элективный курс "Русские былины"
элективный курс по литературе (10 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Программа элективного курса
«Русские былины»
(18 часов)
10 класс
Пояснительная записка
Обучение в профильных классах школах гуманитарной направленности предполагает, что старшеклассник выбрал то направление образования, которое соответствует его склонностям и способностям. В таких классах расширены возможности социализации и индивидуализации обучения.
Элективный курс «Русские былины» адресован учащимся 10 класса общеобразовательных школ, выбравшим гуманитарный профиль обучения.
Программа по литературе предполагает знакомство с фольклором и, в частности, с былинами как одним из жанром устного народного творчества. Однако время, отведенное на изучение этой темы, не позволяет ознакомиться с былинами достаточно детально. Кроме того, изучение былин в средней школе происходит на уровне, доступном ученикам этой ступени обучения. Между тем учащиеся гуманитарных классов, изучающие литературу углубленно, должны быть знакомы с основными жанрами фольклора, их спецификой, должны уметь видеть фольклорные традиции в литературе. Былины представляют интерес не только сами по себе, но и как факт жизни эпохи, как русский народный эпос. Изучение былин в гуманитарных классах позволяет осуществить культурологический подход к обучению, столь необходимый в классах гуманитарного профиля. Таким образом, работа по данному элективному курсу предполагает не только углубление знаний по литературе, но и дает возможность ознакомиться со специфической деятельностью филолога-исследователя.
Цели программы элективного курса «Русские былины» :
- Учить и научить школьников самостоятельно добывать знания по данной теме;
- Совершенствовать навыки работы с текстом устного народного творчества;
- Учить строить аналогии, обобщать и систематизировать, ставить и разрешать проблемы.
Программа элективного курса «Русские былины» направлена на дополнение содержания профильного курса и соответствует задачам литературного образования профильного уровня стандарта среднего (полного) образования по литературе (профильный уровень).
Последовательность тем курса обусловлена логикой погружения в проблему, спецификой учебных мотиваций старшеклассников, усложнения задач, стоящих перед школьниками.
По окончании курса возможно написание реферата или курсовой работы.
Учебно-тематический план
№ п/п | Наименование раздела программы | Кол-во часов | Возможные формы проведения занятия |
I | Специфика жанра былины | 4 | Интерактивная лекция Эвристическая беседа Урок-исследование |
II | История возникновения былин | 2 1 1 | Интерактивная лекция Эвристическая беседа |
III | История собирания былин | 2 1 | Интерактивная лекция Эвристическая беседа |
IV | Образы былинных богатырей | 2 | Урок-исследование |
V | Сказители былин и их роль | 2 | Эвристическая беседа Урок-дискуссия Урок-дискуссия |
V1 | Иллюстрации к былинам, их литературные и музыкальные интепретации | 4 | Эвристическая беседа |
V11 | Читательская конференция «Русские былины» | 2 |
Программа
Тема № 1
Специфика жанра былины
Былина как русский героический эпос. Былина и сказка. Былина и песня. Жанровые особенности былин. Былинная поэтика.
Тема № 2.
История возникновения былин.
Традиционное бытование былин. Географическое распространение былин. Время сложения былин.
Тема № 3.
История собирания былин
Специфика собирания былин (древность фольклорных текстов и относительная «молодость» записей). Былинные сюжеты и былинные тексты. Сборник Гильфердинга.
Тема № 4.
Образы былинных богатырей
Исторические прототипы былинных персонажей. Образы Ильи Муромца, Алеши Поповича, Добрыни Никитича. «Старшие богатыри». Особенности создания образов былинных богатырей.
Тема № 5.
Сказители былин и их роль
Кто такие сказители. Личность сказителя и ее отражение в былине.
Тема № 5.
Иллюстрации к былинам, их музыкальные интепретации.
Иллюстраторы былин. Иллюстрации к былинам В.М.Васнецова, Н.К.Рериха, И.Е.Репина. Создание образов русских богатырей поэтами (Державиным, Херасковым, Буниным, А.К. Толстым и др.) Опера-фарс А.Бородина «Богатыри». Многообразие интерпретаций былинных сюжетов и образов в разных видах искусства.
Литература
- А.Л. Фокеев «Неиссякаемый источник», Издательство «Лицей» 2005
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Элективный курс "Русский язык и культура общения"
Цели курса: 1. Помочь старшеклассникам осознанно овладеть орфоэпическими, морфологическими, синтаксическими нормами русского языка. ...
Рабочая программа элективного курса «Русский язык в диалоге культур» для 9 класса
Рабочая программа элективного курса «Русский язык в диалоге культур» для 9 класса направлена на достижение следующих целей:1) систематизация и обобщение знаний о современном русском языке;2) фор...
Элективный курс. Русская народная игрушка
русская народная игрушка...
Рабочая программа по элективному курсу. Русское правописание орфография и пунктуация 10 класс. Базовый уровень
Основная цель данного курса состоит в повышении грамотности учащихся, в развитии культуры письменной речи. Свободное владение орфографией и пунктуацией предполагает не только знание правил и спо...
Рабочая программа по элективному курсу. Русское правописание орфография и пунктуация 11 класс
Программа рассчитана на учащихся 11 классов. Содержание программы представляет собой отбор такого материала из разных разделов русского языка, который может вызвать у учащихся познавательный инт...
Элективный курс русского языка «Практикум по русскому языку. Подготовка к ОГЭ»
Элективный курс русского языка «Практикум по русскому языку. Подготовка к ОГЭ» предназначен для обучающихся 8 класса.Цель изучения курса – формирование языковой и лин...
Элективный курс русского языка «Практикум по русскому языку. Подготовка к ОГЭ»
Элективный курс русского языка «Практикум по русскому языку. Подготовка к ОГЭ» предназначен для обучающихся 8 класса....