Урок литературы в 7 классе. «Ты открой мне, природа, объятья…»
план-конспект урока по литературе (7 класс) на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_po_peyzazhnoy_lirike_na_sayt.doc | 73.5 КБ |
ty_otkroy_mne_priroda.ppt | 1.8 МБ |
Предварительный просмотр:
Урок литературы в 7 классе.
«Ты открой мне, природа, объятья…»
Цели урока:
1.познакомить учащихся с произведениями русской и советской пейзажной лирики;
2.развивать навыки выразительного чтения и анализа поэтических текстов;
3.воспитывать интерес к поэтическому слову.
4.Прививать экологическую культуру, расширять знания о родном крае.
5. Учиться анализировать поэтический текст, через красоту слова видеть красоту природы, любить ее и заботиться о ней)
Эпиграф: Ты открой мне, природа, объятья,
Чтоб я слился с красою твоей.
И.Бунин
Ученик читает эпиграф.
Как вы думаете, о чем сегодня пойдет речь на нашем уроке? (о природе)
Иван Бунин, он кто? (поэт, писатель)
Вдумайтесь в каждую строчку, как можно слиться с природой, что значит открыть объятия, когда может природа открыть объятия человеку? (беречь ее)
( о природе, поэзии, родном крае, необходимости хранить природу)
Учитель:
Действительно быть частичкой природы – это прекрасно! Какой прекрасный и удивительный мир нас окружает- леса, поля, реки... Это природа! Наша жизнь неотделима от нее. Родина для каждого из нас начинается с близкого: с родных людей и той природной среды, в котором мы растем, живем. У каждого человека есть своя малая Родина. Для нас с вами нашей малой родиной является Бурятия. Республика Бурятия - восхитительно красивый, цветущий уголок России – нашей большой Родины. Край степных просторов, лесов, гор, бурных и стремительных рек, заснеженных вершин. Красота природы, климат, гостеприимство народа выделяют Бурятию в число жемчужин России.
Наша республика - одна из немногих территорий России, которая включена в список Всемирного природного наследия наряду с золотыми горами Алтая, вулканами и гейзерами Камчатки, лесами республики Коми и республикой Адыгея.
Нам повезло, мы живем на территории национального парка, знаем и понимаем, что его нужно сохранять и оберегать, но видим ли мы истинную красоту природы, понимаем ли мы ее, можем ли тонко ее почувствовать?
Как вы думаете, кто может помочь нам увидеть и насладиться красотой природы? Где мы можем увидеть удивительно лиричные описания природы? ( Поэты, поэзия)
Значит, как можно сформулировать тему нашего урока:
Пейзажная лирика. ( или стихотворения о природе). Запишите тему в тетрадь.
Как вы думаете, чем мы будем заниматься сегодня на уроке, о чем говорить?
(читать и анализировать стихи о природе)
Для чего это нам нужно? (Чтобы лучше понимать природу, чувствовать ее красоту)
Значит какая цель нашего урока? (учиться анализировать поэтический текст, через красоту слова видеть красоту природы, любить ее и заботиться о ней
У всех на столе лежат карты самооценивания, посмотрите и в течение урока оценивайте себя, свою работу, там есть несколько пунктов, вы должны в конце урока поставить себе баллы.
Слово учителя:
Поэты –особенные люди. В обычных вещах они могут увидеть нечто необыкновенное. И чтобы доказать это я расскажу вам сказку:
«Жил-был город. Дома в нём были высокие, прочные, улицы широкие, светлые, но все какие-то одинаковые. Так что даже самые давние жители легко могли в них заблудиться. Город был большой, люди в нём жили разные, но каждый ,кто приезжал в город и видел его жителей, утверждал, что что все они очень похожи, и вот почему: жители этого города не умели радоваться хорошему и огорчаться плохому.
Когда им было холодно или больно, они хмурились и даже плакали. Но никому из них не было грустно, когда солнце закрывалось тяжёлыми тучами, когда кому-то рядом становилось больно и холодно. Если они видели поскользнувшегося и упавшего человека, они могли засмеяться. Но никто из них не улыбнулся от радости, видя просыпающийся утром цветок, купающегося в луже воробья, озорные лучики солнца…
Но ведь все люди не могут быть одинаковыми. Вот и в этом городе жил один чудак. Это был обыкновенный человек, такой же, как мы с вами. Но жителям города он казался чудаком, потому что он мог подолгу смотреть, как падают листья, мог беседовать о чём-то с воробьями….А порой он произносил фразы, которые казались жителям города странными и непонятными, вроде таких:
Не то, что мните вы , природа-
Не слепок, не бездушный лик.
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык.
И был в этом городе большой старый лес. В нём росли деревья, распускались цветы, пели птицы. Но люди не замечали всего этого. Они приходили сюда только потому, что это было полезно -двигаться полезно, полезно дышать воздухом, насыщенным кислородом. И только чудак приходил сюда весной и осенью, зимой и летом, чтобы полюбоваться красотой леса. Стоило ему появиться, как к нему опускали свои ветки деревья, только для него пели птицы.
Представьте себе…Сентябрь. Облетают листья. Ночью был первый заморозок. Ещё вчера цвели георгины. А сегодня? Что случилось с ними? Как сказали бы об этом жители города? Они подумали и сказали бы: « Цветы завяли. Надо их вытащить и вскопать клумбу». А наш чудак, посмотрев на цветы ,написал:
Осыпал лес свои вершины,
Сад обнажил своё чело.
Дохнул сентябрь. И георгины
Дыханьем ночи обожгло.
- Какие слова в этих строчках кажутся вам необычными, неожиданными?
( «дохнул сентябрь», « и георгины дыханьем ночи обожгло»)
Пришла осень, изменилась вся природа вокруг. Наш герой видит, чувствует это новое. И читает стихи.
3. Звучит начало поэмы Бунина И. С. «Листопад».
- Какое настроение вызывает у поэта осень?
- Перечитаем описание леса. Какие краски увидел поэт? Докажите, что лес кажется прекрасным, сказочным.
- Как вы думаете, почему осень поэт назвал тихою вдовой? Кто такая вдова?
4. Проходят дни, месяцы. Наступает зима.
Ученик читает стих. Тютчева Ф. И. «Чародейкою Зимою…».
Для выявления эстетической реакции школьников на стих., им предлагается сравнить репродукции с двух картин: «Зима» И. Шишкина и «Февральская лазурь» И. Грабаря.
- Какая из картин больше соответствует прочитанному стихотворению по настроению? Почему?
Сказка начинается уже в первой строке. Как поэт называет зиму?
Волшебную сказку зимнего леса помогают нам представить и слова, и интонации стихотворения.
Наш чудак тоже любовался красотой зимней природы. Чуткой душой он ощущал малейшие изменения в природе, раньше других чувствовал приближение весны.
5. Ученик читает стих. Тютчева Ф. И. « Ещё земли печален вид…».
- Как вам кажется, о каком месяце идёт речь в стихотворении?
- Как вы понимаете строчки «воздух уж весною дышит»?
Что значит «почувствовала весну?»
Почему природа ей «улыбается» В чем это проявляется?
Какой первый цветок появляется у нас в лесах? (подснежник)
А есть еще цветок в форме беленьких колокольчиков – первый признак весны. (Ландыш)
Ученик читает стихотворение
Ранней весною в лесу на опушке
Под кукование звонкой кукушки
Ландыш на тоненькой ножке вспорхнул
И жемчугами своими сверкнул.
Колокольчики, словно жемчужные крошки,
Бисером слёзным свисают на ножках
В смиренном поклоне и тихой печали,
Как будто с тоскою его повенчали.
В преданиях ландыш - символ печали,
Грустных страданий, раздумий ночами.
Там, где упали девичьи слёзы,
Ландыш расцвёл, а не розы.
Всё вобрал в себя этот цветок
Любовь и нежность, страсть и восторг.
Слёзы, душевную боль и отмщение
И ягодкой цвета крови – прощение.
А что за прелесть его тонкий аромат!
Сравнится с ним лишь Гефсиманский сад!
Там сказочные маленькие эльфы
На крылышках разносят аромата шлейфы!
Что может быть приятнее и проще
Лужайки ландышей в тенистой роще.
Не рвите нежный ландыш на букет,
Чтоб не исчез в природе его след!
Автор этого произведения болгарская певица и поэтесса Лили Иванова.
Анализ стихотворения в тетради.
Видите, как прекрасна природа в любое время года! И чудаку, который умел видеть её красоту, радоваться ей, она каждый день открывала что-то новое.
Вот какие стихи рождались у чудака, когда он бродил по городу и лесу ,когда вспоминал виденное и слышанное раньше. Его стихи слушали деревья в лесу, звери и птицы. А люди не хотели слушать и понимать их. И чудак ушёл из города. А лес ждал своего друга. Без него повяли цветы и деревья, перестали петь птицы. Лес умирал. И кто-то вспомнил, что лес стал погибать тогда, когда ушёл из города чудак. И тогда эти люди кинулись разыскивать его и сказали: « Погибает наш лес. Верни его нам». Чудаку очень жаль стало своего друга , и он вошёл в умирающий лес ….случилось чудо. Он шёл, и на глазах изумлённых жителей города оживали цветы и деревья, начинали петь птицы. И тогда люди увидели, как прекрасен их лес. Поняли они и того, кто вернул им красоту и радость. Они больше никогда не будут называть его чудаком…Он поэт!
Ведь это поэзия учит людей видеть красоту окружающего мира, открывает им души других людей, цветов и деревьев, зверей и птиц…И когда люди поняли, зачем нужна поэзия, они полюбили стихи чудака и других поэтов: А. А. Фета, написавшего про обожжённые морозом георгины, И. А. Бунина. Автора поэмы « Листопад», Ф. И. Тютчева, открывшего нам сказку очарованного зимнего леса и просыпающейся весенней природы, и многих других.
И когда жители города гуляли по своему лесу, который стал ещё прекраснее, они часто вспоминали эти стихи.
Помогает ли поэзия увидеть красоту природы?
(Поэзия и природа неразрывно связаны между собой. Человек, тонко чувствующий природу, способен полюбить и понять поэзию. Любить и хранить природу – это любить и хранить поэзию, любоваться словом, это как любоваться каждой пташкой в лесу, каждым цветочком и деревом)
Человек, тонко чувствующий природу способен нанести ей вред?
Как называется система, которая занимается охраной природы? (заповедная)
В этом году Россия отмечает 100-летие заповедной системы. Что вы знаете о заповедной системе России?
(2017 год в России объявлен годом ООПТ – особо охраняемых природных территорий. Первый заповедник- Баргузинский, был организован на стыке 1916 и 1917 годов.
В !913 -1915 годах были организованы «соболиные» экспедиции. Учитывая исключительную ценность меха темного соболя- баргузинца, обитающего на западных склонах Баргузинского хребта, экспедиция под руководством Георгия Георгиевича Допелбмаира получила задание обследовать подлеморскую территорию ( от полуострова Святой Нос до озера Фролиха) Почти два года ученые в тяжелых условиях изучали баргузинского соболя. На основании материалов экспедиции 17 мая 1916 года иркутский генерал-губернатор издал постановление об организации Баргузинского соболиного заповедника, а 29 декабря 1916 года этот документ был утвержден правительством России. Таким образом, 100-летие создания первого государственного природного заповедника России –Баргузинского, мы отметим 29 декабря 2016 года по старому стилю, а по современному календарю эта дата приходится на 11 января 2017 года )
Слово учителя:
Вспомним, ребята, какая была цель нашего урока? Достигли ли мы цели? Поможет нам великая русская поэзия ценить природу? Получили ли вы удовлетворение от своей работы на уроке. Поднимите руки, кто оценил свою работу сегодня на уроке на «Отлично», «хорошо», есть ли «удовлетворительно». Карты сдайте.
Предлагаю дома выучить любое стихотворение о природе.
Технологическая карта урока
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | результаты |
Организационный. Актуализация знаний, формулирование темы и цели урока. | Приветствие, работа с эпиграфом, беседа о природе, поэзии, родном крае, необходимости хранить природу | Подготовка к уроку, учащиеся вступают в диалог с учителем, формулирование темы и цели урока, запись в тетрадь. | Готовность к уроку, Самодисциплина, Создание атмосферы урока, открытие темы. Личностные: развивать бережное отношение к природе, художественный вкус учащихся. |
Оценивание учащихся. | Обращение учителя к картам самооценивания учащихся | Знакомство с пунктами в карте самооценивания. | Выставление баллов в конце урока. |
Постановка учебной проблемы | Слово учителя. Сказка о городе. | Через сказку учителя дети учатся анализировать поэтический текст, через красоту слова видеть красоту природы, любить ее и заботься о ней. | Познавательные: самостоятельно извлекать текстовую информацию, представленную в стихотворном тексте. Предметные: - развивать умение определять тему и идею произведения; анализировать поэтический текст - находить и интерпретировать средства художественной изобразительности в лирическом произведении.
|
Фронтальная работа | Анализ стихотворений. Для выявления эстетической реакции школьников сравнить репродукции картин Шишкина и Грабаря. | Чтение начало поэмы И. Бунина «Листопад», Ф.Тютчева «Чародейкою Зимою». Анализ картин. Какая из картин соответствует прочитанному стихотворению по настроению. | Метапредметные результаты. Уметь сравнивать поэтический текст и подбирать картину по настроению стихотворения. |
Анализ стихотворений. Учитель во время выступления учащихся организует активное слушание. | Чтение стихотворения Ф.Тютчева «Еще земли печален вид», Л.Ивановой «Ландыш» | коммуникативные: выступать перед аудиторией сверстников с выразительным чтением, формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её. | |
Учитель продолжает рассказывать детям сказку, помогает учащимся понять, как красота поэзии может помочь увидеть красоту природы. Перед учениками ставится вопрос: человек, тонко чувствующий природу способен нанести ей вред. | Работа в тетради. Выписать художественные средства языка, которые использует автор, чтобы показать очарование цветка. | регулятивные: определение степени успешности выполненной работы Личностные: самоопределяться в жизненных ценностях и поступать в соответствии с ними, развивать бережное отношение к природе, уважение к своему народу, его традициям | |
Учитель слушает, комментирует, корректирует. | Сообщение ученика о заповедной системе России и 100-летии Баргузинского заповедника. | Метапредметные результаты. Литература, история, краеведение. | |
Рефлексия и самооценива ние. | Учитель предлагает связать информацию и обобщить. Обращается к цели урока, выясняет, достиг ли урок цели. Высказываем свое мнение. Что нового открыли для себя на сегодняшнем уроке? Подведение итогов урока, выставление отметок по картам самооценивания. | Ученики высказывают свое мнение. Вместе приходим к выводу, что великая русская поэзия поможет нам научиться ценить природу. Высказывают свое мнение об отношении людей к природе, поэзии. |
Самоанализ урока.
Урок литературы по пейзажной лирике, на котором в том числе была цель учиться анализировать поэтический текст, через красоту слова видеть красоту природы, любить ее, заботься о ней. Первый подготовительный урок раздела «Край ты мой, родимый край!» Анализируя эпиграф урока, дети сформулировали самостоятельно цель и тему урока, что соответствует требованиям ФГОС. Глубокого литературного анализа стихотворений не предполагалось на этом уроке, главное- нужно было подготовить детей к эмоциональному восприятию текста и попутно акцентировать значение охраны природы, связав с предстоящим юбилеем заповедной системы России и Баргузинского заповедника. На следующем уроке будет глубокий анализ текста (выразительные средства языка, краски, звуки, авторские замыслы и т.д.) Урок представлен в форме сказки (сказка общеизвестна учителям русского языка и литературы), но интерпретирована для данной темы. Дети читали стихи, анализировали, высказывали свое отношение к прочитанному. Для выявления эстетической реакции школьников на стихотворение было предложено сравнить репродукции двух картин: Шишкина «Зима», Грабаря «Февральская лазурь» Следующий этап работы- анализ в тетради стихотворения «Ландыш» был эмоционально подготовлен, свою работу дети проверили по предложенному образцу. О 100-летии заповедной системы дети знают, главное, сделали вывод, что человек, тонко чувствующий поэтическое слово, способен любоваться природой, не может принести ей вред. В конце урока вернулись к цели, проанализировали и оценили свою работу, получили домашнее задание. На уроке виден системно-деятельностный подход, уделяется большое внимание развитию личности, формируется гражданская позиция.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Пейзажная лирика.
Учиться анализировать поэтический текст, через красоту слова видеть красоту природы, любить ее и заботиться о ней)
«Листопад» И.Бунин. Лес, точно терем расписной, Лиловый, золотой, багряный, Веселой, пестрою стеной Стоит над светлою поляной. Березы желтою резьбой Блестят в лазури голубой, Как вышки, елочки темнеют, А между кленами синеют То там, то здесь в листве сквозной Просветы в небо, что оконца. Лес пахнет дубом и сосной, За лето высох он от солнца, И Осень тихою вдовой Вступает в пестрый терем свой.
Ф.Тютчев Чародейкою Зимою Околдован, лес стоит – И под снежной бахромою, Неподвижною, немою, Чудной жизнью он блестит. И стоит он, околдован, – Не мертвец и не живой – Сном волшебным очарован, Весь опутан, весь окован Легкой цепью пуховой... Солнце зимнее ли мещет На него свой луч косой – В нем ничто не затрепещет, Он весь вспыхнет и заблещет Ослепительной красой.
Еще земли печален вид, А воздух уж весною дышит, И мертвый в поле стебль колышет, И елей ветви шевелит. Еще природа не проснулась, Но сквозь редеющего сна Весну послышала она, И ей невольно улыбнулась... Душа, душа, спала и ты... Но что же вдруг тебя волнует, Твой сон ласкает и целует И золотит твои мечты?.. Блестят и тают глыбы снега, Блестит лазурь, играет кровь... Или весенняя то нега?.. Или то женская любовь?..
Ранней весною в лесу на опушке Под кукование звонкой кукушки Ландыш на тоненькой ножке вспорхнул И жемчугами своими сверкнул. Колокольчики, словно жемчужные крошки, Бисером слёзным свисают на ножках В смиренном поклоне и тихой печали, Как будто с тоскою его повенчали. В преданиях ландыш - символ печали, Грустных страданий, раздумий ночами. Там, где упали девичьи слёзы, Ландыш расцвёл, а не розы. Всё вобрал в себя этот цветок Любовь и нежность, страсть и восторг. Слёзы, душевную боль и отмщение И ягодкой цвета крови – прощение. А что за прелесть его тонкий аромат! Сравнится с ним лишь Гефсиманский сад! Там сказочные маленькие эльфы На крылышках разносят аромата шлейфы!
Какие образные средства языка использует автор, чтобы показать очарование цветка? Выпишите их в тетрадь.
Домашнее задание: Выучить любое стихотворение о природе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературы. 8 класс. Человек и природа в лирике Н.Заболоцкого.
На данном уроке даётся анализ нескольких стихотворений Н.Заболоцкого.Разбираются некоторые виды тропов....
«Русские поэты XIX века о Родине, о родной природе и о себе». Урок литературы 5 класс
Урок литературы 5 класс...
урок литературы 5 класс по теме "Человек и природа в рассказе В.Астафьева "Васюткино озеро"
Урок проводиля в 5 классе,на нём использована компьютерная презентация....
Урок литературы 6 класс "Родная природа в стихах С.А. Есенина
Конспект урока литературы в 6 классе "Родная природа в стихах С.А.Есенина....
Интегрированный урок литературы и музыки на тему "Родная природа в литературе и искусстве"
Методическая разработка интегрированного урока литературы и музыки...
"Родная природа в лирике, живописи, музыке". Урок литературы 6 класс.
Интегрированный урок включает в себя анализ стихотворений И. Бунина, С Есенина, А. Блока, сопровождается музыкой П. Чайковского и пейзажами Шишкина, Левитана, Васильева....
Урок литературы. 6 класс "Родная природа в стихотворениях русских и тувинских поэтов 20 века"
Открытый урок литературы на примере стихотворений Сергея Есенина "Весенний вечер" и Сергея Пюрбю "Часкы хун"...