Подготовка к итоговому сочинению "Опыт и ошибки" по рассказу Костюнина "Дубок"
методическая разработка по литературе (11 класс) по теме
Методическая разработка урока. Подготовка к итоговому сочинению по теме: ОПЫТ И ОШИБКИ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Подготовка к итоговому сочинению | 29.99 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка
Подготовка к итоговому сочинению
Опыт и ошибки
( По произведению Костюнина Александра Викторовича «Дубок» )
- Использование технологии проблемно-диалогического обучения на уроке русского языка.
Тип урока: Обобщение и систематизация знаний, умений и навыков.
Таксономия целей.
Цели учителя:
- закрепить ОУУН при работе с текстом.
- подготовить к итоговому сочинению по русскому языку и литературе.
Цели работы учащихся:
знать:
- алгоритм написания сочинения-рассуждения;
уметь:
- анализировать текст;
- находить проблему текста.
Задачи урока.
Образовательные:
- продолжить работу над речевой деятельностью учащихся.
Воспитательные:
- продолжить формирование навыков самостоятельной работы
- продолжить формирование навыков самооценки и оценки знаний других;
Развивающие:
- научить детей умению сравнивать, анализировать свои ошибки и ошибки товарищей, корректировать свою работу.
Оборудование урока
- Компьютер.
- Текст для творческой работы ( А.Костюнин «Дубок»)
- Словарь русского языка С.И.Ожегова
Основные термины и понятия темы
Опыт, ошибки , нравственность.
Организация пространства
Беседа и групповая работа.
Виды совместной деятельности
Работа по группам.
Используемые виды оценивания
Взаимооценка работы по тексту.
Формы работы
- индивидуальная, в парах и коллективная.
Ход урока
1 этап. Мотивация учащихся.
2этап. Анализ притчи А.В. Костюнина «Дубок»
Задание. Прочитать текст.
Дубок
Притча
Из трилогии «Кавказ» (Хожения в Дагестан, Абхазию, Ингушетию)
Молодой Дубок вертел-красовался своими редкими листьями и поглядывал снизу вверх на старые морщинистые громады дубов-предков, растущих невдалеке.
С ехидцей он размышлял:
— Листья у меня тоже красивые, с волнистыми краями, почему тогда старики — на виду, а я всю жизнь прозябаю в их тени? Чем я хуже?..
Пичужка села ему на ветку:
— Ой! Ты не очень-то!.. Своими когтями!!! Больно ведь! — взвизгнул Дубок, оглаживая свою нежную кожицу.
— Извините, пожалуйста!.. Я нечаянно, — обескуражилась птаха.
— За нечаянно — бьют отчаянно!
— Вы такой юный и уже дерзкий.
— Когда ещё быть дерзким, если не в юности?.. Мои прадеды и прабабки стоят, боятся шелохнуться, не то что дурной пример подать — развалятся сразу... Ах-хха-ха! — самодовольно расхохотался Дубок.
— Вы говорите о старших так непочтительно, что я вынуждена раскланяться с вами, — и птичка улетела.
— «Раскланяться»... Подумаешь, недотрога. Какая ей разница, где столоваться! Червяки везде одинаковые.
Дубок ещё долго запальчиво бросал колкие реплики в адрес улетевшей птички, но в душе понимал: что-то здесь не так. Даже если взять червячков-ползучков, всяких там гусениц, личинок, муравьёв и божьих коровок... На его нежных веточках их нет. Все они, как сговорились, селятся в толстом слое прелых листьев, которые годами, столетиями устилали землю, осыпаясь со старых дубов. А следом за личинками, паучками слетаются птицы, и вьют на разлапистых крепких ветвях старых дубов гнёзда. В гнёздах выводятся птенцы, из них вновь вырастают птицы и всё по-новой... Из века в век.
— Несправедливо! — покачивал головой Дубок. — Им — всё! Мне — ничего! У них прямой доступ к солнцу, а я из-за них годами сижу без света. Хватит!!! Натерпелись.
Желание сбросить путы, стать вровень... нет! выше их!!! краше, заметнее предков настолько обуяло Дубок, что он, в какой-то момент чуть не засох от зависти.
— Я им ещё устрою! Они у меня поплачут!.. — злорадно вспыхнул он, угрожающе затрепетав всеми своими десятью листьями. Шума, гула не получилось, поскольку листья не касались друг дружки, но трепет был впечатляющий. — Нужно лишь найти союзника, — мучительно, днями и ночами, сутки напролёт мечтал Дубок. — Ветер! он мне поможет. Ему какая разница: он с ними заодно, и ко мне заглядывает.
И ветер, откликнулся на его просьбу. Он поднялся сперва лёгкий, затем всё сильнее, сильней... Задул осенний ветер листодёр... да и не ветер уже — настоящий предзимний шквал откликнулся на призыв Дубка. С престарелых дубов полетели на землю огромные обломанные сучья, золотые листья срывались, сыпались веером с веток и вместе с желудями толстым слоем укрывали землю вокруг. А молоденький гибкий Дубок лишь слегка грациозно покачивался, словно в танце, и ему очень даже нравилось всё это действо... эта лесная дискотека. Он в такт порывам то приседал, то размахивал веточками и ли-ко-вааал... Он бесновался от радости, увидев, как вершина прадуба под бешеным ураганным ветром обломилась и по всему чёрному дряхлому стволу — с самого верха до основания — прошла глубокая трещина.
— Ура!!! — ликовал молодой дубок. — Так вам и надо!.. Пусть шторм всех вас вырвет с корнем. Тогда не будете мне мешать!
И ураган услышал его... Он грозно загудел, зарычал и, обратившись лютым смерчем, стал по очереди воздушной воронкой зависать то над одним старым дубом, то над другим, выдёргивая их с корнями, с грохотом, с пластами земли. Вот уже нет останков прадеда дуба, вот повергнут наземь дед... И лишь отец прикрывал молодой Дубок от северного ветра собой. Природа вокруг преобразилась... Вот уж и леса не осталось. Когда буря вырвала с корнями старые дерева, самые древние, самые сильные, всю молодь унесло по ветру, словно тростинки. Дубок в страхе выглядывал из-за широченной спины отца: вокруг, сколько хватало взгляду, лежала безжизненная холодная скалистая пустыня.
Где жучки? где паучки? где птичьи гнёзда?
Всё разорено ураганом...
— Что я наделал?! — в ужасе стал причитать Дубок. — Если смерч вырвет с корнями и отца — я погиб...
Дубок едва пережил штормовую ночь. К утру северный ветер стих, но пришла другая беда... На небосводе безжалостным огнём запылало светило...
Все растения и насекомые, всё, в чём едва теплилась жизнь — сгорело под палящими лучами солнца. Не осталось ни одного деревца, ни одного кустарника, ни одной зелёной травинки, лишь пожухлая иссохшая стернь... А Дубок спокойно, в тени могучей кроны отца-исполина, постепенно приходил в себя, охорашивался, рос и мужал.
В порыве благодарности он протянул к отцу свои ветви, но тот не отвечал.
Шторм и солнце окончательно иссушили, обескровили его... Дуб стоял уже неживой...
Он так и умер, стоя, прикрывая своими огромными ветвями сына от палящего солнца, от студёного ветра...
И весной жизнь вернулась в дубраву. Из желудей народились, проклюнулись липкие зелёные росточки, они тянулись вверх и росли, хорошели, крепли под сенью возмужавшего Дубка. Теперь он — самый старший в роду — трепетно, ревностно защищал молодые побеги от северного ветра и палящего солнца.
А пичужка свила в его крепких ветвях гнездо и вывела птенцов...
Жизнь продолжалась.
*
02 ноября 2016 г.
Александр Костюнин
- Что обозначает слово «притча»
Притча - иносказательный рассказ с нравоучением.
Словарь русского языка С.И.Ожегова
- Основные темы рассказа
- Место под солнцем
- Тема бумеранга
- Тема зависти
- Тема дерзости, тщеславия, гордости
- Каким представлен Дубок в начале повествования?
Молодой Дубок красовался. Его недоумение по поводу того, что приходится прозябать в тени старых деревьев, привели к страшному желанию: ураган должен уничтожить все деревья. И ведь ветер согласился помочь.
Есть старая мудрость: бойтесь своих желаний - они исполняются.
И желание Дубка исполнилось. Изъявив желание, Дубок и не предполагал, к каким последствиям все это приведет. А осознав это, понимает, что исправить что-либо невозможно…
- Картина после урагана
Все деревья истреблены. Только отец - дуб, даже ценой своей жизни, продолжал защищать свое неразумное дитя. Как и любой любящий родитель.
Осознание пришло. Дубок не только переосмыслил содеянное им, но и вынес для себя жизненный урок.
Только цена была очень велика.
- Ошибка осознана Дубком?
Теперь уже он сам занял место своих родственников. Сам стал защищать молодые деревья. И наверняка, с таким же сожалением стал слышать их жалобы и ропот. Но именно это помогло ему терпеливо выполнять свой долг, снисходительно относиться к слабостям и ошибкам других.
- Какой жизненный урок получен?
Если бы не этот урок, то вряд ли Дубок мог изменить свое мировоззрение. У него открылись глаза. Но заплатил дубок за это большую цену.
Очень часто так происходит. Бумерангом возвращается то, что человек сделал: и плохое и хорошее. Именно поэтому стоит призадуматься перед тем, как совершить поступок. А в данном случае даже мысли сыграли свою роль.
- Зачем введен образ пичужки?
Интересен образ пичужки. В начале рассказа она не пожелала оставаться с дерзким Дубком. А в конце - свила гнезда на его ветвях и вывила птенцов. Автор показывает, что изменилось отношение к дубку. Теперь Дубок не просто вызывает доверие, но и уважение.
- Какой художественный прием использует автор?
Кольцевое обрамление. Этот прием помогает ярче подчеркнуть тему бумеранга. Когда Дубок был дерзок, с ним даже пичужка не хотела общаться. А изменившийся Дубок стал более привлекателен.
- Какова мораль притчи?
Мораль притчи ясна.
Последние слова «Жизнь продолжается» говорят о том, что ошибки и их исправление дают нам колоссальный опыт.
Но желательно учиться на чужих ошибках. Именно поэтому Костюнин написал нам эту притчу. Но, к большому сожалению, молодость предпочитает совершать свои ошибки и учиться на своих ошибках. И ничего с этим не поделаешь. Юношеский максимализм присущ всем. Все через это проходят. Видимо, старый дуб-отец в свое время тоже отличался дерзостью. Но когда пришло время, стойко защищал свое дитя, свой неразумный Дубок. Теперь сам Дубок занял место отца. И он готов ценой своей жизни спасать неразумную молодежь.
Опыт и ошибки. Жизнь продолжается.
- Какие чувства вызывает у вас это произведение?
Грустные чувства. Сочувствие. Но в то же время и светлые чувства. Приходит мысль о том, что необходимо задумываться над своими поступками, словами и даже мыслями.
3этап. Подведение итогов урока.
4этап. Домашнее задание.
Написать сочинение по данному тексту
- Литература.
Рассказ Александра Викторовича Костюнина «Дубок»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Задания для организации итогового повторения и подготовки к итоговому тестированию по математике в 5 классе (по учебнику Виленкина)
[[{"type":"media","view_mode":"media_original","fid":"5910069","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"150","style":"width: 50px; height: 50px;","width":"150"}}]]Материалы для повторени...
Задания для организации итогового повторения и подготовки к итоговому тестированию по математике в 6 классе (по учебнику Виленкина)
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"5911198","attributes":{"alt":"","class":"media-image","style":"color: rgb(34, 34, 34); font-family: Arial, Verdana, sans-serif; font-size: 12px; widt...
Методические рекомендации по подготовке к итоговому сочинению (изложению) для участников итогового сочинения (изложения)
Критерии оценивания итогового сочинения организациями, реализующими образовательные программы среднего общего образования...
Методические рекомендации по подготовке к итоговому сочинению (изложению) для участников итогового сочинения (изложения)
Критерии оценивания итогового сочинения организациями, реализующими образовательные программы среднего общего образования...
Методические рекомендации по подготовке к итоговому сочинению для участников итогового сочинения
Критерии оценивания итогового сочинения организациями, реализующими образовательные программы среднего общего образования...
Методические рекомендации по подготовке к итоговому сочинению для участников итогового сочинения
Методические рекомендации по подготовке к итоговому сочинению...
Маленькие рассказы для подготовки к итоговому сочинению
Данная подборка рассказов помогла учащимся аргументировать основные направления итогового сочинения-2016-2017учебного года. Так как темы сочинений затрагивали главные темы человеческого бытия, данные ...