Сценарий урока "Новелла Е. Носова "Белый гусь".
план-конспект урока по литературе (6 класс) на тему
Урок построен с использованием стратегии "Смысловое чтение".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Сценарий урока по новелле Носова "Белый гусь" | 23.46 КБ |
Предварительный просмотр:
Примечание:
- Урок является одним из этапов долговременного проекта «Семья – утешение от всех зол».
- Исходя из того, что урок построен с использованием современной педагогической технологии «Продуктивное чтение», цель определяют учащиеся самостоятельно после того, как будут погружены в различные виды деятельности.
- Для проведения урока используется презентация, которая содержит:
- текст произведения,
- творческие задания,
- фотографии,
- творческие работы учащихся «Ассоциации».
Цели урока, запланированные учителем:
- Формирование приемов понимания и анализа текста.
- Развитие интереса к самому процессу чтения, потребности читать.
- Введение детей через литературу в мир человеческих отношений, нравственно-этических ценностей; формирование эстетического вкуса.
- Развитие устной и письменной речи, овладение речевой и коммуникативной культурой; развитие творческих способностей детей.
Ход урока:
Организационный момент:
1. Общая готовность детей к уроку.
2. Концентрация внимания детей.
3. Общий план действий
Основной этап урока (работа с текстом в три этапа с использованием технологии «Продуктивное чтение»).
Теоритические комментарии:
Технология «Продуктивное чтение».
1 этап: работа с текстом до чтения (увлекательная поисковая работа).
Цель: развитие читательского умения (антиципация) – умения предполагать (прогнозировать) содержание по:
- пословицам, загадкам и т.п.,
- портрету автора,
- иллюстрациям к произведению,
- по названию темы урока,
- по названию жанра,
- по ключевым словам.
Деятельность учащихся: Разгадывание загадки и эвристическая беседа.
Загадка:
Белый как снег…
Крылатый, горластый – красные ласты.
В воде купался – сух остался.
Щиплет за пятки - беги без оглядки.
Беседа:
Действительно, речь пойдет о гусе. Что знаете об этой птице? Как охарактеризовал автор загадки эту птицу? Симпатичен вам гусь? А вот Евгений Носов решил эту домашнюю птицу сделать героем новеллы «Белый гусь». Почему?
Тема «Соцветие мудростей в новелле Е. Носова «Белый гусь».
Сформулируйте для себя цель урока.
Деятельность учащихся: прогнозирование, работа с презентацией.
А сейчас мы займемся увлекательной поисковой работой: продемонстрируем умение предполагать (прогнозировать) содержание по:
- например, по портрету писателя (слайд №1),
- по жанру (новелла – это …,
- по иллюстрациям (слайд №2),
- по названию темы урока.
Прокомментируйте тему. Какое-то соцветие? У нас что ботаника? И что такое может быть мудрое в произведении о том, кто « пятки щиплет»?
Деятельность учащихся:
Эксперимент «Ключевые слова».
Я вам даю 2 минуты. Вы, пользуясь просмотровым чтением, обращаете внимание только на выделенные подчеркнутые слова (тексты в распечатанном виде лежат на столах).
Пообщались с текстом? А теперь друг с другом в парах. Предположите, как будут разворачиваться события?
Теоритические комментарии:
Весь этот этап – это мотивирование чтения. Нехватка времени на уроке для того, чтобы перейти ко второму этапу, иногда кстати. Второй этап пройдет у детей самостоятельно.
Готовы общаться с текстом?
2 этап: работа с текстом во время чтения. Диалог с текстом.
Работа по презентации.
3 этап: Работа после текста (концептуальная беседа).
Деятельность учащихся:
- Беседа
Оправдан ли жанр произведения? Что с прогнозом? Личные впечатления?
- Работа со слайдом №16
Вернемся к теме. Что же здесь мудрого?
- Слайд-шоу творческой игры «Ассоциации».
Узнаете? (СЛАЙДЫ №11, 12, 13 с высказываниями учащихся).
Не захотелось ли вам еще с кем-нибудь сравнить своих маму, папу, бабушку?
СЛАЙД № 14 «Маша и гусь».
- Постановка проблемного вопроса, который должен перерасти в ДИСКУССИЮ.
«Может быть, можно было поступить по-другому?
Глупая птица лишилась самого дорогого – жизни? ДИСКУССИЯ.
Подведение итогов.
Деятельность учащихся:
«Социальная реклама» (слайд № 16).
Слово учителя:
Мы продуктивно поработали. Значит должен быть продукт нашей работы. Как надолго сохранить память об этом произведении? Любите делать подарки? А кому вам бы хотелось подарить это произведение?
РОДИТЕЛЯМ! (ответ детей).
Лучший подарок – это книга. А если она получена вовремя, то это вдвойне хорошо.
Деятельность учителя и учеников:
Учитель напоминает о празднике «Дне Любви, Семьи и Верности», который отмечается 8 июля (предварительно прошло внеклассное мероприятие, где учащимся была предложена детская исследовательская работа на тему «Праздники-близнецы»).
Приложение 1. (исследовательская работа, презентация)
Совместно принимается решение, что такую книгу с букетом ромашек надо подарить родителям в этот замечательный праздник».
Наброски проекта книги. Предложения по оформлению и содержанию:
- Социальная реклама «5 причин, по которым следует прочитать новеллу».
- ОБЛОЖКА книги.
- Иллюстрации.
- Текст (берутся распечатки с урока).
Приложение 2. Е. Носов «Белый гусь» (текст)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
к вопросу об изучении творчества В.П. Астафьева на уроках литературы в старших классах;рассказ В. П. Астафьева "Пролетный гусь"
рассказ В.П. Астафьева "Пролетный гусь"-новое о Великой Отечественной войне...
Методическая разработка интегрированного урока по географии и истории для 9 класса по использованию учебного пособия «Гусь – Хрустальный – столица Мещёрского края»
Цели урока:- познакомить учащихся с полезными ископаемыми и горными породами Гусь – Хрустального района;- формирование умения по внешним признакам различать горные породы;- формирование навыков ...
проект "Перепись населения в школе №3 г. Гусь-Хрустальный"
Данный проект мы выполняли с учениками 9 классов, было интересно узнать о том, какие мы разные. Также окунулись в истории переписи в России, и изучали статистические данные о переписях населения...
Проект «Школьный музей как центр гражданского воспитания МБОУ «СОШ№3» г. Гусь-Хрустальный
p { margin-bottom: 0.21cm; } Проект «Школьный музей как центр гражданского воспитания учащихся школы№3» ставит своей целью создание школьного музея, как модели гражданско-патриотического воспитан...
классный час «Родной город - Гусь-Хрустальный. Что мы знаем о нем?»
патриотическое воспитание учащихся, приобщение их к познанию истории родного города, воспитание духа соревнования, коллективизма....
Сценарий сказки "Золотой гусь" для учащихся 2-х классов.
Сценарий сказки "Золотой гусь" для учащихся 2-х классов, изучающих немецкиЙ язык. Может стать заключительным уроком или праздником для учащихся 2-х классов....
Методическое пособие для проведения экспедиции по изучению экологического состояния государственного природного заказника «Гусевской» в г. Гусь-Хрустальном и Гусь-Хрустальном районе Владимирской области.
В ходе экспедиции организовано практическое обучение школьников основным методам ведения гидрологических, гидробиологических и экологических исследований.1. Изучени...