Спасительная сила любви
план-конспект урока по литературе (10 класс) по теме

 Изучение рассказа Людмилы Улицкой «Бронька» в 10 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon spasitelnaya_sila_lyubvi.doc45 КБ
Office presentation icon prezentatsiya_k_uroku.ppt1.44 МБ

Предварительный просмотр:

Спасительная сила любви ( изучение рассказа Людмилы Улицкой « Бронька « в 10 классе)

Учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ № 95  городского округа г . Воронежа

Барышкина Татьяна Михайловна

 1   Приветствие. –Здравствуйте, ребята, садитесь. Предлагаю обменяться друг с другом добрыми словами по цепочке.

Каждый, начиная с меня говорит соседу что-то приятное.

                                   2 Мы разогрелись. Теперь переходим к теме урока.

  Вначале познакомимся  ся с биографическими данными Людмилы Евгеньевны Улицкой,  затем наша задача-  обозначить авторскую  точку зрения на проблему человеческого счастья, выявить  особенности  мастерства рассказчицы.

    3    Сообщение учащихся

На западе ее сравнивают с Чеховым. В ее рассказах тот же лаконизм, сжатость и емкость.

   От Чехова у Л. Улицкой есть не только умение сокращать, но и простота, душевность, непосредственность.

    Родилась Людмила Улицкая 21 февраля 1943 года в Довланово, в Башкирии, где семья находилась в эвакуации. Печататься  начала в конце 80-х годов. По профессии – биолог.

  За короткий срок  получила широкое признание, как в России, так и за рубежом.

Книги ее переведены на 25 языков мира. Рассказы стали уже почти классическими.

   

    Рассказ « Бронька»,  о котором мы будем говорить, напечатан в сборнике» Бедные родственники» .

Сборник был опубликован в Париже, потому что ситуация в России препятствовала работе Л. У лицкой. . Но это лишь ей помогло. Писательница  стала печататься за рубежом и приобрела популярность в России.

    Богатый жизненный опыт помог Людмиле Евгеньевне в написании рассказов.

  Она относится к своим персонажам, как к биологическим объектам.

Под ее микроскопом –человеческие жизни.

   4 Анализ рассказа.

  Вы прочитали  рассказ «Бронька «.

  Сюжет рассказа прост. Но поражает, как бытовые случаи , описанные писательницей ,  помогают раскрыть глубокое психологическое состояние человека , которое неразрывно связано с социальным.

     Попробуем разобраться в этом.

   В жизни каждого  наступает такое время , когда ему  хочется разобраться, что происходит в мире и с людьми. И на сегодняшнем уроке мы поговорим об очень важном- о любви, о счастье, о добре и вере.

    -_ Какова тема рассказа?

                          Мечта человека о счастье.

      -Как она разработана в рассказе?

                        В рассказе описана жизнь Броньки и ее матери. Их духовный мир, погруженный в поток обыденной жизни заставляет нас увидеть жизнь такой, какая она есть.

   -Симка приезжает в Москву с пятнистой периной, двумя подушками и маленькой Бронькой. Она быстро вписалась в общественную жизнь двора.

    -  Почему?

                  Двор оценил ее острый язык, добродушие, умение посреди ссоры рассмеяться. В работе она была азартна и неутомима.

    - Какая особенная черта отличала ее от других?

                -  Тщеславие. Работая убощицей, она поднималась по служебной лестнице, перебираясь из конторы управления домами в заводоуправление, а потом в Наркомздрав и райисполком.

                  Она нахваливали половую тряпку, перину, мужа покойного…

     - Но что же было главным в этом тщеславии?

                  - Дочь Бронька. Дочь  возвышала ее над всем прочим человечеством.

      -Как описывает автор Броньку в начале рассказа?

                   Бронька была существом нездешним. Красота ее была собрана из мелких неправильностей и несуразностей. Улицкая подчеркивает это ни один раз. Красота человека где-то внутри  него.

 Поэтому  Бронька обратила внимание на взрослого человека не просто так.

      -Что привлекло Броньку во взрослом мужчине? Почему она увлеклась им?

                   Ей нравилась та ненастоящая жизнь, в которой жил Виктор Петрович. В этой жизни не было хамства, лжи, мещанства, корыстолюбия и грубости.

 Ей казалось, что она могла бы повеситься, если бы не встретила Виктора Петровича. Так было невыносимо видеть хамство и грубость кругом. А рядом с ним было спокойно и уютно.

      - Как вы думаете, эти отношения любовь или «беззаконная» страсть?

                  Бронька поняла, что любит. Даже тупость ее прошла, она стала сообразительна и остра. И  Виктор Петрович полюбил ее.  Вот почему после его смерти она долго не могла смотреть на других.

 Встретив  Виктора Петровича и полюбив его , Бронька вдруг стала взрослой.

      - Какие детали указывают на то , что Бронька повзрослела?

                  Бронька никому не признавалась, кто ее любимый. Она берегла своего возлюбленного ,боясь, что его могут посадить за растление. И хотя он много времени проводил с детьми, никто не думал , что он их отец. . Гуляла с детьми Бронька всегда под окнами любимого. И от этого было тепло на душе у каждого из них. И дети росли  в свете этой такой запретной , но верной и чистой любви.

      - Когда мы узнаем о о том, что чувствует  Бронька , о чем думает?

                  Из разговора с Ириной Михайловной спустя десятки лет. «Буря в душе «,- так называет свои чувства Бронька. Через всю жизнь она пронесла любовь и нежность к Виктору Петровичу. Именно эти чувства  помогли ей вырастить хороших детей. Ей очень хотелось, чтобы дети  «пошли» в отца. Как трудно было ей все годы скрывать  свою любовь и беречь любимого.

       - Чем объяснить,что Ирина Михайловна испытала смятение при встрече с Бронькой ?

                -    Ирина Михайловна поняла, что не было у нее того всеохватывающего чувства, которое пережила Бронька, хотя в ее жизни все было достойно и правильно. А умение любить  это не просто жить по совести и чести. Умение любить – это искусство.

     Всегда интересно узнавать время , в котором жили герои.  И в   этом рассказе о любви мы можем найти и приметы времени, в котором живут герои? Найдите их.

                -   Сорок седьмой год. Раздельное обучение. Дети все в перешитом, в комбинированном, в перелицованном, мелкие, недокормленные. Вот почему Бронька боялась раскрыть тайну своей любви и оберегала от всех покой детей , матери и любимого.

                    Люди жили дружно, - двор отнесся с сочувствием к «Симкиной беде.»

Когда Бронькин первенец пошел в школу, она стала уже общей, вводилась гимназическая форма.

                    Еще одна примета времени: стали сносить деревни, людей переселяли в многоэтажки. И несмотря на это , люди схранили добрые отношения друг к другу.

Каждого писателя  отличает  свой художественный стиль. Мы уже умеем это определить.

           - Каков же художественный мир  Людмилы Улицкой? В чем особенность ее неповторимого стиля

                    ЕЕ герои владеют особым языком,- сохраняющим первоначальный смысл слов:

Удачно з а м о р о ч и л а ему голову; п р я м ы м  ходом направила Симку к Анне Марковне;  п р и к  и д ы в  а л а , сколько и чего надо дать просительнице….- все эти выражения помогают проникнуться  сочувствием, добротой героев друг к другу.

                    Сравнения подсказаны жизнью: как у старой курицы, натянутым как тетива позвоночником …

                     Эпитеты  немногочисленны, новы, сочетаются со словами общенародного языка: из д о мо рощ  е н н о г о  Сиона, н е п о м е р н о е  тщеславие, н е о б ъ я т н а я перина, ра с т и т е л ь н о – п ы ш н ы е  волосы.

                -С помощью художественных деталей Л.Е. Улицкая раскрывает внутренний мир

Броньки. Из каких деталей складывается впечатление о Броньке?

                   -   Походка балетная, летучая .Взгляд вверх или мимо.

                       Была молчалива, независима. Поведение было безукоризненным.

                       Боялась оставить первенца даже на  лишнюю минуту.

                        Страдала после смерти Виктора Петровича молча и только после слов матери упала без чувств на цементный пол.

                       У этого посмешища всего двора были сложные чувства и переживания. И никто об этом не догадывался – так тщательно она это скрывала.

                 - Как доказывает Улицкая мысль о том ,что если есть нравственный стержень в матери, то он будет и дочери?

                       Симка передала дочери чувство собственного достоинства, жизненную мудрость, умение любить. Любить несмотря ни на что. Просто любить.

                 - Улицкая не дает нам советов, не поучает. Но мы чувствуем все то что испытывают ее герои. Почему?

                        Такой прием называется – психологизм. Улицкая  не раскрывает психологическое состояние  прямо, а так воспроизводит его, что мы  проникаемся  настроением героев. Писательница  не только отражает душевный процесс, но и создает эмоциональный фон ,  который заставляет нас всех задуматься, так ли мы живем.. , умеем ли мы в любви быть открытыми и бескорыстными.

                 -  Что же вы для себя открыли после прочтения рассказа?

                          -  Писательница показывает свое отношение к героям в спокойной, повествовательной  манере.

                             Улицкая учит не просто интересоваться   человеческой личностью , а и   сострадать ей.

                              Все   происходящее у Улицкой выражается через любовь. Любовь  , вера – то единственное, настоящее, значимое, что существует в этом мире. Важно сохранить эти чувства в своем сердце на всю жизнь. Это и есть счастье.

       


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку литературы в 5 классе "Великая сила любви в сказке Снежная королева Г.Андерсена"

Это презентация поможет в проведении урока литературы по творчеству Г.Андерсена...

Литературно-музыкальная композиция "Верь в великую силу любви"

Проводится в форме вечера для старшеклассников....

Литературно-музыкальная композиция "Верь в великую силу любви"

Проводится в форме вечера для старшеклассников....

Конкурсная программа " Великая сила любви"

Сценарий и презентация школьного вечера ко Дню Святого Валентина для 9-11 классов...

Спасительная сила любви и дружбы в стихотворении А. С. Пушкина «Во глубине сибирских руд…»

Урок посвящён истории создания стихотворения, знакомству с исторической эпохой, лингвистическому анализу поэтического текста, сопоставительному анализу пушкинского текста с первоначальным вариан...

Урок литературы в 7 классе «Верь в великую силу любви!» (По повести А.Платонова «Юшка»)

Цель: способствовать формированию навыков литературоведческого анализа произведения, обеспечить повторение и закрепление таких понятий как сострадание, милосердие, гуманизм, нравственность; развивать ...