конспект урока
план-конспект урока по литературе (6 класс) на тему

Филиппова Людмила Александровна

Филиппова Л.А., учитель русского языка и литературы

Григорьева О.А.,  учитель математики

Тема урока: Интегрированный урок (литература и математика) на тему:

«Десятичные дроби в литературном образе «Воробей»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok.doc130.5 КБ

Предварительный просмотр:

Филиппова Л.А., учитель литературы

Григорьева О.А., учитель математики

Тема урока: Десятичные дроби в литературном образе «Воробей»

Цели урока:

1.Продолжить развитие познавательного интереса к изучению математики; продолжить развитие элементов творческой деятельности учащихся, через вовлечение их в работу частичного поискового исследовательского характера; развивать умение наблюдать, сравнивать, анализировать, делать выводы. Осмысление разных стилей речи

2.Развивать выразительную  ,правильную речь.

3.Воспитывать навыки коммуникативности в работе, умение слушать другого, уважение к мнению товарища; воспитывать у учащихся такие нравственные качества, как настойчивость, аккуратность, инициативность, точность, самостоятельность, активность, учить сопереживать.

О.А. Сегодня у нас необычный урок, соединяющий математику и литературу. На занятии мы закрепим с вами навыки сложения, вычитания и сравнения десятичных дробей, а в конце урока напишем тест.

Л.А Героем нашего урока будет птичка воробей. Мы рассмотрим его образ у поэтов и писателей и сравним описание воробья в разных стилях речи. В заключении вам предстоит стать писателями и закончить предложенный рассказ.

Слайд 1 воробей

О.А.Вы работаете сами, а мы только помогаем вам и предлагаем интересные задания. 

Л.А.Вы работаете в группах ,а это значит учитесь плмогать друг другу. У каждого а столе есть лист ответов, это ваша рабочая тетрадь на сегодня. Уважаемые гости мы и вам предлагаем принять участие в нашем уроке.

Слайд 2 рефлексия

Рефлексия.

О.А.

Ребята , а давайте укажем с каким  настроением вы пришли на занятие. На листе ответов подпишите свою фамилию, пометьте галочкой или крестиком, тот рисунок, который соответствует вашему настроению.

                                                   

Плохое                                                      Отличное                                                    Безразличное

Слайд…. воробей на ветке, чирикает, ходит…

Л.А Мы начинаем разговор о воробье. Запишите ваши ассоциации к слову воробей. Сначала записывает каждый, не подглядывая, затем при чтении каждой команды, добавляете понравившиеся слова- ассоциации.

Покажите, что мы знаем воробья, ведь он нам знаком с детства. Покажите, как ходит воробей, как сидит на ветке, как чирикает.

О.А Ребята …………..Восстанови цепочку вычислений ,округли до целой части и ты узнаешь сколько весят самые маленькие представители  воробьиннообразных –нектарницы (3-4 грамма).

              +

                                                     

Л.А. Ребята, у вас есть научно-популярный  текст, прослушав его, подчеркните ключевые слова, характеризующие воробья.

1.Внешний вид домового воробья: это небольшая птица серого или серо-коричневого цвета, с круглой головой и коротким клювом, длина тела до 16 см, масса 25-40 граммов. Средняя продолжительность жизни воробьев от9-21 месяца. До осени доживает только половина всех родившихся весной-летом птенцов. В среднем молодой воробей в городе живет 9 месяцев, мудрый и опытный доживет до 21 месяца. А вот в неволе они живут по 15 лет

2.В кладке у воробьев от 4 до 10 яиц. Насиживание занимает всего 11-13 дней. Первый раз птенцы вылетают из гнезда через 10 дней после вылупления. В течении лета воробьи способны вывести два или три выводка.

3.Сердце воробья делает до 850 ударов в минуту в состоянии покоя, а во время полета до 1000 ударов в минуту. При этом, сильный испуг чреват для птицы даже смертельным исходом, так как существенно повышает кровяное давление. Температура тела воробья около 40 градусов.

4. Текст о памятниках воробью.

Л.А В чем отличие научно-популярного текста от художественного.

Слайд. таблица слова научно-популярного  стиля и художественного.

Слайд. Отряд воробьинообразных.

О.А.  А я ребята, используя научно-популярный  текст ,  составила для вас задачу. Предлагаю ее решить

Отряд воробьинообразных охватывает более 5000 видов птиц, что составляет  2/3 населяющих Землю видов птиц, принадлежит к этому отряду. Сколько видов птиц данного  отряда?

Домашнее задание.

Слайд.  Воробей в стихах.

Л.А. Посмотрим, как показывают воробья поэты С. Есенин, С. Черный, Н. Рубцов. Выпишите слова, которые помогают представить, увидеть воробья.

В каждой группе прочитайте друг другу слова и выберите 3-5 самых интересных слов от группы и почтите всем.

5.Математическая последовательность.

Продолжи ряд чисел (запиши ещё по два, три числа в каждый ряд):

      А) 1,2;  1,8;  2,4;  3,6, …    (3,6;  4,2) (К каждому числу для получения следующего прибавляется 0,6)

     Б) 9,6;  8,9;  8,2;  7,5;  … (6,8;  6,1) (Каждое следующее число получается вычитанием из предыдущего 0,7)

А вы знаете ребята………

Где спряталась запятая,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,

                Слайд.               Воробьи из рассказа Куприна, Богданова.                        

Л.А А сейчас я вам прочитаю небольшие отрывки из произведений. Вы будете слушать и одновременно записывать кратко, что узнали о воробье.

Удивительная птица этот воробей, и везде он одинаков – на севере Норвегии и на Азорских островах: юркий, плут, воришка, забияка, драчун, сплетник и первейший нахал. Проведет он всю зиму нахохлившись под застрехой или в глубине густой ели, питаясь тем, что найдет на дороге, а чуть весна – лезет в чужое гнездо, что поближе к дому – в скворечье или ласточкино. А выгонят его, он как ни в чем не бывало… Ерошится, прыгает, блестит глазенками и кричит на всю вселенную: «Жив, жив, жив! Жив, жив, жив!» Скажите, пожалуйста, какое приятное известие для мира!

Ребята, а давайте вы сейчас прочитаете, какие слова вы успели записать, я надеюсь ,что вы помогали друг другу.

Вспомним рассказ Богданова «Домашний воробей». Какие слова пригодятся нам для собственного рассказа, сказки.

Попал в песню, да ещё вором. Так и народ смотрит на беднягу, как на завзятого вора. Но вор ли действительно воробей - вот вопрос! Как хотите, но я с этим не согласен. Воробей - честный работник; он исправно трудится на своего хозяина; он приносит ему много пользы; и за это-то его гонят везде, бранят вором и не любят! Виноват ли он, что его труды не хотят ценить и что его вынуждают воровать? Да он и не ворует, а берёт только своё. Если не верите, узнайте поближе жизнь воробья.

Слайд по сказке «Растрепанный воробей»

Вспомним прочитанный нами рассказ Паустовского «Растрепанный воробей».

О том, как злая ворона, тайком пробираясь в комнату к девочке Маше, воровала всё подряд. Однажды она утащила очень важный и дорогой для семьи предмет – маленькую брошку в виде стеклянного букетика. Произошло это перед самым маминым выступлением на сцене, она очень сильно огорчилась и плакала.  Всё это видел воробей Пашка, мечтавший отблагодарить Машу за своё спасение. Мы остановились на самом интересном месте.

 Допишите, как могла закончиться эта сказка.

После написания от  каждой группы 1 человек  читает свою работу.

Учитель читает финал.

И вот, когда закончился спектакль и музыка так громко и весело запела о счастье, что люди улыбнулись про себя и только недоумевали, почему у счастливой Золушки на глазах слезы, - вот в это самое время в зрительный зал ворвался, поносившись и поплутав по театральным лестницам, маленький растрепанный воробей. Было сразу видно, что он выскочил из жестокой драки.
Он закружился над сценой, ослепленный сотнями огней, и все заметили, что в клюве у него что-то нестерпимо блестит, как будто хрустальная веточка.
Зал зашумел и стих. Дирижер поднял руку и остановил оркестр. В задних рядах люди начали вставать, чтобы увидеть, что происходит на сцене. Воробей подлетел к Золушке. Она протянула к нему руки, и воробей на лету бросил ей на ладони маленький хрустальный букет. Золушка дрожащими пальцами приколола его к своему платью. Дирижер взмахнул палочкой, оркестр загремел. Театральные огни задрожали от рукоплесканий. Воробей вспорхнул под купол зала, сел на люстру и начал чистить растрепанные в драке перья.
Золушка кланялась и смеялась, и Маша, если бы не знала наверное, никогда бы не догадалась, что эта Золушка - ее мама.
- Вот и неправда! - пробормотала Маша. - От радости смеются.
- От маленькой радости смеются, - ответила мама, - а от большой - плачут. А теперь спи!
Маша уснула. Уснула и Петровна. Мама подошла к окну. На ветке за окном спал Пашка. Тихо было в мире, и крупный снег, что падал и падал с неба, все прибавлял тишины. И мама подумала, что вот так же, как снег, сыплются на людей счастливые сны и сказки.

10.Задание: Обсудите в группе свои впечатления. Каков Пашка?

Расскажите свои выводы о герое.

Ребята, вы сегодня рассмотрели воробья         в различных текстах и мы сейчас уже можем его охарактеризовать, предлагаю вам посоветоваться и составить от группы небольшой рассказ о птице.

А теперь я вам предлагаю в качестве домашнего задания приготовить проект «Песня славы воробью», используя материал нашего урока.

Слайд воробей

О.А 

А теперь наступила время математического теста, но он тоже будет содержать…………………………………..

Тест по математике. 

Задача 1. Первое число равно 13,52, а второе число на 1,231 меньше. Найдите сумму этих чисел.

а) 14,751; б) 14,73 в) 25,809

Задача 2.Найдите периметр треугольника со сторонами 23,4 м, 25,76 м и 16м.

а) 49,16; б) 65,16; в) 50,76;.

Задача. Периметр треугольника 100,05 м, две стороны соответственно равны 33,65 м и 34 м. Найдите третью сторону треугольника.

а) 32,4 б) 66,06 в) 167,7

Рефлексия.

 О.А Наш урок подошел к концу ,на слайде вы видите начало предложений которые необходимо вам продолжить. Ребята подумайте хорошо, нам очень важно узнать ваше мнение.

Меня сегодня удивило то…………………………………………………..

Мне было сложно…………………………………………………………..

Заключение . Наш урок подошел к концу, вы работали хорошо, оценки за урок вы получите после проверки ваших рабочих листов. Спасибо за урок.

Приложение.

Рабочая тетрадь

Ученика/цы  5 «З»_____________________________

1 Моя самооценка________________________________

2 Кроссворд

3.Слова- ассоциации к слову воробей _________________________________________________________

________________________________________________________

4. Из текста  выписать слова, характеризующие воробья

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5.  Задачи о размерах воробья

6. Послушаем, как поэты воспевают воробья. А вы запишете во время прослушивания ключевые слова о воробье.

7.  Математическая эстафета.

8. Запишите кратко, что узнали  о воробье.

------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

9.  Продолжи окончание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План - конспект урока в форме презентации в программе Power Point на немецком языке по теме " Немецкая пресса для подростков" и конспект урока в программе Word к УМК И.Л.Бим., Л.В.Садомовой " Шаги 5" для 9 класса.

Презентация конспекта урока на немецком языке  в программе Power Point по теме "Немецкая пресса для подростков" и конспект в программе  Word показывают некоторые приёмы работы по теме "СМИ" ...

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА План-конспект урока в 11 классе «Фотоэффект. Применение фотоэффекта.»

Урок с использованием  ЭОР. В изучении нового материала используется информационный модуль  "Фотоэффект" для базового уровня старшей школы.  В практический модуль входи...

План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча» План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча»

Цель урока: Развитие новых умений и навыков при игре в баскетбол, воспитание  дисциплинированности.Задачи урока: 1. Совершенствование  техники выполнения  передачи  мяча ...