Спасительная сила любви и дружбы в стихотворении А. С. Пушкина «Во глубине сибирских руд…»
методическая разработка по литературе (7 класс) по теме
Урок посвящён истории создания стихотворения, знакомству с исторической эпохой, лингвистическому анализу поэтического текста, сопоставительному анализу пушкинского текста с первоначальным вариантом стихотворения, закреплению знаний о средствах художественной выразительности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
spasitelnaya_sila_lyubvi_i_druzhby_v_stihotvorenii_a.doc | 60.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Спасительная сила любви и дружбы в стихотворении А. С. Пушкина
«Во глубине сибирских руд…»
Интегрированный урок русского языка и литературы
(7 класс)
Е. В. Луговская, учитель русского языка и литературы МАОУ лицея № 8
Тема урока: Спасительная сила любви и дружбы в стихотворении А. С. Пушкина «Во глубине сибирских руд…»
Задачи урока:
Образовательные: познакомить учащихся с теми, кому адресовано стихотворение (декабристами), рассказать об исторической эпохе и связях поэта с декабристами, учиться работать с текстом, обучать лингвистическому анализу поэтического текста, закрепить знания учащихся о приёмах художественной изобразительности.
Развивающие: развивать речевую культуру и творческие способности учащихся, умение исследовать поэтический текст.
Воспитательные: воспитывать стремление к сотрудничеству, сохранению дружбы, бережное отношение и любовь к слову, интерес к родному языку, умение видеть и слышать красоту.
Место урока в учебном плане: один из трёх уроков по лирике А. С. Пушкина.
Методы работы: словесный, наглядно-иллюстративный, эвристическая беседа, задания на опережение, метод самостоятельно-познавательного действия, проблемные задания.
Оборудование: слайды с иллюстрациями и портретами, музыка, магнитофон, компьютер, тексты двух вариантов стихотворения, рабочие тетради.
Ход урока:
- Организационный момент.
- Вступительное слово учителя.
Мы с вами, ребята, уже знакомились со стихотворениями А. С. Пушкина
о дружбе, которую поэт ценил превыше всего. Дружба – это родство мыслей,
чувств, родство идей. В одном из стихотворений А. С. Пушкин восклицает:
Друзья мои, прекрасен наш союз!
Он как душа, неразделим и вечен…
Вспомните эти стихотворения. «19 октября», «И. И. Пущину»
Сегодня мы попытаемся проанализировать ещё одно стихотворение –
послание Пушкина «Во глубине сибирских руд…», с точки зрения употребления языковых средств. Будем языковедами (лингвистами) Стихотворение было посвящено декабристам и написано в 1927 году
после поражения восстания военных полков, которыми руководили образованнейшие люди того времени. Кто же такие декабристы и против чего они выступили 14 декабря 1825 года?
- Сообщения учащихся, сопровождаемые показом слайдов и музыкой.
1 ученик:
Восстание декабристов. (1 слайд)
14 декабря 1825 года в Петербурге была предпринята попытка политического переворота, известная как восстание декабристов. Это было выступление с целью свержения власти царя и отмены крепостного права. Оно было намечено на день коронации нового императора Николая Романова.
Однако за несколько дней до восстания царя предупредили о преступных намерениях войск. Царь Николай I выставил против мятежников верные ему войска.
Опасаясь, что волнение охватит толпу народа, царь приказал применить артиллерию.
Восстание было жестоко подавлено. Пять заговорщиков повешены, около 100 обвиняемых осуждены на каторгу в Сибирь. Будущих каторжан выстроили во дворе крепости и, лишив дворянства и чинов, сожгли на кострах их мундиры и сломали шпаги.
2 ученик:
Пушкин и декабристы. (2 слайд)
А. С. Пушкин был тесно связан со многими декабристами. Он состоял в переписке с вождём Северного общества К. Ф. Рылеевым.
Активный участник и организатор восстания 14 декабря И. И. Пущин – его ближайший друг со времён Лицея.
В. К. Кюхельбекер – его любимый «Кюхля» выступил на Сенатской площади с оружием в руках.
3 ученик:
Пушкин и декабристы. (3 слайд)
Тесные дружеские связи соединяли Пушкина и группу заговорщиков Южного общества и его главу П. И. Пестеля, которому он дал высокую оценку: «умнейший человек во всём смысле этого слова»
Можно смело сказать, что стихи Пушкина были активными участниками внутренней жизни заговора.
«Рукописных экземпляров вольнодумческих сочинений Пушкина столько по полкам, что нас самих удивляло», – признавался один из вождей М. П. Бестужев-Рюмин.
4 ученик:
Смерть товарищей. (4 слайд)
Пять организаторов и руководителей восстания были казнены.
Пушкин тяжело переживает смерть товарищей.
А. И. Герцен вспоминал, что после подавления восстания аристократы отвернулись от арестованных. Никто (кроме женщин) не смел показать своего участия, произнести тёплого слова о родных, о друзьях, которым ещё вчера жали руку» «Только звонкая и широкая песнь Пушкина раздавалась в долинах рабства и мучений…»
5 ученик:
Пушкин после поражения восстания декабристов. (5 слайд)
Состояние Пушкина в это время самое мучительное.
«Повешенные повешены, но каторга 120 друзей, братьев, товарищей ужасна», - пишет он П. А. Вяземскому 14 августа 1826 года.
В 1827 году поэт изливает душу в проникнутом болью и надеждой послании «Во глубине сибирских руд…»
Ученик читает стихотворение наизусть.
Личные обстоятельства жизни заставили его пойти на унизительный компромисс с самодержавием. Николай I решил воспользоваться особенным душевным состоянием поэта, чтобы привлечь его на свою сторону. Он возвращает Пушкина из Михайловского.
6 слайд: Фрагмент фильма о Пушкине.
7 ученик:
Послание «Во глубине сибирских руд…»
В глазах Пушкина гибель декабристов – это трагедия героев, с которыми он мог бы быть рядом.
«Пушкин полон самого искреннего восхищения: он хотел передать мне своё послание, но я уехала в ту же ночь, и он передал его А. Г. Муравьёвой», - пишет М. Н. Волконская – жена декабриста.
Стихотворение «В Сибирь» было написано в 1827 году и передано А.Г. Муравьёвой, добровольно последовавшей за мужем на каторгу. Привезённое ею послание глубоко тронуло декабристов и распространилось среди них в многочисленных списках.
Как на фоне этих фактов общественной жизни можно оценить послание Пушкина?
- Беседа о настроении стихотворения.
Наша задача вникнуть в каждое слово, понять его сокровенный смысл.
Какими изобразительными и лексическими средствами Пушкин
описывает край изгнанников?
1сторофа – сибирские руды;
2 строфа – мрачное подземелье;
3 строфа – мрачные затворы, каторжные норы;
4 строфа – оковы падут, темницы рухнут.
Что противопоставлено темницам?
1 строфа – гордое терпенье, высокое стремленье;
2 строфа – надежда разбудит бодрость и веселье;
3 строфа – любовь и дружество;
4 строфа – свобода.
Вывод: Темницам, каторжным норам противопоставлены любовь, дружество, свобода (контекстуальные антонимы)
Каково главное настроение стихотворения?
Выразить сочувствие, сопереживание с одной стороны, оптимистическое с другой ( вера поэта в победу свободы, в силу воли человека, способного во враждебных обстоятельствах остаться верным себе, друзьям, дум «высокому стремленью»)
- Лексическая работа с отдельными словосочетаниями с использованием толкового словаря.
Найдите эпитеты в 1 строфе. Объясните их значение с помощью синонимов.
«Гордое терпенье»
достойное, аристократическое высокомерное, спесивое
Почему «скорбный труд»?
тяжёлые, каторжные работы горестное, печальное,
на рудниках под землёй трагическое их дело
Почему «высокое стремленье»?
возвышенное, благородное приподнятое, торжественное
Подумаем над значением некоторых слов.
Что значит оковы?
кандалы неволя, стеснение, рабство
В 1829 г. действительно спали
тяжёлые оковы: было разрешено
снять кандалы
Что значит: братья меч отдадут?
шпага, сосланные декабристы меч – устаревшее слово, придаёт
были разжалованы, и у них было торжественность, высокопарность,
отобрано личное оружие значимость
Как связано с употреблённым Пушкиным словом «меч» устойчивое выражение «карающий меч»?
В слове звучит угроза: оно означает возмездие расплату, отмщение.
Вывод: Большинство слов и выражений имеют как прямой, так и переносный смысл, что подчёркивает высокую степень родства поэта с идеями декабристов. С другой стороны Пушкин не может слишком откровенно выражать свои мысли, опасаясь цензуры.
- Чтобы понять всю глубину и трагичность стихотворения
попробуем сопоставить пушкинский текст с первоначальным вариантом стихотворения, помещённом в семейном альбоме княгини Е. А. Ростопчиной.
Ученикам раздаются 2 варианта стихотворения. Чтение первоначального варианта стихотворения.
К изгнанникам…
Во глубине Сибирских руд
Храните гордое терпенье;
Не пропадёт ваш скорбный труд
И душ высокое стремленье.
Любовь друзей дойдёт до вас,
Проникнет в каторжные норы,
Как сквозь железные затворы
Мой скорбный достигает глас.
Несчастью верная сестра,
Надежда в мрачном подземелье
Возбудит радость и веселье…
Придёт желанная пора!..
Оковы тяжкие спадут…
Темницы рухнут, и свобода
Вас встретит радостно у входа,
И братья меч вам подадут!
Сопоставление 2х вариантов стихотворения
Пушкинский вариант первоначальный вариант
«дум высокое стремленье» «душ высокое стремленье»
выход во внешний мир: они внутренний мир
в то время властителями душ:
ссыльным придана большая
значительность и достоинство
надежда разбудит надежда возбудит
растормошит, ей придана поднимет настроение
большая энергия
свобода примет свобода встретит
большая величавость и
торжественность
братья меч
отдадут подадут
возвратят отнятое, передадут
вернут оружие
«Любовь и дружество» «любовь друзей»
могучий тандем, союзники, лишь одна сила
наделены большой силой,
не дружба, а дружество с
суффиксом -еств- со значением
собирательности (более
могущественное, неодолимое)
Ср.: общество, сотрудничество,
студенчество, крестьянство
В чём сила любви и дружбы?
Они позволяют пережить тяжёлые кризисные моменты жизни, дают силу, «даруют утешенье» Недаром друзей Пушкин называет братьями.
О чьей любви, прежде всего, говорит Пушкин?
О любви жён, последовавших за мужьями, отказавшихся от состояния, оставивших детей, пожертвовавших всем.
затворы
«мрачные» «железные»
эмоциональный эпитет номинативное значение слова
глас
свободный скорбный
уверенный, дерзостный требующий утешения
Обратим внимание на композицию стихотворения.
Почему Пушкин поменял местами 2 и 3 строфы стихотворения?
Стихотворение ещё больше озаряется надеждой, любви и дружбе придаётся ещё большее значение, а поэт способен сохранять «свободный глас».
Вывод:
Слово имеет огромное значение, Пушкин кропотливо работает над словом, выбирая наиболее значимое, весомое и точное.
Первый вариант мог рассматриваться как наивное утешение, как обещание, смягчающее наказание, окончательный вариант – уверенное пророчество, твёрдая вера поэта в то, что «темницы рухнут» и свобода «радостно примет» его друзей.
Какой вариант более смелый?
- Рассмотрим стихотворение с точки зрения морфологических средств.
( Ученик получает задание выписать из стихотворения все глаголы)
Храните, не пропадёт, разбудит, придёт, дойдут, доходит, падут, рухнут, примет.
Почему глаголы употреблены в данных формах?
Использован глагол в повелительном наклонении: храните – утверждающий в вере, остальные употреблены в будущем времени. Свободный глас Пушкина обращён в будущее. Пусть не сейчас, не сразу, но позже произойдут перемены, которые освободят от унизительного рабства не только декабристов, но и весь народ, и «скорбный труд» первых защитников интересов народа не пропадёт даром.
Только ли о физической свободе идёт речь в стихотворении?
Пушкин имеет в виду и свободу нравственную, духовную, внутреннюю, свободу личности.
Недаром А. И, Герцен писал: «Только звонкая и широкая песнь Пушкина раздавалась в долинах рабства и мучений, эта песнь продолжала эпоху прошлую, наполняла своими мужественными звуками настоящее и посылала свой голос в далёкое будущее…»
- Итог урока.
Что вам помог понять сопоставительный анализ стихотворений?
Стихотворение содержит философское размышление о свободе, дружбе.
Поэт верит в победу духа в человеке, его эмоциональную духовную свободу.
Пушкин – человек большой души, высоко ценил истинную дружбу – родство мыслей, чувств, идей. Любовь и верность друзьям он пронёс от лицейской скамьи до последних дней.
- Домашнее задание.
Написать сочинение-миниатюру на тему: «Что такое, на мой взгляд,
свобода?»
Приложение.
Компьютерный вариант презентации, выполненный в программе Microsoft Power Point.
Литература.
Гессен А. Во глубине сибирских руд. – Минск: Народная Асвета, 1978
Литература. Учебник-хрестоматия для 7 класса./ Под редакцией В. Г. Маранцмана. – Санкт-Петербург, 2001
Маймин Е. А. Пушкин. Жизнь и творчество. – М.: Наука, 1982
Музей-квартира А. С. Пушкина./Сост. Н. И. Попова, Лениздат, 1989
Чулков Г. Жизнь Пушкина. – М.: Республика, 1999
Шведов С. М. Словарь синонимов русского языка для школьников. – Минск: Современное слово, 2003
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока "Тема любви и дружбы в лирике А.С. Пушкина"
Цель: познакомить учащихся с любовной лирикой А.С.Пушкина; вызвать интерес к личности и творчеству поэта; познакомить с адресатами любовной лирики поэта; организовать деятельность учащихся по обобщени...
Спасительная сила любви
Изучение рассказа Людмилы Улицкой «Бронька» в 10 классе...
А.С.Пушкин. После лицея. Свободолюбивые мотивы в стихотворениях «К Чаадаеву», «Во глубине сибирских руд…».
Разработка урока....
А.С.Пушкин. После лицея. Свободолюбивые мотивы в стихотворениях «К Чаадаеву», «Во глубине сибирских руд…». Презентация.
Презентация к уроку....
«Тема любви и дружбы в лирике А.С. Пушкина»
Урок разработан для 9 класса для детей с ЗПР. Урок имеет цели:познакомить обучащаюхся с любовной лирикой А.С.Пушкина; вызвать интерес к личности и творчеству поэта; познакомить с адресатами любов...
3.1. Раб.лист А. С. Пушкин. Стихотворения «Во глубине сибирских руд…» Тематика
Раб.лист А. С. Пушкин. Стихотворения «Во глубине сибирских руд…» Тематика...