Алгоритм анализа стихотворения
учебно-методическое пособие по литературе (9, 10, 11 класс) на тему
Анализ стихотворения составляет важный этап в изучении лирики в школе. Как понять глубину авторского замысла? Как разобраться в тонкостях строения стиха? Как не запутаться в терминах? На эти и другие вопросы даёт ответ методическое пособие.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Алгоритм анализа стихотворения | 87.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ «Кунашакская средняя общеобразовательная школа»
Алгоритм анализа
Стихотворения
Методические указания
Составитель: Соловьёва И.К.
Кунашак 2016
2
1.Определение жанра.
а) чистая лирика – прямой разговор о чувствах:
Я не могу без тебя жить!
Мне и в дожди без тебя – сушь,
Мне и в жару без тебя – стынь,
Мне без тебя и Москва – глушь.
Мне без тебя каждый час – с год;
Если бы время мельчить, дробя;
Мне даже синий небесный свод
Кажется каменным без тебя.
Я ничего не хочу знать –
Слабость друзей, силу врагов;
Я ничего не хочу ждать,
Кроме твоих драгоценных шагов.
И. Асеев.
б) лирику мысли – лирическое размышление, прямое высказывание:
Дар напрасный, дар случайный,
Жизнь, зачем ты мне дана?
Иль зачем судьбою тайной
Ты на казнь осуждена?
Кто меня враждебной властью
Из ничтожества воззвал,
Душу мне наполнил страстью,
Ум сомненьем взволновал?..
Цели нет передо мною:
Сердце пусто, празден ум,
И томит меня тоскою
Однозвучный жизни шум.
3
в) ролевая лирика – запечатление переживаний персонажа, который сам говорит о себе; иногда персонаж – полная противоположность автору:
Бег иноходца
Я скачу, но я скачу иначе –
По камням, по лужам, по росе.
Бег мой назван иноходью – значит:
По-другому, то есть – не как все.
Мне набили раны на спине,
Я дрожу боками у воды.
Я согласен бегать в табуне –
Но не под седлом и без узды!
Мне сегодня предстоит бороться, -
Скачки! – я сегодня фаворит.
Знаю, ставят все на иноходца, -
Но не я – жокей на мне хрипит!
Он вонзает шпоры в ребра мне,
Зубоскалят первые ряды…
Я согласен бегать в табуне –
Но не под седлом и без узды!
Нет, не будут золотыми горы -
Я последним цель пересеку:
Я ему припомню эти шпоры –
Засбою, отстану на скаку!..
Колокол! Жокей мой на коне –
Он смеется в предвкушенье мзды.
Ох, как я бы бегал в табуне –
Но не под седлом и без узды!
Что со мной, что делаю, как смею –
Потакаю своему врагу.
Я собою просто не владею –
Я прийти не первым не смогу.
4
Что же делать остается мне?
Вышвырнуть жокея моего –
И бежать, как будто в табуне, -
Под седлом, в узде, - но без него!
Я пришел, а он в хвосте плетется –
По камням, по лужам, по росе…
Я впервые не был иноходцем –
Я стремился выиграть, как все!
В.Высоцкий
г) описательная лирика – показ конкретной картины (сюда входит и лирика пейзажная);
Луна на море
Луна уже покинула утесы,
Прозрачным море золото полно,
И пьют друзья на лодке остроносой,
Не торопясь, горячее вино.
Смотря, как тучи легкие проходят
Сквозь лунный столб, что в море отражен,
Одни из них мечтательно находят,
Что это поезд богдыханских жен;
Другие верят – это к рощам рая
Уходят тени набожных людей;
А третьи с ними спорят, утверждая,
Что это караваны лебедей.
Н.Гумилев.
д) повествовательная – передача событий, вызвавших переживание:
5
Вор
Спеша на званый пир по улице прегрязной
Вчера был поражен я сценой безобразной:
Торгаш, у коего украден был калач,
Вздрогнув и побледнев, вдруг поднял вой и плач
И, бросясь от лотка, кричал: «Держите вора!»
И вор был окружен и остановлен скоро.
Закушенный калач дрожал в его руке;
Он был без сапогов, в дырявом сюртуке;
Лицо являло след недавнего недуга,
Стыда, отчаянья, моленья и испуга…
Пришел городовой, подчаска подозвал,
По пунктам отобрал допрос отменно строгий,
И вора повели торжественно в квартал.
Я крикнул кучеру: «Пошел своей дорогой!» -
И богу поспешил молебствие принесть
За то, что у меня наследственное есть…
Н.Некрасов
2. Выявление лирического сюжета. Лирический сюжет не похож на эпический. В лирике изображается момент внутренней жизни человека, его переживания. Поэтому нет развернутого описания событий, имеющих начало и конец, сложенного взаимодействия характеров, сюжетной мотивировки и т.д. Это изображение динамики переживаний.
Под переживанием следует понимать любое чувство, эмоцию, настроение, мысль, вызванные любыми обстоятельствами жизни. Это может быть любовное чувство, патриотическое высказывание, философское суждение, радость или тревога. В отличие от эпоса и драмы, в лирике переживание самоценно, завершено внутренне, воспринимается как самостоятельный факт.
3. Обозначение темы – предмета поэтического высказывания, вопроса, которого касается автор, жизненного явления, которое вызвало заключенное в стихотворении переживание.
6
4. Определение идеи – обобщающего значения лирического произведения. Идея вытекает из анализа содержания. Тема и идея могут быть обозначены на текстовом уровне, содержаться в подтексте.
5. Истолкование названия, которое обычно указывает на тему или идею, иногда на сюжет и жанр.
6. Анализ композиции. Лирика не создает сложных композиционных форм. Но возможно выделить композиционные части: кульминационную часть, повествовательный, описательный фрагменты, строфы, выражающие чувства и эмоции или, напротив, содержащие прямое высказывание. Стихотворение может иметь кольцевую композицию. Композиция может основываться на контрасте изображаемых явлений (выражений противоположности черт, явлений), на антитезе (резком противопоставлении явлений).
7. Характеристика образов. Лирические образы необычайно ёмки, тесно связаны между собой, поэтому говорят об образном строе стихотворения. Истолкования требуют:
- образ лирического героя;
- аллегорические образы (под непосредственно изображаемым подразумеваются другие лица, явления, предметы);
- символические образы;
- образ-переживание;
- предметный мир.
8.Характеристика лирического героя. Лирический герой – тот, переживания которого отражены в произведении. В повествовательной и описательной лирике это герой, который именно так увидел событие и картину. Лирического героя не следует отождествлять с автором.
9. Анализ картин и ситуаций, вызвавших переживание. Лирические картины и ситуации служат отправной точкой лирического высказывания.
10. Выявление организации поэтической речи (размер, ритм, рифма).
7
Размер – метрическая схема, упорядоченное сочетание ударных и безударных слогов.
ХОРЕЙ – двусложный размер с ударением на первом слоге (« Буря мглою небо кроет»)
ЯМБ – двусложный размер с ударением на втором слоге («Пора, пора, рога трубят»)
ДАКТИЛЬ – трехсложный размер с ударением на первом слоге («Вырыта заступом яма глубокая»)
АМФИБРАХИЙ – трехсложный размер с ударением на втором слоге («В глубокой долине Дарьяла»)
АНАПЕСТ – трехсложный размер с ударением на третьем слоге («Разъезжаются гости домой»)
Анализируя конкретный текст, нужно конкретизировать и размер (например, четырехстопный ямб, трехстопный амфибрахий).
Ритм – это основа поэтической речи. Он создается не безукоризненным соответствием схеме, а реальным чередованием ударных и безударных слогов, реальным количеством стоп.
Важнейшие факторы ритма – это пиррихий, спондей, паузы, длина стиха, разностопность, рифма, слово.
Рифма – самое заметное и регулярное звуковое созвучие в конце стихотворных строк. Рифма сближает по смыслу рифмующиеся слова, скрепляет разные стихи.
Рифма бывает:
- мужская открытая (дана – осуждена) – ударение на последнем слоге, последний слог гласный;
- мужская закрытая (убегал – скал) – ударение на последнем слоге, последний слог согласный;
- женская (могила – изменила) – ударение на предпоследнем слоге;
8
- гипердактилическая (палевая – отчаливая) – ударение на третьем с конца слоге;
- точная (властью- страстью);
- неточная (милый – силой);
- приблизительная (поговорку – пятеркой);
- равносложная (подруга – досуга);
- неравносложная (пороки – строки);
- усеченная (дрожало – жалом);
- составная (где вы – девы);
- корневая (годы – годный);
- банальная (розы – морозы);
- оригинальная (генеральный - подальше);
- неожиданная (треф – лев) и др.
Следует помнить о звуковых повторах, не связанных с концами строк:
- ассонанс – повтор гласных звуков, особенно ударных;
- аллитерация – повтор согласных звуков;
- звукопись;
- звукоподражание.
11. Анализ строфики. Строфика – членение стихотворного текста. Каждая строфа – группа стихов, которая обозначена графически (пробелом). Различаются строфы по количеству строк и по способу рифмовки.
ДВУСТИШИЕ (ДИСТИХ, АЛЕКСАНДРИЙСКИЙ СТИХ) – рифмуются соседние строки ( аа бб вв гг…), каждую последующую пару автор отделяет от предыдущей графически:
Дитя гармонии – александрийский стих,
Ты мед и золото для бедных губ моих.
Я истощил свой дар в желаньях бесполезных.
Шум жизни для меня, как звон цепей железных…
Г.Иванов
9
ТРЕХСТИШИЕ (ТЕРЦЕТ, ТЕРЦИНА) – строки рифмуются в следующей последовательности: аба бвб вгв гдг дед…мнм н.
В те дни, когда на нас созвездье Пса
Глядит враждебно с высоты зенита,
И свод небес, как тяжесть, оперся
На грудь земли, и солнце мглой обвито,
Жжет без лучей, и бегают стада
С мычанием, ища от мух защиты, -
В те дни любил с друзьями я всегда
Собора тень и вечную прохладу,
Где в самый зной дышалось без труда…
А.Толстой
ЧЕТВЕРОСТИШИЕ (КАТРЕН) – наиболее распространенная строфа в русском стихосложении (схема: аабб, абаб, абба):
Ангел непогоды
Пролил огонь и гром,
Напоил народы
Яростным вином…
М.Волошин
ПЯТИСТИШИЕ – это четверостишие, в котором одна рифма удвоена (схема:
аабба, абааб, абаба, абабб):
Мой первый друг, мой друг бесценный!
И я судьбу благословил,
Когда мой двор уединенный,
Печальным снегом занесенный,
Твой колокольчик огласил.
А.Пушкин
10
ШЕСТИСТИШИЕ (СЕКСТИНА) – может иметь много комбинаций рифм, например: аабввб –
Это утро, радость эта,
Эта мощь и дна и света,
Этот синий свод,
Этот крик и вереницы,
Эти стаи, эти птицы,
Этот говор вод…
А.Фет
СЕМИСТИШИЕ (СЕПТИМА) – редкая форма, часто образуется из шестистишия аабввб с добавлением одной рифмы – аабвввб:
Жизни податель,
Светлый создатель,
Солнце, тебя я пою!
Пусть хоть несчастной
Сделай, но страстной,
Жаркой и властной
Душу мою!
К.Бальмонт
ВОСЬМИСТИШИЕ (ОКТАВА) – имеет две разновидности: соединение двух четверостиший (абаб+вгвг или абаб+вггв и т.д.) и собственно октава (абабабвв):
Четырехстопный ямб мне надоел;
Им пишет всякий. Мальчикам в забаву
Пора б его оставить. Я хотел
Давным-давно приняться за октаву.
А в самом деле: я бы совладел
С тройным созвучием. Пущусь на славу!
Ведь рифмы запросто со мной живут;
Две придут сами, третью приведут.
А.Пушкин
11
ДЕВЯТИСТИШИЕ (НОНА) - редкая форма в русской поэзии.
ДЕСЯТИСТИШИЕ (ДЕЦИМА, ОДИЧЕСКАЯ СТРОФА) – наиболее известна форма абабввгддг (четверостишие+шестистишие):
Науки юношей питают,
Отраду старым подают,
В счастливой жизни украшают,
В несчастной случай берегут;
В домашних трудностях утеха
И в дальних странствах не помеха.
Науки пользуют везде,
Среди народов и в пустыне,
В градском шуму и наедине,
В покое сладки и в труде.
М.Ломоносов
ТРИОЛЕТ – восьмистишие, в котором первые два стиха повторяются в конце (7-й и 8-й), а первый еще раз как четвертый:
Лежу в траве на берегу
Ночной реки и слышу плески.
Пройдя поля и перелески,
Лежу в траве на берегу.
На отуманенном лугу
Зеленые мерцают блески.
Лежу в траве на берегу
Ночной реки и слышу плески.
Ф.Сологуб
РОНДО – два пятистишия и трехстишие между ними. В стихотворении используются только две рифмы, после трехстишия и в конце повторяются как рефрен начальные слова первого стиха:
12
В начале лета, юностью одета,
Земля не ждет весеннего привета,
Не бережет погожих, теплых дней,
Но расточительная, все пышней
Она цветет, лобзанием согрета.
И ей не страшно, что далеко где-то
Конец таится радостных лучей,
И что недаром плакал соловей
В начале лета.
Не так осенней нежности примета:
Как набожный скупец, улыбки света
Она сбирает жадно, перед ней
Недолог путь до комнатных огней,
И не найти вернейшего обета
В начале лета.
М.Кузмин
СОНЕТ – состоит из 14 стихов, разделенных на два катрена (четырехстишия) и два терцета (трехстишия). Рифмовка может быть разной.
Не часто к нам слетает вдохновенье,
И краткий миг в душе оно горит;
Но этот миг любимец муз ценит,
Как мученик с землею разлученье.
В друзьях обман, в любви разуверенье
И яд во всем, чем сердце дорожит,
Забыты им: восторженный пиит
Уж прочитал свое предназначенье,
И презренный, гонимый от людей,
Блуждающий один под небесами,
Он говорит с грядущими веками;
13
Он ставит честь превыше всех честей,
Он клевете мстит славою своей
И делится бессмертием с богами.
А.Дельвиг
Так выглядит сонет французского типа. А сонет арабского типа состоит из трех катренов и одного завершающего двустишия, в котором обычно содержится вывод:
Как движется к земле морской прибой,
Так и ряды бессчетные минут,
Сменяя предыдущие собой,
Поочередно к вечности бегут.
Младенчества новорожденный серп
Стремится к зрелости и, наконец,
Кривых затмений испытав ущерб,
Сдает в борьбе свой золотой венец.
Резец годов у жизни на челе
За полосой проводит полосу.
Все лучшее, что дышит на земле,
Ложится под разящую косу.
Но время не сметет моей строки,
Где ты пребудешь смерти вопреки!
У.Шекспир в переводе С.Маршака
ОНЕГИНСКАЯ СТРОФА – 14-стишие, которое А.Пушкин создал специально для романа в стихах «Евгений Онегин». Строфа состоит из трех четверостиший с перекрестной, парной и кольцевой рифмовкой и завершающего двустишия: абабввггдееджж. Первое четверостишие, как правило, задает тему строфы, в двух последующих происходит развитие темы, в двустишии заключено разрешение темы:
14
Им охватило беспокойство,
Охота к перемене мест
(Весьма мучительное свойство,
Немногих добровольный крест).
Оставил он свое селенье,
Лесов и нив уединенье,
Где окровавленная тень
Ему являлась каждый день,
И начал странствия без цели,
Доступный чувству одному;
И путешествия ему,
Как все на свете, надоели;
Он возвратился и попал,
Как Чацкий, с корабля на бал.
А.Пушкин
Строфа – ритмическая единица. Она повторяет предыдущую и предваряет следующую.
Строфа – композиционная единица. Это фрагмент картины, переживание, мысль: от строфы к строфе происходит переход к новой теме, поворот темы.
От строфы зависит рифмовка – комбинация рифм. В катренах это смежная (парная), перекрестная и кольцевая (охватная). Для других строф возможны различные комбинации. Они определяются законами (терцин, сонет, рондо, октава) и возможностями строфы.
12. Анализ языка. Лексика. Поэтическая речь всегда несет больше информации, чем те же слова в прозе. Большая смысловая емкость стихов достигается за счет того, что специальные изобразительные средства плотно заполняют стихотворный тест.
ЭПИТЕТЫ – художественные определения. Существует множество разновидностей эпитетов, каждые из которых несут свою определённую смысловую нагрузку:
15
- постоянные (добрый молодец, чистое поле, дальний путь и т.д.);
- изобразительные (лазурная высь, изнеженные пальцы, тенистый сад и т.д.);
- лирические (однозвучный жизни шум, пустынный уголок, прощальный свет);
- сложные (румяно-золотистое яблоко, светло-пушистая снежинка);
- метафорические (снежинка смелая, туманящий сон, поздняя вишня).
Эпитеты выделяют свойства, качества, существенные стороны, признаки, передают впечатление, отношение автора; задают настроение, создают образ, характеризуют, оценивают.
СРАВНЕНИЯ – способ описания или характеристики природы, человека, действия и т.д. через сходство. Присоединяются словами как, будто, подобно, точно, что, словно. Сравнения обычно точны, емки, образны. Их роль различна:
- рисуют внешний облик героя:
Кругла, красна лицом она,
Как эта глупая луна
На этом глупом небосклоне.
А.Пушкин
- передают характер героя:
Дика, печальна, молчалива,
Как лань лесная, боязлива…
А.Пушкин
- создают картину и вызывают должное впечатление:
Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
16
Веселой, пестрою стеной
Стоит над светлою поляной.
И.Бунин
- передают авторскую оценку (сочувствие герою, печаль, боль, восхищение и т.д.):
Повалился он на холодный снег,
На холодный снег, будто сосенка,
Будто сосенка во сыром бору,
Под смолистый под корень подрубленная…
М.Лермонтов
- передают настроение, переживание героя:
Я живу, как кукушка в часах,
Не завидую птицам в лесах…
А.Ахматова
- создают яркий образ:
И листочки бегут по дорожке,
Словно желтые мышки от кошки…
В.Орлов
Сравнения могут быть прямыми (см. примеры выше) и отрицательными:
Не ветер бушует над бором,
Не с гор побежали ручьи:
Мороз-воевода дозором
Обходит владенья свои…
Н.Некрасов
17
Одна из форм сравнения – использование творительного падежа:
Летели дни, крутясь проклятым роем…
А.Блок
МЕТАФОРА – скрытое сравнение, в основе которого лежит переносное значение слова, союз отсутствует:
День догорал на сфере той земли,
Где я искал путей и дней короче…
А.Пушкин
ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ – частный случай метафоры, уподобление неживого живому:
Вокруг меня кольцо сжимается,
Неслышно подползает сон…
В.Ходасевич
МЕТОНИМИЯ – употребление слова или выражения в переносном значении на основе связи между явлениями:
Ковши круговые, запенясь, шипят…
А.Пушкин
СИНЕКДОХА – обозначение целого через его часть:
Все флаги в гости будут к нам…
А.Пушкин
ПЕРИФРАЗ – употребление описательного выражения вместо названия или имени: «Мод воспитанник примерный», «забав и роскоши дитя» вместо «Онегин».
18
ГИПЕРБОЛА – художественное преувеличение:
В сто сорок солнц закат пылал…
В.Маяковский
ЛИТОТА – художественное преуменьшение:
И шествуя важно, в спокойствии чинном,
Лошадку ведет под уздцы мужичек,
В больших сапогах, в полушубке овчинном,
В больших рукавицах,…а сам с ноготок!
Н.Некрасов
13.Анализ языка. Синтаксис. Стихотворная речь располагает специальными синтаксическими средствами. Их называют фигурами.
ПОВТОРЕНИЯ отдельных слов или выражений, которые несут особую смысловую нагрузку:
- анафора – единоначалие:
В каком году – рассчитывай,
В какой земле – угадывай…
Н.Некрасов
- эпифора – повторение отдельных слов или выражений в конце строки или строфы: «Мой милый, что тебе я сделала?!» (М.Цветаева, «Вчера еще в глаза глядел…»);
- стык – повторение в конце одного стиха и в начале следующего:
О, весна без конца и без краю –
Без конца и без краю мечта!
А.Блок
19
- рефрен – повторение одной фразы в стихотворении:
Идет-гудет Зеленый Шум,
Зеленый Шум, весенний шум! –
Этот рефрен звучит в каждой строфе стихотворения Н.Некрасова «Зеленый Шум».
ПАРАЛЛЕЛИЗМ – развернутое сопоставление в сходных синтаксических конструкциях:
А месяц будет плыть,
Роняя весла по озерам,
И Русь все так же будет жить,
Плясать и плакать у забора…
С.Есенин
ИНВЕРСИЯ – необычный порядок слов:
Отговорила роща золотая
Березовым веселым языком…
С.Есенин
УМОЛЧАНИЕ – пропуск слов или словосочетаний, который обычно передает душевное волнение, напряжение лирического героя или говорит об особой сложности изображаемого явления:
Мои мечты… они чисты,
А ты, убийца дальний, кто ты?!
Н.Гумилев
РИТОРИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ помогают сосредоточить внимание на том или ином явлении (риторический вопрос, риторическое обращение, риторическое восклицание).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастерская "Сравнительный анализ стихотворения "Молчание" Ф.И.Тютчева и одноимённого стихотворения О.Э.Мандельштама
Мастерская для 11 кл....
Анализ стихотворения А.С. Пушкина "Зимняя дорога. Анализ стихотворения Есенина «Пороша».Сопоставительный анализ стихотворения С.А. Есенина «Пороша» с приведённым стихотворением А.С. Пушкина «Зимняя дорога».
Стихотворение А. С. Пушкина « Зимняя дорога» — одно из замечательных произведений русского поэта. Когда читаешь это стихотворение, невольно представляются унылые и в то же время таинственные рус...
М.Ю.Лермонтов. Стихотворение «Бородино». Анализ стихотворения.
Данная разработка урока предназначена для учителей русского языка и литературы. Она поможет провести урок по теме "Стихотворение "Бородино""...
И.С. Тургенев. Стихотворения в прозе. Анализ стихотворения «Воробей»
Задание для самостоятельной работы...
Лермонтов М.Ю. Стихотворение "Три пальмы". Обучение анализу стихотворения. Трёхсложные размеры стиха. К уроку РР в 6 кл.
Рабочие материалы к уроку РР по литературе в 6 классе в форме презентации для интерактивной доски....
Поэт и власть. Анализ стихотворения «Анчар» (по статье Ю.М. Лотмана «Анализ стихотворения Пушкина «Анчар»)
Анализ стихотворения "Анчар"...
Алгоритм анализа стихотворения
План анализа стихотворения...