Волшебный мир сказки
проект по литературе (5 класс) на тему
Урок литературы в 5 классе по проектной деятельности
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
volshebnyy_mir_skazki.doc | 106 КБ |
Предварительный просмотр:
Автор проекта | |||||||
Фамилия, имя отчество | Тинчурина Диния Исхаковна | ||||||
Регион | Пензенская область | ||||||
Населенный пункт, в котором находится школа/ОУ | Каменский район с.Кобылкино | ||||||
Номер и/или название школы/ОУ | МОУ СОШ с.Кобылкино | ||||||
Название темы вашего учебного проекта | |||||||
Волшебный мир сказки | |||||||
Краткое содержание проекта | |||||||
В последнее время наблюдается тенденция обесценивания предметов гуманитарного цикла, особенно литературы: зачастую книгу заменяет компьютер, а школьное сочинение уступает место ЕГЭ. Чтение, особенно в школе, начинает восприниматься как принудительное и ненужное действие, отнимающее к тому же немало времени. Методика проектной работы предполагает коллективную групповую работу учащихся под руководством педагога, который выступает как консультант, в результате чего образовательный процесс демократизируется, увеличивается ответственность каждого участника за свою часть работы. Таким образом, решается коммуникативная педагогическая задача: учащиеся не только выполняют совместную работу, но учатся деловому творческому общению. В 5-м классе создание проектов не является самоцелью, учащиеся создают небольшие мультимедийные презентации-проекты к определенному уроку. Волшебные сказки, включенные в программу 5-го класса, позволяют учителю показать при их изучении самое характерное для русской народной и литературной сказки. Наш проект посвящен сказкам. Мы приглашаем отправиться в удивительное путешествие по страницам сказок. Сказки сопутствовали народу на протяжении многих веков его истории. Простые, мудрые и прекрасные, они дороги каждому человеку, дороги так, как может быть дорога родина, народ и его история. Проект выполняется в рамках государственного образовательного стандарта основного (общего) образования по литературе: 5 класс, разделы "Устное народное творчество" и "Литературные сказки". Исследовательский проект рассчитан на обучающихся 5 классов. Объект: народные и литературные сказки. Гипотеза исследования: сказка - это отдельный литературный жанр, учит добру, справедливости. В сказке добро побеждает зло. Цели данной деятельности: способствовать формированию коммуникативных умений; способствовать созданию условий для эффективной устной, письменной, мультимедийной коммуникации в различных формах и контекстах; развивать межличностное взаимодействие и сотрудничество; способствовать воспитанию высоких нравственных качеств личности, рассмотреть категории добра и зла на примере прочитанных сказок; продолжить обучение элементам анализа художественного текста, умению сравнивать, обобщать; Задачи: 1. Выявить у обучающихся знания о сказках. 2. Определить, чем отличаются народные сказки от литературных. 3. Способствовать формированию эмоционального, осознанного восприятия художественного текста, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений. Для реализации проекта предполагается определенный уровень подготовки обучающихся. Обучающиеся должны: знать понятие "сказка",определять жанр произведения, сравнивать народные и литературные сказки, иметь представление о правилах работы с компьютером, уметь работать со справочной литературой. Длительность работы по проекту - 3 недели. Работа на уроках составляет 10 часов. Самостоятельная работа обучающихся составляет 5 часов. В результате проекта должна быть представлена совместная работа – презентация – защита проекта «Волшебный мир сказки» по группам на темы: 1 группа – «Добро побеждает зло»; 2группа – «Труд и взаимовыручка в сказках»; 3 группа – «Волшебные предметы в сказках». | |||||||
Предмет(ы) | |||||||
Литература, русский язык | |||||||
Класс(-ы) | |||||||
5 класс | |||||||
Приблизительная продолжительность проекта | |||||||
3 недели | |||||||
Основа проекта | |||||||
Образовательные стандарты | |||||||
http://www.edu.ru/db/portal/obschee/index.htm Литература. Изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:
В школах с родным (нерусским) языком обучения учебный предмет «Литература», реализуя общие цели, способствует решению специфических задач:
Изучение русского языка в основной школе направлено на достижение следующих целей:
Реализация указанных целей достигается в процессе формирования и развития следующих предметных компетенций: коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой), культуроведческой. Коммуникативная компетенция предполагает овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения. Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции предполагают освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладение основными нормами русского литератур-ного языка, обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов; необходимых знаний о лингвистике как науке и ученых-русистах; умение пользоваться различными лингвистическими словарями. Культуроведческая компетенция предполагает осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения. Учебный предмет «Русский язык» в школе с русским (родным) языком обучения выполняет цели, обусловленные ролью родного языка в развитии и воспитании личности ребенка, а также ролью родного языка в усвоении всех изучаемых предметов в школе. «Русский язык» в школе с родным (нерусским) языком обучения выполняет дополнительные цели, обусловленные его статусом государственного языка, средства межнационального общения в повседневной жизни и профессиональной деятельности; приобщает учащихся к культуре русского народа, обеспечивает их готовность к межнациональному общению. | |||||||
Дидактические цели / Ожидаемые результаты обучения | |||||||
После завершения проекта учащиеся смогут:
| |||||||
Вопросы, направляющие проект | |||||||
Основополагающий вопрос | Влияние волшебства сказок на мировоззрение личности. | ||||||
Проблемные вопросы учебной темы | Объяснить, в чем заключается волшебство сказок:
| ||||||
Учебные вопросы |
| ||||||
План оценивания | |||||||
График оценивания | |||||||
До работы над проектом | Ученики работают над проектом и выполняют задания | После завершения работы над проектом | |||||
Анкетирование. Тестирование. | Памятка по организации исследования; Консультации; | Доклады учащихся по группам. Презентация учащихся. Рисунки учащихся. | |||||
Описание методов оценивания | |||||||
Работа над проектом начинается с того, что в ходе фронтального опроса и тестирования учителя выясняются знания (и верные, и ошибочные) учащихся по данной теме. Диагностика уровня комфортности учащихся проведена на основе анкетирования учащихся. Само- и взаимооценка осуществлена во время защиты проектов с помощью бланков контроля. Продуктами деятельности учеников явились доклады в группах и презентация. Кроме того, был создан буклет, отражающий информацию о проекте. | |||||||
Сведения о проекте | |||||||
Необходимые начальные знания, умения, навыки | |||||||
Знать: понятие "сказка", определять жанр произведения, сравнивать народные и литературные сказки, иметь представление о правилах работы с компьютером, уметь работать со справочной литературой. | |||||||
Учебные мероприятия | |||||||
До начала проекта нужно подготовить все необходимые ресурсы в соответствии с планом проведения проекта, а также провести родительское собрание с тем, чтобы обеспечить поддержку родителей, объяснить им смысл изменения формы учебного процесса. Постановка задачи (1 урок) Во время фронтального опроса и тестирования учитель выясняет знания учащихся по данной теме. Учащиеся отвечают на вопросы, что позволит выяснить полноту и правильность их знаний. Тут же определяются темы и содержание дальнейших исследований. Учитель делит класс на группы, каждая из которых будет исследовать один из вопросов. Исследования школьников(3недели) Учащиеся самостоятельно пытаются подобрать материал и ответить на поставленные вопросы. Учитель обеспечивает группы ресурсами, необходимыми для исследования. Защита проектов (1 урок) От каждой группы выступает представитель с докладом и представляется презентация. Учащиеся оценивают выступления групп в соответствии с критериями оценки исследований. Подводятся итоги, определяется группа, выполнившая самое полное и аргументированное исследование | |||||||
Материалы для дифференцированного обучения | |||||||
Ученик с проблемами усвоения учебного материала (Проблемный ученик) | Проектные группы формировались с учетом интересов и способностей учащихся. Каждый мог записаться в любую группу в соответствии со своим желанием и интересом к предмету. Распределение обязанностей в группах осуществлялось по принципу добровольности (поиск информации и ее анализ, поиск иллюстраций, создание презентации). | ||||||
Одаренный ученик | Сильные учащиеся готовят выступление и защиту проекта для группы. | ||||||
Материалы и ресурсы, необходимые для проекта | |||||||
Технологии - цифровые устройства (Отметьте флажками необходимые элементы) | |||||||
| |||||||
Технологии – программное обеспечение (отметьте нужные пункты) | |||||||
Материалы на печатной основе |
3.Брауде Л. Ю. К истории понятия "литературная сказка".— Известия АН СССР. Серия литературы и языка. — М., 1977. .4. Расскажи мне сказку...: Лит. сказки для детей: Кн. для воспитателей детского сада, детей мл. шк. возраста, родителей. сост. Э. И. Иванова, - М., Просвещение, 1993 5. Пропп В.Я. Исторические корни волшебной сказки. Л., 1986. | ||||||
Интернет-ресурсы | www.KM.ru, www.Vschool.ru, http://Allbest.ru, http://Alleng.ru |
Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа
с.Кобылкино Каменского района Пензенской области
Урок-защита проекта
по внеклассному чтению в 5 классе
«Волшебный мир сказки»
Автор проекта:
учитель русского языка и литературы
Тинчурина Д.И.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку ИЗО в 7 классе по теме: "Волшебный мир сказки"
Урок ИЗО в 7 классе по программе Б.М. Неменского в разделе "Великие темы жизни" отведен на изучение сказочно-былинн...
Презентация к уроку "А.С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях». Явная и неявная фантастика в волшебной литературной сказке".
Презентация к уроку "А.С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях». Явная и неявная фантастика в волшебной литературной сказке"....
Волшебный мир сказки
Разработка урока для 7 класса...
Волшебный мир сказки
Данный урок продолжает знакомство пятиклассников с волшебной сказкой, показать своеобразие сюжета, героев и событий волшебной сказки....
Компетентностно-ориентированные задания по теме «Иван — крестьянский сын и чудо-юдо». Волшебная богатырская сказка героического содержания»
Компетентностно-ориентированные задания помогут активизировать работу учащихся на уроке....
"Иван - крестьянский сын и чудо-юдо". Волшебная богатырская сказка героического содержания
Урок формирует умения осознанно воспринимать и понимать фольклорный текст, выявлять в сказке характерные художэественные приемы. Указаны формируемые УУД...
Волшебный мир сказки (игра по творчеству Гримм)
Игра по сказкам братьев Гримм...