Жизнь и творчество Марины Ивановны Цветаевой.
план-конспект урока по литературе (11 класс) на тему
Цели урока: дать представление о жизни М. Цветаевой, её творчестве, тесными узами связанном с её жизнью; показать, чем интересна поэзия Цветаевой.
Я не люблю жизни как таковой, для меня она начинает значить,
т.е. обретать смысл и вес – только преображённая, т.е. – в искусстве.
Если бы меня взяли за океан – в рай – и запретили писать, я бы отказалась от океана и рая.
М. Цветаева.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zhizn_i_tvorchestvo_mariny_ivanovny_tsvetaevoy.docx | 21.53 КБ |
Предварительный просмотр:
Жизнь и творчество Марины Ивановны Цветаевой.
(1892 – 1941)
Цели урока: дать представление о жизни М. Цветаевой, её творчестве, тесными узами связанном с её жизнью; показать, чем интересна поэзия Цветаевой.
Я не люблю жизни как таковой, для меня она начинает значить,
т.е. обретать смысл и вес – только преображённая, т.е. – в искусстве.
Если бы меня взяли за океан – в рай – и запретили писать, я бы отказалась от океана и рая.
М. Цветаева.
Ход урока.
- Организационный момент.
- Объявление темы и цели урока.
Сегодня на уроке мы познакомимся с жизнью и творчеством Марины Цветаевой, вписавшей в историю русской поэзии новаторскую, выразительную и исполненную высокого драматизма страницу.
- Работа над темой урока.
Учитель: М. Цветаева родилась в Москве сентября (8 октября) 1892 г., с субботы на воскресенье, в полночь, на Иоанна Богослова, почти в самом центре Москвы, в тихом Трёхпрудном переулке.
Красною кистью
Рябина зажглась.
Падали листья.
Я родилась.
Спорили сотни
Колоколов.
День был субботний:
Иоанн Богослов.
Мне и доныне
Хочется грызть
Жаркой рябины
Горькую кисть.
Рябина навсегда вошла в геральдику её поэзии. Пылающая и горькая, она стала символом судьбы, тоже горькой и пылающей творчеством.
Она родилась в семье профессора Московского университета, искусствоведа, основателя Музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина Ивана Владимировича Цветаева (был сыном священника, «выбился в люди» самостоятельно, благодаря своим способностям).
Мать – Мария Александровна Мейн (младше мужа на 21 год) – происходила из обрусевшей польско-немецкой семьи. Она была талантливой пианисткой, ученицей Рубинштейна, владела 4 европейскими языками, писала стихи, переводила.
Писать стихи Марина Цветаева начала очень рано – в шесть лет. И уже в 17 лет, в 1910 г., ещё ученицей гимназии, на собственные деньги Марина выпустит свою первую книгу стихов «Вечерний альбом».
В стихах Цветаевой абсолютно отсутствует эволюция. Она сразу начинает писать как мастер. В рецензии на первую книгу Цветаевой Валерий Брюсов писал «о полном овладении формой». Восторженно о сборнике отзывался и Максимилиан Волошин.
Максимилиан Волошин сам пришел в дом Цветаевых на Трёхпрудном. Между ним
и М. Цветаевой возникла дружба.
Летом 1911 г. По приглашению М. Волошина Марина проводит лето в Коктебеле. Здесь встретилась с Сергеем Эфроном (ей шёл 19-й год, ему 18-й). Они нашли друг друга мгновенно и навсегда.
Конец января 1912 г. – венчание Цветаевой с Эфроном. Вскорости у них рождается дочь Ариадна.
1912 г. – вышел второй сборник стихов Цветаевой «Волшебный фонарь».
1913 г. – сборник (избранное) «Из двух книг».
Первые два сборника – почти полудетские стихи, очень искренние, непосредственные и чистые.
Чтение подготовленным уч-ся стихотворения «Душа и имя»
1913 – 1915 г. в сборнике «Юношеские стихи» (не был опубликован) – поиск своего нового «я», становление её как поэта.
Чтение учащимися стихотворений «Идёшь, на меня похожий…», «Моим стихам, написанным так рано…».
И стихам М. Цветаевой действительно настал черёд. Я думаю, и вы знаете их, может быть, не зная, кто их автор.
Чтение учащимися стихотворений «Уж сколько их упало в эту бездну…», «Генералам двенадцатого года», «Мне нравится, что вы больны не мной…».
Летом 1916 г. пишет цикл из 11 стихотворений, посвященных Анне Ахматовой.
Чтение ст-я первого «О, Муза плача, прекраснейшая из муз!» из цикла «Ахматовой», «Златоустой Анне - всея Руси».
Кто ещё из русских поэтов удостоился таких высоких слов!
А между тем был уже канун революции, и надо думать, совершенно не случайно, а повинуясь интуиции, она стала писать стихи, в которых гудит и свищет ветер России. Стихи 1916 – 1917 г. и дальнейших годов составили книги «Вёрсты» (вышли в 1921 г.). Россия, родина входят в её душу и стих.
Чтение ст-й «Белое солнце и низкие, низкие тучи…», «Мировое началось во мгле кочевье»
Поэтический синтаксис Цветаевой выражает стихийный напор неостановимо хлещущей жизни. Строки она, повинуясь интонации, безжалостно рвёт на отдельные слова и даже слоги, но и слоги своевольно переносит из одного стихового строчечного ряда в другой, даже не переносит, а словно отбрасывает, подобно музыканту, изнемогающему в буре звуков и едва справляющемуся с этой стихией. От слушателя – читателя она требует почти физического напряжения, внимательного и сосредоточенного вслушивания.
Исключительно важную роль играют в цветаевских текстах и знаки препинания:
Весь поэт на одном тире…
Держится…
Это её любимый знак. Оно как бы указывает на тайные смыслы, одновременно соединяет и разъединяет слова. Нередко тире, вопреки всем законам пунктуации, ставится Цветаевой исключительно для того, чтобы подчеркнуть важность каждого сказанного слова.
Поэзия Цветаевой – это «письмо к человеку». Она обращается как бы к некоей аудитории или к толпе, собравшейся на площади. Её поэзия подобна речи или даже проповеди.
(Особенности рассмотреть на стихотворении «Б. Пастернаку»)
13 апреля 1917 г. у М. Цветаевой родилась вторая дочь, Ирина. С 1918 г. Сергей Эфрон был в рядах белой армии. А Марина Цветаева – в Москве, ничего не зная о муже. Потеряла ребёнка (Ирина умерла от голода), терпела нищету. Лишь позднее выяснилось, что Эфрон волною отступления был унесён в Чехию, стал эмигрантом.
Её лирика годов революции и Гражданской войны проникнута печалью и страстной, почти отчаявшейся надеждой. Она пишет книгу «Лебединый стан» (вышедшую за границей через несколько десятилетий), где прославляет белую армию просто за то, что в её рядах был её любимый. Пишет поэмы «Царь-Девица», «На Красном коне», «Переулочки».
В мае 1922 г. с 10-летней дочерью Алей уезжает за границу к мужу – в Прагу. Здесь (1924 г.) пишет «Поэму Горы» и «Поэму Конца». Эту дилогию Пастернак назвал «лучшею в мире поэмой о любви».
В 1923 г. в Берлине, в русском книгоиздательстве «Геликон» выходит книга стихотворений, написанных в последние годы перед эмиграцией «Ремесло», а также издаёт книги «Царь-Девица»,
«Стихи к Блоку», «Психея».
1 февраля 1925 г. родился сын Георгий. Переезжают в Париж. Здесь завершает поэму «Крысолов», работает над поэмой «Лестница».
1928 г. – выходит последний прижизненный сборник «После России» (стихи 1922 -1925 гг.)
В первые годы в эмиграции активно участвует в русской культурной жизни. Но постепенно оказывается в изоляции. Новаторство её поэзии не получило должной оценки эмиграции. Более охотно издатели брали её прозу. Цветаева публикует небольшие рассказы, воспоминания о поэтах-современниках (Волошине, Брюсове, Пастернаке, Маяковском и др.)
18 июня 1939 г. вслед за дочерью и мужем с сыном возвратилась в Советский Союз. Она не застала сестру Асю в Москве – та была арестована. Вскоре арестовали дочь Алю, а потом и Сергея Эфрона. Дочь была приговорена к 8 годам лагерей, Эфрона расстреляли в августе 1941 г.
Во время эвакуации попала сначала в Чистополь, потом – в Елабугу. 31 августа 1941 г. – измученная, потерявшая веру в возможность жить, она покончила жизнь самоубийством.
Глубоко символично, что могила М. Цветаевой так и осталась ненайденной, затерявшись где-то среди безвестных холмиков на елабужском погосте. Разве кто-нибудь видел соловьиный некрополь? Птицы не умирают. Они исчезают в августовском небе, чтобы вернуться весной.
- Домашнее задание: прочитать очерк Цветаевой «Мой Пушкин», подготовить сообщение «Пушкинская тема в творчестве М. Цветаевой»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Устный журнал "...замученная судьбой" о жизни и творчестве Марины Ивановны Цветаевой.
Устный журнал - это нестандартная форма подачи материала на уроке. Информация дается блоками-страницами, что позволяет учащимся лучшее её усваивать. В сценарий урока включены как программные произведе...
МАРИНА ИВАНОВНА ЦВЕТАЕВА ЖИЗНЬ, СТИХИ, ЛЮБОВЬ.
Спектакль о жизни и творчестве Марины Цветаевой...
Слово и судьба.Жизнь и творчество Марины Ивановны Цветаевой.
В данной презентации содержится материал по творчеству М.Цветаевой( детские годы и творческая биография)....
Марина Ивановна Цветаева (1892 – 1941). Романтическая позиция в жизни и творчестве
Романтическая позиция в жизни и творчестве...
Презентация " Марина Ивановна Цветаева. Жизнь и творчество поэта"
Урок по изучению биографии и творческого наследия М.И.Цветаевой в 11 классе...
Конспект урока по теме «Заключительный урок по творчеству Марины Ивановны Цветаевой. Диалог о Марине Ивановне Цветаевой»
Конспект урока предназначен для учителей, преподающих в 11 классе, ориентирован на отработку анализа поэтического текста, формирование умений и навыков у школьников создавать психологический портрет п...
"Если душа родилась крылатой...": о творчестве Марины Ивановны Цветаевой
Презентация к уроку по творчеству М.И.Цветаевой. 11 класс....