тесты для аттестации на первую или высшую категорию по литературе
тест по литературе на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
us_lit_1.doc | 111 КБ |
Предварительный просмотр:
ТЕСТЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ
1. Кому из поэтов М. И. Цветаева посвятила эти строки:
В певучем граде моем купола горят,
И спаса светлого славит слепец бродячий,
И я дарю тебе свой колокольный град,
…! – и сердце в придачу.
1) В. Маяковскому
2) Н. Гумилёву
3) В. Брюсову
4) А. Ахматовой
2. Какой прием использовал автор в следующем описании:
«В углу комнаты была навалена куча того, что погрубее и что недостойно лежать на столах. Что именно находилось в куче, решить было трудно, ибо пыли на ней было в изобилии, что руки всякого касавшегося становились похожими на перчатки, заметнее прочего высовывался оттуда отломленный кусок деревянной лопаты и старая подошва сапога»?
1) гротеск
2) гипербола
3) антитеза
4) аллюзия
3. Каким родовым понятием (род литературы) можно объединить средства, характеризующие художественное произведение:
1) рифма
2) анафора
3) ассонанс
4) лирика
4. Кому из литературных героев принадлежит выражение «злые языки страшнее пистолета»?
1) Базарову
2) Молчалину
3) Чацкому
4) Чичикову
5. В приведенную цитату из стихотворения М. Ю. Лермонтова вставьте сравнение, выбрав его из нижеперечисленных:
Твой стих, как …, метался над толпой…
- трубный глас
- легкий сон
- Божий дух
- вещий стон
6. Кто автор строк: «То сердце не научится любить, которое устало ненавидеть».
- М. Ю. Лермонтов
- Ф. И. Тютчев
- Н. А. Некрасов
- А. С. Пушкин
7. Назовите исторического человека в поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души»?
1) Ноздрев
2) капитан Копейкин
3) Манилов
4) Коробочка
8. Назовите произведение, в котором высказано это суждение о молодом поколении:
Печально я гляжу на наше поколенье!
Его грядущее – иль пусто, иль темно…
- «Горе от ума» А. С. Грибоедова
- «Евгений Онегин» А. С. Пушкина
- «Дума» М. Ю. Лермонтова
- «Бессонница» Ф. И. Тютчева
9. Укажите ошибочное название сказки М. Е. Салтыкова-Щедрина:
1) «Орел на воеводстве»
2) «Ворон-челобитчик»
3) «Карась-идеалист»
4) «Самоотверженный заяц»
10. Представитель неоромантического направления в русской литературе рубежа XIX—XX веков:
1) В. Маяковский
2) А. П. Чехов
3) И. С. Тургенев
4) М. Горький
11. Найдите в списке «лишний элемент»
- эпиграф
- эпитет
- пролог
- эпилог
12. Из какого произведения Н. А. Некрасова взяты строки:
«Ты проснешься ль, исполненный сил,
Иль, судеб повинуясь закону,
Все, что мог, ты уже совершил…»
- «Элегия»
- «Кому на Руси жить хорошо»
- «Железная дорога»
- «Размышления у парадного подъезда»
13. Давая общую оценку политического содержания «Отцов и детей», И. С. Тургенев писал: «Вся моя повесть направлена против…»:
1) пролетариата как передового класса
- дворянства как передового класса
- крестьянства как передового класса
- революционных демократов как передового класса
14. О каком литературном герое написаны критиком следующие строки: «Этот человек … бешено гоняется за жизнью, ищет её повсюду, горько обвиняет себя в своих заблуждениях. В нем неумолчно раздаются внутренние вопросы, тревожат его, мучат, и он в рефлексии ищет их разрешения».
- об Онегине
- о Чацком
- о Печорине
- о Чичикове
15. Укажите годы жизни М. Ю. Лермонтова:
1) 1814—1841 гг.
2) 1824—1849 гг.
3) 1799—1837 гг.
4) 1812—1837 гг.
16. «Он терзался и ревновал, не давал ей покою, таскался за ней повсюду» (И.С. Тургенев «Отцы и дети»)?
Определите, каким термином обозначается цепь однородных членов с постепенным нарастанием их смысловой значимости:
1) анафора
2) олицетворение
3) градация
4) инверсия
17. Одной из наиболее ярких отличительных черт творчества этого советского писателя является его оригинальный, не имеющий аналогов в русской литературе язык, который часто называют «первобытным», «нескладным», «самодельным». Его проза изобилует лексическими и грамматическими «неправильностями», характерными для, например, детской речи.
1) Ч. Айтматов
2) А. Платонов
3) Е. Замятин
4) М. Булгаков
18. Определите стихотворный размер:
И гордый демон не отстанет,
Пока живу я, от меня,
И ум мой озарять он станет
Лучом небесного огня.
Покажет образ совершенства
И вдруг отнимет навсегда.
И, дав предчувствие блаженства,
Не даст мне счастья никогда.
1) Ямб.
2) Хорей.
3) Дактиль.
4) Амфибрахий.
19. В стихотворении Н.А. Некрасова «Поэт и гражданин» создана ситуация особого речевого общения поэта и гражданина. Укажите название такой формы общения:
1) речевое обращение
2) монолог
3) внутренняя речь
4) спор-диалог
20. Укажите правильное определение гиперболы.
Гипербола — это:
1) Один из тропов, заключающийся в намеренном неправдоподобии, художественном преуменьшении, эмоционально воздействующем на читателя.
2) Такое изображение неодушевленных или абстрактных предметов, при котором они наделяются свойствами живых существ.
3) Один из тропов: художественное преувеличение, усиливающее какие-либо качества или результаты поступков и эмоционально воздействующее на читателя.
4) Один из тропов: сравнение поступков героев произведений.
21. Автор романа «Я пришёл дать вам волю»:
1) Б.Л. Пастернак
2) А.И. Солженицын
3) В.М. Шукшин
4) Ю.В. Трифонов
22. Назовите модернистское поэтическое течение начала XX века, одним из ярких представителей которого являлся В.В. Маяковский:
1) реализм
2) символизм
3) футуризм
4) имажинизм
23. Как называется двусложный стихотворный размер, в котором ударение падает на первый слог:
1) хронотоп
2) хорей
3) тропы
4) терцина
24. Идея литературного произведения — это:
1) Характеры и ситуации, взятые автором из реальной действительности и определенным образом преображенные в системе данного художественного мира.
2) Основные эпизоды событийного ряда литературного произведения в их художественной последовательности, предусмотренной композицией данного произведения.
3) Главная обобщающая мысль литературного произведения, поставленная в нем писателем.
4) Описание событий, имеющих общественное и личное значение.
25. Одно из наиболее известных произведений советской литературы, созданных во время Великой Отечественной войны, прославляющее подвиг безымянного советского солдата:
1) «Они сражались за Родину» М.А. Шолохов
2) «Баллада о конце войны» В.С. Высоцкий
3) «Василий Тёркин» А.Т. Твардовский
4) «Живые и мертвые» К.М. Симонов
26. (Вопрос заменен) Образы героев романа «Обломов» Штольц и Обломов введены И.А. Гончаровым по принципу:
1) сравнения
2) взаимного исключения
3) антитезы
4) дополнения
27. Кому из поэтов советского периода принадлежат баллады «Он не вернулся из боя», «Баллада о конце войны», песни «Мой Гамлет», «Моя цыганская»:
1) А. Твардовскому
2) Н. Рубцову
3) В. Высоцкому
4) Ю. Трифонову
28. Определите, к биографии какого советского писателя (поэта) относятся следующие строки: «В лагерь попал простой советский человек, оптимист и атеист, верующий в лозунги и штампы советской пропаганды. Вернулся оттуда непримиримый борец, противник советского государства и советской власти, убеждённый христианин, ощущающий, что главное его оружие – слово»?
1) А. Т. Твардовский
2) В. М. Шукшин
3) А. И. Солженицын
4) С. Д. Довлатов
29. Укажите событие, которому предшествует следующее описание природных явлений: «... Кругом, теряясь в золотом тумане утра, теснились вершины гор, как бесчисленное стадо, и Эльбрус на юге вставал белою громадой, замыкая цепь льдистых вершин, между которых уж бродили волокнистые облака, набежавшие с востока. Я подошел к краю площадки и посмотрел вниз, голова чуть-чуть у меня не закружилась: там внизу казалось темно и холодно, как в гробе; мшистые зубцы скал, сброшенных грозою и временем, ожидали своей добычи».
1) Дуэль Печорина и Грушницкого.
2) Похищение Карагеза.
3) Гибель Бэлы.
4) Выстрел Вулича.
30. По характерным признакам определите, к какому жанру относится произведение М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»:
1) В русской средневековой литературе так называлось любое произведение, рассказывающее о каком-либо событии.
2) Короткий динамичный рассказ с острым сюжетом и неожиданной концовкой.
3) Жанр эпоса, в котором основной проблемой является проблема личности и который стремится с наибольшей полнотой изобразить все многообразные связи человека с окружающей его действительностью, всю сложность мира и человека.
4) Рассказ с описанием взаимоотношений личности с окружающими.
31. Укажите полное имя Печорина:
1) Максим Максимыч.
2) Григорий Александрович.
3) Сергей Александрович.
4) Александр Григорьевич.
32. В одном из стихотворений Тютчев цитирует поэта-предшественника.
И вот: свободная стихия, -
Сказал бы наш поэт родной, -
Шумишь ты как во дни былые,
И катишь волны голубые,
И блещешь гордою красой!..
Кого цитирует Ф. Тютчев?
1) Г.Р. Державина
2) А.С. Пушкина
3) М.Ю. Лермонтова
4) Н.А. Некрасова
33. Своеобразной энциклопедией народной жизни XIX века современники называли:
1) «Толковый словарь» В. И. Даля
2) «Евгений Онегин» А.С. Пушкина
3) «Герой нашего времени» М.Ю. Лермонтова
4) «Война и мир» Л.Н. Толстого
34. Укажите название авангардистского течения в поэзии XX века, оказавшего влияние на творчество С. Есенина:
1) Символизм
2) Реализм
3) Имажинизм
4) Футуризм
35. Какой музыкальный инструмент упоминается в повести М. Булгакова «Собачье сердце»?
1) гитара
2) саксофон
3) балалайка
4) гармонь
36. Деятель русской культуры, с именем которого современники связывали создание «нового слога российского языка»:
1) А.С. Пушкин
2) А.П. Сумароков
3) Н.М. Карамзин
4) Г.Р. Державин
37. Перед роковой дуэлью дуэлью Ленский пишет свои знаменитые стихи «Куда, куда вы удалились, / Весны моей златые дни?» Определите жанр этого произведения:
1) эпиграмма
2) эпитафия
3) элегия
4) ода
38. Укажите произведение, которое не назвал среди «своих» лжеавтор Хлестаков в комедии Гоголя «Ревизор»:
1) «Женитьба Фигаро»
2) «Юрий Милославский»
3) «Выстрел»
4) «Роберт-дьявол»
39. Укажите, как называется яркое средство выразительности поэтического языка:
1) афоризм
2) ассонанс
3) антитеза
4) анафора
40. Определите название произведения, автора:
«И вот еще запах: в саду – костер, и крепко тянет душистым дымом вишневых сучьев. В темноте, в глубине сада – сказочная картина: точно в уголке ада, пылает около шалаша багровое пламя, окруженное мраком, и чьи-то черные, точно вырезанные из черного дерева, силуэты двигаются вокруг костра, меж тем как гигантские тени от них ходят по яблоням».
1) И. А.Бунин. «Антоновские яблоки»
2) Д.И. Фонвизин. «Недоросль»
3) М. Горький. «Макар Чудра»
4) Л.Н. Толстой «После бала»
41. Определите название произведения, автора.
Красный костер окровил таганы,
В хворосте белые веки луны.
Тихо, на корточках, в пятнах зари
Слушают сказ старика косари.
1) М. Горький «Старуха Изергиль»
2) С. Есенин «Чёрная, потом пропахшая выть!»
3) А. Дементьев «Встреча Пушкина с Анной Керн»
4) А. Блок «На поле Куликовом»
42. Определите название сборника стихотворений Н. Гумилёва:
1) «Чужое небо»
2) «Семь цветов радуги»
3) «Зеркало теней»
4) «Арфы и скрипки»
43. Кто является автором цикла стихотворений «Страшный мир»:
1) С.Есенин
2) А. Блок
3) В. Брюсов
4) В. Маяковский
44. Определите по приведенным биографическим данным писателя.
Этот великий русский писатель до 19 лет безвыездно жил в родительском поместье Орловской губернии. Дворянин по происхождению, разночинец по образу жизни, поэт по призванию, неутомимый путешественник (не раз бывал в Турции, в Греции, в Египте, странствовал по Сирии, Палестине, плавал на Цейлон, изъездил всю Европу), получил Нобелевскую премию по литературе. Умер в Париже в 1953 году.
1) В. Брюсов
2) Н. Гумилёв
3) И. Бунин
4) И. Северянин
45. Определите по цитате произведение и его автора: «Последние дни Катерины Ивановны».
1. М. Шолохов «Судьба человека»
2. Ф. Абрамов «О чём плачут лошади»
3. В. Астафьев «Васюткино озеро»
4. К. Паустовский «Телеграмма»
46. Объясните, кто такой Шуберт, чья фамилия встречается в стихотворении О.Мандельштама.
И Шуберт на воде, и Моцарт в птичьем гаме,
И Гёте, свищущий на вьющейся тропе,
И Гамлет, мысливший пугливыми шагами,
Считали пульс толпы и верили толпе.
Быть может. Прежде губ уже родился шёпот,
И в бездревесности кружилися листы,
И те, кому мы посвящаем опыт,
До опыта приобрели черты.
1) известный общественный деятель
2) немецкий писатель
3) австрийский композитор, один из основоположников романтизма в музыке
4) герой одноимённой трагедии У.Шекспира
47. Определите стихотворение или поэму М.Ю. Лермонтова, близкое по художественным приемам к реализму:
1) «Мцыри»
2) «Памяти А. И. Одоевского»
3) «Что толку жить...»
4) «Демон»
48. Перед вами сон литературного героя. Кому он снится? Укажите произведение и его автора:
Я как будто предчувствовал: сегодня мне всю ночь снились какие-то две необыкновенные крысы. Право, эдаких я никогда не видывал: чёрные, неестественной величины! Пришли, понюхали – и пошли прочь.
1) А.С. Пушкин «Евгений Онегин» - Татьяна
2) Н.В. Гоголь «Ревизор» - городничий
3) А.П. Чехов «Человек в футляре» - Беликов
4) И.С. Тургенев «Бурмистр» - Аркадий Павлыч
49. Назовите средство иносказательной выразительности, использованное М.А. Шолоховым в цитате из рассказа «Судьба человека»: «… две песчинки, заброшенные в чужие края военным ураганом невиданной силы…»:
1) сравнение
2)метафора
3) анафора
4) эпитет
50. Этот литературный журнал издавали последовательно А.С. Пушкин, П.А. Плетнёв, Н.А. Некрасов с 1836 по 1866 гг. В нём были напечатаны «Капитанская дочка», «Записки охотника», «Муму». Назовите этот журнал:
1) «Звезда»
2) «Российский вестник»
3) «Современник»
4) «Колокол»
51. Выход в свет двух частей сборника очерков «Физиология Петербурга» в марте – апреле 1845 г. знаменует начальный этап развития критического реализма в русской литературе. Какое условное название закрепилось за этим литературным явлением?
1) «Новая школа»
2) «Новая литература»
3) «Современная литература»
4) «Натуральная школа»
52. Кто из советских писателей (поэтов) являлся участником советско-финской войны (1939-1940) в качестве военного корреспондента?
1) А. Гайдар
2) М. Джалиль
3) К. Симонов
4) А. Твардовский
53. В каком произведении русской классики персонажами являются цыгане:
1) «Тройка» Н.А. Некрасова
2) «Ревизор» Н.В. Гоголя
3) «Бесприданница» А.Н. Островского
4) «Ася» И.С. Тургенева
54. Что является составной частью драматического произведения?
1) Акт
2) Аллегория
3) Амплуа
4) Ассонанс
55. Кому принадлежит это поэтическое завещание?
Тебе в наследие, Жуковский,
Я ветху лиру отдаю;
А я над бездной гроба скользкой
Уж преклоняя чело стою.
1) М.В. Ломоносову
2) Г.Р. Державину
3) Д.И. Фонвизину
4) Н.М. Карамзину
56. Кому из русских поэтов в свою очередь передал пальму первенства Жуковский?
1) М.Ю. Лермонтову
2) А.С. Пушкину
3) Н.А. Некрасову
4) неизвестному поэту
57. Прочитайте.
Когда почуял жизнь безжизненный кристалл,
Когда впервые капля дождевая
Упала на него, в лучах изнемогая.
Как называется приём, использованный Н.А. Заболоцким в стихотворении «Завещание»?
1) метафора
2) сравнение
3) повтор
4) анафора
58. Какое утверждение соответствует ответу «нет»:
1) Высокий стиль, ораторский слог, описание событий общегосударственного масштаба — черты жанра, который называется ода.
2) Лирическое отступление – это высказывание автором собственных чувств и мыслей в связи с изображаемым в произведении.
3) Речь одного литературного героя можно назвать монологом, а разговор трех литературных персонажей — полилогом.
4) Сентиментализм — это жанр, в котором написана повесть «Бедная Лиза» Н. Карамзина
59. Эти строки А.С. Пушкина посвящены трем разным адресатам. Укажите верный ряд ответов:
А) | Сатирик и поэт любовный, Наш Аристип и Асмодей… Писатель нежный, тонкий, острый |
Б) | Он вышней волею небес Рожден в оковах службы царской. Он в Риме был бы Брут, в Афинах Периклес, А здесь он офицер гусарский. |
В) | Тебе певцу, тебе герою! Не удалось мне за тобою При громе пушечном, в огне Скакать на бешеном коне… |
1) П. Чаадаев, Александр I, Г. Державин
2) П. Вяземский, Н. Некрасов, Д. Давыдов
3) П. Вяземский, П. Чаадаев, Д. Давыдов
4) П. Чаадаев, Н. Некрасов, Г. Державин
60. Определите писателя по биографическим фактам.
Его обучил грамоте дьячок С. Н. Сабельников. В доме Христофора Дудина он впервые в своей жизни увидел недуховные книги. По замечанию В. Белинского, «он, подобно северному сиянию, блеснул в литературе. Ослепительно и прекрасно было это явление!»
1) Н. М. Карамзин
2) Д. И. Фонвизин
3) М. В. Ломоносов
4) А. Н. Радищев
61. Произведение какого автора не относится к драматургии второй половины XX века?
1) А.Н. Арбузов
2) А.В. Вампилов
3) А. П. Чехов
4) В.С. Розов
62. Определите, какое из утверждений требует ответа «нет» (если утверждение неверно).
1) Крупное стихотворное произведение с повествовательным или лирическим сюжетом называют одой.
2) Присвоение чужого произведения называется словом «плагиат».
3) Лирическое отступление – это высказывание автором собственных чувств и мыслей в связи с изображаемым в произведении.
4) Для трагедии классицизма характерно соблюдение правил «трех единств»: места, времени и действия.
63. Определите писателя по историко-биографическим сведениям о его семье.
Родился в Москве. Отец, Сергей Иванович – офицер, вышедший в отставку в 1785 г. в чине секунд-майора; мать Настасья Федоровна (из более старинного рода однофамильцев). В августе 1828 г. женился на дочери грузинского поэта и военно-административного деятеля А.Г. Чавчавадзе, Нине Александровне…(По А. Гришунину)
1) Ф.М. Достоевский
2) А.С. Пушкин
3) А.С. Грибоедов
4) А.П. Чехов
64. Определите писателя по историко-биографическим сведениям о его семье.
Родился в Москве. Отец, Михаил Андреевич – врач (штаб-лекарь) московской Мариинской больницы для бедных, в 1828 г. получил звание потомственного дворянина. В 1831 г. приобрел сельцо Даровое Каширского уезда Тульской губернии, в 1833 соседнюю деревню Чермошню. Мать, Мария Федоровна (урожденная Нечаева), из купеческо-интеллигентной семьи, состояла в родстве с московскими купцами Куманиными. В январе 1854 г. был зачислен рядовым в 7-й линейный батальон (Семипалатинск). 6 февраля 1857 г. в Семипалатинске женился на М. Д. Исаевой, вдове губернского секретаря А. И. Исаева…(по Т. Орнатской)
1) А.П. Чехов
2) Ф.М. Достоевский
3) В.А. Жуковский
4) А.Н. Радищев
65. Определите писателя по историко-биографическим сведениям.
Получил хорошее образование, служил в гвардейском полку, сотрудничал в литературных журналах, сам был редактором. В одном из журналов опубликовал два первых своих произведения, которые принесли ему литературную славу. Много путешествовал, бывал в Кенигсберге и беседовал с И. Кантом. Являлся членом масонской ложи «Дружеское ученое общество».
1) Н. М. Карамзин
2) Д. И. Фонвизин
3) А. Н. Радищев
4) Г. Р. Державин
66. Кто из писателей и поэтов не был военным корреспондентом в годы
Великой Отечественной войны?
1) Л. Соболев
2) А. Фадеев
3) М. Горький
4) Н. Тихонов
67. Какое из произведений не посвящено теме экологии?
1) «Прощание с Матёрой» В.Распутина
2) «Белая гвардия» М. Булгакова
3) «Царь-рыба» В.Астафьева
4) «Буранный полустанок» Ч.Айтматова
68. Определите писателя по биографическим фактам.
Был солдатом, а потом и офицером Преображенского полка, участвовал в подавлении восстания Е. Пугачева, был губернатором г. Тамбова, позже сенатором, был министром юстиции и членом Государственного совета, в последние годы жил в имении Званка. Стал известен в литературе, когда ему уже было 40 лет. Явился создателем «забавного русского слога».
1) Д.И. Фонвизин
2) Л.Н. Толстой
3) А.Н. Радищев
4) Г.Р. Державин
69. Определите художника, иллюстрировавшего произведение А.Блока «Двенадцать»
1) О. Верейский
2) Н. Кузьмин
3) А. Родченко
4) Ю. Анненков
70. Назовите автора следующего послания
Нежный призрак,
Рыцарь без укоризны.
Кем ты призван
В мою молодую жизнь?
1) С.А. Есенин. Собаке Качалова.
2) А.Т. Твардовский. Космонавту.
3) М.И. Цветаева. Стихи к Блоку.
4) Б.Л. Пастернак. Марине Цветаевой.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Показатели профессиональной компетентности при аттестации на первую и высшую квалификационные категории учителей»
Выступление с докладом по аттестации учителей в соответствии с новым порядком....
Аттестация учителя математики на высшую категорию. Заявление.
Данный материал представляет заявление учителя математики на высшую категорию. Пригодится всем для аттестации....
Аттестация учителя математики на высшую категорию. Описание педагогической деятельности.
Данный материал представляет собой описание педагогической деятельности. Пригодится как образец для аттестации на высшую категорию....
Информационная карта педагога для аттестации на первую и высшую квалификационные категории
Информационная карта педагога для аттестации на первую и высшую квалификационные категории...
Тесты для учителя биологии (для аттестации учителей на первую и высшую категорию)
Демонстрационный вариант контрольных измерительных материалов для проведения экзамена для учителей биологии на соответствие квалификационной категории (первой или высшей).Инструкция по выполнению рабо...
Приложение к заявлению на аттестацию учителя химии на высшую категорию
Приложение к заявлению на аттестацию учителя химии на высшую категорию в 2014-2015 учебном году...
Информационная карта педагога для аттестации на ПЕРВУЮ и ВЫСШУЮ квалификационные категории по должности «Учитель, преподаватель общеобразовательных дисциплин»
Информационная карта педагога для аттестации на ПЕРВУЮ и ВЫСШУЮ квалификационные категориипо должности «Учитель, преподаватель общеобразовательных дисциплин»...