Календарно-тематическое планирование по чтению для 5 класса
календарно-тематическое планирование по литературе (5 класс) на тему
Календарно-тематическое планирование по чтению для 5 класса по программе В.В. Воронковой
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
чтение 5 класс | 52.21 КБ |
Предварительный просмотр:
Рассмотрено: Утверждено:
ШМО протокол №__ от «_________» 2013г. Директор СОШ:
Руководитель ШМО_______/Харина Л.А./ ___ /Серовицкая Н.Н./
Согласовано:
Зам. директора по УВР______ /Бабынина Л.А./
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«РЖАВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
ПРИСТЕНСКОГО РАЙОНА КУРСКОЙ ОБЛАСТИ
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по родному языку и чтению и развитию речи
для 5 класса
(адаптированная основная общеобразовательная
программа для детей с умственной отсталостью)
2013-2014 учебного года
Учитель:
Чепурная Лариса Ивановна
Пояснительная записка
Рабочая программа по чтению предназначена для развития речи учащихся и их мышления через совершенствование техники чтения и понимание содержания художественных произведений. Планирование составлено на основе программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) Учреждений VIII вида: Сб. 1. / под. ред. В.В. Воронковой. Учебник: З.Ф. Малышева «Чтение» 5 класс для специальных (коррекционных) школ VIII вида. Москва «Просвещение» 2013г.
ЦЕЛЬ:
развитие речи учащихся через совершенствование техники чтения и понимание, осмысление и пересказ содержания художественных произведений.
- Формирование у школьников техники чтения: правильности, беглости, выразительности на основе понимания читаемого материала.
- Развитие речи и мышления учащихся: отвечать на поставленные вопросы; полно, правильно и последовательно передавать содержание прочитанного; кратко пересказывать основные события, изложенные в произведении; называть главных и второстепенных героев; давать им характеристику; адекватно оценивать их действия и поступки; устанавливать несложные причинно-следственные связи и отношения; делать выводы и обобщения, с т.ч.эмоционального плана.
- Воспитывать и развивать социальную адаптация в плане общего развития;
- Воспитывать положительные нравственные качества.
ЗАДАЧИ:
- формирование у учащихся чтения про себя, последовательно увеличивая объем читаемого текста и самостоятельность чтения.
- развитие полноценного восприятия доступных по содержанию художественных произведений;
- развитие умения не только отвечать на вопросы, но и ставить вопросы к тексту, участвовать в чтении по ролям и драматизации, добиваясь естественного общения, а также пересказывать текст полно, кратко, выборочно, от лица различных героев произведения
- нравственно-эстетическое и гражданское воспитание школьников на основе произведений художественной литературы (их содержание позволяет учащимся осваивать навыки нравственного поведения человека в обществе)
Поставленные задачи определяются особенностями психической деятельности воспитанников с ограниченными возможностями здоровья.
Программа по чтению построена на коммуникативно-речевом подходе к обучению. По мнению многих психологов и методистов, чтение как вид речевой деятельности является одним из значимых способов коммуникации. В связи с этим придается большое значение работе с авторским словом (воображаемый диалог с автором), развитию умения не только отвечать на вопросы, но и ставить вопросы к тексту, участвовать в чтении по ролям и драматизации, добиваясь естественного общения, а также пересказывать текст полно, кратко, выборочно, от лица различных героев произведения.
С учетом того, что подростковый период характеризуется более осознанным восприятием социальных связей и отношений, программа по чтению предусматривает комплексное решение задач нравственно-эстетического и гражданского воспитания школьников на основе произведений художественной литературы. Их содержание позволяет учащимся осваивать эталоны нравственного поведения человека в обществе.
В 5 классе ведётся работа по объяснительному чтению как продолжение предыдущего этапа, поэтому в программе используется тематический принцип подбора литературного материала. В сравнении с содержанием программы младших классов, рекомендуемые произведения становятся более объемными, тематически и жанрово более обогащенными, что создает предпосылки для межпредметных связей, расширения социального опыта учащихся.
На каждый изучаемый раздел отведено определенное количество часов, указанное в тематическом плане, которое может меняться (увеличиваться, уменьшаться) на незначительное количество часов, так как воспитанники коррекционной школы представляют собой весьма разнородную группу детей по сложности дефекта. Лишь 15-20% от общего числа детей составляют воспитанники, которые наиболее успешно овладевают учебным материалом; 30-35% воспитанников испытывают некоторые трудности в обучении; 35-40% детей нуждаются в разнообразных видах помощи (для таких детей часто не достаточно одного урока, чтобы понять и запомнить изучаемый материал); 10-15% воспитанников овладевают материалом на самом низком уровне. Поэтому важен не только дифференцированный подход в обучении, но и неоднократное повторение, закрепление пройденного материала.
Изучение тем имеет следующие особенности:
- разнообразие изучаемого содержательного аспекта каждой темы,
- цикличность,
- концентричность,
- преемственность тем,
- их связь с Н.Р.К.
Формы организации учебного процесса.
В данной программе преобладают требования: назвать, показать, определить, описать, приводить примеры.
В преподавании предмета целесообразно использовать такие формы и методы обучения как: словесный, наглядный, практический.
Программа предусматривает различные формы и способы проверки и контроля знаний: открытые и закрытые тесты, задания на установление соответствия, ответы на вопросы.
Половина детей, обучающихся на 2-й ступени, как правило, плохо читают, а около 25% учащихся читают с трудом. Поэтому программа предполагает систематическое чтение текстов художественных произведений на уроках, их осмысление, пересказ, различные виды работ по развитию устной и письменной речи:
- составление планов;
- краткие и подробные пересказы текста;
- устные сочинения-характеристики героев;
- развитие художественной фантазии у детей;
- придумывание финала, опираясь на развитие событий.
Измерители, по сравнению с общеобразовательной школой, другие. Применяется более щадящая проверка и оценка знаний и умений учащихся.
Программа включает в себя художественные произведения русской и зарубежной литературы, поднимающие вечные проблемы (добро и зло, жестокость и сострадание, великодушие, прекрасное в природе и человеческой жизни, роль и значение книги в жизни писателя и читателя пр.).
Учителю важно предусмотреть весь процесс чтения (восприятие, понимание, осмысление, анализ, оценка прочитанного), направленный на развитие речи учащихся. Только в этом случае школьники могут стать полноценно развитой личностью, адаптированной к условиям реальной жизни.
Обучение построено на принципах:
принцип коррекционной направленности в обучении,
принцип воспитывающей и развивающей направленности обучения,
принцип научности и доступности обучения,
принцип систематичности и последовательности в обучении,
принцип наглядности в обучении,
принцип индивидуального и дифференцированного подхода в обучении и т.д.
Известно, что развитие техники чтения осуществляется поэтапно. От класса к классу предъявляются все более высокие требования к способу чтения: от чтения целым словом к чтению словосочетанием и коротким предложением. Меняются и формы организации чтения: наряду с коллективной работой над выразительностью чтения школьников обучают приемам, способствующим выделению фразового ударения, установлению семантических пауз, интонационной окрашенности чтения. Становятся более разнообразными формы работы с текстом, методы и приёмы обучения, применяются ТСО: фрагменты кино (презентация, DVD) мультфильмов, мультимедиа, музыкальные фрагменты.
Типы урока:
- Урок сообщения новых знаний (урок первоначального изучения материала) Имеет целью изучение и первичное закрепление новых знаний.
- Урок формирования и закрепления знаний и умений (практический урок) Имеет целью выработку умений по применению знаний.
- Урок обобщения и систематизации знаний (повторительно-обобщающий урок) Имеет целью обобщение единичных знаний в систему.
- Урок контроля, оценки и коррекции знаний – контрольная, проверочная работа. Имеет целью определить уровень овладения знаниями, умениями и навыками
- Комбинированный урок, урок-беседа, повторительно-обобщающий урок, урок развития речи
Методы и приёмы обучения:
Словесный (рассказ, объяснение, беседа, работа с учебником и книгой) наглядный (наблюдение, демонстрация) , практический, методы контроля.
Формы работы:
Рассказ, беседа, выборочное объяснительное чтение текста, работа с картиной, планом, просмотр и разбор отдельных фрагментов кино, мультфильмов, сказок, заслушивание отрывков произведений в авторском исполнении.
Виды деятельности учащихся основаны на переработке устного и письменного текста:
составление плана текста;
пересказ текста по плану;
пересказ текста по предполагаемым вопросам;
продолжение текста;
выразительное чтение;
чтение наизусть;
чтение по ролям;
Контроль за знаниями, умениями и навыками осуществляется в ходе устных опросов, проведения открытых и закрытых тестов, заданий на установление соответствия, ответов на вопросы. Тексты контрольно-измерительные материалы создает учитель в соответствии с психофизическим особенностями каждого ученика. Контроль осуществляется по завершению изучения творчества писателя (промежуточный контроль). Время, отводимое на уроке для контроля – 5-15 минут.
Занятия проводятся в классно-урочной форме.
Основные требования к знаниям и умениям учащихся:
Учащиеся должны уметь:
- читать осознанно, правильно, выразительно, целыми словами вслух;
- читать «про себя», выполняя задания учителя»;
- отвечать на вопросы учителя;
- пересказывать текст по плану с помощью учителя, несложные по содержанию тексты – самостоятельно.
Учащиеся должны знать:
- наизусть 6-8 стихотворений.
Календарно-тематическое планирование
на 2013-2014 учебный год
Предмет родной язык и чтение и развитие речи 5 класс.
Количество часов:
всего – 136 ч.
в неделю – 4 ч.
I четверть (36ч.)
№п/п | Тема урока | Количество часов | Тип, вид занятий | Дата проведения | примечание |
1 | Считалки, заклички - приговорки, потешки. | 1 | изучение нового материала | ||
2 | Пословицы и поговорки, загадки | 1 | закрепление изученного | ||
3 | Обобщение по теме «Устное народное творчество» | 1 | комбинированный урок | ||
4-5 | «Никита Кожемяка» русская народная сказка | 2 | комбинированный урок | ||
6 | «Как наказали медведя» тофаларская сказка | 1 | изучение нового материала | ||
7-8 | «Золотые руки» башкирская сказка | 2 | комбинированный урок | ||
9-10 | «Морозко» русская сказка | 2 | комбинированный урок | ||
11-12 | «Два мороза» русская сказка | 2 | комбинированный урок | ||
13 | «Три дочери» татарская сказка | 1 | изучение нового материала | ||
14 | Вн. чтение Сказки Бажова «Малахитовая шкатулка» | 1 | комбинированный урок | ||
15-19 | А.С.Пушкин «Сказка о мертвой царевне» (отрывок наизусть) - 1 часть (чтение и анализ) - 2 часть (чтение и анализ) - 3 часть (чтение и анализ) -4 часть (чтение и анализ) - работа по содержанию | 5 | комбинированный урок | ||
20-25 | По Д.Мамину –Сибиряку «Серая Шейка» - 1 часть (чтение и анализ) - 2 часть (чтение и анализ) - 3 часть (чтение и анализ) -4 часть (чтение и анализ) - 5 часть ( чтение и анализ) - работа по содержанию | 6 | комбинированный урок | ||
26 | Обобщение по теме «Сказки» | 1 | изучение нового материала | ||
27 | Вн. чтение Сказки А.С. Пушкина | 1 | комбинированный урок | ||
28 | Г.Скребицкий «Июнь» | 1 | изучение нового материала | ||
29 | И.Суриков «Ярко солнце светит» (наизусть) | 1 | изучение нового материала | ||
30-33 | А.Платонов «Июльская гроза» - 1, 2 часть (чтение и анализ) - 3,4 часть (чтение и анализ) - работа по содержанию | 4 | комбинированный урок | ||
34 | А.Прокофьев «Люблю березку русскую» (наизусть) | 1 | изучение нового материала | ||
35 | Ю. Гордиенко «Вот и клонится лето к закату» | 1 | изучение нового материала | ||
36 | Вн. Чтение Сказки народов мира | 1 | комбинированный урок |
II четверть- 28ч.
№п/п | Тема урока | Количество часов | Тип, вид занятий | Дата проведения | примечание |
1 | По Г.Скребицкому «Сентябрь» | 1 | изучение нового материала | ||
2 | По И.Соколов-Микитову « Золотая осень» | 1 | изучение нового материала | ||
3 | К.Бальмонт « Осень» (наизусть) | 1 | изучение нового материала | ||
4 | Г.Скребицкий «Добро пожаловать» | 1 | изучение нового материала | ||
5 | В. Астафьев «Осенние грусти» | 1 | изучение нового материала | ||
6 | И.Бунин «Первый снег» (наизусть) | 1 | изучение нового материала | ||
7 | Обобщение по теме «Осень» | 1 | изучение нового материала | ||
8-10 | Ю.Яковлев «Колючка» - чтение - работа по содержанию - пересказ | 3 | комбинированный урок | ||
11-13 | Ю.Яковлев «Рыцарь Вася» - чтение - работа по содержанию - пересказ | 3 | комбинированный урок | ||
14-16 | Н.Носов «Витя Малеев в школе и дома» - чтение - работа по содержанию - пересказ | 3 | комбинированный урок | ||
17-19 | В.Медведев «Фосфорический» мальчик» - чтение - работа по содержанию - пересказ | 3 | комбинированный урок | ||
20-21 | Л.Воронкова « Дорогой подарок» | 2 | комбинированный урок | ||
22 | Я. Аким «Твой друг» | 1 | изучение нового материала | ||
23 | Обобщение по теме «О друзьях –товарищах» | 1 | изучение нового материала | ||
24 | Вн.чтение Г.Скребицкий «Лесной голосок», «Догадливая синичка» | 1 | комбинированный урок | ||
25 | «Ворона и лисица» | 1 | изучение нового материала | ||
26 | «Щука и кот» | 1 | изучение нового материала | ||
27 | «Квартет» (отрывок наизусть) | 1 | изучение нового материала | ||
28 | Обобщение по теме «Басни И.Крылова» | 1 | изучение нового материала |
III четверть - 40ч.
№п/п | Тема урока | Количество часов | Тип, вид занятий | Дата проведения | примечание |
1-2 | Н.Хмелик «Будущий олимпиец» | 2 | комбинированный урок | ||
3 | О.Бондарчук «Слепой домик» | 1 | изучение нового материала | ||
4-6 | В.Осеева «Бабка» - чтение - работа по содержанию - пересказ | 3 | комбинированный урок | ||
7-8 | А.Платонов «Сухой хлеб» | 2 | комбинированный урок | ||
9-10 | В.Распутин «Люся» | 2 | комбинированный урок | ||
11 | В.Брюсов «Труд» | 1 | изучение нового материала | ||
12 | Р.Рождественский | 1 | изучение нового материала | ||
13 | Обощение по теме «Спешите делать добро» | 1 | комбинированный урок | ||
14 | Вн. чтение Н.Носов «Фантазеры», «Огурцы», «Веселая семейка» | 1 | комбинированный урок | ||
15 | Ф.Тютчев «Зима» (наизусть) | 1 | изучение нового материала | ||
16 | Г.Скребицкий «Декабрь» | 1 | изучение нового материала | ||
17 | К.Бальмонт «К зиме» (наизусть) | 1 | изучение нового материала | ||
18 | Г.Скребицкий «Всяк по своему» | 1 | изучение нового материала | ||
19 | С.Есенин «Поет зима- аукает» | 1 | комбинированный урок | ||
20 | С Есенин «Береза» (наизусть) | 1 | изучение нового материала | ||
21 | А.Пушкин «Зимняя дорога» (наизусть) | 1 | изучение нового материала | ||
22 | Обобщение по теме «Зима» | 1 | изучение нового материала | ||
23 | Г.Скребицкий «Март» | 1 | изучение нового материала | ||
24 | А.Толстой «Вот уж снег последний…» (наизусть) | 1 | изучение нового материала | ||
25 | Г.Скребицкий «От первых проталин до первой грозы» | 1 | изучение нового материала | ||
26 | Г.Скребицкий «Весна-красна» | 1 | изучение нового материала | ||
27 | Г.Скребицкий «Грачи прилетели» | 1 | изучение нового материала | ||
28 | Г.Скребицкий «Заветный кораблик» | 1 | изучение нового материала | ||
29 | Г.Скребицкий «В весеннем лесу» | 1 | изучение нового материала | ||
30 | А.Толстой «Весенние ручьи» | 1 | изучение нового материала | ||
31 | А. Пушкин «Гонимы вешними лучами» | 1 | изучение нового материала | ||
32 | А.Блок «Ворона» | 1 | изучение нового материала | ||
33 | Е. Серова « Подснежник» (наизусть) | 1 | изучение нового материала | ||
34-35 | И.Соколов- Микитов «Весна» | 2 | комбинированный урок | ||
36 | И.Бунин «Крупный дождь…» | 1 | изучение нового материала | ||
37 | С.Есенин «Черемуха душистая…» (наизусть) | 1 | изучение нового материала | ||
38 | Я Аким «Весна, весною, о весне» | 1 | изучение нового материала | ||
39-40 | Обобщение по теме «Весна» | 2 | комбинированный урок |
IY четверть - 32ч.
№п/п | Тема урока | Количество часов | Тип, вид занятий | Дата проведения | примечание |
1-2 | Н.Гарин-Михайловский «Тема и Жучка» | 2 | комбинированный урок | ||
3-5 | А.Толстой «Желтухин» - чтение - работа по содержанию - пересказ | 3 | комбинированный урок | ||
6 | К.Паустовский «Кот Варюга» | 1 | изучение нового материала | ||
7-8 | Б.Житков «Про обезьянку» - чтение - работа по содержанию - пересказ | 2 | комбинированный урок | ||
9 | Э.Асадов «Дачники» | 1 | изучение нового материала | ||
10 | Ф.Абрамов «Из рассказов Олены Даниловны» | 1 | изучение нового материала | ||
11 | С Михалков «Будь человеком» | 1 | изучение нового материала | ||
12 | Обобщение по теме «О животных» | 1 | комбинированный урок | ||
13 | По О.Тихомирову «Москва собирает войско» | 1 | изучение нового материала | ||
14 | По О.Тихомирову «Куликовская битва» | 1 | изучение нового материала | ||
15 | По С.Алексееву «Рассказы о войне 1812 года» «Бородино», «Ключи», «Конец похода» | 1 | изучение нового материала | ||
16 | Н.Некрасов «Отрывок из поэмы «Мороз, Красный нос» | 1 | изучение нового материала | ||
17-18 | А.Куприн «Белый пудель» - чтение - работа по содержанию - пересказ | 2 | комбинированный урок | ||
19 | Л.Жариков «Снега, поднимитесь метелью» | 1 | изучение нового материала | ||
20 | Ю.Коринец «У могилы неизвестного солдата» | 1 | изучение нового материала | ||
21 | Обобщение по теме «Из прошлого нашего народа» | 1 | изучение нового материала | ||
22 | Вн.Чтение | 1 | комбинированный урок | ||
23-24 | В.Гюго «Гаврош» | 2 | комбинированный урок | ||
25-27 | М.Твен «Приключения Тома Сойера» - чтение - работа по содержанию - пересказ | 3 | комбинированный урок | ||
28-29 | С.Лагерлеф «Чудесное путешечтвие Нильса с дикими гусями» - чтение - работа по содержанию - пересказ | 2 | комбинированный урок | ||
30-31 | Г.Х.Андерсен «Русалочка» | 2 | комбинированный урок | ||
32 | Обобщение изученного за год | 1 | комбинированный урок |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Календарно-тематическое планирование по чтению 3 класс
Календарно-тематическое планирование по чтению 3 класс...
Календарно-тематическое планирование по чтению 9 класс специальной (коррекционной) школы VIII вида.
Учебно- тематическое планирование составлено с учётом возможностей учащихся по уровням. 1 уровень(для учащихся 1-2 группы) - это базовый, предполагает реализацию требований к ученику в объёме програм...
Календарно - тематическое планирование по чтению (7 класс)
Календарно - тематическое планирование по чтению (7 класс)...
Календарно-тематическое поурочное планирование УМК «EnjoyEnglish – 5 класс» Авторы: М.З. Биболетова, Н.Н. Трубанева, О. А. Денисенко
Календарно-тематическое поурочное планирование к учебнику М.З. Биболетовой, Н.Н. Трубаневой, О. А. Денисенко "Английский с удовольствием" 5 класс с требованиями к уровню подготовки учащихся и язы...
Календарно-тематическое поурочное планирование по литературе 5 класс (ФГОС)
УУД, планируемые результаты обучения...
Календарно-тематическое планирование. Литературное чтение 1 класс ФГОС "Школа России"
Литературное чтение 1 класс ФГОС "Школа России"...
Календарно-тематическое поурочное планирование по литературе 5 класс 2015-2016 уч.г. (ФГОС)
Календарно-тематическое поурочное планирование по литературе 5 класс 2014-2015 уч.г. (ФГОС)...