Спасительная сила любви
план-конспект урока по литературе (10 класс) по теме
Изучение рассказа Людмилы Улицкой «Бронька» в 10 классе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
spasitelnaya_sila_lyubvi.doc | 45 КБ |
prezentatsiya_k_uroku.ppt | 1.44 МБ |
Предварительный просмотр:
Спасительная сила любви ( изучение рассказа Людмилы Улицкой « Бронька « в 10 классе)
Учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ № 95 городского округа г . Воронежа
Барышкина Татьяна Михайловна
1 Приветствие. –Здравствуйте, ребята, садитесь. Предлагаю обменяться друг с другом добрыми словами по цепочке.
Каждый, начиная с меня говорит соседу что-то приятное.
2 Мы разогрелись. Теперь переходим к теме урока.
Вначале познакомимся ся с биографическими данными Людмилы Евгеньевны Улицкой, затем наша задача- обозначить авторскую точку зрения на проблему человеческого счастья, выявить особенности мастерства рассказчицы.
3 Сообщение учащихся
На западе ее сравнивают с Чеховым. В ее рассказах тот же лаконизм, сжатость и емкость.
От Чехова у Л. Улицкой есть не только умение сокращать, но и простота, душевность, непосредственность.
Родилась Людмила Улицкая 21 февраля 1943 года в Довланово, в Башкирии, где семья находилась в эвакуации. Печататься начала в конце 80-х годов. По профессии – биолог.
За короткий срок получила широкое признание, как в России, так и за рубежом.
Книги ее переведены на 25 языков мира. Рассказы стали уже почти классическими.
Рассказ « Бронька», о котором мы будем говорить, напечатан в сборнике» Бедные родственники» .
Сборник был опубликован в Париже, потому что ситуация в России препятствовала работе Л. У лицкой. . Но это лишь ей помогло. Писательница стала печататься за рубежом и приобрела популярность в России.
Богатый жизненный опыт помог Людмиле Евгеньевне в написании рассказов.
Она относится к своим персонажам, как к биологическим объектам.
Под ее микроскопом –человеческие жизни.
4 Анализ рассказа.
Вы прочитали рассказ «Бронька «.
Сюжет рассказа прост. Но поражает, как бытовые случаи , описанные писательницей , помогают раскрыть глубокое психологическое состояние человека , которое неразрывно связано с социальным.
Попробуем разобраться в этом.
В жизни каждого наступает такое время , когда ему хочется разобраться, что происходит в мире и с людьми. И на сегодняшнем уроке мы поговорим об очень важном- о любви, о счастье, о добре и вере.
-_ Какова тема рассказа?
Мечта человека о счастье.
-Как она разработана в рассказе?
В рассказе описана жизнь Броньки и ее матери. Их духовный мир, погруженный в поток обыденной жизни заставляет нас увидеть жизнь такой, какая она есть.
-Симка приезжает в Москву с пятнистой периной, двумя подушками и маленькой Бронькой. Она быстро вписалась в общественную жизнь двора.
- Почему?
Двор оценил ее острый язык, добродушие, умение посреди ссоры рассмеяться. В работе она была азартна и неутомима.
- Какая особенная черта отличала ее от других?
- Тщеславие. Работая убощицей, она поднималась по служебной лестнице, перебираясь из конторы управления домами в заводоуправление, а потом в Наркомздрав и райисполком.
Она нахваливали половую тряпку, перину, мужа покойного…
- Но что же было главным в этом тщеславии?
- Дочь Бронька. Дочь возвышала ее над всем прочим человечеством.
-Как описывает автор Броньку в начале рассказа?
Бронька была существом нездешним. Красота ее была собрана из мелких неправильностей и несуразностей. Улицкая подчеркивает это ни один раз. Красота человека где-то внутри него.
Поэтому Бронька обратила внимание на взрослого человека не просто так.
-Что привлекло Броньку во взрослом мужчине? Почему она увлеклась им?
Ей нравилась та ненастоящая жизнь, в которой жил Виктор Петрович. В этой жизни не было хамства, лжи, мещанства, корыстолюбия и грубости.
Ей казалось, что она могла бы повеситься, если бы не встретила Виктора Петровича. Так было невыносимо видеть хамство и грубость кругом. А рядом с ним было спокойно и уютно.
- Как вы думаете, эти отношения любовь или «беззаконная» страсть?
Бронька поняла, что любит. Даже тупость ее прошла, она стала сообразительна и остра. И Виктор Петрович полюбил ее. Вот почему после его смерти она долго не могла смотреть на других.
Встретив Виктора Петровича и полюбив его , Бронька вдруг стала взрослой.
- Какие детали указывают на то , что Бронька повзрослела?
Бронька никому не признавалась, кто ее любимый. Она берегла своего возлюбленного ,боясь, что его могут посадить за растление. И хотя он много времени проводил с детьми, никто не думал , что он их отец. . Гуляла с детьми Бронька всегда под окнами любимого. И от этого было тепло на душе у каждого из них. И дети росли в свете этой такой запретной , но верной и чистой любви.
- Когда мы узнаем о о том, что чувствует Бронька , о чем думает?
Из разговора с Ириной Михайловной спустя десятки лет. «Буря в душе «,- так называет свои чувства Бронька. Через всю жизнь она пронесла любовь и нежность к Виктору Петровичу. Именно эти чувства помогли ей вырастить хороших детей. Ей очень хотелось, чтобы дети «пошли» в отца. Как трудно было ей все годы скрывать свою любовь и беречь любимого.
- Чем объяснить,что Ирина Михайловна испытала смятение при встрече с Бронькой ?
- Ирина Михайловна поняла, что не было у нее того всеохватывающего чувства, которое пережила Бронька, хотя в ее жизни все было достойно и правильно. А умение любить это не просто жить по совести и чести. Умение любить – это искусство.
Всегда интересно узнавать время , в котором жили герои. И в этом рассказе о любви мы можем найти и приметы времени, в котором живут герои? Найдите их.
- Сорок седьмой год. Раздельное обучение. Дети все в перешитом, в комбинированном, в перелицованном, мелкие, недокормленные. Вот почему Бронька боялась раскрыть тайну своей любви и оберегала от всех покой детей , матери и любимого.
Люди жили дружно, - двор отнесся с сочувствием к «Симкиной беде.»
Когда Бронькин первенец пошел в школу, она стала уже общей, вводилась гимназическая форма.
Еще одна примета времени: стали сносить деревни, людей переселяли в многоэтажки. И несмотря на это , люди схранили добрые отношения друг к другу.
Каждого писателя отличает свой художественный стиль. Мы уже умеем это определить.
- Каков же художественный мир Людмилы Улицкой? В чем особенность ее неповторимого стиля
ЕЕ герои владеют особым языком,- сохраняющим первоначальный смысл слов:
Удачно з а м о р о ч и л а ему голову; п р я м ы м ходом направила Симку к Анне Марковне; п р и к и д ы в а л а , сколько и чего надо дать просительнице….- все эти выражения помогают проникнуться сочувствием, добротой героев друг к другу.
Сравнения подсказаны жизнью: как у старой курицы, натянутым как тетива позвоночником …
Эпитеты немногочисленны, новы, сочетаются со словами общенародного языка: из д о мо рощ е н н о г о Сиона, н е п о м е р н о е тщеславие, н е о б ъ я т н а я перина, ра с т и т е л ь н о – п ы ш н ы е волосы.
-С помощью художественных деталей Л.Е. Улицкая раскрывает внутренний мир
Броньки. Из каких деталей складывается впечатление о Броньке?
- Походка балетная, летучая .Взгляд вверх или мимо.
Была молчалива, независима. Поведение было безукоризненным.
Боялась оставить первенца даже на лишнюю минуту.
Страдала после смерти Виктора Петровича молча и только после слов матери упала без чувств на цементный пол.
У этого посмешища всего двора были сложные чувства и переживания. И никто об этом не догадывался – так тщательно она это скрывала.
- Как доказывает Улицкая мысль о том ,что если есть нравственный стержень в матери, то он будет и дочери?
Симка передала дочери чувство собственного достоинства, жизненную мудрость, умение любить. Любить несмотря ни на что. Просто любить.
- Улицкая не дает нам советов, не поучает. Но мы чувствуем все то что испытывают ее герои. Почему?
Такой прием называется – психологизм. Улицкая не раскрывает психологическое состояние прямо, а так воспроизводит его, что мы проникаемся настроением героев. Писательница не только отражает душевный процесс, но и создает эмоциональный фон , который заставляет нас всех задуматься, так ли мы живем.. , умеем ли мы в любви быть открытыми и бескорыстными.
- Что же вы для себя открыли после прочтения рассказа?
- Писательница показывает свое отношение к героям в спокойной, повествовательной манере.
Улицкая учит не просто интересоваться человеческой личностью , а и сострадать ей.
Все происходящее у Улицкой выражается через любовь. Любовь , вера – то единственное, настоящее, значимое, что существует в этом мире. Важно сохранить эти чувства в своем сердце на всю жизнь. Это и есть счастье.
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку литературы в 5 классе "Великая сила любви в сказке Снежная королева Г.Андерсена"
Это презентация поможет в проведении урока литературы по творчеству Г.Андерсена...
Литературно-музыкальная композиция "Верь в великую силу любви"
Проводится в форме вечера для старшеклассников....
Литературно-музыкальная композиция "Верь в великую силу любви"
Проводится в форме вечера для старшеклассников....
Конкурсная программа " Великая сила любви"
Сценарий и презентация школьного вечера ко Дню Святого Валентина для 9-11 классов...
Спасительная сила любви и дружбы в стихотворении А. С. Пушкина «Во глубине сибирских руд…»
Урок посвящён истории создания стихотворения, знакомству с исторической эпохой, лингвистическому анализу поэтического текста, сопоставительному анализу пушкинского текста с первоначальным вариан...
Урок литературы в 7 классе «Верь в великую силу любви!» (По повести А.Платонова «Юшка»)
Цель: способствовать формированию навыков литературоведческого анализа произведения, обеспечить повторение и закрепление таких понятий как сострадание, милосердие, гуманизм, нравственность; развивать ...