Пятиминутки чтения
презентация к уроку по литературе (5 класс) на тему
Разнообразные приёмы пятиминуток чтения на уроках, способствующие развитию техники чтения у обучающихся
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
приёмы пятиминуток чтения на уроках | 182.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Жужжащее чтение – это такое чтение, когда все ученики читают одновременно вслух, вполголоса, чтобы не мешать товарищам, каждый со своей скоростью, кто-то быстрее, а кто-то медленнее. в течение пяти минут. Выразительное чтение с переходом на незнакомую часть текста. Детям объясняем так: “Теперь, ребята, пожалуйста, снова читайте текст, но чуть-чуть медленнее, зато красиво, выразительно”. Ребята прочитывают текст до конца, и учитель не останавливает их. Они переходят на незнакомую часть текста. Чтение в темпе скороговорки - отрабатывается четкое и правильное, а главное – быстрое чтение скороговорки. При чтении предложений в темпе скороговорки не следует уделять внимания выразительности чтения, нельзя ставить одновременно две взаимоисключающие друг друга задачи. Это упражнение предназначено только для развития артикуляционного аппарата, поэтому требования к выразительности чтения здесь понижены, но повышены к четкости прочтения окончания слов. Окончания слов не должны “проглатываться” учениками, а должны четко проговариваться.
Пятиминутка чтения Читаем вполголоса. Читаем про себя. Читаем по слогам. Читаем вслух выразительно. Читаем вслух быстро.
“Бросок – засечка” Дети кладут руки на колени и начинают читать текст вслух по команде “Бросок”. Когда раздается команда учителя “Засечка” дети отрывают голову от книги, закрывают глаза и несколько секунд отдыхают, руки при этом остаются на коленях. По команде “Бросок” дети должны отыскать глазами то место в книге, на котором они остановились и продолжить чтение вслух. Это упражнение может длиться около 5 минут. Его цель – развитие зрительного умения ориентироваться в тексте.
“Спринт”. К доске выходят несколько учеников /3-5/, им предлагается отыскать в книге одинаковый отрывок и по команде учителя они начинают читать одновременно вслух, кто быстрее, правильно проговаривая окончания слов. При этом упражнении дети учатся еще вниманию и сосредоточенности. Ведь рядом другие дети читают вслух и мешают сосредоточиться. Ребенку нужно быть внимательным и не отвлекаться на посторонний шум. А это умение нужно развивать.
“Молния” Оно заключается в чередовании чтения в комфортном режиме с чтением на максимально доступной каждому скорости чтения молча с чтением вслух. Переход на чтение в максимально ускоренном режиме осуществляется по команде учителя “Молния!” и продолжается от 1 до 2 минут.
“Буксир” Заключается в чтении в парах. Более сильный ученик читает “про себя” и пальцем следит по книге. А его партнер читает вслух, но по пальцу своего соседа. Таким образом, он должен поспевать за его чтением.
“Буксир”2 Заключается в одновременном чтении учителя и ученика вслух. Учитель читает в пределах скорости учеников, дети должны подстроиться под его темп. Затем учитель замолкает и продолжает читать “про себя”, дети следуют его примеру. Затем снова идет чтение вслух. И те дети, которые правильно “уловили” темп чтения, должны “встретиться” с ним на одном слове.
“Буксир”3 Учитель громко читает текст, варьируя скорость чтения в пределах скорости чтения учеников. Дети читали тот же текст “про себя”, стараясь поспевать за учителем. Таким образом, они приучаются изменять скорость и ритм чтения в связи с содержанием и структурой самого текста. Средняя скорость чтения вслух учителя должна несколько превышать скорость молчаливого чтения слабых учеников, побуждая их тем самым к стремлению не отстать от учителя. Проверка внимания и соблюдения режима скорости чтения детьми осуществляется путем внезапной остановки учителя на каком-либо слове и повторении его. Дети должны остановиться на этом месте, указать последнее слово, а учитель, пройдя между рядами, делает выборочную проверку.
Упражнение для развития угла зрения Малый угол зрения – большой недостаток у многих читателей. Раз он мал, то в поле зрения такого читателя попадает меньше букв (частей строк), чем вообще возможно. И здесь помогает приём, помогающий расширить угол зрения - чтение первого и последнего слогов в строке, слове, чтение только первых слогов в словах, чтение через слово и т.п.
Многократное чтение . При многократном чтении следует учитывать, что у разных учеников в классе скорость чтения различна. Поэтому не следует задавать одинаковый по объему отрывок, лучше ориентироваться на один и тот же промежуток времени. Проводится это так. Учитель предлагает начать чтение всем одновременно и продолжать его в течение одной минуты. После этого каждый из учеников отмечает, до какого места он дочитал. Затем следует повторное чтение этого же отрывка текста. После этого ученик снова замечает, до какого слова он дочитал, и сравнивает с результатами первого прочтения. Естественно, что во второй раз он прочитал на несколько слов больше /кто-то на 2 слова, кто-то на 5, а кто-то на 15/. Увеличение темпа чтения вызывает положительные эмоции у детей, им хочется читать еще раз. Однако более трех раз повторять данное упражнение не рекомендуется. Динамическое чтение – читаются не буквы, слоги или слова, а целые группы слов, блоки. При динамическом чтении ученик видит всю графическую информацию, он читает текст в целом, воспринимает всю информацию. Динамическое чтение – это чтение глазами. Ученик читает, минуя речедвигательный и слуховой аппарат.
Спасибо за внимание!
Проверь, готов ли ты к уроку? Т етрадь р учка у чебник д невник
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тесты -пятиминутки по русскому языку, 9 класс. Предметная линия учебников Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова, Л.А. Тростенцовой
Представлены разработки тестов-пятиминуток по русскому языку. Тесты разработаны на основе материала, повторенного или пройденного на уроке. На проведение теста отводится 5-7 минут в конце урока. Тесты...
Тесты -пятиминутки по русскому языку, 5класс. Предметная линия учебников Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова, Л.А. Тростенцовой
Тесты-пятиминутки по русскому языку для 5 класса. Каждый тест представлен в 3-х вариантах. Тесты состоят из 4-6 заданий, различных по типу формулировки и степени сложности. Проводятся тесты в конце ур...
Презентации-пятиминутки "В мире слов" по разделам "Лексика", "Орфография", "Грамматика"
Цикл презентаций по занимательной грамматике. Можно использовать как занимательные пятиминутные вставки в урок для повышения интереса к русскому языку...
Экологическая пятиминутка.
«ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ПЯТИМИНУТКА» пять минут классного часа посвященные нашей планете Доклад подг...
ПРАВОВАЯ ПЯТИМИНУТКА тема: «10 ДЕКАБРЯ – ВСЕМИРНЫЙ ДЕНЬ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА или еще раз о правах и не только…»
Данное мероприятие проводится в течении 10 минут как информационный блок ко Дню Прав человека. Это вводное мероприятие в правовом блоке к данному праздник, которое. знакомит учащихся с ист...
Тесты-пятиминутки по истории. 7 класс
Тесты-пятиминутки - это невероятно удобный метод проверки домашнего задания у учащихся.Материал содержит один тест по Новой истории 7 класс, проверочную работу по теме "Титаны Возрождения" (Новая исто...
Презентация. 5 класс. Русский язык. Тренинг-пятиминутка. Части речи. Имя существительное
Презентация «Тренинг-пятиминутка » «Части речи. Имя существительное» создана к проведению урока русского языка в пятом классе. Показ направлен на закрепление знаний. В конце занятия ученики долж...