Методический маршрут "Школьное телевидение и литература"
методическая разработка по литературе на тему
Основная задача этого маршрута – создание выпуска школьной телепередачи, что предполагает написание, озвучивание, снятие на видео и редактирование актуально-значимых материалов на литературную тему (биографии писателей, озвучивание их произведений – «Открытый микрофон», «Мое любимое стихотворение», «Живые страницы», сбор и создание необходимых фото- и видеоматериалов, изучение программы верстки и обработки фотографий, видеофильмов, а также саму верстку (технология создания фильма, в т.ч. с включением музыкального сопровождения). Именно поэтому акцент делается на организации проектной деятельности, в ходе которой обучающиеся должны приложить полученные знания, а также новые знания, которые им еще предстоит приобрести.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mm_-_petrova_n.p.docx | 38.29 КБ |
Предварительный просмотр:
Методический маршрут
Общая информация |
Ф. И. О. эксперта: Серединова Татьяна Владимировна
Место работы, должность: МАОУ ДОД ЦТР и ГО «Информационные технологии» г. Калининград, заместитель директора, региональный координатор программы Интел
Email: seredinova@list.ru
Ф.И.О. автора идеи маршрута: Петрова Наталья Петровна
Место работы, должность: МАОУ СОШ № 12 г. Калининграда, учитель русского языка и литературы
Email: natashka-skazka@mail/ru
Название маршрута: Проект создания школьного телевидения для пропаганды чтения
Краткое название маршрута (для отображения в меню системы ITAO): «Школьное телевидение и литература»
Раздел 1. О методическом маршруте |
1.1. Общая информация о методическом маршруте
Целевая аудитория: учителя русского языка и литературы, учителя информатики, педагоги дополнительного образования, педагоги-организаторы.
Предметы: литература, русский язык, информатика, искусство и МХК.
Маршрут предназначен для детей 5-11 классов. В основу маршрута положен межпредметный проект в рамках внеурочной деятельности, в котором взаимодействуют учителя русского языка и литературы, информатики, а также педагоги, преподающие элективные курсы. Учащимся предстоит в течение двух-четырех учебных занятий выполнить проект (два-четыре академических часа) – создать выпуск школьной телевизионной передачи.
Детское телевидение уже давно стало самостоятельным звеном общей системы средств массовой информации. Являясь важным элементом системы воспитания детей и подростков, оно приобщает подрастающее поколение к интеллектуальному и духовному потенциалу общества, служит важным каналом передачи информации от старшего поколения к младшему и одновременно – средством коммуникации, которое позволяет юной аудитории общаться друг с другом и познавать мир.
Актуальность данного маршрута состоит в его социальной направленности на формирование активной жизненной позиции в процессе коммуникативного общения. Важная особенность телевизионного производства состоит в том, что оно является коллективным. Выпуск телепередачи может быть подготовлен только общими усилиями большого творческого коллектива. Успех приходит только в том случае, если весь коллектив профессионально работает над воплощением единой творческой задачи.
Детское телевидение может выступать как современное направление коллективной социально-значимой деятельности детского коллектива, направленной на заинтересованность в литературном чтении, на развитие духовных и нравственных ценностей у современного человека.
Цель маршрута: формирование творческой личности с активной гражданской позицией; создание выпуска школьной телепередачи.
Задачи:
- развитие коммуникативной компетенции;
- развитие интереса к литературе;
- развитие интереса к СМИ;
- совершенствование умений и навыков анализа и написания литературного текста;
- повышение уровня речевой компетенции учащихся;
- содействие личностному росту учащихся;
- развитие творческих способностей, учащихся;
- воспитание гражданских, нравственных качеств личности (ответственность, порядочность, правдивость).
Создание выпуска школьной телепередачи научит учеников слаженно работать в одной группе, принимать решения и помогать своим коллегам по команде. Именно такая работа позволит учащимся быстро и своевременно выполнить задание, которое от них требуется. Данная тема позволит сформировать необходимые метапредметные результаты: умение работать с литературным материалом, умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; формирование и развитие компетентности в области литературы и использования информационно-коммуникационных технологий; умение определять цели и достигать их; владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности и т.д.
1.2. Какие возможности получат учителя, использующие данный методический маршрут
В рамках представленного маршрута педагоги познакомятся с опытом организации внеурочного занятия с использованием ИКТ-технологий и метода проектов. Этот опыт предполагает повышение уровня:
● профессиональной готовности к реализации требований ФГОС
- формирование познавательных УУД с использованием сервисов ИКТ;
- формирование регулятивных УУД в ходе проектной деятельности;
- оценивание метапредметных результатов обучающихся.
● методической подготовки учителя
- организация совместной работы обучающихся с использованием профессионального программного обеспечения для создания видео- продукции (роликов, фильмов);
- организация проектной деятельности с использованием литературного материала и интернет-ресурсов;
● технологической компетентности педагога
- проектирование интерактивных заданий с использованием социальных сервисов Яндекс и Google (диск и видео).
1.3. Какие возможности этот маршрут открывает для обучающихся
Обучающиеся благодаря данному маршруту смогут почувствовать себя настоящими авторами, редакторами, операторами, корректорами, которым необходимо в кратчайшие сроки подготовить материалы на актуальные значимые темы и снять телевыпуск. Подобного рода деятельность поможет учащимся познакомиться с телевизионными профессиями подробнее, изучить основы и правила съемки, а также познакомиться с программным обеспечением, позволяющим быстро и профессионально сверстать выпуск видеоролика.
Маршрут ориентирован на следующие образовательные результаты обучающихся:
Личностные:
- формирование интереса к художественной и документальной литературе;
- развитие мотивации к учению;
- формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению;
- готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
- освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах;
- формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками и учителем;
- развитие творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные:
- умение ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
- умение корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;
- умение работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
- умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
- формирование и развитие компетентности в области использования литературного материала и информационно-коммуникационных технологий.
Предметные:
- совершенствование видов речевой деятельности (говорения и письма);
- использование коммуникативно-эстетических возможностей русского языка;
- овладение основными нормами литературного языка, нормами речевого этикета; приобретение опыта их использования в речевой практике при создании устных и письменных высказываний;
- понимание роли информационных процессов в современном мире;
- развитие эстетического вкуса, художественного мышления обучающихся;
- развитие индивидуальных творческих способностей обучающихся, формирование устойчивого интереса к творческой деятельности.
Виды деятельности, которые освоят учащиеся:
- информационно-поисковая,
- аналитическая,
- продуктивная,
- проектная.
1.4. Какие приемы и методики используются в маршруте
Основная задача этого маршрута – создание выпуска школьной телепередачи, что предполагает написание, озвучивание, снятие на видео и редактирование актуально-значимых материалов на литературную тему (биографии писателей, озвучивание их произведений – «Открытый микрофон», «Мое любимое стихотворение», «Живые страницы», сбор и создание необходимых фото- и видеоматериалов, изучение программы верстки и обработки фотографий, видеофильмов, а также саму верстку (технология создания фильма, в т.ч. с включением музыкального сопровождения). Именно поэтому акцент делается на организации проектной деятельности, в ходе которой обучающиеся должны приложить полученные знания, а также новые знания, которые им еще предстоит приобрести. Задача учителя - подсказать источники информации или просто направить мысль учеников в нужном направлении для самостоятельного поиска.
Также для достижения цели и задач данного маршрута применяется технология развивающего обучения, которая позволяет обучающимся не только овладевать необходимыми знаниями, навыками и умениями, но и учиться способам самостоятельного изучения. В результате у них должно выработаться творческое отношение к деятельности, развиться мышление, воображение, внимание и т.д.
Следует обратить внимание на то, что учащиеся, работая над созданием фильма непосредственно в классе, имеют возможность заранее снять необходимый материал как в школе, так и вне ее стен, привлекая в качестве консультанта и эксперта педагогов, калининградских писателей, представителей СМИ.
1.5. Как используемые вами приемы и методы связаны с учебным планом и планом урока (проекта, внеклассного мероприятия и т.п.)
Предложенные в данном маршруте методы и технологии могут быть применены для многих тем учебного плана как по русскому языку и литературе, так и по информатике, истории, обществознанию. Конечно же, эти методы помогут организовать внеурочные занятия по журналистике, риторике, живому слову.
Например, изучение культуры речи, стилистической особенности текста и его лингвистической специфики, написание сочинений различных жанров, работа с программным обеспечением и т.д.
Формы организации деятельности:
- практикум (создание выпуска видеофильма);
- работа в группах (творческий коллектив отдельного ролика);
- индивидуальная работа (написание текста, чтение художественного текста, актерское мастерство);
- дискуссия (обсуждение целей и результатов работы).
В представленном маршруте метод проектов используется для формирования учебных компетенций: поисковых (исследовательских) умений; умений и навыков работы в сотрудничестве; коммуникативных умений; презентационных умений и навыков. Технология развивающего обучения используется для развития физических, познавательных и нравственных способностей учащихся
1.6. Форум для участников маршрута
На форуме обучающимся предлагается поделить опытом создания в кратчайшие сроки выпуска школьной телепередачи: рассказать о проблемах, которые возникли в ходе работы, о конфликтах (если они были) в группе, о разногласиях в процессе деятельности.
Также обучающимся предлагается подготовить рекомендации для более успешной и продуктивной работы.
Участниками форума могут стать не только учителя русского языка и литературы, информатики, но и те педагоги-предметники, которые заинтересованы в проектной деятельности и хотят получить опыт организации подобной работы. Конечно, среди участников должны быть наставники, которые смогут организовать пресс-конференцию в рамках форума.
Цель форума: обмен опытом обучающихся и педагогов.
Задачи: мотивация обучающихся к дальнейшей проектной деятельности; разрешение проблем и разногласий, возникших в ходе работы.
Формой отчета проведения форума может стать методическая разработка – видеофильм, в котором представлены рекомендации по организации проектной деятельности в школе.
Раздел 2. Знания, необходимые для прохождения методического маршрута |
2.1. Какие навыки потребуются учителю для прохождения методического маршрута и использования его в своей практике?
Прохождение методического маршрута и последующая практическая реализации заложенной в нем педагогической идеи потребует от педагога, прежде всего, знаний новых ФГОС и способов реализации деятельностного подхода. В частности, организации проектной деятельности.
- Базовые входные требования:
- Организационный момент. Учитель должен грамотно разделить обучающихся на группы и рассадить всех по местам, правильно поставить цель и задачи перед обучающимися, выбрать место для себя (чтобы легче взаимодействовать с учениками при возникновении проблем или вопросов). Если данный маршрут решил использовать один учитель (что вполне возможно), то ему необходимо заручиться помощью старшеклассников для более успешной организации деятельности).
- Необходимо заранее проверить готовность видеотехники и компьютеров к работе (зарядить их, а также приготовить зарядное устройство и удлинитель) и подключение к интернету, а также работу ПО.
- Необходимо учителю быть готовым к сбою программного обеспечения, отключению энергии, отсутствию интернета и т.д., то есть к любым технологическим рискам. Поэтому учителю нужно подготовить запасной план занятия.
- Учителю также необходимо заранее продумать, каким образом будет снят фильм, обсудить с участниками, кто из учащихся будет выступать в роли оператора, актеров, редактора.
- Следует обратить внимание и на содержательный компонент. Создание видеофильма – дело, требующее тщательной подготовки. Поэтому учитель совместно с учащимися заранее должен продумать, о каком писателе они будут рассказывать в фильме, где найти материал и как выбрать необходимый, подумать, какие иллюстрации для этого будут необходимы.
- Опыт деятельности педагога:
- Педагогу необходимо заранее попробовать себя в роли учеников, то есть перед занятием самому воспользоваться техническими средствами (компьютер, видеокамера, фотоаппарат, ПО). При этом он должен знать, как работает программное обеспечение (для этого почитать инструкцию и правила пользования), расположение меню, функций, панели инструментов.
- Умения учащихся:
- Учащиеся должны знать, как работает компьютер и сопутствующее оборудование. Чтобы не возникло проблем, учителя могут заранее проконсультировать учеников и рассказать, как пользоваться техникой. Либо отвести больше времени на организационный момент.
- Учащиеся должны владеть умением работать с компьютером, знать такие программы как MicrosoftOffice, уметь работать с видеоредактором (удалять, копировать, совмещать и т.д.).
- Учащиеся должны хорошо знать текст (лучше учить его наизусть).
- Учитель должен владеть навыками:
- Работы с компьютером и ПО.
- Создания видеофильмов, презентаций, буклета.
- Определения целей и задач занятия.
- Построения плана занятия с требованиями ФГОС и СанПин.
- Взаимодействия с коллегами.
- Коммуникативного общения и т.д.
2.2. Дополнительные навыки преподавателя: совместная работа с коллегами
В рабочую группу могут войти преподаватели любых дисциплин, которые заинтересованы в использовании ИКТ и метода проектов в планировании урока или внеклассного мероприятия. Это может быть или педагогический семинар, или занятие в рамках курсов повышения квалификации.
Построение совместной работы по изучению методического маршрута:
- Поделиться опытом работы над таким проектом тем учителям, кто его уже проводил.
- Теоретическое сопровождение проекта (рекомендации, проблемы, риски).
- Деление педагогов на группы (для этого можно использовать деловую игру).
- Приготовление раздаточного материала, знакомство с этим раздаточным материалом.
- Каждой из групп дается задание и время на выполнение этого задания (те же задания, что и для детей. Например, одна группа подбирает текст и озвучивает его, вторая – готовится к съемке, продумывает кадры, третья ищет иллюстрации и музыкальное сопровождение.
- Выводы, результаты работы. Каждая группа представляет свой проект и рассказывает, какие трудности возникли в ходе его выполнения.
Таким образом, учителя сами познакомятся с тем, что предстоит выполнять обучающимся, возможно, смогут решить какие-то проблемы, которые возникли не только у них в ходе выполнения задания, но и у детей. В результате общими силами можно будет улучшить данный методический маршрут либо найти соратников для дальнейшего сотрудничества.
Раздел 3. Как маршрут будет интегрирован в образовательный процесс? |
3.1. Как выбранная тема сочетается с учебным планом и планами отдельных уроков?
В учебном плане проект создания и выпуска школьной телепередачи занимает место в блоке внеурочной деятельности. На данную деятельность отводится от двух до четырех часов в четверть. Но проекту предшествует блок тем по основам телевидения: алгоритм написания сценария и отбора материала, структура телевизионного выпуска, законы видеосъемки.
Также данный маршрут может быть включен в учебный план русского языка, литературы и информатики, как практическая деятельность на закрепление тем. В русском языке и литературе таким образом могут быть отработаны специфика текстов и стилей разных авторов, техника написания сочинений и анализ информации. А в информатике – работа с программным обеспечением.
3.2. Какие шаги необходимо выполнить для достижения планируемых результатов обучения?
Шаг 1. Педагогу необходимо изучить программное обеспечение, необходимое для снятия и монтажа фильма, и свободно владеть им. Нужно продумать содержательный компонент проекта: какие темы будут интересны учащимся, какие иллюстрации будут для этого необходимы. Если к организации занятия будут привлекаться старшеклассники, нужно провести с ними инструктаж, проговорить, как и чем они будут помогать младшим школьникам.
Шаг 2. Нужно разделить класс на группы, поставить цель и раздать задания по группам. Каждая группа готовит отдельный видеоролик. В группе учащиеся разделяют между собой обязанности: отбор текста, художественное чтение, снятие, монтаж, иллюстрации. В конце проекта у ребят должен получиться единый продукт.
Шаг 3. К следующему занятию показать подготовленный ребятами фильм. Необходимо провести рефлексию, а также анализ выпуска.
Раздел 4. Ресурсы для реализации маршрута |
4.1. Какие технические средства или ресурсы могут потребоваться?
Для проведение проекта создания выпуска школьного телевидения необходимо:
1. Материально-техническое обеспечение:
- Расстановка парт в классе для групповой работы
- 2-4 ноутбука или компьютера
- 2-3 видеокамеры и фотоаппарата
2. Программное обеспечение:
- Полный пакет Microsoft Office (обязательно Word, Publisher), Power Point, графический и видео-редакторы
Раздел 5. Каким образом может быть оценен и оптимизирован методический маршрут? |
5.1. Рассмотрите и оцените каждый урок с учетом индивидуальной и групповой рефлексии.
Задание для индивидуальной рефлексии.
Педагогу предлагается оценить сильные и слабые стороны по следующим критериям: технологическая компетентность, технические возможности, готовность обучающихся и методические приемы.
Направляющие вопросы.
- Технические возможности:
- Есть ли возможность выделить для проведения урока ноутбуки с необходимым программным обеспечением и видеоаппаратура?
- Технологическая компетентность:
- Есть ли опыт работы с программным обеспечением Microsoft Office Word, Publisher, Power Point, с графическим и видео-редакторами?
- Готовность обучающихся:
- Справятся ли обучающиеся с работой над выпуском в столь короткие сроки?
- Имеют ли опыт работы в группах? Смогут ли грамотно распределить задания?
- Методические приемы:
- Необходимы ли дополнительные методические приемы на занятии?
- Сможете ли вы использовать дополнительные приемы на уроке?
Педагогу предлагается написать свои комментарии по каждому критерию (описать ситуацию). После этого можно проанализировать маршрут и составить план работы над слабыми сторонами.
Задание для групповой рефлексии.
Педагогам предлагается обсудить следующую тему – «Роль телевидения в школе и на уроке».
В формате дискуссии учителям необходимо обсудить предлагаемый методический прием и возможность его применения в рамках других предметов; помогут ли предлагаемые технологии достичь результатов, требуемых ФГОС.
5.2. Определите направления для оптимизации будущих занятий.
Продолжение работы над маршрутом может быть реализовано следующим образом:
- Проводить это занятие в параллели, смешивая классные коллективы.
- Подводить итоги, учитывая индивидуальную и коллективную работу.
- Проводить данные занятия систематически, что обеспечит регулярный выход школьной телепередачи.
5.3. Каким образом участники смогут применять данный маршрут в других учебных ситуациях (например, с обучающимися других образовательных ступеней или предметов)?
В дальнейшей профессиональной деятельности и освоении новых методических маршрутов педагоги, успешно прошедшие этот маршрут, могут применять следующие навыки:
- Целеполагания (прогнозирования образовательных результатов обучающихся) в соответствии с требованиями ФГОС.
- Организации совместной деятельности обучающихся с использованием профессионального программного обеспечения для создания видеопродукции.
- Проектирования интерактивных заданий с использованием социальных сервисов Яндекс и Google (диск и видео).
5.4. Продолжите обсуждение в режиме онлайн с коллегами-учителями вашего маршрута, например, на Образовательной Галактике Intel
IntelEngage является мировым сообществом, открытым для всех преподавателей, заинтересованных в реформировании образовательного процесса посредством эффективной интеграции технологических решений. Вы можете присоединиться к существующей Группе или создать собственную Группу для обсуждения различных аспектов, связанных с данным учебным курсом.
Классификатор маршрута |
Классификаторы:
1. Ступени обучения: средняя, старшая.
2. Предметы: русский язык, литература, искусство и МХК, информатика, история, обществознание, дополнительное образование.
3. Тип уроков/занятий:
— комбинированные (смешанные);
— изучения новых знаний;
— формирования новых умений;
— обобщения и систематизации изученного;
— практического применения знаний, умений.
4. Преобладающая деятельность: урочная, внеурочная, творческая, исследовательская, игровая, проектная.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка интегрированного урока литература,история,православие "Я верую..."
Данный урок был создан для областных Пасхальных чтений. Ключевые понятия урока: война и Вера...
Методические разработки: КТД, уроки литературы "Пейзаж и его функции в романе", "САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА В КУРСЕ ЛИТЕРАТУРЫ И МЕТОДИКИ ПРЕПОДАВАНИЯ ЛИТЕРАТУРЫ - ОСНОВНОЙ МЕТОД ПОЛУЧЕНИЯ ЗНАНИЙ И ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ БУДУЩЕГО СПЕЦИАЛИСТА", программа УНТ
Вашему вниманию предлагаются методические разработки урока и коллективного творческого дела, проводимые в ГБОУ СПО "Старицкий колледж" и за его пределами;а также в...
Методическая разработка урока по литературе в 5 классе на тему :Контрольная работа по древнерусской литературе ( по картине Иванова к отрывку из Летописи "Подвиг отрока - киевлянина...") .
____Данная разработка может служить в качестве мониторинга учащихся при изучении отрывка из Летописи "об отроке - киевлянине...."...
Методическая разработка: конспект урока литературы в 5 классе по теме: «Древнерусская литература. «Подвиг отрока киевлянина и хитрость воеводы Претича». Герои летописного сказания».
знакомство обучающихся с древнерусской литературой, ее самобытностью и патриотической направленностью на примере летописного сказания «Подвиг отрока киевлянина и хитрость воеводы Претича»...
Урок литературы в 8 классе "Василий Тёркин - защитник родной страны" (Из электронного методического пособия "Современный урок литературы: проектирование и реализация",2017г.)
Данный урок демонстрирует реализацию системно - деятельностного подхода в урочной деятельности....
Методическая разработка урока по литературе "Из литературы народов России. Поэт Габдулла Тукай". Стихотворения "Родная деревня", "Книга".
В процессе урока учащиеся знакомятся с выдающимся татарским поэтом Габдуллой Тукаем, постигают богатство и многообразие национальной литературы. Анализ стихотворений "Родная деревня" и "...
Проект по литературе на тему: «Телевидение и литература: что окажется сильней?»
Проектная работа посвящена сложной проблеме взаимодействия или противостояния телевидения и литературы....