Анализ стихотворения А. Блока "Мы встречались с тобой на рассвете..."
методическая разработка по литературе (11 класс) по теме

Квардакова Ольга Павловна

Анализ стихотворения А. Блока "Мы встречались с тобой на закате..." 11 класс.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл analiz_stihotvoreniya_1.docx18.92 КБ

Предварительный просмотр:

Анализ стихотворения А. Блока «Мы встречались с тобой на закате…»

  1. Определите время и место действия.
  2. Определите размер стиха.
  3. Охарактеризуйте героев стихотворения.
  4. Можете ли нарисовать конкретные образы?
  5. Какие традиции символизма нашли отражение в стихотворении?
  6. В чем своеобразие композиции стихотворения?
  7. Определите идею стихотворения. Какой вывод делает поэт?

     Стихотворение входит в цикл «Стихи о Прекрасной Даме». Это лирическое размышление автора об идеале и действительности. Поэт рассказывает о какой-то странной встрече героев, но довольно подробно описывает место и время действия, что совсем не характерно для символистов: вечер, закат солнца, берег моря…

  Размер стихотворения, трехстопный анапест, создает впечатление накатывающихся на берег волн, чему соответствует ряд деталей: «залив», «песчаная коса», «у берега рябь и камыш», «весло», вечерний туман»:

           Мы встречались с тобой на закате.

Ты веслом рассекала залив.

Я любил твое белое платье,

       Утонченность мечты разлюбив.

     Столь «романтический» выбор поэта заставляет усомниться в реальности происходящего. И действительно, в первой же строфе заявлена двойственность образа героини («тебя»), в котором видны черты реальные («белое платье», «веслом рассекала залив»), противопоставленные «Утонченность мечты». Вторая строфа проясняет полюса этого противопоставления:

            Были странны безмолвные встречи.

Впереди -  на песчаной  косе

Загорались вечерние свечи.

    Кто-то думал о бледной красе.

     Странность «безмолвных встреч», отплытие к другому берегу, свет «впереди» - это символический ряд, сближающий  образ героини с образом Прекрасной Дамы, Царицы, центрального образа цикла.

    В лирическом герое тоже происходит раздвоение: видя земное «белое платье», он превращается в «кого-то», думая о «бледной красе». Он существует в двух мирах – действительном и воображаемом, они искусственно сближаются, накладываются друг на друга, но не соединяются:

                Приближений, сближений, сгораний –

  Не приемлет лазурная тишь…

              Мы встречались в вечернем тумане,

Где у берега рябь и камыш.

     «Лазурная тишь» (эпитет, значимый для символистов, помогающий охарактеризовать мир «мечты») и вечерний пейзаж – на разных полюсах.            Попытка увидеть их в одном измерении заканчивается крушением иллюзии, «голосами панихиды». Только в последней строчке возникает образ, в котором вспыхивают одновременно отблески заката и божественного света – «твое золотое весло»:

Ни тоски, ни любви, ни обиды,

     Все померкло, прошло, отошло…

                                                               Белый стан, голоса панихиды

                                                               И твое золотое весло.

     Мотив «встречи» божественного и земного ликов любви обрамляет стихотворение, обусловливая его кольцевую композицию. Однако попытка, оттолкнувшись от реального «берега», приблизиться к «лазурному»  миру идеала обречена, но в символическом образе предметный и глубинный уровни сосуществуют, образуя новое единство и в смысловом отношении  дополняя друг друга. Только рассматривая образы этого стихотворения как символы, можно выявить своеобразие его художественной цели и авторского замысла. В нем в лирической форме происходит философское осмысление основной антиномии всего цикла «Стихи о Прекрасной Даме». Идеал и действительность, в представлении поэта, - полюса противоположные, но всегда стремящиеся друг к другу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Анализ стихотворения А.А. Ахматовой «Песня последней встречи»

Поэзия Серебряного века. Анализ стихотворения А.А. Ахматовой «Песня последней встречи»...

Анализ стихотворения А.С. Пушкина "Зимняя дорога. Анализ стихотворения Есенина «Пороша».Сопоставительный анализ стихотворения С.А. Есенина «Пороша» с приведённым стихотворением А.С. Пушкина «Зимняя дорога».

Стихотворение А. С. Пушкина « Зимняя дорога» — одно из замечательных произведений русского поэта. Когда читаешь это стихотворение, невольно представляются унылые и в то же время таинственные рус...

М.Ю.Лермонтов. Стихотворение «Бородино». Анализ стихотворения.

Данная разработка урока предназначена для учителей русского языка и литературы. Она поможет провести урок по теме "Стихотворение "Бородино""...

Лингвистический анализ стихотворения А.А. Ахматовой "Песня последней встречи"

Биография поэта. Художественный мир поэта. Лингвистический анализ стихотворения «Песня последней встречи»Библиография.     ...

Анализ стихотворения Аглаи Шишковой "Перед рассветом" (10-11 классы)

В помощь для подготовки к муниципальному этапу всероссийской олимпиады по литературе....