Представление педагогического опыта.Конспекты уроков.
план-конспект урока по литературе (5 класс) на тему
Урок обобщения пройденого материала с играми , викторинами , весёлыми вопросами
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_po_skazkam_pushkina_.docx | 33.09 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок-викторина в 5 классе по сказкам А.С. Пушкина
Тема: «Внеклассное чтение. Мои любимые сказки А.С.Пушкина. Художественный мир пушкинских сказок»
Учитель русского языка и литературы Мурашова Оксана Михайловна
Тип урока: обобщение изученного
Цели урока:
Регулятивные. Появлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.
Познавательные. Умение выполнять логические операции.
Коммуникативные. Грамотно задавать вопросы.
Личностные. Формирование ответственного отношения к учению.
Оформление и оборудование:
1) стенд, посвященный жизни и творчеству А.С. Пушкина;
2) выставка различных изданий пушкинских сказок;
3) выставка иллюстраций учащихся к сказкам А.С. Пушкина;
4) мультипроектор (презентация).
Ход урока:
Учитель:
- Что такое «ложь с намеком» и для всех людей с «уроком»? (Сказка.)
- А что такое сказка? (Занимательный рассказ о вымышленных и фантастических событиях.)
-1-
- Какие бывают сказки? (Волшебные, бытовые, сказки о животных
- Правильно, ребята. А еще сказки бывают народные и литературные
- А чем же они друг от друга отличаются?
- Откуда авторы литературных сказок берут сюжеты для своих произведений? (Чаще всего заимствуют сюжеты из фольклора, т.е. литературная сказка - это авторская обработка сказки народной.)
- А слышали ли вы когда-нибудь такое выражение: «Сказка — ложь, да в ней намек. Добрым молодцам урок». А вы знаете, кому принадлежат эти слова? (А.С. Пушкин)
- Ребята! Сегодня у нас с вами заключительный урок по теме «Сказки Александра Сергеевича Пушкина».
За свою недолгую жизнь Пушкиным было написано много произведений и лирических, и прозаических, с которыми у нас с вами еще будет возможность познакомиться. А сегодня нам особенно интересны его сказки.
Обратите внимание, ребята, на выставку сказок Пушкина, которую приготовили для вас ваши одноклассники. Какие красивые книги издаются сегодня, не правда ли? Хочется читать их снова и снова. Я уверена, что эта история повторится и с вашими младшими братьями и сестрами, с вашими детьми, потому что сказки Пушкина читает и будет читать каждое поколение детей. А как вы думаете, почему? Чем интересны эти произведения детям 21
века? (Учащиеся отвечают.)
- Маленький Саша Пушкин тоже очень любил сказки, которые ему рассказывала его нянюшка Арина Родионовна. Заимствуя сюжеты из народных сказок, он создавал собственные литературные сказки.
- Итак, можно начинать. Мы отправляемся с вами в удивительное путешествие по страницам книг А.С. Пушкина.
Звучит музыка композитора Т. Хренникова из кинофильма «Руслан и Людмила».
Учитель.
- «В некотором царстве, в некотором государстве»
Презентация.
2. Галерея «Узнай сказку!»
Учитель. Определите, к какому произведению А.С. Пушкина нарисованы иллюстрации (скажи полное название сказки).
3. «Ромашка».
Учитель. Помните, как в «Сказке о царе Салтане…» царь отправляется
навестить «Чудный остров»:
К морю сам идёт Гвидон;
Там царя встречает он…
В город он повёл царя,
Ничего не говоря.
4. «И кого ни спросит он
Всем вопрос его мудрён»
Учитель. Узнай сказку по следующим словам (учитель читает начало)
У всякой сказки есть своё начало. Сможете ли вы узнать произведение по его началу? (Приложение)
6. «Там на неведомых дорожках».
Учитель. Если бы вы вдруг попали в сказку и встретились с её героями, смогли бы вы их узнать?
- Ну, попробуй отгадать,
Как героя сказки звать? (Приложение)
7. «Из одной ли мы сказки?».
Учитель. Героев вы узнали. Теперь вам надо выяснить, из одной ли сказки эти герои. Ответьте, пожалуйста, «да» или «нет». (Приложение)
8. «Верните предметы в сказку».
Учитель. – Я показываю вам предметы, а вы отвечаете, из какой они сказки.
9. «Вопросы учёного кота».
Учитель. Одним из мудрых сказочных персонажей является учёный кот. Сколько сказок он знает, сколько песен! А сегодня он приготовил для вас несколько вопросов (учитель задаёт вопросы).
10. «Найду ли краски и слова?» (Лексический конкурс)
Учитель. Найдите в отрывках из поэмы «Руслан и Людмила» старославянизмы с неполногласием и подберите к ним современные слова с
полногласием. (Приложение).
11. «Что за прелесть эти сказки! (Инсценировка отрывков). Команды показывают отрывки из сказок А. С. Пушкина.
- Как, по-вашему, автор относится к своим героям?
- В чём проявляется волшебство в данной сказке?
- Какую главную мысль проносит А.С. Пушкин в данной сказке?
- В чём особенность «пера» А.С. Пушкина? (Стихотворная речь, ритм, рифма).
- Что роднит любимые строки с русскими народными сказками? (Зачин, троекратные повторы, победа добра над злом, постоянные эпитеты и другое).
Заключительное слово учителя.
Вот и подошло к концу наше путешествие по страницам произведений А. С. Пушкина. Наверное, вы не только вспомнили сказки Пушкина, но и открыли для себя что-нибудь новое. Мир пушкинских сказок – это мир чудес, тайн. Много художников, иллюстраторов нарисовали картины к сказкам замечательного сказочника. Композиторы написали чудесную музыку к его произведениям. На сценах театра ставились и продолжают ставиться спектакли, балеты, оперы к его сказкам и поэме «Руслан и Людмила». Создаются мультфильмы и фильмы. Чем же так привлекают нас сказки русского писателя? Прежде всего, необычностью сюжетов, яркостью красок, простотой слога, напевностью стиха и большим нравоучительным смыслом. Когда мы перечитываем сказки А.С. Пушкина, мы становимся немного счастливее и мудрее. Мы благодарим автора за то, что он оставил эти сказки с нами навсегда. «Сказка – ложь, да в ней намёк Добрым молодцам урок», – сказал А. С. Пушкин.
Домашнее задание.
- Ответьте, пожалуйста, дома на вопрос: «Какой «намек» содержит «Сказка…»?
Заключительное слово учителя.
Народная сказка | Литературная сказка |
Нет автора. Автор - народ | Есть автор |
Устная форма | Письменная форма |
Изменяемый текст | Неизменяемый текст |
Нет даты | Есть дата |
Небольшая по объему | Больший объём |
Неопределенное пространство и время | Пространство и время определено |
События более волшебные | События приближены к реальности |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Публичное представление педагогического инновационного опыта "Способы активизации познавательной деятельности учащихся на уроках черчения"
Главным условием эффективного осмысленного усвоения знаний и умений учащимися является собственная познавательная деятельность ребенка. Активизация познавательной деятельности - важнейшая задача...
Представление педагогического опыта "Развитие личностной сферы учащихся посредством использования нестандартных занимательных заданий на уроках русского языка"
Представление педагогического опыта "Развитие личностной сферы учащихся посредством использования нестандартных занимательных заданий на уроках русского языка"...
Представление педагогического опыта "Особенности формирования коммуникативной компетенции младших школьников на уроках английского языка"
Особенности формирования коммуникативной компетенции младших школьников на уроках английского языка...
Представление педагогического опыта "Новые здоровьесберегающие подходы на уроках физической культуры и во внеурочное время" учителя физической культуры Кваскова Германа Вячеславовича
Состояние здоровья Российских детей вызывает тревогу. Так, диспансеризация детского населения показала, что за 4 года, прошедших от предыдущей диспансеризации, показатели состояния здоровья дете...
Публичное представление педагогического опыта на тему "Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках математики с использованием информационно-коммуникационных технологий"
В статье " Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках математики с применением информационно-коммуникационных технологий" раскрывается актуальность и перспективность опыта. Описываются...
Обмен педагогическим опытом. Конспект по правилам дорожного движения "Светофор" во второй младшей группе
Организованная образовательная ситуация для детей второй младшей группы по ПДД...
Представление педагогического опыта педагогического работника. Формирование ключевых компетенций на уроках истории и обществознания через интерактивные формы работы.
Актуальность продиктована глобальными изменениями в информационной, коммуникационной, профессиональной и других сферах современного общества, требующих корректировки...