Неделя русского языка и литературы.
методическая разработка по литературе (5, 6, 7 класс) на тему
Герасимова Любовь Ивановна
МБОУ "Шадринская ООШ"
План работы проведения недели русского языка и литературы.
ЦЕЛЬ:
Проверка знаний литературных произведений и уточнение знаний по теме "Имя прилагательное".
ЗАДАЧИ:
Умение определять по отрывкам из текста и ФИО автора, имя героев.
Умение находить в контексте имена прилагательных, определять их грамматическую и синтаксическую роль.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
16.docx | 19.86 КБ |
Предварительный просмотр:
16.01.17 г. «Поле чудес» и викторина
«Вопрос – ответ» по творчеству
И. С. Тургенева, Л. Н. Толстого,
М. Ю. Лермонтова, Н. А. Некрасова.
Участвуют учащиеся 5 класса.
17.01.17 г. Игра по русскому языку
«Верите ли вы».
Участвуют учащиеся 6 класса.
18.01.17 г. «Литературный Брейн – ринг»
По творчеству Н. В. Гоголя и
М. Е. Салтыкова – Щедрина.
Участвуют учащиеся 7 класса.
19.01.17 г. Литературная композиция
«Велик и могуч русский язык».
Участвуют учащиеся 5, 6, 7 классов.
20.01.17 г. Подведение итогов.
СЦЕНАРИЙ ПРОВЕДЕНИЯ КОНКУРСНЫХ
МЕРОПРИЯТИЙ
- «Поле чудес»
- Танец деда из рассказа «Заколдованное место» (Казачок)
- Изображение природы художником (пейзаж)
- Имя молодой женщины, которую, любил Герасим (Татьяна)
- Где происходят действия в произведении «Кавказский пленник» (Кавказ)
(За каждый правильный ответ – 3 балла)
- Викторина «Вопрос – ответ»
- Сколько раз бежал из плена Жилин (2 раза)
- Назовите прозвище мальчика Власа (мужичок с ноготок)
- Как называет ветеран солдат защищавших Москву (Богатыри)
- Назовите имя девочки помогавшей пленникам (Дина)
- Какой город отдали французам (Москва)
- Как называется описание внешности человека? (портрет)
- У чего прилег вздремнуть солдат в стихотворении «Бородино» (у лафита)
- Назовите город, куда привезли Герасима (Москва)
(За каждый правильный ответ – 3 балла)
- Творческое задание:
- Опишите внешность мальчика Власа
- Опишите каморку Герасима
- Опишите девочку Дину
- Расскажите, что делали русские солдаты в ночь перед боем в стихотворении «Бородино»
- Подведение итогов.
Игра по русскому языку (6 класс)
«Верите ли вы»
Класс делиться на команды. Учитель задает вопросы учащимся, которые начинаются со слов – «Верите ли вы». Дети дают ответ на вопрос, желательно, чтобы ответ был обоснованным.
I Команда:
- Верите ли вы, что прилагательное не самостоятельная часть речи? (прилагательное самостоятельная часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой? чей?)
- Верите ли вы, что прилагательное в предложении бывает сказуемым? Докажите. (краткие прилагательные в предложении чаще всего бывают сказуемыми: Лес молчалив. (Каков?) )
- Верите ли вы, что прилагательное изменяется по родам, падежам и числам? (прилагательное изменяется по родам, падежам и числам. Род, число и падеж прилагательных определяются по имени существительному, с которым оно связано.)
- Верите ли вы, что правописание окончаний прилагательных можно определить, по окончанию вопроса? (Да, правописание окончаний прилагательных можно определить по вопросу, например: кленов(ый) лист – как(ой)?; антоновск(их) яблок – как(их)?
- Верите ли вы, что в окончаниях прилагательных после шипящих пишется буква О под ударением, Е без ударения? (кумачОвый, грУшевый)
II Команда:
- Верите ли вы, что прилагательные имеют сравнительную и превосходную степень сравнения? (да, прилагательные имеют эти степени: сравнительная – левый берег более крутой, чем правый; превосходная – Байкал – самое глубокое озеро на Земле.)
- Верите ли вы, что сравнительная степень прилагательных не имеет двух форм, простую и составную? (нет, сравнительная степень имеет простую и составную степень: простая – сладкий – слаще; составная – снежная – более снежная.)
- Верите ли вы, что прилагательные не имеют разрядов по значению? (нет прилагательные имеют три разряда по значению: качественные, относительные, притяжательные.)
- Верите ли вы, что качественные прилагательные не имеют степеней сравнения? (нет, качественные прилагательные имеют степени сравнения: темный – самый темный, темень.)
- Верите ли вы, что относительные прилагательные обозначают материал из которых сделан или состоит предмет? (да, относительные прилагательные обозначают материал из которого сделан предмет: глиняный.)
- Верите ли вы, что притяжательные прилагательные отвечают на вопрос: чей? чья? чьё? (да, притяжательные прилагательные отвечают на вопрос: чей? чья? чьё? Отец – отцов, сестра – сестрин, волк – волчий.)
- Верите ли вы, что прилагательное «сегодняшний» относительное? (да, это относительное прилагательное, которое обозначает признак предмета по времени.)
Общее задание:
Придумайте стихотворение используя прилагательные: морозный, зимний, снежный.
Литературный «Брейн – ринг» (7 класс)
Участвуют 2 команды.
I Команда:
- Какому историческому событию посвящены произведения Н. В. Гоголя «Тарас Бульба»? (борьбе украинского народа против польских захватчиков).
- Чем занимались казаки в Запорожской Сечи? (торговлей)
- Кто был Родиной для Андрия? (панночка)
- Кого звал во время казни Остап? (отца)
- О чем думал Тарас Бульба во время своей казни? (успели ли переплыть реку казаки?)
II Команда:
- Почему произведения «Как один мужик двух генералов прокормил» и «Дикий помещик» называются сказками? (потому что в этих произведениях есть сказочные элементы)
- Кто спас генералов от голодной смерти? (мужик)
- Куда делись мужики из имения дикого помещика? (улетели)
- Почему перестали приходить гости к дикому помещику? (у него нечего было есть)
- Как генералы наградили мужика? (дали серебряный пятак и рюмку водки)
Подведение итогов.
Литературная композиция
«Велик и могуч русский язык» (5 – 7 классы)
Участвуют 2 команды:
I Команда «СССР»
II Команда «Смешарики»
- Разминка:
Определить фамилию автора высказывания о русском языке а) «русский язык-это выразительный и звучный язык, гибкий и мощный в своих оборотах и средствах». (Пушкин)
б) «русский язык-это выразительный и звучный язык, гибкий и мощный в своих оборотах и средствах».(Толстой)
в) «Это прекраснейший из всех европейских языков, не исключая и греческого». (Проспер Мериме)
г) «Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, — это клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками!» (Тургенев)
- Вопрос – ответ:
а) Из чего состоит наша речь? (из предложений)
б) Что такое текст? (несколько предложений связанных
между собой по смыслу и грамматически)
в) Назовите стили и типы текста? (тип: повествование, описание, рассуждение; стили: художественный, научный, публицистический)
г) Назовите части речи.
- Игра «Змейка».
Каждой команде дается исходное слово состоящее из 3 – х букв. (дом – сом). Каждый участник команды продолжает цепочку слов начиная с последней буквы, игра проводиться на время.
4.Буриме.
Каждая команда получает заданную рифму (СТРАНА-ОДНА, ПОРА-МАСТЕРА;
МОРОЗ-ВОПРОС, СКОРЕЙ-ВЕСЕЛЕЙ.
АКТИВНО-КРЕАТИВНО, ИНТЕРЕС-ПРОЦЕСС;
В ЛЕСУ-ПРИНЕСУ, ХЛАМ-НАМ;
ДРУЖНО-НУЖНО, КРАСИВО-ИГРИВО;)
- Подведение итогов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Неделя русского языка и литературы"Мы любим литературу и изучаем великий русский язык"
Данное внеклассное мероприятие способствует воспитанию интереса к русскому языку и литературе, вовлекает в творческую работу большое число учащихся....
Для недели русского языка и литературы. Вопросы к олимпиаде по русскому языку
Данный материал можно использовать при подготовке проведения предметной недели в школе. представляю вопросы для проведения олимпиады по русскому языку двух уровней....
Неделя русского языка и литературы, посвящённая Дню русского языка
Работа представляет опыт проведения предметной недели, посвящённой Дню русского языка....
Внеклассное мероприятие по русскому языку Игра «Знатоки русского языка» (для учащихся 8-9 класса) в рамках «Недели русского языка и литературы»
· формирование познавательного интереса учащихся к изучению русского языка;·...
Презентация "Неделя русского языка и литературы. Русский язык. 5 класс"
Презентация ко внеурочному мероприятию в рамках недели русского языка и литературы, русский язык, 5 класс...
Олимпиада по русскому языку к Неделе русского языка и литературы
Олимпиада по русскому языку к Неделе русского языка и литературы...
Положение о проведении олимпиады по русскому языку среди обучающихся 1-го курса ТК ВСГУТУ в рамках Предметной недели русского языка и литературы
Олимпиада по русскому языку среди обучающихся 1-го курса ТК ВСГУТУ, проводимая в рамках Предметной недели русского языка и литературы, - это образовательное пространство, создаваемое с целью популяриз...