«России сердце не забудет»… А.С.Пушкин. Судьба и творчество.
план-конспект урока по литературе (10 класс) на тему

Трифонова Ольга Викторовна

Урок  изучения нового материала, представлен   в форме урока-лекции. Задачи урока: расширить и систематизировать знания учащихся о жизни и истоках поэзии А.С.Пушкина;  воспитывать интерес к личности и творчеству великого русского поэта;формировать  художественный  вкус.Урок   изложения нового материала. Основная часть  урока   проводится методом   лекции.  Для активизации познавательной деятельности учащихся  лекцию сочетается  с беседой, основывающейся на знаниях, полученных при изучении материала предыдущих уроков и на их жизненном опыте.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tema_uroka_moego.docx36.46 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока:            «России сердце не забудет»…

                        А.С.Пушкин.  Судьба и творчество.

Цели урока: 1.   Расширить и систематизировать знания учащихся о жизни и истоках поэзии А.С.Пушкина;    увлечь учащихся фактами из биографии  Пушкина;

                       2.  Развивать навыки самостоятельной работы при составлении различных текстов (устного   краткого и развёрнутого ответа, хронологической таблицы), навыки творческого осмысления изучаемого материала;  развитие эмоциональной сферы;

                       3. Воспитывать интерес к личности и творчеству великого русского поэта;

                          формирование художественного вкуса.

Методические приёмы: 

- выразительное  чтение; - рассказ учителя;  - беседа по вопросам;  - демонстрация презентации.

Оборудование: презентация, портреты А.С.Пушкина, хронологическая таблица

                            Ход урока

 1. Организационный  момент.

2. Вступительное слово учителя

 3. Цели и задачи урока: 

-В литературе известны два великих Александра Сергеевича. Кто это?  Это  Александр Сергеевич Пушкин.  Наш разговор пойдёт  о Пушкине, а темой для урока  я взяла слова Владимира  Маяковского, чтобы понять,  почему его «России сердце не забудет»,  показать, как  нашла   отражение судьба  гения  русской поэзии  в его творениях.

    4. Запись темы и  эпиграфа к уроку. Вольфганг Гёте сказал:

  «Каждый писатель до известной степени изображает в своих сочинениях самого   себя, часто даже вопреки своей воле.»       

 -Каким же человеком был поэт? Что пришлось испытать , что преодолеть?   -Сегодня мы обобщим всё изученное о поэте, так как без знания биографии поэта невозможно понять произведений.

  1. Работа с новым материалом

-На уроке  мы не просто прослушаем биографию, а начнём  заполнять  таблицу «Этапы жизненного пути поэта», чтобы ясно представлять, в какой период жизни появилось произведение, что этому способствовало. Всё начинается с детства.

                            Детство поэта.

-Что дала семья будущему поэту?(рассказ учениц)

В старой московской церкви Богоявления, что в Елохове, в четверг 8 июня 1799 года дьячок вывел гусиным пером старинной вязью: « У майора Сергия Львовича Пушкина родился сын Александр. Крещён июня 8 дня…». Метрическая запись о рождении была отмечена днём позже, как он родился, 26 мая после захода солнца.  

Отец Пушкина,Сергей Львович, происходил из старинного, но обедневшего дворянского рода. Среди его знакомых было много писателей

Мать, Надежда Осиповна,была внучкой «арапа Петра великого» - Ибрагима Ганнибала.  Воспитанием А. С. Пушкина занималась няня, Арина Родионовна, когда - то вынянчившая мать. Женщина честная, преданная и очень умная. Она знала бесчисленное количество поговорок, пословиц, песен и сказок и охотно сообщала их своему питомцу. Няня прожила 70 лет, она умерла 31 июля 1828 года. Поэт глубоко переживал смерть своей «мамушки». О ней скорбили все, кто знал эту мудрую и полную достоинства старушку. Трудно найти слова лучше тех, что сказал И.С. Аксаков в 1880 году на открытии памятника Пушкину в Москве: «Да будет же ей, этой няне, от лица русского общества вечная благодарная память». А в городе Пскове был поставлен памятник «Пушкин и крестьянка» (скульптор О. Комов). И все в образе крестьянки узнают няню великого поэта.
Литературно-стихотворные  сказки Пушкина, в основе которых традиции народных сказок, - произведения, с детства нами любимые, оригинальные, яркие
 Любовь к родному языку ему привила  бабушка, Мария Алексеевна Ганнибал, превосходно говорившая и писавшая по-русски (явление редкое в дворянских семьях того времени). От своей бабушки Пушкин услышал немало рассказов о предках, в том числе об Арапе Петра Великого. Раннему развитию литературных склонностей Пушкина способствовали литературные вечера в доме Пушкиных, где собирались видные писатели, а так же прекрасная  домашняя библиотека. В нем развивалась «охота к чтению»

Вывод: -Итак, источником духовного развития стали рассказы бабушки и сказки няни Арины Родионовны. Семья дала тепло, уважение няни, любовь к театру, литературе.

                             Годы учёбы. Лицей.

-Кого и что приобрёл А.С. в лицее?

(рассказ по Д.З. о друзьях) Светлое чувство дружбы - помощь в суровых испытаниях Когда Пушкину исполнилось 12 лет, в его жизни началась новая пора – Лицей. Так называлась только что открывшаяся школа в Царском Селе под Петербургом. 19 октября 1811 года в Царском Селе, близ Петербурга, тридцать мальчиков сели за парты и стали одноклассниками. Из этих мальчишек выросли поэты, министры, офицеры, сельские домоседы и неугомонные путешественники.

Уже в Лицее Пушкин понял, что главное в его жизни – поэзия.  В 1815 году на публичном экзамене Пушкин прочёл свои стихи в присутствии знаменитого поэта Державина. Он был в восхищении. Слава юного поэта распространилась в литературных кругах. В Лицей приезжали лучшие поэты того времени – Жуковский, Батюшков, чтобы познакомиться с Пушкиным. А знаменитый Карамзин сказал ему: « Пари, как орёл, но не останавливайся в полёте!».

«Шесть лет, проведённые в Лицее, навсегда остались для Пушкина самыми светлыми. Мы встретились впервые летом 1811 года, прожили вместе 6 лет, а потом ежегодно собирались и праздновали день открытия Лицея – 19 октября. Мы решили через 10 лет после окончания Лицея праздновать серебряную дружбу, через 20 лет – золотую.

19 октября 1880, 1881, 1882 годов я отмечал один - последний живой лицеист.»

                          Вывод: Пушкин приобрёл    настоящую дружбу и верных, надёжных друзей, приветствовавших свободу личности.

                                               Петербург

-После учёбы поступает в Коллегию иностранных дел, находившуюся в Петербурге.

-Чем дорог и ценен этот период жизни?  Выбор ключевых предложений из текста

  • Столичная жизнь с её театрами, балами, литературными обществами захватила поэта.
  • «Свободный, смелый дар» поэзии реализовался. Бесстрашие юного Пушкина неоспоримо, он заводит знакомства с членами тайного общества.
  • Вольнолюбивые стихи Пушкина, насмешливые эпиграммы на царя и его приближённых расходились по всему Петербургу. Дошли они до царя. И император  решил:
  • « Пушкина надобно сослать в Сибирь: он наводнил всю Россию возмутительными стихами, вся молодёжь наизусть их читает». Но за Пушкина вступились друзья, попросив смягчить наказание. Поэта отправили в Екатеринослав на юге  страны.

                                  Южная ссылка

По прибытии в Екатеринослав Пушкин простудился и слег. Туда прибыл генерал Раевский и по предварительной договоренности, они отправились в Крым. Путь их лежал через Кавказ, там на горячих водах (ныне Пятигорске) Пушкин провел два месяца.

  Во время поездок  Пушкин  близко познакомился с декабристами.  Это было время политического роста Пушкина. В это время поэт пишет на политические  темы, читает Байрона. Затем Пушкин переезжает в Кишинев, живет там 3 года. Много читал, внимательно следил за журналами, газетами.

       Поэт осознавал, что литература – его основная и любимая профессия.   Это время было временем усиленного творчества.

                     Михайловское

Правительство Николая I искало способ обезоружить А.С. Пушкина. Осенью 1824г.царь приказал уволить Пушкина за «недостойное поведение» и выслать в Михайловское под надзором. Для этого в Михайловское был послан тайный политический агент Бошняк для выяснения вопросов: что говорит поэт о правительстве, не призывает ли он крестьян к возмущению.  Поэт провёл там 2 года. Поэт много работает над историческими произведениями, стихами. Поэт страдает, что остался в одиночестве, что никому нельзя его посещать. В ноябре 1825г в Михайловское дошли известия о кончине Александра1 , о восстании декабристов, об арестах его друзей. Поэт переживал за них. Пушкин  не собирался отказываться от своих свободолюбивых взглядов, честно говорит  об этом Жуковскому. 14 декабря 1825 г. во время восстания декабристов Пушкин, оставшийся в стороне от заговора и расправы, надеялся на изменение своей участи. Жуковский писал ему: "Ты ни в чем не замешан - это правда?. Но в бумагах каждого из действовавших находятся стихи твои. Это худой способ подружиться с правительством". Пушкин с фельдъегерем был отправлен в Москву на свидание с Николаем I.

                             Возвращение из ссылки

          В ноябре 1826 г. Пушкин вернулся из Москвы в Михайловское, получив задание от Николая написать записку о народном воспитании.  По мнению властей, этот «экзамен» поэт не сдал.   Вскоре Пушкину  было указано, что он лишается права печатать что-либо на общих основаниях.

 Политика правительства по отношению к А.С. Пушкину диктовалась стремлением привлечь его на свою сторону, заставить подчиняться, от чего поэт уклонялся. Это вызывает в Пушкине чувство тоски, недовольство жизнью. Затем последовали «годы скитаний». Он переезжает с места на место, нигде нет покоя. Только литературная деятельность спасает поэта.

    Болдинская осень

  Осень  1830 года Пушкин провёл в ссылке в Болдино. В  это время писатель открывает для себя совершенно новые литературные возможности и на гребне волны вдохновения начинает творить.

      «Болдинская» осень 1830 года ознаменовалась всплеском творческой активности Пушкина и навсегда вошла в историю русской литературы. Именно тогда Пушкин завершил «Евгения Онегина», написал «пропасть» стихотворений и статей, историко – психологические «Маленькие трагедии».

                    Женитьба

 

    -Как любовь изменила жизнь?

Зимой 1828-1829 годов на одном из московских  балов А.С.Пушкин впервые встретил  шестнадцатилетнюю Наталью Гончарову.     «Когда я увидел  её в первый раз,        красоту её едва начинали замечать в свете.Я полюбил её, голова у меня закружилась» ,-  писал поэт. В марте 1830 года Пушкин сделал предложение и получил согласие Натальи Николаевны.10 февраля 1831 года А.С.Пушкин писал своему приятелю Н.И.Кривцову : «Мне за 30 лет. Участь моя решена. Я женюсь…Та, которую любил я целые 2 года, которую везде первую отыскивали    глаза мои, с которой встреча казалась блаженством – боже мой – она почти моя”.  Семейная жизнь радовала (имел четверых детей), но была осложнена отношениями с двором и светским обществом (в конце 1833 Пушкину был пожалован придворный чин камер-юнкера; поданное им летом 1834 прошение об отставке было взято назад, т. к. грозило отлучением от государственных архивов). Петербургская жизнь вводила в расходы, не искупаемые высокими гонорарами за редкие публикации.

                        Вывод:  Счастье, счастливая семья, рождение детей.

                              Последние годы, травля поэта. 

Петербург  Семейная жизнь радовала (имел четверых детей), но была осложнена отношениями с двором и светским обществом (в конце 1833 Пушкину был пожалован придворный чин камер-юнкера; поданное им летом 1834 прошение об отставке было взято назад, так как грозило отлучением от государственных архивов). Петербургская жизнь вводила в расходы, не искупаемые высокими гонорарами за редкие публикации.

                        -Что пришлось испытать?

Умирал Пушкин так же мужественно, как жил. Позвав жену и детей, он перекрестил их и благословил. Простился с друзьями. "Кончена жизнь. Тяжело дышать, давит", - были его последние слова.

"Солнце нашей поэзии закатилось! Пушкин скончался, скончался во цвете лет, в средине своего великого поприща!.." - писала петербургская газета

Вывод: Жестокость, зависть соперников.     

   -Д.С.  Лихачев дает нам совет:  «Пушкин – это лучшее, что есть в каждом из людей. Это доброта и талант, смелость и простота, верность в дружбе и бескрайность в любви, уважение к труду и людям труда… И ещё мы любим и постоянно оплакиваем Пушкина, потому что он погиб за честь свою и честь своей поэзии. Вот это многогранное единство, эту гармонию личности и в творчестве, и в жизни хотелось бы донести до всех, кто вступает на пушкинскую тропу»  

Вывод: Каким был поэт? Чем мне запомнился А.С.?

Духовное одиночество А.С. Пушкина спровоцировало его жизненную трагедию. Он творил и страдал для того, чтобы мир стал лучше, и мир убил его, не поняв и до конца не признав при жизни.

6. Домашнее задание.

Написать  сочинение-рассуждение50слов  

« Какие черты личности А.С. мне запомнились?

 Рефлексия

- В заключении хотелось бы проверить, насколько урок был полезен для вас.  Захотелось ли вам после урока возложить цветы  к  памятнику  поэта?  Сделайте это.

                            Этапы жизненного пути А.С.Пушкина

Этапы жизни

Произведения

Что главное вынес поэт из данного периода.  Что характерно для периода.

Детство поэта 1799-1811

Лицейские годы

Жизнь в Петербурге

Южная ссылка

«Кавказский пленник» «Братья-разбойники», «Бахчисарайский фонтан»

Михайловское

«Цыганы»,  «Граф Нулин»

«Борис Годунов»1825(закончен)

Возвращение из ссылки

«Арап Петра Великого», «Полтава»

Болдинская осень

«Повести Белкина»

«Маленькие трагедии»,  «Бесы»

«Евгений Онегин»(завершён)

Петербург

Последние годы, дуэль


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Тебя, как первую любовь, России сердце не забудет"

Урок литературы, посвященный Дню памяти А.С.Пушкина, проводится в 5 классе. Урок проводится в форме устного журнала, который состоит из нескольких страниц: 1 страница "День памяти А.С.Пушкина", 2 стра...

"Тебя,как первую любовь, России сердце не забудет..."

Посвящается А.С.Пушкину, местам, связанных с именем русского поэта....

"Любовь пусть сердце не покинет" Сценарий литературно--музыкального вечера, посвящённого творчеству М .Ю. Лермонтова.

Интегрированный театрализованный проект.( МХК, литература, музыка). Задействованы учащиеся с 5--11 класс....

Литературно-музыкальная композиция «Россия! Сердцу милый край!» (тема Родины и родной природы в творчестве С.Есенина)

Две основные темы — Родина и природа — переплетаются в творчестве Есенина и вытекают одна из другой.    Вдохновленный близкими для него темами, Сергей Есенин создает в своих стихах прекрасны...

«Россия – сердцу милый край»

Сценарий литературно-музыкальной композиции«Россия – сердцу милый край»(В гостях у Кашиной)...

Исследовательская работа . Научное направление: Женские образы в творчестве А.С.Пушкина .«Тебя ж, как первую любовь, России сердце не забудет! …»(Ф.И. Тютчев) .

Актуальность. На уроке литературы мы знакомились с разными  произведениями А.С.Пушкина: стихотворениями, поэмами, повестями. Творчество Пушкина бессмертно и интересно. Нам были очень интересны им...

Музыкально - литературная композиция по творчеству Николая Рубцова «Россия! Русь! Храни себя, храни!» Музыкально - литературная композиция по творчеству Николая Рубцова «Россия! Русь! Храни себя, храни!»

Николай Рубцов будет жить в своем народе, как будут жить свободные, глубокие, печальные и светлые звуки его стихов, будет звучать его негромкий и добрый поэтический голос. И чистая звезда его душ...