Песня в солдатской шинели (по творчеству М.Джалиля)
план-конспект урока по литературе (8 класс) на тему
Песня в солдатской шинели (по творчеству М.Джалиля)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pesnya_v_soldatskoy.doc | 43 КБ |
Предварительный просмотр:
Цель урока : - познакомить с поэзией военных лет ;
- заинтересовать учащихся творчеством Мусы Джалиля ;
- воспитывать в них чувство уважения к ветеранам войны , к людям старшего поколения.
Оформление класса : на доске тема урока « Песня в солдатской шинели « и эпиграф к уроку « Песней друга утешал и славил , Песней бил врага в суровый час ! « ( М.Джалиль );
Таблица
Дата | автор | Название стиха. |
23 июня | А.Сурков | « Присягаем победой « |
24 июня | В.Лебедев-Кумач | « Священная война « |
25 июня | А.Сурков | « Песня смелых « |
Выставка книг поэтов – фронтовиков ; материалы о М.Джалиле , свечи и цветы , фонозаписи песен.
Ход урока.
- Объявление цели урока.
- Вступительное слово учителя.
Наше время полно ярких , больших дел. Но и сегодня , когда выросло и стало зрелым поколение , не знавшее ни воя сирен , ни визга осколков , ни героя « похоронок « , священна наша память о войне.
Что может быть дороже человеческой памяти , о которой говорил Е.Исаев :
И ходит по земле
Босая память – маленькая женщина.
Медленно идет она по земному шару , останавливаясь у обелисков и могил , без стука входя в наши дома. И всюду , где она прошла , звучит колокол нашего сердца. И мы свято бережем эту память : литература вновь и вновь возвращается к ней.
- Почему и сегодня мы вновь заговорили о Великой Отечественной войне 1941 – 45 годов ?
Что вы знаете об этой войне ?
- Беседа с учащимися. Вывод.
Война –
Это жизни безумный оборот ,
Время , текущее назад , а не вперед ,
Война – это разума
Убийственные издержки ,
Война – это враг человека злейший.
- Песней друга утешал и славил ,
Песней бил врага в суровый час ! « - писал татарский поэт Муса Джалиль.
Трудно было солдатам в годы войны , трудно было их женам , сестрам и матерям в тылу врага , в колхозах и совхозах , на заводах и фабриках , где они трудились. Но им воевать и работать помогала песня , художественное слово. Именно песня вселяла в них надежду , уверенность в победе. Тем более стихи и песни были самым оперативным и доступным жанром.
- Почему ?
- А каких писателей – фронтовиков вы знаете ? Назовите их.
- Среди них есть и ныне здравствующий народный поэт Башкортостана Мустай Карим , которому недавно исполнилось 85 лет.
5. Чтение стихов М.Карима « Я ухожу на фронт «.
- Ради чего уходили на фронт наши деды ?
6. Работа с таблицей.
А первой песней была песня « Священная война «. Музыку на стихи В.Лебедева – Кумача уже 25 июня написал композитор А.В.Александров. На шестой день « Священная война « зазвучала по радио.
7. Прослушивание грампластинки с песней « Священная война «.
Битва под Москвой – первое победоносное сражение Великой Отечественной войны . Здесь , в суровых снегах Подмосковья , родилась одна из песен замечательного поэта А.Суркова. Сурков не писал песню. Он написал письмо в стихах жене. В ноябре 41 – го написал «В землянке». Слова стали известны его товарищам по перу и по боям . Переписывали из рук в руки. Когда в начале 1942 – го в Москве проездом находился композитор К.Листов , он написал на эти стихи мелодию.
8. Исполнение песни « В землянке «.
Песня меня научила свободе ,
Песня борцом умереть мне велит.
Жизнь моя песней звенела в народе ,
Смерть моя песней борьбы прозвучит.
Так писал в стихотворении « Песни мои « , написанном в 1943 году , человек легендарной судьбы , татарский поэт Муса Джалиль. Именно песней , вдохновенной и бесстрашной , прозвучала вся поэзия Джалиля , прошла вся его жизнь.
10. Краткий рассказ о жизни М.Джалиля
Родился М.Джалиль в 1906 году в деревне Мустафино Оренбурской губернии. Начал писать стихи с ранних лет , а в 1922 году приехал в Казань. Работал в редакциях газет и журналов. Писал стихи , поэмы , оперы. К началу войны он был уже известным поэтом. С первых дней войны Мусса ушел на фронт. Тяжело раненный поэт попал в фашистский плен , но и там , в тяжелых условиях фашистского застенка – тюрьмы Моабит , продолжал воспевать героизм русского народа , твердо веря в его победу.
Но имя поэта долгое время было скрыто завесой неизвестности. Никто не мог сказать о нем что – то определенное. А сам Муса в фашистском застенке писал :
Коль обо мне тебе весть принесут ,
Скажут : « Изменник он ! Родину предал « , -
Не верь , дорогая ! Слово такое
Не скажут друзья , если любят меня.
Строки эти мог написать только человек кристально честной души. Но для доказательства искренности этих строк понадобилось около десяти лет
А) В последних числах апреля 1945 года одно из подразделений советских войск , штурмовавших Берлин , ворвалось с боями во двор фашистской тюрьмы Моабит. Здесь уже никого не было. Ветер носил по двору мусор и обрывки бумаги. И тут один из бойцов обратил внимание на валявшийся на земле клочок бумаги , на котором было написано что – то по – русски . Боец поднял листок , разгладил и , не веря своим глазам , прочитал :
« Я , известный поэт Мусса Джалиль , заключен в Моабитскую тюрьму , как пленный , которому предъявлены политические обвинения и , наверное , буду скоро расстрелян. Если кому – нибудь из русских попадет эта запись , пусть передадут привет от меня товарищам – писателям в Москве.»
Дальше перечислялись фамилии писателей , которым поэт посылал свой прощальный привет. Первой среди них стояла фамилия Александра Фадеева. Эту записку солдаты отправили в Москву.
б) Год спустя , в один из весенних дней 1946 года , в союз писателей Татарии неизвестный человек принес сверток , в котором оказалось два блокнота. Один совсем крошечный , сшитый из разрозненных клочков бумаги и густо забитый убористым арабским шрифтом. На последней страничке рукою Мусы Джалиля было написано : « К другу , который умеет читать по – татарски. Это написал известный поэт М.Джалиль. Он в 1942 году сражался на фронте и взят в плен. В плену испытал все ужасы , прошел через сорок смертей , затем был привезен в Берлин. Здесь он был обвинен в участии в подпольной организации , в распространении советской пропаганды и заключен в тюрьму. Его присудят к смертельной казни. Он умрет. Но у него останется 115 стихов , написанных в плену и в заточении…»
в) А в 1947 году Советское консульство в Брюсселе переслало в Казань еще одну тетрадку со стихами Джалиля , которую передал в консульство друг бельгийского антифашиста Андре Тиммерманса.
Г) А сейчас , по исследованиям литературоведов , мы уже знаем , что Муса Джалиль был истинным патриотом своей Родины и погиб трагической смертью.Погиб он и еще 10 его товарищей – земляков 25 августа 1944 года в 10 часов утра. Судя по документам , все патриоты были обезглавлены.
д) 25 апреля 1953 года по праву считается днем второго рождения М.Джалиля. В этот день на страницах « Литературной газеты « впервые после более чем 10 – летнего перерыва была напечатана подборка стихов Джалиля.
И только тогда узнали читатели , какие бессмертные стихи были созданы Мусой Джалилем в эти страшные для всей страны годы.
11. Практическая работа по стихотворению « Красная ромашка «
а) выразительное чтение стих – я учителем ;
б) комментирование содержания ;
в) найти ключевые слова , которыми описываются ромашки ;
г) определить , какие именно это изобразительные средства ;
д) какова основная идея стих – ния ?
е) какие слова подчеркивают эту идею ?
12. Обобщение.
« Мир и мировая литература знают много поэтов , обессмертивших свои имена неувядаемой славой , но таких , как поэт – герой Муса Джалиль , увековечивший свое имя и бессмертными творениями , и смертью , которая сама является подвигом , не так уж много.
Вот они : великий Байрон , славный народный поэт Венгрии Петефон , герой Юлиус Фучик и , наконец , Муса Ддалиль « , - писал азербайджанский поэт Самед Вургун.
Имя Джалиля сделалось нарицательным. Оно стало символом беззаветной преданности Родине , мужества и бесстрашия.
Как волшебный клубок из сказки ,
Песни на всем моем пути …
Идите по следу до самой последней ,
Коль захотите меня найти ! «
Мы нашли его. О нем помнят , его любят. И в нашем небольшом городке есть улица , которая носит имя М.Джалиля. Надеюсь , что и вы полюбите его поэзию , его прекрасные стихи.
И пусть все стихи , которых мы сегодня назвали « песнями в солдатской шинели « , напоминают нам о том , что мы в долгу перед теми , « что в землю полегли , в окопах мерзли и в снегу , в морях тонули и в болотах «. Ведь , наверняка , среди них были и ваши родные.
- Кто скажет , чей дедушка или прадедушка участвовал в Великой Отечественной войне ?
С каждым годом становится их все меньше и меньше , этих милых дедушек , инвалидов войны.
Вот человек – он искалечен ,
В рубцах лицо. Но ты гляди
И взгляд испуганно при встрече
С его лица не отводи.
Остановись , оглянись вокруг : благодарны ли мы им за нашу спокойную жизнь ? Ведь мы обязаны уважать их , почитать и помогать им , быть милосердными к ним за то , что они принесли в нашу страну мир на долгие годы. И пусть всегда будет мир во всем мире , и мы никогда не узнаем , что такое Война.
13. Коллективное исполнение песни « Пусть всегда буду я ! «
Министерство образования Республики Башкортостан
«Песня в солдатской шинели»
(методическая разработка урока литературы учителя русского языка и литературы СОШ № 4 г. Баймак Каримовой Ф.Ф.)
2005 год
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Песня в солдатской шинели"
Классный час в 8 классе (Патриотическое воспитание)...
Песня в солдатской шинели
Литературно - музыкальная композиция к Дню Победы. В сценарий включены стихи и песни разных лет. Даются сведения об авторах, об истории создания произведений....
Викторина - игра "Песни в солдатских шинелях"
Пояснительная записка. Идея патриотизма во все времена занимала особое место в формировании личности растущего человека. Сегодня стало очевидным, что в обществе, поглощенном проблемами неос...
Литературно-музыкальная композиция "Песни в солдатской шинели"
Небольшая композиция о Великой Отечественной войне...
Сценарий внутришкольного мероприятия Военно-партиотической песни "ПЕСНЯ В СОЛДАТСКОЙ ШИНЕЛИ" в рамках празднования 70-летнего юбилея Великой Победы
Сценарная разработка внутришкольного конкурса в рамках празднования 70-летнего юбилея Великой Победы...
Фестиваль солдатской песни к Дню Защитника Отечества "Песня в солдатской шинели"
Общешкольное мероприятие Фестиваль солдатской песни "Песня в солдатской шинели". подготовка к фестивалю была серьезной, так что выступления получились красочными, эмоциональными, впечатляющими. На мер...
Фестиваль военной песни «Песня в солдатской шинели» в рамках проекта "Песня года"
Авторы-составители: Манзык М.В., классный руководитель 6а классаСивцова Т.И., педагог орагнизатор Цели: воспитывать чувства патриотизма, гордости за свою страну, за русских людей на примерах...