Рабочая программа по литературе 5 класса
рабочая программа по литературе (5 класс) на тему

Ивлева Людмила Евгеньевна

Рабочая  программа по литературе представляет собой целостный документ, включающий  восемь  разделов: пояснительную записку; общую  характеристику предмета; описание места учебного предмета в учебном плане; требования к результатам освоения учебного курса учащимися; содержание учебного курса; тематический план; описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса; систему контрольно-измерительных материалов освоения учебного курса, систему оценки достижений учащихся.

    Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 5_klass_rabochaya_programma_literatura.doc365 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное  общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 25 с углубленным изучением отдельных

предметов г. Россоши Россошанского муниципального района Воронежской области.

« Рассмотрено

на заседании МО»

Руководитель МО ________

 Л.Е. Ивлева

    Протокол №______

от «___» _________2016г.

«Согласовано»

    Зам. директора по УВР

_________Т.Ф.Трефилова

«___»__________2016г.

«Утверждаю»

Директор МКОУСОШ №25с УИОП

________В.Ф. Ловцова

Приказ  №383

от «01» сентября 2016г.

Рабочая программа

по литературе 5 «А» класса

Разработала:

учитель русского языка и литературы

 Ивлева Людмила Евгеньевна

2016-2017 учебный год

1.Пояснительная записка

Рабочая программа по литературе разработана на основании нормативных документов:

 Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (второго поколения, приказ от 17 декабря 2010г. № 1897).

Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012г. N273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательных учреждениях (приказ №253 от 31марта 2014г., приказ №38 от 26.01.2016г. «О внесении изменений в федеральный перечень учебников»).

Базисный учебный план и учебный план МКОУ СОШ №25 с УИОП г.Россоши 2016-2017

Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПИН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования  к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» утвержденные Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010г.

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение литературы в V классе и введение внутрипредметного образовательного модуля "Там на неведомых дорожках" в 1 четверти (9часов) и «За строками текста» 4 четверть (9 часов).Разработана в соответствии с рекомендациями рабочей программы "Литература .Предметная линия учебников под редакцией В.Я.Коровиной(М...Просвещение,2014г).

            Структура документа.

Рабочая  программа по литературе представляет собой целостный документ, включающий  восемь  разделов: пояснительную записку; общую  характеристику предмета; описание места учебного предмета в учебном плане; требования к результатам освоения учебного курса учащимися; содержание учебного курса; тематический план; описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса; систему контрольно-измерительных материалов освоения учебного курса, систему оценки достижений учащихся.

    Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.

Главными целями изучения предмета «Литература» являются:

• формирование духовно развитой личности, обладающей гуманистическим мировоззрением, национальным самосознанием и общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма;
• развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, необходимых для успешной социализации и самореализации личности;
• постижение учащимися вершинных произведений отечественной и мировой литературы, их чтение и анализ, основанный на понимании образной природы искусства слова, опирающийся на принципы единства художественной формы и содержания, связи искусства с жизнью, историзма;
• поэтапное, последовательное формирование умений читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст;
• овладение  возможными алгоритмами постижения смыслов, заложенных в художественном тексте (или любом другом речевом высказывании), и создание  собственного текста, представление своих оценок и суждений по поводу прочитанного;
• овладение важнейшими общеучебными  умениями и универсальными учебными действиями (формулировать цели деятельности, планировать ее, осуществлять  библиографический поиск, находить и обрабатывать необходимую информацию из различных источников, включая Интернет и др.);
• использование опыта общения с произведениями художественной литературы в повседневной жизни и учебной деятельности, речевом самосовершенствовании.

  Цель изучения литературы в школе – приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы. Основа литературного образования – чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений.         

Задачи:

  • воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
  • развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;
  • освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;
  • овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.

 Главная идея программы по литературе – изучение литературы от мифов к фольклору, от фольклора к древнерусской литературе, от неё к русской литературе XVIII, XIX, XX веков.

2.Общая характеристика  учебного предмета

   Литература – базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьника, в формировании его миропонимания и национального самосознания, без чего невозможно духовное развитие нации в целом. Специфика литературы как школьного предмета определяется сущностью литературы как феномена культуры: литература эстетически осваивает мир, выражая богатство и многообразие человеческого бытия в художественных образах. Она обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственно-эстетическим ценностям нации и человечества.

    Рабочая  программа составлена с учетом преемственности с программой начальной школы, закладывающей основы литературного образования. На ступени основного общего образования необходимо продолжать работу по совершенствованию навыка осознанного, правильного, беглого и выразительного чтения, развитию восприятия литературного текста, формированию умений читательской деятельности, воспитанию интереса к чтению и книге, потребности в общении с миром художественной литературы.

   Основу содержания литературы как учебного предмета составляют чтение и текстуальное изучение художественных произведений, составляющих золотой фонд русской классики. Каждое классическое произведение всегда актуально, так как обращено к вечным человеческим ценностям. Школьник постигает категории добра, справедливости, чести, патриотизма, любви к человеку, семье; понимает, что национальная самобытность раскрывается в широком культурном контексте. Целостное восприятие и понимание художественного произведения, формирование умения анализировать и интерпретировать художественный текст возможно только при соответствующей эмоционально-эстетической реакции читателя. Ее качество непосредственно зависит от читательской компетенции, включающей способность наслаждаться произведениями словесного искусства, развитый художественный вкус, необходимый объем историко- и теоретико-литературных знаний и умений, отвечающий возрастным особенностям учащегося.

   Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:

  • осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров;
  • выразительное чтение художественного текста;
  • различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием);
  • ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения;
  • заучивание наизусть стихотворных и прозаических текстов;
  • анализ и интерпретация произведения;
  • составление планов и написание отзывов о произведениях;
  • написание сочинений по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений;
  • целенаправленный поиск информации на основе знания ее источников и умения работать с ними.

   Одна из составляющих литературного образования – литературное творчество учащихся. Творческие работы различных жанров способствуют развитию аналитического и образного мышления школьника, в значительной мере формируя его общую культуру и социально-нравственные ориентиры.

          3.Описание места учебного предмета в  учебном плане  (литература)

          Учебный план МКОУ СОШ №25 с УИОП предусматривает  обязательное изучение литературы  на этапе  основного общего образования:

5 класс – 105 часов, из расчёта 3 часа в неделю;

4.Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета (литература)

       Личностными результатами освоения программы по литературе являются:

  • совершенствование  духовно-нравственных  качеств личности, воспитание  чувства любви  к многонациональному Отечеству, уважительного  отношения  к русской литературе, к культурам других народов;
  • использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации(словари, энциклопедии, интернет -ресурсы )
  • формирование чувства прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;

Метапредметные результаты освоения программы по литературе проявляются в умениях:

  • понимать проблему, выдвигать  гипотезу, структурировать материал, подбирать  аргументы для  подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и  письменных высказываниях, формулировать выводы;
  • самостоятельно  организовывать  собственную деятельность, оценивать её, определять сферу  своих интересов;
  • работать с разными источниками информации, находить её, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности;

Предметные результаты выпускников основной школы состоят в следующем:

1) в познавательной сфере:

• понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII в., русских писателей XIX—XX вв., литературы народов России и зарубежной литературы;

• понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;

• умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;

• определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического анализа);

• владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;

2) в ценностно-ориентационной сфере:

• приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;

• формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценка;

• собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;

• понимание авторской позиции и свое отношение к ней;

3) в коммуникативной сфере:

• восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;

• умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста; отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа; уметь вести диалог;

• написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений, классные и домашние творческие работы, рефераты на литературные и общекультурные темы;

4) в эстетической сфере:

• понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;

• понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.

5. Содержание  учебного предмета (литература).

5 класс

Введение. 1 час

Писатели о роли книги в жизни человека и общества. Книга как духовное завещание одного поколения другому.

Устное народное творчество. 1 час

Фольклор – коллективное устное народное творчество.

Малые жанры фольклора. Детский фольклор (колыбельные песни, пестушки, приговорки, скороговорки, загадки)

Теория литературы. Фольклор. Устное народное творчество.(развитие представлений)

Русские народные сказки. 10 часов

Сказки как вид народной прозы. Сказки о животных, волшебные, бытовые(анекдотические, новеллистические).

«Царевна-лягушка». Народная мораль в характере и поступках героев. Образ невесты-волшебницы.. Иван-царевич – победитель житейских невзгод. Животные-помощники. Особая роль чудесных противников – Бабы-яги, Кощея Бессмертного. Светлый и тёмный мир  волшебной сказки. Народная мораль  в сказке: добро торжествует, зло наказывается. Поэтика волшебной сказки.

«Иван - крестьянский сын и чудо -юдо». Волшебная богатырская сказка героического содержания. Тема мирного труда и защиты родной земли. Иван – крестьянский сын как выразитель основной мысли сказки. Нравственное превосходство главного героя. Герои сказки  в оценке  автора-народа. Особенности сюжета.

«Журавль и цапля», «Солдатская шинель»-народные представления  о справедливости, добре и зле в сказках  о животных  и бытовых сказках.

Теория литературы. Сказка как повествовательный жанр фольклора. Виды сказок (закрепление представлений). Постоянные эпитеты. Гипербола(начальное представление).

Из древнерусской литературы. 3 часа

Начало письменности у восточных славян и возникновение древнерусской литературы. Культурные и литературные связи Руси с Византией. Древнехристианская книжность на Руси.(обзор)

«Повесть временных лет» как литературный памятник. «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича». Отзвуки фольклора в летописи. Герои старинных «Повестей…» и их подвиги во имя мира на родной земли.

Из литературы XVIII века. 2 часа

Михаил Васильевич Ломоносов. Краткий рассказ о жизни писателя(детство и годы учения, начало литературной деятельности). Ломоносов – ученый, поэт, художник, гражданин.

«Случились вместе два астронома в пиру…» - научные истины в поэтической форме. Юмор стихотворения.

Теория литературы. Роды литературы: эпос, лирика, драма. Жанры литературы( начальные представления).

Из  русской  литературы XIX века. 41 час

Русские басни.

Жанр басни. Истоки басенного жанра (Эзоп, Лафонтен, русские баснописцы XVIII века: А.П.Сумароков, И.И.Дмитриев)(обзор).

Иван Андреевич Крылов. Краткий рассказ о баснописце(детство, начало литературной деятельности)

 «Ворона и Лисица», «Волк и Ягненок», «Свинья под дубом» (на выбор). Осмеяние пороков – грубой силы, жадности, неблагодарности, хитрости. «Волк на псарне» - отражение исторических событий в басне; патриотическая позиция автора.

Аллегория как форма иносказания и средство  раскрытия определённых  свойств человека. Поучительный характер басен. Своеобразие  языка  басен И.А.Крылова.

Василий Андреевич Жуковский. Краткий рассказ о поэте.(детство и начало творчества, Жуковский-сказочник)

«Спящая царевна». Сходные и различные черты сказки Жуковского и народной сказки. Особенности сюжета. Различие героев литературной  и народной сказки.

«Кубок». Благородство и жестокость. Герои баллады.

Теория литературы. Баллада (начальное представление).

Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ о жизни поэта (детство, годы учения).

Стихотворение «Няне» - поэтизация образа няни; мотивы одиночества и грусти, скрашиваемые любовью няни, её сказками и песнями.

«У лукоморья дуб зеленый…». Пролог к поэме «Руслан и Людмила» - собирательная картина сюжетов, образов и событий народных сказок, мотивы и сюжеты пушкинского произведения.

«Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» - её истоки (сопоставление с русским народными сказками, сказкой Жуковского «Спящая царевна», со сказками братьев Гримм; «бродячие сюжеты»). Противостояние добрых и злых сил в сказке. Царица и царевна, мачеха и падчерица. Помощники царевны. Елисей и богатыри.  Сходство и различие литературной пушкинской сказки и сказки народной.

Антоний Погорельский.

«Черная курица, или Подземные жители». Сказочно- условное, фантастическое и достоверно – реальное в литературной сказке. Нравоучительное содержание и причудливый сюжет произведения.

Пётр Павлович Ершов.»Конёк-Горбунок».(для внеклассного чтения).Соединение  сказочно-фантастических ситуаций, художественного вымысла с реалистической правдивостью, с верным изображением картин  народного быта,  народный юмор, красочность и яркость языка.

Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о поэте. (Детство, начало литературной деятельности, интерес  к истории России.)

«Бородино» - отклик на 25-летнюю годовщину Бородинского сражения (1837). Историческая основа стихотворения. Воспроизведение исторического события устами рядового участника сражения. Мастерство Лермонтова в создании батальных сцен.

"Ашик - Кериб" - как литературная сказка.(Урок  внеклассного чтени

Николай Васильевич Гоголь. Краткий рассказ   о писателе. (Детство, годы учения, начало литературной деятельности)

«Заколдованное место» - повесть из книги «Вечера на хуторе близ Диканьки». Поэтизация народной жизни, народных преданий, сочетание светлого и мрачного, комического и лирического, реального и фантастического.

«Ночь перед Рождеством»(для внеклассного чтения)Поэтические картины  народной жизни (праздники, обряды, гулянья).Герои повести. Фольклорные мотивы в создании образов  героев. Изображение  конфликта тёмных и светлых сил

Николай Алексеевич Некрасов. Краткий рассказ о поэте.(Детство и начало литературной деятельности)

Стихотворение «Крестьянские дети». Картины вольной жизни крестьянских детей, их забавы, приобщение к труду взрослых. Мир детства – короткая пора в жизни крестьянина. Речевая характеристика персонажей.

«На Волге». Картины природы. Раздумья поэта о судьбе народа. Вера в потенциальные силы народа, лучшую его судьбу.(для  внеклассного чтения)

«Есть женщины в русских селеньях…»(отрывок  из  поэмы «Мороз, Красный нос»). Поэтический образ русской женщины.

Теория литературы. Эпитет.

Иван Сергеевич Тургенев. Краткий рассказ о писателе. (Детство и начало литературной деятельности)

«Муму» -Реальная основа повести. Повествование о жизни в эпоху крепостного права. Духовные и нравственные качества Герасима: сила, достоинство, сострадание к окружающим, великодушие, трудолюбие. Немота главного героя – символ немого протеста крепостных.

Теория литературы. Портрет, пейзаж. Литературный герой.

Афанасий Афанасьевич Фет. Краткий рассказ о поэте.

Стихотворение «Весенний дождь» - радостная, яркая, полная движения картина весенней природы. Краски, звуки, запахи как воплощение красоты жизни.

Лев Николаевич Толстой. Краткий рассказ о писателе. (Детство и начало литературной деятельности)

«Кавказский пленник». Бессмысленность и жестокость национальной вражды. Жилин и Костылин – два разных характера, две разные судьбы. Жилин и Дина. Душевная близость людей из враждующих лагерей.

Теория литературы. Сравнение. Сюжет.

Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ и писателе. (Детство и начало литературной деятельности)

 «Хирургия» - осмеяние глупости и невежества героев рассказа. Юмор ситуации. Речь персонажей как средство их характеристики.

Теория литературы. Юмор. Речевая характеристика персонажей .Речь героев как средство  создания комической ситуации

Поэты XIX века о Родине и родной природе.(обзор)

Ф.И. Тютчев «Зима недаром злится», «Как весел грохот летних бурь», «Есть в осени первоначальной»; А.Н. Плещеев «Весна», И.С. Никитин «Утро», «Зимняя ночь в деревне»; А.Н. Майков «Ласточки»; И.З. Суриков «Зима». Выразительное чтение наизусть стихотворений.

Теория литературы. Стихотворный ритм как средство передачи эмоционального состояния, настроения.

Из литературы XX века. 33 часа

Иван Алексеевич Бунин. Краткий рассказ о писателе. (Детство и начало литературной деятельности)

«Косцы». Восприятие прекрасного.  Эстетическое и этическое в рассказе. Кровное родство героев с бескрайними просторами русской земли, душевным складом песен и сказок. Рассказ «Косцы» как поэтическое воспоминание о Родине. Рассказ  «Подснежник» (для внеклассного чтения).Тема исторического прошлого России. Праздники и будни в жизни главного героя.

Владимир Галактионович Короленко. Краткий рассказ о писателе. (Детство и начало литературной деятельности)

«В дурном обществе». Жизнь детей из богатой и бедной семей. Их общение. Доброта и сострадание героев повести. Образ серого ,сонного города. Равнодушие окружающих людей к беднякам. Вася, Валек, Маруся, Тыбурций. Отец и сын. Размышления героев. «Дурное общество» и «дурные дела». Взаимопонимание – основа отношений в семье.

Теория литературы. Портрет. Композиция литературного произведения.

Сергей Александрович Есенин. Рассказ о поэте.(детство, юность, начало творческого пути).

 Стихотворения  «Я покинул родимый дом..» и  «Низкий  дом  с голубыми ставнями..» - поэтизация   картин малой родины как исток художественного  образа  России. Особенности  поэтического языка  С.А.Есенина

Русская литературная сказка ХХ века (обзор).

Павел Петрович Бажов. Краткий рассказ о писателе. (Детство и начало литературной деятельности)

«Медной горы Хозяйка». Реальность и фантастика в сказе. Честность, добросовестность, трудолюбие и талант главного героя. Стремление к совершенному мастерству. Тайны мастерства. Своеобразие языка, интонации сказа.

Теория литературы. Сказ как жанр литературы. Сказ и сказка (общее и различное).

Константин Георгиевич Паустовский. Краткий рассказ о писателе.

«Теплый хлеб», «Заячьи лапы». Доброта и сострадание, реальное и фантастическое в сказках Паустовского.

Самуил Яковлевич Маршак. Краткий рассказ о писателе. Сказки  Маршака.

«Двенадцать месяцев» - пьеса-сказка. Положительные и отрицательные герои. Победа добра над злом – традиция русских народных сказок. художественные особенности пьесы-сказки.

Теория литературы. Развитие жанра литературной сказки в ХХ веке. Драма как род литературы. Пьеса-сказка.

Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о писателе.(детство, начало литературной деятельности)

«Никита». Быль и фантастика. Главный герой рассказа, единство героя с природой, одухотворение природы в его воображении – жизнь как борьба добра и зла, смена радости и грусти, страдания и счастья. Оптимистическое восприятие окружающего мира.

Теория литературы. Фантастика в литературном произведении.

Виктор Петрович Астафьев. Краткий рассказ о писателе. (Детство и начало литературной деятельности)

«Васюткино озеро». Бесстрашие, терпение, любовь к природе и ее понимание, находчивость в экстремальных обстоятельствах. Поведение героя в лесу. Основные черты характера героя. «Открытие» Васюткой нового озера. Становление характера юного героя через испытания, преодоление сложных жизненных ситуаций.

Теория литературы. Автобиографичность литературного произведения.

«Ради жизни на Земле…»

Стихотворные произведения о войне. Патриотические подвиги в годы Великой Отечественной войны.

 К.М. Симонов «Майор привез мальчишку на лафете»; А.Т. Твардовский Рассказ танкиста». Война и дети – трагическая и героическая тема произведений о Великой Отечественной войне.

Произведения о Родине и родной природе.

И.Бунин «Помню долгий зимний вечер…»; А. Прокофьев «Аленушка»; Д.Кедрин «Аленушка»; Н. Рубцов «Родная деревня»; Дон Аминадо «Города и годы». Стихотворные лирические произведения   о Родине, родной природе как выражение  поэтического восприятия  окружающего мира  и осмысление  собственного мироощущения, настроения. Конкретные пейзажные зарисовки о обобщенный образ России. Сближение образов  волшебных сказок и русской природы в лирических стихотворениях.

Писатели улыбаются

Саша Черный. «Кавказский пленник», «Игорь-Робинзон». Образы и сюжеты литературной классики как темы произведений для детей.

Теория литературы. Юмор.

Юлий Черсанович Ким. Краткий рассказ о писателе.    «Рыба – кит». Стихотворение-шутка.

Теория литературы. Стихотворения-песни. Песни-шутки. Песни-фантазии.

Из зарубежной литературы. 14 часов

Роберт Льюис Стивенсон. Краткий рассказ о писателе.

«Вересковый мед». Подвиг героя во имя сохранения традиций предков.

Теория литературы. Баллада.

Даниэль Дефо. Краткий рассказ о писателе.

«Робинзон Крузо». Жизнь и необычайные приключения Робинзона Крузо, характер героя(смелость, мужество, находчивость,  несгибаемость  перед жизненными  обстоятельствами). Гимн неисчерпаемым возможностям человека. Робинзонада в литературе и киноискусстве.

Ханс Кристиан Андерсен. Краткий рассказ о писателе.

«Снежная королева». Символический смысл фантастических образов и художественных деталей в сказке. Кай и Герда. Мужественное сердце Герды. Поиски Кая. Помощники Герды.(цветы, ворон, олень,Маленькая разбойница)Снежная королева и Герда-противопоставление красоты  внутренней и внешней.Победа добра, любви и дружбы.

Теория литературы. Художественная деталь .

Марк Твен. Краткий рассказ о писателе.

«Приключения Тома Сойера». Том и Гек. Дружба мальчиков. Игры, забавы, находчивость, предприимчивость. Черты характера Тома, раскрывающиеся в отношениях с друзьями. Том и Беки, их дружба. Внутренний мир героев М. Твена. Причудливое сочетание  реальных жизненных  проблем и игровых  приключенческих ситуаций.

Изобретательность в играх – умение  сделать  окружающий мир  интересным.

Джек Лондон. Краткий рассказ о писателе.

«Сказание о Кише» - сказание о взрослении подростка, вынужденного добывать пищу, заботиться о старших. Уважение взрослых. Характер мальчика – смелость, мужество, изобретательность, смекалка, чувство собственного достоинства – опора в трудных жизненных обстоятельствах. Мастерство писателя в поэтическом изображении жизни северного народа.

6. Тематическое планирование

Календарно - тематическое планирование 5 класс

Урока

Тема урока (разделы)

Виды деятельности учащихся

Даты

План

Факт

Модуль

 Путешествие в страну загадок

Сочинение загадок, скороговорок, колыбельных песен и их оформление в тетради.

02.09

 .Книга и ее

роль в духовной жизни человека и общества.

Чтение вводной статьи учебника; ответы на вопросы репродуктивного характера;  составление плана статьи   «К читателям»; работа со словарем Объяснить значение слов А.С. Пушкина «Чтение - вот лучшее учение». Составить план статьи.

03.09

Русский

фольклор.

Малые жанры фольклора

Чтение статьи учебника.

Прослушивание и обсуждение фольклорных произведений. Исследовательская работа по сопоставлению вариантов фольклорных произведений.

Конкурс на лучшее чтение скороговорки. Конкурс на интересную загадку.

07.09

Модуль. Путешествие в страну пословиц и поговорок.

 Работа со словарем В.Даля. Запись народных пословиц, поговорок из словаря.

09.09

Русские народные сказки.

Чтение статьи учебника.

Восприятие и выразительное чтение сказки, поиск незнакомых слов и определение их значений с помощью словаря.

10.09

"Царевна-лягушка" как волшебная сказка

Восприятие и выразительное чтение сказки, выражение личного отношения к прочитанному в процессе чтения.

14.09

Модуль. Законы «сказочного мира»

 Работа со словарем В.Даля. Запись народных пословиц, поговорок из словаря. Познакомить учащихся с законами сказочного мира.

 

16.09

День здоровья

17.09

 "Царевна-лягушка". Василиса Премудрая и Иван-царевич.

Чтение статьи учебника.   Участие в коллективном диалоге о роли сказочных элементов и языке сказок. Сопоставление текстов с иллюстрациями. Ответить на вопросы по теме "Волшебная сказка и ее герои"

21.09

Модуль. "Царевна-лягушка". Поэтика волшебной сказки.

Повторение сведений о сказках. Виды сказок.            

Подготовить пересказ с использованием композиционных элементов.

23.09

"Иван-крестьянский сын и чудо-юдо"- волшебная богатырская сказка героического содержания.

Составить план - характеристику героя и рассказ о нем,   отвечать на вопросы по прочитанному тексту, пересказ с изменением лица рассказчика.

Чтение по ролям, создание собственных рассказов о сказочных героях;  сопоставление иллюстраций художников с текстом сказки

24.09

Сказка о животных.  «Журавль и цапля».

Мини-исследование (по группам). Найти в сказке слова и выражения, в которых дается оценка журавлю и цапле.  

28.09

Модуль. "Иван-крестьянский сын и чудо-юдо": система образов сказки

Презентация и защита собственных иллюстраций к народной сказке. Мини-исследование (по группам). Найти в сказке слова и выражения, в которых дается оценка Ивану и другим героям сказки .

30.09

Сказка о животных.  «Журавль и цапля».

 

Восприятие и выразительное чтение сказки и её пересказ от лица героя. Прослушивание фрагментов сказки.

Устные и письменные ответы на вопросы из учебника.  

01.10

Бытовая сказка «Солдатская  шинель»

Пересказ самостоятельно прочитанной сказки.

Восприятие и выразительное чтение сказки и её пересказ от лица героя. Прослушивание фрагментов сказки.

05.10

Модуль. Сказка о животных.  «Журавль и цапля».

 

Презентация и защита собственных иллюстраций к народной сказке. Мини-исследование (по группам).

07.10

 Урок развития речи. Сочиняем сказку сами.

Написание чернового варианта сказки.

Создание сочинения - сказки

08.10

Древнерусская  литература.                                  

Подвиг отрока киевлянина и хитрость воеводы Претича.

Чтение по ролям.  Чтение статьи учебника, и его полноценное восприятие. Составление цитатного  плана статьи.

12.10

Модуль. Бытовая сказка «Солдатская  шинель»

Вспомним  похожие сюжеты русских народных и зарубежных сказок. Защита проекта "Иллюстрации разных художников к одним и тем же сказкам.

14.10

Древнерусская  литература.                                  

Подвиг отрока киевлянина и хитрость воеводы Претича».

Чтение по ролям.  Чтение статьи учебника, и его полноценное восприятие. Составление цитатного  плана статьи.

15.10.

Урок развития речи. Размышляем о героях литературы древней Руси.

Составление толкового словаря незнакомых слов из древнерусских летописей. Обсуждение произведение изобразительного искусства на древнерусские сюжеты.

19.10

Модуль. Волшебная сказка. Волшебная цифра.

Раскрыть волшебную роль цифр в сказках; выявить лучшего знатока сказок; выявить лучшего математика.

21.10

Урок внеклассного чтения                                     "М.В. Ломоносов - ученый, поэт, художник, гражданин".

Чтение статьи о Ломоносове.

Подготовить  рассуждение: согласны ли вы с тем, что псевдоучениям, размышлениям и сомнениям Ломоносов противопоставил житейский, практический опыт человека?

22.10

М.В.Ломоносов. «Случились вместе два астронома в пиру…»

Восприятие и выразительное чтение стихотворения. Поиск незнакомых слов и определение их значения с помощью словарей.

26.10

Модуль. Мои любимые сказки.

Сочинение собственной сказки или сочинение по картине на сказочный сюжет.

28.10

Русские басни. Басня и ее родословная. Басня как литературный жанр

Чтение статьи учебника «Русские басни». Викторина на знание басен  И.А. Крылова.

29.10

И.А.Крылов.

Басни «Ворона и Лисица», «Свинья под Дубом».

Поиск сведений о И.А. Крылове. Восприятие и выразительное чтение басен. Прослушивание актерского чтения басни. Устные ответы на вопросы по статье учебника.

Выразительное чтение наизусть одной из басен.

09.11

И.А.Крылов. Басня «Волк на псарне»

Чтение  басни по ролям  и ее полноценное восприятие. Ответить на вопрос: «Почему И.А.Крылов подарил басню Кутузову?»  Составление электронного  альбома "Герои басен И.А. Крылова в иллюстрациях"

11.11

Урок развития речи.                                             И.А.  Крылов. Басни.

Создание басни (черновой вариант).

Сочинение басни на основе моральной сентенции одной из

понравившихся басен.

12.11

В.А. Жуковский - сказочник. Сказка «Спящая царевна».

Чтение статьи о В.А. Жуковском, составление плана статьи. Восприятие и выразительное чтение сказки. Составление характеристик героев и их нравственная оценка. Выразительное чтение наизусть фрагмента сказки.

16.11

 

В.А. Жуковский « Кубок».

Чтение баллады, полноценное ее восприятие, выявление основных черт жанра баллады.  Ответы на вопросы с использованием цитирования.

Выразительное чтение баллады, сочинение собственной баллады .

18.11

Детство А.С.Пушкина. Годы учения. Стихотворение «Няне».            

Чтение и полноценное восприятие текста о Пушкине, ответы на вопросы. статьи. Коллективный диалог "Пушкин и няня". Рассказ о поэте. Выразительное чтение наизусть стихотворения "Няне"

 

19.11

Поэма «Руслан и Людмила» (Пролог).

Восприятие и выразительное чтение пролога.

23.11

А.С. Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях».

Восприятие художественного текста;  осмысление сюжета, событий,  характеров, выборочный пересказ эпизодов;  устное словесное рисование царицы-мачехи, царевны и царицы- матери.

25.11

Борьба добрых и злых сил в «Сказке о мертвой царевне и о семи богатырях».

Создать иллюстрацию к сказке А.С. Пушкина и подготовиться к её защите.

26.11

А.С. Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»: истоки сюжета, поэтика сказки.

Различные виды пересказов. Сопоставительный анализ сказки А.С. Пушкина и фольклорных сказок разных народов, заполнение таблицы "Сходство и различия народных и литературных сказок".

Поиск цитатных примеров иллюстрирующих понятия ритм, рифма, способы рифмовки.

30.11

Урок развития речи. Ритм. Стихотворная и прозаическая речь. Рифма.

Чтение статьи учебника, устные ответы на вопросы.

Письменно ответить на один из проблемных вопросов.

02.12

Антоний Погорельский

«Черная курица, или Подземные жители».

Чтение статьи в учебнике, чтение сказки, полноценное ее восприятие;  ответы на вопросы; Выразительное чтение эпизодов сказки.

03.12

Антоний Погорельский

«Черная курица, или Подземные жители».

Чтение статьи в учебнике, чтение сказки, полноценное ее восприятие;  ответы на вопросы; Выразительное чтение эпизодов сказки.

07.12

М.Ю.Лермонтов.Стихотворение

«Бородино».

Выразительное чтение наизусть стихотворения.  Письменный  ответ на вопрос: «Что важнее для автора - передать историческую правду о Бородинском сражении или дать оценку этому событию, подвигу солдата?»

09.12

День здоровья

10.12

 Внеклассное чтение. М.Ю. Лермонтов "Ашик-Кериб" как литературная сказка.

Чтение и осмысление истории создания сказки "Ашиб Кериб"  (практикум "Читаем, думаем, спорим").  

Восприятие и выразительное чтение сказки; поиск незнакомых слов и определение их значенеий;  комментирование художественного произведения, сопоставление текста с иллюстрациями художников.

14.12

Н.В. Гоголь "Заколдованное место": реальность и фантастика в повести.

Чтение эпизодов повести. Поиск реальных и фантастических элементов и определение их роли. Нравственная оценка героев.  Пересказ  легенд, преданий, созвучных сюжету повести.

16.12

Урок        внеклассного чтения.

 «Вечера на хуторе

близ Диканьки»: "Майская ночь или утопленница", "Ночь перед Рождеством", "Страшная месть".

 Пересказ эпизодов из повести «Майская ночь, или Утопленница».

Составление электронной презентации "Фантастические картины "Вечера на хуторе близ Диканьки "в  иллюстрациях"

17.12

Н.А. Некрасов.    «Есть женщины в русских селениях..."(отрывок из поэмы).

Обсуждение картин русских художников, изображающих крестьянских детей. Участие в коллективном диалоге. Чтение наизусть отрывка из  стихотворения. Устные ответы на вопросы.

21.12

Н.А. Некрасов.    «Крестьянские дети». Труд и забавы крестьянских детей. Язык стихотворения.

Обсуждение картин русских художников, изображающих крестьянских детей. Участие в коллективном диалоге. Чтение наизусть отрывка из  стихотворения. Устные ответы на вопросы.

23.12

И.С. Тургенев.

 «Муму» как протест  против рабства.

Пересказ эпизодов:

«Муму в доме барыни».

«Пропажа Муму и ее поиски Герасимом». Составление плана характеристики литературного героя.  Ответы на вопросы

Комментированное чтение произведения,

самостоятельный поиск ответов на проблемные вопросы.

24.12

И.С. Тургенев.

«Муму»: система образов.

Устные рассказы о главном герое повести. Обсуждение плана его характеристики. Озвучить внутренний монолог Герасима в сцене спасения Муму.

.

11.01

Урок развития речи.

И.С. Тургенев - мастер портрета,  пейзажа.

Заполнение аналитической таблицы "Портреты и пейзажи в повести "Муму" Подготовка

к написанию сочинения (выбор темы, подбор материала)..

13.01

А.А.Фет. Лирика. «Весенний дождь»,   "Чудная картина".

Чтение статьи в учебнике, выразительное чтение стихотворения и полноценное его восприятие; ответы на вопросы

Выучить наизусть одно из стихотворений

14.01

Л.Н. Толстой.

«Кавказский пленник». Жилин и Костылин

Устные сообщения о главных героях повести. Сопоставление персонажей и составление плана сравнительной характеристики героев

18.01

Л. Н Толстой "Кавказский пленник".              .

Самостоятельный поиск ответов на проблемные вопросы, комментирование глав 3-6,  сравнение характеров, поведения двух  литературных персонажей.

20.01

 Р/р Тест по повести Л.Н.Толстого "Кавказский пленник"

 Тестирование и выполнение заданий для проверки уровня литературного развития; развернутые ответы на вопросы.

21.01

А.П.Чехов.

Слово о  писателе. «Хирургия»

Чтение статьи о писателе, чтение рассказа и полноценное его восприятие;

Осмысление сюжета, изображенных в нем событий, характеров. Ответы на вопросы.

 

25.01

Урок        внеклассного чтения.

Юмор и сатира в творчестве     А.П. Чехова.

Чтение статьи «О смешном в литературном произведении. Юмор».

Художественный пересказ самостоятельно прочитанных произведений А.П. Чехова

27.01

Урок        внеклассного чтения.

Юмор и сатира в творчестве     А.П. Чехова.

Чтение статьи

«О смешном в литературном произведении. Юмор».

Художественный пересказ самостоятельно прочитанных произведений А.П. Чехова

28.01

Ф.Ф.Тютчев -

великолепный певец русской природы.

Чтение статьи учебника .Восприятие и выразительное чтение стихотворений. Ответить на вопрос: почему весна символизирует расцвет

природы и сил человека, лето - зрелость, осень - увядание, зима -финал, конец, умирание?

01.02

Ф.Ф.Тютчев -

великолепный певец русской природы.

Подготовка к выразительному чтению наизусть стихотворений.

 

03.02

Русские поэты XIX века о Родине, родной природе.

 Выразительное чтение наизусть стихотворений и обсуждение стихотворений русских поэтов о родной природе.

04.02

Русские поэты XIX века о Родине, родной природе.

Письменный анализ стихотворения по вопросам учителя.

08.02

И.А.Бунин. Слово о писателе. Рассказ «Косцы». Человек и природа в рассказе

 Чтение статьи о писателе. Чтение рассказа "Косцы" и его полноценное восприятие. Поиск незнакомых слов и определение их значений.

10.02

Урок внеклассного чтения.                           И.А. Бунин "Подснежник"

Анализ текста. Ответить на вопросы ,выявляющие уровень восприятия произведения. Найти в словаре понятия антитеза и повтор.    Поиск цитатных примеров, иллюстрирующих понятия антитеза, повтор.

11.02

В.Г. Короленко. Слово о писателе.

«В дурном обществе»: судья и его дети.

Чтение статьи о писателе; осмысление сюжета произведения, изображенных в нем событий, характеров. Устные  ответы  на  вопросы; пересказ, близкий к тексту, выборочный пересказ;

15.02

В.Г. Короленко. «В дурном обществе». Семья Тыбурция.

Выразительное  чтение фрагментов повести. Различные виды пересказа. Ответить на проблемные вопросы.

17.02

День здоровья

18.02

Дурное общество и дурные дела.

Поиск пейзажных зарисовок и определение их роли в тексте.

22.02

Урок развития речи.                    В. Г. Короленко «В дурном обществе».

Защита проектов .

24.02

С.А.Есенин.

Слово о поэте.

Чтение статьи о поэте, чтение стихотворений, их восприятие;   ответы на вопросы.

25.02

Образ родного дома в стихах Есенина

Выразительное чтение наизусть стихотворений.

01.03

П.П. Бажов. "Медной горы Хозяйка".

Чтение статьи о писателе. Составление плана сравнительной характеристики Степана и Хозяйки Медной горы , заполнение таблицы.                        

03.03

Образы Степана и Хозяйки Медной горы.

Восприятие и выразительное  чтение сказа; ответы на         вопросы;   поиск незнакомых слов и определение их значения с помощью словарей                

04.03

                                             Р/р П.П. Бажов. "Медной горы Хозяйка":            сказ как жанр литературы.

Презентация и защита собственных иллюстраций к сказу. Защита проекта "Сказы Бажова в иллюстрациях художников Палеха и других авторов".

10.03

К.Г. Паустовский. Слово о писателе.

 Чтение статьи о писателе, выборочное чтение рассказа, его восприятие.  

11.03

  «Теплый хлеб»: герои и их поступки.   Язык сказки.

Пересказ прочитанного, устные ответы на вопросы.

15.03

Урок внеклассного чтения.

К.Г. Паустовский. Сказка «Заячьи лапы».

Восприятие и выразительное чтение произведения; пересказ, ответы на проблемные вопросы..

17.03

С.Я.Маршак. Слово о писателе. Пьеса- сказка «Двенадцать месяцев»: проблемы и герои.

Чтение статьи о писателе, выборочное чтение отдельных сцен;  ответы на вопросы

18.03

С.Я.Маршак. Пьеса- сказка «Двенадцать месяцев» и её народная основа.

 Осмысление сюжета сказки, изображенных в ней событий, чтение по ролям, различные виды пересказов.

 Самостоятельный поиск ответов на проблемные вопросы.

22.03

Урок внеклассного чтения.

С.Я.Маршак. Сказки для детей.

Чтение и обсуждение сказок писателя по вопросам учителя.

Ответы с использованием цитирования.

Нравственная оценка героев стихотворных сказок. Конкурс на лучший пересказ.  сказок, изображенных в них событий .

 

24.03

А.П. Платонов. Слово о писателе.

Чтение статьи об авторе.

25.03

А.П. Платонов. «Никита»; человек и природа. Быль и фантастика

верность традициям предков

Модуль. Роберт Льюис

Стивенсон. Баллада  

«Вересковый мед»: верность традициям предков.

Составление словаря для характеристики предметов и явлений.

 "Вересковый мед".

Выразительное чтение баллады.

05.04

Модуль Роберт Льюис

Стивенсон. Баллада  «Вересковый мед»:

Чтение статьи о писателе с показом галереи его портретов, изображений Шотландии.

Просмотр и обсуждение мультфильма

07.04

82

В.П. Астафьев. Слово о писателе. «Васюткино озеро»: сюжет рассказа, его герои.

Чтение статьи о писателе, выборочное чтение эпизодов рассказа, восприятие прочитанного. Анализ содержания рассказа по вопросам учителя. Выполнение задания 2 из раздела учебника.

08.04

83

В.П.  Астафьев. «Васюткино озеро» Человек и природа в рассказе.

Сопоставление двух эпизодов: описание тайги в начале рассказа и «Тайга... тайга... без конца...». Чем различаются два описания и в чем причина этих различий?

12.04

84

Модуль. Роберт Льюис

Стивенсон. Баллада  «Вересковый мед»: верность традициям предков.

Чтение статьи о писателе с показом галереи его портретов, изображений Шотландии.

Просмотр и обсуждение мультфильма "Вересковый мед".

Выразительное чтение баллады.

14.04

85

  В.П.  Астафьев. «Васюткино озеро» Человек и природа в рассказе.

Пересказ от 1 лица. Составление цитатной таблицы "Черты характера героя и авторское отношение к нему".

15.04

86

Р/р. Письменный ответ на один из проблемных вопросов по изученным произведениям.

Подбор цитат по заданной теме. Составление устного и письменного ответа на один из проблемных вопросов.

Письменный ответ на один из проблемных вопросов.

19.04

87

Модуль Даниэль Дефо. Слово о писателе.

«Робинзон Крузо»: необычайные приключения героя.

Чтение статьи о писателе, чтение главы 6 «Робинзон на необитаемом острове» с показом презентации.

21.04

88

День здоровья

22.04

89

А.Т. Твардовский «Рассказ танкиста». К.М.Симонов «Майор привез мальчишку на лафете…».

Чтение стихотворений,

 ответы на вопросы;. Выразительное наизусть чтение стихотворений

26.04

90

Модуль. Даниэль Дефо. Слово о писателе.

«Робинзон Крузо»: необычайные приключения героя.          

Ответы на вопросы, пересказ

(воспроизведение сюжета)..Составление плана всех приключений Робинзона Крузо. Пересказ эпизодов.

       

28.04

91

И.А. Бунин «Помню - долгий зимний вечер»

Чтение стихотворений, полноценное их восприятие;  ответы на вопросы.

  Выразительное чтение наизусть стихотворений по выбору.

29.04

92

  .Н.М. Рубцов  «Родная деревня",

Д.Кедрин "Аленушка", А. Прокофьев "Аленушка".

Краткое сообщение о поэтах. Восприятие и выразительное чтение стихотворений. Чтение актеров.

Выучить наизусть одно из стихотворений. Сопоставление стихотворений с живописными полотнами.

03.05

93

Модуль .Х.К. Андерсен и его сказочный мир. Сказка

«Снежная королева»

 Чтение статьи учебника об Андерсене, выборочное чтение сказки, ее восприятие;  ответы на вопросы, осмысление сюжета сказки, изображенных в ней событий, характеров (выборочный пересказ отдельных глав, составление плана, воспроизводящего композицию сказки, определение главных эпизодов)

05.05

94

Саша Черный.  «Кавказский пленник».

Чтение рассказа о писателе,   комментированное  чтение художественного произведения, защита иллюстрации. Анализ художественного текста. Художественный пересказ.

06.05

95

  .Саша Черный. «Игорь -  Робинзон».

Чтение рассказа о писателе,   комментированное  чтение художественного произведения, защита иллюстрации. Анализ художественного текста. Художественный пересказ.

10.05

96

Модуль. Х.К. Андерсен и его сказочный мир. Сказка

«Снежная королева»

Чтение статьи учебника об Андерсене, выборочное чтение сказки, ее восприятие;  ответы на вопросы, осмысление сюжета сказки, изображенных в ней событий, характеров (выборочный пересказ отдельных глав, составление плана, воспроизводящего композицию сказки, определение главных эпизодов)

12.05.

97

Стихотворения-шутки. Ю.Ч. Ким. «Рыба-кит».

Работа над текстом стихотворением -шуткой, объяснение значения слов, прослушивание звукозаписи.

Конкурс на самое смешное чтение наизусть стихотворения.

13.05

98

Марк Твен.

Слово о писателе. «Приключения Тома Сойера». Жизнь и заботы Тома Сойера

Чтение статьи об авторе с использованием  презентации, чтение эпизодов, осмысление сюжета, изображенных в произведении событий.

Составление характеристики Тома Сойера и заполнение цитатной таблицы "Черты характера героя".

17.05

99

 Модуль.Х.К. Андерсен. «Снежная королева»: Реальность и   фантастика.

. Выразительное чтение эпизода «Герда в чертогах Снежной королевы», сообщения о героях сказки; работа с литературоведческим словарем.

Устные ответы на вопросы с использованием цитирования. Поиск в интернете иллюстраций к сказке.

19.05

100

Марк Твен.

 «Приключения Тома Сойера»: дружба героев.

Марк Твен.

 «Приключения Тома Сойера»: дружба героев.

20.05

101

Урок  развития речи. Текущий контроль. по сказкам   Х. К. Андерсена

выскаЧтение и обсуждение  статьи "Мастер снов и сказок". Комментирование проблемных вопросов, составление цитатного плана. Подбор цитат по заданной теме .Письменный ответ на вопрос 3 из раздела учебника "Размышляем о прочитанном".

24.05

102

 Модуль Х.К. Андерсен. «Снежная королева»:

сказка о великой силе любви.

"Что есть красота"

Выразительное чтение сказки (по ролям), пересказ её ключевых фрагментов. Составление плана характеристики героини.

Сопостостовление героев сказки. Обобщающая беседа о характере главной героини и составление плана её характеристики с использованием цитирования.

26.05

103

Х.К. Андерсен и его сказочный мир. Сказка

«Снежная королева»

Чтение статьи учебника об Андерсене, выборочное чтение сказки, ее восприятие;  ответы на вопросы, осмысление сюжета сказки, изображенных в ней событий, характеров (выборочный пересказ отдельных глав, составление плана, воспроизводящего композицию сказки, определение главных эпизодов)

27.05

104

Х.К. Андерсен. «Снежная королева»: Реальность и   фантастика.

 Выразительное чтение эпизода «Герда в чертогах Снежной королевы», сообщения о героях сказки; работа с литературоведческим словарем.

Устные ответы на вопросы с использованием цитирования. Поиск в интернете иллюстраций к сказке.

31.05

105

Резервный урок

106

Резервный урок

7.Описание  учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса по литературе

 Учебник для общеобразовательных учреждений в двух частях   «Литература 5класс» /В.Я.Коровина, В.П.Журавлёв, В.И.Коровин, М.Просвещение 2014/

 Коровина В.Я. и др. Читаем, думаем, спорим ...: Дидактический материал по литературе: 5 класс. - М.: Просвещение, 2012.

 Литература: 5 класс: Фонохрестоматия к учебнику «Литература.5класс»  (СДМРЗ)/ Сост. В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин. –

Школьный словарь литературных терминов и понятий. 5-9 кл./ Под ред. М.Б.Ладыгина. – М.: Дрофа, 2000.

Беляева Н.В. Уроки литературы в 5 классе. Поурочные разработки. М.Просвещение 2012

Контрольно-измерительные материалы. Литература. М. "Вако" 2012

Примерные программы по учебным предметам. Литература. 5-9 классы. – 2-е изд., дораб. – М. : Просвещение, 2011. – 176 с. – (Стандарты второго поколения).

Программа общеобразовательных учреждений  5 - 11 классы (базовый уровень) под редакцией В.Я. Коровиной. Допущено Министерством образования и науки РФ, 2006 г.

Егорова Н.В. Универсальные поурочные разработки по литературе 5 класс. – М.: ВАКО, 2011. (В помощь школьному учителю).

Справочные пособия

Грубер Е.И. Этимологический словарь русского языка. – Москва:  Локид-Пресс, 2007.

Крысин  Л.П.  Школьный  словарь  иностранных  слов. – М.: Просвещение, 1997.

Ожегов  С. И Толковый словарь русского языка.- М.: Просвещение, 2000.

Михайлова О.А. Орфоэпический словарь русского языка. - Екатеринбург:  Фактория, 2006.

Шанский Н.М.  Школьный фразеологический словарь русского языка. – М.: Дрофа, 2007

Материально-техническое обеспечение

Оборудование и приборы: ПК, мультимедийный проектор

Интернет-ресурсы:

Художественная литература:

http://www.rusfolk.chat.ru – Русский фольклор

http://www.pogovorka.com. – Пословицы и поговорки

http://old-russian.chat.ru – Древнерусская литература

http://www.klassika.ru – Библиотека классической русской литературы

http://www.ruthenia.ru – Русская поэзия 60-х годов

        

Справочно-информационные и методические материалы:

http://www.rol.ru – Электронная версия журнала «Вопросы литературы»

http://www.1september.ru – Электронные версии газеты «Литература» (Приложение к «Первому сентября»)

http://center.fio.ru  – Мастерская «В помощь учителю. Литература»

Виртуальная  школа Кирилла и Мефодия

8.Планируемые результаты  изучения учебного предмета (литература)

Ученики   5  классов научатся:

• осознанно воспринимать и понимать фольклорный текст; различать фольклорные и литературные произведения, обращаться к пословицам, поговоркам, фольклорным образам, традиционным фольклорным приёмам в различных ситуациях речевого общения, сопоставлять фольклорную сказку и её интерпретацию средствами других искусств (иллюстрация, мультипликация, художественный фильм);

• видеть черты русского национального характера в героях русских сказок и былин, видеть черты национального характера своего народа в героях народных сказок и былин;

• целенаправленно использовать малые фольклорные жанры в своих устных и письменных высказываниях;

• определять с помощью пословицы жизненную/вымышленную ситуацию;

• выразительно читать сказки и былины, соблюдая соответствующий интонационный рисунок устного рассказывания;

• пересказывать сказки, чётко выделяя сюжетные линии, не пропуская значимых композиционных элементов, используя в своей речи характерные для народных сказок художественные приёмы;

• выявлять в сказках характерные художественные приёмы и на этой основе определять жанровую разновидность сказки, отличать литературную сказку от фольклорной;

• видеть необычное в обычном, устанавливать неочевидные связи между предметами, явлениями, действиями, отгадывая или сочиняя загадку.

Ученик  получит возможность научиться:

• сравнивая сказки, принадлежащие разным народам, видеть в них воплощение нравственного идеала конкретного народа (находить общее и различное с идеалом русского и своего народов);

• рассказывать о самостоятельно прочитанной сказке, былине, обосновывая свой выбор;

• сочинять сказку (в том числе и по пословице), былину и/или придумывать сюжетные линии;

• сравнивая произведения героического эпоса разных народов (былину и сагу, былину и сказание), определять черты национального характера;

• выбирать произведения устного народного творчества разных народов для самостоятельного чтения, руководствуясь конкретными целевыми установками;

• устанавливать связи между фольклорными произведениями разных народов на уровне тематики, проблематики, образов (по принципу сходства и различия).

Древнерусская литература. Русская литература XVIII в. Русская литература XIX—XX вв. Литература народов России. Зарубежная литература

Ученик  научится:

• осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания; адекватно понимать художественный текст и давать его смысловой анализ; интерпретировать прочитанное, устанавливать поле читательских ассоциаций, отбирать произведения для чтения;

• воспринимать художественный текст как произведение искусства, послание автора читателю, современнику и потомку;

• определять для себя актуальную и перспективную цели чтения художественной литературы; выбирать произведения для самостоятельного чтения;

• выявлять и интерпретировать авторскую позицию, определяя своё к ней отношение, и на этой основе формировать собственные ценностные ориентации;

• определять актуальность произведений для читателей разных поколений и вступать в диалог с другими читателями;

• анализировать и истолковывать произведения разной жанровой природы, аргументированно формулируя своё отношение к прочитанному;

сопоставлять произведение словесного искусства и его воплощение в других искусствах;

• работать с разными источниками информации и владеть основными способами её обработки и презентации.

Ученик  получит возможность научиться:

• выбирать путь анализа произведения, адекватный жанрово-родовой природе художественного текста;

• дифференцировать элементы поэтики художественного текста, видеть их художественную и смысловую функцию;

• сопоставлять «чужие» тексты интерпретирующего характера, аргументированно оценивать их;

• оценивать интерпретацию художественного текста, созданную средствами других искусств;

• создавать собственную интерпретацию изученного текста средствами других искусств;

• сопоставлять произведения русской и мировой литературы самостоятельно (или под руководством учителя), определяя линии сопоставления, выбирая аспект для сопоставительного анализа;

• вести самостоятельную проектно-исследовательскую деятельность и оформлять её результаты в разных форматах (работа исследовательского характера, реферат, проект).

В результате изучения литературы ученик должен

знать

  • содержание литературных произведений, подлежащих обязательному изучению;
  • наизусть стихотворные тексты и фрагменты прозаических текстов, подлежащих обязательному изучению (по выбору);
  • основные факты жизненного и творческого пути писателей-классиков;
  • историко-культурный контекст изучаемых произведений;
  • основные теоретико-литературные понятия;

уметь

  • работать с книгой (находить нужную информацию, выделять главное, сравнивать фрагменты, составлять тезисы и план прочитанного, выделяя смысловые части);
  • определять принадлежность художественного произведения к одному из литературных родов и жанров;
  • выявлять авторскую позицию;
  • выражать свое отношение к прочитанному;
  • сопоставлять литературные произведения;
  • выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения; характеризовать героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
  • характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств;
  • выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;
  • владеть различными видами пересказа;
  • строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;
  • участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою;
  • писать изложения с элементами сочинения, отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях, сочинения (сочинения – только для выпускников школ с русским (родным) языком обучения);

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

  • создавать связный текст (устный и письменный) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;
  • находить и грамотно использовать нужную информацию о литературе, о конкретном произведении и его авторе с помощью различных источников (справочная литература, периодика, телевидение, ресурсы Интернета);
  • ориентироваться в мире художественной литературы, отбирать произведения, обладающие высокой эстетической ценностью

Нормы оценки знаний, умений и навыков учащихся по литературе

Оценка знаний по литературе и навыков письменной речи производится также на основании сочинений и других письменных проверочных работ (ответ на вопрос, устное сообщение и пр.). Они проводятся в определенной последовательности и составляют важное средство развития речи.

Объем сочинений должен быть примерно таким: в 5 классе — 1 —1,5 тетрадные страницы.

Любое сочинение проверяется не позднее недельного срока в 5-м классе.

Оценка устных ответов

При оценке устных ответов учитель руководствуется следующими основными   критериями   в   пределах   программы   данного   класса:

  1. Знание текста и понимание идейно-художественного содержания изученного произведения.
  2. Умение объяснять взаимосвязь событий, характер и поступки героев.
  3. Понимание роли художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания изученного произведения.
  4. Знание теоретико-литературных понятий и умение пользоваться этими знаниями при анализе произведений, изучаемых в классе и прочитанных самостоятельно.
  5. Умение анализировать художественное произведение в соответствии с ведущими идеями эпохи и общественной борьбой.
  6. Умение владеть монологической литературной речью; логичность и последовательность ответа; беглость, правильность и выразительность чтения с учетом темпа чтения по классам.

В соответствии с этим:

Отметкой «5» оценивается ответ, обнаруживающий прочные знания и глубокое понимание текста изучаемого произведения; умение объяснять взаимосвязь событий, характер и поступки героев и роль художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения;

Отметкой «4» оценивается ответ, который показывает прочное знание и достаточно глубокое понимание текста изучаемого произведения; умение объяснять взаимосвязь событий, характеры и поступки героев и роль основных художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; умение пользоваться основными теоретико-литературными знаниями и навыками при анализе прочитанных произведений;

Однако допускается одна-две неточности в ответе.

Отметкой «3» оценивается ответ, свидетельствующий в основном о знании и понимании текста изучаемого произведения; умении объяснить взаимосвязь основных событий, характеры и поступки героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-художественного содержания произведения; Допускается несколько ошибок в содержании ответа, недостаточно свободное владение монологической речью, ряд недостатков в композиции и языке ответа, несоответствие уровня чтения нормам, установленным для данного класса.

Отметкой «2» оценивается ответ, обнаруживающий незнание существенных вопросов содержания произведения; неумение объяснить поведение и характеры основных героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения;

Оценка сочинений

В основу оценки сочинений по литературе должны быть положены следующие главные критерии в пределах программы данного класса:

правильное понимание темы, глубина и полнота ее раскрытия, верная передача фактов, правильное объяснение событий и поведения героев исходя из идейно-тематического содержания произведения, доказательность основных положений, привлечение материала, важного и существенного для раскрытия темы, умение делать выводы и обобщения, точность в цитатах и умение включать их в текст сочинения; наличие плана в обучающих сочинениях; соразмерность частей сочинения, логичность связей и переходов между ними;

точность и богатство лексики, умение пользоваться изобразительными средствами языка.

Оценка за грамотность сочинения выставляется в соответствии с «Нормами оценки знаний, умений и навыков учащихся по русскому языку».

Отметка «5» ставится за сочинение:

глубоко и аргументированно раскрывающее тему, свидетельствующее об отличном знании текста произведения и других материалов, необходимых для ее раскрытия, об умении целенаправленно анализировать материал, делать выводы и обобщения;

стройное по композиции, логичное и последовательное в изложении мыслей;

написанное правильным литературным языком и стилистически соответствующее содержанию.

Допускается незначительная неточность в содержании, один-два речевых недочета.

Отметка «4» ставится за сочинение:

достаточно полно и убедительно раскрывающее тему, обнаруживающее хорошее знание литературного материала и других источников по теме сочинения и умение пользоваться ими для обоснования своих мыслей, а также делать выводы и обобщения;

логичное и последовательное изложение содержания;

написанное правильным литературным языком, стилистически соответствующее содержанию.

Допускаются две-три неточности в содержании, незначительные отклонения от темы, а также не более трех-четырех речевых недочетов.

Отметка «3» ставится за сочинение, в котором:

в главном и основном раскрывается тема, в целом дан верный, но односторонний или недостаточно полный ответ на тему, допущены отклонения от нее или отдельные ошибки в изложении фактического материала; обнаруживается недостаточное умение делать выводы и обобщения;

материал излагается достаточно логично, но имеются отдельные нарушения в последовательности выражения мыслей;

обнаруживается владение основами письменной речи;

в работе имеется не более четырех недочетов в содержании и пяти речевых недочетов.

Отметка «2» ставится за сочинение, которое:

не раскрывает тему, не соответствует плану, свидетельствует о поверхностном знании текста произведения, состоит из путаного пересказа отдельных событий, без выводов и обобщений, или из общих положений, не опирающихся на текст;

характеризуется случайным расположением материала, отсутствием связи между частями;

отличается бедностью словаря, наличием грубых речевых ошибок.

Оценка тестовых работ. 

При проведении тестовых работ по литературе критерии оценок следующие:

«5» - 90 – 100 %;

«4» - 78 – 89 %;

«3» - 60 – 77 %;

«2»- менее 59 %.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа по литературе 5класс (ФГОС)

Рабочая  программа  по литературе  5класс (ФГОС)...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО»5класс - школа 2100

Программа разработана на основе обязательного минимума содержания основного общего образования по образовательному компоненту «Изобразительное искусство», предназначена для основной школы любого типа ...

Рабочая программа по литературе.5класс

1. Пояснительная записка Данная рабочая программа:  разработана на основании приказа министерства образования Российской федерации от 05.03.2004 № 1089"Об утверждении федерального компонента госуда...

Рабочая программа по литературе 5класс

Материал содержит программу и тематическое планирование...

Рабочая программа по литературе 5класс

Календарно- тематическое планирование по литературе 5класс...

Рабочая учебная программа по литературе 5класс срок реализации 2016-2017г

Рабочая программа по литературе для 5 класса составлена с использованием материалов Федерального государственного стандарта основного общего образования (ФГОС : основное общее образование//ФГОС М; П...

Рабочая программа по литературе 5класс Меркин

Рабочая программа состоит из разделов: пояснительная  записка, календарно-тематическое планирование...