Горький М. На дне
тест по литературе (11 класс) на тему
Тест по произведениям, изучаемым в 11 классе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
chehov_a.p.vishnyovyy_sad.doc | 36.5 КБ |
gorkiy_m._staruha_izergil.doc | 71.5 КБ |
gorkiy_m._na_dne.docx | 35.18 КБ |
Предварительный просмотр:
Л ИТЕРАТУРА 10 КЛАСС
А. П. ЧЕХОВ ПРОЗА. «ВИШНЕВЫЙ САД»
1. Найдите определение юмора:
А) изображение в литературном произведении каких-либо недостатков, пороков человека или общества для их осмеяния. Отрицает осмеиваемое явление и противопоставляет ему идеал.
Б) едкая, злая, издевательская насмешка
В)тип комедийно-эстетического отношения, который выражает жизнерадостность и утверждает ее как неизбежную и необходимую сторону бытия. Видит в своем объекте какие-то стороны, не вступающие в противоречие с идеалом.
2. Назовите журнал, первый напечатавший рассказ А. П. Чехова:
А) «Стрекоза» В) «Отечественные записки»
Б) «Современник» Г) «Осколки»
3. Что объединяет ранние сатирические рассказы Чехова?
А) любовная тематика
Б) незначительность объектов осмеяния
В) использование художественных средств (юмора и иронии)
Г) при смеховом эффекте — ощущение грусти и тревоги
4. Какие рассказы Чехова вошли в цикл «Маленькая трилогия»?
А) «Человек в футляре» Г) «О любви»
Б) «Попрыгунья» Д) «Ионыч»
В) «Крыжовник»
5. Что объединяет цикл рассказов «Маленькая трилогия»?
А) «футлярность» жизни в разных ее проявлениях
Б) критика невежества, ограниченности
В) духовная деградация человека
Г) осмеяние приспособленчества
6.С помощью каких художественных средств Чехов показывает
духовную деградацию своих героев?
А) портрет В) композиция
Б) художественная деталь Г) речь героев
7. Какие средства комического Чехов не использует в своих рассказах?
А) юмор Г) сарказм
Б) ирония Д) гротеск
В)сатира
8. Почему в цикл рассказов «Маленькая трилогия» Чехов включает рассказ «О любви»?
А) автор описывает ту же эпоху
Б) в рассказе действуют те же герои
В) развивается та же тема
Г) позиция автора претерпевает изменения
9. Кто виноват в том, что из деятельного, энергичного молодого
человека доктор Старцев превращается в Ионыча — «языческое божество»?
А) социальная среда
Б) в этом его собственная вина
В) неспешный ход времени жизни
Г) Котик
10. Старцев перед объяснением с Котиком думает о
А) ее красоте
Б) ее музыкальных способностях
В) будущей жизни с любимой девушкой
Г) приданом
11. Почему Котик отказывает Старцеву?
А) мечтаете высокой, блестящей роли в обществе
Б) мечтает о городской жизни
В) не знает жизни реальной, как и ее мать
Г) не стремится к замужеству вообще
12. В каком рассказе А. П. Чехова показана обобщающая картина
деспотизма в России?
А) «Крыжовник»
Б) «Дом с мезонином»
В) «Ионыч»
Г) «Палата №6»
13.В чем заключается своеобразие композиции рассказа «Палата
№ 6»?
А) рассказ в рассказе
Б) чередование эпизодов в городе и больнице
В) постоянное сближение двух сюжетных линий
14. Отличительными чертами творчества А. П. Чехова являются
(найдите лишнее):
А) объективность
Б) краткость
В) назидательность
15. Имел ли Чехов приверженность к каким-либо политическим
партиям или течениям?
А)да Б) нет
16. С каким театром активнее всего сотрудничал А. П. Чехов?
А) с Большим
Б) с МХАТом
В) с театром им. Станиславского
17. Пьеса — это
А) один из литературных родов, предполагающий создание художественного мира в форме сценического воплощения
Б) любое драматическое произведение, предназначенное для постановки на сцене
В) драматический жанр, который строится на трагическом конфликте
18. Чеховская глубина конфликтности сюжетов основана на
А) прямых столкновениях героев
Б) раскрытии характеров героев, показе их в осознании противоречий жизни В) требовании от персонажей активности действий
19. В чем заключается своеобразие конфликта в пьесе «Вишневый
сад»?
А) столкновение «отцов» и «детей»
Б) столкновение дворян-аристократов с классом буржуазии
В) скрытый конфликт, заключающийся в субъективном недовольстве жизнью, ощущаемом всеми героями
20.В чем проявляется жанровое своеобразие «Вишневого сада»?
А) «Вишневый сад» — «комедия, местами даже фарс»
Б) драма
В) пьеса не поддается однозначному жанровому прочтению
21.Темой «Вишневого сада» является
А) судьба России
Б) судьба Раневской и Гаева
В) вторжение в жизнь буржуазных отношений
22. Идейным пафосом произведения является
А) изображение изжившего себя дворянского строя
Б) роль буржуазии, пришедшей на смену дворянству
В) ожидание настоящих хозяев жизни
23. Кому принадлежит фраза: «Легкий, простой человек...»?
А) Лопахину Б) Гаеву В) Трофимову
24. Кому из героев в речевой характеристике соответствует искренность, манерность?
А) Гаеву Б) Раневской
25. Что такое «подтекст», «подводные течения» в пьесе А. П. Чехова?
А) внутренний монолог
Б) монологи построены на недоговоренности, но в них есть второй, главный смысл
В) изображение тайного психологизма
26.Соотнесите образ Епиходова и тему, которую он проводит в
пьесе:
А) долги
Б) хозяйственные проблемы
В) лирические воспоминания
27. Символ — скрытое сравнение. Определите значение символа: удары топора, звуки лопнувшей струны:
А) символ прошлого
Б) символ красоты жизни
В) символ конца старой жизни
28. Финальная сцена пьесы — это подведение итогов жизни.
«...Жизнь-то прошла, словно и не жил...». К кому из героев пьесы
можно отнести это высказывание?
А) Гаеву В) Трофимову
Б) Лопахину
Предварительный просмотр:
М. Горький «СТАРУХА ИЗЕРГИЛЬ»
1. В 1892-м году в Тифлисе был опубликован первый рассказ М. Горького «Макар Чудра». С этого времени писатель начал издаваться постоянно. В каком году появился в «Самарской газете» рассказ «Старуха Изергиль»?
1) в 1895 году 2) в 1893 году
3) в 1902 году 4) в 1897 году
2. Неоромантизму рубежа XIX — XX вв. был свойствен пафос героической личности, отрицание обыденного, культ иррационального. Какие характеристики рассказа М. Горького «Старуха Изергиль» можно назвать неоромантическими? Отметьте номера всех правильных ответов.
1) типизация литературных характеров
2) постановка проблемы истинной и ложной свободы
3) поэтизация гордых и сильных личностей
4) постановка социальных проблем
5) антитеза мечты и действительности
3. Для раннего творчества М. Горького характерны повторяющиеся образы, традиционные для неоромантических произведений. Укажите мотив рассказа «Старуха Изергиль», который формируют образы безграничной степи, вольного ветра, песни цыган.
1) мотив творчества 2) мотив воли
3) мотив любви 4) мотив нравственного выбора
4.М. Горький часто использует в своих произведениях поэтические предания, необычные истории. Какую роль в структуре «Старухи Изергиль» играет жанр легенды? Отметьте номера всех правильных ответов.
1) формирует поэтику парадокса
2) способствует раскрытию образов героев
3) воплощает героический пафос произведения
4) раскрывает трагическое мироощущение
5) синтезирует мифологию и фольклор
5. Сюжет романтических произведений, как правило, разворачивается на фоне экзотической южной природы. Укажите, где происходит действие рамочной части рассказа «Старуха Изергиль».
1) в Польше 2) в Бессарабии
3) в Турции 4) в Греции
6. Открывающая рассказ «Старуха Изергиль» пейзажная зарисовка погружает читателя в атмосферу таинственности, свойственной неоромантизму. Укажите функцию пейзажа в приведённом фрагменте произведения М. Горького: «Луна взошла. Её диск был велик, кроваво красен, она казалась вышедшей из недр этой степи, которая на своём веку так много поглотила человеческого мяса и выпила крови, отчего, наверное, и стала такой жирной и щедрой».
1) олицетворяет движение времени
2) раскрывает характер героя
3) изображает условия быта
4) выражает мощь стихии, её красоту
7. Структура горьковского произведения включает три части: легенду о Ларре, повествование героини о своей жизни и легенду о Данко. Рассказ открывается и завершается зарисовками жизни молдаван, диалогами Изергиль и автобиографического рассказчика Максима. Назовите вид композиции рассказа «Старуха Изергиль».
1) «вершинная» 2) рамочная
3) концентрическая 4) симметричная
8. В художественном произведении особое значение имеет его построение, последовательность расположения и соподчинение его компонентов. Почему история Изергиль располагается между двумя легендами — о Ларре и Данко? Отметьте номера всех правильных ответов.
1) автор противопоставляет героиню Ларре и Данко
2) образ старухи объединяет черты героев её легенд
3) Изергиль рассказывает легенды именно в таком порядке
4) это обусловлено свободной волей рассказчика
5) в такой последовательности писатель создаёт легенды
9. В произведении М. Горького фигурируют повествователи, ведущие рассказ от первого лица, обладающие собственной речевой манерой. Укажите количество рассказчиков в «Старухе Изергиль».
1) один 2) два 3) три 4) четыре
10. Рассказ «Старуха Изергиль» насыщен серьёзными нравственно-философскими темами и проблемами, в выборе которых выражается основная идея произведения. Укажите обобщающую, эмоционально-образную мысль, лежащую в основе произведения М. Горького.
1) гимн красоте и таланту 2) осуждение человека-эгоиста
3) возвеличивание гордых людей
4) воспевание свободолюбивой, сильной личности
11. На формирование неоромантизма рубежа XIX — XX вв. оказала влияние философия Ф. Ницше. Характеристика героев, которым свойственны ницшеанские черты, связана с образом орла как символом гордой, сильной личности. Назовите такого героя в рассказе М. Горького.
1) автобиографический герой 2) Изергиль
3) Ларра 4)Данко
12. В образах персонажей рассказа «Старуха Изергиль» резко противопоставляются добрые и злые начала. Установите соответствие между героями произведения и доминирующими качествами их личности. К каждой позиции первого столбца подберите соответ-ствующую позицию из второго столбца.
ПЕРСОНАЖИ КАЧЕСТВА ЛИЧНОСТИ
А) старуха Изергиль 1) крайний индивидуализм
Б) Ларра 2) альтруизм
В) Данко 3) максималистское стремление к
свободе
4) алчность
Запишите в таблицу цифры, соответствующие выбранным ответам.
А | Б | В |
13. Несмотря на резкую композиционную противопоставленность героев двух легенд, Изергиль, Ларру и Данко объединяет романтический характер их натур. Какая черта сближает их?
1) гордыня 2) эгоизм
3) честолюбие 4) исключительность
14. Рассказывая легенды, Изергиль не столько исповедуется, сколько поучает молодого друга Максима, даёт ему советы. Какое из высказываний принадлежит героине?
1) «Правда — бог свободного человека»
2) «Бери, что есть, живи, и всё тут»
3) «Если людей по работе ценить..., тогда лошадь лучше вся
кого человека... Возит и — молчит!»
4) «В жизни, знаешь ли, всегда есть место подвигам»
15. Этот герой легенды Изергиль был отвергнут всеми, искал смерти как избавления от мук. Назовите его.
1) автобиографический рассказчик 2) Ларра
3) Данко 4) Изергиль
16. Рассказчики и слушатели легенд у М. Горького зачастую высказывают прямые суждения, дают оценки поведению людей. Кто так говорит о Данко: «Он любил людей и думал, что, может быть, они без него погибнут»?
1) повествователь 2) автобиографический рассказчик
3) М. Горький 4) Изергиль
17. Как известно, Данко приносит себя в жертву, вырвав собственное сердце, чтобы осветить путь людям и вывести их из тьмы к счастливой жизни. А кого спасает из плена Изергиль?
1) рыбака с Прута 2) шляхтича Аркадэка
3) разбойника-гуцула 4) монаха-поляка
18. В художественном мире раннего М. Горького важную роль играет романтическая символика. Какие символические детали рассказа «Старуха Изергиль» указывают на основной смысл образов Данко и Ларры? Отметьте номера всех правильных ответов.
1) гордое сердце 2) голубые искры
3) тень 4) голоса женщин
5) дождь
19. Стиль ранней прозы писателя отличается яркостью, выразительностью. Из предложенного перечня выберите приёмы и средства поэтики, которые использует автор в произведении «Старуха Изергиль». Отметьте номера всех правильных ответов.
1) гиперболизация 2) вставные эпизоды
2) лирические отступления 4) символика
5) типизация
20. Особо стоит подчеркнуть функциональную значимость романтического портрета героев. Из приведённого ниже перечня выберите три названия художественных средств и приёмов, использованных автором в описании внешнего облика Изергиль: «Время согнуло её пополам, чёрные когда-то глаза были тусклы и слезились. Её сухой голос звучал странно, он хрустел, точно старуха говорила костями».
1) оксюморон 2) анафора
3) метафора 4) эпитет
5) звукопись
Запишите соответствующие номера в таблицу.
Ответ:
21. Мифология является арсеналом универсальных моделей, помогающих постигнуть глубину человеческого духа. Назовите мифологического героя, который, как и Данко, совершает подвиг ради людей, жертвуя собой.
1) Одиссей 2) Прометей
3) Геракл 4) Персей
22. При анализе характеров горьковских героев возникают закономерные ассоциации с ветхозаветными и евангельскими сюжетами. С историей какого библейского героя перекликается судьба Ларры?
1) Моисея 2) Агасфера
3) Петра 4) Лазаря
23. В произведениях М. Горького развиваются вечные темы, ставятся проблемы, связанные с сущностными вопросами бытия, мировоззренческими установками человека. Какому герою пьесы «На дне» близко высказывание Изергиль: «... за всё, что человек берёт, он платит собой: своим умом и силой, иногда — жизнью»?
1) Сатину 2) Бубнову
3) Луке 3) Пеплу
24. Неоромантизм рубежа XIX — XX вв. унаследовал художественные принципы романтизма XIX в. — силу и яркость характеров, противопоставленность их обществу — и в то время породил новый тип героя. Назовите произведения писателя, которые, как и рассказ «Старуха Изергиль», носят неоромантические черты. Отметьте номера всех. правильных ответов.
1) «Дувушка и Смерть» 2) «Песня о Соколе»
3) «Супруги Орловы» 4) «Коновалов»
5) «Макар Чудра»
25. В произведениях М. Горького действуют различные герои-идеологи. Какой персонаж «Старухи Изергиль» по своему мировоззрению близок Соколу («Песня о Соколе»)?
Ответ: ______________________________________
26*. В своём творчестве М. Горький опирается на традиции классической литературы. С каким пушкинским героем соотносится образ Ларры («Он для себя лишь хочет воли»)?
1) Скупым рыцарем 2) Алеко
3) Дон Гуаном 4) Борисом Годуновым
Предварительный просмотр:
М. Горький «НА ДНЕ»
1. В 1901 -м году М. Горький принимает участие в демонстрации, выступая в поддержку киевских студентов, финансирует подпольные типографии. Его арестовывают за выражение взглядов протестующих масс. Какие общественные настроения конца XIX — начала XX вв. отражает пьеса «На дне»? Отметьте номера всех правильных ответов.
1) консервативные идеи
2) предреволюционные настроения
3) противоречия буржуазного миропорядка
4) социальный оптимизм
2. Представители «новой драмы» рубежа XIX — XX вв. отказывались от традиционных театральных приёмов, ярко выраженных конфликтов с завязкой, кульминацией, развязкой, эффектными сценами. Горький же умело сочетал новаторство с опорой на опыт предшественников. Чьи литературные традиции продолжил в своей пьесе драматург?
1) А. Н. Островского 2) А. П. Чехова
3) Л. Н. Толстого 4) Ф. М. Достоевского
3. С точки зрения содержательной М. Горький внёс в драматургическую поэтику общественный смысл, указал на трагизм социальных обстоятельств. А в чём заключалось формальное новаторство автора пьесы «На дне»? Отметьте номера всех правильных ответов.
1) перспективная развязка действия
2) жанр социально-философской драмы
3) «подводное течение»
4) конфликт человека и среды
5) отказ от принципа «четвёртой стены»
4. Автор отверг первоначальные названия пьесы — «Ночлежка», «Дно», «Без солнца». Какое значение получил окончательный вариант загла-вия?
1) безысходность существования 2) семейная драма
3) бездна инстинктов 4) отсутствие света
5. В творчестве М. Горького нашли развитие философские размышления о народе, его мессианской роли, проблеме российской государствен-ности. Какие стороны русского национального характера стали предме-том изображения в пьесе «На дне»? Отметьте номера всех правильных ответов.
1) пассивность, терпение 2) склонность к бунту, борьбе
3) гуманность, правдоискательство
4) жестокость, склонность к насилию 5) социальный оптимизм
6. Задача «новой драмы» начала XX века состояла в постановке сложней-ших бытийных вопросов, нашедших выражение в диалогах персонажей на фоне их поведенческого «бездействия». Какие философские проблемы обсуждают действующие лица горьковской драмы? Отметьте номера всех правильных отпето».
1) вопросы веры и безверия 2) смысла жизни
3) доказательства бытия Бога 4) предопределения
5) самопознания
7. Первый период творчества М. Горького прошёл под знаком идеи «сверхличности» известного европейского философа. Назовите имя этого философа.
1) В. С. Соловьёв 2) Ф. Ницше
3) А. Шопенгауэр 4) О. Шпенглер
8. Автор «На дне» противопоставляет в своей драме жизненные позиции персонажей, являющихся героями-идеологами. И хотя героя-резонёра в пьесе нет, есть персонаж, мировосприятие которого близко горьковскому. Укажите имя этого персонажа.
1) Бубнов 2) Лука 3) Клещ 4) Сатин
9. Мировоззрение М. Горького формировалось в годы активных исканий русской интеллигенции, пытавшейся разрешить проблемы национального самосознания (вопросы русского национального характера, основополагающих ценностей российской нации). Продолжите фразу, являющуюся авторской интерпретацией пьесы: «Основной вопрос, который я хотел поставить, это — что лучше: истина или ...?»
1) легенда 2) ложь 3) правда 4) сострадание
10. Споры о правде и человеке формируют сквозное действие пьесы, сталкивая мировоззренческие позиции обитателей ночлежки. Установите соответствие между персонажами «На дне» и их жизненной философией. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПЕРСОНАЖИ ЖИЗНЕННАЯ ФИЛОСОФИЯ
А) Лука 1) христианство
Б) Сатин 2) «правда факта»
В) Бубнов 3) «правда о свободном, гордом
человеке»
4) «правда утешающего обмана»
5) эпикурейство
Запишите в таблицу цифры, соответствующие выбранным ответам.
А | Б | В |
11. И основе драматической коллизии лежит столкновение противопо-ложностей (интересов, жизненных принципов, отдельных лиц). В чём своеобразие конфликта горьковской пьесы «На дне»?
1) конфликт характеров 2) конфликт обстоятельств
3) конфликт нравов 4) конфликт мировоззрений
12. Конфликт «На дне» имеет многоуровневую структуру. Развязкой какой коллизии можно считать убийство Костылёва в конце третьего действия?
1) бытового 2) социального
3) философского 4) семейного
13. Сценическое действие в «новой драме» не предполагало логической последовательности в развитии сюжетных линий. Пьесы распадались на цепочки диалогов действующих лиц. С какой целью М. Горький обозначил жанр своего произведения как «картины»?
1) указать на оборванность сюжетных линий
2) подчеркнуть дискретность художественного времени
3) дать развёрнутое изображение отдельных эпизодов из жизни «быв-ших людей»
4) осуществить сценическое деление
14. В драматических произведениях авторская позиция зачастую получает особые формы воплощения. Выберите из предложенного перечня способы выражения авторской позиции в пьесе «На дне». Отметьте номера всех правильных ответов.
1) авторские отступления 2) ремарки 3) примечания 4) символика 5) эпиграф
15. Поясните роль заставочной ремарки: «Подвал, похожий на пещеру. Потолок — тяжёлые, каменные своды, закопчённые, с обвалившейся штукатуркой. Свет — от зрителя и, сверху вниз, — из квадратного окна с правой стороны. Правый угол занят отгороженной тонкими переборками комнатой Пепла, около двери в эту комнату — нары Бубнова. <...> Везде по стенам — нары. На переднем плане у левой стены — обрубок дерева с тисками и маленькой наковальней, прикреплёнными к нему, и другой, пониже первого. <...> Посредине ночлежки — большой стол, две скамьи, табурет, всё — некрашеное и грязное».
1) подготовка появления Луки 2) экспозиционная функция
3) контраст жизни хозяев ночлежки и её обитателей
4) авторская установка на бытописание
16. В I действии в центре сценического пространства оказываются Клещ, примеряющий ключи к старым замкам, Квашня, собирающаяся на рынок продавать пельмени, Настя, читающая книгу, бывший аристократ Барон, жующий чёрный хлеб. А кто из персонажей пьесы имеет особое изолированное микропространство?
1) Сатин 2) Актёр 3) Бубнов 4) Пепел
17. Каждое действие пьесы «На дне» открывается развёрнутыми ремарками, играющими важную экспозиционную роль. Установите соответствие между действиями пьесы и пояснениями, которыми автор предваряет развитие событий в драме. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца
ДЕЙСТВИЯ РЕМАРКИ
А) действие первое 1) «Подвал, похожий на пещеру. Потолок —
Б) действие второе тяжёлые, каменные своды, закопчённые,
В) действие третье с обвалившейся штукатуркой. Свет — от
зрителя и, сверху вниз, — из квадратного
окна с правой стороны».
2) «Пустырь» — засорённое разным хламом и
заросшее бурьяном дворовое место.
ПЕРСОНАЖИ
А) Пепел
Б) Настя
В) Анна
В глубине его — высокий кирпичный
брандмауер. Он закрывает небо».
3) «Обстановка первого акта. Но комнаты
Пепла — нет, переборки сломаны. И на
месте, где сидел Клещ, — нет наковаль-
ни».
4) «Вечер. На нарах около печи Сатин,
Барон, Кривой Зоб и Татарин
играют в карты. Клещ и Актёр
наблюдают за игрой».
Запишите в таблицу цифры, соответствующие выбранным ответам.
А | Б | В |
18. Несмотря на то, что сюжет горьковского произведения состоит из отдельных картин, споры обитателей ночлежки организуются вокруг структурного центра — образа Луки. Укажите тип композиции пьесы «На дне».
1) центробежная 2) рамочная
3) «вершинная» 4) симметричная
19. В своих произведениях М. Горький использует различные фольклорные жанры: сказки, легенды, песни. Какой из эпизодов драматургического действия «На дне» можно определить как притчу?
1) история Актёра
2) рассказ о ворах, пойманных Лукой на даче
3) повествование о праведной земле
4) история прошлой жизни Барона
20. В пьесе «На дне» чётко прослеживается социальная иерархия персонажей. Кто из действующих лиц произведения М. Горького относится к «хозяевам жизни»?
1) Медведев 2) Барон 3) Актёр 4) Бубнов
21. Благодаря Луке большинство обитателей ночлежки строят иллюзии относительно жизненных перспектив. Установите соответствие между персонажами и их мечтами о будущем. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
МЕЧТЫ ГЕРОЕВ О БУДУЩЕМ
- о прекрасной жизни в раю
- о романтической любви
- о лечебнице для алкоголиков
- о новой жизни в Сибири
Запишите в таблицу цифры, соответствующие выбранным ответам.
А | Б | В |
22. Участники философских споров «На дне» зачастую декларативно высказывают свои идеи. Кто автор афоризма «Коли веришь, — есть; не веришь, — нет...»?
1) Пепел 2) Бубнов 3) Сатин 4) Лука
23. Пьеса «На дне» отражает типические настроения русских людей. Один из персонажей произведения сетует на судьбу: «Понимаешь ли ты, как это обидно — потерять имя? Даже собаки имеют клички...» Назовите этого героя.
1) Пепел 2) Клещ 3) Барон 4) Актёр
24. Персонажи пьесы часто вступают в полилог. Говорящие слышат и понимают друг друга, не включаясь в обмен репликами. Кто из них произносит символи-ческую фразу, прямо не связанную с общим разговором, но характеризующую общий скепсис и недоверие к чужим словам: «А нитки-то гнилые...»?
1) Анна 2) Клещ 3) Бубнов 4) Настя
25. Актёр на протяжении всего действия пытается вспомнить строки из стихотворения «Безумцы» французского поэта П. Ж. Беранже, разделявшего идеи утопического социализма. Иллюстрацией какой нравственно-философской проблемы является это стихотворение?
1) о правде и лжи 2) о сострадании
3) о предназначении человека 4) о фатализме
26. М. Горький полагал, что «пьеса делается, как симфония: есть основной лейтмотив и различные вариации, изменения его». Речь Сатина в четвёртом действии становится таким лейтмотивом. Монолог горьковского героя «Всё — в человеке, всё для человека! Существует только человек, всё же остальное — дело его рук и мозга! Чело-век! Это — великолепно! Это звучит... гордо!» близок по своей тональности и стилистике лирическому жанру. Назовите этот жанр.
1) эпиграмма 2) гимн 3) торжественная песня 4) эпитафия
27. Особую роль в символической системе пьесы играют имена героев. «Без имени нет человека», — говорит Актёр. Установите соответствие между именами персонажей и их значением. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПЕРСОНАЖИ ЗНАЧЕНИЕ ИМЁН
А) Василий 1) родной (-ая)
Б) Лука 2) светлый (-ая)
В) Анна 3) царственный (-ая)
4) благодать
Запишите в таблицу цифры, соответствующие выбранным ответам.
А | Б | В |
28. Мощный символический пласт произведения М. Горького составляют многочисленные реминисценции, аллюзии, поэтические и музыкальные мотивы. Назовите авторов мировой литературы, чьи произведения цитирует Актёр. Отметьте номера всех правильных ответов.
1) И.-В. Гёте 2) В. Шекспир 3)Данте Алигьере
4) А. С. Пушкин 5) О. де Бальзак
29. Бывший телеграфист Сатин является оппонентом Луки, противопоставляя ему свой взгляд на смысл и содержание жизни, будущее человечества. С каким пушкинским персонажем иронично сопоставляет Луку Сатин?
1) с летописцем Пименом («Борис Годунов»)
2) с кудесником («Песнь о вещем Олеге»)
3) с Самсоном Выриным («Станционный смотритель»)
4) с Андрианом Прохоровым («Гробовщик»)
30. В финале пьесы мужчины снова запевают тюремную песню и Барон прибегает, чтобы сообщить о новом происшествии. На какое событие Сатин реагирует репликой: «Эх... испортил песню... дур-рак!»?
1) самоубийство Актёра 2) уход Луки из ночлежки
3) убийство Костылёва 4) рассказ Барона о прошлой жизни
31. Персонажи «На дне» делятся на тех, кто верит в справедливость, и тех, кто не склонен питать иллюзии. С какими действующими лицами пьесы соотносятся герои рассказа-притчи М. Горького «О чиже, который лгал, и о дятле, любителе истины» (1893)?
1) с Бубновым и Пеплом 2) с Костылёвым и Медведевым
2) с Лукой и Сатиным 4) с Актёром и Клещом
32. Определите функцию музыкальной партитуры тюремной песни «Солнце всходит и заходит...», которую исполняют обитатели ночлежки.
1) характеристика образа жизни действующих лиц пьесы
2) раскрытие характера персонажей
3) аллегорическое изображение ситуации, в которой оказались ночлежники
4) указание на равнодушие к своей судьбе
33. Многие герои пьесы широко используют разговорную речь. Лука, напротив, говорит на «житийном» языке. Установите соответствие между персонажами «На дне» и особенностями их речи. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПЕРСОНАЖИ ОСОБЕННОСТИ РЕЧИ
А) Лука 1) употребление бранных слов и выражений
Б) Сатин 2) использование уменьшительно- ласкатель-
В) Барон ных суффиксов
3) использование профессиональных слов
4) бедность словаря
5) употребление научных терминов (органон,
макробиотика, трансцедентальный)
Запишите в таблицу цифры, соответствующие выбранным ответам.
А | Б | В |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Горькая правда о горьком пиве"Классный час по валеологическому направлению
В помощь классному руководителю."Горькая правда о горьком пиве"-классный час по валеологическому направлению. Яркая, красочная презентация поможет не скучать старшеклассникам. Информация тоже полезная...
«Герои ранних романтических рассказов Горького. Романтический пафос и суровая правда жизни в рассказе М. Горького «Старуха Изергиль»»
Цель урока:выявить особенности ранней прозы М. Горького на примере рассказа «Старуха Изергиль».Задачи урока: Образовательные:-рассмотреть проблему героя в ранних рассказах Горького;- отметить особенно...
Конспект урока в 11 классе по рассказу А.М. Горького "Старуха Изергиль" по теме "Проблема идеала в рассказе А.М.Горького "Старуха Изергиль".
Данный урок рассчитан на два часа (для класса с хорошей подготовкой). Он позволяет учащимся самостоятельно "добыть" ответы на поставленные вопросы. Предполагается как индивидуальная работа, так и анал...
Место пьесы «На дне» в творчестве Максима Горького. Ницше и Горький. (из опыта работы преподавателя) статья
У каждого художника есть произведение, которое можно считать знаковым для его творчества. Таким произведением у М. Горького является пьеса «На дне». И вот почему. Здесь поднимаются очень важные вопрос...
Приказ "О проведении районного литературного квеста, посвященного 150-летию М.Горького «Время читать Горького».
Приказ №31-о от 20.02.2018 г....
Презентация "Максим Горький "На дне" и литературный комментарий к пьесе Максим Горького "На дне"
Презентация "Максим Горький "На дне" и литературный комментарий к пьесе Максим Горького "На дне" помогут при подготовке урока по литературе в старших к...