конспект урока по литературе "Добро и зло"
план-конспект урока по литературе (5 класс) на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
презентация к уроку | 647.5 КБ |
конспект урока | 22.42 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
1799 - 1836 Александр Сергеевич Пушкин
Арина Родионовна, няня поэта
Сказка – занимательный рассказ о необыкновенных фантастических вымышленных событиях и приключениях
Какой вы представляете себе царицу перед зеркалом?
Какой вы представляете себе молодую царевну? Красота и доброта (внутренняя и духовная)
Охарактеризуйте семерых богатырей.
Охарактеризуйте Чернавку. Каким героем она является? Положительным или отрицательным?
Королевич Елисей
Обращение Елисея к солнцу
Обращение Елисея к месяцу
Обращение Елисея к ветру
Зеркальце Царица-мачеха Царевна Семь богатырей Собака Соколко Ветер Солнце Месяц Положительные и отрицательные герои сказки
Хоть зло сильно – всему вредит, Добро на свете победит! Лишь добро одно бессмертно. Зло подолгу не живёт.
Предварительный просмотр:
Конспект урока по литературе в 5 классе.
Учитель: Нечаева О.А.
Тема: Добро и зло в нашей жизни (на примере «Сказки о мертвой царевне и семи богатырях» А.С.Пушкина).
Цели урока: 1. Раскрыть нравственный смысл сказки Пушкина, рассмотреть категории добра и зла на примере « Сказки о мёртвой царевне и семи богатырях». (Учебно-познавательная компетенция).
2. Продолжить обучение элементам анализа художественного текста, умению сравнивать, обобщать, делать выводы. ( Коммуникативная компетенция).
3. Продолжить развивать умение давать характеристику героям на основе прочитанного произведения.
4. Развитие читательского опыта, интереса к русской литературе, творчеству А.С.Пушкина.
5. Формирование прочной нравственной позиции, положительных ориентаций на распознание истинной красоты. ( Ценностно-смысловая компетенция)
Ход урока.
Эпиграф:
Лишь добро одно бессмертно.
Зло подолгу не живет.
Шота Руставели
1. Организационный момент.
- Здравствуйте, ребята. Сегодня утром, когда я шла на работу, мне довелось помочь бабушке, которая несла тяжёлые сумки. Расставаясь у её дома, она сказала: “Спасибо, доченька. Мир не без добрых людей”.
- А как вы понимаете смысл этой пословицы? (Ответы детей).
- Ежедневно мы сталкиваемся с вами с добром и злом.
Сегодня на уроке мы постараемся разобраться в этих человеческих качествах. А помогут нам в этом сказки А.С.Пушкина. Именно сказка может предостеречь нас от неверных шагов, рассказать, как жить в мире и взаимодействовать с ним, не нарушая и не разрушая его.
Запишем тему урока в тетради: “Добро и зло в нашей жизни”. 1 слайд.
Эпиграфом к нашему сегодняшнему уроку будут слова…
- Как вы думаете, почему это произведение подходит к нашей сегодняшней теме?
- Какие цели мы перед собой поставим?
- Каким образом будем достигать цели?
- Давайте сначала вспомним, что мы знаем об А.С.Пушкине.
2 слайд
Ученик: Александр Сергеевич Пушкин родился в Москве в 1799 году. Пушкин рос в семье, где очень любили литературу и поэзию. И отец, и дядя мальчика сочиняли стихи. Страсть к поэзии у Пушкина проявилась очень рано. Уже в семь лет он сочинял на французском языке маленькие комедии и разыгрывал их перед своей сестренкой Оленькой. К одиннадцати годам он перечитал всю библиотеку отца. Учился Пушкин в Царскосельском лицее. Лицеистов учили прекрасные преподаватели. Рядом, во дворце, жил царь Александр I. Дворец и лицей окружал прекрасный парк. Пушкин любил гулять там с друзьями. Лицейской дружбе поэт остался верен всю жизнь. После окончания лицея Пушкин стал известен своими вольнолюбивыми стихами. За это он был отправлен сначала в южную ссылку, а затем в собственное имение Михайловское. После ссылки он женился на Наталье Николаевне Гончаровой, жил в Москве и в Петербурге. Пушкин погиб на дуэли, когда ему было 37 лет.
3 слайд
Ученик: В жизни маленького Пушкина русская стихия жизни ярче всего воплощалась в двух женщинах. Это была бабушка Мария Алексеевна и няня Арина Родионовна, которые вносили в жизнь мальчика женственную ласку, баловство, тепло. Вокруг бабушки и нянюшки создавался свой, отдельный мир, - это мир душевной доброты, уюта, теплоты умного сердца. Няня и бабушка сливаются, сплетаются, обе близкие, обе ласковые, любовно чуткие к детским радостям и горестям, обе насыщенные творческим русским духом. Когда много лет спустя Пушкин-отец по вечерам перед сном, будет крестить собственных детей, не образ нарядной матери, а ласковое лицо старой няньки встанет перед ним.
4 слайд.
- Арина Родионовна была не только ласковая няня, но и веселая болтливая сказочница. Сюжет пушкинских сказок, которые мальчик Саша Пушкин любил слушать перед сном, именно она и рассказала.
- Александр Сергеевич Пушкин написал 5 сказок. Давайте вспомним их названия. (“Сказка о царе Салтане”, “Сказка о рыбаке и рыбке”, “Сказка о попе и работнике его Балде”, “Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях”, “Сказка о золотом петушке”).
- Сегодня на уроке мы подробнее познакомимся со “Сказкой о мертвой царевне и о семи богатырях”.
- Вспомните, пожалуйста, что такое сказка. (Сказка – занимательный рассказ о необыкновенных фантастических вымышленных событиях и приключениях).
5 слайд.
2. Объяснение нового.
- Вы уже прочитали эту сказку дома.
- Какое настроение вызвала у вас сказка Пушкина? (“Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях” вызвала хорошее, радостное настроение. Но сначала возникло чувство грусти, тревоги за судьбу царевны, и только когда королевич Елисей спас царевну, грусть и печаль ушли).
- Назовите героев сказки. (Ответы детей). Мы видим, что среди них есть положительные и отрицательные герои. Хочется подробнее поговорить о них.
- Подумайте, в образах каких героев заметна наиболее яркая характеристика Добра и Зла?
6 слайд
Задание: Обратимся к портрету этих героинь.
- Какой вы представляете себе царицу перед зеркальцем? Найдите в тексте описание (Чтение монолога царицы наизусть заранее подготовленным учеником). Красота и зло (внешняя). – вывод.
7 слайд.
- Как вы представляете себе молодую царевну? Найдите подтверждение своих слов в тексте. Наизусть. Красота и доброта (внутренняя и духовная). Кротость, доверчивость делают героиню сказки беззащитной.
-А ещё где в тексте есть описание царевны? (у семи богатырей). Здесь какие черты характера проявились у героини? (трудолюбие, хозяйственность, скромность)
- Можем ли мы про царицу сказать, что она трудолюбивая?
Ученики: Нет, она всегда сидит без дела, только в зеркало смотрится, любуется своей красотой. А от безделья у неё и появляются недобрые мысли.
- Почему царица решила погубить царевну? В чем суть конфликта между ними?
Ученики: Царица-мачеха считает себя самой красивой, а царевна становится ее соперницей, потому что волшебное зеркало сообщает, что падчерица “милее и белее”, чем она.
- Какими словами мы можем выразить отношение царицы к царевне?
Ученики: Ненависть, зависть.
- Обладает ли добрый человек такими чувствами?
Ученики: Нет, эти чувства характерны для злых людей.
- И царица, и царевна – внешне красивы. Про какую из героинь мы можем сказать, что она обладает и внутренней, душевной красотой?
Ученики: Царица красивая, но злая, никого не любит. Она весела только с зеркальцем. Значит душа у нее черная. А царевна по-настоящему красива, она всех любит, творит добро, и все ей помогают.
8 слайд
Царевна, до зари в лесу блуждая, попадает в терем к богатырям.
- Как вы охарактеризуете семерых богатырей?
- Почему царевна решила, что в тереме “люди добрые живут”?
Ученики: Есть иконы, в горнице чисто, светло.
9 слайд
- Охарактеризуйте Чернавку. Каким героем она является: положительным или отрицательным?
- Мы поговорили о героях сказки, но не о всех. В сказке есть герой, который…
“…между тем по свету скачет.
Нет как нет! Он горько плачет,
И кого ни спросит он,
Всем вопрос его мудрён.
К красну солнцу наконец
Обратился молодец”.
(Королевич Елисей)
10 слайд
- Королевич Елисей, отчаявшись найти свою любимую, обращается к силам природы: к солнцу, месяцу, ветру. Ребята подготовили выразительное чтение наизусть этих монологов. Давайте послушаем их.
11, 12, 13 слайды
- Ребята, вы обратили внимание, как от одной встречи к другой растет волнение Елисея, его стремление найти невесту. Отметим волшебное число “три”: столько раз королевич обращается к силам природы. Какими словами обращается Елисей к солнцу, месяцу и ветру? В этих словах проявляется тревога, волнение, надежда и печаль королевича. Эти чувства проявляются в ласковости обращений, в вопросе: «Аль откажешь мне в ответе».
14 слайд
- Что помогло королевичу пробудить от волшебного сна свою невесту? (Только верная, преданная любовь королевича Елисея спасает царевну, пробуждает ее от мертвого сна).
Задание:
- Мы рассмотрели основных героев сказки. Теперь нам предстоит составить таблицу “Положительные и отрицательные герои сказки”. (Работа в тетрадях)
Отрицательные герои | Положительные герои |
Царица-мачеха (зло в мире) | Семь богатырей |
Чернавка | Молодая царевна |
| Силы природы: солнце, месяц, ветер |
| Собака Соколко |
| Зеркальце (всегда говорит правду) |
Проверка табл. - 15 слайд
- В сказках у добра всегда много помощников, а зло – одиноко.
В “Сказке о мертвой царевне” мы видим, что даже явления природы помогают Елисею найти невесту.
Что же происходит со злой царицей-мачехой?
Найдите строки, в которых говорится о последних минутах ее жизни.
- В конце сказки злая царица умирает, а королевич Елисей женится на царевне. Какие качества царевны вознаграждаются в сказке? (Кротость, доброта и терпение вознаграждаются).
- Итак, проанализировав героев сказки, мы можем определить ее основную проблему: Добро и Зло в окружающем мире. Что выбирает человек? Добро или Зло?
- Ребята, вы хорошо поработали, а теперь мы немного отдохнем и проведём физкультминутку. Слайд
Самостоятельная работа в парах.Задание: У каждого на парте лежит таблица, которую необходимо заполнить. Для этого выпишите определения, характеризующие героинь.
Организация проверки: Посмотрим, что у вас получилось.
А сейчас обратите внимание на эпиграф.
Можем ли мы , рассмотрев образы царицы и царевны, согласиться с высказыванием поэта Руставели “Лишь добро одно бессмертно.
Зло подолгу не живет”?
Ученики: Да, ведь Царица умирает, а царевна оживает, значит добро победило.
Учитель: В произведениях литературы отражается жизнь. В сказках мы наблюдаем борьбу добра со злом.
В жизни все происходит гораздо сложнее, мы не можем разделить людей на добрых и злых. В душе каждого человека наблюдается противостояние добра и зла. Ведь мы совершаем и добрые поступки, и злые. Любим, желаем добра, здоровья. И тут же завидуем, обижаемся и даже, бывает, ненавидим.
- Подумайте, пожалуйста, чему научила вас сказка А. С. Пушкина.
Запишите ответ на этот вопрос.
3. Домашнее задание.
- Каждому человеку приятно услышать о себе хорошие слова. Вы сегодня очень хорошо работали, и мне хочется подарить каждому из вас волшебную золотую рыбку из сказки Пушкина. Я очень надеюсь, что эта рыбка исполнит все ваши желания, а ваши желания всегда будут только добрыми. Дома вам предстоит ответить на вопрос «Что значит быть добрым человеком? Считаете ли вы себя добрыми?», а ответ нужно будет записать на этой золотой рыбке. Мы с вами помним, что рыбка исполняет все желания. Поэтому все качества, которые вы напишите, будут присущи вам и вашим близким людям.
4 .Подведение итогов. Выставление оценок.
- Сегодня, вспомнив сказку А.С.Пушкина, мы поговорили о добре и зле. Что же все-таки важнее: Добро или Зло?
17 слайд
- В завершение нашего урока хочется сказать:
Хоть зло сильно – всему вредит,
Добро на свете победит!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План - конспект урока в форме презентации в программе Power Point на немецком языке по теме " Немецкая пресса для подростков" и конспект урока в программе Word к УМК И.Л.Бим., Л.В.Садомовой " Шаги 5" для 9 класса.
Презентация конспекта урока на немецком языке в программе Power Point по теме "Немецкая пресса для подростков" и конспект в программе Word показывают некоторые приёмы работы по теме "СМИ" ...
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА План-конспект урока в 11 классе «Фотоэффект. Применение фотоэффекта.»
Урок с использованием ЭОР. В изучении нового материала используется информационный модуль "Фотоэффект" для базового уровня старшей школы. В практический модуль входи...
Конспект урока литературы на тему:"Проблема счастья в поэме Н.А.Некрасова"Кому на Руси жить хорошо",конспект урока литературы на тему:"Жизнь и творчество М.Цветаевой"
конспект урока по литературе .Работа в группах...
План-конспект урока № 68 по физической культуре для учащихся 10 класса МБОУ гимназии «Интеллект». Ессентуки Ставропольского края по теме волейбол. Конспект открытого урока по физической культуре для учащихся 7 классов.
Проводил урок: учитель высшей категории Антонов Петр Андреевич.Раздел учебной программы: Спортивные игры.Тема урока: Волейбол, ИКТ...
План-конспект урока № 68 по физической культуре для учащихся 10 класса МБОУ гимназии «Интеллект». Ессентуки Ставропольского края по теме волейбол. Конспект открытого урока по физической культуре для учащихся 7 классов.
Проводил урок: учитель высшей категории Антонов Петр Андреевич.Раздел учебной программы: Спортивные игры.Тема урока: Волейбол, ИКТ...
План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча» План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча»
Цель урока: Развитие новых умений и навыков при игре в баскетбол, воспитание дисциплинированности.Задачи урока: 1. Совершенствование техники выполнения передачи мяча ...
Конспекты уроков фитбол - гимнастика.Конспекты уроков по флорболу.Статьи: "Влияние физических упражнений на здоровье школьников","Профилактика травматизма на урока ФК".
Материал содержит комплексы упражнений с фитболом....