Неделя русского языка и литературы.
методическая разработка по литературе (5, 6, 7 класс) на тему

Герасимова Любовь Ивановна

Герасимова Любовь Ивановна

МБОУ "Шадринская ООШ"

                                         План работы проведения недели русского языка и литературы.

ЦЕЛЬ:

         Проверка знаний литературных произведений и уточнение знаний по теме "Имя прилагательное".

ЗАДАЧИ:

        Умение определять по отрывкам из текста и ФИО автора, имя героев.

        Умение находить в контексте имена прилагательных, определять их грамматическую и синтаксическую роль.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 16.docx19.86 КБ

Предварительный просмотр:

16.01.17 г.     «Поле чудес» и викторина

                        «Вопрос – ответ» по творчеству

                        И. С. Тургенева, Л. Н. Толстого,

                        М. Ю. Лермонтова, Н. А. Некрасова.

                        Участвуют учащиеся 5 класса.

17.01.17 г.     Игра по русскому языку

                         «Верите ли вы».

                         Участвуют учащиеся 6 класса.

18.01.17 г.     «Литературный Брейн – ринг»

                        По творчеству Н. В. Гоголя и

                        М. Е. Салтыкова – Щедрина.

                        Участвуют учащиеся 7 класса.

19.01.17 г.     Литературная композиция

                        «Велик и могуч русский язык».

                        Участвуют учащиеся 5, 6, 7 классов.

20.01.17 г.     Подведение итогов.

                         

         СЦЕНАРИЙ ПРОВЕДЕНИЯ КОНКУРСНЫХ                

        МЕРОПРИЯТИЙ

  1. «Поле чудес»

  1. Танец деда из рассказа «Заколдованное место» (Казачок)
  2. Изображение природы художником (пейзаж)
  3. Имя молодой женщины, которую, любил Герасим (Татьяна)
  4. Где происходят действия в произведении «Кавказский пленник» (Кавказ)

(За каждый правильный ответ – 3 балла)

  1. Викторина «Вопрос – ответ»

  1. Сколько раз бежал из плена Жилин (2 раза)
  2. Назовите прозвище мальчика Власа (мужичок с ноготок)
  3. Как называет ветеран солдат защищавших Москву (Богатыри)
  4. Назовите имя девочки помогавшей пленникам (Дина)
  5. Какой город отдали французам (Москва)
  6. Как называется описание внешности человека? (портрет)
  7. У чего прилег вздремнуть солдат в стихотворении «Бородино» (у лафита)
  8. Назовите город, куда привезли Герасима (Москва)

(За каждый правильный ответ – 3 балла)

  1. Творческое задание:

  1. Опишите внешность мальчика Власа
  2. Опишите каморку Герасима
  3. Опишите девочку Дину
  4. Расскажите, что делали русские солдаты в ночь перед боем в стихотворении «Бородино»

  1. Подведение итогов.

            Игра по русскому языку (6 класс)

                            «Верите ли вы»

        Класс делиться на команды. Учитель задает вопросы учащимся, которые начинаются со слов – «Верите ли вы». Дети дают ответ на вопрос, желательно, чтобы ответ был обоснованным.

I Команда:

  1. Верите ли вы, что прилагательное не самостоятельная часть речи? (прилагательное самостоятельная часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой? чей?)
  2. Верите ли вы, что прилагательное в предложении бывает сказуемым? Докажите. (краткие прилагательные в предложении чаще всего бывают сказуемыми: Лес молчалив. (Каков?) )
  3. Верите ли вы, что прилагательное изменяется по родам, падежам и числам? (прилагательное изменяется по родам, падежам и числам. Род, число и падеж прилагательных определяются по имени существительному, с которым оно связано.)
  4. Верите ли вы, что правописание окончаний прилагательных можно определить, по окончанию вопроса? (Да, правописание окончаний прилагательных можно определить по вопросу, например: кленов(ый) лист – как(ой)?; антоновск(их) яблок – как(их)?
  5. Верите ли вы, что в окончаниях прилагательных после шипящих пишется буква О под ударением, Е без ударения? (кумачОвый, грУшевый)

II Команда:

  1. Верите ли вы, что прилагательные имеют сравнительную и превосходную степень сравнения? (да, прилагательные имеют эти степени: сравнительная – левый берег более крутой, чем правый; превосходная – Байкал – самое глубокое озеро на Земле.)
  2. Верите ли вы, что сравнительная степень прилагательных не имеет двух форм, простую и составную? (нет, сравнительная степень имеет простую и составную степень: простая – сладкий – слаще; составная – снежная – более снежная.)
  3. Верите ли вы, что прилагательные не имеют разрядов по значению? (нет прилагательные имеют три разряда по значению: качественные, относительные, притяжательные.)
  4. Верите ли вы, что качественные прилагательные не имеют степеней сравнения? (нет, качественные прилагательные имеют степени сравнения: темный – самый темный, темень.)
  5. Верите ли вы, что относительные прилагательные обозначают материал из которых сделан или состоит предмет? (да, относительные прилагательные обозначают материал из которого сделан предмет: глиняный.)
  6. Верите ли вы, что притяжательные прилагательные отвечают на вопрос: чей? чья? чьё? (да, притяжательные прилагательные отвечают на вопрос: чей? чья? чьё? Отец – отцов, сестра – сестрин, волк – волчий.)
  7. Верите ли вы, что прилагательное «сегодняшний» относительное? (да, это относительное прилагательное, которое обозначает признак предмета по времени.)

Общее задание:

    Придумайте стихотворение используя прилагательные: морозный, зимний, снежный.

           

       Литературный «Брейн – ринг» (7 класс)

  Участвуют 2 команды.

 

I Команда:

  1. Какому историческому событию посвящены произведения Н. В. Гоголя «Тарас Бульба»? (борьбе украинского народа против польских захватчиков).
  2. Чем занимались казаки в Запорожской Сечи? (торговлей)
  3. Кто был Родиной для Андрия? (панночка)
  4. Кого звал во время казни Остап? (отца)
  5. О чем думал Тарас Бульба во время своей казни? (успели ли переплыть реку казаки?)

II Команда:

  1. Почему произведения «Как один мужик двух генералов прокормил» и «Дикий помещик» называются сказками? (потому что в этих произведениях есть сказочные элементы)
  2. Кто спас генералов от голодной смерти? (мужик)
  3. Куда делись мужики из имения дикого помещика? (улетели)
  4. Почему перестали приходить гости к дикому помещику? (у него нечего было есть)
  5. Как генералы наградили мужика? (дали серебряный пятак и рюмку водки)

Подведение итогов.

                          Литературная композиция

                        «Велик и могуч русский язык» (5 – 7 классы)

Участвуют 2 команды:

I  Команда «СССР»

II Команда «Смешарики»

  1. Разминка:

Определить фамилию автора высказывания о русском языке      а)   «русский язык-это выразительный и звучный язык, гибкий и мощный в своих оборотах и средствах». (Пушкин)

б)  «русский язык-это выразительный и звучный язык, гибкий и мощный в своих оборотах и средствах».(Толстой)

в)  «Это прекраснейший из всех европейских языков, не исключая и греческого». (Проспер Мериме)

г)  «Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, — это клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками!» (Тургенев)

  1. Вопрос – ответ:

а)  Из чего состоит наша речь? (из предложений)

б)  Что такое текст? (несколько предложений связанных

между собой по смыслу и грамматически)

в)  Назовите стили и типы текста? (тип: повествование, описание, рассуждение; стили: художественный, научный, публицистический)

г)  Назовите части речи.

  1. Игра «Змейка».

Каждой команде дается исходное слово состоящее из 3 – х букв. (дом – сом). Каждый участник команды продолжает цепочку слов начиная с последней буквы, игра проводиться на время.

4.Буриме.

     Каждая команда получает заданную рифму (СТРАНА-ОДНА, ПОРА-МАСТЕРА;

МОРОЗ-ВОПРОС, СКОРЕЙ-ВЕСЕЛЕЙ.

АКТИВНО-КРЕАТИВНО, ИНТЕРЕС-ПРОЦЕСС;

В ЛЕСУ-ПРИНЕСУ, ХЛАМ-НАМ;

ДРУЖНО-НУЖНО, КРАСИВО-ИГРИВО;)

  1. Подведение итогов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Неделя русского языка и литературы"Мы любим литературу и изучаем великий русский язык"

Данное внеклассное мероприятие способствует воспитанию интереса к русскому языку и литературе, вовлекает в творческую работу большое число учащихся....

Для недели русского языка и литературы. Вопросы к олимпиаде по русскому языку

Данный материал можно использовать при подготовке проведения предметной недели в школе. представляю вопросы для проведения олимпиады по русскому языку двух уровней....

Неделя русского языка и литературы, посвящённая Дню русского языка

Работа представляет  опыт   проведения предметной недели, посвящённой Дню русского языка....

Внеклассное мероприятие по русскому языку Игра «Знатоки русского языка» (для учащихся 8-9 класса) в рамках «Недели русского языка и литературы»

               ·        формирование познавательного интереса учащихся  к изучению русского языка;·...

Презентация "Неделя русского языка и литературы. Русский язык. 5 класс"

Презентация ко внеурочному мероприятию в рамках недели русского языка и литературы, русский язык, 5 класс...

Олимпиада по русскому языку к Неделе русского языка и литературы

Олимпиада по русскому языку к Неделе русского языка и литературы...

Положение о проведении олимпиады по русскому языку среди обучающихся 1-го курса ТК ВСГУТУ в рамках Предметной недели русского языка и литературы

Олимпиада по русскому языку среди обучающихся 1-го курса ТК ВСГУТУ, проводимая в рамках Предметной недели русского языка и литературы, - это образовательное пространство, создаваемое с целью популяриз...