Лирика Владимира Соколова
статья по литературе (11 класс) на тему
Уроки литературы по поэзии В. Соколова (11 класс)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
poeziya_vladimira_sokolova.docx | 18.12 КБ |
Предварительный просмотр:
Поэзия Владимира Соколова
11 класс
Как я хочу, чтоб строчки эти
Забыли, что они слова,
А стали: небо, ветер, крыши,
Сырых бульваров дерева!
Имя поэта связано с «тихой» лирикой 5-х годов. Широкую известность поэт приобрел в 70-е годы. Ему чужды броские поэтические декларации. Родился 18 апреля 1928 года на тверской земле. В городе Лихославе. В семье инженера. Здесь прошли детские и отроческие годы поэта. Мать поэта была учительницей, брат матери - Михаил Козырев – неизвестным советским поэтом, в молодости писал стихи. Детство поэта расстреляно войной. Затем была прифронтовая Москва, бомбежки 1942 года на работе в поле под Саратовом. Урал 1943. Полуразрушенный Ленинград 1944 года. Будущий поэт пытался здесь поступить в военно-морское училище. В 1947 году Владимир Соколов поступил в Литературный институт имени М. Горького, который закончил в 1952 году. В 1948 году появилось в печати его стихотворение «памяти товарища»:
Что делал я тогда? Снопы вязал,
А может быть, работал на прополке,
Когда ты тоже полем проползал,
Где каждый метр изранили осколки.
Он преисполнен сознания личной ответственности перед временем и выступает продолжателем героического опыта «проверенных войною поколений». Важное значение имеет идея преемственности. Владимир Соколов пришел в тот момент в литературу, когда поэты стремились постичь пафос переходной поры от войны к миру. Осмыслить наступивший мир как результат усилий, жертв и подвига народа. В его творчестве жила тема военной памяти и солдатского долга. Она часто сопровождалась раздумьями о личной судьбе, о собственном предназначении. В 1953 году поэт выпустил первую книгу «Утро в пути». Это были стихи о рудном детстве в войну, эвакуации, о напряженных буднях тыла.
Сошел с дороги, в поле своротив.
И мы! И мы! Окоп на пашне роем,
Под заунывный облачный мотив.
Великая Отечественная война в лирике поэта не просто «воспоминание», а время утверждения важных нравственных норм, высшая и неизменная нравственная мера всего. Даже в интимной лирике звучит та же тема.
Прощай. Я в любви не прощаю,
Прощай, поминай обо мне.
Я помнить тебя обещаю,
Как в юности, как на войне.
Время сформировало в поэте чувство ответственности за все происходящее в мире.
Все время чувствую вину.
Как будто я разжег войну,
А не она меня палила.
Во многих стихах звучит мотив дороги. Эта тема от желания вглядеться в меняющийся мир, глубже понять послевоенную действительность.
Все как будто в ином разрезе,
Снова полка мне дорога.
У этих стихов романтическая интонация. И в то же время лирический герой причастен к народной жизни. В стихотворении «На улицах старого Братска» поэта волнует судьба ГЭС из-за затопления. Дорога получает обобщение в стихах философского характера. «Нелегкий труд – рытье колодцев». Тесные узы связывают поэта с Болгарией. Он переводил из болгарской поэзии и много писал о Болгарии. За укрепление дружбы между болгарским и русским народами поэт удостоен ордена Кирилла и Мефодия первой степени. Соколов создает цикл «Старые церкви». Как известно, когда насаждалось мусульманство, болгары выстояли в этой борьбе и сохранили свою древнюю культуру. Православные храмы строили тогда с расчетом незаметности.
А церкви нет-нет и рождались.
Но чтоб сохранить высоту,
Они в глубину зарывались,
В земную, в родимую ту.
За фактом истории поэт увидел сущее. Несломленного духа народа. В стихах о Болгарии и Грузии раскрывается патриотическая тема. Любовь поэта исполнена чувства интернационализма. Возвращение к теме малой родины в 60-е годы. Здесь истоки гражданственности поэта, родники, питающие творчество – Лихославль – глубинка в средней полосе России. Середина 60-х годов – этап нравственной и идейной зрелости Владимира Соколова. В этот период он выпустил книги «Смена дней», «Разные годы», «Снег в сентябре» и другие поэтические сборники. Поэт обрел широту социального и исторического взгляда. Высокое понятие Родины для лирического героя поэзии В. Соколова связано с сердечной привязанностью к любимому краю – месту, где родился.
Хотел бы я долгие годы
На родине милой пожить.
Родина воспринимается поэтом в «деревенском» и «городском» облике.
Но видно, во мне и железо
Сидит, как осколок в коре
Малая родина становится символом большой. Обращает на себя образ символ звезды. Поэтика восходит к декабристской. Это звезда России, указующая дорогу поэту и освещающая ее светом веры и надежды. Русская классическая – Пушкин, Лермонтов, Фет, Блок – воспринимаются поэтом как явление живой современной жизни. В поэзии открыто-доверительное отношение к природе. Стихи о природе наполнены радостным открытием первозданной чистоты мира. Материальная природа очеловечена, наделена «сознанием», Сад. Стихи отличает тонкость и точность ощущений. Зрительная выразительность. Через многие стихи проходит образ снега. Снег – «некое исходное начало природной стихии в мире поэта». Любовная лирика напевная и музыкальная. Любовь – это великое духовное чувство, чудо, окрыляющее и очищающее человека. Это надежда, вселяющая в человека силу и вдохновение, возвышающая его над всем суетным. Лирический герой поэта остро чувствует связь времен и поколений, это помогло ему выстоять и пройти через все испытания. В середине 70-х годов Соколов создает циклы стихов о любви, о драматической мгновенности счастья. Лирика обретает новый настрой. В книге «Новые времена» переосмысляются и по-новому звучат многие мотивы. За каждым явлением природы поэт ощущает его загадочность, скрытую тайну.
Мы родины не выбирали,
Но если б выбор был у нас,
Я б выбрал только эти дали,
Иных не мысля про запас.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Виртуальная экскурсия на Соколовую гору г.Саратова
Экскурсия на Соколовую гору, обзор мемориального комплекса "Журавли"...
НОД по развитию связной речи в подготовительной группе. Тема:Пересказ рассказа И.Соколова-Микитова "В берлоге"
Тема: Пересказ рассказа И.Соколова-Микитова "В берлоге".Задачи:1. Учить пересказывать рассказ по составленному логопедом плану.2. Развивать внимание, память.3. Обогащать...
Сонеты У.Шекспира (аудио, образец, исп. О.В.Соколова)
Данный материал - звуковые образцы чтения сонетов У.Шекспира. Может быть использован при заучивании сонетов наизусть на уроках или при подготовке к проведению внеклассных мероприятий, посвященны...
«Поучение» Владимира Мономаха. Жизненный подвиг Владимира Мономаха.
Урок литературы в 7 классе...
Литературно-музыкальная композиция «Владимир или прерванный полет» Посвящение Владимиру Высоцкому.
Сценарий литературно-музыкальной композиции «Владимир или прерванный полет» знакомит обучающихся с творчеством русского поэта, певца, актера, гражданина России В. Высоцкого.Задачи: воспитан...
Интернет-конференция IV Епархиальных образовательных чтений «Князь Владимир. Цивилизованный выбор Руси». Тема: Киевский князь Владимир Святой и его значение в русской истории. Итоги и последствия принятия христианства
История государства Российского насчитывает почти полторы тысячи лет. Эта история связана с именем Великого Князя Киевского Владимира Святославича, внука основателя династии Рюрика, сына первого русск...