Тесты по литературе, 8 класс
тест по литературе (8 класс) по теме
Предметное содержание КИМ учитывает соответствие федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования по литературе. Тесты соответствуют требованиям к уровню подготовки обучающихся по программе под редакцией В.Я. Коровиной. Материал предназначен для контроля знаний по четвертям.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
poyasnitelnaya_zapiska_8.doc | 37.5 КБ |
1_chetvert.doc | 73 КБ |
2_chetvert.doc | 68.5 КБ |
3_chetvert.doc | 64.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Цели создания КИМ:
- проверить знание обучающимися основных литературоведческих понятий;
- выяснить уровень усвоения текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;
- проверить сформированность навыка анализа литературного произведения, грамотного использования русского литературного языка при создании собственных письменных высказываний.
Учебники, материалы, документы, использованные при разработке КИМ:
- Демонстрационный вариант КИМ 2009 г. Единый государственный экзамен по литературе. Подготовлен ФГНУ «Федеральный институт педагогических измерений»
- ЕГЭ – 2009: Литература: реальные задания/ С.А. Зинин, О.Б. Марьина, Н.А. Попова. – М.: АСТ: Астрель, 2009. – (Федеральный институт педагогических измерений)
- Кузанова, О.А. Литература. 9 класс. Государственная (итоговая) аттестация (в новой форме). Типовые тестовые задания. – М.: Экзамен, 2009. (Серия «ГИА. Типовые тестовые задания»)
- Литература. 8 кл. Учеб. Для общеобразоват. учреждений. В 2 ч./ авт.-сост. В.Я. Коровина [и др.]. – 7-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 2008.
- Миронова, Н.А. Тесты по литературе: 8 класс: к учебнику-хрестоматии В.Я. Коровиной и др. – М.: Экзамен, 2008.
- Примерные программы по литературе основного и среднего (полного) общего образования (сайт Минобрнауки России http://www/mon.gov.ru)
- Программы общеобразовательных учреждений. Литература. 5 – 11 классы (базовый уровень), 10 – 11 (профильный уровень)/ Под. Ред. В.Я. Коровиной, - М.: Просвещение, 2007.
- Сборник нормативных документов. Литература/ сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. – М.: Дрофа, 2006.
- Тимофеев, Л.И., Тураев, С.В. Краткий словарь литературоведческих терминов: Кн. для учащихся. – М.: Просвещение, 1985.
Проверяемые разделы федерального образовательного стандарта:
- русский фольклор;
- древнерусская литература;
- русская литература XVIII века;
- русская литература XIX века;
- русская литература XX века.
Число заданий в каждом варианте КИМ:
Проверочная работа состоит из 3 частей и имеет следующую структуру:
- часть 1: 10 заданий с выбором ответа (А), требующих выбора одного из предложенных ответов. Задания А1 – А4 проверяют знания по теории литературы, А5 – А6 – уровень усвоения программных произведений;
- часть 2: 4 задания с кратким ответом (В), требующих написания слова или сочетания слов. Задания выполняются на основе работы с отрывком из конкретного произведения;
- часть 3: 1 задание с развернутым ответом (С), требующее написание ответа в объеме 5 – 10 предложений.
Время выполнения КИМ: 45 минут
Критерии оценки:
За каждый правильный ответ на задания А1 – А10, В1 – В4 дается 1 балл, за задание С максимально обучающийся получает 3 балла в соответствии с нижеприведенными критериями: развернутый ответ в размере 5 – 10 предложений.
Точность и полнота ответа | Баллы |
а) обучающийся обнаруживает понимание специфики задания: аргументировано отвечает на вопрос, выдвигая необходимые тезисы, приводя развивающие их доводы, фактические ошибки в ответе отсутствуют | 3 |
б) обучающийся обнаруживает понимание специфики задания, но при ответе не демонстрирует достаточную обоснованность суждений, и/или подменяет рассуждения пересказом текста, и \или допускает одну фактическую ошибку | 2 |
в) обучающийся упрощенно понимает задание, его суждения поверхностны, неточны, ответ слабо аргументирован, анализ подменяется пересказом, и \или допускает 2 – 3 фактические ошибки | 1 |
г) обучающийся неверно отвечает на вопрос, и \или дает ответ, который содержательно не соотносится с поставленной задачей | 0 |
Максимальный балл | 3 |
Полученные баллы суммируются. Таким образом, максимальный балл за выполнение всей работы – 17.
Перевод в пятибалльную систему оценивания осуществляется следующим образом:
Отметка «5» - 17 – 15 баллов;
Отметка «4» - 14 – 12 баллов;
Отметка «3» - 11 – 9 баллов.
Предварительный просмотр:
8 класс, 1 четверть
1 вариант
ЧАСТЬ 1
При выполнении заданий А1 – А10 вберите один из предложенных ответов.
А1. Какие песни исполняли в определенные дни года, по праздникам?
- обрядовые;
- календарные;
- исторические.
А2. Описание жизни святого, совершавшего подвиги во имя христианской веры – это
- летопись;
- предание;
- житие.
А3. Один из трех родов литературы, повествование, характеризующееся изображением событий.
- эпос;
- лирика;
- драма.
А4. Литературно-художественное направление, наследовавшее традиции античности, провозгласившее в драматургии правило трех единств.
- романтизм;
- классицизм;
- реализм.
А5. Какая из басен И.А. Крылова рассказывает о стратегии и тактике Кутузова в Отечественной войне 1812 года?
- «Обоз»;
- «Лягушки, просящие царя»;
- «Ворона и лисица».
А6. Кто является автором думы «Смерть Ермака»?
- А.С. Пушкин;
- К.Ф. Рылеев;
- Д.И. Фонвизин.
А7. Из какого произведения взят денный отрывок: «Кого? За что? В день моего сговора! Я прошу тебя, сестрица, для такого праздника отложить наказание дня до завтрева; а завтра, коль изволишь, я и сам охотно помогу»
- «Шемякин суд»;
- «О покорении Сибири Ермаком»;
- «Недоросль».
А8. Действия пьесы Д.И. Фонвизина «Недоросль» происходят в
- доме госпожи Простаковой;
- роместьи Стародума;
- имении Скотинина.
А9. Кому из героев повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка» принадлежат слова: «Ах, мои батюшки! На что это похоже? как? что? в нашей крепости заводить смертоубийство! Иван Кузьмич, сейчас же их под арест!»
- Марье Ивановне;
- Петру Андреевичу;
- Василисе Егоровне.
А10. Какому событию посвящено стихотворение А.С. Пушкина «19 октября»?
- лицейской годовщине;
- дню рождения няни;
- дню свадьбы Н. Гончаровой и А.С. Пушкина.
ЧАСТЬ 2
При выполнении заданий В1 – В4 вначале прочитайте внимательно отрывок из художественного произведения, затем запишите ответ в виде слова или сочетания слов.
Проснувшись поутру довольно поздно, я увидел, что буря утихла. Солнце сияло. Снег лежал ослепительной пеленою на необозримой степи. Лошади были запряжены. Я расплатился с хозяином, который взял с нас такую умеренную плату, что даже Савельич с ним не заспорил и не стал торговаться по своему обыкновению, и вчерашние подозрения изгладились совершенно из головы его. Я позвал вожатого, благодарил за оказанную помощь и велел Савельичу дать ему полтину на водку. Савельич нахмурился. «Полтину на водку!- сказал он, - за что это? За то, что ты же изволил подвезти его к постоялому двору? Воля твоя, сударь: нет у нас лишних полтин. Всякому давать на водку, так самому скоро придется голодать» я не мог спорить с Савельичем. Деньги, по моему обещанию, находились в полном его распоряжении. Мне было досадно, однако ж, что не мог отблагодарить человека, выручившего меня, если не из беды, то по крайней мере из очень неприятного положения. «Хорошо – сказал я хладнокровно;- если не хочешь дать полтину, то вынь ему что-нибудь из моего платья. Он одет слишколм легко. Дай ему мой заячий тулуп»
- Помилуй, батюшка Петр Андреевич! – сказал Савельич.- Зачем ему заячий тулуп? Он его пропьет, собака, в первом кабаке.
- Это, старинушка, уж не твоя печаль, - сказал мой бродяга.- пропью я его иль нет. Его благородие мне жалует шубу со своего плеча: его на то барская воля, а твое холопье дело не спорить и слушаться.
- Бога ты не боишься, разбойник! – отвечал ему Савельич сердитым голосом. – Ты видишь, что дитя еще не смыслит, а ты и рад его обобрать, простоты его ради. Зачем тебе барский тулупчик? Ты и не напялишь его на свои окаянные плечища.
- Прошу не умничать, - сказал я своему дядьке, - сейчас неси сюда тулуп.
- Господи владыко! – простонал мой Савельич. – Заячий тулуп почти новешенький! И добро бы кому, а то пьянице оголелому!
Однако заячий тулуп явился. Мужичок тут же стал его примеривать. В самом деле, тулуп, из которого я успел вырасти, был немножко для него узок. Однако он кое-как умудрился и надел его, распоров по швам. Савельич чуть не завыл, услышав, как нитки затрещали. Бродяга был чрезвычайно доволен моим подарком. Он проводил меня до кибитки и сказал с низким поклоном: «Спасибо, ваше благородие! Награди вас господь за вашу добродетель. Век не забуду ваших милостей». – Он пошел в свою сторону, а я отправился далее, не обращая внимания на досаду Савельича, и скоро позабыл о вчерашней вьюге, о своем вожатом и о заячьем тулупе.
А.С. Пушкин «Капитанская дочка»
В1. О каком историческом событии повествуется в повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка»?
Ответ: ____________________________________________________________
В2. От чьего лица ведется повествование в повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка»?
Ответ: ____________________________________________________________
В3. Фрагмент открывает описание зимнего утра. Как называется подобный вид описания в художественном произведении?
Ответ: ____________________________________________________________
В4. Значительное место в эпизоде занимает разговор героев между собой. Как называется данная форма общения персонажей в художественном произведении?
Ответ: ____________________________________________________________
ЧАСТЬ 3
При выполнении задания С1 дайте связный ответ на вопрос в объеме 5 – 10 предложений.
С1. Как эпиграф «Береги честь смолоду» раскрывается повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка»?
2 вариант
ЧАСТЬ 1
При выполнении заданий А1 – А10 вберите один из предложенных ответов.
А1. Как называется вид песен, предназначенных для исполнения в определенных ситуациях?
- обрядовые;
- календарные;
- исторические.
А2. Описание исторических событий в хронологической последовательности, по годам – это
- житие;
- летопись;
- предание;
А3. Род литературы, основу которого составляет действие. Произведения предназначены для постановки на сцене.
- эпос;
- лирика;
- драма.
А4. Литературно-художественное направление, основным принципом которого являлось наиболее полное и верное отображение действительности посредством типизации.
- романтизм;
- классицизм;
- реализм.
А5. Басня, имеющая яркую сатирическую направленность, в которой И.А. Крылов выказал недюжинную смелость, осмеяв царей.
- «Обоз»;
2. «Лягушки, просящие царя»;
3. «Ворона и лисица».
А6. Кто является автором Истории Пугачевского бунта?
- А.С. Пушкин;
- К.Ф. Рылеев;
- Д.И. Фонвизин.
А7. Из какого произведения взят денный отрывок: «Однако заячий тулуп явился. Мужичок тут же стал его примеривать. В самом деле, тулуп, из которого я успел вырасти, был немножко для него узок. Однако он кое-как умудрился и надел его, распоров по швам»?
- «Шемякин суд»;
- «О покорении Сибири Ермаком»;
- «Капитанская дочка».
А8. Имя героя повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка», сопровождавшего Петра Гринева к месту его службы.
- Зурин;
- Савельич;
- Миронов.
А9. Кому из героев комедии Д.И. Фонвизина принадлежат слова: «Люблю свиней, сестрица, а у нас в околотке такие крупные свиньи, что нет из них ни одной, котора, став на задние ноги, не была бы выше каждого из нас целой головою»?
- Скотинин;
- Стародум;
- Милон.
А10. Кому посвящено стихотворение А.С. Пушкина «К***»?
- няне;
- Н. Гончаровой;
- А.П. Керн.
ЧАСТЬ 2
При выполнении заданий В1 – В4 вначале прочитайте внимательно отрывок из художественного произведения, затем запишите ответ в виде слова или сочетания слов.
Г-жа П р о с т а к о в а (Тришке). Выйди вон, скот. (Еремеевне) Поди ж, Еремеевна, дай позавтракать ребенку. Вить, я чаю, скоро и учителя прийдут.
Е р е м е е в н а. Он уже и так, матушка, пять булочек скушать изволил.
Г-жа П р о с т а к о в а. Так тебе жаль шестого, бестия? Вот какое усердие! Изволь смотреть.
Е р е м е е в н а. Да во здравие, матушка. Я вить сказала это для Митрофана же Тереньевича. Протосковал до самого утра.
Г-жа П р о с т а к о в а. Ах, мати божия! Что с тобою сделалось, Митрофанушка?
М и т р о ф а н. Так, матушка. Вчера после ужина схватило.
С к о т и н и н. Да, видно, брат, поужинал ты плотно.
М и т р о ф а н. А я, дядюшка, почти и вовсе не ужинал.
П р о с т а к о в. Помнится, друг мой, ты что-то скушать изволил.
М и т р о ф а н. Да что! солонины ломтика три, да подовых, не помню, пять, не помню, шесть.
Е р е м е е в н а. Ночью то и дело испить просил. Квасу целый кувшин выкушать изволил.
М и т р о ф а н. И теперь как шальной хожу. Ночь всю така дрянь в глаза лезла.
Г-жа П р о с т а к о в а. Какая же дрянь, Митрофанушка?
М и т р о ф а н. Да то ты, матушка, то батюшка.
Г-жа П р о с т а к о в а. Как же это?
М и т р о ф а н. Лишь стану засыпать, то и вижу, будто ты, матушка, изволишь бить батюшку.
П р о с т а к о в. (в сторону). Ну, беда моя! Сон в руку!
М и т р о ф а н. Так мне и жаль стало.
Г-жа П р о с т а к о в а (с досадою). Кого, Митрофанушка?
М и т р о ф а н. Тебя, матушка: ты так устала, колотя батюшку.
Г-жа П р о с т а к о в а. Обойми меня, друг мой сердечный! Вот сынок, одно мое утешение.
С к о т и н и н. Ну, Митрофанушка, ты, я вижу, матушкин сынок, а не батюшкин!
П р о с т а к о в. По крайней мере я люблю его, как надлежит родителю, то-то умное дитя, то-то разумное, забавник, затейник; иногда я от него вне себя от радости сам истинно не верю, что он мой сын.
С к о т и н и н. Только теперь забавник наш стоит что-то нахмурясь
Г-жа П р о с т а к о в а. Уж не послать ли за доктором в город?
М и т р о ф а н. Нет, нет, матушка. Я уж лучше сам выздоровлю. Побегу-тка теперь на голубятню, так, авось-либо…
Г-жа П р о с т а к о в а. Так авось-либо господь милостив. Поди, порезвись, Митрофанушка.
Д.И. Фонвизин «Недоросль»
В1. Укажите жанр, к которому относится пьеса Д.И. Фонвизина «Недоросль».
Ответ: ____________________________________________________________
В2. Приведенная сцена представляет оживленный разговор персонажей. Как называется подобная форма общения героев художественного произведения?
Ответ: ____________________________________________________________
В3. По ходу действия пьесы даются авторские пояснения и замечания («в сторону», «разнежась»). Каким термином они обозначаются?
Ответ: ____________________________________________________________
В4. Имена и фамилии героев данного эпизода несут на себе определенную смысловую нагрузку. Как называются такие имена и фамилии?
Ответ: ____________________________________________________________
ЧАСТЬ 3
При выполнении задания С1 дайте связный ответ на вопрос в объеме 5 – 10 предложений.
С1. Что можно сказать о системе воспитания в семье Простаковых?
Таблица правильных ответов
(8 класс, 1 четверть)
Ответы к заданиям А1 – А10
№ задания № варианта | А1 | А2 | А3 | А4 | А5 | А6 | А7 | А8 | А9 | А10 |
1 вариант | 2 | 3 | 1 | 2 | 1 | 2 | 3 | 1 | 3 | 1 |
2 вариант | 1 | 2 | 3 | 3 | 2 | 1 | 3 | 2 | 1 | 3 |
Ответы к заданиям В1 – В4
№ задания № варианта | В1 | В2 | В3 | В4 |
1 вариант | Восстание Пугачева /пугачевское восстание/ | Петра Гринева /Петра Андреевича/ | Пейзаж | Диалог |
2 вариант | Комедия | Диалог | Ремарки/ ремарка | Говорящие/ говорящая |
Предварительный просмотр:
8 класс, 2 четверть
1 вариант
ЧАСТЬ 1
При выполнении заданий А1 – А10 вберите один из предложенных ответов.
А1. Как называется небольшое эпическое произведение с малым числом действующих лиц, посвященное одному событию или происшествию?
- рассказ;
- поэма;
- комедия.
А2. Вид комического, наиболее беспощадно осмеивающий несовершенство мира, человеческие пороки.
- сатира;
- юмор;
- гипербола.
А3. Один из основных видов драмы, изображающий такие жизненные положения и характеры, которые вызывают смех.
- драма;
- трагедия;
- комедия.
А4. В каком из названных произведений показан образ маленького человека?
- «Ревизор»;
- «Шинель»;
- «Мцыри».
А5. Определите автора и произведение, в котором действующими лицами являются Антон Антонович Сквозник-Дмухановский, Аммос Федерович Ляпкин-Тяпкин, Артемий Филиппович Земляника.
- Н.В. Гоголь «Ревизор»;
- М.Е. Салтыков-Щедрин «История одного города»
- М.Ю. Лермонтов «Мцыри»;
А6. Эпиграф к поэме М.Ю. Лермонтова «Мцыри» взят из:
- былин;
- Библии;
- древнерусских летописей.
А7. Каким предстает монастырь в самом начале поэмы М.Ю. Лермонтова «Мцыри»?
- разрушенным;
- действующим;
- отстраивающимся заново.
А8. Кто из персонажей комедии Н.В. Гоголя «Ревизор» сообщает всем остальным «пренеприятное известие» о приезде ревизора?
- Добчинский и Бобчинский;
- городничий;
- Лука Лукич.
А9. Как чиновники узнают о том, что Хлестаков не ревизор?
- из подслушанного разговора;
- от Осипа;
- из письма Хлестакова другу.
А10. К какому циклу принадлежит повесть Н.В. Гоголя «Шинель»?
- «Петербургские повести»;
- «Миргород»»;
- «Вечера на хуторе близ Диканьки»
ЧАСТЬ 2
При выполнении заданий В1 – В4 вначале прочитайте внимательно отрывок из художественного произведения, затем запишите ответ в виде слова или сочетания слов.
Х л е с т а к о в. Хорошие заведения. Мне нравится, что у вас показывают приезжающим все в городе. В других городах мне ничего не показывали.
Г о р о д н и ч и й. В других городах, осмелюсь вам доложить, градоправители и чиновники больше заботятся о своей, то есть, пользе. А здесь, можно сказать, нет другого помышления, кроме того, чтобы благочинием и бдительностью заслужить внимание начальства.
Х л е с т а к о в. Завтрак был очень хорош; я совсем объелся. Что, у вас каждый день бывает такой?
Г о р о д н и ч и й. Нарочно для приятного гостя.
Х л е с т а к о в. Я люблю поесть. Ведь на то живешь, чтобы срывать цветы удовольствия. Как называлась эта рыба?
А р т е м и й Ф и л и п п о в и ч. (подбегая). Лабардан-с.
Х л е с т а к о в. Очень вкусная. Где это мы завтракали? В больнице, что ли?
А р т е м и й Ф и л и п п о в и ч. Так точно-с, в богоугодном заведении.
Х л е с т а к о в. Помню, помню, там стояли кровати. А больные выздоровели? Там их, кажется, немного.
А р т е м и й Ф и л и п п о в и ч. Человек десять осталось, не больше; а прочие все выздоровели. Это уж так устроено, такой порядок. С тех пор, как я принял начальство, - может быть, вам покажется даже невероятным, все как мухи выздоравливают. Больной не успеет войти в лазарет, как уже здоров; и не столько медикаментами, сколько честностью и порядком.
Г о р о д н и ч и й. Уж на что, осмелюсь доложить вам, головоломна обязанность градоначальника! Столько лежит всяких дел, относительно одной чистоты, починки, поправки… словом, наиумнейший человек пришел бы в затруднение, но, благодарение богу, все идет благополучно. Иной городничий, конечно, радел бы о своих выгодах; но, верите ли, что, даже когда ложишься спать, все думаешь: «Господи боже ты мой, как бы так устроить, чтобы начальство увидело ба мою ревность и было довольно?..» Наградит ли оно или нет – конечно, в его воле; по крайней мере, я буду спокоен в сердце. Когда в городе во всем порядок, улицы выметены, арестанты хорошо содержатся, пьяниц мало… то чего ж мне больше? Ей-ей, и почестей никаких не хочу. Оно, конечно, заманчиво, но перед добродетелью все прах и суета.
А р т е м и й Ф и л и п п о в и ч. (в сторону). Эка, бездельник, как расписывает! Дал же бог такой дар!
Н.В. Гоголь «Ревизор»
В1. Укажите жанр, к которому относится пьеса Н.В. Гоголя «Ревизор».
Ответ: ____________________________________________________________
В2. В фрагменте используются авторские пояснения, замечания по ходу действия пьесы («подбегая», «в сторону»). Каким термином они называются?
Ответ: ____________________________________________________________
В3. В фамилии Хлестакова, как и в фамилиях других действующих лиц пьесы, заложена определенная образная характеристика. Как называются такие фамилии?
Ответ: ____________________________________________________________
В4. Выпишите из речи Артемия Филипповича, рассказывающего о состоянии богоугодных заведений, видоизмененный фразеологизм, создающий комический эффект.
Ответ: ____________________________________________________________
ЧАСТЬ 3
При выполнении задания С1 дайте связный ответ на вопрос в объеме 5 – 10 предложений.
С1. Каково реальное состояние богоугодных заведений и как оно характеризует городское начальство?
2 вариант
ЧАСТЬ 1
При выполнении заданий А1 – А10 вберите один из предложенных ответов.
А1. Как называется крупное стихотворное произведение с развернутым сюжетом, чаще относимое к лиро-эпическим произведениям?
- рассказ;
- поэма;
- комедия.
А2. Наиболее жизнеутверждающая и сложная форма комического, в которой серьезное высказывается с усмешкой.
- юмор;
- сатира;
- гипербола.
А3. Литературно-художественное направление, выражающее идею разлада мечты, идеала, действительности, ориентированное на изображение внутреннего мира человека.
- классицизм;
- романтизм;
- реализм.
А4. Кто такой Эзоп?
- собиратель фольклора;
- персонаж одной из басен И.А. Крылова;
- древнегреческий баснописец.
А5. Определите автора и произведение, в котором действующими лицами являются Акакий Акакиевич Башмачкин, Петрович.
- М.Ю. Лермонтов «Мцыри»;
- Н.В. Гоголь «Шинель»
- М.Е. Салтыков-Щедрин «История одного города»
А6. Где происходят события поэмы М.Ю. Лермонтова «Мцыри»?
- в Москве;
- на Кавказе;
- в Санкт-Петербурге.
А7. С каким зверем бился Мцыри?
- тигр;
- пантера;
- барс.
А8. Для чего чиновники один за другим посещают Хлестакова в доме городничего (Н.В. Гоголь «Ревизор»)?
- чтобы дать взятку;
- чтобы попросить у него денег;
- чтобы попросить его выхлопотать им должность.
А9. Есть ли в комедии Н.В. Гоголя «Ревизор» положительный герой?
- нет, ни один персонаж не может быть назван положительным;
- Мария Антоновна;
- да, это разоблачительный смех самого Н.В. Гоголя.
А10. События какого произведения происходят в городе Глупове?
- Н.В. Гоголь «Шинель»;
- М.Е. Салтыков-Щедрин «История одного города»;
- Н.В. Гоголь «Ревизор».
ЧАСТЬ 2
При выполнении заданий В1 – В4 вначале прочитайте внимательно отрывок из художественного произведения, затем запишите ответ в виде слова или сочетания слов.
Ты хочешь знать, что делал я
На воле? Жил – и жизнь моя
Без этих трех блаженных дней
Была б печальней и мрачней
Бессильной старости твоей.
Давным-давно задумал я
Взглянуть на дальние поля,
Узнать, прекрасна ли земля,
Узнать, для воли ил тюрьмы
На этот свет родимся мы.
И в час ночной, ужасный час,
Когда гроза пугала вас,
Когда, столпясь при алтаре,
Вы ниц лежали на земле,
Я убежал. О, я как брат
Обняться с бурей был бы рад!
Глазами тучи я следил,
Рукою молнии ловил…
Скажи мне, что средь этих стен
Могли бы дать вы мне взамен
Той дружбы краткой, но живой,
Меж бурным сердцем и грозой?..
М.Ю. Лермонтов «Мцыри»
В1. Определите жанр произведения, из которого взят отрывок.
Ответ: ____________________________________________________________
В2. В строке «Глазами тучи я следил…» использован синтаксический прием, основанный на нарушении прямого порядка слов в предложении. Назовите этот синтаксический прием.
Ответ: ____________________________________________________________
В3. Укажите название художественно-выразительного средства, использованного в словосочетаниях: «блаженных дней», «ужасный час».
Ответ: ____________________________________________________________
В4. Назовите средство создания образа героя, строящееся на описании его действий (со слов «Я убежал…»)
Ответ: ____________________________________________________________
ЧАСТЬ 3
При выполнении задания С1 дайте связный ответ на вопрос в объеме 5 – 10 предложений.
С1. Что значит для Мцыри жить? Почему он называет монастырь тюрьмой?
Таблица правильных ответов
(8 класс, 2 четверть)
Ответы к заданиям А1 – А10
№ задания № варианта | А1 | А2 | А3 | А4 | А5 | А6 | А7 | А8 | А9 | А10 |
1 вариант | 1 | 1 | 3 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | 3 | 1 |
2 вариант | 2 | 1 | 2 | 3 | 2 | 2 | 3 | 1 | 3 | 2 |
Ответы к заданиям В1 – В4
№ задания № варианта | В1 | В2 | В3 | В4 |
1 вариант | Комедия | Ремарки/ ремарка | Говорящая/ говорящие | Как мухи выздоравливают |
2 вариант | Поэма | Инверсия | Эпитет | Поступок |
Предварительный просмотр:
8 класс, 3 четверть
1 вариант
ЧАСТЬ 1
При выполнении заданий А1 – А10 вберите один из предложенных ответов.
А1. Построение, расположение и взаимосвязь всех частей, образов, эпизодов, сцен произведения.
- сюжет;
- композиция;
- фабула.
А2. Как называется выразительная подробность, несущая смысловую нагрузку, значимый элемент художественного образа?
- художественная деталь;
- портрет;
- пейзаж.
А3. Предыстория событий, лежащих в основе художественного произведения.
- кульминация;
- завязка;
- экспозиция.
А4. Один из приемов изображения внутреннего состояния героя, представляющий собой описание природы.
- пейзаж;
- портрет;
- интерьер.
А5. Кто является автором рассказа «Старый гений»?
- И.А. Бунин;
- А.И. Куприн;
- Н.С. Лесков.
А6. Каков тип композиции произведения Л.Н. Толстого «После бала»?
- рассказ в рассказе;
- последовательное авторское изображение событий;
- цикличность излагаемых событий.
А7. Как герои рассказа А.П. Чехова «О любви» распоряжаются своим чувством?
- целиком отдаются чувству;
- душат любовь всеми силами;
- отдаются на волю судьбы, случая.
А8. Что стало с мужем-офицером – героем рассказа И.А. Бунина «Кавказ»?
- покончил жизнь самоубийством;
- ушел от жены;
- уехал на Кавказ.
А9. В какой цикл входит стихотворение А.А. Блока «Река раскинулась. Течет, грустит лениво»?
- «Стихи о Прекрасной даме»;
- «Вольные мысли»;
- «На поле Куликовом».
А10. Каким предстает Пугачев в поэме С.А. Есенина «Пугачев»?
- жестокий, не заботящийся о своем народе;
- сильный, смелый, способный на решительные, обдуманные действия;
- трусливый, думающий только о своей выгоде.
ЧАСТЬ 2
При выполнении заданий В1 – В4 вначале прочитайте внимательно отрывок из художественного произведения, затем запишите ответ в виде слова или сочетания слов.
…Бал был чудесный: зала прекрасная с хорами, музыканты – знаменитые в то время крепостные помещика-любителя, буфет великолепный и разливанное море шампанского. Хоть я и охотник был до шампанского, но не пил, потому что без вина был пьян любовью, но зато танцевал до упаду – танцевал и кадрили, и вальсы, и польки, разумеется, насколько возможно было, с Варенькой. Она было в белом платье с розовым поясом и в белых лайковых перчатках, немного не доходивших до худых, острых локтей, и в белых атласных башмачках. Мазурку отбили у меня: препротивный инженер Анисимов – я до сих пор не могу простить это ему – пригласил ее, только что она вошла, а я заезжал к парикмахеру и за перчатками и опоздал. Так что мазурку я танцевал не с ней, а с одной немочкой, за которой я немножко ухаживал прежде. Но, боюсь, в этот вечер был очень неучтив с ней, не говорил с ней, не смотрел на нее, а видел только высокую, стройную фигуру в белом платье с розовым поясом, ее сияющее, зарумянившееся, с ямочками лицо и ласковые, милые глаза. Не я один, все смотрели на нее и любовались ею, любовались и мужчины, и женщины, несмотря на то, что она затмила их всех. Нельзя было не любоваться.
Л.Н. Толстой «После бала»
В1. Определите жанр произведения, из которого взят фрагмент.
Ответ: ____________________________________________________________
В2. Какой художественный прием, основанный на противопоставлении предметов и явлений, положен в основу композиции рассказа «После бала»?
Ответ: ____________________________________________________________
В3. Укажите термин, которым в литературоведении называют средство художественной изобразительности, помогающее автору описать героиню и выразить свое отношение к ней («сияющее лицо», «милые глаза»).
Ответ: ____________________________________________________________
В4. Назовите средство создания образа героя, строящееся на описании его внешности (со слов «Она была в белом…»).
Ответ: ____________________________________________________________
ЧАСТЬ 3
При выполнении задания С1 дайте связный ответ на вопрос в объеме 5 – 10 предложений.
С1. Почему Л.Н. Толстой назвал свое произведение «После бала», хотя большинство описанных событий происходили накануне?
2 вариант
ЧАСТЬ 1
При выполнении заданий А1 – А10 вберите один из предложенных ответов.
А1. Система событий в художественном произведении, раскрывающая характеры действующих лиц и отношение писателя к изображаемым жизненным явлениям.
- сюжет;
- композиция;
- фабула.
А2. Как называется художественный прием, основанный на противопоставлении предметов, событий, явлений, образов?
- сравнение;
- метафора;
- антитеза.
А3. В художественном произведении высшая точка напряжения, момент наибольшей остроты конфликта.
- кульминация;
- завязка;
- экспозиция.
А4. Средство создания образа героя, строящееся на описании его внешности.
- поступок;
- портрет;
- речь.
А5. Что определяет образ жизни «великосветского франта» - героя рассказа Н.С. Лескова «Старый гений»?
- забота о людях;
- непосильный труд;
- развлечения.
А6. Как можно охарактеризовать смысл заглавия произведения Л.Н. Толстого «После бала»?
- важность судьбы героя после бала;
- особое значение сцены расправы с солдатом;
- важность утра, следующего за балом.
А7. Какой художественный прием положен в основу композиции рассказа Л.Н. Толстого «После бала»?
- антитеза;
- цикличность излагаемых событий;
- последовательность излагаемых событий.
А8. Кто является автором рассказа «Куст сирени»?
1. И.А. Бунин;
2. А.И. Куприн;
3. Н.С. Лесков.
А9. Как объясняется в поэме С.Есенина «Пугачев» причина, по которой Пугачев выдал себя за царя?
- Пугачев услышал о том, что люди сожалеют о смерти Петра III;
- Пугачев решил обогатиться;
- Пугачев действительно был царем Петром III.
А10. Какой журнал, издаваемый с 1908 года, показывал сатирическое изображение исторических событий?
- «Стрекоза»;
- «Всеобщая история»;
- «Сатирикон».
ЧАСТЬ 2
При выполнении заданий В1 – В4 вначале прочитайте внимательно отрывок из художественного произведения, затем запишите ответ в виде слова или сочетания слов.
Россия
Опять, как в годы золотые,
Три стертых треплются шлеи,
И вязнут спицы росписные
В расхлябанные колеи…
Россия, нищая Россия,
Мне избы серые твои,
Твои мне песни ветровые, -
Как слезы первые любви!
Тебя жалеть я не умею
И крест свой бережно несу…
Какому хочешь чародею
Отдай разбойную красу!
Пускай заманит и обманет, -
Не пропадешь, не сгинешь ты,
И лишь забота затуманит
Твои прекрасные черты…
Ну что ж? одной заботой боле –
Одной слезой река шумней,
А ты все та же – лес да поле,
Да плат узорный до бровей…
И невозможное возможно,
Дорога долгая легка,
Когда блеснет в дали дорожной
Мгновенный взор из-под платка,
Когда звенит тоской острожной
Глухая песня ямщика!..
А.Блок
В1. Какая тема является ведущей в стихотворении?
Ответ: ____________________________________________________________
В2. Как называется синтаксический прием, основанный на нарушении традиционного порядка слов в предложении («Тебя жалеть я не умею…»)?
Ответ: ____________________________________________________________
В3. В строках «Твои мне песни ветровые, - Как слезы первые любви!» использовано художественно-выразительное средство, основанное на сопоставлении. Назовите его.
Ответ: ____________________________________________________________
В4. Объясните значение слова «плат».
Ответ: ____________________________________________________________
ЧАСТЬ 3
При выполнении задания С1 дайте связный ответ на вопрос в объеме 5 – 10 предложений.
С1. В чем особенность восприятия России А. Блоком?
Таблица правильных ответов
(8 класс, 3 четверть)
Ответы к заданиям А1 – А10
№ задания № варианта | А1 | А2 | А3 | А4 | А5 | А6 | А7 | А8 | А9 | А10 |
1 вариант | 2 | 1 | 3 | 1 | 3 | 1 | 2 | 1 | 3 | 2 |
2 вариант | 1 | 3 | 1 | 2 | 3 | 3 | 1 | 2 | 1 | 3 |
Ответы к заданиям В1 – В4
№ задания № варианта | В1 | В2 | В3 | В4 |
1 вариант | Рассказ | Антитеза | Эпитет | Портрет |
2 вариант | Родины | Инверсия | Сравнение | Платок /головной убор |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тест по литературе 9 класс. Зачет по "Слову о полку Игореве" и литературе 18 века.
Цель тестирования: проверка знаний по изученным произведениям древнерусской литературы и литературы 18 века....
Контрольные вопросы по литературе (универсальные для всех классов).Тест по литературе по программе В. Я. Коровиной (в системе "Знак") для 7 класса
Итоговая контрольная работа по литературе(универсальная подходит для всех классов)1. Какое из прочитанных в этом году произведений мне запомнилось больше всего?а) ...
Тест по литературе для неслышащих учащихся 8 класса. Тест по повести Н.В. Гоголя "Тарас Бульба".
Данный материал разработан для неслышащих учащихся 8 -го класса. Задания оформлены в виде теста по повести Н.В. Гоголя "Тарас Бульба". В тесте ведётся работа по отработке сравнительной хар...
Проверочные тесты по литературе в 5 и 6 классах по УМК Г.С.Меркина, составлены учителем русского языка и литературы МБОУ Нижнепоповская ООШ Лазаревой Валентиной Владимировной.
Проверочные тесты по литературе в 5 и 6 классах по УМК Г.С.Меркина, составлены учителем русского языка и литературы МБОУ Нижнепоповская ООШ Лазаревой Валентиной Владимир...
Тест по литературе на основе учебно-методического пособия Н.Н. Коршунова, Е.Ю. Липина«Тесты» Литература 5-8 классы, Москва, Издательский дом «Дрофа» 1997 в программеАйрен 2002-2009 Сергей Останин вебсайт irenproject.ru
Тест по литературе составлен на основе учебно-методического пособия Н.Н. Коршунова, Е.Ю. Липина«Тесты» Литература 5-8 классы, Москва, Издательский дом «Дрофа» 1997в программеАйрен 2002-2009 Сергей Ост...
Тест по литературе по итогам 3 учебной четверти в 6 классе (Литература. 6 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. В 2 ч., под ред. В. Я. Коровиной)
Тест по литературе по итогам 3 учебной четверти в 6 классе (Литература. 6 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. В 2 ч., под ред. В. Я. Коровиной)...
Тест по теме :Тест по литературе «Распутин В. Г. «Уроки французского»» для 6 класса
Тест по теме :Тест по литературе «Распутин В. Г. «Уроки французского»» для 6 класса...