Урок по литературе по творчеству А.С.Пушкина в 5 классе
план-конспект урока по литературе (5 класс) по теме
Урок по сказкам А.С.Пушкина подготовлен по технологии Г.Воровщикова. Внимание уделяется формированию УУД, что соответствует требованиям ФГОС.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok1_samsina_l.g.doc | 86 КБ |
Предварительный просмотр:
ГБОУ Измайловская гимназия №1508
Схема урока
Учитель (литература)
(Самсина Лариса Геннадиевна)
Предмет | Литература |
Класс | 5 |
Тема | Сказки А.С.Пушкина |
Базовый учебник | Г.С.Меркин. Литература: учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений: в 2 ч..-ООО «Русское слово – учебник», 2012. – (ФГОС. Инновационная школа). |
Тема урока: Игра по сказкам А.С.Пушкина |
Место урока в теме: Обобщающий урок |
Тип урока: Комбинированный, урок формирования УУД |
Дата урока: 27.09.2014 |
Образовательные ресурсы: Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» (http://festival.1september.ru), http://school-collection.edu.ru/catalog/res/3b11d256-aba9-45de-83ff-d4355cbef516/view/ |
Цель урока (уроков): Формирование универсальных учебных действий, развитие творческого мышления школьников средствами литературного воспитания. |
Задачи урока: Предметные: определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения; владение литературоведческими терминами «литературная сказка», умение вести диалог, понимание образной природы литературы как явления словесного искусства. Метапредметные: умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата; владение устной и письменной речью; воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом; умение работать в группе. |
Технологии: Творческого развивающего обучения, игровая технология, технология сотрудничества, информационная технология. |
Формируемые понятия: Литературная сказка, сюжет, композиция, выразительное чтение |
План урока: (перечисление этапов урока).
1). Этап подготовки учащихся к активному сознательному усвоению знаний и умений.1.1
- Вступительное слово учителя.
- Демонстрация коллажа «Наши любимые сказки» и параллельное выразительное чтение.
2).Этап актуализации знаний, целеполагание.3.1.1
- Продолжение общения с классом. Определение цели урока
- Викторина в формате брейн-ринга по сказкам А.С.Пушкина.
- Подведение итога. Подсчет баллов. Определение победителей. Награждение команд.
3).Этап закрепления знаний и умений по повторению.2.2.8 , 2.2.16
- Инсцинирование эпизода по сказкам поэта (по выбору учителя).
- Выполнение творческих заданий.
4).Этап обобщения и рефлексии.
Подведение итогов игры. Рефлексия.
Метапредметная карта урока:
Метапредметная карта урока (деятельностный аспект)
Этапы урока | Перечисление УУД с указанием уровня освоения | Алгоритм формирования | Деятельность учителя | Деятельность ученика |
Этап подготовки учащихся к активному сознательному усвоению знаний и умений. | 1.14. Определять индивидуально и коллективно учебные задачи для индивидуальной и коллективной деятельности. Уровень-понимание | 1. Брейн-ринг - это игра между командами в ответы на вопросы. Команды игроков одновременно отвечают на один и тот же вопрос, причём правильно ответившая команда лишает соперника возможности ответить на этот же вопрос. Побеждает команда, набравшая больше очков. Время на размышление не больше 20 секунд. 2. Правила для участников: - доброжелательно относиться друг к другу, - негромко проводить обсуждение, -четко, логично, громко отвечать на вопросы, не выкрикивать с места, -внимательно слушать соперника. | Учитель знакомит учащихся с условиями игры Брейнг-ринг, формирует группы, осуществляет сопровождение на этапе выбора капитана команды, психологически готовит ребят к общению. Учитель дает инструкцию участникам команд для работы в группе. | Учащиеся мобилизуют свое внимание, настраиваются на сотрудничество с учителем и сверстниками, отвечают на вопросы учителя. Учащиеся внимательно слушают учителя и учатся адекватно воспринимать информацию, делают выводы. |
Этап формирования новых знаний и умений. | 2.1.18. Использовать в соответствии с учебной задачей следующие виды чтения: сплошное, выборочное, беглое, сканирование; аналитическое, ком-ментированное; по ролям; предварительное, повторное. Уровень – понимание. | 1.Познакомиться с текстом роли. 2.Определить характер героя. 3.Провести предварительное чтение с целью ознакомления с эпизодом. 4.Определить темп и особенности чтения при повторном ознакомлении для более глубокого осмысления роли 5.Осуществить выразительное чтение. Помнить, что главными признаками выразительного чтения является грамотность, хорошая дикция, эмоциональность, понимание характера роли, артистизм. | Учитель объясняет задачи и правила выразительного чтения по ролям, активизирует внимание учеников, настраивает на творчество, на осознание ответственности за общее дело. | Учащиеся осуществляют наблюдение, устанавливают причинно-следственные связи в данном виде учебной деятельности, учатся совершенствовать свои умения и навыки, читают инструкцию в дополнительных материалах к уроку. |
Ход урока:
- Вступительное слово учителя.
Здравствуйте, ребята! Я уверена, что мы все любим сказки, особенно сказки русского поэта, писателя А.С.Пушкина.
Давайте посмотрим небольшой видеоролик. Поможет нам сделать его белее ярким наш одноклассник. Он прочтет всем знакомый отрывок «Вступление к поэме «Руслан и Людмила».
- Демонстрация коллажа «Наши любимые сказки» и параллельное выразительное чтение.
2. Продолжение общения с классом
- Понравилась презентация?
-Что было необычным? (Ученики отмечают, что в ролике использованы иллюстрации из проектов по теме «Сказочная живопись»).
- Давайте подумаем, какова цель нашего урока? (Учащиеся с помощью учителя определяют цель: вспомнить сказки А.С.Пушкина, показать знание сюжетов сказок А.С.Пушкина и проявить творческие способности).
Запись темы урока на маршрутном листе:
Игра по сказкам А.С.Пушкина «Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок».
Капитан команды записывает тему.
В это время члены команды рассматривают сборники сказок, которые лежат у них на парте.
3. Викторина в формате брейн-ринга.
(Класс разделен на 3 команды).
Учитель сообщает условия игры и правила работы в группе.
- Ребята, давайте вспомним условия игры Брейн-ринг по маршрутному листу. В нем вы найдете все инструкции. Познакомимся с ними:
1). Брейн-ринг - это игра между командами в ответы на вопросы. Команды игроков одновременно отвечают на один и тот же вопрос, причём правильно ответившая команда лишает соперника возможности ответить на этот же вопрос. Побеждает команда, набравшая больше очков. Время на размышление не больше 20 секунд.
2). Правила для участников:
- доброжелательно относиться друг к другу,
- негромко проводить обсуждение,
-четко, логично, громко отвечать на вопросы, не выкрикивать с места,
-внимательно слушать соперника,
- спокойно принимать неудачу, радоваться за другую команду, если сегодня удача будет не на вашей стороне.
- быть честным, так как баллы проставляются в маршрутный лист.
Для этой работы необходимо выбрать одного члена команды.
Учитель подводит итог работе с инструкциями, определяя уровень осознания на данном этапе:
- Ребята, все ли вам ясно?
- Есть ли у вас вопросы?
Итак, Большая игра начинается!
3). Викторина (22 вопроса). (Вопросы могут быть представлены в продолжение презентации)
- Как начинается «Сказка о рыбаке и рыбке» («Жил старик со своею старухой»).
- Какой рыболовной снастью ловил старик рыбу? (Неводом).
- Старуха была наказана за жадность, а за что был наказан старик? (За трусость и безволие).
- Сколько теремов получил в придание королевич Елисей? (Сто сорок).
- Кто в «Сказке о мертвой царевне и о семи богатырях» помог Елисею найти невесту? (Ветер).
- У семи богатырей была собака. Какая у нее была кличка? (Соколко).
- Кто в сказке подарил царю Дадону золотого петушка? (Мудрец).
- В качестве кого использовал царь Дадон золотого петушка? (В качестве сторожа).
- Кем приходилась ткачиха молодой жене царя Салтана? (Сестрой).
- Какой титул был у Гвидона в «Сказке о царе Салтане»? (Князь).
- «Тот уж когти распустил,\ Клев кровавый навострил…» О ком идет речь в этих строчках? (О коршуне).
- Какую кашу любил Балда из «Сказки о попе и его работнике Балде»? (Полбу).
- За какую плату работал пушкинский Балда у Попа? (За 3 щелчка по лбу).
- Сколько лет было Людмиле в поэме Пушкина "Руслан и Людмила»? (Семнадцать).
- Как заканчивается вопрос заглавного героя «Руслана и Людмилы»: «О поле, поле, кто тебя усеял... ?»? (мертвыми костями).
- «Я там был, мёд, пиво пил, / Да усы лишь обмочил». А на чьей свадьбе гулял поэт? (Королевича Елисея).
- В какой паре пушкинских сказок в каждой из них есть персонаж по имени Черномор? («Руслан и Людмила», «Сказка о царе Салтане»).
- Какой персонаж пушкинской сказки не сдержал своего обещания и поплатился за это жизнью? (Дадон).
- Кто из пушкинских сказочных героев ест за четверых, работает за семерых? (Балда).
- Кем доводятся друг другу сказочные герои А.С. Пушкина Гвидон и Дадон? (Никем. Они из разных сказок).
- «Я там был, мёд, пиво пил, / Да усы лишь обмочил». А на чьей свадьбе гулял поэт? (Королевича Елисея).
- Какая пушкинская сказка заканчивается словами: «Сказка ложь, да в ней намек / Добрым молодцам урок»? («Сказка о золотом петушке»).
4. Подведение итога.
Подсчет баллов.
Определение победителей. Награждение команд.
Командам предлагается определить самого активного участника Игры. После небольшого обсуждения (учитель напоминает правила для участников) награждаются Знатоки.
Капитаны команд пожимают друг другу руки.
5.Второй этап Игры «Наши любимые сказки».
1). Слово учителя.
- Ребята, понравилась игра Брейн-ринг?
- Что она показала? (Учащиеся отвечают, что сказки Пушкина очень интересные и они их любят, но на многие вопросы было трудно ответить, потому что читали сказки давно, какие-то моменты уже подзабыты. Дети отмечают, что с удовольствием вспоминали героев и любимые эпизоды).
-Какое пожелание вы дадите своим одноклассникам? (Ученики дают совет перечитать сказки А.С.Пушкина).
- Ребята, мы переходим ко второму этапу Игры.
На ваших партах лежат замечательные сборники сказок А.С.Пушкина. Вы их рассматривали в начале урока. Вы заметили, что там лежат закладки. Объявляю условия второго этапа.
2). Условия второго этапа (инструкция №3 маршрутного листа):
1. На странице, которую указывает закладка, находиться эпизод для инсцинирования.
2. Команда должна распределить роли (участвует три человека – автор, два героя сказки) и провести подготовку выступления. Можно воспользоваться реквизитом (невод, плащ, корона, воздушные шарфы, звезда).
3. Члены команды (не участвующие в инсцинировании) составляют в алфавитном порядке красиво оформленный список героев сказок А.С.Пушкина. (На столах у каждой команды лежат листы А4, фломастеры, клей, карандаши, цветная бумага, ножницы)
4. По окончании подготовительного этапа команда представляет свой проект.
3) Самостоятельная работа команд.
Учитель контролирует процесс подготовки, подсказывает, помогает.
4) Выразительное художественное чтение эпизода.
1 команда – Царь Дадон и Шамаханская царица
2 команда – Гвидон и Царевна Лебедь
3 команда – Старик и Старуха в роли царицы.
Вживание в образ героев.
Первые опыты актерской игры.
Работа над дикцией.
5). Представление творческих работ «Наши любимые герои сказок А.С.Пушкина».
6). Оценивание выступлений.
7). Подведение итогов Игры. Заключение.
Слово учителя:
-Ребята, наша замечательная игра подошла к концу. Мы сегодня вспомнили сказки любимого нашего поэта А.С.Пушкина. Каждая команда сумела проявить себя в Игре, поработали над выразительным чтением, получили мастер-класс актерской игры и достичь определенных результатов.
Как вы оцениваете свою работу? У вас на парте три карточки: красная -10 баллов, синяя-8 баллов, желтая-6 баллов. Подумайте и выберите правильное решение. Не забудьте правило участника. Мы должны быть честными и справедливыми.
(Учащиеся после небольшого обсуждения выносят решение и поднимают выбранную карточку).
-Спасибо за работу. Вы сегодня Молодцы!
Примечания к составлению урока:
1) Метапредметная цель:
Овладеть следующими метапредметными умениями на уровне ………………:
Код и содержание УУД (см. классификацию).
2) Информация для установления уровня овладения УУД:
Характеристика уровней усвоения учебной информации (по В.П. Беспалько) | ||
Уровень усвоения | Название уровня | Характеристика уровня |
исходный | Понимание | обучающийся знает, как корректно осуществлять действие (умение), но у него отсутствует опыта его реализации при решении учебно-познавательных проблем |
I | Узнавание | обучающийся выполняет каждую операцию действия, опираясь на знания, как корректно его осуществлять: описание, алгоритм, подсказка, намек (репродуктивное действие) |
II | Воспроизведение | обучающийся самостоятельно выполняет действие при решении ранее рассмотренных типовых учебно-познавательных проблем (репродуктивная деятельность) |
III | Применение | обучающийся применяет действие при решении нетиповых учебно-познавательных проблем (продуктивное действие). |
IV | Творчество | обучающийся, действуя в известной ему сфере деятельности, самостоятельно применяет действие для создания собственного образовательного продукта при решении нетиповых учебно-познавательных проблем, творческому освоению подлежит как сама деятельность, так и знания о ее корректном осуществлении (продуктивная деятельность).[1] |
3) В случае, если урок с метапредметным содержанием, то есть, урок формирования УУД посредством предмета, то карта должна быть полной. Если же это урок с применением УУД, то метапредметная карта может содержать в себе только этапы, связанные с применением или метапредметных умений.
4) Такой способ оформления урока одновременно удовлетворяет требованиям ФГОС (там вместо метопредметной карты – технологическая) и требованиям к урокам с метапредметным содержанием.
[1] С. 37-38. Беспалько В.П. Системно-методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса подготовки специалистов/ В.П. Беспалько, Ю.Г. Татур. – М.: Высш. шк., 1989. – 144 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку литературы "История в жизни и творчестве А.С.Пушкина" 8 класс
презентация к уроку...
Конспект урока по литературе по творчеству И.С. Тургенева 10 класс
Материал урока "Испытание любовью"(по произведению И.С Тургенева "Отцы и дети") учи искусству полемики, формирует читательскую культуру....
Урок по литературе по творчеству А.С.Пушкина в 5 классе
Урок по сказкам А.С.Пушкина подготовлен по технологии Г.Воровщикова. Внимание уделяется формированию УУД, что соответствует требованиям ФГОС....
Конспект открытого урока по творчеству А.С. Пушкина 5 класс по программе 2100 «Литература 5 класс» авторы Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева,.. А.С.Пушкин. Пролог к поэме «Руслан и Людмила»- собирательная картина образов.
Данный конспект предназначается для учащихся 5 класса. обучаюжихся по по программе 2100 «Литература 5 класс» авторы Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева,...
Методическая разработка урока по предмету Литература. Тема урока: «Тема любви в творчестве А.С. Пушкина».
При разработке открытого урока по литературе я определила его тип как работу над лирическими произведениями. Изо всех видов литературных произведений лирика отличается наиболее сильным эмоциональным в...
Презентация к уроку литературы по творчеству А.С.Пушкина в 8 классе
Презентация "А.С.Пушкин" предназначена для изучения биографии поэта в 8 классе....
Контрольная работа по литературе по творчеству Крылова, Жуковского, Пушкина. 5 класс (2 четверть)
Текст контрольной работы в двух вариантах с ответами и критериями оценивания...