Поэтика есенинского цикла "Персидские мотивы"
презентация к уроку по литературе (11 класс) по теме

Гречух Наталья Ивановна

Разработка содержит презентацию к уроку и задание для самостоятельной работы учащихся.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Поэтика есенинского цикла «Персидские мотивы»

Слайд 2

Повторение изученного: Что такое цикл произведений? Какие литературные циклы вам известны?

Слайд 3

Литературный цикл ряд литературных произведений на общую или близкую тематику, созданный одним автором или одной группой авторов. Обладает общностью жанра, места и времени действия, персонажей, формы и стиля повествования.

Слайд 4

Литературные циклы А. Блок «Стихи о Прекрасной Даме» А. Блок «Родина» А. Блок «Распутья» А. Блок «Страшный мир» А. Блок «На поле Куликовом» Н. Гумилев «Озеро Чад» Н. Гумилев «Капитаны» М. Салтыков-Щедрин «Сказки» И. Тургенев «Записки охотника» М.Горький «По Руси» В. Короленко « Сорочинская трагедия»

Слайд 5

С. Есенин «Персидские мотивы» Каково современное название Персии? Иран

Слайд 6

С. Есенин «Персидские мотивы» Что вам известно о персидской литературе? Персидская литература - письменные произведения на персидском языке, развивалась в течение последних двух с половиной тысяч лет Персидская литература считается одной из великих литератур человечества.

Слайд 7

С. Есенин «Персидские мотивы» Известны ли вам имена персидских поэтов? Фирдоуси, Саади, Хафиз Ширази , Руми Омар Хайям , хорошо известны во всем мире и оказали влияние на литературу многих стран.

Слайд 8

С. Есенин «Персидские мотивы» Кто в русской литературе обращался к теме Востока? М. Лермонтов «Демон» (восточная повесть), «Герой нашего времени» А. Пушкин «Южные поэмы», «Подражание Корану» Н. Гоголь «Портрет» Л.Н. Толстой «Кавказский пленник»

Слайд 9

С. Есенин «Персидские мотивы» Чем можно объяснить интерес к культуре Востока? Экзотические образы Философичность восточной литературы Аллегоричность восточной литературы Фантастичность сюжетов

Слайд 10

С. Есенин «Персидские мотивы» В 20-е годы – возвращение интереса к теме Востока Есенин убежден, что знакомство с древневосточной классической литературой – необходимая школа мастерства

Слайд 11

С. Есенин «Персидские мотивы» «Я еду учиться. Я хочу проехать даже Шираз и, думаю, проеду обязательно. Там ведь родились все лучшие персидские лирики. И недаром мусульмане говорят: если он не поет, значит, он не из Шуши, если он не пишет, значит он не из Шираза» Шуша – селение в предгорьях Кавказа Шираз – это город парков и мавзолеев. Он расположен на юге Ирана.

Слайд 12

С. Есенин «Персидские мотивы» Есенин в Персии не побывал В основе цикла – впечатления от поездок на Кавказ в 1924-1925 Главная тема – тема любви Любовь в широком смысле: к женщине, к России, к жизни, к природе, к Востоку

Слайд 13

С. Есенин «Персидские мотивы» Стихотворения расположены по сюжетному принципу Порядок стихотворений раскрывает историю любви лирического героя Любовь в цикле - романтическая

Слайд 14

С. Есенин «Персидские мотивы» Традиционные художественные символы персидской лирики: соловей, луна, флейта, Коран, чадра Саади, Хайям, Шираз, Багдат , Босфор

Слайд 15

С. Есенин «Персидские мотивы» Восточные мотивы – фон для чувств лирического героя Предмет изображения – душа русского поэта, рязанца Типичные русские слова и выражения: Незадаром , нынче, дела нет, сроду не пел

Слайд 16

С. Есенин «Персидские мотивы» Лейтмотив цикла – любовь к Родине (противопоставление чуждым обычаям, ностальгия по родным полям) Лирические повторы – характерный прием цикла, усиливающий эмоциональную выразительность. «Кольцо» – частый композиционно-стилистический прием

Слайд 17

С. Есенин «Персидские мотивы» В цикл традиционно включаются 15 стихотворений, опубликованных в 1924 и 1925 годах в газетах «Трудовой Батум », «Бакинский рабочий» и «Заря Востока» Первоначальный замысел - 20 стихотворений

Слайд 18

С. Есенин «Персидские мотивы» «Улеглась моя былая рана…» (1924) «Я спросил сегодня у менялы…» (1924) « Шаганэ ты моя, Шаганэ !..» (1925) «Ты сказала, что Саади…» (1925) «Никогда я не был на Босфоре…» (1925) «Свет вечерний шафранного края…» (1925) «Воздух прозрачный и синий…» (1925) «Золото холодное луны…» (1925) «В Хороссане есть такие двери…» (1925) «Голубая родина Фирдуси …» (1925) «Быть поэтом — это значит то же…» (1925) «Руки милой — пара лебедей…» (1925) «Отчего луна так светит тускло…» (1925) «Глупое сердце, не бейся…» (1925) «Голубая да веселая страна…» (1925)

Слайд 19

С. Есенин «Персидские мотивы» Улеглась моя былая рана – Пьяный бред не гложет сердце мне. Синими цветами Тегерана Я лечу их нынче в чайхане. Сам чайханщик с круглыми плечами, Чтобы славилась пред русским чайхана, Угощает меня красным чаем Вместо крепкой водки и вина. Угощай, хозяин, да не очень. Много роз цветет в твоем саду. Незадаром мне мигнули очи, Приоткинув черную чадру. Мы в России девушек весенних На цепи не держим, как собак, Поцелуям учимся без денег, Без кинжальных хитростей и драк. Ну, а этой за движенья стана, Что лицом похожа на зарю, Подарю я шаль из Хороссана И ковер ширазский подарю. Наливай, хозяин, крепче чаю, Я тебе вовеки не солгу. За себя я нынче отвечаю, За тебя ответить не могу. И на дверь ты взглядывай не очень, Все равно калитка есть в саду... Незадаром мне мигнули очи, Приоткинув черную чадру. (1924)

Слайд 21

Задание Прочитайте стихотворения из цикла «Персидские мотивы» и ответьте на предложенные вопросы



Предварительный просмотр:

Самостоятельная работа по теме

С.Есенин. Сборник  «Персидские мотивы»

1. Каково современное название Персии?_______________________________________________

2. С какими событиями в жизни поэта связано создание «Персидских мотивов»?_____________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Назовите ключевую тему всех стихотворений сборника «Персидские мотивы»____________________________

_________________________________________________________________________________________________

4. Перечислите традиционные художественные образы классической восточной поэзии, используемые автором в стихах сборника (не менее 5)_______________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________

Какую роль играют эти образы в стихотворениях сборника?______________________________________________

_________________________________________________________________________________________________

5. Перечислите типично русские слова и выражения, употребляемые автором в «восточных» стихотворениях (не менее 5)__________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________

Объясните, с какой целью автор включает разговорные русские слова «восточные» в стихотворения. _________________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________

6. В стихотворении «Шаганэ ты моя, Шаганэ…» образ ржаного поля встречается в четырех строфах. В чем символический смысл этого образа?__________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________

7. Найдите в стихотворении гиперболу. Чем оправдан этот поэтический прием?_____________________________ _________________________________________________________________________________________________

8. Как вы думаете, почему в есенинском тексте трижды встречается «что ли»? Как связана с этим «что ли» интонация произведения?___________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

9.Перечислите (с примерами) другие изобразительно-выразительные средства (ИВС), используемые автором в стихотворении «Шаганэ ты моя, Шаганэ»._____________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Есенинская Русь

Методическая разработка урока по литературе...

Поэтика есенинского цикла "Персидские мотивы"

Презентация для учителей, преподающих в 11 классе....

Сергей Александрович Есенин. Поэтическое изображение родной природы. Образы малой родины, родных людей как изначальный исток образа Родины. Своеобразие есенинской лирики. 5 класс

Урок по литературе в 5 классе. Формирование УУД на уроке литературы.Цели:    - Познакомиться с некоторыми фактами из жизни поэта.               - Сфор...

Урок-путешествие "Мой край задумчивый и нежный" (по есенинским местам)

Целью данного урока-путешествия является ознакомление учащихся с личностью Сергея Есенина, раскрытие своеобразия творчества поэта, воспитание любови к Родине, к отчему краю и красоте его природы, прио...

Есенинская Русь

Презентация посвящена теме родины в творчестве С.Есенина....

Методическая разработка внеклассного мероприятия, посвященного творчеству С.Есенина "Пишу тебе с есенинских лугов"

Литературно-музыкальная композиция для учащихся старших классов, посвященная жизни и творчеству С.Есенина...

Есенинские традиции в творчестве сапожковских поэтов

Урок посвящен не только творчеству самого любимого поэта С.А.Есенина, но  и творчеству наших земляков, поэтов Сапожковского района. Сегодня вы , может быть неожиданно для себя , узнаете, что есен...