Коллегам
материал для подготовки к егэ (гиа, 8, 9, 10, 11 класс) по теме
В данном разделе можно найти методические материалы, актуальные для учителя в современной школе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
shema_sposoby_szhatiya_teksta.doc | 28.5 КБ |
kompetentsii_po_hutorskomu.docx | 13.42 КБ |
metod_rekomendatsii_dopusknoe_sochinenie.docx | 16.64 КБ |
monitoring_metapredmetnyh_rezultatov.doc | 49 КБ |
monitoring_predmetnyh_rezultatov.doc | 49.5 КБ |
pamyatka_dopusknoe_sochinenie.docx | 31.67 КБ |
poleznye_ssylki.docx | 12.62 КБ |
chto_takoe_master-klass.docx | 18.9 КБ |
Предварительный просмотр:
Способы сокращения текста
Предварительный просмотр:
А.В. Хуторской. Компетенции
На основе классификации, предложенной А.В. Хуторским, исследовательская компетенция может быть представлена в качестве сложной системы (совокупности) разных составляющих ключевых компетенций.
Ценностно-смысловые компетенции, формируемые в ходе исследовательской деятельности, включают в себя способность ученика видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, умение выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения.
Общекультурные компетенции определяются кругом вопросов, в которых обучающийся должен быть хорошо осведомлен, и опытом деятельности, которым школьник должен обладать. Здесь же можно отметить опыт освоения учеником научной картины мира.
Учебно-познавательные компетенции - совокупность компетенций обучающегося в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической, методологической, общеучебной деятельности, соотнесенной с реальными познаваемыми объектами. Здесь определяется уровень знаний и умений организации целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки исследовательской деятельности.
Информационные компетенции включают в себя умение самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее.
Куммуникативные компетенции предполагают знание необходимых языков, способов взаимодействия с окружающими, навыки коллективной работы с учетом различных социальных ролей.
Социально-трудовые компетенции означают владение знаниями и опытом деятельности в социально-трудовой и гражданско-общественной сферах.
Компетенции личностного самосовершенствования направлены на освоение способов деятельности в собственных интересах и возможностях, что выражается в непрерывном самопознании, развитии необходимых современному человеку личностных качеств.
Таким образом, исследовательская компетенция – это совокупность знаний в определенной области, наличие исследовательских умений (видеть и решать проблемы на основе выдвижения и обоснования гипотез, ставить цель и планировать деятельность, осуществлять сбор и анализ необходимой информации, выбирать наиболее оптимальные методы, выполнять эксперимент, представлять результаты исследования), наличие способности применять эти знания и умения в конкретной деятельности.
Предварительный просмотр:
Методические рекомендации к написанию
экзаменационного сочинения по литературе (11 класс)
Подготовка к сочинению.
При написании сочинения по литературе следует помнить:
• объем сочинения 300 слов;
• суммарный объем введения и заключения не должен превышать одной трети всего сочинения;
• почерк должен быть разборчивым;
• соблюдать поля;
• писать желательно черной пастой гелевой ручкой;
• на выбор темы тратить не более 15 минут;
в случае затруднения с выбором темы можно пользоваться методом исключения; не менять тему в процессе написания сочинения;
• выбрав тему, конспективно записать все, что приходит в голову: биография автора, эпоха, герои, события, эпизоды, аналогии, высказывания критиков;
• на черновике составить план (переносить в чистовик не надо); удобнее писать на одной стороне черновика, чтобы текст сочинения полностью был перед глазами; с полями, оставляя место для перестановок, вставок и т.д.; сокращать в черновике фамилии, названия произведений (С.-Щ. М.Е. Салтыков-Щедрин, «Е.О.» роман А.С. Пушкина «Евгений Онегин» и т.д.); нумеровать страницы черновика;
• строго придерживаться избранной темы (постоянно спрашивать себя: то, что пишу, к теме относится или нет);
сочинение должно быть логичным, представлять собой развернутый ответ на основной вопрос-тезис;
• не сбиваться на пересказ текста;
• не увлекаться длинными цитатами и не увеличивать тем самым искусственно объем сочинения;
• не тратить драгоценное время на поиски нужной цитаты, если не помнишь, где она находится в тексте, можно обойтись косвенной цитатой;
• если не приходит в голову нужный эпиграф, можно обойтись без него (он вовсе не обязателен);
• если не помнишь автора критической работы или ее название, можно сделать косвенную ссылку на критику («Чернышевский по этому поводу писал...»: «критика встретила произведение восторженно...» и т.п.);
• то же относится к именам героев, датам и т.п. всегда можно выйти из положения, указав примерную дату («в начале века...», «относится к ранней лирике...»), заменив забытое имя словами «один из героев Толстого...»; «антипод главного героя» и т.п.;
• главное умение проникнуть в суть произведения, раскрыть тему, четко следовать логике изложения, избегая различного рода ошибок, выразить собственное мнение, отношение к тому, о чем пишешь; при этом не желательно пользоваться штампами («По • моему мнению, Блок великий поэт»; «Я считаю, что Гоголю удалось создать образ «маленького человека...» и ни в коем случае не писать в конце: «Итак, в заключении подведем итог» или «Итак, мы доказали» – вас никто не просил доказывать») это не выражение собственного мнения, а лишь его беспомощная имитация только испортит впечатление от сочинения;
• удобно пользоваться приемами риторики: ставить вопросы, приводить разные варианты ответов;
• привлекать материал из других произведений, из истории, из жизни, таким образом обнаруживая свою эрудицию и умение сопоставлять;
• рассчитать время, оставив его для редактирования, проверки и переписывания на чистовик.
Не забыть о членении текста: разделить сочинение на абзацы. В основной части сочинения хорошо сравнивать героя с героем, эпоху с эпохой, автора с автором, произведение с произведением, с другими видами искусства (театральными постановками, фильмами, музыкой, живописью); пользоваться доказательствами «от противного», споря с воображаемым оппонентом.
Не перегружайте сочинение стихотворными цитатами, даже если анализируете стихотворение. В заключении должны быть сформулированы выводы сочинения. Здесь можно сказать об актуальности произведения, о вечности поставленных в нем проблем, вопросов, о развитии литературных традиций, о связи с современной литературой, о месте произведения или героя в жизни общества, о том, как данная тема воспринимается сейчас молодым поколением.
Дополнительная информация.
Подготовка к сочинению по темам, предполагающим истолкование стихотворения поэта 19 или 20 века. Браться на выпускном экзамене за тему, связанную с истолкованием стихотворения, рекомендуем только ученикам, имеющим положительный опыт такой работы. Главное в такого рода сочинении не сбиться на перечисление художественных приемов тропов, фигур речи, формальных признаков поэтического текста. Стихотворение должно быть интерпретировано по-своему, обратим внимание, что в скобках после темы указан ключ к анализу: восприятие, истолкование, оценка. Обращаем учеников к конспектам уроков, на которых рассматривались поэтические произведения. Напомним, что стихотворения цитируются как в строчку, так и в столбик (посредине страницы, без кавычек). Предостережем от перегрузки сочинения стихотворными цитатами. Напомним о возможности и желательности сопоставлений при анализе поэтического текста (место произведения в контексте эпохи, в контексте творчества автора, в наше время, личное восприятие). Основное, на что следует обратить внимание при написании сочинения по лирическому произведению, это формулировка темы.
Внимательно прочитайте формулировку темы. Не стоит, увидев знакомое название, просто излагать в своем сочинении все, что вы знаете об этом стихотворении. Без полного понимания того, что именно предлагается сделать с данным произведением, хорошего сочинения с грамотным анализом стихотворения не получится. Поэтому первое, что нужно сделать, приступая к разбору стихотворения это попытаться понять и осмыслить то, о чем в нем говорится. Также немаловажно разобраться в том, какова его форма, что потребует достаточно серьезного исследования содержательной стороны сочинения. Чтобы понять проблему работы, вы можете действовать по следующим пунктам: 1) «просто» проанализировать стихотворение; 2) сопоставить его с каким-либо другим стихотворением (этого или другого автора); 3) проследить определенную идею или образ в лирике или творчестве автора; 4) объяснить роль каких-либо поэтических средств (тропов в стихотворении). Основная трудность состоит в том, что для сочинения на такую тему нельзя предложить типового плана.
Как правило, для последовательного рассуждения выделяют следующие элементы: 1) время и место создания произведения, история написания, связь с остальным творчеством автора; 2) предмет изображения (тема) стихотворения, жанр и его особенности, главная мысль (идея) произведения; 3) образы произведения и средства (тропы) их создания; 4) композиция стихотворения. Последовательность изложения перечисленных элементов может изменяться в зависимости от самого произведения. Если в своем сочинении вы сопоставляете два стихотворения, то на первый план вы должны вынести общие черты и черты различия, разные подходы к одной общей идее (например, тема поэта и поэзии в творчестве А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова). Всегда нужно помнить, что сочинение является творческой работой, в которой вы показываете свое умение оформлять свои размышления на заданную тему, отбрасывая все лишнее.
Предварительный просмотр:
Карта
мониторинга метапредметных результатов образования
Цели | Определение сформированности способностей, необходимых для освоения ООП ООО |
Объекты | - Способность и готовность к освоению систематических знаний, их интеграции. - Способность и готовность к сотрудничеству и коммуникации. - Способность и готовность к решению социально значимых проблем. - Способность к использованию ИКТ для учения. - Способность к самоорганизации, саморегуляции, самооценке. |
Аналитические показатели | 1. Формирование регулятивных, познавательных и коммуникативных УУД. 2. Формирование способности использовать УУД в учебной и социальной практике. 3. Формирование самостоятельности в планировании и осуществлении учебной деятельности и сотрудничестве. |
Критерии оценки аналитических показателей | Планируемые результаты освоения познавательных, регулятивных и коммуникативных УУД (ООП ООО). |
Выделяемые уровни | *Высокий *Повышенный *Базовый *Пониженный *Низкий |
Виды контроля | - Стартовый - Итоговый |
Формы контроля | Основной вид - защита проекта. Дополнительный вид - проверочные работы комплексного характера на межпредметной основе, включающие учебно-познавательные задачи, направленные на: а) формирование и оценку навыка самостоятельного приобретения, переноса и интеграции знаний; б) решение логических операций сравнения, анализа, синтеза, обобщения, интерпретации, оценки, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, соотнесения с известным; в) требующие от учащихся более глубокого понимания изученного и/или выдвижения новых для них идей, иной точки зрения, г) требующие создания или исследования новой информации, преобразования известной информации, представления её в новой форме, переноса в иной контекст. |
Инструментарий | * Методика Н.Ю. Яшина «Навыки сотрудничества». * Методика «Познавательные потребности». * Тест простых поручений (стартовый и итоговый контроль). * Методика Е.П. Ильина и Н.А. Курдюковой «Направленность на приобретение знаний». * Методика «Рисование по точкам» и другие методики. |
Периодичность | 2 раза в год |
Сроки | Сентябрь, апрель |
Ответственные за проведение мониторинга | ЗДУВР, курирующие уровни образования: организация мониторинга, анализ результатов, разработка рекомендаций, заполнение Диагностических карт |
Ответственные за разработку оценочных средств | Межпредметная комиссия: разработка оценочных средств |
Исполнители | Межпредметная комиссия: проведение контроля, его анализ, выявление уровней и заполнение Оценочных листов |
Форма представления результата | Оценочные листы |
Итоговый документ | Справка \ аналитический отчет |
Накопитель информации | Диагностические карты мониторинга |
Аудитория - адресат рекомендаций | Учителя-предметники, заведующие кафедрами и МО |
Особенности мониторинга | Мониторинг персонифицированный (по каждому ученику и классу). Контрольно-измерительные материалы должны носить дифференцированный характер. Мониторинг должен носить прогностический характер. |
Предварительный просмотр:
Карта
мониторинга предметных результатов образования
Цели | Определение сформированности способностей для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач, основанных на содержании образования по предметам |
Объекты | -Сформированность способности к решению учебно-познавательных задач; - Сформированность способности к решению учебно-практических задач, |
Аналитические показатели | 1. Формирование предметных умений. 2. Овладение видами деятельности по получению предметных знаний. 3. Формирование навыка преобразования и применения знаний. 4. Формирование научных представлений об основных теориях. 5. Владение научными терминами в предметных областях. 6. Владение ключевыми понятиями. |
Критерии оценки аналитических показателей | - планируемые результаты освоения учебных программ в блоке "Выпускник научится"; в блоке "Выпускник получит возможность научиться" (материалы итогового контроля); - планируемая тематика контроля освоения отдельных разделов и тем (материалы календарно-тематического планирования рабочих программ учебных предметов). |
Выделяемые уровни | *Высокий *Повышенный *Базовый *Пониженный *Низкий |
Виды контроля | - Стартовый; - Промежуточный (по предметам, обязательным на государственной итоговой аттестации) - Итоговый |
Формы контроля | Контрольные работы, тесты, зачеты, сдача нормативов практической части, устные проверки знаний, сочинения, диктанты, изложения, эссе, ответы по билетам, собеседования по темам, защита проекта, учебно-познавательные задачи, направленные на формирование и оценку умений и навыков, способствующих освоению систематических знаний, в том числе: - первичному ознакомлению, отработке теоретических моделей и понятий (общенаучных и базовых), стандартных алгоритмов и процедур; - выявлению и осознанию особенностей изучаемых объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета, созданию и использованию моделей изучаемых объектов и процессов, схем; - выявлению и анализу существенных и устойчивых связей и отношений между объектами и процессами. |
Инструментарий | Контрольно-измерительные материалы по оценке достижения предметных результатов |
Периодичность | 2 раза в год (для предметов, обязательных на государственной итоговой аттестации,– 3 раза в год). |
Сроки | Октябрь, май (для предметов, обязательных на государственной итоговой аттестации, – октябрь, декабрь, май). |
Ответственные за проведение мониторинга | ЗДУВР, курирующие отдельные предметы: организация, анализ результатов, разработка рекомендаций, заполнение Диагностических карт |
Ответственные за разработку оценочных средств | Заведующие предметными кафедрами и руководитель МО эстетического цикла: разработка КИМ, сбор работ обучающихся и анализ объективности их оценки учителем, сбор Оценочных листов. |
Исполнители | Учителя-предметники: проведение контроля, его анализ, выявление уровней и заполнение Оценочных листов |
Форма представления результата | Оценочные листы |
Итоговый документ | Справка \ аналитический отчет |
Накопитель информации | Диагностические карты мониторинга |
Аудитория - адресат рекомендаций | Учителя-предметники, заведующие кафедрами и МО |
Особенности мониторинга | Мониторинг персонифицированный (по каждому предмету, по каждому ученику, по каждому классу). КИМ должны носить дифференцированный характер. Мониторинг должен носить прогностический характер. |
Предварительный просмотр:
Памятка к допускному сочинению
Требования к сочинению
1.К сочинению желательно подобрать эпиграф, в котором заключается главная мысль работы. (Можно обойтись и без эпиграфа.)
2. В сочинении необходимо высказать собственный взгляд на выбранную тему, аргументировав позицию на основе одного-двух произведений отечественной или мировой литературы.
3. Важно выполнить требования критерия №1 «Соответствие теме».
Данный критерий нацеливает на проверку содержания сочинения. Выпускник рассуждает на предложенную тему, выбрав путь её раскрытия (например, отвечает на вопрос, поставленный в теме, или размышляет над предложенной проблемой, или строит высказывание на основе связанных с темой тезисов и т.п.).
«Незачет» ставится только при условии, если сочинение не соответствует теме (во всех остальных случаях выставляется «зачет»).
4. Необходимо выполнить требования критерия №2 «Аргументация. Привлечение литературного материала».
Данный критерий нацеливает на проверку умения использовать литературный материал для построения рассуждения на предложенную тему и для аргументации своей позиции.
«Незачет» ставится при условии, если сочинение написано без привлечения литературного материала, или в нем существенно искажено содержание произведения, или литературные произведения лишь упоминаются в работе, не становясь опорой для рассуждения (во всех остальных случаях выставляется «зачет»).
5.Структура сочинения:
-во вступлении к работе должна быть четко сформулирована основная мысль сочинения и авторские рассуждения вокруг нее (приблизительно 50-70 слов)
-первый аргумент из российской или зарубежной литературы должен быть развернут и раскрывать мысль, заложенную в тезисе, демонстрировать умение выпускника анализировать художественный текст в аспекте выбранной темы (приблизительно слов 120)
-второй аргумент из российской или зарубежной литературы должен быть развернут и раскрывать мысль, заложенную в тезисе, демонстрировать умение выпускника анализировать художественный текст в аспекте выбранной темы (приблизительно слов 120)
P.S. Аргументацию можно строить и на одном произведении…(Приблизительно 260 слов). Помните, что художественных произведений на экзамене не будет! Все по памяти.
-вывод должен быть созвучен как вступлению, так и аргументам сочинения (приблизительно 50 слов).
6. При написании сочинения важно помнить об умении логично рассуждать и аргументировать свои мысли.
7. При написании и правке работы необходимо помнить о речевом оформлении текста, то есть использовании разнообразной лексику и грамматических конструкций, исключать из текста сочинения речевых штампы и неуместные термины. Если вы называете имена писателей и поэтов, то будьте последовательны: всех называете, указывая имя или имя и отчество. Например, Л.Толстой, А.Чехов или Л.Н.Толстой и А.П.Чехов. Не допускайте в работе панибратства, называя великого писателя только по имени и отчеству: Лев Николаевич говорил… (Эксперты вынесут как этическую ошибку.) Не сбивайтесь на разговорный стиль.
8. После завершения работы необходимо ее тщательно проверить. Помните, что в вашем распоряжении будет орфографический словарь.
9.Переписывайте работу аккуратно, разборчиво, избегайте помарок и исправлений.
10. Согласно тексту инструкции, объем сочинения должен быть не менее 250 слов. Рекомендуемое количество слов – 350.
Если в сочинении менее 250 слов (в подсчёт включаются все слова, в том числе и служебные), то такая работа считается невыполненной и оценивается 0 баллов. Максимальное количество слов в сочинении не устанавливается: в определении объема своего сочинения выпускник должен исходить из того, что на всю работу отводится 3 часа 55 минут.
Предварительный просмотр:
Уважаемые коллеги! Материалы, которые вы найдете, перейдя по этим ссылкам, наверняка вам понравятся и помогут в работе и общем развитии.
Edu.ru
School.edu.ru
Ege.edu.ru
Iet.edu.ru
Ndce.edu.ruhttp://foxford.ru/my-courses
Rus.1september.ru
Lit. 1september.ru
Ruk. 1september.ru
Pedsovet.org
Intergu.ru
It-n.ru
Megabook.ru
Slovari.ru
Gramota.ru.slovari
Sokr.ru
Rulex.ru
Lib.ru
Ilibrary.ru
Imwerden.ru
lektorium.tvhttp://fipkip.ru/pedagogicheskogo-obrazovaniya
Предварительный просмотр:
Что такое мастер-класс? | |
Мастер–класс – это открытая педагогическая система, позволяющая демонстрировать новые возможности педагогики развития и свободы, показывающая способы преодоления консерватизма и рутины. Мастер–класс – это главное средство передачи новой идеи своей (авторской) педагогической системы. Учитель как профессионал на протяжении ряда лет вырабатывает индивидуальную (авторскую) методическую систему, включающую проектирование воспитательных методик, уроков, мероприятий, собственные «ноу-хау», учитывает реальные условия работы с различными категориями учащихся и т.п. Мастер-класс – это эффективная форма передачи знаний и умений, обмена опытом обучения и воспитания, центральным звеном которой является демонстрация оригинальных методов освоения определенного содержания при активной роли всех участников занятия. Мастер–класс – это особая форма учебного занятия, которая основана на «практических» действиях показа и демонстрации творческого решения определенной познавательной и проблемной педагогической задачи. |
Обобщая представленные выше определения, мы можем выделить важнейшие особенности мастер-класса, а именно:
1. новый подход к философии обучения, ломающий устоявшиеся стереотипы;
2. метод самостоятельной работы в малых группах, позволяющий провести обмен мнениями;
3. создание условий для включения всех в активную деятельность;
4. постановка проблемной задачи и решение ее через проигрывание различных ситуаций;
5. приемы, раскрывающие творческий потенциал как Мастера, так и участников мастер-класса;
6. формы, методы, технологии работы должны предлагаться, а не навязываться участникам;
7. представление возможности каждому участнику отнестись к предлагаемому методическому материалу;
8. процесс познания гораздо важнее, ценнее, чем само знание;
9. форма взаимодействия - сотрудничество, сотворчество, совместный поиск.
Следует обратить внимание при подготовке мастер-класса на то, что в технологии проведения мастер-класса главное – не сообщить и освоить информацию, а передать способы деятельности, будь то прием, метод, методика или технология. Передать продуктивные способы работы – одна из важнейших задач для Мастера. Позитивным результатом мастер-класса можно считать результат, выражающийся в овладении участниками новыми творческими способами решения педагогической проблемы, в формировании мотивации к самообучению, самосовершенствованию, саморазвитию. Это достаточно технологически сложный процесс, поэтому остановимся на требованиях к его организации и проведению.
Требования к организации и проведению мастер-класса
Мастер-класс как локальная технология трансляции педагогического опыта должен демонстрировать конкретный методический прием или метод, методику преподавания, технологию обучения и воспитания. Он должен состоять из заданий, которые направляют деятельности участников для решения поставленной педагогической проблемы, но внутри каждого задания участники абсолютно свободны: им необходимо осуществить выбор пути исследования, выбор средств для достижения цели, выбор темпа работы. Мастер-класс должен всегда начинаться с актуализации знаний каждого по предлагаемой проблеме, что позволит расширить свои представления знаниями других участников……
Мастер-класс - это оригинальный способ организации деятельности педагогов в составе малой группы (7-15 участников) при участии Мастера, инициирующего поисковый, творческий, самостоятельный характер деятельности участников.
Основными элементами технологии проведения мастер-класса, методическими приёмами является индукция, самоконструкция, социоконструкция, социализация, афиширование, разрыв, творческое конструирование знания, рефлексия.
Индукция. Системообразующим элементом мастер-класса является проблемная ситуация - начало, мотивирующее творческую деятельность каждого. Это может быть задание вокруг слова, предмета, рисунка, воспоминания - чаще всего неожиданное для участников, в чём-то загадочное и обязательно личностное.
Самоконструкция - это индивидуальное создание гипотезы, решения, текста, рисунка, проекта.
Социоконструкция. Важнейший элемент технологии мастер-класса - групповая работа (малые группы могут определяться Мастером, образовываться стихийно, по инициативе участников). Мастер может корректировать состав групп, регулируя равновесие методического мастерства и психологических качеств участников (экстра- и интравертность, тип мышления, эмоциональность, лидерство и др.). Мастер разбивает задание на ряд задач. Группам предстоит придумать способ их решения. Причём участники свободны в выборе метода, темпа работы, пути поиска. Каждому предоставлена независимость в выборе пути поиска решения, дано право на ошибку и на внесение корректив. Построение, создание результата группой и есть социоконструкция.
Социализация. Всякая деятельность в группе представляет сопоставление, сверку, оценку, коррекцию окружающими его индивидуальных качеств, иными словами, социальную пробу, социализацию.
Афиширование – представление результатов деятельности участников мастер-класса и Мастера (текстов, рисунков, схем, проектов, решений и др.) и ознакомление с ними.
Разрыв. Ближе всего отражают смысл этого понятия слова «озарение», «инсайт», «понимание». Понимание различное: себя, других, приема, метода, технологии. Разрыв — это внутреннее осознание участником мастер-класса неполноты или несоответствия старого знания новому, внутренний эмоциональный конфликт, подвигающий к углублению в проблему, к поиску ответа, к сверке нового знания с информационным источником. Это то, что в других формах трансляции педагогического опыта преподносится учителю, а здесь он запрашивает сам, ищет самостоятельно, иногда с помощью Мастера, коллеги, участника мастер-класса. Такой же процесс можно наблюдать в лабораториях учёных, исследователей, когда длительный поиск приводит их не только к накоп¬лению информации по изучаемому вопросу, но и к иному пониманию, а порой и к разрыву со старой теорией, старым обоснованием.
Рефлексия — последний и обязательный этап — отражение чувств, ощущений, возникших у участников в ходе мастер-класса. Это богатейший материал для рефлексии самого Мастера, для усовершенствования им конструкции мастер-класса, для дальнейшей работы.
Позиция Мастера
При подготовке и проведении мастер-класса важно …. правильно определить собственную позицию Мастера. Позиция Мастера - это прежде всего позиция консультанта и советника, помогающего организовать учебную работу, осмыслить наличие продвижения в освоении способов деятельности. Проводя мастер-класс, Мастер никогда не стремится просто передать знания. Он старается задействовать участников в процесс, сделать их активными, разбудить в них то, что скрыто даже для них самих, понять и устранить то, что ему мешает в саморазвитии. Все задания Мастера и его действия направлены на то, чтобы подключить воображение участников, создать такую атмосферу, чтобы они проявили себя как творцы. Это мягкое, демократичное, незаметное руководство деятельностью.
Мастер создаёт атмосферу открытости, доброжелательности, сотворчества в общении. Мастер работает вместе со всеми, мастер равен участнику мастер-класса в поиске знаний и способов деятельности.
Мастер исключает официальное оценивание работы участников мастер-класса, но через социализацию, афиширование работ дает возможность для самооценки педагога, его самокоррекции.
Критерии качества подготовки и проведения мастер-класса
Для определения эффективности подготовки и проведения мастер-класса мы предлагаем использовать следующие критерии.
· Презентативность. Выраженность инновационной идеи, уровень ее представленности, культура презентации идеи, популярность идеи в педагогике, методике и практике образования.
· Эксклюзивность. Ярко выраженная индивидуальность (масштаб и уровень реализации идей). Выбор, полнота и оригинальность решения инновационных идей.
· Прогрессивность.
· Актуальность и научность содержания и приемов обучения, наличие новых идеей, выходящих за рамки стандарта и соответствующих тенденциям современного образования и методике обучения предмета, способность не только к методическому, но и к научному обобщению опыта.
· Мотивированность. Наличие приемов и условий мотивации, включения каждого в активную творческую деятельность по созданию нового продукта деятельности на занятии.
· Оптимальность. Достаточность используемых средств на занятии, их сочетание, связь с целью и результатом (промежуточным и конечным).
· Эффективность. Результативность, полученная для каждого участника мастер-класса. Каков эффект развития? Что это дает конкретно участникам? Умение адекватно проанализировать результаты своей деятельности.
· Технологичность. Четкий алгоритм занятия (фазы, этапы, процедуры), наличие оригинальных приемов актуализации, проблематизации («разрыва»), приемов поиска и открытия, удивления, озарения, рефлексии (самоанализа, самокоррекции).
· Артистичность. Возвышенный стиль, педагогическая харизма, способность к импровизации, степень воздействия на аудиторию, степень готовности к распространению и популяризации своего опыта
· Общая культура. Эрудиция, нестандартность мышления, стиль общения, культура интерпретации своего опыта.
В данном сборнике представлены некоторые мастер-классы, подготовленные и апробированные педагогами школы в 2009-2010 учебном году.
Рекомендуемая литература.
& Пахомова Е.М. Изучение и обобщение педагогического опыта. // Методист. – 2005. - № 2.
& Пахомова Е.М., Дуганова Л.П. Учитель в профессиональном конкурсе : учебно-методическое пособие. – М. : АПКиППРО, 2006. – 168 с.
& Селевко Г.К. Альтернативные педагогические технологии. - М. : НИИ школьных технологий, 2005. - 224 с.
& Селевко Г.К. Педагогические технологии на основе дидактического и методического усовершенствования УВП. - М. : НИИ школьных технологий, 2005. - 288 с.
Боровиков Л. Что такое Мастер-класс. // ИМиДЖ. – 2002. - №5 (http://image.websib.ru/05/text_article.htm?227)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выписка из решения коллегии Протокола № 3 коллегии 2021 ШНРО и ШФНСУ
Выписка из решения коллегии Протокола № 3 коллегии 2021 ШНРО и ШФНСУ...
Выписка из решения коллегии Протокола № 2 коллегии 2022 Анализ работы ДДТ
Выписка из решения коллегии Протокола № 2 коллегии 2022 Анализ работы ДДТ...
Выписка из решения коллегии Протокола № 2 коллегии 2022 ШИБЦ
Выписка из решения коллегии Протокола № 2 коллегии 2022 ШИБЦ...
Выписка из решения коллегии Протокола № 2 коллегии 2022 ТР СШ1 СШ2
Выписка из решения коллегии Протокола № 2 коллегии 2022 ТР СШ1 СШ2...
Выписка из решения коллегии Протокола № 2 коллегии 2022 школьная медиация
Выписка из решения коллегии Протокола № 2 коллегии 2022 школьная медиация...
Выписка из решения коллегии Протокола № 2 коллегии 2022 наставничество
Выписка из решения коллегии Протокола № 2 коллегии 2022 наставничество...
Выписка из решения коллегии Протокола № 2 коллегии 2022 Консультационный центр дс1
Выписка из решения коллегии Протокола № 2 коллегии 2022 Консультационный центр дс1...