Идейно-художественное своеобразие сатирической повести М.А. Булгакова «Собачье сердце».
план-конспект урока по литературе (9 класс)

СЕЛЕЗНЕВА СВЕТЛАНА АЛЕКСЕЕВНА

Урок знакомит учащихся с судьбой повести М.А Булгакова «Собачье сердце», её идейно-художественным своеобразием и сатирической направленностью

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_po_bulgakovu.docx24.69 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: «Идейно-художественное своеобразие сатирической повести М.А. Булгакова «Собачье сердце».

Цели:

- познакомить учащихся с судьбой повести М.А Булгакова «Собачье сердце», её идейно-художественным своеобразием и сатирической направленностью;

- развивать речь (умение давать характеристику литературному герою), логическое мышление (навыки конкретно-исторического анализа произведения);

-способствовать формированию коммуникативной компетенции: умение выражать мысли литературным языком; выступать перед аудиторией; вести диалог; вести дискуссию, аргументировать, доказывать; активно слушать;

- воспитывать неприятие лицемерия, жестокости, наглости и бескультурья.

Тип  урока: урок применения знаний

Место в учебном плане: 2 урок по повести

Используемые технологии: ИКТ, элементы проблемного, дифференцированного обучения

Методы и приемы:

репродуктивный: слово учителя судьбе повести М.А Булгакова «Собачье сердце», её идейно-художественном своеобразии и сатирической направленности;

метод творческого чтения: комментированное чтение; художественный пересказ

метод демонстраций: показ презентации;

эвристический: аналитическая беседа, сравнительный анализ

Задачи

Предметные – создать условия для

-ознакомления учащихся с судьбой повести М.А Булгакова «Собачье сердце», её идейно-художественным своеобразием и сатирической направленностью;

-развития устной речи;

-обогащения словарного запаса школьников

Метапредметные –

-проводить сравнения, обобщения, уметь выделять главное, существенное;

-на основе анализа художественного произведения учиться рассуждать

Личностные –

- выявить заложенные в произведении нравственные уроки;

-заострить внимание учащихся на проблемах, созвучных сегодняшнему дню

Оборудование

-компьютер, проектор;

-повесть М.Булгакова «Собачье сердце»;

- презентация, включающая слайды с содержанием языкового материала, таблицами, кадрами из кинофильма по произведению.

Содержание урока.

I. Вступительное слово учителя. 

     Эпиграф к уроку: «Нет такого писателя, чтобы он замолчал. Если замолчал, значит, был не настоящий.»  (М.А. Булгаков. Из письма к Сталину).        

           Повесть «Собачье сердце» Булгаков написал в 1925 году. Опубликовано произведение в 1987году. Первоначально повесть носила название «Чудовищная история». Произведение к печати не допустили, но в литературных кругах Москвы оно было известно.

II. Выявление первоначальных впечатлений о повести. Определение авторского замысла.

  1. Художественный пересказ содержания повести.
  2. Постановка проблемного вопроса.

- В чём, по-вашему, основная мысль произведения? (Нельзя из собаки сделать человека).  - Любой писатель берёт материал и проблематику для своего произведения из реальной жизни. Значит, в 30-е годы  в Москве стали превращать собак в  людей и Булгаков решил поднять эту тему? (Нет).

Попробуем на сегодняшнем уроке найти найти ответ на вопрос.

Повесть Булгакова – сатирическое произведение.   Что же высмеивает в нём автор?

III.   Пообразный анализ произведения. 

1. Охарактеризуем образ Шарика. 

- Опишите, какой была жизнь пса Шарика в начале произведения?

- Как пёс выражает свою благодарность профессору Преображенскому за пищу? Приведите цитаты из текста.

- Как проявляет себя Шарик, живя в доме профессора?  Каково его отношение к Зине? Вывод: Шарик – добрый и хитрый пёс.

2. Перейдём к образу Клима Чугунова.

- Дайте характеристику Климу Чугунову.

Вывод: Клим – алкоголик и уголовник с психологией преступника.

3. Итак, пересадив псу Шарику гипофиз Клима Чугунова, Преображенский получил новое существо – Полиграфа Полиграфовича Шарикова. Дайте ему оценку

- Первые слова героя (найти в тексте), о чём они свидетельствуют?

- Как он ведёт себя в квартире профессора, что приносит туда с собой?

( Разруху)

- Что остаётся в нём от Шарика? Почему он находит себе именно такую работу?

- Как Шариков в конечном счёте  поступает с профессором?( Совершает на него донос)

- Почему Шариков стал именно таким? Мог ли он быть другим? Из чьих слов мы узнаём об этом? (Из слов профессора)

Вывод: Сам профессор понимает, что из Клима могло получиться только такое наглое и агрессивное, невоспитанное существо.

4. Переходим к образу более приятному – профессору Преображенскому.

- Опишите профессора глазами Шарика.

- Какими были интересы профессора?

- Считаете ли вы профессора тунеядцем и эксплуататором?

IV. Составим сравнительную таблицу героев, используя их высказывания:

 

Преображенский

Шариков

Взгляды на жизнь

«Я сторонник разделения труда. В Большом пусть поют, а я буду оперировать.»

- Почему же вы – труженик?

-Да уж известно –  не нэпман.

«Взять всё, да и поделить»

Интересы и развлечения

«Сегодня в Большом – «Аида». А я давно не слышал. Люблю…»

« В театр я не пойду…дуракаваляние…одна контрреволюция.»

«В цирк пойдём, лучше всего»

Отношение к животным

«Никого драть нельзя. На человека  и на животное можно действовать только внушением»

«Вчера котов душили, душили»

Отношение к людям  

«На преступление не идите никогда… Доживите до старости с чистыми руками»

«И произносит контрреволюционные речи»

(Из доноса Шарикова на профессора)

 

Вывод: Преображенский – совершенная противоположность Шарикову. Он гораздо его лучше.

- Понимает ли Шариков, насколько выше его  в своём развитии профессор?

- Стыдится ли Шариков своей необразованности?

- Более того, он даёт профессору советы. Одинок ли Шариков в произведении, или есть герои, похожие на него своими взглядами на жизнь? (Швондер)

V. Эвристическая беседа.

-  В произведении есть нечто, что спасло Клима Чугунова от второй судимости и что даёт право Шарикову считать себе тружеником. Что это? Если забыли, обратитесь к тексту. (Пролетарское происхождение).

- Что означало пролетарское происхождение,  какую роль оно играло в то время?

Итак, подведём итоги сказанному выше. Подобно тому, как профессор создал Шарикова, большевики создали нового хозяина жизни – человека с пролетарским происхождением.

- Чтобы выяснить, что приносит новый хозяин  в жизнь, обратимся к анализу  образа Москвы 1924-1925-х годов.

- Опишите Москву глазами Шарика.

- Расскажите  историю дома, в котором жил профессор.

- Что приносят новые люди в Москву? Какое слово употребляет профессор, характеризуя  состояние Москвы? (Разруха).

- Где мы уже встречались сегодня с этим словом? (Разруху принёс Шариков в дом профессора).

- Случайно ли Булгаков употребляет слово «разруха» в двух ситуациях? О чём это говорит? (Между ними есть связь).

- Давайте определим связь между рассказом о создании Шарикова и повествованием о  том, как изменилась жизнь после революции.

Получается следующая логическая цепочка:

Шарик → Шариков  → разруха в доме профессора        

Пролетарий → хозяин жизни  → разруха в Москве.

- Подберите антоним к слову разруха (созидание).

- С кем из героев  произведения можно связать это слово? ( с профессором)

- Что нужно Шарикову, чтобы «дорасти до Преображенского»? (образование, культура).

-  Все согласны с такой последовательностью? Исходя из этой цепочки, сделайте вывод, каким был замысел Булгакова, зачем он рассказал историю Шарикова?

VI. Подведение итогов урока. Результат исследования.

Мы с вами сегодня раскрыли «двойное дно» повести, её философский подтекст.

Нельзя  из собаки сделать человека. Не стоило и  из пролетария без предварительной  подготовки делать хозяина жизни. А.М. Горький писал, что «звериный русский быт»  нельзя изменить сразу, «в одночасье».

Нравственные уроки повести

Хотелось бы обратить ваше внимание на такой момент:

- каковы основные черты характера Шарикова? (Наглость, бескультурье, отсутствие интеллекта)

-Какая черта, на ваш взгляд, самая плохая? (Наглость).

VII. Рефлексия

Продолжите предложения:

Сегодня на уроке я вдруг понял (а)…

Постараюсь жить так, чтобы…

VIII. Домашнее задание предлагается на выбор учеников:

1.      Написать письмо профессору Преображенскому, в котором выразить своё отношение к его эксперименту.

2.      Написать мини - сочинение по теме: «Шариковщина в наши дни»

3.     Написать сочинение – миниатюру по теме: «Что бы я посоветовал Шарикову»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку "Проблема бездуховности в повести М. А. Булгакова «Собачье сердце».

Урок для 8 класса. В работе можно увидеть, как Булгаков безо всяких наставлений  показывает  истоки  глубокой бездуховности  и помогает  взглянуть в себя и ужаснуться тому, чт...

Урок литературы на тему "Повесть М.А.Булгакова «Собачье сердце» - это повесть-предупреждение."

Данная работа познакомит учеников с новым для них писателем М.Булгаковым, с его повестью «Собачье сердце», поможет им понять, о чём же предупреждает нас повесть Булгакова....

Тест по повести М.А.Булгакова "Собачье сердце"

Тест по повести М. А. Булгакова "Собачье сердце" проверяет знание и понимание текста....

Тест по повести М.А. Булгакова "Собачье сердце".

Данный тестовый материал разработан для неслышащих  учащихся 9 класса. Тест, направлен на закрепление основных моментов повести "Собачье сердце", и на выявление знаний учащихся по теме....

буктрейлер по повести М. А. Булгакова "Собачье сердце"

БУКТРЕЙЛЕРЫ-ПОМОЩНИКИ В ПРЕПОДАВАНИЯ ЛИТЕРАТУРЫ В ШКОЛЕ.              Ни для кого не секрет , что современных школьников очень тру...

Реальность и фантастика в повести М.А.Булгакова «Собачье сердце»

Реальность и фантастика в повести М.А.Булгакова «Собачье сердце»Подготовила:   учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ №4 г.Ак-ДовуракаСодунам Анжида Калин-ооловна...