Сценарий мероприятия по творчеству Блока
материал по литературе (11 класс) на тему

Бескровная Наталья Владимировна

В даннном мероприятии принимают участие ученики 10-11 классов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stsenariy_po_tvorchestvu_bloka.docx26.53 КБ

Предварительный просмотр:

               МОУ «Подхоженская средняя общеобразовательная школа»

«Покой нам только снится…»

 (Литературно – музыкальная композиция,          посвящённая творчеству А.А.Блока.)

                                                Учитель Бескровная Н.В.

                         

Действующие лица: Пьеро, Мистик, Автор, Прекрасная Дама, Катька,

                                        Ванька.

Декорации:  революционные лозунги, цитата из стихотворений А.Блока,

                       рисунки, вывески, горящие свечи, букеты, имитация

                       кафе «Бродячая собака».

Музыкальное оформление: «Рондо – каприччиозо» Сен-Санса, музыка

                                                   «Эх, яблочко…», романс «Отцвели уж давно

                                                   хризантемы в саду», песня «Очарована,

                                                   околдована» в исп. С.Иванова, песня «Берега,

                                                   берега» в исп. А.Малинина.

На сцене появляются Мистик с горящей свечой и Пьеро. Говорят таинственно.

Мистик: Ты слушаешь?

Пьеро: Да.

Мистик: Наступает событие. О, вечный ужас! Вечный мрак! Ты ждёшь?

Пьеро: Я жду.

Мистик: Уж близко прибытие. За окном нам ветер подал знак.

        (Начинает звучать 1 часть «Рондо - каприччиозо» медленная).

Пьеро: Неверная! Где ты? Сквозь улицы сонные протянулась длинная цепь

             Фонарей, и пара за парой идут влюблённые, согретые светом любви

             Своей. Где же ты? Отчего за последнею парою не вступить и нам

             В печальный круг? Я пойду бренчать печальною гитарою под окно,

              Где ты пляшешь в хоре подруг! Нарумяню лицо моё лунное, бледное,

             Нарисую усы и усы приклею. Слышишь ты, Коломбина, как сердце

             Бедное тянет, тянет грустную песнь свою?          

             (музыка заканчивается)

Автор: Что вы говорите? Почтеннейшая публика! Спешу уверить, что этот

              актёр жестоко насмеялся над моими авторскими правами. Действие

              происходит зимой в Петербурге. Откуда же он взял окно и гитару?

              Я писал мою драму не для балагана… Уверяю вас…

(Звучит музыка «Эх, яблочко…» В зал врываются Катька и Ванька, они идут через зал и громко кричат).

Катька: Вся власть Учредительному собранию!!!

Ванька: Революционный держите шаг! Неугомонный не дремлет враг! Товарищ,

               Винтовку держи, не трусь! Пальнём - ка пулей в Святую Русь!

Катька: В кондовую, в избяную, в толстозадую!

Мистик: Какой ужас! Всё разрушено, всё пропало!

Пьеро: Коломбина! Слышишь ли ты, как рыдает по тебе твой верный Пьеро?

Мистик: Да подождите вы, честное слово, со своей Коломбиной. Вот эти две

                подозрительные личности испортили нам весь вечер. Надо их гнать

                отсюда, а потом продолжим. Простите, дамы и господа, небольшая

                заминка, но сейчас наш вечер будет продолжен…

Катька: Кого это ты собрался гнать, интересно знать? Смотри, как бы тебя

              Самого к стенке не отвели, время –то сейчас революционное, это

               Мы тебе быстро устроим.

Ванька: Мы на горе всем буржуям мировой пожар раздуем.

              Мировой пожар в груди – Господи, благослови!

Пьеро: Господа, прошу прощения, ну зачем же так горячиться? Дело в том,

              что мы сегодня собрались на вечер, посвящённый жизни и творчеству

              нашего литературного родителя и пригласили гостей в балаганчик.

Катька: Да мы тоже не к вам в гости шли, ананасы с шампанским кушать, нас

              тоже на именины пригласили вроде как к автору какому-то. Вань, я

              чтой-то фамилию запамятовала… Напомни-ка, Вань…

Ванька (поёт на мотив частушки):

                     У тебя на шее, Катя, шрам не зажил от ножа,

                     У тебя под грудью, Катя, та царапина свежа!

                    Эх, эх, попляши! Больно ножки хороши!

Катька: Чёрт окаянный, никакого толку от тебя нету.

Пьеро: Что это с ним? Как-то он невпопад отвечает и вид у него странный…

Катька: Да как меня застрелили, он сам на свой сделался, а куда ж я его дену-то?

Мистик: Ну знаете, я хоть и Мистик, но такого даже и себе не позволю… Кто это

               вас застрелил, мадам?

Катька: Блок! Вспомнила! Блок его фамилия, к кому мы на именины – то шли!

              Мы ж прямо из поэмы «Двенадцать» и явились.

Пьеро: Позвольте, мы тоже празднуем встречу с творчеством А.А.Блока но совсем

             в другом ключе. Ведь, что такое Блок?  Это прежде всего символизм,

             мистицизм, загадочность…

Катька: Да не знаю я ничего про ваши ключи, знаю, что велено быть – мы и вот

              они. Верно, Вань?

Ванька: Ох, ты, горе горькое, скука скучная, смертная!

               Уж я времечко проведу, проведу,

               Уж я темечко почешу, почешу…

               Уж я семечки полущу, полущу…

               Уж я ножичком полосну, полосну!

               Ты лети, буржуй, воробышком,

               Выпью кровушку за зазнобушку, чернобровушку…

Мистик: Ну вот, опять он за своё…  Ну так вот, господа, то есть товарищи…

Голос за кулисами: Пропустите же меня! Мне необходимо там быть сегодня,

                           этот вечер посвящён мне и моему любимому автору! Господа,

                            благодарю вас!

(На сцене появляется Прекрасная Дама.  Она поправляет шляпу и не обращает ни на кого внимания).

Катька:  Ух ты, какая мадама! Ты только погляди, Вань! Интересуюсь я, что это вы

              сказали насчёт вечера?

Дама: Ну разумеется, не только мне, а божественному А.А., но поскольку я

          являюсь той самой Прекрасной Дамой, которой он посвятил своё творчество,

          то логично было бы сказать…

Мистик: И ничего не логично. Я вот тоже могу смело сказать, что Блок посвятил

               Своё творчество мистике и могу это доказать…

Пьеро: А сколько им написано для театра? И я там играю не последнюю роль,

            прошу заметить… Собственно, с «Балаганчика» началась для Блока

             Слава. Он был поставлен в театре Комиссаржевской осенью 1906 года.

            Режиссёром был молодой Мейерхольд, музыку написал поэт и композитор

            Кузьмин. Спектакль прошёл шумно. В одной из рецензий на спектакль

            написали: «Будто в подлинной битве кипел зрительный зал, рёв и свист

            ненависти прерывались звонкими воплями, в которых слышались и задор,

            и вызов, и гнев: Блок, Кузьмин, Сапунов, Мейерхольд, браво!»

Мистик: Ах, как светла та, что ушла (звенящий товарищ её увёл),

               Упала она (из картона была), а я над ней смеяться пришёл.

               Она лежала ничком и бела. Ах, наша пляска была весела!

               А встать она уж никак не могла, она картинной невестой была.

               И вот стою я, бледен лицом, но вам надо мной смеяться грешно.

              Что делать? Она упала ничком…Мне очень грустно. А вам смешно?

Катька:  Ну вы даёте! А какая поэма названа самой революционной, самой

              Неистовой и даже гениальной? «Двенадцать», вот какая!  Правда, Вань?

 Ванька: Всё равно тебя добуду, лучше сдайся мне живьём!

               -Эй, товарищ, будет худо, выходи, стрелять начнём!

Дама: Какой кошмар! Господа, по-моему, он умалишённый! Вы только

           послушайте, что за бред он несёт! Я не могу находиться рядом с ним!

              Я – Прекрасная Дама, а не какая-нибудь…

Автор (выходит на сцену): Не ссорьтесь, уважаемые персонажи, ведь все вы

               по-своему правы! Творчество Блока очень разнообразно, о чём мы

               сегодня и хотим поговорить. Но вначале давайте поговорим о жизни

               А.А., очень непростой, как и у всякого художника, а особенно в России.

              А вас, уважаемые персонажи, я попрошу иногда выходить из своих

              образов и помогать мне. Договорились? Тогда начнём, пожалуй!

                       (Звучит музыка Сен-Санса)

Автор: 16 ноября в Петербурге в семье профессора Варшавского университета

             А.А.Блока и А.А.Блок (Бекетовой) родился сын. Назвали его Александром.

            В семье получилось три Саши. Детство его было благополучным – поездки

            за границу, посещения театров, усадьба Шахматово, с которой связана

            вся жизнь Блока. Правда, он переживёт развод родителей в возрасте 9 лет,

            но что же делать.

            Первыми увиденными спектаклями были «Синяя борода» и «Спящая

            Красавица». Не отсюда ли возникло его поклонение красоте и волшебству?

Дама: она молода и прекрасна была и чистой мадонной осталась.

           Как зеркало речки, спокойной, светла. Как сердце моё разрывалось!

           Она беззаботна, как синяя даль, как лебедь уснувший, казалась.

           Кто знает, быть может, была и печаль…Как сердце моё разрывалось!

          Когда же мне пела она про любовь, то песня в душе отзывалась.

          Но страсти не ведала пылкая кровь…Как сердце моё разрывалось!

Автор: Это написано в 18 лет. Не правда ли, какая божественная романтика!

            Именно в этом возрасте он серьёзно увлекается Любовью Дмитриевной

            Менделеевой,с которой был знаком с раннего детства. Ей-то и суждено

           стать Прекрасной Дамой, порой светлой, порой трагической, но неизменно

           единственной.

 Звучат 2 куплета песни «Очарована, околдована…»

Автор: Ей, Любови, посвящено столько неземных по своей силе и красоте

              Стихотворений, «глупых сказок», как назвал их поэт, что хватило бы

             Жизнь не одной счастливой женщины. Но – она была одна.

Дама: Девушка пела в церковном хоре о всех усталых в чужом краю,

            О всех кораблях, ушедших в море, о всех, забывших радость свою.

            Так пел её голос, летящий в купол-, и луч сиял на белом плече,

            И каждый из мрака смотрел и слушал, как белое платье пело в луче.

            И всем казалось, что радость будет, что в тихой заводи все корабли,

            Что на чужбине усталые люди светлую жизнь себе обрели.

            И голос был сладок, и луч был тонок, и только высоко, у Царских врат,

           Причастный тайнам, - плакал ребёнок о том, что никто не придёт назад.

Мистик: Вот – вот, очень хорошо, это уже ближе к нам, мистикам. Тут вам и

               тайны, и вещий ребёнок, и Царские врата…  Разве я не прав, господа?

                Не правда ли, Пьеро?

Пьеро: Ну конечно, друг мой, это же и ребёнку ясно – девушка – это та же

             Коломбина, это моя вечная невеста!

Катька: Ну этот уж совсем тронулся, бедолага, про Колом…Колон…тьфу, не

             выговоришь, заговорил.

Пьеро: Или вы правы – и я несчастный сумасшедший. Или вы сошли с ума –

             и я одинокий непонятый воздыхатель. Носи меня, вьюга, по улицам!

             О, вечный ужас, вечный мрак!

             Жду тебя на распутьях, подруга,

             В серых сумерках зимнего дня!

             Над тобою поёт моя вьюга, для тебя бубенцами звеня!

Автор: Не секрет, что все творческие люди относятся к чужой славе довольно

             ревниво и нетерпимо. Тем более ценными являются для нас свидетельства

             современников Блока, также известных поэтов. Давайте послушаем их

             голоса.

Ванька: Из воспоминаний Георгия Иванова: «Чад, несвежие скатерти, бутылки,

              закуски, «машина» хрипло выводит романсы, кругом пьяницы, Блок такой

              же, как всегда: спокойный, красивый, задумчивый.

(Звучит романс «Отцвели уж давно хризантемы в саду»).

               Женщина лёгкого поведения подходит к нему, садится рядом. Он не гонит

              Её, наливает вина, гладит нежно, как ребёнка, по голове, о чём-то говорит

              Ей. О чём? О страшном мире, о любви, о том, что даже на этих окурках

              И на кабацком полу, как луч, отражена любовь…»

        (Романс заканчивается).

Мистик: С тем, что Блок – один из поразительнейших явлений русской поэзии

               Уже никто не спорит, а те, кто спорит – не в счёт. Когда-нибудь споры

              О личности Блока вспыхнут с новой силой. Это неизбежно, если Россия

             Останется Россией и русские люди русскими людьми. Любя стихи, мы

             Тем самым любим его создателя – стремимся понять,  разгадать, если

              Надо – оправдать его…

         (Звучит музыка Сен-Санса).

Катька: У меня в Москве -  купола горят, у меня в Москве – колокола звонят,

           И гробницы в ряд у меня стоят, - в них царицы спят и цари.

          И не знаешь ты, что с зарёй в Кремле легче дышится – чем на всей Земле!

          И не знаешь ты, что с зарёй в Кремле я молюсь тебе – до зари.

          И проходишь ты над своей Невой о ту пору, как над рекой Москвой

          Я стою с опущенной головой, и слипаются фонари.

          Всей бессонницей я тебя люблю, всей бессонницей я тебе внемлю –

          О ту пору, как по всему Кремлю просыпаются фонари.

          Но моя река – да с твоей рекой, но моя рука – да с твоей рукой

          Не сойдутся, Радость моя, доколь не догонит заря – зари.

Дама: В 1920 году Марина Цветаева пережила большое потрясение – впервые

           в жизни увидела Блока. Она вернулась домой ошеломлённая. А

           следующее потрясение – смерть поэта 7 августа 1921 года. Из черновика

           письма к А.Ахматовой:»Смерть Блока. Ещё ничего не понимаю и долго не

           буду понимать. Думаю, смерти никто не понимает. Удивительно не то, что

           он умер, а то, что жил…Смерть Блока я чувствую как Вознесение».

Автор: Вот так отзывались великие о своём современнике. И поверьте, друзья,

              их отзывы дорогого стоят.

Ванька: Гуляет ветер, порхает снег, идут двенадцать человек.

              Винтовок чёрные ремни, кругом огни, огни, огни.

              В зубах цигарка, примят картуз, на спину б надо бубновый туз!

Катька: Молодец, Ванечка, а то про нас совсем уж забыли. Мистики, Дамы…

              А революцию не желаете, господа хорошие? Георгия Иванова вспомнили?

             А не хотите узнать, что он написал о поэме «Двенадцать»?

Ванька: «Двенадцать» - одна из вершин поэзии Блока.

Пьеро: А что же вы не продолжаете, любезный? А дальше вот что: «…и именно

            потому, что она из вершин, на имя Блока и на всё написанное им ложится

            от неё зловещий отблеск кощунства в отношении к России, и Христа…Он

            написал «Двенадцать», где во главе красногвардейцев, идущих

            приканчивать штыками Россию, поставил – «в снежном венчике из роз»

            Христа! В нереальной реальности, в которой он жил и писал стихи, Блок

            был заблудившимся в «страшном мире» ребёнком, боявщимся жизни

            и не понимавшим её».

Мистик: Наделённый даром, добрый, великодушный, предельно честный с жизнью

              с людьми и с самим собой, Блок родился с «ободранной кожей»,

              с болезненной чувствительностью к несправедливости, страданию, злу.

              Он с юности создал мечту о революции – избавлении и поверил в неё, как в

              реальность.

Автор: И эти предельные искренность и честность он пронёс через всю жизнь.

             Он имел огромную известность по всей России, перед ним преклонялись.

             Его пьесы шли, его избирали в различные комитеты и комиссии, почитая

             Это честью. Он работал в театральной секции, выступал с лекциями. В

            числе многих заявил о своей готовности сотрудничать с Советской властью.

            «русской интеллигенции – словно медведь на ухо наступил: мелкие страхи,

             Мелкие словечки. Не стыдно ли издеваться над безграмотностью

          Объявлений и писем, которые написаны доброй, но неуклюжей рукой?

            Не стыдно ли прекрасное слово «товарищ»  произносить в кавычках?

Катька: И очень не зря в день окончания поэмы он назвал себя в дневнике гением.

Пьеро: Но так было не всегда. Из воспоминаний Г. Иванова: «Умирающего Блока

             навестил «просвещённый сановник», кажется теперь благополучно

             расстрелянный, начальник Петрогослитиздата Ионов. Блок уже был без

             сознания. Он непрерывно бредил. Бредил об одном и том же: все ли

             экземпляры «Двенадцати» уничтожены? Не остался ли где-нибудь хоть

             один? «Люба, хорошенько поищи и сожги». Жена терпеливо повторяла,

             что все уничтожены, ни одного не осталось. Блок ненадолго

             успокаивался, потом начинал опять».

Дама: У истинного художника не может быть простой и ясной жизни. И всё-таки,

           господа, всё-таки…Он умер в России, он писал о ней, для неё и для нас

           в том числе.

            Ну что ж? Одной заботой боле – одной слезой река шумней,

            А ты всё та же – лес да поле, да плат узорный до бровей…

           И невозможное возможно, дорога долгая легка,

          Когда блеснёт в дали дорожной мгновенный взор из-под платка,

          Когда звенит тоской дорожной глухая песня ямщика!

Все действующие лица подходят к краю сцены.

Ванька: Ну конечно, прежде всего он был неисправимым романтиком, одним из

               Последних героев своего времени, верным рыцарем Прекрасной Дамы,

               Жителем мистического мира, ждущим великих перемен…

Пьеро: Как мало в этой жизни надо нам, детям, - и тебе, и мне.

              Ведь сердцу радоваться надо и самой малой новизне.

Мистик: Случайно на ноже карманном найди пылинку дальних стран –

              И мир опять предстанет странным, закутанным в цветной туман!

Автор: О, Я хочу безумно жить, всё сущее увековечить…

      (Звучит 1 часть песни «Берега, берега» в исп. А.Малинина).

         

         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема Родины в творчестве Блока

Разработка урока предназначена для учащихся 11 класса. Урок-исследование предлагает внимательно прочитать и сравнить 3 самых известных произведения Блока о Родине: "Русь", "Россия" и "На поле Куликово...

Сценарий внеклассного мероприятия по творчеству Гоголя. 6 класс.

Внеклассное мероприятие по творчеству Н.В.Гоголя.6 класс....

Итоговый тест по творчеству Блока

Итоговый тест по творчеству Блока составлен учащимися 11 класса....

Тесты по литературе для 11 класса по творчеству Блока, Маяковского, Есенина

Материал представлен в виде автоматизированного теста. Поможет на уроках литературы в 11 классе после изучения творчества Блока, Маяковского, Есенина....

Сценарий к мероприятию по творчеству Игоря Северянина «Король поэтов»

Мероприятие по творчеству поэта Серебряного века Игоря Северянина. Рассмотрены биография и произведения, по пройденному материалу задаются вопросы....

Сценарий к мероприятию по творчеству Игоря Северянина «Король поэтов»

Мероприятие по творчеству поэта Серебряного века Игоря Северянина. Рассмотрены биография и произведения, по пройденному материалу задаются вопросы....

Сценарий к мероприятию по творчеству Игоря Северянина «Король поэтов»

Мероприятие по творчеству поэта Серебряного века Игоря Северянина. Рассмотрены биография и произведения, по пройденному материалу задаются вопросы....