Использование технологии развития критического мышления на уроках русского языка и литературы
учебно-методический материал по литературе на тему

Говорухина Галина Владимировна

Предлагаемая работа посвящена особенностям применения технологии развития критического мышления на уроках русского языка и  литературы. Привлекательность данной технологии мы видим в возможности развивать критическое мышление через чтение и письмо, через развитие культуры работы с текстом. 

   Предложенные далее приемы отражают лишь небольшую часть имеющихся методических разработок в этой области и направлены на общее ознакомление педагогов с технологией развития критического мышления , которая позволяет учителю, используя универсальную модель обучения и систему эффективных методик, помочь учащимся стать более самостоятельными, мыслить критически, ответственно и творчески относиться к учебе. Она дает реальную возможность создать в классе (группе) атмосферу партнерства. Учитель, получающий в руки технологию, а не готовые рецепты хороших уроков, обучается работать в режиме творческого соавторства, в готовности к обоснованным изменениям, принятию нестандартных и ответственных решений.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл govoruhina_metodichka_1_krit.myshlenie.docx77.93 КБ

Предварительный просмотр:

ФГКОУ «Московский кадетский корпус «Пансион воспитанниц Министерства обороны Российской федерации»

Методическая разработка преподавателя русского языка и литературы

Говорухиной Галины Владимировны

Использование технологии развития критического мышления на уроках русского языка и литературы

Москва

2016

Рецензия на методическую разработку  «Использование технологии развития критического мышления на уроках русского языка и литературы»

  Предлагаемая работа посвящена особенностям применения технологии развития критического мышления на уроках русского языка и  литературы. Привлекательность данной технологии мы видим в возможности развивать критическое мышление через чтение и письмо, через развитие культуры работы с текстом.  

   Предложенные далее приемы отражают лишь небольшую часть имеющихся методических разработок в этой области и направлены на общее ознакомление педагогов с технологией развития критического мышления , которая позволяет учителю, используя универсальную модель обучения и систему эффективных методик, помочь учащимся стать более самостоятельными, мыслить критически, ответственно и творчески относиться к учебе. Она дает реальную возможность создать в классе (группе) атмосферу партнерства. Учитель, получающий в руки технологию, а не готовые рецепты хороших уроков, обучается работать в режиме творческого соавторства, в готовности к обоснованным изменениям, принятию нестандартных и ответственных решений.

Содержание

I.Введение…………………………………………………………………стр.5

       Понятие «педагогическая технология»………………………………….стр.5

II.Основная часть…………………………………………………………стр.4

I.Приёмы технологии «Развития критического мышления»…………….

1) Инсерт……………………………………………………………………стр.6

2) Мозговая атака…………………………………………………………..стр.7

3) Групповая дискуссия……………………………………………………стр.7

4) Чтение с остановками и Вопросы Блума………………………………стр.8

5) Кластеры…………………………………………………………………стр.8

6) Синквейн………………………………………………………………..стр.10

7) «Продвинутая лекция»…………………………………………………стр.10

8) Эссе………………………………………………………………………стр.11

10) Перепутанные логические цепочки…………………………………  стр.12

11) Таблица«З-Х-У» («Знаю – Хочу знать – Узнал» )…………………  стр.13

12) Взаимоопрос…………………………………………………………   стр.13

13) Бортовые журналы ……………………………………………………стр.13

III. Заключение. Фрагменты уроков с использованием технологии

критического мышления………………………………………………стр.14-16

Список литературы………………………………………………………..стр.18

Использование технологии развития критического мышления на уроках русского языка и литературы

Основные задачи представленной работы предполагают:

-- выявить особенности, цели, задачи, методы и приемы «Развития критического мышления» как общепедагогической технологии;

--обосновать возможность и необходимость применения технологии «Развития критического мышления» в процессе преподавания русского языка и литературы;

--разработки фрагментов уроков с применением технологии развития критического мышления

Задача научить школьников:

· выделять причинно-следственные связи;

· рассматривать новые идеи и знания в контексте уже имеющихся;

· отвергать ненужную или неверную информацию;

· понимать, как различные части информации связаны между собой;

· выделять ошибки в рассуждениях;

· делать вывод о том, чьи конкретно ценностные ориентации, интересы, идейные установки отражают текст или говорящий человек;

· избегать категоричности в утверждениях;

· быть честным в своих рассуждениях;

· определять ложные стереотипы, ведущие к неправильным выводам;

· выявлять предвзятые отношение, мнение и суждение;

· уметь отличать факт, который всегда можно проверить, от предположения и личного мнения;

· подвергать сомнению логическую непоследовательность устной или письменной речи;

· отделять главное от несущественного в тексте или в речи и уметь акцентировать внимание на первом.

Введение

   Современного ученика чрезвычайно трудно мотивировать к познавательной деятельности, к поиску пути к цели в поле информации и коммуникации. Происходит это потому, что дети часто испытывают серьёзные затруднения в восприятии учебного материала по всем школьным предметам. Причина этого - в недостаточно высоком уровне развития мышления и, прежде всего, критического. А это очень важно для человека в современном мире, который входит в новый век с новым обликом познавательной культуры, для которой «человек репродуцирующий» – понятие, в сущности, устаревшее и неинтересное. Кроме воспроизводящей деятельности существует и другой род деятельности, именно деятельность комбинирующая или творческая.

  Критичность ума – это умение человека объективно оценивать свои и чужие мысли, тщательно и всесторонне проверять все выдвигаемые положения и выводы. Критическое мышление, т.е. творческое, помогает человеку определить собственные приоритеты в личной и профессиональной жизни, предполагает принятие индивидуальной ответственности за сделанный выбор, повышает уровень индивидуальной культуры работы с информацией, формирует умение анализировать и делать самостоятельные выводы, прогнозировать последствия своих решений и отвечать за них, позволяет развивать культуру диалога в совместной деятельности.

Понятие «педагогическая технология»

  Термин «технология» в переводе с греческого означает «наука об искусстве». Он пришёл в педагогику из производственной сферы и употребляется всё чаще, хотя ещё не стал привычным и ясным. Технологический подход в образовании возник в конце 50-х –начале 60-х годов ХХ века. Словарь современного русского языка определяет «технологию» как совокупность приёмов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве и искусстве.

    В педагогической литературе встречаются понятия: педагогическая технология, образовательная технология, технология обучения. Они соотносятся, очевидно, так же, как и категории: педагогика, образование и обучение. Самым широким является понятие педагогическая технология.

Педагогическая технология – это упорядоченная совокупность действий, операций и процедур, инструментально обеспечивающих достижение прогнозируемого результата в изменяющихся условиях образовательного процесса  

Основная часть

1. Приёмы технологии «Развития критического мышления»

  Формы урока РКМЧП отличаются от уроков с традиционным обучением. Ученики не сидят пассивно, слушая учителя, а становятся главными действующими лицами урока, они думают и вспоминают, делятся рассуждениями друг с другом, читают, пишут, обсуждают прочитанное.

1) ИНСЕРТ – звуковой аналог условного английского сокращения в дословном переводе обозначает: интерактивная система записи для эффективного чтения и размышления (авторы – Воган и Эстес, 1986г; модификация Мередит и Стил, 1997г). Прием осуществляется в несколько этапов.

I этап: Предлагается система маркировки текста, чтобы подразделить заключенную в нем информацию следующим образом:

· V«галочкой» помечается то, что уже известно учащимся;

· -знаком «минус» помечается то, что противоречит их представлению;

· + знаком «плюс» помечается то, что является для них интересным и неожиданным;

· ? «вопросительный знак» ставится, если что-то неясно, возникло желание узнать больше.

II этап: читая текст, учащиеся помечают соответствующим значком на полях отдельные абзацы и предложения.

Знакомство с текстом может осуществляться «на слух». Подробнее смотри описание приема «Продвинутая лекция».

III этап: Учащимся предлагается систематизировать информацию, расположив ее в соответствии со своими пометками в следующую таблицу:

IV этап: Последовательное обсуждение каждой графы таблицы.

Предметная область использования: преимущественно научно-популярные тексты с большим количеством фактов и сведений.

Прием способствует развитию аналитического мышления, является средством отслеживания понимания материала.

Этапы ИНСЕРТА соответствуют трем стадиям: вызов, осмысление, рефлексия.

Примечание: предложенные значки могут быть изменены по усмотрению учителя. Например, вместо «+» можно использовать «!». Главное –четкие критерии.

2) Мозговая атака.

Не путать с психологическим приемом стимулирования творчества «мозговой штурм», Алекс Осборн «Прикладное воображение», 1950. При этом оба эти словосочетания являются вариантами русского перевода английского термина «brainstorming», однако используются в разных сферах и выполняют разные функции. Как методический прием мозговая атака используется в технологии критического мышления с целью активизации имеющихся знаний на стадии «вызова» при работе с фактологическим материалом.

1 э т а п: Учащимся предлагается подумать и записать все, что они знают или думают, что знают, по данной теме;

2 э т а п: Обмен информацией.

Рекомендации к эффективному использованию:

1. Жесткий лимит времени на 1-м этапе 5-7 минут;

2. При обсуждении идеи не критикуются, но разногласия фиксируются;

3.Оперативная запись высказанных предложений.

Возможна индивидуальная, парная и групповая формы работы. Как правило, их проводят последовательно одну за другой, хотя каждая может быть отдельным самостоятельным способом организации деятельности. Примечание: парная мозговая атака очень помогает учащимся, для которых сложно высказать свое мнение перед большой аудиторией. Обменявшись мнением с товарищем, такой ученик легче выходит на контакт со всей группой. Разумеется, работа в парах позволяет высказаться гораздо большему числу учащихся.

3) Групповая дискуссия.

Дискуссия от лат. – исследование, разбор, обсуждение какого-либо вопроса. Учащимся предлагается поделиться друг с другом знаниями, соображениями, доводами. Обязательным условием при проведении дискуссии является:

А) уважение к различным точкам зрения ее участников;

Б) совместный поиск конструктивного решения возникших разногласий.

Групповая дискуссия может использоваться как на стадии вызова, так и на стадии рефлексии. При этом в первом случае ее задача: обмен первичной информацией, выявление противоречий, а во втором – это возможность переосмысления полученных сведений, сравнение собственного видения проблемы с другими взглядами и позициями. Форма групповой дискуссии способствует развитию диалогичности общения, становлению самостоятельности мышления.

4) Чтение с остановками и Вопросы Блума - условное название методического приема организации чтения с использованием разных типов вопросов.

Подготовительная работа:

1. Учитель выбирает текст для чтения. Критерии для отбора:

- Текст должен быть абсолютно неизвестным для данной аудитории (в противном случае теряется смысл и логика использования приема);

- Динамичный, событийный сюжет;

- Неожиданная развязка, «открытый» проблемный финал.

2. Текст заранее делится на смысловые части. Прямо в тексте отмечается, где следует прервать чтение и сделать остановку: «первая остановка», «вторая остановка» и т. д.

3. Учитель заранее продумывает вопросы и задания к тексту, направленные на развитие у учащихся различных мыслительных навыков.

Учитель дает инструкцию и организовывает процесс чтения с остановками, внимательно следя за соблюдением правил работы с текстом. (Описанная стратегия может использоваться не только при самостоятельном чтении, но и при восприятии текста «на слух»).

Типы вопросов, стимулирующих развитие критического мышления:

· «перевод» и интерпретация (перевод информации в новые формы и определение взаимосвязи между событиями, фактами, идеями, ценностями);

· память (формальный уровень) – узнавание и вызов полученной информации;

· оценка– субъективно-личностный взгляд на полученную информацию с последующим формированием суждений и мнений;

· синтез– логическое обобщение полученной информации, целостное восприятие причинно-следственных связей;

· анализ– фрагментарное рассмотрение явления, выделение «частного» в контексте«общего»;

· применение– использование информации как средства для решения проблем в сюжетном контексте или же вне его.

Чтение с остановками целесообразно использовать на стадии осмысления, дополняя эту методику другими приемами технологии на стадии вызова и рефлексии.

5) Кластеры.

Это способ графической организации материала, позволяющий сделать наглядными те мыслительные процессы, которые происходят при погружении в ту или иную тему. Кластер является отражением нелинейной формы мышления. Иногда такой способ называют «наглядным мозговым штурмом».

Последовательность действий проста и логична:

1. Посередине чистого листа (классной доски) написать ключевое слово или предложение, которое является «сердцем» идеи, темы.

2. Вокруг«накидать» слова или предложения, выражающие идеи, факты, образы, подходящие для данной темы. (Модель «планеты и ее спутники»)

3. По мере записи, появившиеся слова соединяются прямыми линиями с ключевым понятием. У каждого из «спутников» в свою очередь тоже появляются «спутники»,устанавливаются новые логические связи.

В итоге получается структура, которая графически отображает наши размышления, определяет информационное поле данной теме.

В работе над кластерами необходимо соблюдать следующие правила:

1. Не бояться записывать все, что приходит на ум. Дать волю воображению и интуиции.

2. Продолжать работу, пока не кончится время или идеи не иссякнут.

3. Постараться построить как можно больше связей. Не следовать по заранее определенному плану.

Система кластеров позволяет охватить избыточный объем информации. В дальнейшей работе, анализируя получившийся кластер как «поле идей», следует конкретизировать направления развития темы.

Возможны следующие варианты:

- Укрупнение или детализация смысловых блоков (по необходимости)

- Выделение нескольких ключевых аспектов, на которых будет сосредоточено внимание.

   Разбивка на кластеры используется как на этапе вызова, так и на этапе рефлексии, может быть способом мотивации мыслительной деятельности до изучения темы или формой систематизации информации по итогам прохождения материала.

В зависимости от цели учитель организует индивидуальную самостоятельную работу учащихся или коллективную деятельность в виде общего совместного обсуждения.

  Предметная область не ограничена, использование кластеров возможно при изучении самых разнообразных тем.

6) Синквейн.

  Происходит от французского слова «cing» – пять. Это стихотворение, состоящее из пяти строк. Используется как способ синтеза материала. Лаконичность формы развивает способность резюмировать информацию, излагать мысль в нескольких значимых словах, емких и кратких выражениях.

  Сиквейн может быть предложен, как индивидуальное самостоятельное задание; для работы в парах; реже как коллективное творчество. Границы предметной области зависят от гибкости воображения учителя. Обычно синквейн используется на стадии рефлексии, хотя может быть дан и как нетрадиционная форма на стадии вызова.

Как показывает опыт, синквейны могут быть полезны в качестве:

1)инструмента для синтезирования сложной информации;

2) способа оценки понятийного багажа учащихся;

3) средства развития творческой выразителности.

Правила написания синквейна:

1. (первая строка – тема стихотворения, выраженная ОДНИМ словом, обычно именем существительным);

2. (вторая строка – описание темы в ДВУХ словах, как правило, именами прилагательными);

3. (третья строка – описание действия в рамках этой темы ТРЕМЯ словами, обычно глаголами);

4. (четвертая строка – фраза из ЧЕТЫРЕХ слов, выражающая отношение автора к данной теме);

5. (пятая строка – ОДНО слово – синоним к первому, на эмоционально-образном или философско-обобщенном уровне повторяющее суть темы).

7) «Продвинутая лекция».

Суть предлагаемой формы состоит в особой организации лекции с применением активной учебной модели вызов – осмысление – рефлексия. Учитель видоизменяет традиционную форму лекции, чтобы стимулировать учащихся к активному слушанию и критическому мышлению.

Алгоритм действий (возможны варианты):

1. Вызов. Подготовительная деятельность. Представление темы. Проблемный вопрос по содержанию лекции. (Работа в парах: обсуждение и запись имеющихся соображений для ответа, информационный прогноз, выступления от пар, фиксирование на доске высказанных идей).

2. Анонс содержания первой части лекции. Задание для учащихся (дл начала лекции): по ходу лекции один человек в паре кратко записывает новую информацию по проблемному вопросу, другой отмечает в первичных записях совпадения «+» и расхождения «-« услышанной в лекции информации со сделанным ранее прогнозом (аудированный вариант ИНСЕРТа)

3.Осмысление. Учитель зачитывает первую часть лекции.

4. Рефлексия.Предварительное подведение итогов.(Индивидуальное задание: выделение главного –письменный ответ. Работа в парах: обсуждение прогноза с услышанным материалом,обсуждение в паре, формулировка общего ответа, выступления от пар).

5. Повторный вызов. Анонс содержания второй части лекции. Проблемный вопрос. (Работа в парах: обсуждение и запись имеющихся соображений для ответа, информационный прогноз, выступления от пар, фиксирование на доске высказанных идей). Задание для учащихся (аналогичное пункту - 2).

6.Осмысление. Учитель зачитывает вторую часть лекции.

7. Рефлексия. Подведение итогов. (Работа в парах: обсуждение прогноза с услышанным материалом, выступления от пар).

8. Итоговая рефлексия. Задание классу: индивидуальная самостоятельная работа – письменный ответ на общий глобальный вопрос по материалу лекции. Форма – 10-минутное эссе.

9. Работы сдаются учителю. (Используются как показатель усвоения учащимися содержания лекции, а также как материал для подготовки следующего занятия.

  Предметная область лекций не ограничена. Задания и способы организации индивидуальной и коллективной деятельности могут варьироваться.

8) Эссе.

  Жанр критики и публицистики, свободная трактовка какой-либо литературной, философской, эстетической, моральной и социальной проблемы. Обычно противопоставляется систематическому научному рассмотрению вопроса. Эссе очень распространенный жанр письменных работ в западной педагогике. Целесообразно использовать как небольшое письменное задание обычно на стадии рефлексии.

Различают 5-минутное эссе, 10-минутное эссе, а также более продолжительные и трудоемкие сочинения.

  10-минутное эссе. После чтения (прослушивания) и общего обсуждения текста учащимся предлагается организовать свои мысли с помощью 10-минутного эссе (по методике свободного письма). Для этого учитель просит в течение 10 минут писать на предложенную тему. Главное правило свободного письма – не останавливаться, не перечитывать, не исправлять. При затруднении можно письменно прокомментировать возникшую проблему и постараться писать дальше. Иногда текст свободного эссе предлагается использовать как подготовительный этап работы для более солидного сочинения.

  5-минутное эссе. Этот вид письменного задания обычно применяется в конце занятия, чтобы помочь учащимся подытожить свои знания по изученной теме. Для учителя – это возможность получить обратную связь. Поэтому учащимся можно предложить два пункта:

1) написать, что они узнали по новой теме;

2) задать один вопрос, на который они так и не получили ответа.

9) Ключевые термины.

Учитель выбирает из текста 4-5 ключевых слов и выписывает их на доску.

  Вариант «а»: Парам отводится 5 минут на то, чтобы методом мозговой атаки дать общую трактовку этих терминов и предположить, как они будут фигурировать в последующем тексте.

  Вариант «б»: Учащимся предлагается в группе или индивидуально составить и записать свою версию рассказа, употребив все предложенные ключевые термины.

  При знакомстве с исходным содержанием, учащиеся сопоставляют «свою» версия и версию«оригинального текста». Описанное задание обычно используется на стадии«вызова», однако на стадии «рефлексии» целесообразно вернуться к ключевым терминам и обсудить обнаруженные совпадения и выявленные разногласия. Использование данной формы развивает воображение, фантазию, способствует активизации внимания при знакомстве с текстом оригинала. Предметная сфера не ограничена.

10) Перепутанные логические цепочки.

В а р и а н т«а»: Модификация приема «Ключевые термины». Дополнительным моментом является расположение на доске ключевых слов в специально «перепутанной» логической последовательности. После знакомства с текстом, на стадии «рефлексии» учащимся предлагается восстановить нарушенную последовательность.

В а р и а н т«б»: На отдельные листы выписываются 5-6 событий из текста (как правило, историко- хронологического или естественно-научного). Демонстрируются перед классом в заведомо нарушенной последовательности. Учащимся предлагается восстановить правильный порядок хронологической или причинно-следственной цепи. После заслушивания различных мнений и придя к более или менее единому решению, учитель предлагает ученикам познакомиться с исходным текстом и определить: верны ли были их предположения. Форма способствует развитию внимания и логического мышления. Более применима при изучении информативно-содержательных текстов.

11) Таблица  «З-Х-У» («Знаю – Хочу знать – Узнал» )

Один из способов графической организации и логико-смыслового структурирования материала. Форма удобна, так как предусматривает комплексный подход к содержанию темы.

1 шаг: До знакомства с текстом учащиеся самостоятельно или в группе заполняют первый и второй столбики «Знаю», «Хочу узнать».

2 шаг: По ходу знакомства с текстом или же в процессе обсуждения прочитанного, учащиеся заполняют графу «Узнали».

3 шаг: Подведение итогов, сопоставление содержания граф.

Дополнительно можно предложить детям еще 2 графы – «источники информации», «что осталось не раскрыто».

12) Взаимоопрос

  Один из способов работы в парах. Используется на стадии «осмысления». Технология применения: Два ученика читают текст, останавливаясь после каждого абзаца, и задают друг другу вопросы разного уровня по содержанию прочитанного. Данная форма способствует развитию коммуникативных навыков.

13) Бортовые журналы – обобщающее название различных приемов, согласно которым, учащиеся во время изучения темы записывают свои мысли. В простейшем варианте учащиеся записывают в бортовой журнал ответы на следующие вопросы:

1. Что я знаю по данной теме?

2. Что я узнал нового из текста по данной теме?

  Левая колонка бортового журнала заполняется на стадии вызова. При чтении, во время пауз и остановок, учащиеся заполняют правую колонку бортового журнала, исходя из полученной информации и своих знаний, опыта.

  При изучении новой темы, я организую работу в группах: один из партнеров работает со списком в графе «Предположения», ставит знаки «+» и «-», в зависимости от правильности предположений, другой записывает только новую информацию. Результат работы группы зависит от индивидуальной работы каждого участника.

  На стадии рефлексии (размышления) идет предварительное подведение итогов: сопоставление двух частей бортового журнала, суммирование информации, ее запись и подготовка к обсуждению в классе. Организация записей может носить индивидуальный характер, т.е. каждый партнер ведет записи в обеих частях таблицы самостоятельно, результаты обсуждаются в паре. Затем следует новый цикл работы с другой частью текста.


Заключение

Фрагменты уроков с использованием технологии критического мышления.

1.Фрагмент урока русского языка в 11 классе по теме «Изобразительно – выразительные средства языка»(подготовка к ЕГЭ:  задание 24)

1.Стратегия    ЗХУ (знаю // хочу узнать // узнал) и терминг (диктую определения выразительных средств, учащиеся записывают в таблицу термины, распределяя по колонкам)  

1) Художественное образное определение (эпитет);2 )сопоставление одного предмета с другим(сравнение); 3) соединение логически несовместимых понятий(оксюморон); 4) замена одного слова (понятия) другим словом(понятием), имеющим причинную связь с первым (метонимия); 5) приём преуменьшения(литота); 6)приём расчленения фразы на части или отдельные слова(парцелляция); 7)повторение отдельных слов или оборотов речи в начале предложений(анафора); 8)как называются слова, которые являются синонимами только в тексте?(контекстные синонимы); 9)одинаковое построение нескольких рядом расположенных предложений(синтаксический параллелизм); 10)вопрос, не требующий ответа(риторический вопрос); 11)нарушение порядка слов(инверсия); 12)нарушение семантической однородности в цепочке однородных членов предложений или целых предложений, создающее эффект обманутого ожидания(зевгма); 13)приём чрезвычайного увеличения предмета(гипербола).    

 Например:

Знаю

Хочу узнать

Узнал

метафора

оксюморон

эпитет

парцелляция

зевгма

Третью колонку учащиеся заполняют в конце урока.

2.Фрагмент урока литературы  в 11 классе с применением технологии критического мышления (Кластер)  при изучении темы «Русский символизм» (Во время чтения лекции учащиеся составляют схему(кластер).

Московская группа «старшие символисты» В.Брюсов

Владимир Соловьёв– поэт, критик, публицист, философ. «Теоретическая философия» (1897–1899), «Оправдание добра» (1897– 1899), «Духовные основы жизни» (1882– 1884)

«Младшие символисты» : Блок, Белый, Иванов верили в обновление мира. Главная тема-Россия.

Петербургская группа: Мережковский, Сологуб, Гиппиус

глубокий историзм, с позиций которого видятся и современные события

Присущ культ формы

Отрицание  буржуазной действительности

Основные черты символизма

отношение к слову, как к шифру некоей духовной тайнописи, знаковое наполнение обыденных слов

Реалистичности противопоставлен мир мечты и творчества

Поэтика намёка и иносказания; выражение идей посредством символов

Апология (восхваление) мига, в котором отражается Вечность

Развитие мотивов одиночества, уход в мир фантазий

Стремление создать картину идеального мира, существующего по законам Вечной Красоты;

Символизм в живописи выразился в картинах таких художников, как И.Крамской, В.Э. Борисов-Мусатов, М.Врубель

Ф

Фрагмент урока русского языка в 5-м классе по теме "Глагол в языке и речи" с применением технологии критического мышления (Инсерт) Таблица «Инсерт» (маркировка текста)

Смысловая стадия

1. Индивидуальная работа учащихся с текстом, в котором содержится правильная информация. Маркировка текста используется для того, чтобы ученик узнал новое и отказался от неправильной информации. Маркировка текста производится с помощью специальных знаков:

“ ! ” — Я это знал.

“ + ” — Новое для меня.

“ - “ — Вызывает у меня сомнение.

“?” — Вопрос.

2. Учащиеся коротко (слова и словосочетания)записывают новую информацию во второй столбик таблицы.

3. Учащиеся формулируют и записывают вопросы в третий столбик таблицы (только в том случае, если они возникают

Таблица "Инсерт"

" V "
поставьте "v"(да) на полях, если то, что вы читаете, соответствует тому, что вы знаете, или думали, что знаете;

" + "
поставьте "+"(плюс) на полях, если то, что вы читаете, является для вас новым;

" - "
поставьте " -"(минус), на полях, если то, что вы читаете, противоречит тому, что вы уже знали, или думали, что знаете;

" ? "
поставьте "?" на полях, если то, что вы читаете, непонятно, или же вы хотели бы получить более подробные сведения по данному вопросу.

Этот прием работает на стадии осмысления. Для заполнения таблицы вам понадобится вновь вернуться к тексту, таким образом, обеспечивается вдумчивое, внимательное чтение. Технологический прием "Инсерт" и таблица "Инсерт" сделают зримыми процесс накопления информации, путь от "старого" знания к "новому". Важным этапом работы станет обсуждение записей, внесенных в таблицу, или маркировки текста.

Информационный текст «Глагол в языке и речи».

1.Название «Глагол» происходит от старославянского слова «глаголить», что значит «говорить».

2.Глагол –это самостоятельная часть речи, которая обозначает действие или состояние предмета и отвечает на вопросы что делать? что сделать?

3.Глаголы могут иметь лексические значения движения (прыгать, бегать, плавать…); звучания (петь, говорить, кричать); состояния (синеть, золотиться, болеть); процесса (впитываться, нагреваться); существования (жить, находиться) и другие.

4.Глаголы имеют общее грамматическое значение «действие».

5.Глагол имеет следующие морфологические признаки:

   1) Постоянные признаки:

   

     а) вид: совершенный (что сделать?); и несовершенный (что делать?)

      б) переходность и непереходность (переходные глаголы требуют прямого дополнения,   непереходные глаголы не могут иметь при себе прямого дополнения);

      в) возвратность и невозвратность (возвратные глаголы образуются от непереходных глаголов с помощью суффикса –СЯ-СЬ;

       г) спряжение – это изменение глаголов по лицам и числам .Спряжение определяется по личным  ударным окончаниям глагола. Если личные окончания глаголов безударные, то необходимо опираться на неопределенную форму глагола (Ко второму спряжению относятся  все глаголы на        – ить, кроме брить, стелить; 7 глаголов на – еть (смотреть, видеть, ненавидеть, зависеть, обидеть, терпеть, вертеть; 4 глагола на – ать : слышать, дышать, держать, гнать. Все остальные глагола на       (-еть, - ать, -ять и другие) и два глагола – исключения на ить (брить, стелить);

 

 2)Непостоянные признаки:

     

  а) наклонение: изъявительное (Глаголы в изъявительном наклонении обозначают действия, которые реально происходили в прошлом, происходят в настоящем или будут происходить в будущем)., условное (Форма условного наклонения глаголов образуется от основы неопределенной формы при помощи суффикса –л – и частицы бы. Например, сделал бы, хотел бы…)., повелительное (Глаголы в повелительном наклонении ,которые кто – то приказывает или просит выполнить. Например, пиши, читай, учись…).;

     б) время ( По временам изменяются только глаголы в изъявительном наклонении). : настоящее (что делает? Что делают?), прошедшее (что делал (а,о )?), будущее (что будет (ут)  делать? Что сделает (ют)?;

     в) число: единственное и множественное;

     г) лицо: 1 – е (Я –МЫ); 2 – е (ТЫ – ВЫ); 3 – е (ОН – ОНА – ОНО); однако, есть глаголы, для которых несвойственно изменение по лицам, и связано это с особенностями лексического значения этих глаголов. Такие глаголы называют действия, которые происходят сами по себе и называются безличными, то есть без лица. Они выражают: явления природы (морозит, вечереет); физические или психические состояния человека ( лихорадит, знобит, нездоровится). Безличные глаголы в предложении всегда бывают сказуемыми, при них нет и не может быть подлежащего.                            ( Смеркалось. Уж вечереет.)

     д) род (только у глаголов прошедшего времени, единственного числа.)

6) В предложении является чаще всего сказуемым, может выступать в роли подлежащего (Учиться – всегда пригодится),входит в грамматическую основу предложения.

7) Частица –НЕ- с глаголами всегда пишется раздельно, за исключением тех глаголов, которые без не не употребляются. Это следующие глаголы: нездоровиться, ненавидеть, негодовать, недоумевать, недомогать, недостаёт (знаний), нежиться, недолюбливать.

8) В художественном тексте глаголы чаще всего выступают в роли олицетворений  (перенос свойств человека на неживой предмет). Например: ветер воет, свистит, играет; туман дышит…  9).Глаголы приводит в действие все происходящее вокруг нас, благодаря ему происходит движение вперед, то есть жизнь.

Список использованной литературы

1. Байбородова Л.В., В.В.Белкина Образовательные технологии: Учебно-методическое пособие. –Ярославль: изд-во ЯГПУ им. К.Д.Ушинского, 2005. – 108 с.

2. Бутенко А.В., Ходос Е.А. Критическое мышление: метод, теория, практика. Учеб.-метод. пособие.М.: Мирос, 2002. – 176 с.

3. Загашев И.О., Заир-Бек С.И. Критическое мышление: технология развития. – СПб:Издательство «Альянс «Дельта», 2003. – 284с.

4. Е.С.Полат  Новые педагогические и информационные технологии в системе образования:Учебное пособие. – М. Академия, 2003. – 272с.

5. Заир-Бек С.И. Развитие критического мышления через чтение и письмо: стадии и методические приемы // Директор школы. 2005. № 4. – с. 66 - 72

6. Клустер Д. Что такое критическое мышление. – М.: ЦГЛ, 2005. – с. 5 - 13

7. Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Развитие критического мышления на уроке. М.:Просвещение, 2004. – 175 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательская работа на тему: "Использование технологии развития критического мышления на уроках русского языка и литературы"

В исследовательской работе показаны методические приемы развития критического мышления на уроках русского языка и литературы...

Презентация на тему: "Использование технологии развития критического мышления на уроках русского языка и литературы"

В презентации показаны методические приемы использования технологии развития критического мышления на уроках русского языка и литературы...

Использование технологии развития критического мышления на уроках русского языка и литературы

Критическое мышление – это точка опоры для мышления человека, это естественный способ  взаимодействия с идеями и информацией. Мы и наши ученики часто стоим перед проблемой выбора, выбора инф...

Использование технологии развития критического мышления на уроках русского языка и литературы в старших классах

Данная статья посвящена особенностям применения технологии развития критического мышления на уроках русского языка и литературы в старших классах и целесообразности методов и приемов преподавания русс...

Использование технологии развития критического мышления на уроках русского языка и литературы

Современные социально-экономические и общественно-политические изменения в обществе ставят учителя перед необходимостью развивать у своих учеников способность критически мыслить. Критическое мышление ...


 

Комментарии

Крик души. Не по данной работе, а благодаря ей.
Просматривала множество публикаций по теме, от научных до компиляций. До меня только в этой умелой статье дошло,что авторы "технологии" имели в виду не чтение художественного текста. У них там проблемы с пониманием обычных текстов. Поэтому и проверяют на международном уровне. Может, учебные тексты некачественные. Может, преподаватели неумелые. Может, дети - плоды цивилизации со всеми ее грехами.
А мне как-то дико казалось передавать доморощенными нерусскими синквейнами идею, уже выраженную прекрасными строками художника. Диким казалось придумывать "общие" технологии прочтения абсолютно разных по стилистике и композиции ПРОИЗВЕДЕНИЙ. Да и "критиковать" ребенку Пушкина - странно. Более важно "следовать" за писателем, понять его замысел.
А вот в учебных текстах, а потом в публикациях прессы - это то, что надо. "Не верь глазам своим", а подумай, оцени.
Ведь вдумчивое, внимательное чтение в русской методике было всегда. И всегда был анализ. Стоит ли бездумно приносить новые термины в родное и добротное? Не сыплю ведь я корейскую соль в борщ.