Политические идеологии в политическом процессе Англии в 20 годы ХХ века.
методическая разработка по истории (11 класс) по теме
Урок-дебаты с элементами театрализации. Основная тема обществознания «Политические идеологии»,но она встроена в историческую ситуацию , сложившуюся в Англии в 1923 году , поэтому предусматривает знание политической истории Англии этого периода.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
politicheskie_ideologii_v_politicheskom_protsesse_anglii_v_20_gody_khkhveka.doc | 82 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок-дебаты «Политические идеологии в политическом процессе в Англии в 20годы ХХ века»
Егорычева Г.Г., учитель обществознания и истории, МАОУ «Гимназия им. А.С. Пушкина» город Сыктывкар.
Предметная область :обществознание и история
Предназначена для учащихся 11 классов.
Цель:знакомство с политическими идеологиями ХХ века:консерватизмом,либерализмом,социализмом.
Задачи:формирование основ политической грамотности,готовности и способности к самообразованию на основе учебно-познавательной мотивации.
Описание. Урок-дебаты с элементами театрализации. Основная тема обществознания «Политические идеологии»,но она встроена в историческую ситуацию , сложившуюся в Англии в 1923 году , поэтому предусматривает знание политической истории Англии этого периода.
Конспект урока по обществознанию в 11 классе.
Политические идеологии в политическом процессе в Англии в 20 годы ХХ века.
Тип урока: дебаты с элементами театрализации.
Цель урока: уяснение содержания основных политических идеологий ХХ века: консерватизма, либерализма, социализма .
Задачи:
образовательные:
- приобретение знаний о сущности политических идеологий консерватизма , либерализма , социализма ; об их представителях в Англии в 20 годы ХХ века, их роли в политическом процессе ;
- характеристика исторических процессов , происходивших в Англии в 20е годы ХХ века.
развивающие:
- формирование способности к проектированию политической ситуации ;
- организация учебного сотрудничества со сверстниками и учителем , умения работать в группе;
- владение техникой и нормами общения;
- умение работать с информацией:анализировать ,обобщать , интерпретировать , используя разные источники , в том числе информационные,
воспитательные:
- формирование готовности и способности к самообразованию на основе учебно-познавательной мотивации;
- совершенствование навыков взаимо и самооценки, рефлексии;
- формирование основ политической грамотности , критического отношения к информации на основе сопоставления с другими источниками и своим жизненным опытом.
Адресация: основная тема обществознания "Политические идеологии", но она встроена в историческую ситуацию , сложившуюся в Англии в 1923 году , поэтому предусматривает знание политической истории Англии этого периода , кроме всего адресована учащимся гимназии с углубленным изучением иностранных языков с дополнительным освоением курсов по истории и культуре Великобритании .
Деятельность учащихся и учителя делится на 2 этапа: 1- подготовительный (внеурочный) и 2 - урочная деятельность. В свою очередь подготовительный этап можно разделить на стадии: информационная, выборная, поисковая, коррекционно-репетиционная. В урочной деятельности можно отметить стадии:1- введение в историческую эпоху, 2-открытие совещания с представителями политических идеологий учителем, 3-представление участниками игры своих политических взглядов в сравнительном ракурсе по философским положениям ,по экономическим предложениям, политическим, социальным и духовным аспектам, причем каждый из сравнительных аспектов должен заканчиваться прениями и вопросами со стороны прессы.4-завершение дебатов и окончание совещания .5-историческая справка о ситуации в Англии в 1923 году.6-подведения итогов по уроку.
Внеурочная деятельность.
1 стадия - информационная. Содержание:доносится информация о теме,форме, особенностях , алгоритме проведения урока, критерии оценки (игровая - дебаты с элементами театрализации , с делением класса на 3 основные группы по типам политических идеологий, 4 группа представители печатных изданий ,5-историки) предлагается предварительное знакомство с учебной литературой .
2 стадия — выборная. Содержание: предлагается сделать выбор по своим политическим пристрастиям и уровню общения в группе , определиться с лидером команды, а самому руководителю группы распределить роли в процессе (четыре человека- выступающих с основными положениями идеологии (философия,экономика,социальная сфера, духовная и политическая) и 1-задающий вопросы оппонентам. Команда представителей печатных изданий готовит интересные , имеющие сложную форму ,вопросы к представителям всех политических идеологий. Команда историков занимается поиском информации и составлением краткой исторической справки по обозначенному периоду.
3 стадия -поисковая. Содержание:сбор и анализ информации , работа с источниками как печатными , так и информационными. Консультации учителя с руководителями групп, рекомендации в проверке материала , предоставляемого участниками. Корректировка осуществляется в дистанционной форме. Промежуточные отчеты групп в поиске материала. Учитель рассылает повестку дня совещания и напоминает требования к временному регламенту устных выступлений(не более 3 минут).
4 стадия - коррекционно-репетиционная. В соответствии с замечаниями руководителей групп учителем проверяются представленные материалы (дистанционно с использованием электронной почты или скайпа), делаются замечания ,напоминается о театрализованном характере урока и выявляется готовность костюмов ,фотоаппаратов и реквизита; выставляются оценки за подготовительный этап работы.
Урочная деятельность.
Содержание: совещание-дебаты между представителями политических партий консерваторов , либералов , лейбористов и с участием прессы.
1 стадия - введение в историческую эпоху. 3 участника команды (желательно юноша и девушка) в форме диалога характеризуют историческую обстановку в Англии в 20е годы ХХ века.Диалог сопровождается показом слайдов и музыкой .
2 стадия - открытие совещания учителем ( Приложение. Речь уполномоченного кабинета министров миссис Маргарет Чеффилд). Знакомство с повесткой дня совещания и регламентом выступлений. (Раздается в письменном виде участникам и гостям урока. См.приложение)
3 стадия-представление.
а) философии консерватизма , либерализма и социализма (выступления политических лидеров Стенли Болдуина , Джона Гобсона, Рамсея Макдональда).
б)предложения партий по проведению мероприятий в экономической сфере(См выступления представителей партий)
в)прения(вопросы команд друг другу и критика их позиций; не более 1 минуты на выступление)
г) вопросы прессы
д)предложения партий по проведению мероприятий в социальной сфере (см. выступления партий в приложении)
е)прения
ж) вопросы прессы,фотография для прессы.
4 стадия - завершение дебатов и закрытие совещания (см приложение. Заключительная речь миссис Маргарет Чеффилд).
5 стадия - историческая справка о последующих исторических событиях в Англии 20х годов ХХ века.
6 стадия — итоговая. Содержание: обсуждение и подведение итогов урока, предоставление слова гостям и родителям, предложения и пожелания к совершенствованию урока.
Предисловие. Краткая историческая справка. (см приложение)
Приложение №1.
Регламент совещания.
1. Вступительное слово миссис Маргарет Чеффилд, представителя кабинета министров.(3 мин.)
2.1.Выступление представителя партии консерваторов Стенли Болдуина.
2.2.Выступление представителя партии либералов Джона Гобсона.
2.3.Выступление представителя лейбористов Рамсея Макдональда.
3. Программа мер по улучшению экономической ситуации.
3.1.Выступление представителя партии консерваторов миссис Нейл Чемберлен.
3.2.Выступление представителя партии либералов миссис Салли Джордж.
3.3.Выступление представителя партии лейбористов мисс Кэролайн Флинт.
4.Прения. Вопросы и комментарии к содержанию выступлений.
5.Вопросы прессы. Журналистов газет "Yorkshire Post"и "Deily Mail" Кэтрин Роббинсон и Питера Паркера.
6.Программа реформирования в социальной сфере общества.
6.1.Выступление консерватора миссис Анны Бальфур.
6.2.Выступление либерала миссис Салли Джобс.
6.3.Выступление лейбориста Барбары Кастл.
7.Прения.
8.Вопросы прессы.
9.Программа иных преобразований для выхода из кризиса.
9.1.Выступление мисс Остин Чемберлен.(консерваторы)
9.2.Выступление миссис Мэри Гладстон(либералы)
9.3.Выступление (лейбористы)
10.Прения.
11.Вопросы прессы.
12.Заключительное слово миссис Маргарэт Чеффилд. Закрытие заседания.
Приложение №2
Речь М.Чеффилд.
Здравствуйте, господа, прошу всех садиться. Let me introduce myself , Маргарет Чеффилд, уполномоченная правительства Эндрю Бонара Лоу, моя задача провести сегодняшнее совещание , на котором присутствуют тори , виги , лейбористы и представители прессы, журналисты газет "Йоркшир Пост" и "Дейли Мэйл" . Разрешите огласить регламент: выступления с докладом не более 3 минут ,выступления в прениях не более 1 минуты. Последовательность выступлений и повестка дня в отпечатанном виде находится у вас на столах. Наш секретарь Питер Стоун будет напоминать вам о времени.
Леди и джентльмены! Цель нашего совещания обсудить сложившееся в Соединенном Королевстве Великобритания положение и выработать рекомендации для выхода из кризиса. Господа , прошло больше 4 лет после окончания Первой мировой войны, а наше отечество до сих пор ощущает ее последствия:война унесла 750 тысяч британцев ,одну треть национального богатства , 70 % торгового флота. Впервые в истории Англия стала должником , ее внешний долг увеличился в 10 раз и составил 1 млрд 200 млн фунтов стерлингов , на 1920 год ее национальный долг вырос с 6 млрд 600 млн до 7 млрд 875 млн фунтов стерлингов; до сих пор экономика ощущает нехватку сырья , продовольствия, прекратилось жилищное строительство , 40% бюджета ежегодно идет на выплату военных долгов. К сожалению , первое послевоенное правительство Национального единства во главе с либералом Ллойд Джорджем, состоящее из либералов и консерваторов , не улучшило ситуации в стране. Предложенная им программа под названием "Разбудить Англию" , опиравшаяся на свободу частного предпринимательства и структурную перестройку хозяйства полностью демонтировала систему государственного регулирования и еще более усугубила опустошительные последствия войны , привела к сокращению социальных программ , росту налогов , подъему рабоче-го движения, дороговизне и социальным протестам.19 октября 1922 года правительство Ллойда Джорджа подало в отставку , парламент был распущен ; в результате проведения новых выборов большинство в парламенте получили консерваторы, они сформировали правительство во главе которого встал Эндрю Бонар Лоу и теперь это правительство обращается к вам , политической элите , нужны ли преобразования, истерзанному потрясениями, обществу и если да , то какие? Я хочу предоставить слово лидеру партии консерваторов Стэнли Болдуину.
Приложение №3.
2.1. Выступление Стэнли Болдуина (лидера партии консерваторов)
Традиционализм - основа стабильности нации.
Политическая философия нашей партии исходит из идеологии консерватизма, сформулированной еще Э. Берком и развитой французами Ж. де Местром и Л. Бональдом. Она утверждает ,что наше общество это не какая-то машина , а духовная реальность с хрупкой структурой, поэтому попытки изменить ее не должны предприниматься без крайней необходимости .Да , мы отрицаем не только революционные изменения , но и с недоверием относимся даже к реформистским попыткам переустройства общества ,кроме того не нужно забывать ,что всеми общественными делами наряду с человеческим разумом правит Провидение , поэтому если суждено людям пережить политический и экономический кризис , значит в этом есть смысл и это надо пережить! Важнейшей ценностью для нас является порядок , который невозможен без огромной поддержки государства. Интересы государства выше и первичнее интересов отдельной личности .Абсолютной ценностью для нас являются социальная стабильность , религия, семья. Поэтому не стоит что-либо преобразовывать и переделывать , в конце концов новое -это хорошо забытое старое. Верность консервативным постулатам способна разрешить все противоречия.
Приложение №4.
2.2. Выступление лидера партии либералов Джона Гобсона
Либерализм - основа процветания нации.
Базовыми принципами идеологии либерализма , сформулированными еще Джоном Локком и Томасом Гоббсом ,являются свобода личности ,неограниченность гражданских и политических прав человека , его личная ответственность за собственное благополучие. Реализовать все это возможно лишь в том случае , если государство берет на себя лишь роль "ночного сторожа",т.е. охраняет общественный порядок и защищает страну от внешней угрозы. Наш лозунг "Не мешайте действовать!" , дайте нам свободу , не регламентируйте нашу жизнь, не говорите нам верить или не верить, мы в состоянии самостоятельно формулировать свои мысли и убеждения. Мы за идеологическое и политическое многообразие , за правовое государство. Наши политические права и свободы незыблемы и неотчуждаемы. Мы за равенство всех перед законом,за создание условий для реализации неограниченных возможностей человека .Только на основе свободы возможно процветание нации.
Приложение №5.
2.3. Выступление Рамсея Макдональда лидера партии лейбористов.
Расширение социальной базы - условие успешности нации.
Наша политическая идеология основана на социализме, она исходит из того , что на смену индивидуализму должна прийти совместная деятельность людей , основанная на общности интересов .В будущем коллективистском обществе только и возможно преодолеть эгоизм , отчуждение людей устранить причины , порождающие разрушительные социальные конфликты, смысловым стержнем социалистической идеологии служит идея равенства и социальной справедливости , гарантией и условием ее реализации является ликвидация частной собственности , передача всех средств производства в общенародную собственность .Результатом этого станет ликвидация социального неравенства и эксплуатации человека человеком , создание условий для гармоничного развития личности , со временем отомрет и государство со всеми своими материальными атрибутами. Так утверждали теоретики Карл Маркс и Фридрих Энгельс , попытки реализовать модель идеального общества мы видим в Советской России. Но это слишком радикально для Англии , у нее свои особенности , традиции демократии в нашей стране дают нам возможность говорить о мирном эволюционном пути достижения общественного идеала, о социальном партнерстве в условиях стабильного политического развития, в программу нашей партии включен пункт об общественной собственности и на данном этапе общественного развития, как мы считаем, борьба за ее преумножение является самой актуальной задачей. Расширение избирательного права , демократические реформы - вот наш путь к социализму.
Приложение №6.
3.1. Выступление миссис Нейл Чемберлен (тори).
Нужны ли преобразования в экономике?
Благосостояние нашей нации и британской короны напрямую зависит от состояния экономики, и от того , насколько мы быстро преодолеем экономический кризис Консерваторы предлагают усилить роль государства и государственного регулирования в экономике страны , при безусловном сохранении экономической свободы и частной инициативы .Правительство Ллойд Джорджа разрушило эту систему и лишило устойчивости устройство экономических связей в государстве. Мы также предлагаем уменьшить ввоз промышленного сырья и продовольствия и за счет этого сократить бюджетные расходы, экономия и еще раз экономия .В области внешней торговли необходимо продолжить политику протекционизма с целью защиты отечественных производителей и увеличить таможенные пошлины на ввозимые товары , при этом всячески поощряя экспорт. Мы выступаем за денационализацию сталелитейной отрасли , но мы против национализации газа, электричества , угольной промышленности и железных дорог. Установление жесткой бюджетной дисциплины ,увеличение ответственности за ее нарушение , введение золотого стандарта фунта стерлинга даст возможность создания предпосылок для выхода из кризиса. Обуздание инфляции,увеличение косвенных налогов , увеличение объемов военного производства ,улучшение условий внешней торговли , за более широкое использование ресурсов колоний . Отвечая на вопрос , поставленный в выступлении , отвечаю нужны , но осторожные , проверенные временем.
Приложение №7.
3.2. Выступление миссис Салли Джордж.
Экономические реформы - выход из кризиса.
Мы категорически против усиления государственного вмешательства в частное предпринимательство и бизнес , "Не мешайте действовать " всегда был и останется нашим лозунгом . Выход из кризиса на путях освобождения от всяческого, даже минимального вмешательства государства ,в простор частной инициативы , именно духом прибыльности питается рыночная система. Денационализация всех отраслей промышленности и услуг ,сокращение расходов на социальные программы и социальные пособия, техническое перевооружение промышленности для ликвидации отсталости , особенно тяжелой промышленности , закрытие убыточных предприятий (например шахт угольной промышленности) ,снижение налогов , нет-протекционистской политике вместо нее свободная торговля и новое экономическое сотрудничество.
Приложение №8.
3.3. Выступление Кэролайн Флинт представителя лейбористов.
Расширение государственного сектора - главный путь выхода из кризиса
Наша партия категорически не согласна с предложениями предыдущих партий , они всегда были защитницами крупного капитала, мы же направляем все свои действия на защиту интересов рабочих.После Первой мировой войны экономика страны развивалась неравномерно и работники отраслей промышленности , находящихся в депрессии , таких как угольная , текстильная , судостроение оказались в трудном положении: невыплата зарплат , нечеловеческие условия труда .Экономическая политика , проводимая Правительством Национального единства не оправдала себя, требуется резкий поворот влево для выхода из кризиса. Наша партия предлагает увеличить долю государственного сектора в экономике , перебросив тем самым часть бюджета страны на тяжелую промышленность , непривлекательную для частного капитала, увеличение субсидий для поддержания угольной промышленности , введение прогрессивной системы налогообложения , увеличение налога для богатых , введение рабочего контроля над производством,реорганизацию железных дорог и транспорта , строительство новых дорог , контроль над действиями монополий , электрификацию, жилищное строительство и благоприятные условия для развития кредитно-финансовой сферы, сокращения безработицы , создание новых механизмов для переобучения рабочих .
4. Прения (возможные вопросы и комментарии)
1.Консерваторам. Длительное нахождение у власти и ваша политика в области экономики не принесли желаемых результатов , тем не менее вы продолжаете упорствовать в продолжении традиционной политики ,это нежелание понять , что изменяются условия существования общества или элементарная лень , нежелание действовать в интересах общества?
2. Либералам. Ваш союз с консерваторами в 1918-1922 в правительстве Ллойд Джорджа был вызван проявляющимся все больше снижением авторитета партии и желанием поднять свой имидж за счет консерваторов или желанием компромисса , достижения согласия в проведении единой политики правительства ?
3. Лейбористам. Ваши предложения в области экономики напоминают начало преобразований в Советской России .Вы хотите коммунизма в нашей стране?
Возможные комментарии.
1.Со стороны консерваторов. Преобразования , предлагаемые лейбористами совершенно непреемлемы в такой стране как Соединенное Королевство Великобритания, оно вообще непреемлемо ни для какого государства , это выдумка социалистов .
2.Со стороны либералов консерваторам. Когда то тори считали , что широкие права и свободы , широкие избирательные права невозможны в нашем государстве , но жизнь опровергла их постулаты , поэтому недалек тот день , когда они согласятся с нашими доводами и в области экономики полностью и безоговорочно.
3.Со стороны лейбористов. Хотим напомнить и тори, и вигам о тех социальных бурях, которые трясли Англию весь Х1Х век , Европу в 1905-1907 годах и вы добьетесь такого развития событий вновь в нашей стране , если не повернетесь лицом к рабочему классу и не начнете предлагаемые нами преобразования.
Приложение №9
Выступление миссис Анны Бальфур (тори).
Мы предлагаем оказание помощи только тем , кто в них действительно нуждается:сиротам, вдовам,старикам, размеры социальной помощи оставить прежними , увеличить лишь в случае сокращения национального долга и увеличения экономического роста. За счет снижения числа организаций местного самоуправления , но увеличения их функций сократить расходы бюджетов этих органов. Предлагаем оказание адресной социальной помощи ,пособия по безработице оставить в прежнем размере , увеличить лишь в случае сокращения безработных. Продолжить жилищное строительство , использовать резервы благотворительности. Для улучшения своего экономического положения человек должен сам предпринимать усилия , а не надеяться на помощь государства.
Приложение №10.
Выступление мисс Салли Джобс (виги).
Я согласна с представлениями тори о личной ответственности каждого за свои действия , за все , что случилось с человеком он и только он несет ответственность , хотя государство может при возможности способствовать оказанию помощи оказавшимся в трудной ситуации. В этих целях мы предлагаем широкое распространение системы социального страхования ,чтобы человек сам делал отчисления в фонды и не чувствовал неуверенности в завтрашнем дне. Мы за широкое жилищное строительство , за обязательное образование для рабочих , чтобы в случае необходимости у него была возможность к переквалификации.
Приложение №11.
Выступление Барбары Кастл (лейбористы).
Наша партия выступает против безработицы на рынке труда .Мы стремимся к тому , чтобы необразованные и необучаемые молодые люди заменили тысячи взрослых людей , которые бы вышли на пенсию, а вместо этого пожилые люди вынуждены бороться за занятость. Это неправильно и несправедливо!Расширить пенсионную реформу , создать равные условия получения образования .Мы готовы бороться за женскую эмансипацию. Мы признаем социально-экономическую несправедливость по отношению к женщинам, у них меньше заработная плата , плохое жилье ,высокая материнская смертность.Мы не будем обманывать людей и говорить , что все наши цели будут достигнуты через день или год , но мы хотим сделать свой вклад в удаление бедности. Мы за уравнение экономических прав мужчин и женщин , за равную заработную плату и равные условия труда, за запрещение использования детского труда в промышленности. Увеличение заработной платы рабочим,увеличение социальных пособий по безработице ,снижение пенсионного возраста.
Приложение №12
Заключительное слово миссис Маргарэт Чеффилд.
От имени правительства консерваторов я благодарю всех собравшихся за высказанные предложения , надеюсь наше совещание было полезно не только для меня , но и для представителей всех политических партий , это был еще один шаг к пониманию других , к выработке общего курса реформ .Я уверенна , что правительство прислушается к высказанным сегодня мнениям и использует для реализации в практической деятельности . Проекты реформ от разных политических партий прошу сдать секретарю Питеру Стоуну.
Приложение № 13.
Краткая справка-введение в историческую ситуацию.
1 ведущий - Первая мировая война оказала большое влияние на развитие Англии и всей Британской империи. Англия принадлежала к числу держав-победительниц, но ее финансово-экономические позиции были серьезно ослаблены в результате войны. Остро ощущались нехватка сырья и износ устаревшего оборудования.
Англия зависела от ввоза продуктов питания.
Экспорт английских товаров во время войны уменьшился почти вдвое. Одновременно почти вдвое возрос импорт, для оплаты которого потребовались займы за границей. Государственный долг Великобритании вырос за годы войны более чем в 12 раз. Заграничные капиталовложения уменьшились на 25%.
2 ведущий- Бремя войны легло своей тяжестью на плечи народа. Положение рабочего класса ухудшилось. Работа на военных заводах требовала большого напряжения сил, но заработная плата была низкой. Рост дороговизны и плохие жилищные условия еще более усугубляли материальные труд ности. Обострение классовых противоречий привело к подъему рабочего движения.
3 ведущий - После США и Японии Англия получила наибольшие выгоды от войны. Ее главный соперник — Германия — был временно выведен из строя. За счет немецких владений в Африке и территорий, отнятых у Турции, расширилась Британская колониальная империя. Общие размеры территориальных приращений составили 2,6 млн. кв. км, а население новых колоний — свыше 9 млн. человек. На долю Англии приходилась значительная часть репараций, которые Германия обязалась платить по Версальскому договору.
1 ведущий - С весны 1919 г. до лета 1920 г. экономика Англии переживала торгово-промышленный бум. Он был вызван повышенным спросом на товары массового потребления, выпуск которых резко сократился в годы войны. Однако покупательные возможности трудящихся были ограничены. Жизненный уровень масс подрывался инфляцией. Цены на предметы первой необходимости быстро росли. Емкость внешних рынков также была невелика. В середине 1920 г. Англия вступила в полосу экономического кризиса.
2 ведущий - Сократились добыча угля, выплавка чугуна и стали, строительство судов, производство текстиля. Значительно уменьшился объем внешней торговли. Возросло количество банкротств. Летом 1921 г. пятая часть членов тред-юнионов не имела работы. Правительство Ллойд Джорджа сократило расходы на социальные нужды и повысило налоги. В октябре 1920 г. парламент принял реакционный закон о чрезвычайных полномочиях, предоставивший правительству широкие права для расправы с рабочим движением.
3 ведущий - В 1921 г. предприниматели снизили заработную плату 6 млн. рабочих. В 1921 г. был образован Генеральный совет конгресса тред-юнионов. Руководство этим органом оказалось в руках правых профсоюзных лидеров. Верхушка лейбористской партии и тред-юнионов проводила соглашательскую политику Организованность рабочего движения ослабла. Ряды тред-юнионов уменьшились в 1921—1923 гг. на 3 млн. человек.
1 ведущий - Наблюдался и кризис в колониальной империи.
Чтобы помешать нарастанию революционной борьбы в Индии, английское правительство разработало в 1919 г. проект реформы управления этой колонией. Наивысшего подъема антиимпериалистическая борьба в Индии достигла в 1921 г. Во главе народного движения стал Индийским национальный конгресс — партия патриотически настроенном национальной буржуазии, руководимая Мохандасом Карамчанд Ганди. В самый разгар борьбы Конгресс, опасавшийся выхода масс из-под его контроля, призвал народ прекратить кампанию гражданского неповиновения английской администрации. Антиимпериалистическое движение в Индии пошло на убыль.
2 ведущий - Развернулась также борьба египетского народа, который выступил за полное освобождение от господства англичан, навязавших стране режим протектората. Отклонение Англией законных требований Египта вызвало там весной 1919 г. вооруженное восстание. В декабре 1921 г. Египет вновь был охвачен восстанием. Английскому правительству пришлось пойти на частичную уступку. Оно формально провозгласило Египет независимым королевством, но сохранило на его территории свои войска и осуществляло экономический и политический контроль над страной.
3 ведущий - С особым упорством добивался свободы и независимости ирландский народ. Национально-освободительная война ирландского народа против английского империализма продолжалась с 1919 по 1921 Так что в декабре 1921 г. был подписан мирный договор между Великобританией и Ирландией. Ирландия (за исключением шести наиболее развитых в промышленном отношении графств Северо-Востока, которые оставались в составе Соединённого Королевства) получила статус доминиона (так называемое Ирландское Свободное государство). Однако Великобритания сохраняла на территории Ирландии военные базы. Однако большинству такой мягкий по отношению к англичанам договор не понравился и произошёл раскол. В результате в самой Ирландии началась гражданская война (1922-23). Английским империалистам с помощью частичных уступок удалось расколоть ряды национально-освободительного движения в колониях и зависимых странах. Тем самым был смягчен кризис Британской империи.
1 ведущий - Консерваторы у власти.
Правительство Ллойд Джорджа(1918-1922) столкнулось с серьезными трудностями как внутри страны, так и на международной арене. Правительство Ллойд Джорджа, учитывая настроения в деловых кругах,в 1921 году подписало торговый договор с Советской Россией После этого противоречия в английских верхах по вопросу об отношениях с Советской Россией еще более обострились. Военный министр Черчилль, министр иностранных дел лорд Керзон и другие требовали продолжения интервенционистской политики. Ллойд Джордж, напротив, считал, что реставрация капитализма в России может быть достигнута путем финансового давления, торговли и проникновения иностранного капитала в русскую экономику.
В сложившейся обстановке дальнейшее существование коа лиции либералов и консерваторов оказалось под угрозой.
2 ведущий - Часть деятелей консервативной партии (Остин Чемберлен, Бальфур) высказывалась в пользу сохранения коалиции. Другая часть консерваторов (Болдуин, Бонар Лоу) полагала, что либералы выполнили свою миссию и в условиях спада революционного движения Англия может иметь однопартийное правительство. Накануне выборов 1922 г. консер ваторы отказались от поддержки коалиции. 19 октября 1922 г. правительство Ллойд Джорджа подало в отставку.
3 ведущий - Новый кабинет, состоявший из одних консерваторов, возглавил Эндрью Бонар Лоу. Правительство распустило парламент н назначило выборы, на которых консерваторы одержали победу. Большого успеха добились лейбористы, занявшие место второй партии в парламенте. Либеральная партия утратила прежнюю роль.
Совещание уполномоченного правительства консерваторов с представителями политических партий состоялось в январе 1923 года.
Приложение №14.
Заключительная историческая справка .
Итоги дальнейшего развития Англии.
1 ведущий .
В целях обеспечения подъема экономики Англии, пережи вавшей застой, консерваторы подняли пошлины на ввозимые товары. Правительство рассчитывало ,что такая политика сплотит партию и устранит разногласия в ее верхах, возникшие при обсуждении вопроса о коалиции с либералами. Действительно, расхождения в руководстве партии были ослаблены, но на выборах 6 декабря 1923 г. консерваторы потерпели поражение и
2 ведущий
23 января 1924 г. лидер лейбористов Рамсей Макдоналд сформировал первое лейбористское правительство, в которое вошли представители правого крыла партии. Оно просуществовало несколько месяцев до 29 октября 1924 года и ушло в отставку. С 1924-1929 годы действовало правительство консерваторов Стэнли Болдуина. Но это уже совсем другая история....
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тематический зачет. Литература в годы Великой Октябрьской революции и литературный процесс 20-х годов ХХ века.
Тематический зачет состоит из двух частей: тестовых заданий (с выбором ответа) и творческой работы....
Конспект и презентация к уроку "Литературный процесс 20-х годов ХХ века"
Публикация содержит презентацию и материалы к уроку по теме "Литературный процесс 20-х годов ХХ века"...
Урок "ЛИТЕРАТУРНЫЙ ПРОЦЕСС 20-Х ГОДОВ 20 ВЕКА"
Конспект обзорного урока литературы в 11 классе...
Преезентация к уроку литературы по теме "Обзор литературного процесса 20-х годов ХХ века"
Презентация к уроку литературы в 11 классе...
Практикум по обществознанию "Политическое сознание и политическая идеология"
Подготовка к ЕГЭ...
10-11 класс. Краткий опрос. Политические партии, движения. Политическая идеология.
quot;Летучка"...
Методическая разработка повторительно-обобщающего урока по темам "Политические идеологии" и "Политические партии"
Повторительно-обобщающий урок проводится по методике Т. О. Т....