"Тебя,как первую любовь, России сердце не забудет..."
план-конспект урока по литературе (8 класс) по теме
Посвящается А.С.Пушкину, местам, связанных с именем русского поэта.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
конспект урока | 40 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: «Тебя, как первую любовь,
России сердце не забудет…». 6класс, 1час.
(оформление: на столе портрет А.С. Пушкина (работа художника Кипренского) ; собрание сочинений поэта, чернила, ручка- перо;
на доске «Кара путешествий Пушкина», фотографии кабинета на Мойке 12, Москвы, Санкт-Петербурга 19 века; икона с лампадой, зажжённые свечи;
отдельно оформлен стенд с портретами близких поэту людей: А.П. Ганнибала, В.А. Жуковского, П.Я. Чаадаева, И.И. Пущина, Н.Н. Пушкиной).
Музыкальное сопровождение: (отрывки из произведений) Г.Свиридов «Метель», Л.Бетховен «Героическая симфония», романс «Тройка» на слова П.А.Вяземского.
Цели и задачи урока:
- Проследить взаимосвязь отдельных эпизодов жизни А.С.Пушкина (его трагической гибели) через его поэтическое творчество; отношение поэта через поэзию к близким ему людям (родным и друзьям); отношение современников к поэту;
- Способствовать развитию культуры диалогической и монологической речи; развитию памяти, воображения; развитию творческой инициативы.
- Воспитывать чувства «добрые»: интерес и уважение к тем литературно-мемориальным местам, связанных с именем А.С.пушкина.
Формы и методы работы: рассказ учителя, беседа, пересказы (сжатые) по теме урока учащихся, выразительное чтение и наизусть стихотворений А.С.Пушкина(метод деятельности-репродуктивный).
Ход урока:
Звучит музыка Г. Свиридова к повести А.С.Пушкина «Метель», ученица под музыку рассказывает отрывок из повести:
«…На дворе была метель; ветер выл, ставни тряслись и стучали…Метель не утихала…»
Учитель: Потрясённые гибелью поэта, многие, кто был в эти творческие дни 27,28,29 января рядом с поэтом, оставили свои воспоминания об этом печальном событии.
(звучат строки из записок доктора Спасского о последних часах и минутах А.С. Пушкина).
На часах 14-45, в это мгновение остановилось сердце поэта.
Звучит музыка Л. Бетховена «Героическая симфония». Ученица читает стихотворение М.Ю. Лермонтова «Смерть поэта».
(перед учащимися репродукция с картин А.А. Козлова «Пушкин в гробу»)
Молчание.
Учитель: На следующий день в газете «Литературные прибавления» появился некролог, написанный князем В.Ф. Одоевским:
«Солнце нашей Поэзии закатилось! Пушкин скончался…»
« Прострелено солнце!» - словно прокричал вслед за Одоевским А.Кольцов.
Ученик: «Что смолкнул веселия глас?
Да здравствуют музы, да здравствует разум!
Как это лампада бледнеет
Пред ясным восходом зари,
Так ложная мудрость мерцает и тлеет
Пред солнцем бессмертным ума.
Да здравствует солнце, да скроется тьма!
Учитель: В 1825 году в Михайловском Пушкин, узнав о восстании декабристов, задумался над их участью. Думал он и о своей судьбе.
Именно тогда из-под его пера появились строчки:
« Я скоро весь умру. Но, тень мою любя,
Храните рукопись, о други для себя!
Когда гроза пройдёт, толпою суеверной
Сбирайтесь иногда читать мой свиток верный,
И долго слушая, скажите: это он;
Вот речь его. А я, забыв могильный сон,
Взойду невидимо и сяду между вами,
И сам заслушаюсь…
1 Ученик: Мы храним, Пушкин твои рукописи.
Мы читаем, изучаем твои произведения.
2 Ученик: Прав оказался поэт, когда сказал:
«Нет, весь я не умру - душа в заветной лире
Мой прах переживёт и тленья убежит.
И славен, буду я, доколь в подлунном мире
Жив будет хоть один пиит…»
Пушкин будет жить до тех пор, пока будет Россия, будет русский язык.
«Да здравствует солнце, да скроется тьма!»…
Учитель: И в день памяти (смерти) поэта мы не можем, не хотим говорить слова прощания, а наоборот «Здравствуй, Пушкин.» А он через столетия отзывается: «Здравствуй, племя, младое, незнакомое! Не я увижу твой могучий поздний возраст …
…Но пусть мой внук…
С приятельской беседы возвращаясь,
Пройдёт он мимо вас во мраке ночи
И обо мне вспомянет…»
Учитель: В тридцатых годах прошлого века Г.Г. Чернецов написал картину «Парад на Царицыном лугу». На первом плане живописец изобразил толпу зрителей. Их более двухсот. В этой толпе не сразу находишь скромную фигуру Пушкина. В Петербурге в пёстрой толпе поэт нередко заслонён людьми в блестящих мундирах, пышных нарядах. Но в исторической перспективе невысокая фигура поэта заслонила собой всё прочее. И вся эта эпоха с середины 1810-х до середины 1830-х годов именуется пушкинской эпохой. Здесь в классе создана небольшая картинная галерея, в которой можно увидеть лица людей, связанных с Пушкиным родством, дружеским узами.
Учащиеся рассказывают о людях, изображениях на портретах, читают строки из стихотворений, посвящённых или (домашнее задание).
1Абрам (Ибрагим) Петрович Ганнибал «Имя предков моих встречается поминутно в нашей истории». (Начало автобиографии). «Моя родословная»
2В.А. Жуковский («гений-хранитель» поэта; история портрета «Победителю-ученику от побеждённого учителя в тот высокоторжественный день, в который он окончил свою поэму «Руслан и Людмила»)
3П.Я. Чаадаев и стихотворение « Пока свободою горим , Пока сердца для чести живы…»
4И.И. Пущин (№ 13, « Мой первый друг, мой друг бесценный!...)
5Н.Н. Пушкина («…моя Мадонна, Чистейший прелести чистейший образец…»
Учитель: На рубеже тысячелетий стремительно менялся мир, но время не властно над судьбой великого человека и гражданина. Его чтут во всех уголках земли. Пушкин не знает границ, он принадлежит всем нам, где бы мы не жили…Мы с тобой перед необычной картой путешествий Пушкина. Поэт много путешествовал, так он писал об этом:
Долго ль мне гулять на свете
То в коляске, то верхом,
То в кибитке, то в карете,
То в телеге, то пешком!
У меня в руках колокольчик. Наверное, такие звенели под дугой русской тройки. Русская тройка! Многие поэты и писатели воспели её в своих произведениях.
(звучит романс «Тройка» на слова П.Я. Вяземского). Подсчитано, что только по почтовым трактатам Пушкин проехал свыше тридцати тысяч вёрст. Это немало и по нашим меркам. Для начала 19 века это необычайно много.
Мы сейчас побываем в тех местах ( некоторых), где жил, творил или бывал поэт, всегда удивительно чувствовавший дух местности, в которой он писал, и очень тонко передавший его в своих произведениях.
Учащиеся проводят экскурсии по определённому маршруту (домашнее задание):
1.Москва-родина поэта.
«В изгнанье, в горести, в разлуке,
Москва! Как я любил тебя,
Святая родина моя!»
2.Царское Село (г. Пушкин, Лицей)
«отечество нам Царское Село»
3.Места Гатчинского района Ленинградской области
а). Суйда - поместье Ганнибалов
«Два чувства дивно близки нам,
В них обретает сердца пишу:
Любовь к родному пепелищу,
Любовь к отеческим гробам»
б). Кобрино – домик няни Арины Родионовны:
«Подруга дней моих суровых»
в).Выра – «Станционный Смотритель»- единственный в нашей стране музей литературных героев Пушкина.
4.Санкт-Петербург «Люблю тебя, Петра творенье…»
5. Михайловское, Святогорский монастырь.
«…И хоть бесчувственному телу
равно повсюду истлевать,
Но ближе к милому пределу
Мне б всё ж хотелось почевать..»
Учитель: Целый мир предстанет перед нами, когда мы откроем для себя историю личности, историю обитателей, историю произведений, написанных здесь Пушкиным.
И.И. Пущин очень верно заметил о поэте: «Характеристическая черта гения Пушкина-разнообразие. Не было почти явления в природе, события в обыденной общественной жизни, которые прошли мимо него, не вызвав дивных и неподражаемых звуков его лиры..».
Домашнее задание:
Подумайте над вопросом: почему в нашей стране сохранено и воссоздано столько литературных памятных мест, музеев,связанных с именем А.С.Пушкина? Какие музеи вы знаете?
Подготовьте устное сообщение по вопросам или выучите стихотворение (отрывок), посвященное Пушкинскому памятному месту.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Тебя, как первую любовь, России сердце не забудет"
Урок литературы, посвященный Дню памяти А.С.Пушкина, проводится в 5 классе. Урок проводится в форме устного журнала, который состоит из нескольких страниц: 1 страница "День памяти А.С.Пушкина", 2 стра...
«России сердце не забудет»… А.С.Пушкин. Судьба и творчество.
Урок изучения нового материала, представлен в форме урока-лекции. Задачи урока: расширить и систематизировать знания учащихся о жизни и истоках поэзии А.С.Пушкина; воспиты...
Сценарий конкурса чтецов «Тебя, как первую любовь, России сердце не забудет…» на ежегодном фестивале школы "Пушкинские чтения"
Работа представляет собой сценарий конкурса чтецов на ежегодном школьном фестивале «Пушкинские чтения», который в 2013-2014 учебном году был посвящён 180-летию пребывания А.С.Пушкина в Казани.Сценарий...
Исследовательская работа . Научное направление: Женские образы в творчестве А.С.Пушкина .«Тебя ж, как первую любовь, России сердце не забудет! …»(Ф.И. Тютчев) .
Актуальность. На уроке литературы мы знакомились с разными произведениями А.С.Пушкина: стихотворениями, поэмами, повестями. Творчество Пушкина бессмертно и интересно. Нам были очень интересны им...
Сборник сочинений " Помнит сердце, не забудет никогда"
Патриотическое воспитание школьников – актуальная проблема в условиях современной России. Страшные годы Великой Отечественной войны отходят все дальше и дальше. Остается все...
Конспект урока литературы «ТЕБЯ Ж, КАК ПЕРВУЮ ЛЮБОВЬ,…» (поэты Серебряного века о Пушкине). 9 класс.
Урок разработан в форме Литературного салона....
Презентация к уроку Памяти Александра Сергеевича Пушкина "Тебя ж, как первую любовь, России сердце не забудет" (Ф.И. Тютчев)
У каждого народа есть свои святыни. Без них народ распадается, превращается в население, а Родина - в территорию. И нашу святыню - Пушкина - надо беречь. И не столько на полках, сколько в душе. На пол...