Дидактический материал к изучению курса "Литература родного края» 9 класс
учебно-методический материал по литературе (9 класс) на тему

Попова Валентина Николаевна

Предлагаемая  разработка  « Дидактический материал к изучению курса

« Литература родного края»   окажет действенную помощь учителю-словеснику в изучении  данного курса. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Пыщугская средняя общеобразовательная школа

Пыщугского муниципального района

Костромской области

ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ

К ИЗУЧЕНИЮ КУРСА

 «ЛИТЕРАТУРА РОДНОГО КРАЯ»

9 КЛАСС

НОМИНАЦИЯ: ДИДАКТИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ

Автор: Попова Валентина Николаевна,  

учитель русского языка и литературы

                                             

Пыщуг – 2016г.

1.Пояснительная записка

1.1. Обоснование актуальности и новизны  разработки

Предлагаемая  разработка  « Дидактический материал к изучению курса

« Литература родного края»   окажет действенную помощь учителю-словеснику в изучении  данного курса.

Учитывая требования региональной программы, данная разработка  поможет словеснику  в осуществлении дифференцированного подхода к обучающимся, нацелив их на самостоятельную работу.Материал пособия распределён по разделам,  которые соотносятся с использованной в учебной хрестоматии системой вопросов и заданий. При этом учитывается возможность не только дополнить материал  хрестоматии, но и ввести новые задания, помогающие сформировать необходимые компетенции, развивать творческие способности и читательский  кругозор обучающихся.

Актуальность разработки обусловлена необходимостью обеспечения процесса стандартизации содержания образования по  литературе на региональном уровне, определения возможностей для развития вариативности образовательных программ по  литературе на территории Костромской области, определения общих педагогических подходов к управлению методическим содержанием процесса обучения школьников при реализации содержания регионального компонента базисного учебного плана. В  каждом классе основной и средней школы  учащиеся приобщаются к литературе родного края от далёкого прошлого до наших дней. Из класса в класс должны расширяться и углубляться представления школьников о тематическом, жанровом, художественном многообразии литературы Костромщины. Задача учителя заключается в том, чтобы «показать учащимся, как Рылеев или Катенин, Лесков или Короленко, Островский или Некрасов использовали в своих произведениях костромской материал, как полно они отразили в них быт, природу, нравы, образ жизни костромичей, кого из наших земляков они избрали в качестве прототипов своих героев, какие факты из жизни наших предков стали достоянием их художественного творчества». Известно, что спроецированные на местные условия жизни история и культура «опредмечиваются», активизируя в учащихся чувство сопереживания, соучастия, создавая благоприятные условия для духовного пробуждения и развития личности.

  1. Определение авторского вклада в работу

 Курс «Литература родного края» направлен на воспитание у  обучающихся чувства патриотизма и любви к малой родине.  Ученик открывает для себя, сколь духовно богата земля, на которой он живет. Оказывается,  на этой земле поднимались, формировались недюжинные духовные литературные силы, без которых отечественная литература едва ли представима. Поэтому на уроках  современный педагог для изучения и анализа  литературных произведений  использует  методы, формы и средства обучения в образовательной среде, а также виды учебной деятельности школьников, обеспечивающих получение ожидаемых результатов.

В последние годы (а всё связано с финансовыми трудностями) в школьные библиотеки не поступает сборников произведений местных авторов. Следовательно, возникает трудность при подготовке к урокам, где изучается  курс «Литература родного края». Материал о местных авторах – пыщужанах, можно сказать, собирался по «крупицам». Вышедшие сборники Н.Харинова,  Т.Коноплёвой, Ю.Куранова и др.   имеют такой маленький тираж, что приобрести их не может каждый желающий. Автор разработки обращалась в редакцию газеты «Призыв», в районную библиотеку, где была ей предоставлена возможность поработать с необходимыми для выполнения данной работы материалами.

  1. Теоретическое и методическое обоснование разработки

В работе современного педагога поставлена задача изучения и анализа различных возможностей, методов, форм и средств обучения в образовательной среде, а также видов учебной деятельности школьников, обеспечивающих получение ожидаемых результатов. Уроки литературы содействуют формированию всесторонне развитой, гармоничной личности, воспитания гражданина, патриота. Приобщение к гуманистическим ценностям культуры и развитие творческих способностей – необходимое условие становления человека, эмоционально богатого и интеллектуально развитого, способного конструктивно и вместе с тем критически относиться к себе и к окружающему миру. Содержание курса «Литература родного края» в каждом классе основной и средней школы включает в себя произведения, поднимающие вечные проблемы: добро, зло, жестокость и сострадание, великодушие, прекрасное в природе  и человеческой жизни и др..  И чтобы обеспечить главные  цели литературного образования, необходимо придать изучению литературы предметный характер, приблизив её к личности ученика, к его родному краю.  Любовь к Родине  начинается с чувства любви и сыновнего почтения к «малой» родине, к дому, где он родился и рос, к отчему краю. По точным словам академика Д.С.Лихачёва, «без корней в родной местности человек уподобляется степной травке перекати-поле». Память о прошлом, о славных предках, о вековых культурных традициях родной земли – одно из самых действенных средств воспитания человека, хозяина, труженика, радетеля своего края, прикипевшего к нему всем сердцем и душой. Поэтому, изучая литературу своего края, школьники откроют для себя, сколь богата духовно именно та земля, на которой живет он и его родные и близкие люди. А направляющая роль в этом руководстве  чтением отводится современному учителю. Исходя из вышесказанного, формулируется и цель разработанных и неоднократно использованных в работе дидактических материалов.

Цель – оказать помощь учителям литературы в эффективной и целенаправленной организации изучения курса «Литература родного края».

Задачи:

  1. создать условия для осознания педагогами необходимости изучения данного курса;
  2. совершенствование организации  самостоятельной работы  и контроля за знаниями обучающихся  в учебном процессе,
  3. воспитание у школьников интереса к произведениям писателей-костромичей.

      1.4. Ожидаемые результаты реализации разработки

Педагоги получат возможность-  повысить  эффективность занятий  и качества знаний  за счёт грамотной организации самостоятельной работы  при изучении курса;

Педагоги будут понимать -  цели и задачи изучаемого курса, направления своей работы;

Педагоги смогут проконтролировать знания школьников по различным разделам курса;

Обучающиеся  получат  - навыки самостоятельной работы, умение анализа литературных произведений, знание биографий и произведений писателей-костромичей и местных авторов.

1.5. Длительность работы над опытом

Работа над опытом велась в течение нескольких лет, с момента введения предмета «Литература родного края» в региональный компонент учебного плана образовательного учреждения.

1.6. Диапазон опыта

Диапазон опыта представлен разработанными дидактическими материалами курса, для которых подобраны соответствующие тренировочные материалы, задания, в том числе и творческого характера.

1.7. Характеристика условий,

в которых возможно применение данного опыта

Применение данного опыта возможно учителями литературы. Данные материалы можно использовать в основной школе, а также при подготовке к олимпиадам по литературе. Данные дидактические материалы можно использовать и при обучении детей с ограниченными возможностями здоровья.

  1. Теоретическая часть

Курс  «Литература родного края»  в 9 классе   включает следующее содержание:

1. Древнерусская литература. Роль Костромы и предков костромичей в защите и создании России.

История открытия «Слова о полку Игореве» в Ярославско-Костромском крае. Костромич Н.Ф, Грамматин (1786-1827) как автор одного из переводов «Слова...» с подробными историческими и критическими примечаниями и одного из первых исследований древнерусской литературы.

2. Русская  литература 18 века. Костромич Фёдор Волков — основатель первого в России театра. Стиль классицизма в архитектуре Костромы. Влияние А.М. Кутузова, костромича, основоположника русского сентиментализма, которому Радищев посвятил «Путешествие из Петербурга в Москву». А.О. Аблесимов (1749, Галичский уезд — 1783, Москва). «Мельник, колдун, обманщик и сват» - одна из попыток изобразить крестьянский быт на русской сцене. Создание крестьянских характеров, передача колорита народной речи. Использование песен костромских крестьян.

3. Русская литература 19 века. Русская литература и русская история: 1812 год — патриотический подъем народа. Костромичи в Отечественной войне 1812 года, 1825 год — попытка дворянства повернуть страну на путь конституционно-монархического или республиканского развития. Декабристы-костромичи. Творчество Н.Ф. Грамматина. Баллада  «Услад и Всемила», поэма «Освобождённая Европа», попытки передать дух фольклора в жанре «народных песен». Кондратий Федорович Рылеев. "Иван Сусанин". Патриотический пафос думы. Костромские корни рода Рылеевых. Русская литература и русская история: 1812 год — патриотический подъем народа.

П.А. Катенин. Баллады «Наташа», «Убийца», «Леший». Очерк жизни и творчества. Участие в тайных декабристских организациях. Влияние Катенина на взгляды Грибоедова и Пушкина. Катенинские воспоминания о Пушкине. Катенин и юный Писемский. Образ Катенина (Копина) в автобиографическом романе Писемского «Люди сороковых годов».

Александр Сергеевич Грибоедов "Горе от ума". Связь писателя с Костромским краем. Костромское имение матери Грибоедова в с. Троицкое-Салтыково Кологривского уезда. Сложные отношения с матерью.

Костромские тропинки к Пушкину. Близкие родственники поэта,  жившие в Костроме, знакомство поэта с костромичом Ю.Н. Бартеневым. Ответ Пушкина на послание костромской поэтессы А.И. Готовцевой «О, Пушкин, слава наших дней...»

Рассказ о костромских корнях Лермонтова и о костромских корнях его родословной по отцовской линии.

Костромич Ф.В. Чижов, предприниматель, публицист,автор одной из первых биографий Гоголя.

Костромской помещик и поэт-дилетант П.Д. Козловский — друг Белинского.

Творчество Ю. Жадовской. Отклики Белинского на творчество поэтессы-костромички.

4. Родной край в творчестве местных авторов.  

По выбору учителя: творчество Ю. Куранова, А. Акишина, В. Беляева, Е.Каргопольцевой, Т.Коноплёвой, Н.Харинова и др.

В региональную программу включаются только лучшие образцы местной литературы, ибо связи Костромского края с большой всероссийской  культурой достаточно широки, глубоки и многообразны. Здесь, на Костромской земле, родились, жили, создавали свои шедевры многие деятели русской литературы и искусства, имена и произведения которых введены в содержание курса «Литература родного края».

Сохраняя основной принцип системности визучении материала, предусмотренный федеральным стандартом, учащиеся в каждом классе приобщаются к литературе от далёкого прошлого до наших дней. « Учителю предоставляется возможность самостоятельно определять и форму обсуждения произведений, темп чтения, проверку усвоения учащимися изученного материала». Используя дидактические материалы, учитель может проводить интегрированные уроки: уроки-концерты, уроки-экскурсии,уроки-спектакли, уроки – викторины.

  1. Методическая часть

К РАЗДЕЛУ  « ДРЕВНЕРУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА»

Николай Фёдорович Грамматин (1786-1827) как автор одного из переводов «Слова о полку Игореве», один из первых исследователей древнерусской литературы. В «Критических рассуждениях о

 «Слове …» писатель разъясняет «тёмные места» древнерусской поэмы, даёт характеристику лексических её особенностей. Грамматин поясняет многочисленные исправления и две небольшие перестановки в тексте первого издания. Он внёс 90 поправок в текст первого издания, поместил наряду с прозаическим стихотворный перевод, взяв за образец стиха сказку Карамзина «Илья Муромец» - 6-стопный хорей с дактилическим окончанием.Его перевод слащав и сентиментален. Однако при всех недостатках ценность издания в том, что Грамматин первым попытался осмыслить каждое слово памятника.

В.П.Гребенюк. Из истории изданий « Слова о полку Игореве»

  1. Сравните перевод «Слова …» Н.Ф. Грамматина и пересказ известного русского писателя и историка Н.М. Карамзина. Что роднит эти переводы?
  2. Чем помог вам  пересказ историка Н.М. Карамзина для уяснения содержания поэмы?
  3. Назовите действующих лиц, картины, исторические детали, которые мы видим в «Слове» и которые отсутствуют в переводе Грамматина и пересказе Карамзина.
  4. Какое настроение создаётся у читателя при чтении « Слова»?

Во второй половинеXVIIIстолетия в России было широко распространено собирание отечественных древностей. Один из наиболее известных и удачливых коллекционеров письменных и вещественных памятников русской старины – граф А.И.Мусин-Пушкин (1744-1817). В результате длительной и кропотливой работы русские исследователи доказали, что сборник, в котором находились хронограф и текст «Слова», был взят графом из хранительницы Спасо-Ярославского монастыря.

  1. Подготовьте сообщение о коллекционере А.И.Мусине–Пушкине.
  2. Как рукопись «Слова» связана с Ярославлем?
  3. Высоко оценив этот памятник древнерусской литературы, кого коллекционер решил с ним ознакомить?
  4. Подумайте, что даёт основание писателям утверждать, что именно «Словом» началась русская литература.

Тест к разделу

А1.Когда было создано «Слово о полку Игореве»?

А) в 1177 году

Б) в 1110 году

В) дата создания неизвестна

Г) в 1100 году

                  А2.В каком городе Ярославна молится о спасении воинов?

А) в Ярославле

Б) в Путивле

В) в Чернигове

Г) в Киеве

                  А3. Какое средство выразительности речи используется в строках?

Гзак бежит серым волком к великому Дону.            

А) литота

Б) гипербола

В) сравнение

Г) оксюморон

А4. Какой традиции, принятой у издателей «Слова»,воспротивился наш земляк Н.Ф.Грамматин?

А) точной передаче текста

Б) воспроизведению орфографии рукописи

В)пояснительным комментариям

В1.Что, по мнению Д.С.Лихачёва, вдохновило автора «Слова о полку Игореве» и сделало это произведение бессмертным?

 В2.Чем памятно имя нашего земляка Н.Ф.Грамматина?

С1.Значение «Слова о полку Игореве».  Чем дорого нам это произведение древнерусской литературы?

К РАЗДЕЛУ  « РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА XIX ВЕКА»

Павел Александрович  Катенин. Баллады.

Поэт, писатель, литературный критик, уроженец Кологривского уезда. Весьма близок с А.С. Пушкиным (его поэт несколько раз упоминает  в романе «Евгений Онегин».Автор баллад: «Леший», «Убийца», «Певец», «Ольга» и др. Кроме того много переводил, особенно из пьес знаменитых французских драматургов П. Корнеля и Расина. А.С. Пушкин и А.С.Грибоедов особенно высоко оценили Катенина как критика. Участник Отечественной войны 1812 года, проявивший отменную храбрость в сражениях под Бородином, Люценом, Кульмом, Лейпцигом, а в 1814 году находился среди русских войск в Париже. Именно здесь, в Париже, хорошо узнал французский театр, познакомился со многими знаменитыми в то время театральными деятелями. Послевоенная служба в Преображенском полку не мешает плодотворной литературной деятельности: им созданы в этот период исторические и простонародные баллады («Наташа», «Убийцы», «Певец»).

       Крепкая дружба связывала А.С.Пушкина с Катениным. Великий поэт оказал большую помощь и поддержку нашему земляку в издании сочинений. О большом уважении Пушкина к Катенину свидетельствует их переписка. Об этом и стихотворение «Ответ Катенину».

  1. Назовите причину ссылки П.А.Катенина в 1822 году в его костромскую деревню Шаево.
  2. Вставьте пропущенные в предложениях слова: « Потянулись томительные  для Катенина дни в «стране  медведей». Утешением «шаевского ссыльного» были … да … с  друзьями».
  3. Что связывало П.А.Катенина с А.С.Пушкиным и А.С.Грибоедовым?
  4. По какому поводу Грибоедов в январе 1825 года пишет Катенину: «Критика твоя, хотя жестокая и вовсе несправедливая, принесла мне истинное удовольствие…»?
  5. Прочитайте балладу «Наташа». Что нового внёс  Катенин в традиционный жанр литературной баллады?
  6. Какие нравственные традиции русского народа отстаивает Катенин в балладах «Убийца» и «Наташа»?
  7. Кому принадлежат слова, обращённые к критику П.А.Катенину: «Кроме тебя, нет у нас  критика. Многие (в том числе и я) много тебе обязаны»?
  8.  Что вы знаете о разносторонней образованности П.А.Катенина?
  9. Напишите сочинение-рассуждение на тему: «Чем замечательна личность П.А.Катенина?»
  10.  Рассмотрите переписку двух друзей – А.С.Грибоедова и П.А.Катенина, сопоставьте их письма. Что мы узнаём из этих писем?

К РАЗДЕЛУ  « РОДНОЙ КРАЙ В ТВОРЧЕСТВЕ МЕСТНЫХ АВТОРОВ»

Учитель сам определяет свой выбор. Данный материал поможет с  темами уроков. При подготовке дидактических материалов использовались статьи местной газеты «Призыв»; разработки, подготовленные работниками Центральной районной библиотекис. Пыщуг, личные встречи автора разработки материалов с местными авторами. Биографический материал, анализ произведений, представленный в разработке, на мой взгляд,  не является лишним.  К нему могут обратиться не только учителя, но и школьники.

C:\Users\ADM\Desktop\Расшареная\фото\фото.jpg

Он - человек талантливый, состоял членом Союза журналистов России, был участником первой областной фотовыстаки «Наш край», «Фото – 68», где был отмечен призом областного комитета комсомола, награжден грамотой и денежной премией.

Как тонко он  мог замечать моменты нашей обыденной жизни, красоту природы, мог увидеть в обычном необычайное. Его стихи, рассказы, очерки о людях родного края, лирические миниатюры, короткие зарисовки о природе пыщужане всегда читали с интересом. Они регулярно печатались в районной газете. Материалов накопилось много, и Николай Владимирович мечтал об издании книги.  Но, увы… Мечта его осуществилась уже после кончины. К годовщине со дня смерти Н.Харинова вышла в свет книга стихов и коротких рассказов «Я вернусь…». Издать книгу удалось благодаря бывшим коллегам, при участии депутата Государственной Думы. Не зря говорят, что мало быть писателем, нужно, чтобы тебя еще и напечатали.

Сборник открывает стихотворение «Мое Пыщуганье». В каждой строчке, в каждом слове чувствуется любовь к родному Пыщуганью – своей малой родине:

Мое Пыщуганье – России частица!

                                     Цветы полевые и ситец берез,

И елей мохнатых густые ресницы,

И россыпи радужных рос.

Автор уверен, что все ему дорого, мило в родном краю:

Все дорого сердцу – река и увалы,

                                    Рассветы, закаты и песнь соловья.

Тропинки и просеки, поля и перелески, деревеньки, разбросанные по взгорьям – все родное. И разлюбить невозможно. Открытие мира начиналось здесь. А как трогательны стихи, обращенные к  учителям и одноклассникам: «Здравствуй, школа!», «О друге». Школа для многих есть и остается маленькой родиной, которая манит к себе, чтобы щедро согреть теплом.

Снова мы у школьного порога,

                                       Снова приглашает школа нас

                                       Окунуться в дальнее далеко,

                Вспомнить свой веселый, дружный класс.

Автор ценил дружбу, приходил на помощь, когда другу больно:

Если трудно мне было порой,

Приходил он на помощь всегда.

Если что-то случалось с ним,

Не был я в стороне никогда.

Собирал и хранил все, что связано с историей своего края. Отсюда, наверное, и боль о том, что гибнут деревни, уходят в прошлое. Об этом и стихотворение «Забытый очаг»:

                                    Деревенька моя забытая,

                                       Ты по пояс в снегу стоишь,

                                       И глазницами окон печальных

    С грусть-тоскою на мир глядишь.

Н.Харинов сожалеет, что забывают люди святое – отчий дом, односельчан, родные просторы:

                                   Много в жизни терять мы стали,

                                   Забывая родной порог,

                                   И добрее уже не стали

                                   Среди тысяч путей-дорог.

Свою деревеньку автор помнил, и, наверное, сжималось сердце, когда приезжал  в родные места на тихую охоту. Никак иначе и не называл, как «деревенька моя, труженица милая». Родительский дом… Он постоянно зовет к себе малым, привязывает большим, удерживает рядом, даже когда совсем далеко. Только человек, по-настоящему страдающий, любящий, мог так написать:

                                  Тихо бреду вдоль дорожной обочины,

                                  Сердце все громче стучит.

                                  Окна отживших домов заколочены,

                                  Скорбно округа молчит.

В стихотворении «У истоков» Н.Харинов вновь  признается в любви своему краю: тихо, с какой-то печалью:

                                  У истоков своих,

                                  У родного порога,

                                  Где ромашковый луг…

                                  Припаду я к земле,

                                  Обниму всё, что можно обнять…

Тема родной природы – это особая страница в творчестве Н. Харинова. Вслушаемся в лирическую миниатюру «Лесное солнце»: « Вдруг, словно ярким светом полыхнуло от лесной чащи. На фоне темнеющей зелени вековых дубов желтым солнечным диском высветилась шляпка подсолнуха. Чудо, да и только!» Из оброненного ягодником семечка выросло лесное солнышко. И что удивительно - никто не сломал. Вот уж действительно «природа учит добру».

Николай Харинов вернулся к нам своими стихами, новеллами, рисунками.

  1. Прочитайте  миниатюру «Лесное солнце». Что вас восхитило, вызвало волнение?
  2. Прочтите и самостоятельно разберите рассказ «Рябинка».
  3. Какие знакомые вам темы и мотивы звучат в рассказах Н. Харинова?
  4. Определите, из каких рассказов, опубликованных в сборнике Н. Харинова «Я вернусь»,  даны отрывки:

  •   « …Прилетели поблагодарить за гостеприимство и попрощаться. Им предстоял дальний путь на Север. Я любовался…»
  •  « …  Принесли мы её с мамой поздней весной засохшую из лесочка, что рос за окраиной села. Кто-то выкопал и бросил. Соседи недоверчиво говорили: не отрастёт...»
  • « …Ведь природа учит добру. Не вытерпел, сфотографировал упрямого жизнелюба на память об уходящем лете.»
  1. Выучите понравившееся стихотворение из сборника «Я вернусь», обоснуйте свой выбор.
  2.  В чём Н.Харинов видит непередаваемую прелесть природы малой родины?
  3. В каких стихотворениях Н.Харинова звучит боль о забытых и заброшенных деревеньках? Как называется стихотворение, посвященное родной деревне  Гаревой?
  4. Особое место в творчестве Н.Харинова – пейзажные зарисовки. Прочитайте и проанализируйте  стихи о природе.
  5. Назовите произведения, строки из которых приведены ниже:

Моё Пыщуганье - России частица!

Цветы полевые и ситец берез,

И елей мохнатых густые ресницы,

И россыпи радужных рос.

Снова мы у школьного порога,

Снова приглашает школа нас,

Окунуться в дальнее далёко,

Вспомнить свой весёлый, дружный класс.

Деревенька моя забытая,

Ты по пояс в снегу стоишь.

И глазницами окон печальных

С грусть - тоскою на мир глядишь.

Он бежит, по камушкам журчит.

Говорок его приятен мне.

И вода хрустальная блестит,

Как роса на утренней заре.

Дай проститься с летом

В поле у ручья,

Где бурлила страстью

Молодость моя.

  1.  Какой приём использует автор в новелле «Снегири», чтобы показать  красоту этих пташек? Каким чувством наполнено это произведение?

G:\ноты 001.jpg

 

Тетрадку со стихами она  носит всегда с собой, чтобы можно было записать то, что вдруг родилось, в буквальном смысле, на ходу. У нее есть стихи, посвященные своим близким, маме, есть о любви, о зарождающемся чувстве.

В небе лебеди – песнь далекая,

                                       Силуэты забытых слов.

Мне бы с ними, по нотам окая,

                                       Спеть к заутрене про любовь.

Молодая поэтесса в творческом поиске своей главной темы, своего голоса. Но уже можно с уверенностью сказать, что в литературе появилось новое имя – несомненно,  талантливого интересного автора.

Стихи Екатерины Каргопольцевой отличаются от многих современников высокой поэтической культурой. В ее творчестве прослеживается тонкая лирическая натура, широкая русская душа.

                                    Я в любви признавалась немногим;

                                    Целовала красивые лица,

                                    Не глядела в глаза убогим

                                    И желала добра единицам.

Каргопольцевой  удаются стихи малых форм. Всего четыре, восемь строчек, а какой глубокий смысл таится в маленьком четверостишии.

                                     Я не знала, что схожу с ума;

                                     Волной плыла земная твердь…

Не смерть, пока еще не смерть,

                                        А просто – тьма…

                                       Сказал…  Просил прощения.

    Был зол: лицо – бледнее полотна.

Сказал- оделся и ушел.

                                            Одна…

Душа героини с болью осознает, что опять одна и нет рядом того, кого любишь. Это еще не смерть, а тьма, которая пугает. И надежды нет. Душа болит и стонет:

                                          Оттого на душе холодной

                                          В хоре грубом горланят волки,

                                          Что жила на земле без толку,

                                          Называя себя свободной.

Как часто в своих  стихах она обращается   не  к любимому, а просто к знакомому, встречному, кому «хочется верить». Это, может быть, крик  одинокой души, затерявшейся в «лаве многолюдной». В стихах Каргопольцевой любовь предстает как чувство динамичное, сложное, развивающееся. В стихотворении «Любовь» героиня уходит, проклиная, но:

                                                 Но начиналось все сначала

                                                 При встрече глаз…

                                                 И я не смела…

Стихи молодой поэтессы  не оставят равнодушным современного читателя.

  1. Перечитайте стихотворение «Свобода». О чём размышляет автор? Кому оно посвящено?
  2. Какое средство выразительности речи использовано в стихотворении «Ночь»? Почему?
  3. Какой представлена любовь в творчестве поэтессы? Докажите.
  4. Подготовьте сообщение о своеобразии любовной лирики Каргопольцевой, используя материалы статьи и собственные наблюдения.
  5. Какое стихотворение поэтессы вам больше всего понравилось и почему?
  6. В каком стихотворении вы ярче ощущаете личность поэтессы?
  7. Прочитайте стихотворение «Святки», определите настроение и основные образы, передающие это настроение

   ВАЛЕНТИН БЕЛЯЕВ

Краевед провёл огромную работу, собрав материалы по истории сёл, церквей, традиций Пыщугского района, изучил не публиковавшиеся ранее архивные материалы и рукописи, статьи историков и краеведов, воспоминания старожилов.

Творчество В.Беляева - то не просто перечисление фактов истории, биографий людей, но и его личное суждение, мнение о том, что пришлось пережить людям, чьи дети, внуки и  правнуки живут сейчас рядом с нами. Благодаря Валентину Алексеевичу сохраняется история района. Своим кропотливым трудом краевед напоминает об уроках прошлого, взывает к благодарной памяти, даёт дополнительный импульс к изучению истории края. Его биография -  это жизнь человека умного, мудрого, много видевшего и понимавшего за свои вот уже восемь десятков лет. Более сорока лет он живёт на Пыщугской земле.

Валентин Алексеевич - это публицист с большим опытом, постоянно работает с архивными документами,  откуда и черпает очень интересные и очень важные материалы. Бережно хранит он записку, присланную ему директором литературного издательства «Московский Парнас» Леонидом Васильевичем Ханбековым после выпуска очередного сборника «Пыщуганье»: «Книга получилась, на мой взгляд, очень славная, добрая. Она поможет школярам побольше узнать о своей земле, о предках, о близких родичах: деде, бабке, даже, иной раз, об отце с матерью то, что они не рассказали из скромности. Вы молодец, поздравляю Вас, жму Вашу руку». Вот такой замечательный отзыв.

Много интересного о жизни людей нашего края можно узнать из книги В.Беляева«Судьба окаянная», вышедшей в 2011 году.  Она состоит из рассказов, каждый из которых имеет свое название. Читатель узнаёт о том, как постепенно заселялись люди, строились дома, вырубались леса и распахивались поля. Наши предки с верой жили и трудились, чтобы  «оставить своим детям на своей земле не чадящую смрадом пустыню, а плодоносящую ниву. На это были нацелены самые сокровенные думы. С этим становились к плугу, входили в церковь и выходили из нее, принимали и провожали гостей». Так пишет автор в своей книге.

  1. Обратитесь к сборнику «Пыщуганье» (выпуск 3) и найдите  страницы о заселении края черемисами.
  2. Расскажите о строительстве Никольского храма, используя раздел сборника « Храмы Пыщуганья».
  3. Подготовьте сообщение об одном престольном празднике, широко отмечаемом нашими предками.
  4. 9 февраля 1868 года в с. Пыщуг открылась больница. Расскажите о медицинском обслуживании северного Поветлужья в то далёкое время ( по материалу раздела «Земское дело»).
  5.  Как вы понимаете смысл эпиграфа к рассказу «У каждого в жизни  есть  починок» из книги «Судьба окаянная»: «А если нет у человека починка, то он без людской памяти и без родной поляны»?

Вопросы к викторине

(можно провести в рамках урока по творчеству краеведа В.А.Беляева)

  1. Назовите дату первого упоминания  о с. Пыщуг.
  2. В каком году была образована Костромская область, в состав которой вошёл и Пыщугский район?
  3. Назовите орудия древнейших жителей, находимые при Пыщуге.
  4. Какой смысл вложили наши предки в название с. Пыщуг (Пыстюг)?
  5. Где по преданию отдыхал преподобный Тихон, странствующий по ветлужским лесам, и вода в этой речке после его посещения стала целебной?
  6. В каком году открылась больница в с.Пыщуг?  Кто был её почётным попечителем?
  7. Назовите дату вынесения приговора  заседания земства об открытии на территории Пыщугской волости школ?
  8. Дата открытия Пыщугской школы.
  9. Объясните лексическое значение слов: уезд, волость, починок, земство.
  10.  По просьбе  земства министр внутренних дел России дал распоряжение об открытии первого почтового пункта на территории Пыщугского края. Назовите дату и место открытия.
  11.  В каком году русский писатель В.Г.Короленко проезжал через село Пыщуг и при каких  обстоятельствах это  произошло?
  12.  Кто дал поэтическое название нашей красавице Ветлуге? Обратитесь к легенде.
  13.  Кто автор строк:

По лесам в окрестностях Ветлуги,

Где гулял когда-то Ляля грозный,

Сея страх по всей лесной округе…

  1.  Назовите дату, когда в с. Михайловица на демократическом собрании была признана Советская власть?
  2.  Назовите дату образования в селе Пыщуг первого пионерского отряда.

4.Апробация

Данные материалы неоднократно использовались на уроках не только мною, но и другими учителями литературы, классными руководителями 5-9 классов. Формы проведения уроков различны: беседы, диспуты, презентации и другие. Местные авторы по приглашению приходят на уроки, рассказывают о себе, своем творчестве, читают произведения. Такие уроки проходят не только в классе, но и в местном краеведческом центре «Пыщуганье», в Центральной районной библиотеке.  Ведь ничто не заменит живого общения с талантливыми людьми Пыщугского края. Материалы используются и при подготовке к школьным, муниципальным и региональным олимпиадам.  Учащиеся участвуют в различных областных краеведческих викторинах, например, в «Конкурсе - викторине по краеведению, посвященной  Году литературы в России». Успеваемость по предмету «Литература родного края» достаточно высокая: 70-80% качество знаний. Это очень хороший показатель. Следовательно,  школьники проявляют интерес к изучению региональной литературы. Доказательством служат выдержки из сочинений учащихся:

Елизавета К. «С интересом слушала Валентина Алексеевича Беляева. Сколько сил и времени ушло на то, чтобы сборник «Пыщуганье» был напечатан. Теперь каждый может прочитать историю зарождения Пыщуга до наших дней»;

Дима У.  « Чтобы знать историю своего края, не надо идти в архив и копаться в разных документах. Надо просто прочитать сборник В. А. Беляева»;

Анна Г. « Сегодня мы присутствовали на презентации сборника  Н.Харинова «Я вернусь…» Жаль, автор не дожил до такого дня. Я очень хотела бы познакомиться с таким талантливым человеком».

Заключение

Литература костромской глубинки есть отражение того, чем живут люди, что любят и  свято берегут.  Как маленькие ручейки наполняют реку и делают ее многоводной, так и творчество наших местных авторов вносят свой вклад в  развитие национальной литературы. Написано много книг, а в них немало поэтических страниц  посвящено «малой родине», чувству любви к русской деревне, русской природе, бережному мудрому отношению к ней. Наши талантливые земляки отыскали свои особые, проникновенные и точные слова, чтобы выразить глубокую любовь и кровную причастность к прошлому и настоящему  нашей Костромской земли. На мой взгляд, задача учителя состоит в том, чтобы познакомить школьников с произведениями литературы, в которых художники слова отразили природу, быт, образ жизни людей нашего края.  

Список использованной литературы и источников.

1.Беляев В.А. Пыщуганье. Историко-краеведческий сборник.  Выпуск 3. Кострома. Издательство «ДиАр». 1997. 192 с.

2.Беляев В.А. Пыщуганье.  Выпуск 5. Издатель – Независимое литературное агентство  «Московский Парнас». 2005. 214 с.

3. Беляев В.А. Судьба окаянная. Шарья. ИД «Ветлужский край». 2011.

3. Лебедев Ю.В. Литература Костромского края 19-20 веков: книга для учителя / Ю.В.Лебедев, А.Н.Романова, А.К.Котлов / науч. ред. Ю.В.Лебедев; отв. ред. А.К.Котлов. – Кострома: КГУ им. Н.А.Некрасова, 2009. – 308 с. 4. Литература: 7 – 9 классы: Учебная хрестоматия для общеобразовательных учреждений / Авт.-сост. Ю.В.Лебедев. – М.: Просвещение – регион, Просвещение, 2002, 367с.

5. Региональная программа по литературе / сост. Волкова Л.Д., Криницина Г.И., Лебедев Ю.В., Шапорова Т.С., под ред. Ю.В.Лебедева // В сб.: Региональные программы по общеобразовательным предметам для школ Костромской области. – Кострома, 1995. – С. 3 – 83).

6. Харинов Н.В. Я вернусь...  Шарья. ИД «Ветлужский край». 48 с.

7. Шарапова Т.С. Золотая Кострома. Методическое пособие для учителя.  Части 1. Кострома. 1995. 70 с.

8.Шарапова Т.С. Золотая Кострома. Методическое пособие для учителя.  Части 2. Кострома. 1995. 70 с.

9. Материалы  общественно-политической  газеты «Призыв».

10. Общие требования к методическим разработкам учителей [Текст] / Л. Г. Осипова, И. Ю. Малышева // Электронный научно-методический журнал Костромского областного института развития образования [Электронный ресурс] / Костромской областной институт развития образования; ред. Лушина Е.А. — . Вып. 5.— Электрон.текстовые и граф. дан. — Кострома: КОИРО, 2009. — Режим доступа к журн.: http://www.koipkro.kostroma. ru/koiro/enpj/,default. afpx, свободный. — Загл. с экрана. — Яз.рус. — № гос. регистрации 0220712105).

АНКЕТА – ЗАЯВКА:

  1. Автор работы: Попова Валентина Николаевна.
  2. Дата рождения: 27.11.1960 г.
  3. Место работы: Муниципальное общеобразовательное учреждение Пыщугская средняя общеобразовательная школа.
  4. Должность:  учитель русского языка и литературы
  5. Педагогический стаж: 34 года
  6. Преподаваемый предмет: русский язык и литература
  7. Номинация: дидактические материалы для учащихся
  8. Тема работы: «Дидактический материал к изучению курса "Литература родного края. 9 класс"»
  9. Адрес автора: 157630 Костромская обл., с. Пыщуг ул. Пионерская д.20 Дом.телефон: 8(494)52-27-4-09
  10. Руководитель ОУ: Попов Николай Петрович
  11. Адрес ОУ: 157630 Костромская  обл., с. Пыщуг ул. Колхозная д.10 б             Телефон: 8(494)52-27-6-38   e – mail: shkola_p52@mail.ru
  12. Подпись автора:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль школьных музеев в изучении истории родного края

В данном материале дается краткое описание работы школьного музея....

Роль школьных музеев в изучении истории родного края.

В данном материале дается краткое описание направлений рабыты школьного музея....

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У УЧАЩИХСЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ИСТОРИИ РОДНОГО КРАЯ СРЕДСТВАМИ ИКТ ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ

Одна из важнейших целей стоящей перед школой, - не только дать знания, а научить учиться, вооружать учащихся умениями и навыками работать с книгой, с иными источниками информации, работать самостоятел...

Рабочая программа Элективного курса по географии "Изучение природы родного края" по УМК Бариновой 8 класс ( 17 часов)

Данная программа может быть использована на уроках географии и краеведения в 8 классах...

Дидактический материал для изучения темы "Причастие" , 7 класс

Для изучения сложной темы "Причастие" в 7 классе предлагается материал, связанный с причинами ошибок в употреблении причастных оборотов в речи, а  также упражнения по устранению таких о...

Дидактический материал для изучения глагола в 7 классе

Разработка дидактического материала «Глагол» для использования на уроках русского языка в 7 классе предназначена для углубленного изучения грамматики глагола. Опираясь на теоретические све...