План урока | Методы обучения | Формируемые УУД | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Этап 1. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала.
|
Организация начала урока | Словесный, метод мотивации учебной деятельности | личностные: внимание, уважение к окружающим; коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками; регулятивные: саморегуляция | Психологический настрой детей на урок. -Сегодня замечательное утро, и мы все замечательные! Давайте улыбнемся друг другу и начнем урок! | Оценивание готовности к уроку. Самоорганизация на учебную деятельность
|
Этап 2. Мотивация к учебной деятельности
|
1.Сквозной элемент урока | Индивидуальная работа, парная, коллективная | регулятивные: саморегуляция | Скажем про себя несколько раз: Прозвенел для нас звонок, начинается урок! | Подготовка речевого аппарата к говорению |
2.Мотивация к учебной деятельности | Проблемный, метод фронтальной организации учащихся | познавательные УУД: выбор критериев для классификации материала; коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; личностные УУД: формирование гражданских качеств путём знакомства с историей регулятивные УУД: целеполагание | Проблемный вопрос: Перед вами слайд, на котором написаны слова итальянского поэта Петрарки (1304-1374) «В колодце памяти пусть не цветет вода…». Мы поработаем над ними. Вначале прочтем их про себя.(слайд № 1)
А теперь подумайте и ответьте, что поэт хотел выразить своими словами?
Зачем нужно изучать историю? Помогает ли ответить на этот вопрос эпиграф?
Какие произведения на историческую тему вы читали?
Какие вас особенно заинтересовали? Чем? В какое историческое время вы хотели бы совершить путешествие или, может быть, жить? Объясните, чем оно вас привлекает
Проблемный вопрос: В каком году и во время правления какого царя было отменено крепостное право?
Информационный проект одного из учащихся об отмене крепостного права 1861г. |
Чтение про себя, затем выразительно вслух читает один из учеников.
Предполагаемый ответ: Всё, что происходит в нашей жизни очень важно. Мы живем в определенный период истории, который важен своими событиями, датами и именами.
Чтобы знать деяния своих предков. Эпиграф помогает нам и подсказывает, что главное – это наша память. Мы должны беречь свою историю и хранить. Работа со словарем.
М.Ю. Лермонтов «Бородино», Н.А. Некрасов «Крестьянские дети».
Ответы детей.
Правление Александра II? 1861 год
|
3.Сообщение темы урока. Постановка учебных задач.
Словарная работа. | Проблемный, метод фронтальной организации учащихся | познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме; коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; регулятивные УУД: целеполагание | Задание: Обратим внимание на слайд. Кто изображен на нём? (Слайд 5)
Целеполагание. Мы не случайно говорим сегодня об истории. Темы нашего урока сегодня «История глазами ребенка» по повести С.П. Алексеева «История крепостного мальчика».
Исследовательский проект одного из учащихся о биографии писателя, жизни и творчестве с презентацией | Отвечают на вопросы. Мальчик. Явно из бедной крестьянской семьи.
Записывают в тетрадь. Постановка учебной задачи на этот урок
Учащиеся записывают основные вехи биографии. |
Этап 3. Организация и самоорганизация учащихся в ходе дальнейшего усвоения материала. Организация обратной связи.
|
|
|
|
|
|
|
| 2.Работа с литературоведческими понятиями.
|
| «Карта жанра» Вам было дано задание прочитать данную повесть и в тетрадь по литературе выписать определение повести и её характеристики.
На слайдах представлены определения - Повесть — это жанр литературы.
- Такой жанр существует исключительно в русском литературоведении, так как на западе он будет именоваться коротким романом.
- Прародитель – это летопись, известная своим беспристрастным стилем изложения исторических фактов.
- Героев может быть больше, чем в рассказе, но в центре – один главный герой. Именно к нему стягиваются все описываемые события.
- Проблематика, как правило, злободневная. В ней затрагиваются те вопросы, которые волнуют каждого человека день ото дня.
- Повествование идёт в хронологическом порядке. Отступления от общего сюжета минимальны.
- Повесть — литературный жанр, как правило, прозаический, который предполагает развернутое повествование о жизни и развитии личности главного героя (героев) в кризисный/нестандартный период его жизни.
- Обязательное присутствие смысла. Обычно он раскрывается в самом конце повести и является естественным выводом из всего произведения.
- Финал может быть открытым. Главное, что выявляются важные вопросы, о которых читатель может потом размышлять самостоятельно.
- Повесть — повествовательный прозаический жанр, для которого характерны краткость, острый сюжет, нейтральный стиль изложения, отсутствие психологизма, неожиданная развязка. Иногда употребляется как синоним рассказа, иногда называется разновидностью рассказа
– Восстановите схему жанра повести, выбрав только нужные элементы.
Составление кластера (направляющий вектор – слайд № 11) | Работа в команде. (Каждой группе даны задания заранее) Каждая группа должна выбрать верные элементы жанра повести. ( Оценивается правильность и быстрота выполнения задания). Коллективная проверка. По ее итогам создается кластер.
Предполагаемая запись: - Повесть — это жанр литературы.
- 1.Такой жанр существует исключительно в русском литературоведении, так как на западе он будет именоваться коротким романом.
- 2. Прародитель повести – это летопись, известная своим беспристрастным стилем изложения исторических фактов.
- 3. В повести героев может быть больше, чем в рассказе, но в центре – один главный герой. Именно к нему стягиваются все описываемые события.
- Проблематика повести, как правило, злободневная. В ней затрагиваются те вопросы, которые волнуют каждого человека день ото дня.
- Повествование идёт в хронологическом порядке. Отступления от общего сюжета минимальны.
- Обязательное присутствие смысла. Обычно он раскрывается в самом конце повести и является естественным выводом из всего произведения.
- Финал может быть открытым. Главное, что в повести выявляются важные вопросы, о которых читатель может потом размышлять самостоятельно.
|
| 3.Мини-исследование в группе.
|
|
- Как вы понимаете важнейшие для человека слова – достоинство и гордость?
- Во что или в кого превращается человек, не имеющий этих качеств? Поделитесь своим мнением с одноклассниками. Выслушайте их мнение.
Задание. Выписать в тетрадь устаревшие слова
| Исследовательская работа. Гордость это и есть чувство собственного достоинства, самоуважения. Но не стоит путать гордость с гордыней – в её основе лежат алчность, зависть, гнев.
Это самолюбивы люди. Обсуждение и поиск общего решения группы, представление результатов работы в группе. Предполагаемый ответ: Дворовая девка, староста, барыня, помещица, кучер, крепостные, розги, граф, управляющий, псарня. Отвечает один из членов команды. |
| - Физ. минутка (пауза релаксации)
|
| личностные УУД: работа в команде одноклассников под руководством учителя. коммуникативные УУД:умение работать в группе, взаимодействуя с товарищами. | Физ.минутка. Физорг класса организует разминку. | Выполняется несколько упражнений под музыку. |
| Этап 4. Практикум. Аналитическая работа с текстом
|
| Работа с текстом повести.
| Проблемный, метод фронтальной организации учащихся
| личностные УУД: стремление к речевому самосовершенствованию, формирование навыков развернутого анализа; познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное построение речевого высказывания в устной форме, смысловое чтение, извлечение необходимой информации из текста. коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение достаточно полно выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. | Беседа: - Почему автор назвал своё произведение «История крепостного мальчика»? не рассказ, не повесть, а история?
- Чьими глазами мы видим историю страны в повести?
- Какие реальные исторические личности и события представлены в повести? Что вы о них знаете? (Слайд №14-15)
- Какие происшествия с героями повести показались вам самыми важными? Почему? | Ребята дают развёрнутые ответы на вопросы учителя. Предполагаемый ответ: рассказ ребенка в свете исторических событий.
История глазами ребенка
Штурм Измаила — осада и штурм в 1790 году турецкой крепости Измаил русскими войсками под командованием генерал-аншефа А. В. Суворова в ходе русско-турецкой войны 1787—1792 годов. Алекса́ндр Васи́льевич Суво́ров (1730—1800) — великий русский полководец, поручик Вяземский, Петр Первый, Емельян Пугачев.
Изображение сцены, когда Митька спасает князя Выземского и участвует во взятии крепости Измаил. Отрывок показывает мужество мальчика и героизм. |
|
1. Слушание выразительного чтения учеников.
|
| Прочитайте отрывок по ролям встреча Митьки и Даши (Глава «Артисты приехали», стр. 221)
- Как Митька ведет себя при Даше?
- Что в разговоре с Дашей поразило Митьку больше всего?
Прочитайте отрывок по ролям встречи Митьки и Суворова. (Глава «Измаил», стр. 235-236) - В чем комичность сцены встречи Суворова и Митьки? | Дети слушают, дают свои оценки. Отвечают на вопросы учителя. Его охватывает робость, «язык словно дома остался»
Что даже артисты крепостные люди. «Артисты и вдруг крепостные».
Суворов снял шляпу и поклонился ему. Был добр и ласков с Митькой.
|
| Этап 5. Закрепление полученных знаний
|
| Групповая работа. Самостоятельный анализ повести.
| Работа в группах и выступление перед аудиторией. | личностные УУД: формирование эстетических потребностей, наблюдательности и фантазии; нравственно-этическая ориентация. регулятивныеУУД: адекватное восприятие предложения учителя и одноклассников. познавательные УУД:умение осуществлять сравнение, классификацию по заданным критериям.
| Организационная работа. Правила работы в группе. Разработка критериев оценки работы в группе.
Учитель предлагает заполнить таблицу (слайд № 16)
История жизни героя | Митя Мышкин | История страны | С чего начинается повествование? Мавра Ермолаевна. Немец.
| Найдите слова в тексте, отражающие внутреннее состояние Митьки, когда его продавали? | Для какого исторического явления была характерна купля-продажа людей? | Побег
Встреча с поручиком Вяземским
| С каким настроением Митька отправляется на войну? | С каким историческим событием связано пребывание Митьки в доме поручика? | Война Подвиг Медаль |
|
|
| Групповая работа. Обсуждение и поиск общего решения группы, представление результатов работы в группе. Самостоятельный анализ повести. 1 Задание. 1 группа. Мавра Ермолаевна. Немец. 2 группа. Побег. Встреча с поручиком Вяземским. 3 группа. Война. Подвиг. Медаль. |
| Этап 6. Подведение итогов урока
|
| 1.Обобщение | Индивидуальная работа, выступление перед аудиторией.
| Личностные:соотношение своей части работы с общим замыслом. Регулятивные: умение самостоятельно и рационально работать. Познавательные: проявление активности в решении творческой задачи. Коммуникативные: навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками | Формирование познавательной активности через творческое задание и корректировка полученных ответов. Выполняет роль консультанта.
Вопрос: Какова была цель нашего урока?
|
Ответ: Увидеть исторические события через восприятие главного героя |
| 2.Самооценка | Самоанализ |
| Анализ работы учащихся. | Самооценка работы на уроке. |
| 3.Домашнее задание
| Словесный, наглядный |
| Дифференцированное домашнее задание.
1. Запишите свои предположения о дальнейшей судьбе крепостного мальчика Митьки. 2. Нарисуйте иллюстрацию к одной из сцен повести или портрет Митьки.
| Запись задания в дневники. |
| 4.Рефлексия
| Метод контроля, познавательно-рефлексивный | регулятивные УУД: рефлексия, коммуникативные УУД: умение с достаточно полно выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. | Что удалось нам сегодня на уроке? Чем запомнится эта встреча? Кто узнал новое для себя?
Итоговый комментарий. | Дают развернутый ответ на вопрос (2-3 человека) |