выступление с уроком " Интегрированный урок"
учебно-методический материал по литературе (6 класс) на тему

Зыкина Наталья Николаевна
Интегрированные уроки являются мощными стимуляторами мыслительной деятельности ребёнка. Дети начинают анализировать, сопоставлять, сравнивать, искать связи между предметами и явлениями. Интеграция – это чрезвычайно привлекательная форма урока для ребёнка. Дети более подвержены утомляемости, которую вызывает однообразие. Интегрированные уроки зачастую сопровождаются открытиями и находками. Это, в каком-то смысле, научная деятельность. Особая ценность этого явления в том, что роль исследователей выполняют ученики.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение

Самарской области

Средняя общеобразовательная школа №1

«Образовательный центр»

п.г.т. Стройкерамика муниципального района Волжский Самарской области

        

ТМО учителей гуманитарного цикла

по теме:

«Интегрированный урок «Литература-музыка-живопись»

Подготовила: Зыкина Н.Н.,

Учитель русского языка и литературы

г. Самара

 2012 г.

Каждому человеку необходимы целостное мировоззрение и система ценностей, которыми он руководствуется в своей жизни. Ведь современный человек живет в многомерном пространстве культуры, и его бытие определяется тем, какими языками культуры он владеет. Здесь каждый выбирает свой путь. И задача образования заключается в том, чтобы предоставить каждому учащемуся широкие возможности для такого выбора, научить его ориентироваться в мире идей, образов, развивать его мышление и эмоциональное восприятие действительности, помочь ему выработать целостный взгляд на мир.

Гуманизация воспитания-ключевой элемент в системе « учитель-ученик»-установления атмосферы доверия, уважения к личности ребенка и сотрудничества с ним.

Интегрированные уроки являются мощными стимуляторами мыслительной деятельности ребёнка. Дети начинают анализировать, сопоставлять, сравнивать, искать связи между предметами и явлениями.

Интеграция – это чрезвычайно привлекательная форма урока для ребёнка. Дети более подвержены утомляемости, которую вызывает однообразие. Интегрированные уроки зачастую сопровождаются открытиями и находками. Это, в каком-то смысле, научная деятельность. Особая ценность этого явления в том, что роль исследователей выполняют ученики.

Помимо вышеперечисленного, уроки такого типа как нельзя лучше раскрывают творческий потенциал педагога. Это не только новый этап в профессиональной деятельности учителя, но и замечательная возможность для него выйти на новый уровень отношений с классом.

Нестандартность урока требует большой подготовительной работы. Начать лучше с определения ведущей цели, которая будет лейтмотивом занятия. Согласно цели определяется содержание урока. Весь учебный материал не должен быть перегружен лишней информацией.

Один из предметов будет доминировать, а значит, являться ведущим.

Интегрированные уроки обычно планируются заранее. Ведь необходимо и совпадение тем в учебных программах, и готовность класса к определённому типу урока. Очень часто интегрированные уроки проводятся по темам обобщения и закрепления знаний.

Сегодня педагогика склоняется к тому, что в основе интегрированных уроков должна быть гуманистическая направленность. Это значит, что знания приобретают характер личностно важных, близких каждому ученику. Стирается обезличенность знаний, на первый план выходит социальная важность учебного материала. Это направляет учителя на поиск ярких, живых примеров, на адаптацию к актуальным интересам ученика, на личную значимость материала для ребёнка.

Для успешного проведения интегрированных уроков необходимо создать атмосферу заинтересованности и творчества

    Задачи интегрированных уроков – способствовать активному и осознанному усвоению учениками учебного материала, развитии логического мышления, дает возможность использовать в ходе обучения современные интерактивные методики, позволяют просто и объективно оценивать достижения учащихся.

    Учитель в наше время, должен не только дать знания и научить применять их в жизни, но должен научить детей думать, анализировать, учить отбирать необходимую информацию.

    Использование нетрадиционных методов, в том числе и интегрированных уроков, формирует деятельный подход в обучении, в результате которого у детей возникает целостное восприятие мира.

    Методика интегрированного обучения имеет цели помочь учащимся:

         -научиться познавать

         -научиться делать

         -научиться работать в коллективе

    Такие цели приводят к тому, что у детей формируется критическое мышление, - находить оптимальное решение среди множества, думать нестандартно, находить свое место в цепи взаимосвязанных задач.

    Интегрированное обучение не только взаимосвязь знаний по различным  предметам на одном уроке, но и как интегрирование различных технологий, методов, форм обучения в пределах одного предмета и даже урока. Интеграция – это глубокое взаимопроникновение, слияние, насколько это возможно, в одном учебном материале обобщенных знаний в той или иной области.

Интегрированный урок позволяет решать целый ряд задач, которые трудно реализовать в рамках традиционных подходов.

Вот некоторые из таких задач:

-повышение мотивации учебной деятельности за счет нестандартной формы урока (это необычно, значит интересно);

-рассмотрение понятий, которые используются в разных предметных областях;

-организация целенаправленной работы с мыслительными операциями: сравнение, обобщение, классификация, анализ, синтез и т.д.;

-показ межпредметных связей и их применение при решении разнообразных задач.

На интегрированных уроках дети работают легко и с интересом усваивают обширный по объему материал. Важно и то, что приобретаемые знания и навыки не только применяются школьниками в их практической деятельности в стандартных учебных ситуациях, но и дают выход для проявления творчества, для проявления интеллектуальных способностей.

Интегрированный урок  «Литература - музыка – живопись».

 «В сегодняшних условиях пересмотра всех нравственных ценностей особые надежды возлагаются на гуманитарную сферу образования, на обращение к национально-культурным традициям и их возрождение в контексте общечеловеческой культуры».

Литература - один из предметов гуманитарного цикла. Она помогает ученику почувствовать единство мира и человека. Задача словесника - выявить общечеловеческие ценности, способствовать воссоединению целостного мировосприятия.

Любое художественное произведение знакомит нас с целями жизни героя. Стремления и поступки персонажей определяются системой их личностных ценностей. В наш век процветает бездуховность. Все прежние идеалы растоптаны, а новых нет. Любовь, красота, нравственная ценность существуют. И цель литературы - находить их. Литература - сфера прекрасного. Она должна очищать и облагораживать человека силой художественного слова. Исходя из вышесказанного, можно выдвинуть ряд задач в преподавании литературы:

        воспитать всесторонне развитого человека;

        активизировать мыслительную деятельность учащихся;

        формировать обобщённые знания и умения;

        воспитывать эстетически подготовленного читателя, учить языку искусства.

Решению этих задач во многом поможет интеграция учебных предметов: это и создание различных спецкурсов, это и рождение новых предметов, это и интегрированные уроки.

Дети воспринимают различные виды искусства обособленно. Вместе с тем, такие виды искусства, как живопись, музыка и литература, тесно взаимосвязаны. «В далёком прошлом литература и музыка составляли единое целое. С развитием культуры произошёл процесс расчленения. Но связь между литературой и музыкой осталась неразрывной. Художественное слово более всего музыкально в лирике, передающей движение чувств. Проза тоже может звучать музыкально. У неё есть ритм, внутренняя мелодия» . Возникла необходимость интегрирования этих предметов. Слияние искусств, их взаимодополнение способствуют более глубокому, эмоциональному раскрытию художественного образа учащимися.

Такие уроки развивают нравственную культуру, творческие способности учащихся. Выявляется интерес детей к искусству в целом. Ученики становятся более самостоятельными в своих суждениях, имеют свою точку зрения и умеют аргументированно её отстаивать.

Самое главное - у ребёнка развивается эмоциональная сфера, его чувства, душа. Думающий и чувствующий человек - это и есть тот человек, воспитать которого мы стремимся. Интеграция помогает ученику видеть богатство и разнообразие мира. В своей работе попытаюсь обобщить опыт интеграции на уроках литературы.

Не секрет, что с каждым годом дети всё меньше и меньше читают. Отсюда и безграмотность, и бедная речь. Нужно постараться сделать всё, чтобы урок литературы был интересным, чтобы ребятам захотелось встретиться с произведениями писателей и поэтов и после урока. Для этого необходимо создать творческую атмосферу. Каждый ученик должен почувствовать нужность на уроке. Тот, кто рисует, готовит оформление класса, создаёт декорации, эскизы. Тот, кто занимается в музыкальной школе, делает музыкальное сопровождение (играет на инструменте). Каждый учащийся может проявить свою активность, способности, интересы.

Родители стремятся воспитать гармонически развитых, творчески одарённых детей. Привить чувство прекрасного способно искусство (литература, музыка, живопись). Литература - единственный школьный предмет, который изучается до 11 класса. На мой взгляд, возникла необходимость интегрирования таких предметов, как литература, музыка и живопись. Мне интересен синтез искусств. Чем богаче и разнообразнее мир, окружающий ребёнка, тем богаче и разнообразнее его личности.

Литература - нравственно-этический и эстетический курс. Она позволяет каждому ученику воспринимать мир в его единстве. Межпредметные связи формируют потребность в расширении круга чтения, прививают интерес к другим видам искусства. Каждый вид искусства отражает реальность по-своему. Всю полноту многокрасочности мира может передать только живопись. Музыка выражает человеческие чувства. Описать конкретные события способна литература. Ни одно из искусств, взятое изолированно от других видов, не может дать исчерпывающую информацию о мире. Интеграция помогает глубже развивать эстетические особенности детей. Не секрет, какое место в нашей жизни занимает музыка: кто-то любит рок, кому-то ближе лёгкая музыка. Но есть «вечная» музыка, которую называют классической. Ребята, слушая произведения Бетховена, Моцарта, параллельно с темой урока усваивают и музыкальные ценности. Музыка должна быть неотъемлемой частью урока литературы. Литературу и живопись объединяет повествовательность художественных картин. Интеграция позволит разнообразить анализ произведения, приобщить школьников к тайнам творческого процесса, активизировать познавательную деятельность учащихся. Мне кажется, что за интеграцией - будущее. Школа призвана развивать творческие способности учеников, а этого можно достичь путём интеграции предметов гуманитарного цикла.

Интеграция предметов в современной школе находится в постоянном поиске новых педагогических решений. На этом пути возможны и открытия, и ошибки. Как словесника, прежде всего меня заинтересовали два понятия: интеграция и межпредметная связь. Долгое время считала, что это одно и то же. Но, как оказалось, разница всё-таки есть. Ответ нахожу в словаре Ожегова: «Интегрировать - объединять в одно целое». Следовательно, интеграция - объединение всех частей в единое целое, качественно новое. Межпредметные связи показывают связь между предметами, но видны и чёткие разграничения между ними.

В последнее время много говорят о слиянии русского языка и литературы в единый предмет - русскую словесность. Но нельзя согласиться с тем, что нужно эти предметы объединить. Цель обучения русскому языку - научить грамотно писать и разбираться в грамматических категориях. Цель уроков литературы - воспитать внимательного читателя, пробудить любовь к художественному слову. Часто на уроках литературы мы работаем над синтаксисом, стилями речи, лексикой, фонетикой. Но свести урок литературы к грамматическому разбору текста? Исчезнет эмоциональный настрой, чувство сопричастности. Поэтому уместно говорить о межпредметных связях русского языка и литературы. Они сближают два предмета, но и сохраняют их самобытность.

Литература - это искусство слова. В данной работе попытаюсь рассмотреть интеграцию трёх предметов: литературы - живописи - музыки. Интеграция позволяет учащимся иметь целостную картину мира. Необходимо «перейти от развития интеллекта в отдельных предметах к всестороннему и целостному развитию личности».  Органическая связь литературы и смежных искусств представляет собой основу для интегрирования таких предметов, как живопись, музыка и литература. Использую на уроках записи музыкальных произведений. Часто привлекаю к уроку самих ребят. Они играют на музыкальных инструментах, создают эскизы декораций, костюмов, сами подбирают музыку к произведениям. Каждый урок - творческий поиск. Главное - интегрированные уроки оставят яркий след в памяти детей, им захочется вновь пережить чувства, разбуженные искусством звучащего слова, чудесной музыкой, запоминающимися образами. Такой урок побуждает к мыслительной деятельности, учит понимать язык искусства, развивает потребность в чтении.

Интеграция осуществляет сопоставление произведений смежных искусств с литературными произведениями. Иллюстрации являются своеобразным комментарием к тексту художественного произведения. Они ведут читателя к углубленному пониманию особенностей языка того или иного писателя, помогают увидеть героев глазами художников-иллюстраторов, обогащают возможности изучения литературы в историко-функциональном освещении. Живопись и музыка на уроках литературы помогают постичь идейно-художественное своеобразие произведений.

Современному уроку литературы необходимы новые формы и методы обучения, которые, опираясь на искусство, способны воспитать людей высокодуховных, нравственных, эстетически грамотных. Во многом этому способствует интеграция музыки, живописи и литературы.

 Живопись - вид изобразительного искусства, произведения которого создаются с помощью красок, наносимых на какую-либо поверхность. Живопись стремится и к раскрытию сущности исторических процессов, и к постижению внутреннего мира человека, и к выражению отвлечённых понятий. Литература «при всех своих изобразительно-выразительных возможностях, не в состоянии представить портрет так зримо, как это делает живопись».

Далеко не каждый может описать картину. Как не позавидовать горожанам, которые имеют возможность посетить музей, услышать живую речь экскурсовода. Ученикам, посетившим выставку, будет легче составить рассказ по картине. Задача учителя - научить делиться своими впечатлениями о картине, подмечать оттенки цветов, прочувствовать настроение картины.

В начале урока необходимо провести словарную работу: натюрморт, пейзаж, портрет, репродукция. Постараемся вспомнить, что такое синонимы: художник (автор, живописец, создатель картины), картина (репродукция, произведение живописи), изобразил (показал, передал, запечатлел, нарисовал).

Наиболее часто использую такой  вид интеграции, как музыка,  на своих уроках. Иногда можно подолгу говорить о композиторе, о характере музыки. Временами не следует перегружать детей вопросами, и тогда музыка будет только фоном, придающим задушевный тон уроку, ведь «во многие эпохи проявилось стремление к гармоническому развитию личности средствами музыки и искусства в целом».  Обращаем внимание на музыку, выясняем, каков её характер, какие чувства передаёт мелодия. Музыку можно использовать на уроках изучения биографии писателя. Мы знаем Грибоедова как умного дипломата, мы узнаем его как талантливого писателя, но лишь немногие знают его как музыканта .

А.И.Куприн «Гранатовый браслет» (11-й класс). В произведении упоминается Соната № 2 Л.В.Бетховена. Музыка гармонирует с переживаниями Веры. В этих нежных звуках - жизнь, гимн женской красоте и любви, гимн женщине, духовно чистой и мудрой.

Разговор о С.Есенине уместно будет начать с музыкальности его произведений. Многое поэт берёт от песни, даже частушки, всё пронизано духом народной песни. Его стихи словно созданы для музыки. Некоторые стихи Есенина стали песнями. Вместе с учащимися вспоминаем, можно даже напеть их.

Басни Крылова (5-й класс). Класс разбиваем на группы. Каждая команда готовит инсценировку басни, изготавливает костюмы, самостоятельно подбирает музыкальное сопровождение.

1.     В форме интегрированных уроков целесообразно проводить обобщающие уроки, на которых будут раскрыты проблемы, наиболее важные для двух или нескольких предметов, но интегрированным уроком может быть любой урок со своей структурой, если для его проведения привлекаются знания, умения и результаты анализа изучаемого материала методами других наук, других учебных предметов.

2.В интегрированном уроке из нескольких предметов один является ведущим.

3.  Чаще всего, интегрированные уроки являются спаренными и проводятся учителями совместно. Возможна разнообразная интеграция учебных предметов.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку "Интегрированный урок чтения и музыки в 8 классе по теме"Донская земля"

Данная презентация является дополнением к интегрированному  уроку чтения и музыки в 8 классе по теме " Донская земля"...

Открытый урок : Интегрированный урок по дисциплинам: физика и информатика. Тема урока: "Основные положения молекулярно-кинетической теории"

Цели урока: Образовательные: сформулировать основные положения МКТ;раскрыть научное и мировоззренческое значение броуновского движения;установить характер зависимости сил притяжения и отталкивания от ...

Тема урока: «Чудотворные образы» Тип урока: интегрированный урок. Предметы: музыка, изобразительное искусство.

Тема урока: «Чудотворные образы»Тип урока: интегрированный урок.Предметы: музыка, изобразительное искусство....

Тема урока: «Свет Рождественской звезды» Тип урока: интегрированный урок. Предметы: музыка, изобразительное искусство.

Тема урока: «Свет Рождественской звезды»Тип урока: интегрированный урок.Предметы: музыка, изобразительное искусство....