Виды учебно-исследовательской деятельности на уроках русского языка и литературы.
учебно-методический материал по литературе (5 класс) на тему
Виды учебно-исследовательской деятельности на уроках русского языка и литературы. (Исследовательская лаборатория. Синквейн).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sinkveyn.docx | 15.6 КБ |
Предварительный просмотр:
Виды учебно-исследовательской работы на уроках русского языка и литературы.
Исследовательская лаборатория на уроках русского языка. Эта работа основана на анализе учащимися языкового материала и выявлении проблемы. Цель – освоение новой информации урока, актуализация изученного, развитие аналитических способностей обучающихся. Пример: исследовательская лаборатория в 5 классе «Отличие предлога от приставки».
Алгоритм действий: самостоятельная работа (индивидуальная или в группах) с карточками-письмами, в которых допущены ошибки в слитном либо раздельном написании предлогов и приставок; выявление учащимися ошибок; постановка проблемы: почему допущены подобные ошибки ( версии: авторы писем не знают, как пишется предлог со словами; путают предлог и приставку). Формулируем цель с учащимися: научиться отличать приставки от предлогов и выяснить, как предлог пишется со словами. Анализ содержания карточек. Выдвижение гипотез (версии учащихся) слитно, раздельно, через дефис. Составление плана действия — самостоятельно либо обсуждение в группах: 1группа-1 гипотеза и т.д. Работа с теоретическим материалом учебника, составление алгоритма, 1 шаг — поставь слово с предлогом или приставкой в И.п. 2 шаг — посмотри, если часть конструкции исчезла — предлог, пиши раздельно, если не исчезла — приставка, пиши слитно. Формулируем вывод.
Синквейн – творческая работа учащегося, лаконично передающая пройденный материал. Имеет четкую структуру, состоит из пяти строк, в каждой строке слова определённой части речи.: 1- название (одно слово, то о чём будет рассказано); 2 – пара слов (причастия, прилагательные), которые описывают качества или приметы предмета, положенного в название синквейна; 3 – три деепричастия или глагола о типичных действиях предмета; 4 – фраза из четырёх слов, отражающая личное мнение обучающегося о вещи или предмете, положенном в название данного стихотворения; 5 – слово, с помощью которого следует подвести итог либо расширить содержание темы. Существительное (синоним), посредством которого учащийся высказывает свои ассоциации и чувства.
Синквейны можно успешно использовать на уроках литературы при анализе произведений, характеристике образов. На уроках русского языка при закреплении учебного материала. В процессе выполнения данной работы обучающиеся совершенствуют свою речь, учатся резюмировать информацию, излагать сложные идеи, чувства и представления в нескольких словах, это важное умение. Приобретают навыки учебно-исследовательского труда.
При изучении темы «Язык – важнейшее средство общения» в 5 классе может получиться следующий синквейн:
Язык.
Важный, неповторимый.
Помогает общаться, обмениваться.
Он - средство передачи знаний.
Речь.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Самостоятельная, творческая, учебно-исследовательская работа учащихся на уроках русского языка и литературы
Статья о способах, методах и формах организации самостоятельной, творческой, учебно-исследовательской работы учащихся на уроках русского языка и литературы...
Выступление на МО: "Виды игровой деятельности на уроках русского языка и литературы"
Классификация пед.игр,требования к подбору игр,соблюдение определенных условийпри проведении игр, виды уроков с использованием игровых технологий....
«Формирование метапредметных компетенций обучающихся на основе развития видов речевой деятельности на уроках русского языка и литературы»
Новизна и теоретическая значимость методической разработки состоят в том, что выявлены и теоретически обоснованы средства формирования метапредметных компетенций на основе развития видов речевой...
Самостоятельная, творческая, учебно-исследовательская работа обучающихся на уроках русского языка и литературы
Самостоятельная, творческая, учебно-исследовательская работа обучающихся на уроках русского языка и литературы...
Доклад на тему «Формирование метапредметных компетенций обучающихся на основе развития видов речевой деятельности на уроках русского языка и литературы»
Современное информационное общество запрашивает человека обучаемого, способного самостоятельно учиться и многократно переучиваться в течение жизни, готового к самостоятельным действиям и принятию реше...
Методические рекомендации "Учебно-исследовательские работы учащихся на уроках русского языка и литературы"
В рекомендациях даны основные формы и методы организации проектного обучения. В качестве приложения представлен дидактический инструментарий...
Организация учебно-исследовательской деятельности на уроках русского языка и литературы
Обучение русскому языку и литературе в современной школе осуществляется в условиях значительных изменений во всей системе образования. В соответствии с Концепцией модернизации российского образования ...