Дидактический материал к уроку по поэме Н.В.Гоголя "Мёртвые души"
материал по литературе (9 класс) на тему
Здесь материалы для проектной работы.Анализ отрывка текста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 23.2 КБ |
![]() | 17.71 КБ |
Предварительный просмотр:
1. Сюжет и композиция
• Основа сюжета …. • Композиция поэмы … |
2. Герои поэмы
Образы помещиков
Пять глав (2-6) - пять портретных характеристик: Краткая характеристика помещика (описание внешности). Описание усадьбы помещика. Описание совместного застолья - чем и как угощают помещики Чичикова? Как помещики реагируют на предложение Чичикова о продаже мертвых душ? Дальнейшие действия помещиков? |
Помещик | Экономический упадок | Моральное разложение |
Манилов (2 глава) | ||
Коробочка (3 глава) | ||
Ноздрев (4 глава) | ||
Собакевич (5 глава) | ||
Плюшкин (6 глава) | ||
Общие черты всех помещиков |
Для создания образов помещиков Гоголь использует сатирические приемы, в том числе гиперболизацию. Сопоставление образов помещиков: Манилов - Коробочка Ноздрев - Собакевич | |
Манилов | Коробочка |
Что их объединяет? Вывод: | |
| |
Ноздрев | Собакевич |
неугомонность | прочная сила |
шулерство | степенность, обстоятельность |
фамильярность в общении | церемонность |
болтлив и горяч | мрачное немногословие |
почти разоренное поместье | изобилие и основательность хозяйства |
разоритель | накопитель |
Что их объединяет? Вывод: |
Манилов
Портрет | |
Характеристика | |
Усадьба | |
Отношение к ведению хозяйства | |
Образ жизни | |
Вывод: |
Коробочка
Портрет | |
Характеристика | |
Усадьба | |
Отношение к ведению хозяйства | |
Образ жизни | |
Вывод: |
Ноздрёв
Портрет | |
Характеристика | |
Усадьба | |
Отношение к ведению хозяйства | |
Образ жизни | |
Вывод: |
Собакевич
Портрет | |
Характеристика | |
Усадьба | |
Отношение к ведению хозяйства | |
Образ жизни | |
Вывод: |
Плюшкин
Портрет | |
Характеристика | |
Усадьба | |
Образ жизни | |
Вывод: |
Павел Иванович Чичиков
История Чичикова (см. 11 главу)
Этапы жизни |
|
Детство | |
Образование а) наказ отца б) обретение собственного опыта | |
Служба а) начало службы б) продолжение карьеры | |
Приобретение «мертвых душ» Как появилась идея приобретения. | |
Появление Чичикова в губернском городе | |
Вывод: |
Сходство Павла Ивановича Чичикова с другими помещиками
Помещик и его отличительная черта | Как это черта проявляется в характере Чичикова |
Манилов - «слащавость», приторность, неопределенность | |
Коробочка - мелочная скаредность | |
Ноздрев - самовлюбленность | |
Собакевич - грубая прижимистость и цинизм | |
Плюшкин - собирание ненужных вещей и тщательное их хранение | |
Вывод: |
3. Губернское общество
Гоголь в заметках к первому тому поэмы пишет: «Идея города - возникшая до высшей степени пустота. Пустословие. Сплетни, перешедшие пределы. Как все это возникло из безделья и приняло выражение смешного в высшей степени, как люди неглупые доходят до делания совершенных глупостей». Это тоже царство «мертвых душ», праздности, внутреннего убожества. |
Иван Антонович «кувшинное рыло» | |
Полицеймейстер «чудотворец» |
Роль чиновников в «Повести о капитане Копейкине»
и в истории приобретения мертвых душ Чичиковым
Капитан Копейкин | Павел Иванович Чичиков |
Вывод: |
4. Лирические отступления
Глава | Лирические отступления и вставные эпизоды |
Первая | |
Вторая | |
Третья | |
Четвертая | |
Пятая | |
Шестая | |
Седьмая | |
Восьмая | |
Девятая | |
Десятая | |
Одиннадцатая |
5. Смысл названия
Мертвые души
Вывод: |
Итог (общий вывод) |
Предварительный просмотр:
Анализ отрывка из эпического произведения
Прочитайте отрывок и ответьте на вопросы после текста.
Подъезжая ко двору, Чичиков заметил на крыльце самого хозяина, который стоял в зеленом шалоновом сюртуке, приставив руку ко лбу в виде зонтика над глазами, чтобы рассмотреть получше подъезжавший экипаж. По мере того как бричка близилась к крыльцу, глаза его делались веселее и улыбка раздвигалась более и более.
- Павел Иванович! - вскричал он наконец, когда Чичиков вылезал из брички. - Насилу вы таки нас вспомнили!
Оба приятеля очень крепко поцеловались, и _______ увел своего гостя в комнату. Хотя время, в продолжение которого они будут проходить сени, переднюю и столовую, несколько коротковато, но попробуем, не успеем ли как-нибудь им воспользоваться и сказать кое-что о хозяине дома. Но тут автор должен признаться, что подобное предприятие очень трудно. Гораздо легче изображать характеры большого размера: там просто бросай краски со всей руки на полотно, черные палящие глаза нависшие брови, перерезанный морщиною лоб, перекинутый через плечо черный или алый, как огонь, плащ - и портрет готов; но вот эти все господа, которых много на свете, которые с вида очень похожи между собою, а между тем как приглядишься, увидишь много самых неуловимых особенностей, - эти господа страшно трудны для портретов. Тут придется сильно напрягать внимание, пока заставишь перед собою выступить все тонкие, почти невидимые черты, и вообще далеко придется углублять уже изощренный в
науке выпытывания взгляд.
Один бог разве мог сказать, какой был характер ________. Есть род людей, известных под именем: люди так себе, ни то ни се, ни в городе Богдан ни в селе Селифан, по словам пословицы. Может быть, к ним следует примкнуть и ________. На взгляд он был человек видный; черты лица его были не лишены приятности, но в эту приятность, казалось, чересчур было передано сахару; в приемах и оборотах его было что-то заискивающее расположения и знакомства. Он улыбался заманчиво, был белокур, с голубыми глазами. В первую минуту разговора с ним не можешь не сказать: "Какой приятный и добрый человек!" В следующую за тем минуту ничего не скажешь, а в третью скажешь: "Черт знает что такое!" - и отойдешь подальше; если ж не отойдешь, почувствуешь скуку смертельную.
(Н.В.Гоголь «Мертвые души»)
1. Как сам Н.В.Гоголь определил жанр «Мертвых душ»?
2. Укажите фамилию героя, которую нужно вставить вместо пропусков.
3. В первом томе «Мертвых душ» Чичиков посетил пятерых помещиков. Обозначьте цифрой, каким по порядку следования был помещик из приведенного отрывка.
4. Как называется изображение внешности героя в литературном произведении (черт лица, фигуры, мимики, жестов, одежды)?
5. На каком приеме основано соположение контрастных образов, с которым мы встречаемся, например, в следующем фрагменте:
«Гораздо легче изображать характеры большого размера: там просто бросай краски со всей руки на полотно, черные палящие глаза нависшие брови, перерезанный морщиною лоб, перекинутый через плечо черный или алый, как огонь, плащ - и портрет готов; но вот эти все господа, которых много на свете, которые с вида очень похожи между собою, а между тем как приглядишься, увидишь много самых неуловимых особенностей, - эти господа страшно трудны для портретов».
6. Прочитайте еще раз фрагмент, процитированный в предыдущем задании. С принципами какого литературно-художественного направления соотносятся принципы изображения «характеров большого размера»?
7. Какой фольклорный жанр используется в приведенном фрагменте для характеристики героя?
Ответы:
№ вопроса | Ответ | № вопроса | Ответ |
1 | поэма | 7 | поговорка (пословица) |
2 | Манилов | ||
3 | 1 | ||
4 | портрет | ||
5 | антитеза | ||
6 | романтизм |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2012/12/02/picture-995-1354467201.jpg)
Дидактический материал к урокам
Дидактический материал предназначен для проведения контрольных работ по УМК "Английский язык" В.П.Кузовлева...
Дидактический материал к урокам по теме Microsoft Word"
Материал, предлагаемый для изучения, углубляет знания учащихся, полученные на уроках информатики как минимальный образовательный минимум, до начальных профессиональных знаний, необходимых для таких пр...
![](/sites/default/files/pictures/2012/02/11/picture-58253.jpg)
Дидактический материал для уроков технологии (технический труд) с использованием ИКТ
Предлагаю дидактический материал для уроков технологии (технический труд) с использованием ИКТ. Ресурс содержит текстовой документ и презентацию. Дидактический материал можно использовать как на урока...
Дидактический материал для уроков химии
Предлагаю разработанные опорные схемы-конспекты для обобщающих уроков по химии в старших классах по темам: - "Химические реакции: сущность, классификация, скорость"; - "Химическая связь"....
Дидактический материал к уроку информатики по теме:"Содержательный подход к измерению информации"
В настоящее время на экзаменах по информатике, в том числе ЕГЭ (часть А, B) есть много заданий по теме “Содержательный подход к измерению информации”.Цель данного дидактического материала – закреплени...
дидактический материал к уроку русского языка по теме "Сложное предложение"
дидактический материал к уроку...
![](/sites/default/files/pictures/2012/08/15/picture-100160.jpg)
Дидактический материал к уроку русского языка "О-ё после шипящих в корне слова"
Карточка для учащегося к уроку русского языка "О-ё после шипящих в корне слова"...