конспект урока по литературе "Добро и зло"
план-конспект урока по литературе (5 класс) на тему

Нечаева О.А.
Показать нравственный смысл сказки А.С. Пушкина, рассмотреть категории добра и зла на примере « Сказки о мёртвой царевне и семи богатырях».

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon презентация к уроку647.5 КБ
Файл конспект урока22.42 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Добро и зло в нашей жизни» (на примере «Сказки о мёртвой царевне и о семи богатырях» А.С.Пушкина)

Слайд 2

1799 - 1836 Александр Сергеевич Пушкин

Слайд 3

Арина Родионовна, няня поэта

Слайд 5

Сказка – занимательный рассказ о необыкновенных фантастических вымышленных событиях и приключениях

Слайд 6

Какой вы представляете себе царицу перед зеркалом?

Слайд 7

Найдите и прочитайте описание царицы. Высока, стройна, бела, И умом и всем взяла; Но зато горда , ломлива, Своенравна и ревнива.

Слайд 8

Какой вы представляете себе молодую царевну? Красота и доброта (внутренняя и духовная)

Слайд 9

Какой была молодая царица? Белолица, черноброва, Нраву кроткого такого.

Слайд 10

Охарактеризуйте семерых богатырей.

Слайд 11

Охарактеризуйте Чернавку. Каким героем она является? Положительным или отрицательным?

Слайд 12

Королевич Елисей

Слайд 13

Обращение Елисея к солнцу

Слайд 14

Обращение Елисея к месяцу

Слайд 15

Обращение Елисея к ветру

Слайд 17

Зеркальце Царица-мачеха Царевна Семь богатырей Собака Соколко Ветер Солнце Месяц Положительные и отрицательные герои сказки

Слайд 18

Физкультминутка Дружно встали – раз, два, три. Мы теперь богатыри. Мы ладонь к глазам приставим, Ноги крепкие расставим, Поворачиваясь вправо Оглядимся величаво. И налево надо тоже Поглядеть из-под ладошек. И направо, и еще Через левое плечо. Буквой Л расставим ноги, Точно в танце - руки в боки. Наклонились влево, вправо, Получается на славу!

Слайд 19

Хоть зло сильно – всему вредит, Добро на свете победит! Лишь добро одно бессмертно. Зло подолгу не живёт.



Предварительный просмотр:

Конспект урока  по литературе в 5 классе.

Учитель: Нечаева О.А.

Тема: Добро и зло в нашей жизни (на примере «Сказки  о мертвой царевне и семи богатырях» А.С.Пушкина).

Цели урока: 1. Раскрыть нравственный смысл сказки Пушкина, рассмотреть категории добра и зла на примере  « Сказки о мёртвой царевне и семи богатырях». (Учебно-познавательная компетенция).

2. Продолжить обучение элементам анализа художественного текста, умению сравнивать, обобщать, делать выводы. ( Коммуникативная компетенция).

3. Продолжить развивать умение давать характеристику героям на основе прочитанного произведения.

4. Развитие читательского опыта, интереса к русской литературе, творчеству А.С.Пушкина.

5. Формирование прочной нравственной позиции, положительных ориентаций на распознание истинной красоты. ( Ценностно-смысловая компетенция)

Ход урока.

Эпиграф:

Лишь добро одно бессмертно.

                                                                                          Зло подолгу не живет.

Шота Руставели

1. Организационный момент.

- Здравствуйте, ребята. Сегодня утром, когда я шла на работу, мне довелось помочь бабушке, которая несла тяжёлые сумки. Расставаясь у её дома, она сказала: “Спасибо, доченька. Мир не без добрых людей”.

- А как вы понимаете смысл этой пословицы? (Ответы детей).

- Ежедневно мы сталкиваемся с вами с добром и злом.

Сегодня на уроке мы постараемся разобраться в этих человеческих качествах. А помогут нам в этом сказки А.С.Пушкина. Именно сказка может предостеречь нас от неверных шагов, рассказать, как жить в мире и взаимодействовать с ним, не нарушая и не разрушая его.

Запишем тему урока в тетради: “Добро и зло в нашей жизни”.          1 слайд.

Эпиграфом к нашему сегодняшнему уроку будут слова…

- Как вы думаете, почему это произведение подходит к нашей сегодняшней теме?

- Какие цели мы перед собой поставим?

- Каким образом будем достигать цели?

- Давайте  сначала вспомним, что мы знаем об А.С.Пушкине.

2 слайд

Ученик: Александр Сергеевич Пушкин родился в Москве в 1799 году. Пушкин рос в семье, где очень любили литературу и поэзию. И отец, и дядя мальчика сочиняли стихи. Страсть к поэзии у Пушкина проявилась очень рано. Уже в семь лет он сочинял на французском языке маленькие комедии и разыгрывал их перед своей сестренкой Оленькой. К одиннадцати годам он перечитал всю библиотеку отца. Учился Пушкин в Царскосельском лицее. Лицеистов учили прекрасные преподаватели. Рядом, во дворце, жил царь Александр I. Дворец и лицей окружал прекрасный парк. Пушкин любил гулять там с друзьями. Лицейской дружбе поэт остался верен всю жизнь. После окончания лицея Пушкин стал известен своими вольнолюбивыми стихами. За это он был отправлен сначала в южную ссылку, а затем в собственное имение Михайловское. После ссылки он женился на Наталье Николаевне Гончаровой, жил в Москве и в Петербурге. Пушкин погиб на дуэли, когда ему было 37 лет.

3 слайд

Ученик: В жизни маленького Пушкина русская стихия жизни ярче всего воплощалась в двух женщинах. Это была бабушка Мария Алексеевна и няня Арина Родионовна, которые вносили в жизнь мальчика женственную ласку, баловство, тепло. Вокруг бабушки и нянюшки создавался свой, отдельный мир, - это мир душевной доброты, уюта, теплоты умного сердца. Няня и бабушка сливаются, сплетаются, обе близкие, обе ласковые, любовно чуткие к детским радостям и горестям, обе насыщенные творческим русским духом. Когда много лет спустя Пушкин-отец по вечерам перед сном, будет крестить собственных детей, не образ нарядной матери, а ласковое лицо старой няньки встанет перед ним.

4 слайд.

- Арина Родионовна была не только ласковая няня, но и веселая болтливая сказочница. Сюжет пушкинских сказок, которые мальчик Саша Пушкин любил слушать перед сном, именно она и рассказала.

- Александр Сергеевич Пушкин написал 5 сказок. Давайте вспомним их названия. (“Сказка о царе Салтане”, “Сказка о рыбаке и рыбке”, “Сказка о попе и работнике его Балде”, “Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях”, “Сказка о золотом петушке”).

- Сегодня на уроке мы подробнее познакомимся со “Сказкой о мертвой царевне и о семи богатырях”.

- Вспомните, пожалуйста, что такое сказка. (Сказка – занимательный рассказ о необыкновенных фантастических вымышленных событиях и приключениях).

5 слайд.

2. Объяснение нового.

- Вы уже прочитали эту сказку дома.

- Какое настроение вызвала у вас сказка Пушкина? (“Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях” вызвала хорошее, радостное настроение. Но сначала возникло чувство грусти, тревоги за судьбу царевны, и только когда королевич Елисей спас царевну, грусть и печаль ушли).

- Назовите героев сказки. (Ответы детей). Мы видим, что среди них есть положительные и отрицательные герои. Хочется подробнее поговорить о них.

- Подумайте, в образах каких героев заметна наиболее яркая характеристика Добра и Зла?

6 слайд

Задание: Обратимся к портрету этих героинь.

- Какой вы представляете себе царицу перед зеркальцем? Найдите в тексте описание (Чтение монолога царицы наизусть заранее подготовленным учеником). Красота и зло (внешняя). – вывод.

7 слайд.

- Как вы представляете себе молодую царевну?  Найдите подтверждение своих слов в тексте. Наизусть. Красота и доброта (внутренняя и духовная). Кротость, доверчивость делают героиню сказки беззащитной.

-А ещё где в тексте есть описание царевны? (у семи богатырей). Здесь какие черты характера проявились у героини? (трудолюбие, хозяйственность, скромность)

- Можем ли мы про царицу сказать, что она трудолюбивая?

Ученики: Нет, она всегда сидит без дела, только в зеркало смотрится, любуется своей красотой. А от безделья у неё и появляются недобрые мысли.

-  Почему царица решила погубить царевну? В чем суть конфликта между ними?

             Ученики: Царица-мачеха считает себя самой красивой, а царевна становится ее   соперницей, потому что волшебное зеркало сообщает, что падчерица “милее и белее”, чем она.

- Какими словами мы можем выразить отношение царицы к царевне?

                      Ученики: Ненависть, зависть.

-  Обладает ли добрый человек такими чувствами?

                Ученики: Нет, эти чувства характерны для злых людей.

- И царица, и царевна – внешне красивы. Про какую из героинь мы можем сказать, что она обладает и внутренней, душевной красотой?

Ученики: Царица красивая, но злая, никого не любит. Она весела только с зеркальцем. Значит душа у нее черная. А царевна по-настоящему красива, она всех любит, творит добро, и все ей помогают.

                                                                     8 слайд 

Царевна, до зари в лесу блуждая, попадает в терем к богатырям.

- Как вы охарактеризуете семерых богатырей?

- Почему царевна решила, что в тереме “люди добрые живут”?

Ученики: Есть иконы, в горнице чисто, светло.

                                                            9 слайд 

- Охарактеризуйте Чернавку. Каким героем она является: положительным или отрицательным?

- Мы поговорили о героях сказки, но не о всех. В сказке есть герой, который…

“…между тем по свету скачет.
Нет как нет! Он горько плачет,
И кого ни спросит он,
Всем вопрос его мудрён.
К красну солнцу наконец
Обратился молодец”.

(Королевич Елисей)

10 слайд

- Королевич Елисей, отчаявшись найти свою любимую, обращается к силам природы: к солнцу, месяцу, ветру. Ребята подготовили выразительное чтение наизусть этих монологов. Давайте послушаем их.

11, 12, 13 слайды

- Ребята, вы обратили внимание, как от одной встречи к другой растет волнение Елисея, его стремление найти невесту. Отметим волшебное число “три”: столько раз королевич обращается к силам природы. Какими словами обращается Елисей к солнцу, месяцу и ветру? В этих словах проявляется тревога, волнение, надежда и печаль королевича. Эти чувства проявляются в ласковости обращений, в вопросе: «Аль откажешь мне в ответе».

14 слайд

- Что помогло королевичу пробудить от волшебного сна свою невесту? (Только верная, преданная любовь королевича Елисея спасает царевну, пробуждает ее от мертвого сна).

Задание:

- Мы рассмотрели основных героев сказки. Теперь нам предстоит составить таблицу “Положительные и отрицательные герои сказки”. (Работа в тетрадях)

Отрицательные герои

Положительные герои

Царица-мачеха (зло в мире)

Семь богатырей

Чернавка

Молодая царевна

 

Силы природы: солнце, месяц, ветер

 

Собака Соколко

 

Зеркальце (всегда говорит правду)

Проверка табл. - 15 слайд

- В сказках у добра всегда много помощников, а зло – одиноко.

В “Сказке о мертвой царевне” мы видим, что даже явления природы помогают Елисею найти невесту.

Что же происходит со злой царицей-мачехой?

Найдите строки, в которых говорится о последних минутах ее жизни.

- В конце сказки злая царица умирает, а королевич Елисей женится на царевне. Какие качества царевны вознаграждаются в сказке? (Кротость, доброта и терпение вознаграждаются).

- Итак, проанализировав героев сказки, мы можем определить ее основную проблему: Добро и Зло в окружающем мире. Что выбирает человек? Добро или Зло?

- Ребята, вы хорошо поработали, а теперь мы немного отдохнем и проведём физкультминутку.   Слайд

Самостоятельная работа в парах.Задание:  У каждого на парте лежит таблица, которую необходимо заполнить. Для этого выпишите определения, характеризующие героинь.  

Организация проверки: Посмотрим, что у вас получилось.

А сейчас обратите внимание на эпиграф.

Можем ли мы , рассмотрев образы царицы и царевны, согласиться с высказыванием поэта Руставели        “Лишь добро одно бессмертно.

                           Зло подолгу не живет”?

Ученики: Да, ведь Царица умирает, а царевна оживает, значит добро победило.

Учитель: В произведениях литературы отражается жизнь. В сказках мы наблюдаем борьбу добра со злом.

В жизни все происходит гораздо сложнее, мы не можем разделить людей на добрых и злых. В душе каждого человека наблюдается противостояние добра и зла. Ведь мы совершаем и добрые поступки, и злые. Любим, желаем добра, здоровья. И тут же завидуем, обижаемся и даже, бывает, ненавидим.

- Подумайте, пожалуйста, чему научила вас сказка А. С. Пушкина.

Запишите ответ на этот вопрос.

3. Домашнее задание.

- Каждому человеку приятно услышать о себе хорошие слова. Вы сегодня очень хорошо работали, и мне хочется подарить каждому из вас волшебную золотую рыбку из сказки Пушкина. Я очень надеюсь, что эта рыбка исполнит все ваши желания, а ваши желания всегда будут только добрыми. Дома вам предстоит ответить на вопрос «Что значит быть добрым человеком? Считаете ли вы себя добрыми?»,  а ответ нужно будет записать на этой золотой рыбке. Мы с вами помним, что рыбка исполняет все желания. Поэтому все качества, которые вы напишите, будут присущи вам и вашим близким людям.

4 .Подведение итогов. Выставление оценок.

- Сегодня, вспомнив сказку А.С.Пушкина, мы поговорили о добре и зле. Что же все-таки важнее: Добро или Зло?

17 слайд

- В завершение нашего урока хочется сказать:
Хоть зло сильно – всему вредит,
Добро на свете победит!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План - конспект урока в форме презентации в программе Power Point на немецком языке по теме " Немецкая пресса для подростков" и конспект урока в программе Word к УМК И.Л.Бим., Л.В.Садомовой " Шаги 5" для 9 класса.

Презентация конспекта урока на немецком языке  в программе Power Point по теме "Немецкая пресса для подростков" и конспект в программе  Word показывают некоторые приёмы работы по теме "СМИ" ...

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА План-конспект урока в 11 классе «Фотоэффект. Применение фотоэффекта.»

Урок с использованием  ЭОР. В изучении нового материала используется информационный модуль  "Фотоэффект" для базового уровня старшей школы.  В практический модуль входи...

План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча» План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча»

Цель урока: Развитие новых умений и навыков при игре в баскетбол, воспитание  дисциплинированности.Задачи урока: 1. Совершенствование  техники выполнения  передачи  мяча ...