Поэтика есенинского цикла "Персидские мотивы"
презентация к уроку по литературе (11 класс) по теме
Разработка содержит презентацию к уроку и задание для самостоятельной работы учащихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Презентация к уроку | 406.89 КБ |
Вопросы для самостоятельной работы | 30.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Повторение изученного: Что такое цикл произведений? Какие литературные циклы вам известны?
Литературный цикл ряд литературных произведений на общую или близкую тематику, созданный одним автором или одной группой авторов. Обладает общностью жанра, места и времени действия, персонажей, формы и стиля повествования.
Литературные циклы А. Блок «Стихи о Прекрасной Даме» А. Блок «Родина» А. Блок «Распутья» А. Блок «Страшный мир» А. Блок «На поле Куликовом» Н. Гумилев «Озеро Чад» Н. Гумилев «Капитаны» М. Салтыков-Щедрин «Сказки» И. Тургенев «Записки охотника» М.Горький «По Руси» В. Короленко « Сорочинская трагедия»
С. Есенин «Персидские мотивы» Каково современное название Персии? Иран
С. Есенин «Персидские мотивы» Что вам известно о персидской литературе? Персидская литература - письменные произведения на персидском языке, развивалась в течение последних двух с половиной тысяч лет Персидская литература считается одной из великих литератур человечества.
С. Есенин «Персидские мотивы» Известны ли вам имена персидских поэтов? Фирдоуси, Саади, Хафиз Ширази , Руми Омар Хайям , хорошо известны во всем мире и оказали влияние на литературу многих стран.
С. Есенин «Персидские мотивы» Кто в русской литературе обращался к теме Востока? М. Лермонтов «Демон» (восточная повесть), «Герой нашего времени» А. Пушкин «Южные поэмы», «Подражание Корану» Н. Гоголь «Портрет» Л.Н. Толстой «Кавказский пленник»
С. Есенин «Персидские мотивы» Чем можно объяснить интерес к культуре Востока? Экзотические образы Философичность восточной литературы Аллегоричность восточной литературы Фантастичность сюжетов
С. Есенин «Персидские мотивы» В 20-е годы – возвращение интереса к теме Востока Есенин убежден, что знакомство с древневосточной классической литературой – необходимая школа мастерства
С. Есенин «Персидские мотивы» «Я еду учиться. Я хочу проехать даже Шираз и, думаю, проеду обязательно. Там ведь родились все лучшие персидские лирики. И недаром мусульмане говорят: если он не поет, значит, он не из Шуши, если он не пишет, значит он не из Шираза» Шуша – селение в предгорьях Кавказа Шираз – это город парков и мавзолеев. Он расположен на юге Ирана.
С. Есенин «Персидские мотивы» Есенин в Персии не побывал В основе цикла – впечатления от поездок на Кавказ в 1924-1925 Главная тема – тема любви Любовь в широком смысле: к женщине, к России, к жизни, к природе, к Востоку
С. Есенин «Персидские мотивы» Стихотворения расположены по сюжетному принципу Порядок стихотворений раскрывает историю любви лирического героя Любовь в цикле - романтическая
С. Есенин «Персидские мотивы» Традиционные художественные символы персидской лирики: соловей, луна, флейта, Коран, чадра Саади, Хайям, Шираз, Багдат , Босфор
С. Есенин «Персидские мотивы» Восточные мотивы – фон для чувств лирического героя Предмет изображения – душа русского поэта, рязанца Типичные русские слова и выражения: Незадаром , нынче, дела нет, сроду не пел
С. Есенин «Персидские мотивы» Лейтмотив цикла – любовь к Родине (противопоставление чуждым обычаям, ностальгия по родным полям) Лирические повторы – характерный прием цикла, усиливающий эмоциональную выразительность. «Кольцо» – частый композиционно-стилистический прием
С. Есенин «Персидские мотивы» В цикл традиционно включаются 15 стихотворений, опубликованных в 1924 и 1925 годах в газетах «Трудовой Батум », «Бакинский рабочий» и «Заря Востока» Первоначальный замысел - 20 стихотворений
С. Есенин «Персидские мотивы» «Улеглась моя былая рана…» (1924) «Я спросил сегодня у менялы…» (1924) « Шаганэ ты моя, Шаганэ !..» (1925) «Ты сказала, что Саади…» (1925) «Никогда я не был на Босфоре…» (1925) «Свет вечерний шафранного края…» (1925) «Воздух прозрачный и синий…» (1925) «Золото холодное луны…» (1925) «В Хороссане есть такие двери…» (1925) «Голубая родина Фирдуси …» (1925) «Быть поэтом — это значит то же…» (1925) «Руки милой — пара лебедей…» (1925) «Отчего луна так светит тускло…» (1925) «Глупое сердце, не бейся…» (1925) «Голубая да веселая страна…» (1925)
С. Есенин «Персидские мотивы» Улеглась моя былая рана – Пьяный бред не гложет сердце мне. Синими цветами Тегерана Я лечу их нынче в чайхане. Сам чайханщик с круглыми плечами, Чтобы славилась пред русским чайхана, Угощает меня красным чаем Вместо крепкой водки и вина. Угощай, хозяин, да не очень. Много роз цветет в твоем саду. Незадаром мне мигнули очи, Приоткинув черную чадру. Мы в России девушек весенних На цепи не держим, как собак, Поцелуям учимся без денег, Без кинжальных хитростей и драк. Ну, а этой за движенья стана, Что лицом похожа на зарю, Подарю я шаль из Хороссана И ковер ширазский подарю. Наливай, хозяин, крепче чаю, Я тебе вовеки не солгу. За себя я нынче отвечаю, За тебя ответить не могу. И на дверь ты взглядывай не очень, Все равно калитка есть в саду... Незадаром мне мигнули очи, Приоткинув черную чадру. (1924)
Задание Прочитайте стихотворения из цикла «Персидские мотивы» и ответьте на предложенные вопросы
Предварительный просмотр:
Самостоятельная работа по теме
С.Есенин. Сборник «Персидские мотивы»
1. Каково современное название Персии?_______________________________________________
2. С какими событиями в жизни поэта связано создание «Персидских мотивов»?_____________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3. Назовите ключевую тему всех стихотворений сборника «Персидские мотивы»____________________________
_________________________________________________________________________________________________
4. Перечислите традиционные художественные образы классической восточной поэзии, используемые автором в стихах сборника (не менее 5)_______________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________
Какую роль играют эти образы в стихотворениях сборника?______________________________________________
_________________________________________________________________________________________________
5. Перечислите типично русские слова и выражения, употребляемые автором в «восточных» стихотворениях (не менее 5)__________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________
Объясните, с какой целью автор включает разговорные русские слова «восточные» в стихотворения. _________________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________
6. В стихотворении «Шаганэ ты моя, Шаганэ…» образ ржаного поля встречается в четырех строфах. В чем символический смысл этого образа?__________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________
7. Найдите в стихотворении гиперболу. Чем оправдан этот поэтический прием?_____________________________ _________________________________________________________________________________________________
8. Как вы думаете, почему в есенинском тексте трижды встречается «что ли»? Как связана с этим «что ли» интонация произведения?___________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
9.Перечислите (с примерами) другие изобразительно-выразительные средства (ИВС), используемые автором в стихотворении «Шаганэ ты моя, Шаганэ»._____________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Есенинская Русь
Методическая разработка урока по литературе...
Поэтика есенинского цикла "Персидские мотивы"
Презентация для учителей, преподающих в 11 классе....
Сергей Александрович Есенин. Поэтическое изображение родной природы. Образы малой родины, родных людей как изначальный исток образа Родины. Своеобразие есенинской лирики. 5 класс
Урок по литературе в 5 классе. Формирование УУД на уроке литературы.Цели: - Познакомиться с некоторыми фактами из жизни поэта. - Сфор...
Урок-путешествие "Мой край задумчивый и нежный" (по есенинским местам)
Целью данного урока-путешествия является ознакомление учащихся с личностью Сергея Есенина, раскрытие своеобразия творчества поэта, воспитание любови к Родине, к отчему краю и красоте его природы, прио...
Есенинская Русь
Презентация посвящена теме родины в творчестве С.Есенина....
Методическая разработка внеклассного мероприятия, посвященного творчеству С.Есенина "Пишу тебе с есенинских лугов"
Литературно-музыкальная композиция для учащихся старших классов, посвященная жизни и творчеству С.Есенина...
Есенинские традиции в творчестве сапожковских поэтов
Урок посвящен не только творчеству самого любимого поэта С.А.Есенина, но и творчеству наших земляков, поэтов Сапожковского района. Сегодня вы , может быть неожиданно для себя , узнаете, что есен...