Тесты по литературе, 9 класс
тест по литературе (9 класс) на тему
Предметное содержание КИМ учитывает соответствие федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования по литературе. Тесты соответствуют требованиям к уровню подготовки обучающихся по программе под редакцией В.Я. Коровиной. Материал предназначен для контроля знаний по четвертям.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
poyasnitelnaya_zapiska_9.doc | 36 КБ |
1_chetvert.doc | 56 КБ |
2_chetvert.doc | 59 КБ |
3_chetvert.doc | 58 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Цели создания КИМ:
- проверить знание обучающихся в области литературоведения;
- проконтролировать степень знания авторства и понимания содержания литературных произведений;
- проверить сформированность навыка анализа литературного произведения, грамотного использования русского литературного языка при создании собственных письменных высказываний.
Учебники, материалы, документы, использованные при разработке КИМ:
- Литература. 9 кл. Учеб. для общеобразоват. учреждений. Л64 В 2ч. / авт.-сост. В.Я. Коровина [и др.]. – 15-е изд., доп. – М. : Просвещение, 2008.
- Золотарева И.В., Егорова Н.В. Универсальные поурочные разработки по литературе: 9 класс. 4-е издание перераб. и доп. – М.: ВАКО, 2007.
- Тесты по литературе: 9 класс: к учебнику-хрестоматии В.Я. Коровиной и др. «Литература: 9 класс» / Н.А. Миронова – М.: издательство «Экзамен», 2007.
- Контрольно-измерительные материалы. Литература 9 класс / Сост. Е.С. Ершова. – М.: ВАКО, 2010.
- Программы общеобразовательных учреждений. Литература. 5-11 классы, 10-11 классы. Под редакцией В.Я. Коровиной. – 9-е изд. М.: Просвещение, 2007.
Проверяемые разделы федерального образовательного стандарта:
- древнерусская литература;
- русская литература XVIII века;
- русская литература XIX века;
- русская литература XX века.
Число заданий в каждом варианте КИМ:
Проверочная работа состоит из 3 частей и имеет следующую структуру:
- часть 1: 10 заданий с выбором ответа (А), требующих выбора одного из предложенных ответов;
- часть 2: 4 задания с кратким ответом (В), требующих написания слова или сочетания слов.
- часть 3: 1 задание с развернутым ответом (С), требующее написание ответа в объеме 5 – 10 предложений.
Время выполнения КИМ: 45 минут
Критерии оценки:
За каждый правильный ответ на задания А1 – А10, В1 – В4 дается 1 балл, за задание С максимально обучающийся получает 3 балла в соответствии с нижеприведенными критериями: развернутый ответ в размере 5 – 10 предложений.
Точность и полнота ответа | Баллы |
а) обучающийся обнаруживает понимание специфики задания: аргументировано отвечает на вопрос, выдвигая необходимые тезисы, приводя развивающие их доводы, фактические ошибки в ответе отсутствуют | 3 |
б) обучающийся обнаруживает понимание специфики задания, но при ответе не демонстрирует достаточную обоснованность суждений, и/или подменяет рассуждения пересказом текста, и \или допускает одну фактическую ошибку | 2 |
в) обучающийся упрощенно понимает задание, его суждения поверхностны, неточны, ответ слабо аргументирован, анализ подменяется пересказом, и \или допускает 2 – 3 фактические ошибки | 1 |
г) обучающийся неверно отвечает на вопрос, и \или дает ответ, который содержательно не соотносится с поставленной задачей | 0 |
Максимальный балл | 3 |
Полученные баллы суммируются. Таким образом, максимальный балл за выполнение всей работы – 17.
Перевод в пятибалльную систему оценивания осуществляется следующим образом:
Отметка «5» - 17 – 15 баллов;
Отметка «4» - 14 – 12 баллов;
Отметка «3» - 11 – 9 баллов.
Предварительный просмотр:
9 класс, 1 четверть
1 вариант
ЧАСТЬ 1
При выполнении заданий А1 – А10 вберите один из предложенных ответов.
А1. Как называется жанр древнерусской литературы - «писание по летам» с поучительными и поэтическими элементами?
а) житие;
б) апокриф;
в) летопись;
г) сказание.
А2. Какое литературное направление было основным в 30-е годы 18 века?
а) сентиментализм;
б) классицизм;
в) реализм;
г) романтизм.
А3. Какой принцип является «лишним» для классицизма:
а) единство места;
б) единство времени;
в) единство действия;
г) единство языка.
А4. В каком литературном направлении в качестве идеала изображалась мирная идиллическая жизнь на лоне природы:
а) классицизм;
б) сентиментализм;
в) романтизм;
г) реализм.
А5. Что такое ода?
а) жанр литературы, большое сюжетно-разветвлённое повествование;
б) малый литературный жанр, который носит аллегорический характер и заключает в себе моральное или религиозное поучение;
в) прозаический жанр непостоянного объёма, который стремится к сюжету, отражающему естественное течение жизни;
г) жанр лирической поэзии: торжественное, возвышенное, прославляющее произведение.
Прочитайте приведенный ниже фрагмент текста и выполните задания А5 – А10, В1 – В4. Ответ необходимо дать в виде слова или сочетания слов.
Не пора ль нам, братия, начать
О походе Игоревом слово,
Чтоб старинной речью рассказать
Про деянья князя удалого?
А воспеть нам, братия, его –
В похвалу трудам его и ранам –
По былинам времени сего,
Не гоняясь мыслью за Бояном.
Тот Боян, исполнен дивных сил,
Приступая к вещему напеву,
Серым волком по полю кружил,
Как орел, под облаком парил,
Растекался мыслию по древу.
Жил он в громе дедовских побед,
Знал немало подвигов и схваток,
И на стадо лебедей чуть свет
Выпускал он соколов десяток.
И, встречая в воздухе врага,
Начинали соколы расправу,
И взлетала лебедь в облака
И трубила славу Ярославу,
Пела древний киевский престол,
Поединок славила старинный,
Где Мстислав Редедю заколол
Перед всей косожскою дружиной,
И Роману Красному хвалу
Пела лебедь, падая во мглу
«Слово о полку Игореве»
А6. Определите жанр произведения, из которого взят фрагмент.
1) житие; 3) поучение;
2) летопись; 4) воинская повесть.
А7. Какое место занимает этот фрагмент в произведения?
1) вступление;
2) завершает повествование;
3) является кульминацией сюжета;
4) играет роль вставного эпизода.
A8. Главной темой данного фрагмента является:
1) описание битвы с половцами;
2) причины похода Игоря;
3) характеристика Бояна;
4) изображение древних русских князей.
А9. Что лежит, по мысли автора, в основе его повествования?
1) мысли Бояна;
2) былины времени сего;
3) фантастические события;
4) древняя сказка.
А10. С какой целью в данном фрагменте приводится описание старинных песен, созданных Бояном?
1) выявить отсутствие у Бояна серьезного отношения к жизни;
2) описать созданные Бояном произведения;
3) выявить особенности данного повествования и показать его отличие от произведений Бояна;
4) показать, что автор отрицательно относится к Бояну и его творчеству.
ЧАСТЬ 2
В1. Укажите лексическое средство, с помощью которого в произведении характеризуются предметы и явления далекого прошлого («деянья», «сего», «мыслию по древу»).
Ответ:_________________________________________________________________________
В2. Назовите средство создания образа героя, строящееся на описании его действии (со слов: «Тот Боян...»)
Ответ:__________________________________________________________________________
В3. Из фрагмента выпишите эпитет, который характеризует князя Игоря.
Ответ:__________________________________________________________________________
В4. В тексте отрывка найдите имена всех перечисленных русских князей и выпишите их.
Ответ:_________________________________________________________________________
ЧАСТЬ 3
Дайте связный ответ на вопрос в объеме 5 – 10 предложений
С1. Какую роль играют эпитеты, использованные в данном фрагменте «Слова о полку Игореве»?
2 вариант
ЧАСТЬ 1
При выполнении заданий А1 – А10 вберите один из предложенных ответов.
А1. Какова основная тематика произведений древнерусской литературы?
а) религиозно-поучительная;
б) военная;
в) политическая;
г) любовная.
А2. Назовите литературное направление России конца 18 века:
а) классицизм;
б) реализм;
в) сентиментализм;
г) романтизм.
А3. какой жанр классицизма не относится к «высоким»?
а) сатира; в) трагедия;
б) ода; г) эпопея.
А4. Для какого литературного направления характерно тяготение к экзотике, интерес к истории:
а) классицизм;
б) сентиментализм;
в) реализм;
г) романтизм.
А5. Что такое элегия?
а) лирическое стихотворение, передающее глубоко личные, интимные переживания человека, проникнутые настроением грусти.
б) малый литературный жанр, который носит аллегорический характер и заключает в себе моральное или религиозное поучение;
в) прозаический жанр непостоянного объёма, который стремится к сюжету, отражающему естественное течение жизни;
г) жанр лирической поэзии: торжественное, возвышенное, прославляющее произведение.
Прочитайте приведенный ниже фрагмент текста и выполните задания А5 – А10, В1 – В4. Ответ необходимо дать в виде слова или сочетания слов.
Властителям и судиям
Восстал всевышний Бог,
да судит Земных богов во сонме их;
Доколе, рек, доколь вам будет
Щадить неправедных и злых?
Ваш долг есть: сохранять законы,
На лица сильных не взирать,
Без помощи, без обороны
Сирот и вдов не оставлять.
Ваш долг: спасать от бед невинных,
Несчастливым подать покров;
От сильных защищать бессильных,
Исторгнуть бедных из оков.
Не внемлют! видят - и не знают!
Покрыты мздою очеса:
Злодействы землю потрясают,
Неправда зыблет небеса.
Цари! Я мнил, вы боги властны,
Никто над вами не судья,
Но вы, как я подобно, страстны,
И так же смертны, как и я.
И вы подобно так падете,
Как с древ увядший лист падет!
И вы подобно так умрете,
Как ваш последний раб умрет!
Воскресни, Боже! Боже правых!
И их молению внемли:
Приди, суди, карай лукавых
И будь един царем земли!
Г.Р. Державин «Властителям и судиям»
А6. К какому жанру классической поэзии относится стихотворение Г. Р. Державина «Властителям и судиям»?
1) элегия; 3) послание;
2) ода; 4) эпитафия.
А7. Ведущей в стихотворении является тема:
1) любви и дружбы;
2) законности и беззакония;
3) природы и родины;
4) свободы и одиночества.
A8. Как называется художественно-выразительное средство, использованное поэтом в строках: «И вы подобно так падете,
Как с древ увядший лист падет!»?
1) метафора; 3) сравнение;
2) метонимия; 4) эпитет.
А9. Какое чувство вызывают у лирического героя современные властители?
1) грусти; 3) умиления;
2) радости; 4) негодования.
А10. Лирический герой стихотворения:
1) уходит от реальной жизни в мир иллюзий;
2) заботится о крепостных крестьянах;
3) напоминает властителям об их долге;
4) мечтает о революционном перевороте.
ЧАСТЬ 2
В1. В строке: «Покрыты мздою очеса...» использован синтаксический прием, основанный на нарушении традиционного порядка слов в предложении. Назовите этот прием.
Ответ:__________________________________________________________________________
В2. Найдите словосочетание в первой строфе, объясняющее, кто вправе судить царей.
Ответ:__________________________________________________________________________
В3. Укажите название лексического средства, использованного в следующих словах и словосочетаниях: «мздою очеса», «злодействы», «зыблет».
Ответ:__________________________________________________________________________
В4. Определите размер, которым написано стихотворение.
Ответ:__________________________________________________________________________
ЧАСТЬ 3
Дайте связный ответ на вопрос в объеме 5 – 10 предложений
С1. К чему призывает царей Г.Р. Державин в своем стихотворении «Властителям и судиям»?
Ключи к тестам
9 класс, 1 четверть
Вари-ант
| А1 | А2 | А3 | А4 | А5 | А6 | А7 | А8 | А9 | А10 | В1 | В2 | В3 | В4 |
1 | В | Б | Г | Б | Г | 4 | 1 | 3 | 2 | 3 | Устаревшее слово | Поступок | Удалого | Игорь, Ярослав, Мстислав, Редедя, Роман Красный |
2 | А | В | А | Г | А | 2 | 2 | 3 | 4 | 3 | Инверсия | Всевышний Бог | Устаревшее слово | Ямб |
Предварительный просмотр:
9 класс, 2 четверть
1 вариант
ЧАСТЬ 1
При выполнении заданий А1 – А10 вберите один из предложенных ответов.
А1. Что характерно для реализма?
а) культ не разума, а чувств; главный герой - простой человек, обладающий богатым внутренним миром;
б) конфликты строятся на столкновении разума, чувства и долга; главный герой имеет одну преобладающую черту характера и является исключительно положительным или отрицательным;
в) язык произведений отличается величавостью, пышностью и яркостью; необычность сюжета, обстановки и героев;
г) стремление к многостороннему, широкому, правдивому изображению реальной жизни; главный герой - типичный человек, действующий в обычных обстоятельствах.
А2. Из какого стихотворения А.С.Пушкина эти строки?
Духовной жаждою томим,
В пустыне мрачной я влачился,
И шестикрылый серафим
На перепутье мне явился;»
а) «Я вас любил…»;
б) «Пророк»;
в) «Анчар»;
г) «К морю».
А3. Каким стихотворным размером написан роман А.С. Пушкина «Евгений Онегин»
а) анапест;
б) хорей;
в) дактиль;
г) ямб .
А4. Какой герой не является действующим лицом романа М.Ю. Лермонтова «Герои нашего времени»?
а) Вадим;
б) Вернер;
в) Грушницкий;
г) Вера.
А5. Что такое фабула?
а) краткое высказывание персонажа, как правило, произносимое в ответ на слова другого;
б) употребление слова в переносном значении;
в) цепь событий произведения, о которых повествуется в сюжете в их логической последовательности;
г) малый литературный жанр, заключающий в себе моральное или религиозное поучение.
Прочитайте приведенный ниже фрагмент текста и выполните задания А5 – А10, В1 – В4. Ответ необходимо дать в виде слова или сочетания слов.
«Мой дядя самых честных правил,
Когда не в шутку занемог,
Он уважать себя заставил
И лучше выдумать не мог;
Его пример другим наука:
Но, боже мой, какая скука
С больным сидеть и день,
Не отходя ни шагу прочь!
Какое низкое коварство
Полуживого забавлять,
Ему подушки поправлять,
Печально подносить лекарство,
Вздыхать и думать про себя:
Когда же черт возьмет тебя!»
А.С. Пушкин «Евгений Онегин»
А6. Определите жанр произведения, из которого взят фрагмент.
1) рассказ; 3) быль;
2) повесть; 4) роман.
А7. Какое место занимает этот фрагмент в произведении?
1) играет роль лирического отступления;
2) открывает повествование;
3) является кульминацией сюжета;
4) является завязкой сюжетного действия.
A8. Главной темой данного фрагмента является:.
1) портрет дяди Онегина;
2) мысли Онегина;
3) знакомство Онегина с автором;
4) воспитание Онегина.
А9. Какое чувство, по мысли Онегина, овладеет им, когда он будет сидеть у постели больного дяди?
1) скука; 3) любовь;
2) злость; 4) забота.
А10. С какой целью в данном фрагменте приводится описание мыслей Онегина?
1) выявить отсутствие в герое серьезного отношения к жизни;
2) показать внутренний мир героя, его образ мыслей;
3) охарактеризовать отношение Онегина к дяде;
4) показать жадность Онегина.
ЧАСТЬ 2
В1. Укажите термин, которым в литературоведении называют средство художественной изобразительности, помогающее автору описать образ и выразить свое отношение к нему («честных», «низкое»).
Ответ:________________________________________________________________________________
В2. Назовите средство создания образа героя, строящееся на описании его мыслей.
Ответ:__________________________________________________________________________________
В3. В строках: «Он уважать себя заставил / И лучше выдумать не мог...» использовано нарушение традиционного порядка слов в предложении. Назовите этот синтаксический прием.
Ответ:_________________________________________________________________________________
В4. Во фрагменте найдите словосочетание, с помощью которого Онегин характеризует заботу о больном дяде.
Ответ:__________________________________________________________________________________
ЧАСТЬ 3
Дайте связный ответ на вопрос в объеме 5 – 10 предложений
С1. Почему роман А. С. Пушкина начинается с описания мыслей Онегина? Свою мысль поясните.
2 вариант
ЧАСТЬ 1
При выполнении заданий А1 – А10 вберите один из предложенных ответов.
А1. Что такое лирика?
а) малая форма эпической прозы, сопоставляемая с повестью как более развёрнутой формой повествования;
б) жанр лирической поэзии и музыки; торжественное, возвышенное, прославляющее произведение;
в) род литературы, предметом изображения которого является содержание духовной жизни;
г) устное народное творчество, которое отражает жизнь народа, его воззрения и идеалы.
А2. Из какого стихотворения А.С.Пушкина эти строки?
Шли годы. Бурь порыв мятежный
Рассеял прежние мечты,
И я забыл твой голос нежный,
Твои небесные черты.
а) «Я вас любил…»;
б) «Элегия»;
в) «Сожженное письмо»;
г) «К***» .
А3. Сколько строк в «онегинской строфе»?
а) четыре;
б) шесть;
в) семь;
г) четырнадцать.
А4. Какая повесть из составляющих роман М.Ю. Лермонтова «Герои нашего времени» является последней в хронологическом отношении?
а) «Бэла»;
б) «Максим Максимыч»;
в) «Фаталист»;
г) «Княжна Мери».
А5 Что такое фабула?
а) заключительная часть произведения, коротко сообщающая о судьбе героев после описанных в нём событий;
б) употребление слова в переносном значении;
в) способ развёртывания, последовательность и мотивировка передачи описываемых событий;
г) малый литературный жанр, заключающий в себе моральное или религиозное поучение.
Прочитайте приведенный ниже фрагмент текста и выполните задания А5 – А10, В1 – В4. Ответ необходимо дать в виде слова или сочетания слов.
Грушницкий - юнкер. Он только год в службе, носит, по особенному роду франтовства, толстую солдатскую шинель. У него георгиевский солдатский крестик. Он хорошо сложен, смугл и черноволос; ему на вид можно дать двадцать пять лет, хотя ему едва ли двадцать один год. Он закидывает голову назад, когда говорит, и поминутно крутит усы левой рукой, ибо правою опирается на костыль. Говорит он скоро и вычурно: он из тех людей, которые на все случаи жизни имеют готовые пышные фразы, которых просто прекрасное не трогает и которые важно драпируются в необыкновенные чувства, возвышенные страсти и исключительные страдания. Производить эффект - их наслаждение: они нравятся романтическим провинциалкам до безумия. Под старость они делаются либо мирными помещиками, либо пьяницами - иногда тем и другим. В их душе часто много добрых свойств, но ни на грош поэзии. Грушницкого страсть была декламировать: он закидывал вас словами, как скоро выходил из круга обыкновенных понятий; спорить с ним я никогда не мог. Он не отвечает на ваши возражения, он вас не слушает. Только что вы остановитесь, он начинает длинную тираду, по-видимому имеющую какую-то связь с тем, что вы сказали, но которая в самом деле есть только продолжение его собственной речи.
Он довольно остер; эпиграммы его часто забавны, но никогда не бывают метки и злы: он никого не убьет одним словом; он не знает людей и их слабых струн, потому что занимался целую жизнь одним собою. Его цель - сделаться героем романа. Он так часто старался уверить других в том, что он существо, не созданное для мира, обреченное каким-то тайным страданиям, что он сам почти в этом уверился. Оттого-то он так гордо носит свою толстую солдатскую шинель. Я его понял, и он за это меня не любит, хотя мы наружно в самых дружеских отношениях. Грушницкий слывет отличным храбрецом; я его видел в деле: он махает шашкой, кричит и бросается вперед, зажмуря глаза. Это что-то не русская храбрость!..
Я его также не люблю: я чувствую, что мы когда-нибудь с ним столкнемся на узкой дороге, и одному из нас несдобровать.
М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»
А6. Определите жанр произведения, из которого взят фрагмент.
1) рассказ; 3) быль;
2) повесть; 4) роман.
А7. Какое место занимает этот фрагмент в произведении?
1) является экспозицией;
2) завершает повествование;
3) является кульминацией сюжета;
4) является завязкой сюжетного действия.
A8. Главной темой данного фрагмента является:
1) характеристика Печорина;
2) описание человеческой доброты;
3) описание Грушницкого;
4) судьба офицера.
А9. Какова цель жизни Грушницкого?
1) вскружить голову молоденькой девушке;
2) сделаться героем романа;
3) любовь к родине;
4) забота о матери.
А10. С какой целью в данном фрагменте приводится описание внешности Грушницкого?
1) очернить героя в глазах читателей;
2) показать отношение Печорина к внешности Грушницкого;
3) охарактеризовать психологическое состояние героя;
4) заинтриговать читателя.
ЧАСТЬ 2
В1. Укажите термин, которым в литературоведении называют средство художественной изобразительности, помогающее автору описать героя и выразить свое отношение к нему («пышные», «прекрасное», «исключительные»).
Ответ:__________________________________________________________________________
В2. Назовите средство создания образа героя, строящееся на описании его внешности (со слов: «Он хорошо сложен...»).
Ответ:_________________________________________________________________________
В3. Из абзаца, начинающегося со слов: «Он довольно...», выпишите объяснение, почему эпиграммы Грушницкого никогда не бывают метки и остры.
________________________________________________________________________________
В4. В абзаце, начинающемся со слов: «Он довольно...», найдите эпитет, характеризующий храбрость Грушницкого.
Ответ:_________________________________________________________________________
ЧАСТЬ 3
Дайте связный ответ на вопрос в объеме 5 – 10 предложений
С1. На какие особенности характера Грушницкого обращает внимание Печорин?
Ключи к тестам
9 класс, 2 четверть
Вари-ант
| А1 | А2 | А3 | А4 | А5 | А6 | А7 | А8 | А9 | А10 | В1 | В2 | В3 | В4 |
1 | Г | Б | Г | А | В | 4 | 2 | 2 | 1 | 2 | Эпитет | Внутренний монолог | Инверсия | Низкое коварство |
2 | В | Г | Г | Б | В | 4 | 1 | 3 | 2 | 3 | Эпитет | Портрет | … он не знает людей и их слабых струн, потому что занимался целую жизнь одним собою. | Не русская |
Предварительный просмотр:
9 класс, 3 четверть
1 вариант
ЧАСТЬ 1
При выполнении заданий А1 – А10 вберите один из предложенных ответов.
А1. Какого помещика в произведении «Мертвые души» Н.В. Гоголь описывал так?
На взгляд он был человек видный; черты лица его не были лишены приятности, но в эту приятность, казалось, чересчур было передано сахару…
а) Ноздрева;
б) Манилова;
в) Собакевича;
г) Плюшкина.
А2. Как зовут главного героя в рассказе М.А. Шолохова «Судьба человека»?
а) Степан Астахов;
б) Анатолий Соколов;
в) Андрей Соколов;
г) Григорий Мелихов.
А3. К чему стремился главный герой Л.Н. Толстого «Юность»?
а) получить знания;
б) стать богатым;
в) быть смелым;
г) быть порядочным человеком.
А4. Какое литературное направление определяло раннюю лирику А.А. Блока?
а) футуризм;
б) символизм;
в) акмеизм;
г) реализм;
А5. Что такое юмор?
а) троп, основанный на намеренном преуменьшении;
б) вид комического, когда забавное таится под маской серьезного и скрывает в себе чувство превосходства или скептицизма;
в) изображение героев в смешном виде, смех весёлый и доброжелательный;
г) способ проявления комического, заключающиеся в уничтожающем осмеянии явлений и характеров, которые кажутся автору порочными.
Прочитайте приведенный ниже фрагмент текста и выполните задания А5 – А10, В1 – В4. Ответ необходимо дать в виде слова или сочетания слов.
В ворота гостиницы губернского города NN въехала довольно красивая рессорная небольшая бричка, в какой ездят холостяки: отставные подполковники, штабс-капитаны, помещики, имеющие около сотни душ крестьян, - словом, все те, которых называют господами средней руки. В бричке сидел господин, не красавец, но и не дурной наружности, ни слишком толст, ни слишком тонок; нельзя сказать, чтобы стар, однако ж и не так, чтобы слишком молод. Въезд его не произвел в городе совершенно никакого шума и не был сопровожден ничем особенным; только два русские мужика, стоявшие у дверей кабака против гостиницы, сделали кое-какие замечания, относившиеся, впрочем, более к экипажу, чем к сидевшему в нем. «Вишь ты, - сказал один другому, - вон какое колесо! что ты думаешь, доедет то колесо, если б случилось, в Москву или не доедет?» — «Доедет», - отвечал другой. «А в Казань-то, я думаю, не доедет?» - «В Казань не доедет», - отвечал другой. Этим разговор и кончился. Да еще, когда бричка подъехала к гостинице, встретился молодой человек в белых канифасовых панталонах, весьма узких и коротких, во фраке с покушеньями на моду, из-под которого видна была манишка, застегнутая тульскою булавкою с бронзовым пистолетом. Молодой человек оборотился назад, посмотрел экипаж, придержал рукою картуз, чуть не слетевший от ветра, и пошел своей дорогой.
Н.В. Гоголь «Мертвые души»
А6. Определите жанр произведения, из которого взят фрагмент.
1) рассказ; 3) поэма;
2) повесть; 4) роман.
А7. Какое место занимает этот фрагмент в произведении?
1) является экспозицией;
2) завершает повествование;
3) является кульминацией сюжета;
4) является завязкой сюжетного действия.
A8. Главной темой данного фрагмента является:
1) жестокость времени по отношению к человеку;
2) распорядок дня Чичикова;
3) въезд в губернский город господина средней руки;
4) нравы губернского города.
А9. Какие черты внешности Чичикова являются определяющими?
1) орлиный взгляд;
2) ничем не выделяется;
3) необычная красота;
4) красные руки.
А10. С какой целью в данном фрагменте приводится диалог двух русских мужиков по поводу колеса брички?
1) удивить читателя;
2) охарактеризовать богатство Чичикова, его материальный достаток;
3) показать, что человека поглотили вещи;
4) описать подробно бричку.
ЧАСТЬ 2
В1. Укажите термин, которым в литературоведении называют скрытую насмешку, когда выражение употребляется в противоположном значении тому, что есть на самом деле («во фраке с покушеньями на моду»).
Ответ:__________________________________________________________________________
В2. Назовите средство создания образа героя, строящееся на описании его внешности (со слов: «В бричке сидел...»).
Ответ:_________________________________________________________________________
В3. Из фрагмента выпишите сочетание слов, которое характеризует принадлежность Чичикова к особому роду людей.
Ответ:_________________________________________________________________________
В4. Во фрагменте найдите слово, которое объясняет, какое впечатление на жителей губернского города произвела бричка Чичикова.
Ответ:__________________________________________________________________________
ЧАСТЬ 3
Дайте связный ответ на вопрос в объеме 5 – 10 предложений
С1. С какой целью Чичиков приехал в губернский город?
2 вариант
ЧАСТЬ 1
При выполнении заданий А1 – А10 вберите один из предложенных ответов.
А1. Какого помещика в произведении «Мертвые души» Н.В. Гоголь описывал так?
Лицо его не представляло ни чего особенного… один только подбородок выступал очень далеко вперед… маленькие глазки бегали из-под высоко выросших бровей, как мыши.
а) Ноздрева;
б) Манилова;
в) Собакевича;
г) Плюшкина.
А2. Какое произведение М.А. Шолохова переведено на 80 языков мира?
а) «Донские рассказы»;
б) «Тихий Дон»;
в) «Судьба человека»;
г) «Поднятая целина».
А3. Какое, с точки зрения главного героя повести Л.Н. Толстого «Юность», «главное и самое важное подразделение» людей?
а) на богатых и бедных;
б) на добрых и злых;
в) на умных и глупых;
г) на порядочных и непорядочных.
А4. Какие художественные средства выразительности использованы в строке
С.А. Есенина: «Отговорила роща золотая…»?
а) гипербола и метафора;
б) сравнение и градация;
в) олицетворение, эпитет, инверсия;
г) олицетворение, инверсия.
А5. Что такое сатира?
а) троп, основанный на намеренном преувеличении;
б) вид комического: беспощадное, уничтожающее высмеивание общественного явления или лица;
в) вид комического, соединяет насмешку и сострадание;
г) изображение героев в смешном виде, смех весёлый и доброжелательный.
Прочитайте приведенный ниже фрагмент текста и выполните задания А5 – А10, В1 – В4. Ответ необходимо дать в виде слова или сочетания слов.
Вскоре я увидел, как из-за крайних дворов хутора вышел на дорогу мужчина. Он вел за руку маленького мальчика, судя по росту - лет пяти-шести, не больше. Они устало брели по направлению к переправе, но, поравнявшись с машиной, повернули ко мне. Высокий, сутуловатый мужчина, подойдя вплотную, сказал приглушенным баском:
- Здорово, браток!
- Здравствуй. - Я пожал протянутую мне большую, черствую руку.
Мужчина наклонился к мальчику, сказал:
- Поздоровайся с дядей, сынок. Он, видать, такой же шофер, как и твой папанька.
Только мы с тобой на грузовой ездили, а он вот эту маленькую машину гоняет.
Глядя мне прямо в глаза светлыми, как небушко, глазами, чуть-чуть улыбаясь, мальчик смело протянул мне розовую холодную ручонку. Я легонько потряс ее, спросил:
- Что же это у тебя, старик, рука такая холодная? На дворе теплынь, а ты замерзаешь?
С трогательной детской доверчивостью малыш прижался к моим коленям, удивленно приподнял белесые бровки.
- Какой же я старик, дядя? Я вовсе мальчик, и я вовсе не замерзаю, а руки холодные - снежки катал потому что.
Сняв со спины тощий вещевой мешок, устало присаживаясь рядом со мною, отец сказал:
- Беда мне с этим пассажиром! Через него и я подбился. Широко шагнешь - он уже на рысь переходит, вот и изволь к такому пехотинцу приноравливаться. Там, где мне надо раз шагнуть, - я три раза шагаю, так и идем с ним враздробь, как конь с черепахой. А тут ведь за ним глаз да глаз нужен. Чуть отвернешься, а он уже по лужине бредет или леденику отломит и сосет вместо конфеты. Нет, не мужичинское это дело с такими пассажирами путешествовать, да еще походным порядком.
A6. Определите жанр произведения, из которого взят фрагмент.
1) рассказ; 3) быль;
2) повесть; 4) роман.
А7. Какое место занимает этот фрагмент в произведении?
1) открывает повествование;
2) завершает повествование;
3) является кульминацией сюжета;
4) является завязкой сюжетного действия.
A8. Главной темой данного фрагмента является:
1) образ жизни шофера;
2) встреча рассказчика с немолодым мужчиной и мальчиком;
3) красота природы;
4) жизни и смерти.
А9. Какую форму имеет повествование в произведении М. А. Шолохова «Судьба человека»?
1) повествование от 1-го лица;
2) повествование от 3-го лица;
3) рассказ в рассказе;
4) форму монолога.
А10. С какой целью в данном фрагменте приводится речь мальчика?
1) выявить отсутствие в герое серьезного отношения к жизни;
2) показать детскую непосредственность;
3) охарактеризовать психологическое состояние героя;
4) объяснить трудность характера ребенка.
ЧАСТЬ 2
B1. Укажите термин, которым в литературоведении называют средство художественной изобразительности, основанное на сопоставлении («светлыми, как небушко, глазами»).
Ответ:_________________________________________________________________________
В2. Назовите средство создания образа героя, строящееся на описании его внешности (со слов: «Глядя мне...»).
Ответ:_________________________________________________________________________
В3. Из абзаца, начинающегося со слов: «Сняв со спины...», выпишите слово, которое характеризует состояние Андрея Соколова.
Ответ:_________________________________________________________________________
В4. В абзаце, начинающемся со слов: «С трогательной...», найдите словосочетание, с помощью которого объясняется, как мальчик отнесся к незнакомому шоферу.
Ответ:__________________________________________________________________________
ЧАСТЬ 3
Дайте связный ответ на вопрос в объеме 5 – 10 предложений
С1. Охарактеризуйте характер взаимоотношений между Андреем Соколовым и мальчиком. Как герои относятся друг к другу?
Ключи к тестам
9 класс, 3 четверть
Вари-ант
| А1 | А2 | А3 | А4 | А5 | А6 | А7 | А8 | А9 | А10 | В1 | В2 | В3 | В4 |
1 | Б | В | Г | Б | В | 3 | 1 | 3 | 2 | 3 | Ирония | Портрет | Господин средней руки | Не произвел никакого шума |
2 | Г | Б | Г | В | Б | 1 | 1 | 2 | 3 | 2 | Сравнение | Портрет | Устало | С трогательной детской доверчивостью |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тест по литературе 9 класс. Зачет по "Слову о полку Игореве" и литературе 18 века.
Цель тестирования: проверка знаний по изученным произведениям древнерусской литературы и литературы 18 века....
Контрольные вопросы по литературе (универсальные для всех классов).Тест по литературе по программе В. Я. Коровиной (в системе "Знак") для 7 класса
Итоговая контрольная работа по литературе(универсальная подходит для всех классов)1. Какое из прочитанных в этом году произведений мне запомнилось больше всего?а) ...
Тест по литературе для неслышащих учащихся 8 класса. Тест по повести Н.В. Гоголя "Тарас Бульба".
Данный материал разработан для неслышащих учащихся 8 -го класса. Задания оформлены в виде теста по повести Н.В. Гоголя "Тарас Бульба". В тесте ведётся работа по отработке сравнительной хар...
Проверочные тесты по литературе в 5 и 6 классах по УМК Г.С.Меркина, составлены учителем русского языка и литературы МБОУ Нижнепоповская ООШ Лазаревой Валентиной Владимировной.
Проверочные тесты по литературе в 5 и 6 классах по УМК Г.С.Меркина, составлены учителем русского языка и литературы МБОУ Нижнепоповская ООШ Лазаревой Валентиной Владимир...
Тест по литературе на основе учебно-методического пособия Н.Н. Коршунова, Е.Ю. Липина«Тесты» Литература 5-8 классы, Москва, Издательский дом «Дрофа» 1997 в программеАйрен 2002-2009 Сергей Останин вебсайт irenproject.ru
Тест по литературе составлен на основе учебно-методического пособия Н.Н. Коршунова, Е.Ю. Липина«Тесты» Литература 5-8 классы, Москва, Издательский дом «Дрофа» 1997в программеАйрен 2002-2009 Сергей Ост...
Тест по литературе по итогам 3 учебной четверти в 6 классе (Литература. 6 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. В 2 ч., под ред. В. Я. Коровиной)
Тест по литературе по итогам 3 учебной четверти в 6 классе (Литература. 6 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. В 2 ч., под ред. В. Я. Коровиной)...
Тест по теме :Тест по литературе «Распутин В. Г. «Уроки французского»» для 6 класса
Тест по теме :Тест по литературе «Распутин В. Г. «Уроки французского»» для 6 класса...