Конспект и презентация к уроку "Литературный процесс 20-х годов ХХ века"
план-конспект урока по литературе (11 класс) по теме

Гречух Наталья Ивановна

Публикация содержит презентацию и материалы к уроку по теме "Литературный процесс 20-х годов ХХ века"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon literatura_20-h_godov.doc82.5 КБ
PDF icon literatura_20-h_godov.pdf2.22 МБ

Предварительный просмотр:

ЛИТЕРАТУРНЫЙ ПРОЦЕСС 20-Х ГОДОВ

К литературе 20-х годов принято относить произведения, созданные в период с 1917г. по начало 30-х годов.

Противостояние народа и образованной части общества завершилось революцией и Гражданской войной. В литературе этот раскол выразился в 3-х противоречивых направлениях, возникших после 1917 года:

  1. Эмигрантская литература -

оказавшиеся за границей писатели не растворились в чужеродной среде, а создали литературу русского зарубежья (Бунин, Набоков, Гиппиус, Б. Зайцев)

  1. «Потаённая литература» -

создавалась авторами, которые не могли или не хотели публиковать свои произведения. Они стали известны читателю лишь в конце 80-х годов ХХ века (некоторые произведения Булгакова, Бабеля, Платонова, Зощенко, Замятина)

  1. Советская литература – публиковалась, но её развитие было не менее драматично

Для нормального течения литературного процесса необходимо взаимодействие разных художественных явлений. Новая власть стремилась утвердить единый взгляд на мир, что во многом деформировало литературные взгляды и творческие искания писателей.

Литературный процесс двигался от обилия группировок, литературных объединений, федераций с разными эстетическими принципами (начало 20-х годов)  (так называемый «кафейный период») к идеологическому и художественному единообразию.

Литературные группировки 20-х годов

Они делились на  пролетарские и непролетарские.

  1. РАПП (Российская Ассоциация Пролетарских Писателей)

Самая  мощная в 20-е годы литературная группировка. Её предшественником был Пролеткульт – просветительская организация рабочего класса. Рабочие хотели образовываться. К началу 20-х годов в Пролеткульте было 400 тысяч членов, 80 тыс. занимались в литературных, музыкальных, театральных студиях, издавалось более 20 журналов. Цель Пролеткульта – приобщение масс к культуре и творчеству.

Вс. Иванов: «Там были симпатичные ребята, искренне любящие литературу, но, к сожалению, они мало знали, а ещё более – были неталантливы»

Основная теория Пролеткульта – искусство отражает интересы только одного класса и поэтому оно непригодно для другого класса.

Предшествующая литература писалась не пролетариями, значит она ему не нужна. Надо немедленно создавать новую, свою, пролетарскую литературу.

Никаких общечеловеческих ценностей нет. Что ценно для дворянина, то не нужно пролетарию.

Из Пролеткульта в 1925 году возник РАПП (издавал журнал «На посту») наиболее известны критики Лелевич, Авербах, писатели Фадеев, Фурманов, Либединский, Веселый

Основные принципы:

  1. Пропаганда диктатуры пролетариата.
  2. Воспитание пролетариата как создателя коммунистического общества.
  3. Приоритете классового начала над общечеловеческими ценностями.

Всех остальных писателей называли «попутчиками» (Не враг сегодня, а завтра – враг).

К «попутчикам» принадлежали Горький, Маяковский, Пришвин, Федин, Есенин и т.д.

2. ЛЕФ (Левый Фронт Искусств)

Это были бывшие футуристы во главе с Маяковским. Издавали журнал «ЛЕФ». В группировку входили Асеев, Пастернак, Каменский. Любили рисовать плакаты, писали рекламные тексты. Призывали к уничтожению классики.

Маяковский: «Сегодняшний лозунг выше вчерашней «войны и мира»

3. «Серапионовы братья» (Вс. Иванов, Михаил Слонимский, Михаил Зощенко, Вениамин Каверин, Константин Федин, Николай Тихонов, Николай Никитин и др.)

Серапион – пустынник, герой полусказочного произведения Гофмана.

 Группировка возникла в 1921 году. Защищали традиционные ценности искусства, самоценность творчества. Искусство не зависит от политики. Проповедовали братство, свободу от горлопанов.

«Искусство вольно от жизни. И на цвете его никогда не отражается цвет флага над крепостью».

4. «Перевал» - реальная оппозиция Рапу. Основоположником группировки был критик Воронский А.К.. Оформилась группировка в 1924 году. Издавала первый «толстый» журнал «Красная новь». В группировку вошли Пришвин, Катаев, Платонов, Светлов, Багрицкий.

 

Перевал – трудный участок пути, но за ним, в будущем – «завтрашняя мораль», «новый гуманизм». Опора на будущее вела к утверждению общечеловеческих ценностей. Лозунгом переваловцев были искренность, гуманизм, эстетическая культура.

Разногласия с РАППом были по следующим пунктам:

а) отношение искусства к действительности

Рапповцы, пролеткультовцы, лефовцы считали, что задача искусства – служить производству и быту, т.е. обеспечивать комфорт для производителя материальных благ. Задача писателя – выполнять социальный заказ, создавать летопись революции, историю фабрик и заводов.

б) вопрос о творцах новой культуры

Может ли выразить идеологию пролетариата художник, никогда не стоявший у станка? «Красная новь» печатала всех, а не только пролетариев. А рапповцы запрещали своим писателям печататься в «Красной нови».

в) вопрос о культурном наследии

5. ОБЭРИУ (Объединение Реального Искусства)

Почему У? Потому что кончается на «У».

Группировка организована в 1928 году. В неё вошли Введенский («Елка у Ивановых»), Николай Заболоцкий, Даниил Хармс (Ювачёв)

Группа продолжила модернистскую поэтику. Гротеск и фантастика, сочетание реального и нереального.

Свои творческие эксперименты они называли «заумью» и «чушью», а себя неизвестно почему  «чинарями».

Работали на стыке взрослой и детской литературы. Основной творческий метод – перенесение детских представлений во взрослую литературу (причем не всегда добрых и хороших).

Персонажи похожи на детские куклы, которым отрываю руки и ноги, а они не плачут.

Абсурдная поэтика – ощущение бессвязности мира и раздробленности времени.

Абсурд – отсутствие связности повествования, логики сюжета, естественных психологических рефлексов. Нет трагического ощущения смерти, нет четкой грани между живым и неживым.

Писатель отказывается от объяснения странного мира, он неподвластен пониманию.

Заболоцкий на замечание редактора: «Нельзя писать стоит, как кукла, часовой»,- тут же ответил: «Стоит, как брюква, часовой»

В 1932 году постановлением партии все группировки были устранены, а всем писателям «стоявшим на платформе советской власти» предписывалось войти в Союз советских писателей. Сначала им руководил Горький, потом Фадеев.

Основным художественным методом на долгие годы становится социалистический реализм

Луначарский: «Представьте себе, что строится дом. Когда он будет выстроен, то это будет дворец. Но он еще недостроен, а вы его нарисуете в этом виде и скажете: «вот ваш социализм – а крыши-то и нет». Вы будете, безусловно, реалистом, вы скажете правду: но эта правда на самом деле и неправда. Социалистическую правду может сказать только тот, кто понимает, что у дома будет крыша. Правда не похожа на самое  себя, она движется, летит, правда есть развитие, правда – это завтрашний день. А кто её не видит так, тот мошенник и вредитель».

Принципы  соцреализма:

  1. Человек не может жить частной жизнью, он вовлечен в исторический процесс.
  2. Не только среда воздействует на героя, но и герой воздействует на среду.
  3. Утверждается возможность насилия (если хотим изменить мир, то мы должны разрушать, чтобы создать свой идеал)
  4. Соцреализм отвергал исследовательскую, познавательную функцию литературы, он требовал не исследования противоречий времени, а создания модели идеального будущего.
  5. Художник не исследует характеры, а создает их в соответствии с предписанной нормой и превращает в примитивные социальные маски (враг, друг, коммунист, обыватель, крестьянин, кулак, вредитель)
  6. Искусство стало орудием создания художественного мифа, отвлекающего общество от реальных проблем.
  7. Свобода художника под запретом. Он волен в выборе формы, но не содержания.
  8. Заранее определен конфликт, пути его разрешения, расписаны социальные роли героев.

Дома: подготовиться к уроку-семинару по вопросам

ТЕМА РЕВОЛЮЦИИ И ГРАЖДАНСКОЙ ВОЙНЫ В ПРОЗЕ 20-Х ГОДОВ

(И.Бабель «Конармия», А. Фадеев «Разгром», Б.Лавренев «Сорок первый», А. Серафимович «Железный поток», М.Шолохов «Донские рассказы» и др.)

  1. В чем, по-вашему, заключается трагедия личности в годы революционных потрясений и гражданской войны?
  2. Проанализируйте любое выбранное произведение, опираясь на следующие вопросы:
  1. Время создания произведения. Чем, на ваш взгляд, обусловлено обращение писателя к теме революционного противостояния?
  2. Как сюжет произведения помогает выразить трагедию личности в переломную эпоху?
  3. Герой произведения: тип личности, жизненные цели, перипетии судьбы, сложность характера.
  4. В чем, по-вашему, заключается душевная сила героя, в чем вы видите её источник?
  5. В чем причина душевной трагедии героя? Каковы, на ваш взгляд, пути дальнейшего развития характера героя?
  1. Как, по-вашему, автор решает проблему нравственного выбора? Какова авторская оценка событий, происходивших в годы революции и Гражданской войны?


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация к уроку литературы в 11 классе "Литературный процесс конца 19-начала 20 века"

Презентация  отражает литературно-историческую обстановку конца 19-начала 20 века, основные литературные направления этого периода, философские мысли.Презентация "Однородные члены предложения" по...

Презентация "Политика и литература20-30-х годов 20 века

Данная презентация предназначена для учащихся 11 класса по теме "Обзор литературы 20-30-х годов" и опирается на их  знания по истории России 20 века.По ходу урока ребята могут делать записи важны...

Тематический зачет. Литература в годы Великой Октябрьской революции и литературный процесс 20-х годов ХХ века.

Тематический зачет состоит из двух частей: тестовых заданий (с выбором ответа)  и  творческой  работы....

Политические идеологии в политическом процессе Англии в 20 годы ХХ века.

Урок-дебаты с элементами театрализации. Основная тема обществознания «Политические идеологии»,но она встроена в историческую ситуацию , сложившуюся в Англии в 1923 году , поэтому предусматривает знани...

Конспект урока-презентации по литературе в 9 классе « Мой гений веки пролетит…». М.Ю. Лермонтов: штрихи к портрету.

Цели урока:Знакомство учащихся с личностью и творчеством М.Ю.Лермонтова, со сложной и трагической судьбой поэта, со стихами, посвященными поэту.Развитие навыков выразительного чтения, развитие н...

Урок "ЛИТЕРАТУРНЫЙ ПРОЦЕСС 20-Х ГОДОВ 20 ВЕКА"

Конспект обзорного урока литературы в 11 классе...