Урок-обзор по повести Б.Васильева "А зори здесь тихие"
план-конспект урока по литературе (11 класс) на тему
Данный урок разработан с использованием инновационных технологий, которые помогают раскрыть творческий потенциал обучающихся, научить их анализировать текст; подготавливает к итоговой аттестации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
a_zori.docx | 41.6 КБ |
karta_samoanaliza_uroka.docx | 18.98 КБ |
prezentatsiya_po_literature_b_vasilev_a_zori_zdes_tihie_-_adzhimullaeva_alide_seitmullaevna.ppt | 1.28 МБ |
Предварительный просмотр:
Внеклассное чтение . ( 11 класс) Б.Васильев "А зори здесь тихие.."
Цели.
- Дать краткий обзор творчества Б. Васильева, обратить внимание на проблемы, которые ставит писатель в повести.
- Помочь ученикам понять и оценивать поступки героев и выражать свое отношение к ним. Развивать навыки анализа текста с помощью приемов критического мышления.
- Воспитывать высокие патриотические качества.
Приемы и методы: РКМЧП, групповая работа, работа в парах.
Оборудование: презентация , "нарезки" из фильма, музыка к фильму "А зори здесь тихие..", лист А-2, фломастеры, раздаточный материал.
Подготовительная работа: прочитать повесть, посмотреть фильм 1972 года и 2015 года
Ход урока
1. Организационный момент. Урок начинается фрагмент фильма "Тишина"
Они все хотели жить, но они погибли, чтобы люди могли сказать: «А зори здесь тихие…» Тихие зори не могут быть созвучны с войной, со смертью. Они погибли, но они победили, не пропустили ни одного фашиста. Победили, потому что беззаветно любили Родину.
Женщина на войне…Велика роль женщин на фронте. Женщины – врачи и санитарки под обстрелами и взрывами выносили с поля боя раненых, оказывали первую помощь, порой ценою собственной жизни спасали раненых. Организовались отдельные женские батальоны. Девушкам - бойцам сурового времени и посвящаем мы свой урок. Сегодня мы расскажем о девушках, которых бесчеловечно, жестоко «уравняла» война, злобно растоптав их обаяние, нежность, любовь.
Не случайно именно девушек сделал Борис Васильев героями своей повести, чтобы показать, насколько жестока война. Ведь в женщинах начало всякой жизни. Убийство женщин - это больше, чем преступление. Фашисты убивали их тысячами… Слайд 1
2. Формирование новых понятий.
а) с материалами по биографии и творчеству писателя выступают учащиеся. слайд 2-3
Борис Львович Васильев – прозаик, киносценарист, драматург, участник Великой Отечественной войны. По профессии – военный инженер-испытатель. До 1954 года – года демобилизации – оставался кадровым военным. Опыт войны лёг в основу почти всех его произведений. Первые произведения – пьеса «Офицеры» и повесть «А зори здесь тихие…» (1969), принесшие ему широкую известность и ставшие своего рода классическими произведениями о Великой Отечественной войне. До повести «А зори здесь тихие…» (и после неё) Б.Л. Васильев много работал в кино, создав несколько киносценариев, в том числе и по собственным произведениям. С 1960 года – он член Союза кинематографистов. В большинстве произведений Васильева действуют рядовые люди, необстрелянные, штатские по своим характерам и привычкам.( под запись самое основное, одну цитату о женщинах)
Историческая справка
б) «Шёл май 1942 года. На западе (в сырые ночи оттуда доносило тяжкий гул артиллерии) обе стороны, на два метра врывшись в землю, окончательно завязли в позиционной войне; на востоке немцы день и ночь бомбили канал и Мурманскую дорогу; на севере шла ожесточённая борьба за морские пути; на юге продолжал упорную борьбу блокированный Ленинград».
в) Кинокритика.
«Фильм Давлетьярова действительно довольно сильно отличается от классики 30-летней давности. Он на час короче, а потому динамичнее, он дороже и технологичнее снят. Проблема «Зорь» не в вольном прочтении первоисточника, а в самом подходе к производству военного кино. Последние фильмы, посвященные ВОВ, включая недавний хит «Битва за Севастополь», исходят из того, что современной молодежи неинтересно смотреть классические советские и российские картины. В связи с этим авторы этих фильмов, в том числе и «А зори здесь тихие», изо всех сил пытаются повысить привлекательность исторического кино для привыкшего к глянцевому миру голливудских кинокомиксов зрителя. На словах эта цель кажется стопроцентно благой, но на деле авторы, вольно или невольно, почти полностью отказываются от какой бы то ни было достоверности. Достаточно самого беглого знакомства с хроникой военных лет, чтобы увидеть, что даже чисто внешне герои не имеют с реальными красноармейцами ничего общего. Им не получается поверить, они выглядят персонажами не исторического фильма, а в лучшем случае праздничного фильма-концерта вроде «Старых песен о главном».
слайд4-5
- Фронтовик Станислав Ростоцкий экранизировал повесть Бориса Васильева 'А зори здесь тихие... ' со светлой печалью о своем поколении - унесенном войной, 'не долюбившем', не прожившем отмеренный ему срок. О несвершившемся, невозместимом, утраченном.
- "...Когда мы показывали этот фильм в Венеции, то полувраждебный смокинговый зал в две с половиной тысячи людей, не выдержав, стал аплодировать во время просмотра простым советским девушкам в солдатских шинелях, аплодировать их поступкам..." - С. Ростоцкий.
3. Осмысление материала.
Что же это за повесть такая? Кто стали ее героями ? (беседа с классом)
Работа в парах над образами повести. (сопровождается слайдами 6-15)
по таблице №1
Героиня_______________________________________________________________
До войны | гибель |
Одна пара по ходу составляет ЛСМ (логическая смысловая модель), для представления ее потом.
Материал для работы в паре.
1-я пара.
Женя Комелькова – одна из самых ярких, сильных и мужественных представителей из состава девушек – бойцов, показанных в повести. С Женей в повести связаны и самые комические, и самые драматические сцены. Ее доброжелательность, оптимизм, жизнерадостность, уверенность в себе, непримиримая ненависть к врагам невольно привлекают к ней внимание и вызывают восхищение. Чтобы обмануть немецких диверсантов и заставить их идти дальней дорогой в обход реки, маленький отряд девушек – бойцов устроил в лесу шум, изображая лесорубов. Женя Комелькова разыграла потрясающую сценку беспечного купания в ледяной воде на виду у немцев, в десяти метрах от вражеских автоматов.
Вот Женя «…шагнула в воду и, вскрикивая, шумно и весело начала плескаться. Брызги сверкали на солнце, скатывались по упругому теплому телу, а комендант, не дыша, с ужасом ждал очереди. Вот сейчас, сейчас ударит и переломится Женя, всплеснет руками…»
Вместе с Васковым мы видим, что Женя «улыбается, а глаза, настежь распахнутые, ужасом полны, как слезами. И ужас этот живой и тяжелый, как ртуть».
В этом эпизоде в полной мере проявились героизм, отвага, отчаянная смелость.
В последние минуты жизни Женя вызвала огонь на себя, лишь бы отвести угрозу от тяжело раненой Риты и Федота Васкова. Она верила в себя, и, уводя немцев от Осяниной, ни на мгновение не сомневалась, что все окончится благополучно.
И даже когда первая пуля ударила в бок, она просто удивилась. Ведь так глупо несуразно и неправдоподобно было умирать в девятнадцать лет…
«А немцы ранили ее вслепую, сквозь листву, и она могла бы затаиться, переждать и может быть, уйти. Но она стреляла, пока были патроны. Стреляла лежа, уже не пытаясь убегать, потому что вместе с кровью уходили и силы. И немцы добили ее в упор, а потом долго смотрели на ее и после смерти гордое и прекрасное лицо…»
2-я пара
«Рита знала, что рана ее смертельная и что умирать будет долго и трудно. Пока боли почти не было, только все сильнее пекло в животе и хотелось пить. Но пить было нельзя, и Рита просто мочила в лужице тряпочку и прикладывала к губам.
Васков спрятал ее под еловым выворотнем, забросал ветками и ушел…
Рита выстрелила в висок, и крови почти не было».
Мужество, хладнокровие, человечность, высокое чувство долга перед Родиной отличают командира отделения младшего сержанта Риту Осянину. Автор, считая образы Риты и Федота Васкова центральными, уже в первых главах рассказывает о прошлой жизни Осяниной. Школьный вечер, знакомство с лейтенантом - пограничником Осяниным, оживленная переписка, загс. Затем - пограничная застава. Рита училась перевязывать раненых и стрелять, скакать на лошади, метать гранаты и защищаться от газов, рождение сына, а потом … война. И в первые военные дни не растерялась – спасла чужих детей, а вскоре узнала, что ее муж погиб на заставе на второй день войны в контратаке.
Ее не раз хотели отправить в тыл, но каждый раз она снова появлялась в штабе укрепрайона, наконец, взяли санитаркой, а через полгода направили на учебу в танковую зенитную школу.
Рита научилась тихо и беспощадно ненавидеть врагов. На позиции она сбила немецкий аэростат и выбросившегося корректировщика.
Когда Васков и девчата насчитали вышедших из кустов фашистов - шестнадцать вместо ожидаемых двух, старшина сказал всем по-домашнему: «Плохо, девчата, дело».
Для него было ясно, что против до зубов вооруженных врагов им долго не продержаться, но тут твердая реплика Риты: «Что же, смотреть, как они мимо пройдут?» - очевидно, намного укрепила Васкова в принятом решении. Дважды Осянина выручала Васкова, принимая огонь на себя, и теперь, получив смертельную рану и зная положение раненого Васкова, она не желает быть ему обузой, понимает, как важно довести их общее дело до конца, задержать фашистских диверсантов.
«Рита знала, что рана смертельная, что умирать она будет долго и трудно»
Инсценировка фрагмента
Рита. «Рита заплакала, плакала беззвучно, без вздохов, просто по лицу текли слёзы: она поняла, что Женьки больше нет.
Рита спросила у Васкова, болит ли рука. Он стиснул зубы. Закачался, баюкая руку.
Болит?
Здесь у меня болит. – Он ткнул в грудь. – Здесь свербит, Рита. Так свербит! Положил ведь я вас, всех пятерых положил, а за что? За десяток фрицев?
- Ну, зачем так… Всё же понятно, война, - сказала Рита.
- Пока война, понятно. А потом, когда мир будет? Будет понятно, почему вам умирать приходилось? Почему я фрицев этих дальше не пустил, почему такое решение принял? Что ответить, когда спросят: что же это вы мужики, мам наших от пуль защитить не могли? Что же вы со смертью их оженили, а сами целенькие? Дорогу Кировскую берегли да Беломорский канал? Да там ведь тоже, поди, охрана, там ведь людишек куда больше, чем пятеро девчат да старшина с наганом…
- Не надо, - тихо сказала Рита, - Родина ведь не с каналов начинается. А мы её защищали. Сначала её, а уж потом канал.
3-я пара .
- «Ждали немцы Соню или она случайно на них напоролась? Бежала без опаски по дважды пройденному пути, торопясь притащить ему, старшине Васкову, махорку ту, трижды клятую. Бежала, радовалась и понять не успела, откуда свалилась на хрупкие плечи потная тяжесть, почему пронзительной яркой болью рванулось вдруг сердце…
Нет, успела. И понять успела, и крикнуть, потому что не достал нож до сердца с первого удара: грудь мешала. А может, не так все было? Может, ждали они ее?»
Соня Гурвич – «переводчица», одна из девушек группы Васкова, «городская» пигалица; худущая, как весенний грач».
Автор, рассказывая о прошлой жизни Сони, подчеркивает ее талантливость, любовь к поэзии, театру. Борис Васильев вспоминает». Очень велик был на фронте процент интеллигентных девушек, студенток. Чаще всего - первокурсниц. Для них война была самой страшной… Где-то среди них сражалась и моя Соня Гурвич».
И вот, желая сделать приятное, как старшему опытному и заботливому товарищу, старшине, Соня бросается за кисетом, забытому им на пеньке в лесу, и погибает от удара вражеского ножа в грудь.
«Бежала, радовалась и понять не успела, откуда свалились на хрупкие плечи потная тяжесть, почему пронзительной яркой болью рванулось вдруг сердце. Нет, успела. И понять успела, и крикнуть, потому что не достал нож до сердца с первого удара: грудь помешала».
4-я пара
- «Немцы шли молча, пригнувшись и выставив автоматы.
С шумом раздались кусты, и из них вдруг выбежала Галя. Выгнувшись, заломив руки за голову, метнулась через поляну наперед диверсантам, уже ничего не видя и не соображая.
- А-а-а!
Коротко ударил автомат. С десятка шагов ударил в тонкую, напряженную в беге спину, и Галя с разлету сунулась лицом в землю, так и не сняв с головы заломленных в ужасе рук. Последний крик ее затерялся в булькающем хрипе, а ноги еще бежали, еще бились, вонзаясь в мох носками Сониных сапог. Замерло все на поляне…»
Галина Четвертак – сирота, воспитанница детского дома, мечтательница, наделенная от природы яркой образной фантазией. Худущая, маленькая «замухрышка» Галка не подходила под армейские стандарты ни ростом, ни возрастом.
Когда после гибели подруги Галке приказал старшина надеть ее сапоги, «она физически, до дурноты ощущала проникающей в ткани нож, слышала хруст разорванной плоти, чувствовала тяжелый запах крови. И это рождало тупой, чугунный ужас…» А рядом таились враги, нависала смертельная опасность.
«Действительность, с которой столкнулись женщины на войне, - говорит писатель, - была много труднее, чем все, что они могли придумать в самую отчаянную пору своих фантазий. Трагедия Гали Четвертак об этом».
«А-а-а!
Коротко ударил автомат. С Десятка шагов ударил в тонкую, напряженную в беге спину, и Галя с разлету сунулась лицом в землю, так и не сняв с головы заломленных в ужасе рук.
Замерло все на поляне».
5-я пара
«Всего на шаг в сторону, а ноги сразу потеряли опору, повисли где-то в зыбкой пустоте, и топь мягкими тисками сдавила бедра. Давно копошившийся ужас вдруг разом выплеснулся наружу, острой болью отдавшись в сердце. Пытаясь удержаться, выкарабкаться на тропу, Лиза всей тяжестью навалилась на шест. Сухая жердина звонко хрустнула, и Лиза лицом вниз упала в холодную жидкую грязь. Земли не было. Ноги медленно, страшно медленно тащило вниз, руки без толку гребли топь, и Лиза, задыхаясь, извивалась в жидком массиве. А тропа была где-то рядом: шаг, полшага, но эти полшага уже невозможно было сделать…»
пара ЛСМ. (отчет по таблице)
Смерть всех девчат потрясла всех нас, защемило сердце о каждой. Каждая из них могла жить, воспитывать детей, приносить радость людям. Они, женщины, предназначенные самой природой дарить и продолжать жизнь на Земле, нежные и хрупкие, вступают в беспощадную схватку с жестокими захватчиками. Они, женщины, не требуя никаких скидок для себя и не думая о них, делают все, чтобы остановить врага. И ради этого не жалеют жизни своей.
фрагмент Васков и немцы
Так возникает еще один мотив повести: каждый на своем участке фронта должен сделать возможное и невозможное для победы, для того, чтобы зори были тихие.
Эссе (5 минут) Какую роль в фильме я бы хотела сыграть и почему" (муз, тема Лизы Бричкиной)
Авторский стул (выборочно зачитывают свои записи)
3. Обобщение учителя.
Это небольшая повесть не может оставить равнодушным и ни взрослых, ни подростков. Для всех трагическая судьба юных девушек, отдавших жизнь за Родину, за победу в жестокой схватке с фашизмом, олицетворяет собой то, какой ценой досталась нашему народу победа. До сих пор страшно читать повесть Б. Васильева «А зори здесь тихие…». Женщина на войне воспринимается как нечто противоестественное. Юные героини повести мечтают о жизни – и погибают. Они готовы умереть за победу, но всё говорит о несправедливости этих смертей. Да, главная суть войны в правде о смерти, и её смог очень отобразить Б. Васильев. Конечно, мы понимаем, что это смерть ради жизни. Но от этого она не становится менее страшной.
4. Рефлексия
Пока жива память, живы герои Великой Отечественной войны.
Наш обелиск - это чистый лист. Я предлагаю вам написать несколько слов, выражающих ваше состояние после прочтения провести и заполнить обелиск.
3 эмоции
2 факта,которые меня потрясли
1 пожелание
5. Оценивание
6. Домашнее задание К.Симонов "Живые и мертвые" - обзор
О фильме 2015 года «Фильм Давлетьярова действительно довольно сильно отличается от классики 30-летней давности. Он на час короче, а потому динамичнее, он дороже и технологичнее снят. Проблема «Зорь» не в вольном прочтении первоисточника, а в самом подходе к производству военного кино. Последние фильмы, посвященные ВОВ, включая недавний хит «Битва за Севастополь», исходят из того, что современной молодежи неинтересно смотреть классические советские и российские картины. В связи с этим авторы этих фильмов, в том числе и «А зори здесь тихие», изо всех сил пытаются повысить привлекательность исторического кино для привыкшего к глянцевому миру голливудских кинокомиксов зрителя. На словах эта цель кажется стопроцентно благой, но на деле авторы, вольно или невольно, почти полностью отказываются от какой бы то ни было достоверности. Достаточно самого беглого знакомства с хроникой военных лет, чтобы увидеть, что даже чисто внешне герои не имеют с реальными красноармейцами ничего общего. Им не получается поверить, они выглядят персонажами не исторического фильма, а в лучшем случае праздничного фильма-концерта вроде «Старых песен о главном».
по фильму 1972 года
- Фронтовик Станислав Ростоцкий экранизировал повесть Бориса Васильева 'А зори здесь тихие... ' со светлой печалью о своем поколении - унесенном войной, 'не долюбившем', не прожившем отмеренный ему срок. О несвершившемся, невозместимом, утраченном.
- "...Когда мы показывали этот фильм в Венеции, то полувраждебный смокинговый зал в две с половиной тысячи людей, не выдержав, стал аплодировать во время просмотра простым советским девушкам в солдатских шинелях, аплодировать их поступкам..." - С. Ростоцкий.
Знаете, я тоже захотел поаплодировать этим людям, а еще сказать им спасибо, что живу, что жива моя мать, сестренка, друзья и родные.
Героиня_______________________________________________________________
До войны | гибель |
Предварительный просмотр:
Карта самооценивания урока
Предмет русская литература Класс 11
Тема урока Б.Васильев "А зори здесь тихие..."
- Цель урока Дать краткий обзор творчества Б. Васильева, обратить внимание на проблемы, которые ставит писатель в повести.
- Помочь ученикам понять и оценивать поступки героев и выражать свое отношение к ним. Развивать навыки анализа текста с помощью приемов критического мышления.
- Воспитывать высокие патриотические качества.
Приемы и методы: РКМЧП, групповая работа, работа в парах.
Оборудование: презентация , "нарезки" из фильма, музыка к фильму "А зори здесь тихие..", лист А-2, фломастеры, раздаточный материал.
Подготовительная работа: прочитать повесть, посмотреть фильм 1972 года и 2015 года
Всего учащихся по списку 12 Присутствуют на уроке 10 Отсутствуют на уроке 2
Коллаборативная среда | Создана и поддерживается в течении всего урока | Создана, но поддерживается частично в течении урока | Не создана |
+ |
|
|
Методы обучения | Словесные | Наглядные | Практические | Проблемные | Частично-поисковые | Исследовательские |
+ |
| + | + | + |
|
Формы обучения | Индивидуальная | Работа в парах | Коллективная |
+ | + |
|
Использование модулей на уроке
№ | Наименование модуля | Этап урока | Форма работы | Результативность |
1 | Новые подходы в преподавании и обучении | 1,3
| Создание рабочих групп, Работа в парах над обзором одного из образов | Пары созданы случайно – работали слаженно, самостоятельно определили цели урока, представление работ |
2 | Обучение критическому мышлению |
3а, б,4
| «ЛСМ» («Образы повести»)-при обобщении, при написании эссе "Какую бы роль в фильме я смог сыграть?" | Справляются легко, могут подводить итог |
3 | Оценивание для обучения и оценивание обучения |
5
| Заполнение карты самооценивания по критериям | Не все могут оценить себя правильно (занижена самооценка, есть над чем работать) |
4 | Использование ИКТ в преподавании и обучении |
3
| Работа и интернет-источниками | Находили в парах информацию |
5 | Обучение талантливых и одаренных учеников |
2 3
| Задание на опережение Инсценировка отрывка | Галя Д.. заранее подготовила биографию Б.Васильева, Артем К. - историческую справку о военных действиях в Корелии. |
6 | Преподавание и обучение в соответствии с возрастными особенностями учеников | В течение урока
| Все задания соответствовали возрасту |
|
7 | Управление и лидерство в обучении | В течение урока |
| Учитель был лишь координатором работы. |
Рефлексия Считаю, что урок поставленной цели достиг. Ребята с удовольствием работают в парах сменного состава, много заданий самостоятельного плана, нравится работать с ИКТ, собирать и систематизировать материал. Не все могут уверенно доказывать свою точку зрения, стесняются отвечать. Работа в паре ; приемы эссе, "авторский стул" помогают развивать коммуникативные качества.
Учитель:____________________________________________/______________
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Родился 21 мая 1924 года года в Смоленске. Отец — кадровый офицер Красной Армии. После окончания 9-го класса, в семнадцать лет добровольцем пошел на фронт. В 1943 году после контузии поступил на учебу в военно-техническую академию бронетанковых и механизированных войск. После её окончания в 1948 году, работал по специальности инженером-испытателем боевых машин.
В 1954 году ушел из армии и занялся профессиональной литературной деятельностью. Печатается с 1954 года. Известность ему принесла повесть 1969 года «А зори здесь тихие». Автор многих повестей, романов, пьес, а также публицистики. По книгам и сценариям Бориса Васильева снято более 15 фильмов. Центральное место в творчестве Бориса Васильева занимает тема Великой отечественной войны.
Фронтовик Станислав Ростоцкий экранизировал повесть Бориса Васильева 'А зори здесь тихие... ' со светлой печалью о своем поколении - унесенном войной, 'не долюбившем', не прожившем отмеренный ему срок. О несвершившемся, невозместимом, утраченном.
"...Когда мы показывали этот фильм в Венеции, то полувраждебный смокинговый зал в две с половиной тысячи людей, не выдержав, стал аплодировать во время просмотра простым советским девушкам в солдатских шинелях, аплодировать их поступкам..." - С. Ростоцкий.
… у каждой из них был свой, особый счёт к врагу . Так, Рита Осянина занимает в строю защитников Отечества место своего мужа-пограничника, погибшего в первый же день войны…
У студентки Сони Гурвич на момент начала войны в Минске осталась вся семья. Родные оказались в еврейском гетто. И Соня, уходит на фронт, чтобы внести свой вклад в победу и приблизить окончание войны, а значит, и освобождение своих.
У Лизы Бричкиной была мечта: она очень хотела учиться, но война смешала все планы, и Лиза отправляется на фронт, чтобы вернуть мечту.
На глазах у дочери красного командира Жени Комельковой расстреляли маму, младшего брата и сестру. Её саму спрятала соседка. И Женя отправляется добровольцем, чтобы мстить.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Материалы для работы над повестью Б.Васильева "А зори здесь тихие"
Полностью авторский материал представляет собой идейно-тематический анализ повести, тип материала - обзорный....
Интегрированный урок на тему "Идёт война народная..."(по повести Б.Васильева "А зори здесь тихие..." 10 класс
Интегрированный урок на тему "Идёт война народная..."(по повести Б.Васильева "А зори здесь тихие..." 10 класс...
Сценарий инсценировки отрывка повести Б. Васильева "А зори здесь тихие"
Отрывок повести Б. Васильева "А зори здесь тихие" (сцена после бани). Инсценирвка была подготовлена и показана на концерте "Солдат войны не выбирает", посвященном месячнику оборонно-массовой работы....
ЖЕНЩИНАМ НЕ НУЖНО ВОЕВАТЬ (по повести Б. Васильева «А зори здесь тихие»).
Цели:-приобщить учеников к чтению как творчеству, формировать коммуникативную компетенцию учащихся: умение осмысливать тему и основную мысль текста через его комплексный анализ; умение видеть в...
Урок развития речи по повести Б.Васильева "А зори здесь тихие"
Урок развития речи...
Тест по повести Б.Васильева"А зори здесь тихие"
Вопросы на знание текста повести Б. Васильева. Хорошая возможность проверить знания учащихся. Использую на уроке внеклассного чтения....
Презентация к уроку литературы 11 класс по повести Б.Васильева "А зори здесь тихие"
Красочная, иллюстративная презентация из 18 слайдов, информирующая об авторе и героях повести. Является прекрасным наглядным пособием для учителя при изучении раздела"Литература ...