Волшебный мир сказки
план-конспект урока по литературе (5 класс) по теме
Данный урок продолжает знакомство пятиклассников с волшебной сказкой, показать своеобразие сюжета, героев и событий волшебной сказки.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
volshebnyy_mir_skazki.doc | 26.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Учитель русского языка и литературы
Бекетова Светлана Владимировна
МБОУ СОШ №20
станицы Новопокровской
муниципального образования Новопокровский район
Краснодарского края
Тема: «Волшебный мир сказки»
Цель: - Продолжить знакомство с волшебной сказкой, показать своеобразие
сюжета, героев и событий волшебной сказки.
- Развивать воображение и речь учащихся, умение мотивировать ответ.
- Представить учащимся отражение в сказке народных идеалов.
Оборудование: текст сказки; иллюстрации к сказкам И. Билибина, В. Васнецова, выставка книг с русскими народными сказками создают атмосферу урока.
Ход урока:
…Какая бы тень не набежала на вашу жизнь,-
посетит ли вас тревога о судьбе России,
придут ли вам «мысли черные» о вашей
личной судьбе, или просто жизнь покажется
«несносной раной», - вспомните о русской
сказке и прислушайтесь к её тихому,
древнему, мудрому голосу…
Ильин А.И. «Одинокий художник»
1. Слово учителя.
Давайте и мы прислушаемся к голосу сказки. Готовясь к этому уроку, мы договорились, что вы вспомните свои любимые сказки и подготовите небольшой рассказ, начинающийся словами: «Когда я произношу слово сказка, передо мной возникают…»
2. Рассказы учащихся.
3. Благодаря вашим рассказам мы заглянули во многие сказки и увидели, что сказки учат…
(жить в мире «Теремок», не хвастаться «Колобок», ценить даже самую малую силу «Репка» и т.д.)
- Значит, не зря сказки называют мудрыми? Вот и теперь мы отправляемся в мудрые сказочные края…
4. Работа с текстом сказки.
- Дома вы прочитали сказку «Царевна-лягушка». Сколько времени вы читали сказку? (не более получаса)
- А сколько, по вашему мнению, длится действие сказки?
(год, а может, и больше, ведь мы не знаем, сколько времени Иван-царевич ищет Василису Премудрую, пока износил три пары железных сапог и изгрыз три железных хлеба)
- Читали вы сказку дома, а где побывали, куда вас сказка привела?
(в некотором царстве, в некотором государстве, на болоте, за тридевять земель, за тридевять морей, в темных лесах, топких болотах, зеленых лугах)
- Да, у сказки свои законы времени пространства. Она обирает только самые важные события в жизни героя. Благодаря этому она способна преодолевать любые расстояния, подниматься в поднебесную высоту и опускаться в подземное царство.
- С какого события начинается сказка?
- Что важно в этом эпизоде?
(важно, что сыновья послушно выполняют волю отца, мотив семьи)
- Мог ли Иван-царевич солгать, сказать, что стрелу в болоте не нашел, скрыть, что лягушку видел?
(в споре выясняем, что не мог: обманывать он не мог, не стал бы героем сказки, Василиса Премудрая не выбрала бы плохого молодца)
- Через какие испытания проходят жены сыновей царя? Как проявляет себя Василиса премудрая?
(хоть и волшебница, а рукодельничать умеет по-настоящему, зачитываем отрывок из сказки)
- Итак, лягушка обернулась царевной. А что чувствует Иван-царевич? Почему он кинулся домой и сжег кожу лягушки? Хорошо ли он поступил?
(он влюбился в Василису Премудрую, не хотел, чтобы она опять в лягушку превратилась)
- Знал бы он, что три дня осталось, поступил бы он так?
(нет, но теперь его жалко, ему придется искать свою любимую за тридевять земель, за тридевять морей)
- Почему Ивана-царевича в сказке подвергают таким испытаниям?
(в семье все решения надо принимать сообща, посоветовавшись, послушав другую сторону)
- Кто приходит к Ивану-царевичу на помощь?
(старик, Баба-Яга, звери)
- Доброта Ивана-царевича не дала погубить медведя, селезня, зайца и щуку. Как это ему помогло?
- Да, тут вступает в силу главный закон и сказки, и нашей с вами жизни: всякое, даже малое добро возвращается к нам добром.
- Заслужил Иван-царевич свое счастье? После таких испытаний могли они жить с Василисой Прекрасной не иначе как «дружно, в любви и согласии»?
Вот почему мы радуемся вместе с героями, дочитав сказку до конца.
5. Продолжи сказку.
- А теперь давайте посмотрим, справитесь ли вы с созданием сказки. Я прочитаю вам сказку Юрия Куранова «Царевна», но не до конца, а вот чем она закончится – это уже ваше воображение подскажет.
Ю. Куранов
«Царевна».
Во дворе выкопали колодец. Возле колодца поселилась лягушка. Она целыми днями сидела в тени колодезного сруба, а когда кто-нибудь приходил, прыгала в сторону под старое ведро.
Однажды Митек направился к колодцу за водой и заметил, что кто-то прыгнул к ведру. Митек сначала испугался, но потом взял кирпич и стал подкрадываться к ведру. Он подкрался, опрокинул ведро ногой и увидел на земле лягушку. Бежать лягушке было некуда, она припала к земле и, не мигая, уставилась на Митька большими печальными глазами.
Митек опустил руку с кирпичом. Ему вдруг вспомнилась одна сказка. В сказке говорилось о том, как Иван-царевич спас молодую царевну, которую злой Кащей превратил в лягушку. Митек потоптался на месте и сказал:
- Не бойся.
Постоял немного и спросил:
- Ты царевна?
Лягушка все так же смотрела на него черными круглыми глазами и быстро задвигала белесоватым мешочком ниже подбородка, словно силилась что-то сказать.
- А ты когда расколдуешься?
Лягушка опять задвигала белесоватым мешочком.
- Ладно, молчи,- сказал Митек.- Вот я подрасту, тогда мне все и расскажешь. А сейчас живи пока у колодца или вон под крыльцом.
Митек бросил кирпич, накачал из колодца воды, обернулся, чтобы идти домой, и замер. На том самом месте, где сидела лягушка, стояла перед ним девочка. Она была чуть пониже Митька, беленькая, остроносая, в коротеньком красном платье и с ведерком в руке. Митек быстро оглядел вокруг девочки землю, лягушки не было.
- Ты что, уже расколдовалась? – спросил Митек.
- Когда? – удивилась девочка.
- Когда? Сейчас.
- Нет, я только переоделась с дороги.
- Ничего себе переоделась, - протянул Митек. – Чего же нам теперь делать?
- Не знаю, что ты будешь делать…А мне воды надо набрать.
Митек наполнил девочке ведро и помог донести до дома.
- А какая ты царевна? – по дороге спросил он.
- Не знаю, - ответила она.
Расставшись с девочкой, Митек вернулся к колодцу. Лягушки нигде не было…
(Сказка обрывается на словах «стояла перед ним девочка» и дети предлагают свои варианты окончания)
Вывод: зерна сказки прорастают в доброй детской фантазии, будь она реалистична или романтична.
6. Домашнее задание: сочините сказку на тему осени.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку ИЗО в 7 классе по теме: "Волшебный мир сказки"
Урок ИЗО в 7 классе по программе Б.М. Неменского в разделе "Великие темы жизни" отведен на изучение сказочно-былинн...
Презентация к уроку "А.С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях». Явная и неявная фантастика в волшебной литературной сказке".
Презентация к уроку "А.С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях». Явная и неявная фантастика в волшебной литературной сказке"....
Волшебный мир сказки
Разработка урока для 7 класса...
Компетентностно-ориентированные задания по теме «Иван — крестьянский сын и чудо-юдо». Волшебная богатырская сказка героического содержания»
Компетентностно-ориентированные задания помогут активизировать работу учащихся на уроке....
"Иван - крестьянский сын и чудо-юдо". Волшебная богатырская сказка героического содержания
Урок формирует умения осознанно воспринимать и понимать фольклорный текст, выявлять в сказке характерные художэественные приемы. Указаны формируемые УУД...
Волшебный мир сказки (игра по творчеству Гримм)
Игра по сказкам братьев Гримм...
Интеллектуально-познавательная викторина для 5 класса "Волшебный мир сказки"
Конспект внеклассного мероприятия по литературе содержит разноплановые задания интеллектуального, развлекательного, творческого характера....