Жизнь и творчество Марины Ивановны Цветаевой.
план-конспект урока по литературе (11 класс) на тему

Доронкина Юлия Станиславовна

Цели урока: дать представление о жизни М. Цветаевой, её творчестве, тесными узами связанном с её жизнью; показать, чем интересна поэзия Цветаевой.

 

                                              Я не люблю жизни как таковой, для меня она начинает значить,

                                     т.е. обретать смысл и вес – только преображённая, т.е. – в искусстве.

                                            Если бы меня взяли за океан – в рай – и запретили писать, я бы отказалась  от океана и рая. 

                                                                                                                                    М. Цветаева.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zhizn_i_tvorchestvo_mariny_ivanovny_tsvetaevoy.docx21.53 КБ

Предварительный просмотр:

Жизнь и творчество Марины Ивановны Цветаевой.

(1892 – 1941)

Цели урока: дать представление о жизни М. Цветаевой, её творчестве, тесными узами связанном с её жизнью; показать, чем интересна поэзия Цветаевой.

                                              Я не люблю жизни как таковой, для меня она начинает значить,

                                     т.е. обретать смысл и вес – только преображённая, т.е. – в искусстве.

                                            Если бы меня взяли за океан – в рай – и запретили писать, я бы отказалась  от океана и рая.  

                                                                                                                                    М. Цветаева.

Ход урока.

  1. Организационный момент.
  2. Объявление темы и цели урока.

Сегодня на уроке мы познакомимся с жизнью и творчеством Марины Цветаевой, вписавшей в историю русской поэзии новаторскую, выразительную и исполненную высокого драматизма страницу.

  1. Работа над темой урока.

Учитель: М. Цветаева родилась в Москве сентября (8 октября) 1892 г., с субботы на воскресенье, в полночь, на Иоанна Богослова, почти в самом центре Москвы, в тихом Трёхпрудном переулке.

Красною кистью

Рябина зажглась.

Падали листья.

Я родилась.

Спорили сотни

Колоколов.

День был субботний:

Иоанн Богослов.

Мне и доныне

Хочется грызть

Жаркой рябины

Горькую кисть.

Рябина навсегда вошла в геральдику её поэзии. Пылающая и горькая, она стала символом судьбы, тоже горькой и пылающей творчеством.

Она родилась в семье профессора Московского университета, искусствоведа, основателя Музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина Ивана Владимировича Цветаева (был сыном священника, «выбился в люди» самостоятельно, благодаря своим способностям).

Мать – Мария Александровна Мейн (младше мужа на 21 год) – происходила из обрусевшей польско-немецкой семьи. Она была талантливой пианисткой, ученицей Рубинштейна, владела 4 европейскими языками, писала стихи, переводила.

Писать стихи Марина Цветаева начала очень рано – в шесть лет. И уже в 17 лет, в 1910 г., ещё ученицей гимназии, на собственные деньги  Марина  выпустит свою первую книгу стихов «Вечерний альбом».

В стихах Цветаевой абсолютно отсутствует эволюция. Она сразу начинает писать как мастер.  В рецензии на первую книгу Цветаевой Валерий Брюсов писал «о полном овладении формой». Восторженно о сборнике отзывался и Максимилиан Волошин.

Максимилиан  Волошин  сам пришел в дом Цветаевых на Трёхпрудном. Между ним

и М. Цветаевой возникла дружба.

Летом 1911 г. По приглашению М. Волошина Марина проводит лето в Коктебеле. Здесь встретилась с Сергеем Эфроном (ей шёл 19-й год, ему 18-й). Они нашли друг друга мгновенно и навсегда.

Конец января 1912 г. – венчание Цветаевой с Эфроном. Вскорости у них рождается дочь Ариадна.

1912 г. – вышел второй сборник стихов Цветаевой «Волшебный фонарь».

1913 г. – сборник (избранное) «Из двух книг».

Первые два сборника – почти полудетские стихи, очень искренние, непосредственные и чистые.

Чтение подготовленным уч-ся стихотворения «Душа и имя»

1913 – 1915 г. в сборнике «Юношеские стихи» (не был опубликован) – поиск своего нового «я», становление её как поэта.

Чтение учащимися стихотворений «Идёшь, на меня похожий…», «Моим стихам, написанным так рано…».

И стихам М. Цветаевой действительно настал черёд. Я думаю, и вы знаете их, может быть, не зная, кто их автор.

 Чтение учащимися стихотворений «Уж сколько их упало в эту бездну…», «Генералам двенадцатого года», «Мне нравится, что вы больны не мной…».

Летом 1916 г. пишет цикл из 11 стихотворений, посвященных Анне Ахматовой.

Чтение ст-я первого «О, Муза плача, прекраснейшая из муз!»  из цикла «Ахматовой», «Златоустой Анне - всея Руси».

Кто ещё из русских поэтов удостоился таких высоких слов!

А между тем был уже канун революции, и надо думать, совершенно не случайно, а повинуясь интуиции, она стала писать стихи, в которых гудит и свищет ветер России. Стихи 1916 – 1917 г. и дальнейших годов составили книги «Вёрсты» (вышли в 1921 г.). Россия, родина входят в её душу и стих.

Чтение ст-й «Белое солнце и низкие, низкие тучи…», «Мировое началось во мгле кочевье»

Поэтический синтаксис Цветаевой выражает стихийный напор неостановимо хлещущей жизни. Строки она, повинуясь интонации, безжалостно рвёт на отдельные слова и даже слоги, но и слоги своевольно переносит из одного стихового строчечного ряда в другой, даже не переносит, а словно отбрасывает, подобно музыканту, изнемогающему в буре звуков и едва справляющемуся с этой стихией. От слушателя – читателя она требует почти физического напряжения, внимательного и сосредоточенного вслушивания.

Исключительно важную роль играют в цветаевских текстах и знаки препинания:

Весь поэт на одном тире…

Держится…    

Это её любимый знак. Оно как бы указывает на тайные смыслы, одновременно соединяет и разъединяет слова. Нередко тире, вопреки всем законам пунктуации, ставится Цветаевой исключительно для того, чтобы подчеркнуть важность каждого сказанного слова.

 Поэзия Цветаевой – это «письмо к человеку». Она обращается как бы к некоей аудитории или к толпе, собравшейся на площади. Её поэзия подобна речи или даже проповеди.

(Особенности рассмотреть на стихотворении «Б. Пастернаку»)

13 апреля 1917 г. у М. Цветаевой родилась вторая дочь, Ирина. С 1918 г. Сергей Эфрон был в рядах белой армии. А Марина Цветаева – в Москве, ничего не зная о муже. Потеряла ребёнка (Ирина умерла от голода), терпела нищету. Лишь позднее выяснилось, что Эфрон волною отступления был унесён в Чехию, стал эмигрантом.

Её лирика годов революции и Гражданской войны проникнута печалью и страстной, почти отчаявшейся надеждой. Она пишет книгу «Лебединый стан» (вышедшую за границей через несколько десятилетий), где прославляет белую армию просто за то, что в её рядах был её любимый. Пишет поэмы «Царь-Девица», «На Красном коне», «Переулочки».

В мае 1922 г. с 10-летней дочерью Алей уезжает за границу к мужу – в Прагу. Здесь (1924 г.) пишет «Поэму Горы» и «Поэму Конца». Эту дилогию Пастернак назвал «лучшею в мире поэмой о любви».

В 1923 г. в Берлине, в русском книгоиздательстве «Геликон» выходит книга стихотворений, написанных в последние годы перед эмиграцией «Ремесло», а также издаёт книги «Царь-Девица»,

«Стихи к Блоку», «Психея».

1 февраля 1925 г. родился сын Георгий. Переезжают в Париж. Здесь завершает поэму «Крысолов», работает над поэмой «Лестница».

1928 г. – выходит последний прижизненный сборник «После России» (стихи 1922 -1925 гг.)

В первые годы в эмиграции активно участвует в русской культурной жизни. Но постепенно оказывается в изоляции. Новаторство её поэзии не получило должной оценки эмиграции. Более охотно издатели брали её прозу. Цветаева публикует небольшие рассказы, воспоминания о поэтах-современниках (Волошине, Брюсове, Пастернаке, Маяковском и др.)

18 июня 1939 г. вслед за дочерью и мужем с сыном возвратилась в Советский Союз. Она не застала сестру Асю в Москве – та была арестована. Вскоре арестовали дочь Алю, а потом и Сергея Эфрона. Дочь была приговорена к 8 годам лагерей, Эфрона расстреляли в августе 1941 г.

Во время эвакуации попала сначала в Чистополь, потом – в Елабугу. 31 августа 1941 г. – измученная, потерявшая веру в возможность жить, она покончила жизнь самоубийством.

Глубоко символично, что могила М. Цветаевой так и осталась ненайденной, затерявшись где-то среди безвестных холмиков на елабужском погосте. Разве кто-нибудь видел соловьиный некрополь? Птицы не умирают. Они исчезают в августовском небе, чтобы вернуться весной.

  1. Домашнее задание: прочитать очерк Цветаевой «Мой Пушкин», подготовить сообщение «Пушкинская тема в творчестве М. Цветаевой»

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Устный журнал "...замученная судьбой" о жизни и творчестве Марины Ивановны Цветаевой.

Устный журнал - это нестандартная форма подачи материала на уроке. Информация дается блоками-страницами, что позволяет учащимся лучшее её усваивать. В сценарий урока включены как программные произведе...

МАРИНА ИВАНОВНА ЦВЕТАЕВА ЖИЗНЬ, СТИХИ, ЛЮБОВЬ.

Спектакль о жизни и творчестве Марины Цветаевой...

Слово и судьба.Жизнь и творчество Марины Ивановны Цветаевой.

В данной презентации содержится материал по творчеству М.Цветаевой( детские годы и  творческая биография)....

Презентация " Марина Ивановна Цветаева. Жизнь и творчество поэта"

Урок по изучению биографии и творческого наследия М.И.Цветаевой в 11 классе...

Конспект урока по теме «Заключительный урок по творчеству Марины Ивановны Цветаевой. Диалог о Марине Ивановне Цветаевой»

Конспект урока предназначен для учителей, преподающих в 11 классе, ориентирован на отработку анализа поэтического текста, формирование умений и навыков у школьников создавать психологический портрет п...

"Если душа родилась крылатой...": о творчестве Марины Ивановны Цветаевой

Презентация к уроку по творчеству М.И.Цветаевой. 11 класс....