Есенинская Русь
методическая разработка (литература, 11 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Литературно – музыкальная композиция
« Есенинская РУСЬ»
ЦЕЛИ:
- Познакомить учащихся с фрагментами из биографии Сергея Есенина с целью раскрыть личностные качества поэта; подчеркнуть необычность судьбы; постоянную устремленность к неизведанному; любовь поэта к Родине.
- Активизировать познавательную деятельность учащихся через участие в воспитательном мероприятии.
- Воспитывать эстетический вкус; любовь к Родине.
I. Музыкальное оформление:
* вокально-инструментальная музыка;
* исполнение песен С.Есенина под баян.
Вступительное слово учителя
« Большое видится на расстоянии»- справедливо заметил как-то поэт, и, наверное, более всего эта истина самого поэта и касается. Чем больше проходит лет, тем явственнее прозревает читатель: кто из поэтов призван был прийти в этот мир на время, за пределы которого не вышел, а кто - чтобы сквозь время пройти, став частью не только нашей жизни, но и нашей души.
И какой русский человек не откликнется на звучание чистого и светлого слова Сергея Есенина, когда стало оно, это слово, уже частью нас самих
Итак, мы предлагаем вашему вниманию литературно-музыкальную композицию « Есенинская Русь».
1 ведущий.
Версты все потрясенной земли
Все земные святыни и узы,
Словно б нервной системой вошли
В своенравность есенинской музы!
2 ведущий.
Это муза не прошлого дня.
С ней люблю непогоду и плачу.
Много значит она для меня,
Если сам я хоть что-нибудь значу. (Н.Рубцов)
1 ведущий.
Гениальный поэт…
Его жизнь всегда напряженно-драматична, контрастно-противоречива, всегда чудо!
2 ведущий. Что делать! Пока такой поэт рядом, мы, люди, всегда сознаем эту истину. Так когда-то было с гениальным Пушкины, Лермонтовым, Некрасовым, так позднее5 случилось с великим Блоком и Маяковским, так было с Есениным. Ныне мы справедливо говорили о Сергее Есенине как гениальном поэте 20 века. Наибольшее количество «белых пятен» долгое время было связано с « деревенским детством» и юностью Есенина в родном рязанском крае. Из 30 лет жизни поэта первые 17 прошли здесь. Вот что рассказывал сам Есенин о себе:
« О себе »
Родился в 1895 году, 21 сентября, в Рязанской губернии, Рязанского уезда, Кузьминской волости, в селе Константинове.
С двух лет был отдан на воспитание довольно зажиточному деду по матери, у которого было трое взрослых неженатых сыновей, с которыми протекло почти всё моё детство. Дядья мои были ребята озорные и отчаянные. Трех с половиной лет они посадили меня на лошадь без седла и сразу пустили в галоп. Потом учили меня плавать. Один дядя (дядя Саша) брал меня в лодку, отъезжал от берега, снимал с меня бельё и, как щенка, бросал в воду. Я неумело и испуганно плескал руками, и, пока не захлёбывался, он всё кричал: «Эх! Стерва! Ну, куда ты годишься?»
«Стерва» у него было слово ласкательное. После, лет восьми, другому дяде я часто заменял охотничью собаку, плавал по озёрам за подстреленными утками. Очень хорошо лазил по деревьям. Среди мальчишек всегда был коноводом и большим драчунов и ходил всегда в царапинах. За озорство меня ругала только одна бабка, а дедушка иногда сам подзадоривал на кулачную и часто говорил бабке: «Ты у меня, дура, его не трожь, он так будет крепче!» Бабушка любила меня из всей мочи, и нежности её не было границ. По субботам меня мыли, стригли ногти и гарным маслом гофрили голову, потому что ни один гребень не брал кудрявых волос, Но и масло мало помогало, Всегда я орал благим матом и даже теперь какое-то неприятное чувство имею к субботе.
Так протекло моё детство. Когда же я подрос, из меня очень захотели сделать сельского учителя и потому отдали в церковно-учительскую школу, окончив которую, я должен был поступить в Московский учительский институт. К счастью, этого не случилось.
Восемнадцати лет я был удивлен, разослав свои стихи по журналам, поехал в Петербург, Там меня приняли весьма радушно. Первый, кого я увидел, был Блок. Когда я смотрел на Блока, с меня капал пот, потому что в первый раз видел живого поэта. После, я уехал из деревни, и мне долго пришлось разбираться в своем укладе. В годы революции был всецело на стороне Октября, но принимал всё по-своему, с крестьянским уклоном. В смысле формального развития теперь меня тянет всё больше к Пушкину. Что касается остальных биографических сведений, то они в моих стихах.
1 ведущий. Чтение стихотворения (музыкальный фон)
Тебе одной плету венок,
Цветами сыплю стёжку серую.
О, Русь,покойный уголок,
Тебя люблю, тебе и верую.
Гляжу в простор твоих полей,
Ты вся – далёкая и близкая.
Сродни мне посвист журавлей
И не чужда тропинка склизкая.
Цветёт болотная купель,
Куда зовёт к вечерне длительной,
И по кустам звенит капель
Росы холодной и целительной.
И хоть сгоняет свой туман
Поток ветров, крылато дующих,
Но вся ты – смирна и Ливан
Волхов, потайственно волхвующих (1915г.)
2 ведущий. Но он никогда не покидал в своём сердце родимого дома, ни голубой Руси. Навеки прикипел поэт к ним, и это дало ему высокое счастье вдохновенного творчества. И нам он рассказал о русской земле, о русской душе так сильно, так много. Жизнь наша радостнее и полнее оттого, что жил на свете Сергей Есенин.
Исполнение песни: « Отговорила роща золотая».
Отговорила роща золотая
Березовым, весёлым языком
И журавли, печально пролетая,
Уж не жалеют больше ни о ком.
Кого жалеть? Ведь каждый в мире странник –
Пройдёт, взойдёт и вновь оставит дом.
Обо всех ушедших грезит конопляник
С широким месяцем над голубым прудом.
Стою один среди равнины голой,
А журавлей относит ветер вдаль,
Я полон дум о юности веселой,
Но ничего в прошедшем мне не жаль.
Не жаль мне лет, растраченных напрасно,
Не жаль души сиреневую цветь.
В саду горит костёр рябины красной
Но никого не может он согреть.
Не обгорят рябиновые кисти,
От желтизны не пропадёт трава,
Как дерево роняет тихо листья,
Так я роняю грустные слова.
И если время, ветром разметая
Сгребёт их все в один ненужный ком…
Скажите так, что роща золотая
Отговорила милым языком.
2 ведущий. Чтение стихотворения.
Не в моего ты бога верила,
Россия, родина моя!
Ты как колдунья дали мерила,
И был как пасынок твой я.
Боец забыл отвагу смелую,
Пророк одрях и стал слепой.
О, дай мне руку охладелую-
Идти единою тропой.
Пойдём, пойдём, царевна сонная,
К весёлой вере и одной,
Где светит радость испоконная
Неопалимой купиной.
Не клонь главы на грудь могутную
И не пугайся вещим сном..
О, будь мне матерью напутною
В моём паденье роковом (1916 год)
1 ведущий. Могут ли эти стихи, наполненные великой сыновней любовью к Родине, оставить кого-нибудь равнодушным? Есенин тревожно вглядывался со светлой надеждой и верой в будущее России.
1 чтец.
Несказанное, синее, нежное…
Тих мой край после бурь, после гроз,
И душа моя - поле безбрежное-
Дышит запалом мёда и роз.
Я утих. Годы сделали дело,
Но того, что прошло, не кляну.
Словно тройка коней оголтелая
Прокатилась во всю страну.
Напылили кругом. Накопатили.
И пропали под дьявольский свист.
А теперь вот в лесной обители
Даже слышно, как падает лист.
Колокольчик ли? Дальнее эхо ли?
Всё спокойно впивает в грудь.
Стой, душа, мы с тобой проехали
Через бурный положенный путь.
Разберёмся во всем, что видели,
Что случилось, что стало в стране,
И простим, где нас горько обидели
По чужой и по нашей вине.
Принимаю, что было и не было,
Только жаль на тридцатом году-
Слишком мало я в юности требовал,
Забываясь в кабацком чаду.
Но ведь дуб молодой, не разжёлудясь,
Так же гнётся, как в поле трава.
Эх ты, молодость, буйная молодость,
Золотая сорвиголова! (1925 год)
1 ведущий. В лирических стихах Есенина нас покоряет изумительная гармония мысли и чувства, образы и настроения, мелодичность звука.
2 ведущий. Не случайно часто говорят «Есенина поют». И песни эти волнуют, затрагивают самые потаённые мысли и чувства. Чьи душу и сердце не заберут они в плен, не заставят вспомнить родимый дом и первое свидание.
2 чтец. Чтение стихотворения «Слёзы»
Слёзы. Опять эти горькие слёзы,
Безотрадная грусть и печаль;
Снова мрак…и разбитые грёзы
Унеслись в бесконечную даль.
Что же дальше? Опять эти муки?
Нет, довольно…Пора отдохнуть
И забыть эти грустные звуки,
Уж и так истомилася грудь
Кто поет там под сенью березы?
Звуки, будто знакомые мне-
Это слёзы опять. Это слёзы.
И тоска по родной стороне.
Но ведь я же на родине милой,
А в слезах истомил свою грудь.
Эх, лишь, видно, в холодной могиле
Я забыться могу и заснуть. (1912 год)
1 ведущий. Есенину из своего знаменитого села Константиновка, как когда-то Льву Толстому из Ясной Поляны, зримо открывался и проглядывался до самых дальних далей весь мир, в вечном борении человеческих страстей, непримиримости добра и зла, света и тьмы.
3 чтец. Чтение стихотворения.
Ты ушла и ко мне не вернешься,
Позабыла ты мой уголок,
И теперь ты другому смеешься,
Укрываясь в белый платок.
Мне тоскливо, и скучно, и жалко,
Неуютно камин мой горит,
Но измятая в книжке фиалка
Всё о счастье былом говорит. (1914-1915 годы)
4 чтец. Читает стихотворение «Моя жизнь»
Будто жизнь на страданья моя обречена.
Горе вместе с тоской заградили мне путь.
Будто с радостью жизнь навсегда разлучена,
От тоски и от ран истомилася грудь.
Будто в жизни мне выпал страданья удел.
Незавидная в жизни мне выпала доля.
Уж и так в жизни много всего я терпел,
Изнывает душа от тоски и от гор.
Даль туманная радость и счастье сулит,
А дойду- только слышатся вздохи и слёзы,
Вдруг наступит гроза, сильный гром загремит
И разрушит волшебные, сладкие грёзы.
Догадался и понял в жизни обман,
Не ропщу на свою незавидную долю.
Не страдает душа от тоски и от ран,
Не поможет никто ни страданью, ни горю.
2 ведущий. В жизни и творчестве Есенина были и свои теневые стороны. Он поддавался иногда чуждым настроениям, вёл неуравновешенный образ жизни, надевал на себя несвойственную его лирической натуре маску дебошира и скандалиста.
1 ведущий. В поэзии Сергея Есенина нашли свое достойное выражение и глубокая безграничная любовь к родному краю, и его неувядаемая вечная красота.
2 ведущий. Отошло в прошлое то, что вызывает душевную драму Есенина, но осталась его искренняя замечательная лирика, с её любовью к Родине, человеку, красоте.
5 чтец. Чтение стихотворения
Мы теперь уходим понемногу
В ту страну, где тишь и благодать.
Может быть, и скоромнее в дорогу
Бренные пожитки собирать.
Милые березовые рощи!
Ты, земля! И вы, равнин пески!
Перед этим сонмом уходящих
Я не в силах скрыть моей тоски.
Слишком я любил на этом свете
Всё, что душу облекает в плоть.
Мир осинами, что, раскинув ветви,
Загляделись в розовую водь.
Много дум я в тишине продумал,
Много песен про себя сложил,
И на этой, на земле угрюмой
Счастлив тем, что я дышал и жил.
Счастлив тем, что целовал я женщин,
Мял цветы, валялся на траве.
И зверьё, как братьев наших меньших,
Никогда не бил по голове.
Знаю я, что не цветут там чащи,
Не звенит лебяжьей шеей рожь.
Оттого пред сонмом уходящих
Я всегда испытываю дрожь.
Знаю я, что в иной стране не будет
Этих нив, златящихся во мгле.
Оттого и дороги мне люди,
Что живут со мною на земле. (1924 год)
1 ведущий. Гениальный поэт всегда народен и современен. Каких бы сторон его творчества мы ни коснулись, к каким бы его стихам не обратились.
2 ведущий. Есенин не мыслил себя, своей жизни без России.
Но и тогда,
Когда во всей планете
Пройдет вражда племен,
Исчезнет ложь грусть-
Я буду воспевать
Всем существом в поэте
Шестую часть земли
С названьем кратким «Русь».
.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Поэтика есенинского цикла "Персидские мотивы"
Презентация для учителей, преподающих в 11 классе....
Сергей Александрович Есенин. Поэтическое изображение родной природы. Образы малой родины, родных людей как изначальный исток образа Родины. Своеобразие есенинской лирики. 5 класс
Урок по литературе в 5 классе. Формирование УУД на уроке литературы.Цели: - Познакомиться с некоторыми фактами из жизни поэта. - Сфор...
Урок-путешествие "Мой край задумчивый и нежный" (по есенинским местам)
Целью данного урока-путешествия является ознакомление учащихся с личностью Сергея Есенина, раскрытие своеобразия творчества поэта, воспитание любови к Родине, к отчему краю и красоте его природы, прио...
Есенинская Русь
Презентация посвящена теме родины в творчестве С.Есенина....
Методическая разработка внеклассного мероприятия, посвященного творчеству С.Есенина "Пишу тебе с есенинских лугов"
Литературно-музыкальная композиция для учащихся старших классов, посвященная жизни и творчеству С.Есенина...
Поэтика есенинского цикла "Персидские мотивы"
Разработка содержит презентацию к уроку и задание для самостоятельной работы учащихся....
Есенинские традиции в творчестве сапожковских поэтов
Урок посвящен не только творчеству самого любимого поэта С.А.Есенина, но и творчеству наших земляков, поэтов Сапожковского района. Сегодня вы , может быть неожиданно для себя , узнаете, что есен...