает большое место в системе уроков по литературе в каждом классе на протяжении всего времени обучения. Из года в год учащимся становится скучно делать однообразны...
Конспект урока по литературе Стихотворение А.С. Пушкина «Няне»
Конспект урока по литературе в МБОУ «Шинерская основная общеобразовательная школа» Вурнарского района Чувашской Республики». Разработа...
конспект урока литературы по стихотворениям в прозе И.С. Тургенева. 7 класс.
Конспект открытого урока литературы в 7 классе. Тема "Сокровенные мысли И.С. Тургенева в стихотворениях в прозе"...