Идейно-художественное своеобразие сатирической повести М.А. Булгакова «Собачье сердце».
план-конспект урока по литературе (9 класс)
Урок знакомит учащихся с судьбой повести М.А Булгакова «Собачье сердце», её идейно-художественным своеобразием и сатирической направленностью
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_po_bulgakovu.docx | 24.69 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: «Идейно-художественное своеобразие сатирической повести М.А. Булгакова «Собачье сердце».
Цели:
- познакомить учащихся с судьбой повести М.А Булгакова «Собачье сердце», её идейно-художественным своеобразием и сатирической направленностью;
- развивать речь (умение давать характеристику литературному герою), логическое мышление (навыки конкретно-исторического анализа произведения);
-способствовать формированию коммуникативной компетенции: умение выражать мысли литературным языком; выступать перед аудиторией; вести диалог; вести дискуссию, аргументировать, доказывать; активно слушать;
- воспитывать неприятие лицемерия, жестокости, наглости и бескультурья.
Тип урока: урок применения знаний
Место в учебном плане: 2 урок по повести
Используемые технологии: ИКТ, элементы проблемного, дифференцированного обучения
Методы и приемы:
репродуктивный: слово учителя судьбе повести М.А Булгакова «Собачье сердце», её идейно-художественном своеобразии и сатирической направленности;
метод творческого чтения: комментированное чтение; художественный пересказ
метод демонстраций: показ презентации;
эвристический: аналитическая беседа, сравнительный анализ
Задачи
Предметные – создать условия для
-ознакомления учащихся с судьбой повести М.А Булгакова «Собачье сердце», её идейно-художественным своеобразием и сатирической направленностью;
-развития устной речи;
-обогащения словарного запаса школьников
Метапредметные –
-проводить сравнения, обобщения, уметь выделять главное, существенное;
-на основе анализа художественного произведения учиться рассуждать
Личностные –
- выявить заложенные в произведении нравственные уроки;
-заострить внимание учащихся на проблемах, созвучных сегодняшнему дню
Оборудование
-компьютер, проектор;
-повесть М.Булгакова «Собачье сердце»;
- презентация, включающая слайды с содержанием языкового материала, таблицами, кадрами из кинофильма по произведению.
Содержание урока.
I. Вступительное слово учителя.
Эпиграф к уроку: «Нет такого писателя, чтобы он замолчал. Если замолчал, значит, был не настоящий.» (М.А. Булгаков. Из письма к Сталину).
Повесть «Собачье сердце» Булгаков написал в 1925 году. Опубликовано произведение в 1987году. Первоначально повесть носила название «Чудовищная история». Произведение к печати не допустили, но в литературных кругах Москвы оно было известно.
II. Выявление первоначальных впечатлений о повести. Определение авторского замысла.
- Художественный пересказ содержания повести.
- Постановка проблемного вопроса.
- В чём, по-вашему, основная мысль произведения? (Нельзя из собаки сделать человека). - Любой писатель берёт материал и проблематику для своего произведения из реальной жизни. Значит, в 30-е годы в Москве стали превращать собак в людей и Булгаков решил поднять эту тему? (Нет).
Попробуем на сегодняшнем уроке найти найти ответ на вопрос.
Повесть Булгакова – сатирическое произведение. Что же высмеивает в нём автор?
III. Пообразный анализ произведения.
1. Охарактеризуем образ Шарика.
- Опишите, какой была жизнь пса Шарика в начале произведения?
- Как пёс выражает свою благодарность профессору Преображенскому за пищу? Приведите цитаты из текста.
- Как проявляет себя Шарик, живя в доме профессора? Каково его отношение к Зине? Вывод: Шарик – добрый и хитрый пёс.
2. Перейдём к образу Клима Чугунова.
- Дайте характеристику Климу Чугунову.
Вывод: Клим – алкоголик и уголовник с психологией преступника.
3. Итак, пересадив псу Шарику гипофиз Клима Чугунова, Преображенский получил новое существо – Полиграфа Полиграфовича Шарикова. Дайте ему оценку
- Первые слова героя (найти в тексте), о чём они свидетельствуют?
- Как он ведёт себя в квартире профессора, что приносит туда с собой?
( Разруху)
- Что остаётся в нём от Шарика? Почему он находит себе именно такую работу?
- Как Шариков в конечном счёте поступает с профессором?( Совершает на него донос)
- Почему Шариков стал именно таким? Мог ли он быть другим? Из чьих слов мы узнаём об этом? (Из слов профессора)
Вывод: Сам профессор понимает, что из Клима могло получиться только такое наглое и агрессивное, невоспитанное существо.
4. Переходим к образу более приятному – профессору Преображенскому.
- Опишите профессора глазами Шарика.
- Какими были интересы профессора?
- Считаете ли вы профессора тунеядцем и эксплуататором?
IV. Составим сравнительную таблицу героев, используя их высказывания:
Преображенский | Шариков | |
Взгляды на жизнь | «Я сторонник разделения труда. В Большом пусть поют, а я буду оперировать.» | - Почему же вы – труженик? -Да уж известно – не нэпман. «Взять всё, да и поделить» |
Интересы и развлечения | «Сегодня в Большом – «Аида». А я давно не слышал. Люблю…» | « В театр я не пойду…дуракаваляние…одна контрреволюция.» «В цирк пойдём, лучше всего» |
Отношение к животным | «Никого драть нельзя. На человека и на животное можно действовать только внушением» | «Вчера котов душили, душили» |
Отношение к людям | «На преступление не идите никогда… Доживите до старости с чистыми руками» | «И произносит контрреволюционные речи» (Из доноса Шарикова на профессора) |
Вывод: Преображенский – совершенная противоположность Шарикову. Он гораздо его лучше.
- Понимает ли Шариков, насколько выше его в своём развитии профессор?
- Стыдится ли Шариков своей необразованности?
- Более того, он даёт профессору советы. Одинок ли Шариков в произведении, или есть герои, похожие на него своими взглядами на жизнь? (Швондер)
V. Эвристическая беседа.
- В произведении есть нечто, что спасло Клима Чугунова от второй судимости и что даёт право Шарикову считать себе тружеником. Что это? Если забыли, обратитесь к тексту. (Пролетарское происхождение).
- Что означало пролетарское происхождение, какую роль оно играло в то время?
Итак, подведём итоги сказанному выше. Подобно тому, как профессор создал Шарикова, большевики создали нового хозяина жизни – человека с пролетарским происхождением.
- Чтобы выяснить, что приносит новый хозяин в жизнь, обратимся к анализу образа Москвы 1924-1925-х годов.
- Опишите Москву глазами Шарика.
- Расскажите историю дома, в котором жил профессор.
- Что приносят новые люди в Москву? Какое слово употребляет профессор, характеризуя состояние Москвы? (Разруха).
- Где мы уже встречались сегодня с этим словом? (Разруху принёс Шариков в дом профессора).
- Случайно ли Булгаков употребляет слово «разруха» в двух ситуациях? О чём это говорит? (Между ними есть связь).
- Давайте определим связь между рассказом о создании Шарикова и повествованием о том, как изменилась жизнь после революции.
Получается следующая логическая цепочка:
Шарик → Шариков → разруха в доме профессора
Пролетарий → хозяин жизни → разруха в Москве.
- Подберите антоним к слову разруха (созидание).
- С кем из героев произведения можно связать это слово? ( с профессором)
- Что нужно Шарикову, чтобы «дорасти до Преображенского»? (образование, культура).
- Все согласны с такой последовательностью? Исходя из этой цепочки, сделайте вывод, каким был замысел Булгакова, зачем он рассказал историю Шарикова?
VI. Подведение итогов урока. Результат исследования.
Мы с вами сегодня раскрыли «двойное дно» повести, её философский подтекст.
Нельзя из собаки сделать человека. Не стоило и из пролетария без предварительной подготовки делать хозяина жизни. А.М. Горький писал, что «звериный русский быт» нельзя изменить сразу, «в одночасье».
Нравственные уроки повести
Хотелось бы обратить ваше внимание на такой момент:
- каковы основные черты характера Шарикова? (Наглость, бескультурье, отсутствие интеллекта)
-Какая черта, на ваш взгляд, самая плохая? (Наглость).
VII. Рефлексия
Продолжите предложения:
Сегодня на уроке я вдруг понял (а)…
Постараюсь жить так, чтобы…
VIII. Домашнее задание предлагается на выбор учеников:
1. Написать письмо профессору Преображенскому, в котором выразить своё отношение к его эксперименту.
2. Написать мини - сочинение по теме: «Шариковщина в наши дни»
3. Написать сочинение – миниатюру по теме: «Что бы я посоветовал Шарикову»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку "Проблема бездуховности в повести М. А. Булгакова «Собачье сердце».
Урок для 8 класса. В работе можно увидеть, как Булгаков безо всяких наставлений показывает истоки глубокой бездуховности и помогает взглянуть в себя и ужаснуться тому, чт...
Урок литературы на тему "Повесть М.А.Булгакова «Собачье сердце» - это повесть-предупреждение."
Данная работа познакомит учеников с новым для них писателем М.Булгаковым, с его повестью «Собачье сердце», поможет им понять, о чём же предупреждает нас повесть Булгакова....
Конкурсный урок по повести М.А.Булгакова "Собачье сердце" 11 класс "Шарик-Шариков.Рождение новой жизни или жестокий опыт?"
Проблемное обучение при изучении повести Булгакова...
Тест по повести М.А.Булгакова "Собачье сердце"
Тест по повести М. А. Булгакова "Собачье сердце" проверяет знание и понимание текста....
Тест по повести М.А. Булгакова "Собачье сердце".
Данный тестовый материал разработан для неслышащих учащихся 9 класса. Тест, направлен на закрепление основных моментов повести "Собачье сердце", и на выявление знаний учащихся по теме....
буктрейлер по повести М. А. Булгакова "Собачье сердце"
БУКТРЕЙЛЕРЫ-ПОМОЩНИКИ В ПРЕПОДАВАНИЯ ЛИТЕРАТУРЫ В ШКОЛЕ. Ни для кого не секрет , что современных школьников очень тру...
Реальность и фантастика в повести М.А.Булгакова «Собачье сердце»
Реальность и фантастика в повести М.А.Булгакова «Собачье сердце»Подготовила: учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ №4 г.Ак-ДовуракаСодунам Анжида Калин-ооловна...